Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-12-21

[TIFLO] Re: С Днем рождения

Глубокоуважаемые Именинники - Юрий Иванович,
Александр Дмитриевич!

От имени Якутян поздравляю вас с днём рождения, желаю крепкого здоровья,
многие лета и многих сил в вашем благородном труде.

С уважением Пантелеймон Егоров.

Выпуск листа на новом месте: 1601

   2005-12-21 05:34:45 (#492505)

[TIFLO] Re: С Днем рождения

Уважаемые члены рассылки и наш добрый друг-модератор Ирина!
Огромная благодарность за поздравления в мой адрес. Пока есть силы и
знания - будем делать дела, непростые, но столь нужные для людей, которым
так непросто в наше сложное время. А так же, мои поздравления Юрию Ивановичу

и моя глубокая признательность за его труды во имя нашего "брата". Жаль, что

нет пока возможности пообщаться лично.
С уважением Александр Грицай.
Alexander D. Gritsay, Primorsky regional library, Vladivostok
Original Message From: "irina zarubina" <inz***@m*****.ru>
To: "culture.people.tifloresource (5088386)" <pk***@e*****.ru>
Sent: Wednesday, December 21, 2005 7:26 AM
Subject: [TIFLO] С Днем рождения

> Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
> Сегодня Александр Дмитриевич Грицай из Владивостока и Юрий Иванович Котов
> из
> Москвы отмечают День рождения! Участники рассылки хорошо знают их обоих,
> как
> старейших специалистов в области разработки, внедрения и популяризации
> компьютерных
> технологий для незрячих и слабовидящих. Под их руководством и активном
> участии
> проводится обучение компьютерной грамотности, разрабатываются методики
> преподавания.
> Но кроме этого и Александр Дмитриевич, и Юрий Иванович просто хорошие
> люди.
> Желаю обоим замечательным именинникам здоровья,счастья, успехов в их
> нелегком,
> но таком нужном деле, бодрости, сил, верных помощников и друзей, всего
> Самого
> доброго и хорошего!
> С уважением
> Зарубина Ирина
> E-mail: tifloresour***@m*****.ru
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 1597
>
> --

Выпуск листа на новом месте: 1600

   2005-12-21 03:11:09 (#492486)

[TIFLO] Глазами родителей

Хочется затронуть, поднять еще одну важную проблему, которую мы почему-то почти
всегда оставляем, что называется, на задворки, но которая имеет чрезвычайно важное
значение. Речь идет об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
По этому поводу у нас должна выступить Суворова Светлана Феликсовна. Светлана
Феликсовна сама себя, я думаю, представит. Мы просим взять слово.

Спасибо.

Суворова С.Ф. Здравствуйте!

К сожалению, та тема, о которой я буду говорить, она касается не только детей
с ограниченными возможностями в том понимании, в котором сейчас рассматривает
их социальная политика. Практически все, что связано с социальной поддержкой,
с педагогической поддержкой, со специальным образованием на сегодняшний день
все более и более плотно под предлогом адресности оказываемой социальной помощи
привязывается к понятию "инвалидность", то есть то, что вот во всем мире называется
ограниченными возможностями.

У нас на сегодняшний день мало того, что все меньше и меньше рождается детей.
К сожалению, как известно, и, я думаю, педиатры это подтвердят все, и об этом
уже говорилось здесь, все большее и большее количество детей страдает различными
патологиями и различными проблемами развития. То есть те проблемы, с которыми
сталкивается образование, те проблемы, которые касаются вот именно этих детей,
детей с ограниченными возможностями, это то, что гораздо шире понятия инвалидности.
Это то, что не всегда нуждается в адресной социальной поддержке и помощи в том
контексте, в котором это принимается во всех национальных программах сегодня,
а это те проблемы развития, часть из которых в значительной мере корректируется
путем специального образования ребенка и специальных мер по поддержанию его здоровья
и развития.

