Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2005-12-20

[TIFLO] Глазами родителей

Уважаемые коллеги, я просил бы высказаться по проблемам самых маленьких детей
Владимира Тавиевича Кудрявцева, заведующего кафедрой Теории истории и психологии
РГГУ, доктора психологических наук, профессора, а в недавнем прошлом директора
Института дошкольного образования Российской академии образования. Спасибо.

Кудрявцев В.Т. Спасибо.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Я очень признателен своему коллеге профессору
Кучме, что он затронул идею дошкольного и в частности предшкольного образования
и призвал за развитие дошкольного образования.

Почему это очень актуально в данный момент? По одной простой причине. Потому
что нынешняя реформа дошкольного образования, ну как часть большой реформы образовательной,
предполагает расщепление дошкольного образования на две половинки весьма неравноценные.
На, собственно, предшкольное образование, которое будет начинаться с 5 лет, и
на то, что этому предшествует, ну, скажем, начиная с малышковой группы в 2 года.

Так вот, совершенно непонятно: что будет в данном случае собственно образовательной
ступенью? Что будет приоритетным? Ну, думаю, что вопрос чисто риторический. Потому
что не зря поднята проблема предшкольного образования. Путем механического встраивания
этой ступени в систему школьного образования предполагается решить проблему преемственности.
При этом вот та нижняя ступень, которая является принципиальной с психологической,
социальной и любой другой точки зрения, остается ничьей. Непонятно: в чьем ведомстве
она будет находиться?

Причем я не знаю, вот, Олег Николаевич, случайность это или не случайность? Вам
виднее. Потому что вопрос политический, мне кажется. Тот факт, что вот это вот
решение странным образом совпало с появлением пресловутого федерального закона
номер 122, который полностью переделегирует систему дошкольного образования в
ведение органов местного самоуправления. Тогда вообще совершенно ничего непонятно.
И никаких толковых разъяснений, сколь мы не требовали от Министерства образования,
мы получить не смогли. Система дошкольного образования становится бесхозной в
самом точном и прямом смысле этого слова. Это социальный эффект.

Психологический эффект. Ну, я согласен, опять же процитирую коллегу Кучму, и
я согласен полностью с ним, что, наши данные тоже об этом говорят, никакой физиологической
готовности, никакой психофизиологической готовности к этой ступени образования
в данный момент у детей, конечно, не существует.

Больше того, я буду говорить о психологии, постольку поскольку я психолог, для
меня это ближе, я хочу обратить ваше внимание на то, что все последние документы,
касающиеся предшкольного образования, утверждают, что никакого якобы обучения,
образования происходить не будет, ну в таком дидактическом, педагогическом смысле
этого слова, а будет происходить развитие в виде игры. Но дело в том, что совершенно
очевидно, что школьный режим, который вкладывается все-таки как идея, неважно
будет ли дошкольная ступень развиваться на базе школы или дошкольных учреждений,
тут нам предлагают варианты, все равно школьная идея начисто исключает идею игры.
По одной простой причине.

Потому что игра - это способ вхождения ребенка в систему социальных отношений
вне привязки к какому-то материалу - биологии, химии, математике, и так далее.
В то время как предшкольное образование предполагает все-таки определенную привязку
ну к неким, скажем так, прообразам будущих учебных предметов, пусть не к самим
учебным предметам. И проблема-то состоит в том, что большинство педагогов понимает
игру очень узко. Ну допустим, считаете не вы, считает не ребенок, а считает мишка
или зайчик. Ну какое это вхождение в систему человеческих отношений?

Я должен сказать, что в 80-е годы в России, мы наступаем ведь на одни и те же
грабли, между прочим, в СССР проводился эксперимент по обучению шестилеток в
школе. И он с треском провалился, потому что 38 участников эксперимента по причине
разного рода, прежде всего неврологических заболеваний, были вынуждены сойти
с дистанции. При том при всем, что были и игровые формы, и псевдоигровое содержание,
и воспитатели, и учителя школ каким-то образом пытались на себя вот так натужно
натянуть тогу воспитателей. Ничего не получилось.

