Кучма Владислав Ремирович - директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Российской академии медицинских наук, доктор наук, профессор. Спасибо.
Спасибо большое за приглашение, и за возможность выступить на этих общественных
слушаниях. И очень, на мой взгляд, приятная и удачная аудитория. Хотя должен
вступить сразу как бы в такую, может быть, хорошую дискуссию. Мы все-таки, выстраивая
работу и выстраивая систему школьной медицины, исходим все-таки из того, что
задача современной школы - это обеспечить учащихся необходимым уровнем знаний
и подготовить их к полноценному выполнению основных социальных функций в обществе
- к трудовой, интеллектуальной деятельности, защите Отечества, созданию семьи,
воспроизводство здорового потомства. И должен сказать, что, конечно же, выстраивать
эту систему образования без учета состояния здоровья нельзя.
Забегая вперед сразу скажу, что, к сожалению, в школу они не приходят здоровыми.
И винить так во всем школу, вот что сейчас достаточно часто бывает, это не совсем
так. Я буду говорить об одной из проблем чуть позже, о предшкольной подготовке.
Так вот, мы посмотрели, пятилетки наши, которых хотят сегодня в предшколе учить,
они имеют где-то порядка пяти процентов всего первую группу здоровья. Это дети,
которые абсолютно здоровы. А на выпуске мы имеем этот процент 3,5-4. Поэтому
вот что пришло в родную школу, как говорил один юморист, то примерно и уходит.
Но нельзя согласиться и с тем, что с детьми ничего не происходит. Наши данные
убедительно показывают, что за последние десятилетия дети меняются. Родителям
иногда кажется: ой, и мы такими же были, учителям иногда кажется, что дети такие
же, как и прежде, на самом деле, это не так. У них снижаются... у них ниже показатели
массы тела, у них ниже показатели длины тела, среди них меньше детей, имеющих
нормальные показатели физического развития. Сегодняшний первоклассник только
в 50 процентах случаев может быть отнесен к ребенку, который имеет физическое
развитие соответствующее региональным стандартам.
И, как следствие этого, неготовность детей к систематическому обучению. По сравнению
с семидесятыми, восьмидесятыми годами неготовность детей к систематическому обучению
на седьмом году жизни увеличилась в пять раз, увеличилась в пять раз. По данным
даже официальной нашей статистики, всем известная диспансеризация детей в 2002
году, и министр, и президент эту цифру называют, 32 процента детей относятся
к первой группе здоровья. Еще раз обращаю ваше внимание, что это достаточно упрощенный,
если хотите, такой легкий взгляд и легкая диспансеризация, серьезные, углубленные
обследования детей показывают, что это вот два, три, четыре процента. Дети-хроники
у нас составляют среди учащихся, школьников - 58 процентов, среди учащихся профессиональных
училищ - 63 процента. И, к сожалению, эта тенденция роста заболеваемости, так
сказать, сохраняется.
На что хотел обратить внимание, прежде всего, конечно, родителей, хотя и учителя
с этим сталкиваются. Мы так расширили диапазон возможностей поступления в школу
от шести лет, хотя по закону там шесть с половиной, но реально мы знаем, что
принимают от шести до восьми лет. И родители, особенно мальчиков, хотят, так
сказать, вот закинуть побыстрее этого ребенка в школу, чтобы у него был запас
во времени. Так вот, мы располагаем объективными данными, мы и до этого как бы
знали, что цена вопроса достаточно дорога, а сейчас я вам просто приведу примеры,
так сказать. Да, они справляются с этой школой. У нас есть наблюдения, когда
среди... Выпускной класс, одноклассники, а им - 16, 17 и 18 лет. Они прекрасно,
успешно заканчивают школу, в целом, так сказать, все нормально, но цена вопроса
чрезвычайно высока для шестнадцатилетних детей по сравнению с восемнадцатилетними.
По заболеваниям кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервно-психического
расстройства, разница в уровнях заболеваемости между одноклассниками шестнадцати
и семнадцати-восемнадцати лет - полтора-два раза, полтора-два раза. Вот за что
платит ребенок, которого рано отдали в школу. Он выполнил всю учебную программу,
но цена этому чрезвычайно, так сказать, высока. 50 процентов детей до восемнадцати
лет суммарно... А среди подростков 15-17 лет 83 процента детей нуждаются в оздоровительных
профилактических мероприятиях в условиях поликлиники.