Что же происходит на сегодняшний день? Если можно, совсем кратко, буквально на
полминуты я погружусь в историю. В 80-х годах, как известно, международная общественность
объявила международное десятилетие инвалидов. Советский Союз тогда при бесплатном
здравоохранении, пенсионном обеспечении и тому подобное, но Советский Союз категорически
отказался участвовать в этих программах, потому что наш тогдашний глава государства
Леонид Ильич Брежнев заявил, что в нашей стране ликвидированы социальные причины
инвалидности, поэтому к нам это не относится.

За это десятилетие инвалидов весь мир, все люди с ограниченными возможностями,
родители детей с ограниченными возможностями и родители тех детей, которые страдали
так называемыми "пограничными состояниями", то, что в нашей стране называется
"пограничное состояние", добились очень многого.

Поэтому практически все наши родители и специалисты, выехав в какую-нибудь экономически
развитую страну, говорят: ой, как же там, у немцев, люди живут, да! Там так инвалидам
живется, как у нас здоровым во сне не снилось.

На самом деле, как это ни удивительно и как это ни парадоксально, это не так.
Более чем за 100 лет в нашей стране сложилась прекрасная русская школа дефектологии,
которая, конечно, специфическим образом привязана к нашей национальной культуре,
нашим национальным традициям, нашему национальному языку. Но тем не менее, по
оценкам очень многих специалистов, эта школа действительно одна из лучших в мире.

В нашей системе образования на нашей почве в основном дефектологи работают в
системе специализированных учреждений, в так называемых коррекционных образовательных
учреждениях. Это уже так исторически и организационно сложилось.

Очень многие дети, которые поступали в эти коррекционные образовательные учреждения,
за 12 лет обучения там полностью компенсировали большинство недостатков своего
развития, вливались в трудовую жизнь, интегрировались в общество, поступали в
общие гражданские средние специальные и высшие учебные заведения либо работали.

Что происходит сейчас? Я буду говорить очень коротко, потому что то, что происходит
сейчас, можно назвать вообще тремя словами - ликвидация специального образования
в принципе. Если говорить о цифрах. Около 10 лет разрабатывается, Олег Николаевич
тут может дать более подробную и точную консультацию, потому что он один из основных
носителей этого закона, разрабатывается и пытается каким-то образом пробиться
закон о специальном образовании. Этого закона нет, и на сегодняшний день у нас
как бы мы даже не можем мечтать о том, что он будет, его не принимают к рассмотрению.

По данным Министерства образования, в 2000 году в нашей стране на территории
Российской Федерации находилось 1967 специальных учебных коррекционных заведений
для детей с проблемами развития. В 2005 году, по данным Министерства образования,
этих учреждений было 1947. По данным этого же Министерства образования, в 2005-2006
году их осталось 1810.

Больше 100 учреждений закрыто. Специалисты разогнаны. По регионам им предлагают
переходить в дошкольные обычные учреждения, проходить переобучение и через службы
занятости находить себе новую работу. Я повторяю, более 100 лет формировалась
школа отечественной дефектологии.

В приоритетных направлениях развития образования на ближайшее время справка...
То есть приоритетные направления одобрены заседанием правительства 9 декабря
2004 года. Единственное, что относится к детям с ограниченными возможностями,
единственное - это пункт 6 Основных задач, которые нужно будет решить в реализации
приоритетных направлений развития образования. Как вы думаете, какой этот 6 пункт?

Пункт 6-й звучит следующим образом: "Особую роль при решении вопросов развития
специального образования, защиты прав детей-сирот и детей с ограниченными возможностями
должны сыграть: попечительские советы, включающие представителей общественности,
органов власти и бизнес-сообществ, региональные и муниципальные советы родительской
общественности".