И самое последнее, я на этом завершаю. Я думаю, что не надо думать, в данной
аудитории это особенно важно подчеркнуть, что все родители такие, я сам родитель,
и все родители, мы такие белые и пушистые, а педагоги и чиновники черные и страшные.
Дело ведь в том, что это предложение в виде предшкольного образования очень сильно
в начале 90-х годов подхлестнул именно родительский спрос. Именно родители стали
считать, что превращение дошкольного учреждения в маленькую школу обеспечит ребенку
прямую дорогу в Оксфорд или Гарвард. Ну потому что оттуда можно было попасть
дальше в престижную школу, а оттуда понятно куда.

Так вот действительно до сих пор наши опросы показывают, что, несмотря на то
что в плане идеи родители на первый план в плане ценностей выставляют здоровье,
развитие ребенка, фактически большая часть из них в настоящее время в таких крупных
городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, в большей или меньшей степени
начинают заниматься с раннего возраста натаскиванием детей, псевдошкольным натаскиванием
детей. И в этом отношении реформа дошкольного образования чиновничья, которую
спускает нам министерство, идет навстречу и в объятья нашим родителям.

В этом плане, конечно, нужно повышать родительскую культуру. Слава богу, что
есть издания, скажем, такие как "Российская газета", "Первое сентября", которые
постоянно эти предостережения родителям запускают. Но тем не менее сознание родителей
еще не готово, для того чтобы воспрепятствовать очень опасному явлению под названием
предшкольное образование. Я благодарю вас.

Смолин О.Н. Большое спасибо, уважаемый Владимир Тавиевич. Поскольку был вопрос:
краткая справка законодателя. В политике и законодательстве как у Гегеля: случайность
- это форма проявления необходимости. Напомню, что по Конституции, 43 статье,
общедоступное бесплатное дошкольное образование - это обязанность государства,
а не местного самоуправления. Это во-первых.

И во-вторых, уважаемые коллеги, по Конституции, дошкольное образование общедоступно
и бесплатно, по крайней мере формально, фактически, мы знаем, сплошь и рядом
этого нет. А вот что касается предшкольного образования, в Конституции о нем
ничего не говорится. Значит, как только заменили термин, исчезли обязательства
государства по общедоступности и бесплатности. Спасибо.

Выпуск листа на новом месте: 1596

   2005-12-20 17:22:34 (#492263)

[TIFLO] Глазами родителей

Кучма Владислав Ремирович - директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Российской академии медицинских наук, доктор наук, профессор. Спасибо.

Спасибо большое за приглашение, и за возможность выступить на этих общественных
слушаниях. И очень, на мой взгляд, приятная и удачная аудитория. Хотя должен
вступить сразу как бы в такую, может быть, хорошую дискуссию. Мы все-таки, выстраивая
работу и выстраивая систему школьной медицины, исходим все-таки из того, что
задача современной школы - это обеспечить учащихся необходимым уровнем знаний
и подготовить их к полноценному выполнению основных социальных функций в обществе
- к трудовой, интеллектуальной деятельности, защите Отечества, созданию семьи,
воспроизводство здорового потомства. И должен сказать, что, конечно же, выстраивать
эту систему образования без учета состояния здоровья нельзя.

Забегая вперед сразу скажу, что, к сожалению, в школу они не приходят здоровыми.
И винить так во всем школу, вот что сейчас достаточно часто бывает, это не совсем
так. Я буду говорить об одной из проблем чуть позже, о предшкольной подготовке.
Так вот, мы посмотрели, пятилетки наши, которых хотят сегодня в предшколе учить,
они имеют где-то порядка пяти процентов всего первую группу здоровья. Это дети,
которые абсолютно здоровы. А на выпуске мы имеем этот процент 3,5-4. Поэтому
вот что пришло в родную школу, как говорил один юморист, то примерно и уходит.

