Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Гомики, антисемиты, русофобы

Сложнейший организм человека и его не менее сложный психический аппарат подвержены всевозможным поломкам и отклонениям, и Международный классификатор болезней имеет смысл пополнить целым классом экзистенциальных нарушений. В их числе гомосексуализм, который с виду многообразен по происхождению и проявлениям, однако в первооснове не сводится к особенностям сексуального предпочтения. Некоторые оспаривают такой подход, указывая на часто приобретенный характер гомосексуализма подобно условному рефлексу. Мол, можно взять почти любого мальчика и развратить его, да и в казармах и на зоне многих опускают чисто ситуативно, так что гомиками не рождаются, а становятся. На самом деле, на мой взгляд, в каждом человеке действительно укоренена возможность экзистенциальной болезни, и эту возможность можно вывести в действительность и закрепить, однако такого закрепления не произошло бы, если бы не активировалась внутренняя «программа» болезни.

Не будем ломиться в дверь, открытую ещё Сёреном Кьеркегором в трактате «Болезнь к смерти» (1849 http://kierkegaard.newmail.ru/works/Sygdommen.htmlа). Замечу только, что представленный в этом трактате перечень проявлений-феноменов отчаяния-возмущения-греха не совсем полон и систематизирован. Да, он укореняет экзистенциальные болезни в бытии, а не в сущем, как обычные болезни, которые можно лечить фармакологическими или хирургическими средствами, но строже представлен этот круг экзистенциального в трактате Мартина Хайдеггера «Бытие и Время» (1927), и я в работе «Постигая Хайдеггера» сопряг различные типы экзистирования с бытийной Таблицей трансцендирований. При таком подходе можно анализировать бытийный намет человека (Entwurf в смысле Мартина Хайдеггера) как суперпозицию 11 трансцендирований, в которой одно из них является ведущим. Тогда людей по отношению к гомосексуализму, как и к другим экзистенциальным отклонениям, можно методами психоанализа-психотерапии классифицировать на инфицирующих-индуцирующих и инфицированных-индуцированных. Гомосексуализм тогда предстает в одних случаях исходным-неизлечимым, а в других – вторичным и «излечимым».

Если бытийная природа гомосексуализма поддается бытийной аналитике, то ксенофобию, в том числе антисемитизм и русофобию, обычно рассматривают как сугубо сущее и «лечить» предлагают прежде всего социально-экономически, что вульгаризирует проблему. Простота здесь оказывается хуже воровства. На самом деле болезнь расизма-этнозоологизма тоже имеет бытийный корень, только выявить его сложнее, чем в случае с гомосексуализмом. Один из первых подступов к феноменологической аналитике ксенофобии сделал ученик Эдмунда Гуссерля отечественный мыслитель Густав Густавович Шпет в книге «Введение в этническую психологию» (1926). Важно то, что в ней он, как отмечается в написанном им в Москве Предисловии (октябрь 1926 года), следовал методологической установке Франца Брентано о постижении «психологии без души», то есть бытийно (Шпет Г. Введение в этническую психологию. Санкт-Петербург, 1996, стр. 7). И вот здесь можно постигать «дух народа» не субстанционально (как сущее), а субъектно – «Формально это есть лишь указание на некоторого рода тип или характер, а потому нечто изначально коллективное, что обязывает нас, обратно, и индивидуальное – в его структуре и составе – трактовать как коллективное. Все это – уже не простое истолкование и перетолкование термина, а новый смысл, новый принцип, новый метод» (Там же, стр. 8).

На мой взгляд, весь расизм-этнозоологизм вообще и антисемитизм и русофобию особенно следует постигать не просто бытийно через комбинации 11 трансцендирований в каждом случае, а прежде всего эсхатологически. В Священных Писаниях, прежде всего в Гимне 90 /Пуруша/ Мандалы Х «Ригведы», расы сопрягаются с топосами Богосаможертвоприношения – «Когда Пурушу расчленили, На сколько частей разделили его? Что его рот, его руки, Что бедра, что ноги называется? Его рот стал брахманом, (Его) руки сделались раджанья, (То,) что бедра его, - это вайшья, Из ног родился шудра» (11-12). Актуализируются эти топосы в развертывании-бутстрепинге Архе-Программы, в послепотопном разделении труда и судеб-наметов народов – по слову праотца Ноя, «благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Бытие 9:26-27).

Поскольку евреи как «богоизбранный народ» и русские как народ-богоносец (Святая Русь) играют какую-то особую роль в Священной и Космической истории, которую ещё предстоит постичь, то другие народы, естественно, относятся к ним ревностно и потому предубежденно. Здесь имеются меняющиеся сочетания компонентов «от сущего» и «от бытия». Кроме того, поскольку намет (характер, судьба) народа сопряжен с той или иной комбинацией из 11 трансценденций, то априорно-первоисходными должны быть притяжения или отталкивания или нейтралитеты в отношениях одних народов с другими, что часто связано с различиями языков и обычаев.

Все люди и все народы в принципе равны по достоинству и одинаковы на 99% по сущему, однако как между людьми, так и между народами имеются различия по бытию, которые в основном и определяют их судьбу и их первоисходные отношения друг к другу. Как гомосексуалистов можно разделять на активных и пассивных и на первичных и вторичных, так и ксенофобии можно разделять на «неизлечимые» типы, укорененные в эсхатологических судьбах мира, и на сравнительно-безобидные ситуативные ксенофобии, в принципе «излечимые» на проторенных путях «аффирмативных действий» и воспитания-взращивания толерантности-политкорректности. Экзистенциальные же болезни неизлечимы, и всегда во всех обществах будет сохраняться более или менее устойчивый процент (до 10%) гомосексуалистов, антисемитов и русофобов, но эти неустранимые погибельные извращения нейтрализуемы через системы сдержек и противовесов в сущем и через эсхатологически-ориентированную политику в бытии.


В избранное