То есть на сегодняшний день при увеличении, объективном увеличении количества
детей с проблемами развития резко уменьшается количество коррекционных учебных
заведений, сокращается количество работающих и мест работы для специалистов,
которые компенсируют эти проблемы развития. И фактически дети, дети-инвалиды
и дети, имеющие проблемы развития, но которые могли бы быть интегрированы в общество,
могли бы полноценно жить и работать, выносятся за скобки, на домашнее обучение.
Более подробно об этом скажет мама больного ребенка, которая тоже будет выступать
сегодня.

Я бы очень хотела, если можно, обратиться к вам с просьбой. Принять на этих общественных
слушаниях, к сожалению, скажу правду, очередное, но все-таки обращение к депутатам
Государственной Думы. Во-первых, рассмотреть и все-таки принять закон "О специальном
образовании". И второе - это обязать в обязательном порядке обращение к правительству,
связанное с недопущением мер по ликвидации специальных коррекционных учебных
заведений.

И вы знаете, мне хотелось бы выполнить еще одно поручение. У нас собрание родителей.
Но, тем не менее, есть целая категория людей в нашей стране, за которых некому
вступиться и которые полностью лишены, не только своего конституционного, но
и зафиксированного в международных документах права на образование, даже в надомной
форме. Это те сироты, которые находятся, не взирая безотносительно к интеллектуальному
развитию, к их интеллектуальным возможностям, это те сироты, которые находятся
в учреждениях системы социальной защиты населения. В этих учреждениях не осуществляются
образовательные мероприятия, дети не обучаются. Многие, кто заканчивает эти детские
специальные учреждения, дети-инвалиды переходят в дома-интернаты, будучи абсолютно
неграмотными, не имея никаких социальных перспектив. Это все под постоянную болтовню
о заботе государства о детях-сиротах. Необходимо решать эту проблему и сделать
все для защиты конституционного права на образование этой категории граждан России
- детей и взрослых-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социальной
защиты населения.

Все. Спасибо.

Смолин О.Н. Спасибо большое, уважаемая Светлана Феликсовна.

Поскольку опять же было прямое обращение, вынужден дать две справки, как выпускник
специальной школы, как член центрального правления Всероссийского общества слепых
и даже почетный член Всероссийского общества инвалидов.

Позиция первая. Действительно в советский период очень много стеснялись говорить
о проблемах инвалидов, но при этом очень основательно им помогали. И возможности
получить образование, и трудоустройство, и доходы, извините, были вполне приличные
по нашим тогдашним меркам. Сейчас мы намного больше стали говорить о проблемах
инвалидов, но, к сожалению, намного меньше стали им помогать. Таков парадокс.

Теперь что касается второй части. Действительно более 10 лет мы работали над
законом "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья". Дважды его
принимала вторая Государственная Дума, дважды его отклонял Президент Ельцин.
Президент Путин дал прямое поручение своей администрации согласовать с нами текст
этого закона. Администрация поручение президента провалила. Все наши обращения
ничего не дали.

Сейчас подготовлена новая версия этого законопроекта, мы его скоро будем выносить,
очень хочется верить, что он станет законом. Но если сказать совершенно честно,
положа руку на сердце, то для этого нужна несколько другая политическая ситуация.

К сожалению, вот дети-инвалиды, может быть, потому что они не выходят и не перекрывают
Ленинградское шоссе, или что-нибудь там другое, поэтому на них пока государство
денег по-настоящему выделять не собирается. Хочется верить, что это рано или
поздно изменится.

Спасибо.

Выпуск листа на новом месте: 1599

   2005-12-21 00:48:27 (#492469)

[TIFLO] Глазами родителей

Председательствующий. Продолжаем работу нашу. Пожалуйста, слово предоставляется
Павловой Ларисе Октябристовне - президенту НП "Родительский комитет". Не знаю,
что такое НП, вы сами тогда объясните.

Павлова Л.О. Дорогие друзья, я здесь представляю интересы некоммерческого партнерства,
защиту семьи, детства, личности и охрану здоровья, называется оно "Родительский
комитет".