Но нельзя согласиться и с тем, что с детьми ничего не происходит. Наши данные
убедительно показывают, что за последние десятилетия дети меняются. Родителям
иногда кажется: ой, и мы такими же были, учителям иногда кажется, что дети такие
же, как и прежде, на самом деле, это не так. У них снижаются... у них ниже показатели
массы тела, у них ниже показатели длины тела, среди них меньше детей, имеющих
нормальные показатели физического развития. Сегодняшний первоклассник только
в 50 процентах случаев может быть отнесен к ребенку, который имеет физическое
развитие соответствующее региональным стандартам.

И, как следствие этого, неготовность детей к систематическому обучению. По сравнению
с семидесятыми, восьмидесятыми годами неготовность детей к систематическому обучению
на седьмом году жизни увеличилась в пять раз, увеличилась в пять раз. По данным
даже официальной нашей статистики, всем известная диспансеризация детей в 2002
году, и министр, и президент эту цифру называют, 32 процента детей относятся
к первой группе здоровья. Еще раз обращаю ваше внимание, что это достаточно упрощенный,
если хотите, такой легкий взгляд и легкая диспансеризация, серьезные, углубленные
обследования детей показывают, что это вот два, три, четыре процента. Дети-хроники
у нас составляют среди учащихся, школьников - 58 процентов, среди учащихся профессиональных
училищ - 63 процента. И, к сожалению, эта тенденция роста заболеваемости, так
сказать, сохраняется.

На что хотел обратить внимание, прежде всего, конечно, родителей, хотя и учителя
с этим сталкиваются. Мы так расширили диапазон возможностей поступления в школу
от шести лет, хотя по закону там шесть с половиной, но реально мы знаем, что
принимают от шести до восьми лет. И родители, особенно мальчиков, хотят, так
сказать, вот закинуть побыстрее этого ребенка в школу, чтобы у него был запас
во времени. Так вот, мы располагаем объективными данными, мы и до этого как бы
знали, что цена вопроса достаточно дорога, а сейчас я вам просто приведу примеры,
так сказать. Да, они справляются с этой школой. У нас есть наблюдения, когда
среди... Выпускной класс, одноклассники, а им - 16, 17 и 18 лет. Они прекрасно,
успешно заканчивают школу, в целом, так сказать, все нормально, но цена вопроса
чрезвычайно высока для шестнадцатилетних детей по сравнению с восемнадцатилетними.
По заболеваниям кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, нервно-психического
расстройства, разница в уровнях заболеваемости между одноклассниками шестнадцати
и семнадцати-восемнадцати лет - полтора-два раза, полтора-два раза. Вот за что
платит ребенок, которого рано отдали в школу. Он выполнил всю учебную программу,
но цена этому чрезвычайно, так сказать, высока. 50 процентов детей до восемнадцати
лет суммарно... А среди подростков 15-17 лет 83 процента детей нуждаются в оздоровительных
профилактических мероприятиях в условиях поликлиники.

Конечно же, огромный отпечаток накладывает проблема с питанием детей в образовательных
учреждениях. 10-15 процентов всего учащихся имеют возможность горячего питания
в условиях школы. Разброс цен в субъектах Федерации по муниципальным образования
от нуля до 12-15 рублей. И, конечно, это сегодня один из мощнейших факторов,
оказывающий негативное воздействие на состояние здоровья детей.

Речь идет активно в школах по поводу двигательной активности, уроках физической
культуры. Мы полностью это поддерживаем. Это действительно мощный стимул. Но
им надо пользоваться с умом и под контролем. Вот все-таки существует такое достаточно
облегченное восприятие уроков физической культуры. Это ребятам подвигаться, побегать,
попрыгать можно и вне сетки расписания поставить.

Уроки физкультуры имеют глубокий смысл, обеспечивающий своевременное именно в
конкретные периоды жизни ребенка развитие тех или иных его физических свойств,
качеств, функций. Урок должен строиться соответствующим образом с тем, чтобы
не было вот этих экстремальных ситуаций, когда, казалось бы, ничего страшного
нет, обычный кросс, а трагедии, связанные с жизнью детей.

