[TIFLO] Танцующие в темноте

Вечерний Харьков
Пятница 2 декабря 2005 г. N135
Танцявление
Танцующие в темноте
Ничего экстраординарного в том, что детский танцевальный коллектив стал лауреатом
международного фестиваля <Звезды польской осени>, казалось бы, нет, если
бы не одно <но>: в ансамбле <Вдохновение> танцуют незрячие дети.
foto/1905
Вот уже более десятилетия руководитель ансамбля Наталья Гоенко повторяет <своим
жалости может идти речь, когда видишь, как они танцуют? Правда, комок к горлу
все-таки подкатывается. Но это никак не жалость. Просто мучает вопрос: почему
этим талантливым, пластичным девочкам тяжелее, чем всем остальным? Почему в жизни
именно так, а не по-другому? А они, однажды решив для себя, что у них
именно <так>, а не <по-другому>, просто живут, работают и воплощают свои мечты
в реальность.
А началось все в 1993 году с приходом в Харьковскую специализированную областную
гимназию для слепых им. Короленко молодого преподавателя Натальи Гоенко.
В гимназии тогда пытались ввести новый предмет - <музыка и движение>, однако
преподавателя найти не могли. Наташа Гоенко узнала об этой вакансии, да, собственно,
и о самой гимназии в детском оздоровительном лагере <Солнечный>, где работала
тогда заместителем начальника по общественной работе. Хореограф и режиссер
по образованию, Наташа решила, что, пожалуй, интересно будет заняться тем, чем
никто и никогда, по крайней мере в этой гимназии, не занимался.
Решение-то она приняла, в гимназию пришла. И вот здесь начались, мягко говоря,
неожиданности: <Первое время я просто не выходила из шока. - рассказывает
Наталья Гоенко. - Ко мне привели детей, большинство которых было тотально слепыми,
которые передвигались, вытянув руки вперед. Никаких методик, обучающих
танцевать незрячих детей, просто-напросто не было. Нет их и по сей день. А танцевать
дети хотели, и нужно было придумать, как все-таки научить их этому>.
Тогда и появился в гимназии огромный плюшевый мишка, которого принесла Наталья
Владимировна для того, чтобы показать ребятам, что такое объем и танцевальное
пространство. Потом начались упражнения на коррекцию движения - незрячим танцовщикам
плохо удавалась координация движений. И под монотонно произносимый
<Белеет парус одинокий> Наталья Гоенко учила правильно, а главное одновременно
двигать руками и ногами. Конечно же, брала с собой в пару, показывая, как
именно нужно делать то или иное движение. А еще - бесконечные упражнения на пластику
рук и: эмоции. Например, движение с разведенными в стороны руками
и выдвинутой вперед ногой называется у Натальи Владимировны <удивление>. Вот
так, где на ощупь, где на слух и учатся танцевать юные гимназисты. Сейчас
в гимназии Короленко сто двадцать танцовщиков и танцовщиц в возрасте от 6 до
17 лет.
Танцевальный ансамбль <Вдохновение> существует уже около десяти лет. Однако принимать
участие в серьезных соревнованиях и фестивалях начал где-то два-три
года назад. В гимназии любят все делать на совесть, чтобы не стыдно было показать.
По мнению Натальи Гоенко, сейчас уже многое показывать не стыдно: <Иногда
я ловлю себя на том, что забываю, что они не видят, и начинаю на них покрикивать,
требуя все больше и больше. И в то же время радуюсь, глядя на их уровень>.
Осенью прошлого года, на свой страх и риск (и за свои деньги кстати), Наталья
Гоенко решила вывезти на международный фестиваль <Звезды польской осени> танцевальную
пару из гимназии Короленко. Тогда в Польшу поехали одиннадцатилетние Валерия
Московченко и Сергей Немыкин. Выступали ребята вне программы (фестиваль проводится
для зрячих детей) и завоевали приз зрительских симпатий. Поляки аплодировали
ребятам стоя. После их выступления к Наталье Владимировне подошел мэр Вроцлава
и пообещал следующей осенью организовать фестиваль для инвалидов <Цветок надежды>.
Первый блин комом не получился, хотя и без накладок не обошлось: <Это здесь,
в родной школе, они такие смелые и уверенные, - рассказывает Наталья Гоенко.