Эта организация уже шестой год специализируется на вопросах анализа ситуации,
сложившейся с семейной политикой, образовательной политикой, здравоохранением
связано непосредственно с защитой интересов семьи и ребенка и занимается правовой
защитой в тех случаях, когда обращаются к нам, мы видим сами случаи нарушения
законных прав на образование, на здравоохранение и так далее.

У нас достаточно большой опыт работы, связанный с защитой семьи. И сегодня мне
хотелось бы поблагодарить участников общественных слушаний, которые, на мой взгляд,
являют достаточно положительный пример общественного обсуждения тех проблем,
которые наиболее болезненны в нашем обществе.

Мне хочется сказать о том, что вот я заполняла анкету, которую предложили нам
устроили и, практически, на все вопросы пришлось, к великому сожалению, ответить
нет. Нет политике, которая не решает вопросы образования. Нет, система образования
не укрепила, а скорее разрушила многие традиционные ценности, которые отмечались
как положительные, в том числе и качество образования. Мнение родителей не участвуется.
Нет, не созданы механизмы участия родителей в системе образования. И нет, права
родителей не реализуются в должной мере.

Мы все с вами, многие из нас, по крайней мере, родители и кого мы хотим вырастить
и воспитать? Мы хотим воспитать здорового и физически и нравственно ребенка и
хотим дать ему качественное образование для того, чтобы он имел более широкий
выбор в своей жизни.

Кем же является родитель? Родитель является гарантом, но не конституционным,
а гарантом получения ребенком, соблюдения конституционного права ребенка на образование.
Никто кроме родителя должным образом не отследит соблюдение этих прав. Поэтому
права родителей, они очень глубоко вписываются в систему правовых гарантий, как
право на образование, здравоохранение, воспитание и так далее. Именно поэтому
это очень важный вопрос и я рада, что именно этот вопрос поднят сегодня здесь,
в Государственной Думе.

К сожалению, 7 минут - это очень мало. И хотелось бы очень многое сказать о тех
проблемах, которые стоят перед родителями. Но придется довольствоваться малым,
и обратить ваше внимание на основные моменты, которые, с нашей точки зрения,
важно отмечать при решении вопроса, при формировании государственной политики
в области образования.

Итак, вот вам раздали всем выдержки из законодательства. Далеко ходить не надо,
открываем статью 52 закона "Об образовании Российской Федерации, Конституцию
и там все видим о том, что имеет право родитель. Родитель является законным представителем
ребенка по всем вопросам, не только его прав, но и интересов, в том числе и в
школе. Родитель имеет право на выбор формы образования и выбор системы обучения.
Кроме этого, родитель имеет право принимать участие в управлении образовательным
учреждением.

Что касается защиты законных прав и интересов ребенка. Здесь всем на более или
менее понятно, хотя многие родители спрашивают, со скольких лет ребенок самостоятельный?
Кто-то говорит с 14, кто-то говорит с 10. Нет. Ребенок Конвенция о правах ребенка
говорит: в силу своего физического и нравственного развития нуждается в защите.
И в силу нашего закона родитель до 18 лет полностью отвечает за ребенка.

За что отвечает родитель? Он отвечает за его здоровье, за его образование. Но,
имея обязанности и имея реальную возможность лишиться своих родительских прав,
если родитель не будет отправлять вот эти вот все родительские обязанности, родитель
зачастую не имеет реальных гарантий осуществления своих прав. То есть, отсутствуют
в нашем законе "Об образовании" механизмы защиты родительских прав. И, фактически,
я думаю, буквально каждый присутствующий здесь, если он не находится в каком-то
супер-пупер элитарном месте, где за деньги решается все, а за деньги все не решается,
вместе с тем наш опыт показывает, то любая должность не дает родителю возможность
чувствовать себе уверенно в школе. Родитель, как правило, пасует и перед учителем,
и перед директором. И пасует почему? Потому что его ребенок является, по сути
дела, заложником вот этого нашего образования.