Конечно, нельзя сегодня не говорить об этом. И роль семьи здесь чрезвычайно высока.
Это рисковые формы поведения. Раньше мы это говорили, нездоровый образ жизни,
курение, алкоголь. У нас сегодня регулярно курят, как минимум, пять, каждый пятый
ребенок. Употребляют алкоголь 75 процентов, причем один раз в неделю и чаще это
14 процентов. Употребляют пиво и слабоалкогольные напитки 46 процентов. К сожалению,
для нас вот это наша особенность российская стали преобладать девушки. Они начинают
лидировать и обгонять ребят в этом отношении.

Должен вам честно сказать, что до дна в этих показателях мы еще не дошли. Страны
Восточной, Центральной и Западной Европы, в общем-то, нас опережают. Нас опережают
в этом отношении. Но вместе с тем опыт их работы показывает, буквально я вернулся
только с конгресса по школьной медицине европейского, все, не все, но многие
страны говорят о том, что высока роль родительского, семейного контроля в деле
снижения вовлечения детей в рисковые формы поведения: алкоголь, табак, ранняя
сексуальная активность. Вот на это многие обращали внимание.

Но тема наша все-таки сегодня "Образовательная политика". Мы все-таки считаем,
что образовательная политика определяется в том числе и постановлениями правительства.
И в частности тот самый государственный эксперимент образовательный школы, который
идет на основании постановления правительства еще аж с 2001 года. Прекрасные
идеи этого эксперимента. Мы их полностью поддерживаем. Повышение качества образования,
укрепление здоровья учащихся. Это все записано там 100-процентно.

Но, когда мы смотрим и не только мы, это даже я сейчас привожу данные и Министерства
образования, и Российской академии образования, только в треть школах, участвующих,
вернее, нет, в каждой третьей школе, участвующей в эксперименте, превышены уже
существующие нормативы учебных нагрузок. 80 процентов первоклассников ежедневно
выполняют домашнее задание. Но для тех, кто не знает, скажу, что это просто запрещено
нашим санитарным законодательством.

У 25 процентов детей неадекватно низкий объем двигательный активности. Он и так
в школе падает резко, но в условиях этого эксперимента у четверти школ он ниже.
И только 30 процентов школ, участвующих в этом эксперименте, обеспечены медицинским
персоналом.

Не могу, честно вам сказать, согласиться с тем предложением, которое записано
в резолюции о 12-летнем образовании. Ведь этот документ, эта реформа мыслилась
в том числе и как 12-летнее образование. И мы его поддержали, и продолжаем поддерживать
с той точки зрения, что мы надеялись, что это разгрузит ученика в процессе обучения.
Раз.

Второе. Мы располагаем и психологи располагают данными о том, что не готовы наши
выпускники ни к службе в армии, ни к выбору профессии, ни к социальной жизни,
не созрели они. Не говоря уже о том, что во всем мире дети - это до 19 лет. Так,
может быть, нам имеет смысл принять их спокойно в 6 лет в школу, прочить 12 лет,
а подвинуть армию? И чтобы не висел этот дамоклов меч, и чтобы ребята спокойно
подготовились.

Конечно, все это можно регулировать, особенно нагрузки, законодательством. Дума
приняла в первом чтении федеральный закон "О государственном стандарте общего
образования", но, в общем-то, кроме этого первого слушания, что происходит дальше
мы не знаем. Хотя давали свои предложения.

Но для родителей, я хочу обратить внимание, это тоже как бы наш рычаг, требовать
и принятия этого закона, а потом контролировать его выполнение. Там должны лимитироваться
и количество уроков физической культуры, и выполнение домашнего задания, там
этого сейчас как бы нет, и объем нагрузок. Недостаточно представлены в этом образовательном
стандарте, скажем, такие понятия как здоровье и формирование здорового образа
жизни. Мне кажется, что вот этот процесс тоже должен быть под таким контролем.

Образовательная политика - это и профилизация старшей школы, которая сейчас тоже
в порядке эксперимента вовсю идет. И реально она привела к тому, что как раз
первый выступающий и говорил, резко, существенно увеличился объем суммарной учебной
нагрузки. Он и в школе зачастую увеличился, и плюс еще ребенок вынужден готовиться
к подготовке в вуз. Треть старшеклассников, у трети старшеклассников мы регистрируем
сильное и выраженное утомление в процессе занятий.