Конечно же, огромный отпечаток накладывает проблема с питанием детей в образовательных
учреждениях. 10-15 процентов всего учащихся имеют возможность горячего питания
в условиях школы. Разброс цен в субъектах Федерации по муниципальным образования
от нуля до 12-15 рублей. И, конечно, это сегодня один из мощнейших факторов,
оказывающий негативное воздействие на состояние здоровья детей.
Речь идет активно в школах по поводу двигательной активности, уроках физической
культуры. Мы полностью это поддерживаем. Это действительно мощный стимул. Но
им надо пользоваться с умом и под контролем. Вот все-таки существует такое достаточно
облегченное восприятие уроков физической культуры. Это ребятам подвигаться, побегать,
попрыгать можно и вне сетки расписания поставить.
Уроки физкультуры имеют глубокий смысл, обеспечивающий своевременное именно в
конкретные периоды жизни ребенка развитие тех или иных его физических свойств,
качеств, функций. Урок должен строиться соответствующим образом с тем, чтобы
не было вот этих экстремальных ситуаций, когда, казалось бы, ничего страшного
нет, обычный кросс, а трагедии, связанные с жизнью детей.
Конечно, нельзя сегодня не говорить об этом. И роль семьи здесь чрезвычайно высока.
Это рисковые формы поведения. Раньше мы это говорили, нездоровый образ жизни,
курение, алкоголь. У нас сегодня регулярно курят, как минимум, пять, каждый пятый
ребенок. Употребляют алкоголь 75 процентов, причем один раз в неделю и чаще это
14 процентов. Употребляют пиво и слабоалкогольные напитки 46 процентов. К сожалению,
для нас вот это наша особенность российская стали преобладать девушки. Они начинают
лидировать и обгонять ребят в этом отношении.
Должен вам честно сказать, что до дна в этих показателях мы еще не дошли. Страны
Восточной, Центральной и Западной Европы, в общем-то, нас опережают. Нас опережают
в этом отношении. Но вместе с тем опыт их работы показывает, буквально я вернулся
только с конгресса по школьной медицине европейского, все, не все, но многие
страны говорят о том, что высока роль родительского, семейного контроля в деле
снижения вовлечения детей в рисковые формы поведения: алкоголь, табак, ранняя
сексуальная активность. Вот на это многие обращали внимание.
Но тема наша все-таки сегодня "Образовательная политика". Мы все-таки считаем,
что образовательная политика определяется в том числе и постановлениями правительства.
И в частности тот самый государственный эксперимент образовательный школы, который
идет на основании постановления правительства еще аж с 2001 года. Прекрасные
идеи этого эксперимента. Мы их полностью поддерживаем. Повышение качества образования,
укрепление здоровья учащихся. Это все записано там 100-процентно.
Но, когда мы смотрим и не только мы, это даже я сейчас привожу данные и Министерства
образования, и Российской академии образования, только в треть школах, участвующих,
вернее, нет, в каждой третьей школе, участвующей в эксперименте, превышены уже
существующие нормативы учебных нагрузок. 80 процентов первоклассников ежедневно
выполняют домашнее задание. Но для тех, кто не знает, скажу, что это просто запрещено
нашим санитарным законодательством.
У 25 процентов детей неадекватно низкий объем двигательный активности. Он и так
в школе падает резко, но в условиях этого эксперимента у четверти школ он ниже.
И только 30 процентов школ, участвующих в этом эксперименте, обеспечены медицинским
персоналом.
Не могу, честно вам сказать, согласиться с тем предложением, которое записано
в резолюции о 12-летнем образовании. Ведь этот документ, эта реформа мыслилась
в том числе и как 12-летнее образование. И мы его поддержали, и продолжаем поддерживать
с той точки зрения, что мы надеялись, что это разгрузит ученика в процессе обучения.
Раз.
Второе. Мы располагаем и психологи располагают данными о том, что не готовы наши
выпускники ни к службе в армии, ни к выбору профессии, ни к социальной жизни,
не созрели они. Не говоря уже о том, что во всем мире дети - это до 19 лет. Так,
может быть, нам имеет смысл принять их спокойно в 6 лет в школу, прочить 12 лет,
а подвинуть армию? И чтобы не висел этот дамоклов меч, и чтобы ребята спокойно
подготовились.
Конечно, все это можно регулировать, особенно нагрузки, законодательством. Дума
приняла в первом чтении федеральный закон "О государственном стандарте общего
образования", но, в общем-то, кроме этого первого слушания, что происходит дальше
мы не знаем. Хотя давали свои предложения.