И если у родителя не сложились нормальные взаимоотношения в школе с педагогическим
коллективом, то практически ни у одного родителя нет гарантии того, что его ребенок
будет ущемлен. Я не говорю обязательно физически. Но мы сталкиваемся с огромными
случаями психического насилия. А преуспеть вот в этом насилии можно очень не
плохо.

Таким образом, вот какие, что необходимо, прежде всего, ответить. Что предусматривает
образовательное право и права родителей? Это значит гарантирование права ребенка
на качественное образование, не просто на доступное. Действительно доступность
и качество образования, оно между собой непосредственно связано.

Я столкнулась недавно с удивительнейшей темой - вот право на образование. Сейчас
говорят о принятии новых стандартов образования. Да, это все очень хорошо и замечательно.
Но, к сожалению, вопрос содержания образования, он уходит из обсуждения как общественных
слушаний, так и в Государственной Думе.

И мне хотелось бы обратить особое внимание всех присутствующих на то, что именно
содержание образования является тем серьезным моментом, который даст нам возможность
иметь нравственно и физически здоровых детей. Потому что ни для кого не секрет,
и совершенно можно поддержать двумя руками вот высказывания депутата Смолина,
ведь образование является идеологией, и никуда мы от этого не денемся.

К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что зачастую качество образования, именно
наполняемость содержания предметов оставляет желать лучшего. Это искаженные факты
по истории, это недостаточный русский язык и литература.

Кроме того, у нас появились предметы, такие, например, как "Граждановедение",
"Основы безопасности жизнедеятельности", которые, если вы их откроете, стали
по существу учебниками нравственности.

Мы были просто поражены, когда мы открываем учебник по "ОБЖ", сейчас я не помню
автора, это можно уточнить, если кого-то интересует, где есть целая глава, бывший
физкультурник учит детей мужественности и сексуальным упражнениям. Это охрана
здоровья. Это что за учебники такие, которые принимаются к преподаванию в школе?

Ну, не время касаться сейчас учебников, но вот что удивительно. Когда мы собрали
большой материал, касающийся, вот родительский комитет, вопроса качества образования,
то обратили внимание на то, что все методические рекомендации касаются в основном
усвояемости материала. И практически нет никаких нормальных методических документов,
касающихся содержания образования.

Ведь понимаете, усвоить материал можно и тюрьме, например. И можно получить качественное
образование о том, как хорошо и грамотно воровать. Вопрос: чему учат наших детей?
И вот здесь огромную роль в этом играют родители и те права на участие в образовательном
процессе, на участие в управлении образованием, которые предоставлены родителям.
Да, эти права зафиксированы в уставе школы, как правило, зафиксированы в Законе
"Об образовании". Но вместе с тем, это лишь общее право. И получается, что родителям
необходимо с боем это свое право снова и снова завоевывать, хотя оно вот зафиксировано.

И мне кажется, депутатам очень важно при ознакомлении с проектами законодательства
в области образования обратить внимание на возможность родителей контролировать
качество образования в части содержания, наполняемости образования. Это напрямую
ведь связано с вопросами воспитания. А на сегодняшний момент задачами школы
является не только, и вуза, школы, прежде всего, является не только дача знаний,
но еще и воспитание. Это одна из функций школы.

В вопросах воспитания родители по закону имеют преимущественное право. Но где
вы видели о том, чтобы школа согласовала вопросы воспитания с родителями? Это
только в форме вызова родителя, и накачивание родителей на предмет, например,
неуспеваемости или плохого поведения ученика.

А если читаются непонятные лекции? А если низкое качество содержания образования,
которое совершенно не совпадает с ... ориентациями родителей? Мы сталкивались
с тем, что 11-летних детей запирали в классе и навязывали им методики ухода в
астрал. И все это системы образовательные, которые не взирая на возражения родителей
проводятся школой. Значит, ответ такой: не нравится - уходите.