Состояние здоровья наших подростков таково, что по тем или иным причинам до 80
процентов из них ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Это не
значит, что они все там инвалиды и не смогут работать. Но то, чем он хотел бы
заниматься, на него это накладывает свой отпечаток. А в связи с имеющимися хроническими
болезнями ограниченность в выборе профессии и специальности имеют 65 процентов
выпускников девятых классов, ну перед началом как бы профилизации. Немногим более
половины старшеклассников определились с направлением своей будущей профессии.
Мы считаем, что это, конечно же, не полностью использованный потенциал в школе
по профессиональной ориентации в среднем звене школьного образования.

Но что еще более печально, на наш взгляд, из определившихся в своем выборе значительная
часть старшеклассников, 62 процента, учатся в классе, профиль которого не соответствует
их будущей специальности. Вот и нагрузка, и все психологические драмы. А причина,
конечно же, отсутствие необходимого профиля в школе и трудности с перемещением
в другие классы.

Следующее обсуждаемое направление образовательной политики - это предшкольная
подготовка детей. Да, говорится о том, что это не подготовка, это воспитание,
обучение, выравнивание стартовых возможностей 5-летних детей. Но насколько готовы
эти дети вот к такой систематической работе, которая предлагается? Я вам назвал
уже цифру: 5 процентов только первая группа здоровья, у каждого четвертого ребенка
данного возраста - третья группа, это уже хронические заболевания, в основном
это все-таки за счет костно-мышечной системы, атопического дерматита, морфо-функциональные
нарушения имеют до 70 процентов детей. Не учитывать всего этого в этой системе
подготовки, конечно же, нельзя.

Важно и по каким методикам мы будем учить детей. И вот здесь я полностью солидарен
с первым докладчиком, здесь должна быть высока роль родителей. У нас в законодательстве
очень много хороших вещей написано и, в частности, в соответствии с законом "О
санэпидблагополучии" записано, что все методики, режимы, программы обучения в
образовательных учреждениях должны иметь заключения на безвредность, безопасность
для здоровья детей. Я вам могу сказать, что таких заключений на весь Советский
Союз, на всю Россию даже не понадобится половины пальцев рук.

А то обилие программ, которое сегодня есть в дошкольных образовательных учреждениях,
школах просто не поддается измерению. Степень его влияния на здоровье детей чрезвычайно
проблематична. В каких условиях это будет делаться при том, что прекращены детские
сады? Готовить в школе невозможно. Только треть образовательных учреждений удовлетворяет
санитарно-гигиеническим требованиям для детей школьного возраста, не говоря об
этих детях. В каждом восьмом учреждении регистрируются грубые нарушения, в том
числе со вспышками кишечных инфекций. Мебель не соответствует возрастно-ростовым
параметрам детей в 22 процентах образовательных учреждений Российской Федерации.

Поэтому мы однозначно считаем, что что бы то ни было делать с детьми пятилетними,
называть это воспитанием перед школой, но в ныне существующих образовательных
учреждениях, я имею в виду в школах, нельзя, дети с этим не справятся. Да, есть
система дошкольного образования. Она показала достаточно свою результативность,
там нужно и проводить эту работу.

В завершение несколько слов хочу сказать и тоже родители, я считаю, должны здесь
быть, мы с ними должны совместно действовать. Медицинская наука накопила достаточно
большие материалы и проработаны профилактические оздоровительные мероприятия,
которые могут осуществляться в образовательных учреждениях. Это и профилактика
нарушений опорно-двигательного аппарата, и нервно-психическое здоровье, зрение,
оздоровление учащихся с миопией, дети, перенесшие респираторные инфекции, дети
с проблемами в массе тела. Есть соответствующие рекомендации и для родителей.

