Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] ЕГЭ. Стенограмма. Садовничий

Садовничий В.А. Обсуждаемый сегодня вопрос, безусловно, очень важен. Он затрагивает
практически всех: и детей, и родителей, и общественность, и вузовские корпорации.
И
мне кажется, что с самого начала, когда мы провозгласили внедрение ЕГЭ, были
сделаны ошибки. Потому что ЕГЭ было поставлено, как быстрая, разовая цель
достичь всеобщего благополучия. То есть оценить учебные заведения и школы, сделать
единственным способом систему поступления в высшие решить все проблемы
доступности, справедливости и так далее. Мне кажется, эта ошибка очевидна. Потому
что управление такой сложной системой, как определение пути молодежи,
и не только молодежи, а в целом, можно сказать, и общества, не может регулироваться
одним параметром. Это известно. И ни одна страна на этот путь не встала.
Никогда не может так быть, чтобы одним параметром, одной кнопкой можно было бы
всё решить.

Был и второй риск. Он остается. Давайте вспомним, что людей, двигающих прогресс,
науку, технологии, в общем, можно перечесть по пальцам. Я имею в виду тех,
кого знает мир и знает страна. Вот даже сейчас можно назвать всего десяток-два
таких людей, которые достигли этих высот. И поэтому потеря даже одного талантливого
человека, есть потеря для общества. Этим тоже нельзя пренебрегать, нельзя это
забывать, нельзя усреднять всё - это тоже является большой ошибкой.

Мне кажется, ошибкой было и то, что мы соединили два процесса: процесс оценки
школы и процесс поступления в высшие учебные заведения (об этом говорили Николай
Дмитриевич и Зинаида Федоровна). Во-первых, по оценке школы. Я тоже считаю, что
разовая оценка, по которой нужно принимать решение, Виктор Александрович
сказал, что не должны принимать решения органы образования. Я считаю, что разовая
оценка ЕГЭ, как оценка учителя школы, тоже недопустима.

Дело в том, что разовая оценка зависит от многих факторов. Во-первых, не созданы
равные стартовые условия. Ведь, скажем, сельская школа и продвинутая школа
в каком-нибудь хорошем городе, имеющая хорошую базу, где преподают профессора
в том числе - это разные стартовые условия учеников, а тесто-то едины. И
мы будем делать оценку по качеству школы на основании вот этой разовой оценки.

Что бы я считал по оценке школы. Это первый вопрос. Мне кажется, что надо создать
систему постоянного мониторинга, наблюдения за успеваемостью учеников,
создать национальную базу данных. То есть если молодые люди склонны к одному
предмету, к другому, они участвуют в олимпиадах в 7, 8 и 9-м классах, мне
кажется, что такие базы данных должны быть созданы. За ними надо вести наблюдение,
как делают все страны мира. И, безусловно, тесты или какие-то контрольные
замеры производить не только в выпускном 11 классе, а делать это постоянно -
это сразу исключит случайность. Таким образом, я призываю к тому, чтобы в
школах была создана постоянная система мониторинга. Она, конечно, есть. Но, наверное,
современные технологии, современные вызовы позволяют сделать ее более
систематичной.

Второй вопрос. Поступление в высшие учебные заведения. Не может быть так, что
единый государственный экзамен может быть достаточным, единственным, условием
для оценки этого фактора. Здесь сказано много слов, не хочу их повторять. Но
есть просто факты, от которых трудно уйти. Кстати, я всегда призывал и призываю
к корректности обращения с материалами. Потому что очень часто докладчики используют
только те разрезы, только те материалы, которые выгодны для того,
чтобы провести одну точку зрения. По олимпиадам на коллегии приводили сведения
ректоры других вузов.

Я хочу привести сведения по Московскому университету - это 40 тысяч студентов.
В этом году в олимпиадах в Московском университете приняло 18 тысяч. Причем
шесть из них поступало в Московский университет, более половины поступило. Вот
результаты их учебы. Победители олимпиад или похожих творческих конкурсов
учатся на 10% лучше, чем поступившие другим способом. Статистика по МГУ говорит,
что 92% сдали на пятерки свои экзамены по сравнению с 80, которые поступали
обычным способом. На 10% же процентов отличается и процент отчислений. Если победители
олимпиад и поступившие по конкурсам, у нас отчислений единицы, то
есть 2%, то по другим - до 10%. Таким образом, надо совместить разные способы
приема в высшие учебные заведения. К сожалению, и я не пойму почему, способ
принятия законных каких-то правовых актов по олимпиадам, по конкурсам, постоянно
затягивается. И даже на сегодня нет ни одного документа, который бы мог
реально рассматриваться как документ по проведению олимпиад и творческих конкурсов.
Постоянно кто-то возражает. И вместе с тем настойчиво проводится закон
по введению с какого-то года единого государственного экзамена. Если мы хотим
сделать ошибку, мы можем ее сделать, но потом будем поправлять. Я считаю,
что работа по отбору талантливых молодых людей, которые могут учиться в наших
высших учебных заведениях и достигать высот и результатов, должна вестись
многоканально.