Можно уйти, наверное, в городе Москве, но огромное количество других школ в более
маленьких городах, невозможность везти ребенка, она исключает возможность перевести
ребенка в другую школу, и что мы имеем? Мы имеем нарушение конституционного права
ребенка на доступность образования, потому что ребенку навязывают то, против
чего возражают родители. А форма протеста родителей как может быть выражена?
Один в поле не воин, именно поэтому вот наш родительский комитет образовался,
когда родители поняли, что необходимы совместные усилия по защите прав родителей,
как гарантов конституционных прав на образование их детей.

Ну мне хотелось бы коснуться совершенно коротко, что есть еще одна тематика таких
тем, о здоровье здесь говорили, существует нравственная, физическая и информационная
безопасность ребенка, и дело не в только в террористах, а дело в том, что принцип
"не навреди", который свойственен нашей медицине, он должен быть приоритетом
также и в учебных заведениях, потому что информационная безопасность ребенка
- это тоже важная вещь.

Мы сформулировали кое-какие, я сформулировала наши предложения и передала в президиум,
которые можно было бы дополнить, и если можно, буквально вот одна минута, я их
перечислю.

Нам кажется, что реформа в сфере образования проходит весьма кулуарно, и что
необходимы какие-то определенные усилия для общественных обсуждений всех законопроектов,
связанных с образованием, и получение независимых экспертиз, в том числе на предмет
вот соблюдения конституционных прав.

Очень неплохо все изложено в концепции модернизации образования до 2010 года,
но есть моменты, которые туда не вошли. И мне хотелось бы особенно отметить,
о том, что государство, создание вот общественно-государственных функций предусматривает
наличие все-таки какого-то контроля со стороны государства за, по крайней мере,
соблюдением конституционного права на образование.

И вот этот вопрос о создании инспекции в рамках федеральных агентств, комитетов
по образованию, которые бы могли контролировать деятельность школы, оно крайне
необходимо, потому что только лицензирование и только аккредитация - это чисто
формальные моменты контроля за деятельностью школы.

Ну вот, к сожалению, я не успела сказать очень многое из того, что я хотела,
но поскольку время мое истекло, я надеюсь, что наши предложения будут приняты,
и мне хотелось бы назвать номер телефона родительского комитета. 212-31-76.

Если у кого-то есть какие-то предложения, проекты, связанные с деятельностью
вот в сфере защиты прав семьи ребенка, пожалуйста, звоните, мы всегда готовы
контактировать, если надо, мы кого-то проконсультируем и поможем в трудной ситуации.

И мне хочется передать членам нашего президиума, родительский комитет издал книжки
такие - пособие для родителей по школьному образованию. Здесь законодательные
акты, кое-какие экспертизы учебников и ответы на вопросы, касающиеся родителей.

Вот тот телефон, который я назвала, если кому-то это пособие по законодательству
фактически необходимо, пожалуйста, звоните, мы всегда вам предоставим в пользование.

Благодарю вас.

Выпуск листа на новом месте: 1598

   2005-12-21 00:32:27 (#492458)

[TIFLO] С Днем рождения

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня Александр Дмитриевич Грицай из Владивостока и Юрий Иванович Котов из
Москвы отмечают День рождения! Участники рассылки хорошо знают их обоих, как
старейших специалистов в области разработки, внедрения и популяризации компьютерных
технологий для незрячих и слабовидящих. Под их руководством и активном участии
проводится обучение компьютерной грамотности, разрабатываются методики преподавания.
Но кроме этого и Александр Дмитриевич, и Юрий Иванович просто хорошие люди.
Желаю обоим замечательным именинникам здоровья,счастья, успехов в их нелегком,
но таком нужном деле, бодрости, сил, верных помощников и друзей, всего Самого
доброго и хорошего!
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1597

   2005-12-21 00:15:04 (#492455)