Но, к сожалению, наша школьная медицина, а она на бумаге, я вам должен сказать,
неплохо продумана. Во всяком случае, не хуже, а по нагрузке, может быть, даже
и лучше в целом ряде европейских стран. Нам положен один врач и две медицинские
сестры на 1 тысячу - 1 тысячу 200 учащихся в каждую школу. У нас есть в поликлиниках
отделения и организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
У нас есть на бумаге возможность и их можно открывать отделения медико-социальной
помощи детям, а это прямой выход и на родителей, и на микросреду, в которой живет
ребенок. Но, к сожалению, укомплектованность всех поликлиник, а этих отделений
в особенности, чрезвычайно низкая. Вот этих отделений в школах 45-50 процентов.
Если принять во внимание совместительство и состав тех, кто там работает, то,
конечно, возможности эти ограничены.

Но, на мой взгляд, и на наш взгляд, всего нашего института, школьная медицина
должна сегодня стать приоритетом реформы здравоохранения. Сейчас много говорят
о том, что вот первичное звено, вот давайте участковому врачу доплату 10 тысяч
рублей, потому что он зимой 30 раз снимает и одевает пальто, ходит по вызовам.

Но давайте вдумаемся и вспомним, здесь все родители, бабушки и дедушки, а особенно
сейчас: когда ведут ребенка к участковому врачу в поликлинику, когда вызывают
на дом? Когда уже ничего другого сделать нельзя. Температура 38-39 градусов,
надо вызывать врача. С ребенком нелады, мама его берет в руки и идет к участковому
врачу. Но это же никакая не профилактика, это тушение уже пожара.

Школьный врач, если его наполнить и содержанием, научить, обучить, оснастить
необходимым оборудованием врачебные кабинеты, он каждый день видит ребенка, он
каждый день свои шесть часов работы может посвятить этому виду деятельности.
Так, может быть, и не будет, в меньшем количестве случаев будет вспышка вирусных
инфекций, острых респираторных заболеваний и участковому врачу не нужно будет
бегать по этому участку?

Смолин О.Н. Владислав Ремирович, мы просим прощения, регламент. Очень содержательное
выступление, но очень сложно с регламентом.

Коллеги, всех последующих выступающих мы просим соблюдать регламент. Позволю
себе две короткие реплики. Реплика первая, чтобы вы не думали, что в Государственной
Думе только говорят. В прошлую пятницу мы выносили на голосование вопрос о детском
питании. 15 миллиардов рублей - цена вопроса от Москвы до самых до окраин. Дополнительные
доходы бюджета текущего года за полгода это практически 900 миллиардов рублей.
Мы просили 1/60 часть на питание детей. Результаты голосования такие: КПРФ -
90 процентов, "Родина" (Народная Воля) - 33, "Родина" - 24. Обычно "Родина" у
нас голосует лучше, видимо, что-то было, не было депутатов. "Единая Россия" около
1 процента - 0,7, ЛДПР - 0.

Вторая справка. Закон "О государственном образовательном стандарте" до сих пор
находится в комитете Госдумы, несмотря на то, что принят в первом чтении 100
лет назад.

Правительство сейчас, Министерство образования и науки предлагает две новации
к этому закону.

Первая новация. Включить в закон стандарт не только на программы, но и на условия.
Мы это предлагали уже много лет, и будем всячески поддерживать, если это удастся.
Потому что, для того чтобы потребовать качественного образования от учителя,
нужно чтобы у него и у ребенка были необходимые условия.

Вторая идея. Исключить из государственного стандарта минимальное содержание.
Считаю, что эта идея вредная, разрушает стандарт. Потому что если даже будут
единые требования, но в каждой школе будут учить предметом, в каком захотят порядке,
на каких захотят годах, то ребенок даже из одной школы в другую в Москве перейти
не сможет, потому что ему придется одни предметы повторять, а другие он пропустит.

Вот ситуация с законом о стандарте. Закон по-прежнему находится в подвешенном
состоянии. Спасибо.

Выпуск листа на новом месте: 1595

   2005-12-20 17:22:25 (#492262)

[TIFLO] Глазами родителей

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!