Но для родителей, я хочу обратить внимание, это тоже как бы наш рычаг, требовать
и принятия этого закона, а потом контролировать его выполнение. Там должны лимитироваться
и количество уроков физической культуры, и выполнение домашнего задания, там
этого сейчас как бы нет, и объем нагрузок. Недостаточно представлены в этом образовательном
стандарте, скажем, такие понятия как здоровье и формирование здорового образа
жизни. Мне кажется, что вот этот процесс тоже должен быть под таким контролем.
Образовательная политика - это и профилизация старшей школы, которая сейчас тоже
в порядке эксперимента вовсю идет. И реально она привела к тому, что как раз
первый выступающий и говорил, резко, существенно увеличился объем суммарной учебной
нагрузки. Он и в школе зачастую увеличился, и плюс еще ребенок вынужден готовиться
к подготовке в вуз. Треть старшеклассников, у трети старшеклассников мы регистрируем
сильное и выраженное утомление в процессе занятий.
Состояние здоровья наших подростков таково, что по тем или иным причинам до 80
процентов из них ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Это не
значит, что они все там инвалиды и не смогут работать. Но то, чем он хотел бы
заниматься, на него это накладывает свой отпечаток. А в связи с имеющимися хроническими
болезнями ограниченность в выборе профессии и специальности имеют 65 процентов
выпускников девятых классов, ну перед началом как бы профилизации. Немногим более
половины старшеклассников определились с направлением своей будущей профессии.
Мы считаем, что это, конечно же, не полностью использованный потенциал в школе
по профессиональной ориентации в среднем звене школьного образования.
Но что еще более печально, на наш взгляд, из определившихся в своем выборе значительная
часть старшеклассников, 62 процента, учатся в классе, профиль которого не соответствует
их будущей специальности. Вот и нагрузка, и все психологические драмы. А причина,
конечно же, отсутствие необходимого профиля в школе и трудности с перемещением
в другие классы.
Следующее обсуждаемое направление образовательной политики - это предшкольная
подготовка детей. Да, говорится о том, что это не подготовка, это воспитание,
обучение, выравнивание стартовых возможностей 5-летних детей. Но насколько готовы
эти дети вот к такой систематической работе, которая предлагается? Я вам назвал
уже цифру: 5 процентов только первая группа здоровья, у каждого четвертого ребенка
данного возраста - третья группа, это уже хронические заболевания, в основном
это все-таки за счет костно-мышечной системы, атопического дерматита, морфо-функциональные
нарушения имеют до 70 процентов детей. Не учитывать всего этого в этой системе
подготовки, конечно же, нельзя.
Важно и по каким методикам мы будем учить детей. И вот здесь я полностью солидарен
с первым докладчиком, здесь должна быть высока роль родителей. У нас в законодательстве
очень много хороших вещей написано и, в частности, в соответствии с законом "О
санэпидблагополучии" записано, что все методики, режимы, программы обучения в
образовательных учреждениях должны иметь заключения на безвредность, безопасность
для здоровья детей. Я вам могу сказать, что таких заключений на весь Советский
Союз, на всю Россию даже не понадобится половины пальцев рук.
А то обилие программ, которое сегодня есть в дошкольных образовательных учреждениях,
школах просто не поддается измерению. Степень его влияния на здоровье детей чрезвычайно
проблематична. В каких условиях это будет делаться при том, что прекращены детские
сады? Готовить в школе невозможно. Только треть образовательных учреждений удовлетворяет
санитарно-гигиеническим требованиям для детей школьного возраста, не говоря об
этих детях. В каждом восьмом учреждении регистрируются грубые нарушения, в том
числе со вспышками кишечных инфекций. Мебель не соответствует возрастно-ростовым
параметрам детей в 22 процентах образовательных учреждений Российской Федерации.
Поэтому мы однозначно считаем, что что бы то ни было делать с детьми пятилетними,
называть это воспитанием перед школой, но в ныне существующих образовательных
учреждениях, я имею в виду в школах, нельзя, дети с этим не справятся. Да, есть
система дошкольного образования. Она показала достаточно свою результативность,
там нужно и проводить эту работу.