Наряду с олимпиадами, творческими конкурсами, я абсолютно убежден, что в высших
учебных заведениях должна быть возможность проведения письменных экзаменов,
возможность собеседований, других каких-то способов контакта с молодым человеком
для того, чтобы определить наиболее объективно способен ли он учиться.

Мне в неформальной беседе один из руководителей образования одного из регионов
сказал: "А почему же вы не сказали, что вы принимаете этот диплом, мы бы
вам привезли столько таких дипломов, сколько вам нужно для того, чтобы принять".
И это есть, и об этом сегодня тоже говорилось.

Теперь по самому проведению единого государственного экзамена. Фактически не
в одной стране это не проводит министерство, это проводит независимый национальный
центр. Эти независимые национальные центры создаются, безусловно, министерством
в том числе, правительством. Но они должны еще завоевать авторитет своей
объективностью и своим качеством работы. Так есть в любой стране Европы, так
есть во многих странах уже СНГ, которые сначала ввели как единственную форму,
а сейчас отступают на один шаг, и вводят национальные центры.

Я считаю, что мы бы правильно поступили, если бы мы создали один, два, несколько
национальных центра по тестированию и включили бы в эти центры авторитетных
людей, включили бы в эти центры хороших специалистов. И эти центры своей работой
доказывали бы объективность своей оценки. Слишком большая цена вопроса.

Точно так же я считаю, что должен быть создан национальный комитет по проведению
олимпиад и конкурсов. Это есть одно из предложений в закон об олимпиадах.
Во главе такого комитета мог бы быть кто-то из авторитетнейших ученых. Может
быть, даже один и Нобелевских лауреатов нашей страны, который бы совестью
и честью отвечал за развитие олимпиадного движения у нас в стране. Ведь ни один
талантливый человек не должен быть потерян. И мне кажется, что это тоже
очевидно и надо решать. К сожалению, оно также затягивается.

Таким образом, если говорить об этих двух процессах оценки школы и поступления
в университеты, то мне кажется, что, безусловно: единый государственный
экзамен или тестирование. Многие центры тестирования предлагают другие методики
- их тоже надо изучить, и об этом на коллегии говорилось - могут и должны
выполнять эту функцию. Это, безусловно, важная задача - создание объективной
системы оценки школьников в школе, создание объективной системы оценки и одного
из критериев поступления в университеты. Я здесь полностью согласен с Николаем
Дмитриевичем. И этот процесс, мне кажется, нам по силам сделать. Уже накоплен
очень большой опыт.

Что касается второго процесса - поступление в высшие учебные заведения, мне
кажется, здесь надо двигаться абсолютно одновременно. Создавать и законным
способом приравнивать и другие варианты поступления в высшие учебные заведения
- такие, как система олимпиад, система конкурсов, система возможных экзаменов
в отдельных вузах по их желанию.

Мне кажется, что оставшиеся два года до окончания эксперимента - достаточное
время для того, чтобы мы завершили эту работу и приняли понятную нашей стране,
понятную людям, понятную школьникам систему оценки их знаний. При этом я полностью
согласен с позицией Москвы, которая говорит о том, что и школьник имеет
право выбора. Мы тоже не можем так уж принимать решение, чтобы школьник был вообще
ни при чем. Мне кажется, что вот в этой системе будет место и право
выбора и самого школьника. Например, победа на международной олимпиаде.

Таким образом, я поддерживаю то обсуждение, которое у нас сегодня идет. Но призываю
к крайней осторожности, понимая, что цена вопроса - потеря даже одного
талантливого человека, потеря, например, такого ученого, каким был Холмогоров.

Выпуск листа на новом месте: 1543

Ответить   Sat, 3 Dec 2005 16:47:23 +0300 (#484183)