Сегодня я начинаю Вас знакомить с материалами парламентских слушаний фракции
"Коммунистическая партия

Российской Федерации на тему: "Образовательная

политика глазами родителей". Материалы в рассылке будут идти под темой "Глазами
родителей.

С уважением

Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

19 октября 2005 года. 14 часов.

Первый заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке, доктор
философских наук Олег Николаевич Смолин.

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде всего, позвольте мне сердечно приветствовать
вас в этом зале от имени Комитета Госдумы по образованию и науке и от имени общественного
движения "Образование для всех", которое явилось инициатором проведения сегодняшних
слушаний.

Прежде всего, хочу сказать по традиции, что мы благодарны фракции Компартии Российской
Федерации, которая помогла нам организовать сегодняшние слушания. Хотя сегодняшнее
мероприятие менее всего партийное. Мы хотели бы услышать здесь всех, кто обеспокоен
проблемами отечественного образования вне зависимости от партийной и беспартийной
принадлежности, вне зависимости от занимаемых должностей, и от того, какие представления
о перспективах нашего образования вы имеете.

Надо сказать, что сегодняшние слушания необычны, уважаемые коллеги. Обычно мы
стараемся собрать на подобные слушания, что называется, модный термин сейчас
VIP-персон, людей, занимающих очень высокие должности. И, как правило, получается,
в общем, примерно одно и то же. Представители образования говорят о проблемах
образования.

Сегодня мы хотели бы посмотреть на проблему немножечко с другой стороны. Да,
не только для педагогов, ректоров, руководителей образовательных учреждений,
ученых важны проблемы финансирования образования, социального статуса педагога,
там оснащенности образовательного процесса современными техникой и технологиями,
но и для родителей тоже. Но у родителей, прежде всего, на первом плане, как нам
представляется, проблемы, связанные с доступностью или недоступностью образования,
с равенством или неравенством возможности образования, пресловутые поборы в образовательных
учреждениях. Только что вот сейчас задавали вопросы, связанные с нравственным
воспитанием детей и их будущим, и многое, многое, многое другое.

Не буду говорить длинных вступительных слов. Позволю себе потом заключительное
слово, реагируя на результаты сегодняшних общественных слушаний. Хочу сказать
только одно. Надо сказать, что, конечно, в Государственной Думе проблемы образования,
интересующие родителей, ставились и ставятся много-много раз. Последний раз это
произошло в прошлую пятницу, когда Государственная Дума рассматривала во втором
чтении бюджет на 2006 год.

Тогда ваш покорный слуга 14 поправок выносил на голосование. Среди этих поправок
были поправки, касающиеся и зарплаты учителей и преподавателей, и питания детей,
и обеспечение детей школьными учебниками, и много-много других предложений, связанных
с развитием нашего отечественного образования. Увы, ни одна из этих поправок
принята не была в Государственной Думе, поскольку есть некоторая разница между
тем, что депутаты вам говорят по телевизору, перед выборами, там перед 8 Марта,
Днем учителя или какими-то еще замечательными праздниками, и тем, как они голосуют
в Государственной Думе.

Вот на это я прошу вас обратить внимание. Поскольку, к сожалению, не всегда о
политике судят, нужно судить о политике не по тому, что он сам о себе говорит,
а по тому, какие решения он поддерживает или предлагает, находясь на своем рабочем
месте, в данном случае в зале заседаний Государственной Думы.

Уважаемые коллеги, когда мы говорим о детях в Государственной Думе, почему-то
часто вспоминается известная повесть братьев Стругацких "Далекая радуга". Помните?
На далекой планете в результате непродуманных экспериментов физиков возникает
глобальная экологическая катастрофа. У жителей планеты только один звездолет.
И они решают, что именно им предстоит спасти. Замечательные результаты научных
экспериментов, потрясающая картина. Таких пейзажей больше нет нигде. Или что-то
еще? И тогда руководство планеты далекого будущего принимает единственно правильное
решение.

Исходя из известной, может быть, тривиальной, но ничуть не устаревающей формулы:
"Дети - это наше будущее", они погружают на этот единственный звездолет только
детей. И места на этом звездолете оказывается достаточно.