В завершение несколько слов хочу сказать и тоже родители, я считаю, должны здесь
быть, мы с ними должны совместно действовать. Медицинская наука накопила достаточно
большие материалы и проработаны профилактические оздоровительные мероприятия,
которые могут осуществляться в образовательных учреждениях. Это и профилактика
нарушений опорно-двигательного аппарата, и нервно-психическое здоровье, зрение,
оздоровление учащихся с миопией, дети, перенесшие респираторные инфекции, дети
с проблемами в массе тела. Есть соответствующие рекомендации и для родителей.
Но, к сожалению, наша школьная медицина, а она на бумаге, я вам должен сказать,
неплохо продумана. Во всяком случае, не хуже, а по нагрузке, может быть, даже
и лучше в целом ряде европейских стран. Нам положен один врач и две медицинские
сестры на 1 тысячу - 1 тысячу 200 учащихся в каждую школу. У нас есть в поликлиниках
отделения и организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
У нас есть на бумаге возможность и их можно открывать отделения медико-социальной
помощи детям, а это прямой выход и на родителей, и на микросреду, в которой живет
ребенок. Но, к сожалению, укомплектованность всех поликлиник, а этих отделений
в особенности, чрезвычайно низкая. Вот этих отделений в школах 45-50 процентов.
Если принять во внимание совместительство и состав тех, кто там работает, то,
конечно, возможности эти ограничены.
Но, на мой взгляд, и на наш взгляд, всего нашего института, школьная медицина
должна сегодня стать приоритетом реформы здравоохранения. Сейчас много говорят
о том, что вот первичное звено, вот давайте участковому врачу доплату 10 тысяч
рублей, потому что он зимой 30 раз снимает и одевает пальто, ходит по вызовам.
Но давайте вдумаемся и вспомним, здесь все родители, бабушки и дедушки, а особенно
сейчас: когда ведут ребенка к участковому врачу в поликлинику, когда вызывают
на дом? Когда уже ничего другого сделать нельзя. Температура 38-39 градусов,
надо вызывать врача. С ребенком нелады, мама его берет в руки и идет к участковому
врачу. Но это же никакая не профилактика, это тушение уже пожара.
Школьный врач, если его наполнить и содержанием, научить, обучить, оснастить
необходимым оборудованием врачебные кабинеты, он каждый день видит ребенка, он
каждый день свои шесть часов работы может посвятить этому виду деятельности.
Так, может быть, и не будет, в меньшем количестве случаев будет вспышка вирусных
инфекций, острых респираторных заболеваний и участковому врачу не нужно будет
бегать по этому участку?
Смолин О.Н. Владислав Ремирович, мы просим прощения, регламент. Очень содержательное
выступление, но очень сложно с регламентом.
Коллеги, всех последующих выступающих мы просим соблюдать регламент. Позволю
себе две короткие реплики. Реплика первая, чтобы вы не думали, что в Государственной
Думе только говорят. В прошлую пятницу мы выносили на голосование вопрос о детском
питании. 15 миллиардов рублей - цена вопроса от Москвы до самых до окраин. Дополнительные
доходы бюджета текущего года за полгода это практически 900 миллиардов рублей.
Мы просили 1/60 часть на питание детей. Результаты голосования такие: КПРФ -
90 процентов, "Родина" (Народная Воля) - 33, "Родина" - 24. Обычно "Родина" у
нас голосует лучше, видимо, что-то было, не было депутатов. "Единая Россия" около
1 процента - 0,7, ЛДПР - 0.
Вторая справка. Закон "О государственном образовательном стандарте" до сих пор
находится в комитете Госдумы, несмотря на то, что принят в первом чтении 100
лет назад.
Правительство сейчас, Министерство образования и науки предлагает две новации
к этому закону.
Первая новация. Включить в закон стандарт не только на программы, но и на условия.
Мы это предлагали уже много лет, и будем всячески поддерживать, если это удастся.
Потому что, для того чтобы потребовать качественного образования от учителя,
нужно чтобы у него и у ребенка были необходимые условия.
Вторая идея. Исключить из государственного стандарта минимальное содержание.
Считаю, что эта идея вредная, разрушает стандарт. Потому что если даже будут
единые требования, но в каждой школе будут учить предметом, в каком захотят порядке,
на каких захотят годах, то ребенок даже из одной школы в другую в Москве перейти
не сможет, потому что ему придется одни предметы повторять, а другие он пропустит.
Вот ситуация с законом о стандарте. Закон по-прежнему находится в подвешенном
состоянии. Спасибо.
Выпуск листа на новом месте: 1595