- А там - новая сцена, новый паркет. Конечно же, они очень волновались. Сережа
даже забыл Леру на сцене после выступления. Но потом все-таки вернулся и
забрал>. В Польше ребятам понравилось: страна уютная и люди хорошие. Собственный
успех восприняли спокойно, а то, что из него практически вырос новый фестиваль
- ну мало ли что в жизни бывает...
В этом году <Цветок надежды> впервые прошел в Новой Руде. По настоянию того же
вроцлавского мэра оба фестиваля - и для детей-инвалидов, и для <просто> детей
- проходили одновременно. И у тех, и у других появилась возможность поближе познакомиться
с миром другого. <Зрячие ребята нам очень помогали, - рассказывает
танцовщица <Вдохновения> Виктория Кустарникова, - приходили смотреть, как мы
выступаем. И на репетиции приходили и часто аплодировали. Нас, если честно,
это даже смущало>.
На фестиваль <Вдохновение> попали, что называется, малым составом. Из 15 детей
старшей группы поехали только 10 девочек. Мальчикам не смогли вовремя оформить
документы. В Польшу девчонки привезли три танца: вальс, <Калину> Софии Ротару,
стилизованную под народный танец, и современный эстрадный танец <Софриду>.
Вальс на ходу пришлось переделывать под чисто женский. С этим, впрочем, тоже
справились ровно настолько, чтобы стать лауреатами первой степени в номинации
<хореография>.
Это первый выезд девчонок на такого уровня фестиваль. <Когда мы приехали в Польшу,
мы не знали сцену, даже репетировали около нее. - рассказывает семнадцатилетняя
Карина Геворкян. - Очень переживали, как мы будем выступать на сцене, которой
не знаем. Боялись, что выйдем, споткнемся и просто красиво ляжем на ней>.
Карина родилась незрячей, со временем зрение немного восстановилось, и сейчас
она немного видит. Поэтому и считает, что ей легче на сцене, чем другим девчонкам.
У Виктории Кустарниковой другая история. Она родилась зрячим, здоровым ребенком,
с пяти лет мечтала танцевать, с 11 пошла на танцы, а через год из-за травмы
потеряла зрение. Попав в гимназию, от мечты не отказалась и продолжила танцевать.
Считает, что это ей легче, чем подругам, потому что она когда-то видела.
Слушаешь их - и думаешь: девочки, кому же из вас легче!? А в голове все-таки
не укладывается, что человек, который может так танцевать, ничего не видит.
Планы у ансамбля наполеоновские: в июне польские бальники-инвалиды пригласили
к себе, но уже с бальной программой, а ее еще нужно сделать. К этому выезду
Наталья Владимировна планирует подготовить три пары, одна из которых - глухонемые
ребята Виктор Коротовский и Наталья Сергеева, с которыми она познакомилась
на фестивале.
Заниматься постановкой румбы,
медленного вальса и ча-ча-ча Наталья Гоенко будет не одна, а вместе с сыном Алексеем,
который на протяжении последних лет помогает тренировать ребят. <Бальные
танцы - это более высокий уровень, - рассказывает Алексей Гоенко. - Кроме всего
прочего, здесь еще и театральное мастерство добавляется, мимика. Думаю,
что будет нелегко. Но мне всегда было интересно с ними работать именно потому,
что сложно; к тому же девчонки удивительно работоспособны и упрямы. Думаю,
что у нас все получится>.
Кроме рабочих моментов, есть еще одна проблема: где взять костюмы, без которых
бальные танцы просто немыслимы? А стоит это удовольствие недешево, и, конечно
же, Наталья Владимировна рассчитывает на помощь и новых, и старых друзей, которые
помогли выехать в этот раз в Польшу.
<Чем человек сильнее, тем больше испытаний ему дается. Никогда не принимайте
подачек в виде жалости>, - внушает своим воспитанникам Наталья Владимировна.
И они ей, по всей видимости, верят. А еще верят в то, что если много работать,
быть сильным и упрямым, то любая мечта рано или поздно станет реальностью:
foto/1906
foto/1907
Ольга Санина, <Вечерка>
Выпуск листа на новом месте: 1532