Не знаю, что было бы в России, слава богу, катастрофа, которая нас постигла в
начале 90-х годов прошлого века, как справедливо сказал президент, крупнейшая
геополитическая катастрофа ХХ века, но, слава богу, это не такая катастрофа,
как на планете "Далекая радуга". Не знаю, что сейчас было бы, если бы нас постигла
такая катастрофа и не дай нам бог еще одну какую-нибудь, но не уверен, что решение,
которое было бы принято в нашей стране, было бы таким же, как на "Далекой радуге".

Могу сказать так. Мы часто обсуждаем вопрос о том, какой должна быть наша национальная
идея. Мне кажется, она у нас перед глазами. Нашей национальной идеей должны стать
наши дети и их образование. Вот тогда и только тогда мы сможем выйти из затяжного
системного кризиса, который переживает наше общество. Тогда и только тогда мы
сможем войти в будущую цивилизацию и занять достойное место среди других народов
и государств.

Я хочу пожелать, уважаемые коллеги, удачи сегодняшним общественным слушаниями,
творческих и интересных идей, практического результата, а мы обязательно по результатам
этих общественных слушаний не только будем принимать рекомендации, но и выступать
с законодательными инициативами, направлять обращения в государственные, властные
и правоохранительные органы. Я хочу пожелать, чтобы эти общественные слушания
положили начало нашему долгосрочному сотрудничеству.

Выпуск листа на новом месте: 1594

   2005-12-20 08:03:31 (#492083)

[TIFLO] Методики левши-Брайлиста.

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Вчера у меня состоялся разговор по обозначенной теме с Людмилой
Владимировной Мясниковой кандидатом педагогических наук, преподавателем
начальных классов саратовской школы для слепых детей с двадцатилетним
стажем работы. Передаю краткое содержание нашей беседы.
В настоящее время в саратовской школе обучается 3 левши. У Людмилы
Владимировны есть небольшой опыт обучения левши брайлю. Несколько лет назад
к ней в первый класс пришел пятилетний левша. Так как в ее практической
деятельности это был первый случай, то она стала наводить справки о
существующих методиках обучения левшей системе брайля. Найти какие-либо
методики ей не удалось. Мальчик проучился у нее 2 месяца и родители забрали
его домой. Все-таки обучение с пяти лет в наших школах начинать в обычном
классе рановато. По словам Людмилы Владимировны мальчик не испытывал
трудностей при работе с брайлевской колодкой. Но при переходе на брайлевский
прибор были проблемы при освоении методики письма по брайлю. Но так как
мальчик был мал для обучения и опыт работы с ним на том этапе был
незначителен, то методика обучения левшей брайлю Людмилой Владимировной
разработана не была. Когда она при замене основного преподавателя
столкнулась с этим учеников во втором классе, то он прекрасно писал и читал
по брайлю. Но его учительница описать процесс обучения брайлю левши
затруднилась. Аналогичная ситуация и с двумя другими учениками-левшами.
Наблюдения Людмилы Владимировны за слепыми-левшами показало, что при чтении
у них ведущая левая рука. Правая выполняет вспомогательную функцию. пишут
они исключительно левой рукой. Левшей в саратовской школе не переучивали . Я
уже писала о том,что современная наука придерживается в основном той точки
зрения, что переучивание левшей нежелательно.
Так что проблема обучения леворуких в школах слепых становится актуальной. О
чем свидетельствует возникшая в рассылке дискуссия. Среди наших подписчиков
есть молодые тифлисты. Может кто-нибудь из них посвятит свою научную
деятельность изучению проблемы леворуких слепых?
Если мне удастся еще что-нибудь узнать по рассматриваемой проблеме, то
обязательно ознакомлю с полученной информацией участников рассылки. Так же
думаю будет полезно и в дальнейшим обмениваться наблюдениями и мыслями по
проблеме леворукости. Тема оказывается почти неразработанной в тифлологии.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1593

   2005-12-20 05:54:53 (#492063)