[TIFLO] Глазами родителей

Уважаемые коллеги, я просил бы высказаться по проблемам самых маленьких детей
Владимира Тавиевича Кудрявцева, заведующего кафедрой Теории истории и психологии
РГГУ, доктора психологических наук, профессора, а в недавнем прошлом директора
Института дошкольного образования Российской академии образования. Спасибо.
Кудрявцев В.Т. Спасибо.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Я очень признателен своему коллеге профессору
Кучме, что он затронул идею дошкольного и в частности предшкольного образования
и призвал за развитие дошкольного образования.
Почему это очень актуально в данный момент? По одной простой причине. Потому
что нынешняя реформа дошкольного образования, ну как часть большой реформы образовательной,
предполагает расщепление дошкольного образования на две половинки весьма неравноценные.
На, собственно, предшкольное образование, которое будет начинаться с 5 лет, и
на то, что этому предшествует, ну, скажем, начиная с малышковой группы в 2 года.
Так вот, совершенно непонятно: что будет в данном случае собственно образовательной
ступенью? Что будет приоритетным? Ну, думаю, что вопрос чисто риторический. Потому
что не зря поднята проблема предшкольного образования. Путем механического встраивания
этой ступени в систему школьного образования предполагается решить проблему преемственности.
При этом вот та нижняя ступень, которая является принципиальной с психологической,
социальной и любой другой точки зрения, остается ничьей. Непонятно: в чьем ведомстве
она будет находиться?
Причем я не знаю, вот, Олег Николаевич, случайность это или не случайность? Вам
виднее. Потому что вопрос политический, мне кажется. Тот факт, что вот это вот
решение странным образом совпало с появлением пресловутого федерального закона
номер 122, который полностью переделегирует систему дошкольного образования в
ведение органов местного самоуправления. Тогда вообще совершенно ничего непонятно.
И никаких толковых разъяснений, сколь мы не требовали от Министерства образования,
мы получить не смогли. Система дошкольного образования становится бесхозной в
самом точном и прямом смысле этого слова. Это социальный эффект.
Психологический эффект. Ну, я согласен, опять же процитирую коллегу Кучму, и
я согласен полностью с ним, что, наши данные тоже об этом говорят, никакой физиологической
готовности, никакой психофизиологической готовности к этой ступени образования
в данный момент у детей, конечно, не существует.
Больше того, я буду говорить о психологии, постольку поскольку я психолог, для
меня это ближе, я хочу обратить ваше внимание на то, что все последние документы,
касающиеся предшкольного образования, утверждают, что никакого якобы обучения,
образования происходить не будет, ну в таком дидактическом, педагогическом смысле
этого слова, а будет происходить развитие в виде игры. Но дело в том, что совершенно
очевидно, что школьный режим, который вкладывается все-таки как идея, неважно
будет ли дошкольная ступень развиваться на базе школы или дошкольных учреждений,
тут нам предлагают варианты, все равно школьная идея начисто исключает идею игры.
По одной простой причине.
Потому что игра - это способ вхождения ребенка в систему социальных отношений
вне привязки к какому-то материалу - биологии, химии, математике, и так далее.
В то время как предшкольное образование предполагает все-таки определенную привязку
ну к неким, скажем так, прообразам будущих учебных предметов, пусть не к самим
учебным предметам. И проблема-то состоит в том, что большинство педагогов понимает
игру очень узко. Ну допустим, считаете не вы, считает не ребенок, а считает мишка
или зайчик. Ну какое это вхождение в систему человеческих отношений?
Я должен сказать, что в 80-е годы в России, мы наступаем ведь на одни и те же
грабли, между прочим, в СССР проводился эксперимент по обучению шестилеток в
школе. И он с треском провалился, потому что 38 участников эксперимента по причине
разного рода, прежде всего неврологических заболеваний, были вынуждены сойти
с дистанции. При том при всем, что были и игровые формы, и псевдоигровое содержание,
и воспитатели, и учителя школ каким-то образом пытались на себя вот так натужно
натянуть тогу воспитателей. Ничего не получилось.
И самое последнее, я на этом завершаю. Я думаю, что не надо думать, в данной
аудитории это особенно важно подчеркнуть, что все родители такие, я сам родитель,
и все родители, мы такие белые и пушистые, а педагоги и чиновники черные и страшные.
Дело ведь в том, что это предложение в виде предшкольного образования очень сильно
в начале 90-х годов подхлестнул именно родительский спрос. Именно родители стали
считать, что превращение дошкольного учреждения в маленькую школу обеспечит ребенку
прямую дорогу в Оксфорд или Гарвард. Ну потому что оттуда можно было попасть
дальше в престижную школу, а оттуда понятно куда.
Так вот действительно до сих пор наши опросы показывают, что, несмотря на то
что в плане идеи родители на первый план в плане ценностей выставляют здоровье,
развитие ребенка, фактически большая часть из них в настоящее время в таких крупных
городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, в большей или меньшей степени
начинают заниматься с раннего возраста натаскиванием детей, псевдошкольным натаскиванием
детей. И в этом отношении реформа дошкольного образования чиновничья, которую
спускает нам министерство, идет навстречу и в объятья нашим родителям.
В этом плане, конечно, нужно повышать родительскую культуру. Слава богу, что
есть издания, скажем, такие как "Российская газета", "Первое сентября", которые
постоянно эти предостережения родителям запускают. Но тем не менее сознание родителей
еще не готово, для того чтобы воспрепятствовать очень опасному явлению под названием
предшкольное образование. Я благодарю вас.
Смолин О.Н. Большое спасибо, уважаемый Владимир Тавиевич. Поскольку был вопрос:
краткая справка законодателя. В политике и законодательстве как у Гегеля: случайность
- это форма проявления необходимости. Напомню, что по Конституции, 43 статье,
общедоступное бесплатное дошкольное образование - это обязанность государства,
а не местного самоуправления. Это во-первых.
И во-вторых, уважаемые коллеги, по Конституции, дошкольное образование общедоступно
и бесплатно, по крайней мере формально, фактически, мы знаем, сплошь и рядом
этого нет. А вот что касается предшкольного образования, в Конституции о нем
ничего не говорится. Значит, как только заменили термин, исчезли обязательства
государства по общедоступности и бесплатности. Спасибо.
Выпуск листа на новом месте: 1596