Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Аксиомы истории

Читаю интересный историософский роман – Джеймс Миченер. Источник. Перевод с английского И.Е. Полоцка. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2005, 974 стр. (James A. Michener. The source). Как сказано в аннотации – «Известный американский писатель, лауреат Пулицеровской премии, непревзойденный мастер увлекательнейшего эпического повествования переносит читателя на десять тысяч лет назад к глубокой пещере возле источника у холма Макор, где зародились три великие религии – христианство, ислам и иудаизм. Трое археологов, трое друзей – американец Кюллинан, араб Табари и израильтянин Элиав – наметили здесь место для масштабных раскопок».

Роман правоверен по своей направленности, сопрягает страсти человеческие с сакральными смыслами. И показывает единство рода человеческого на протяжении веков, несмотря на цветущую сложность сущего, на необозримое прихотливое многообразие обычаев и деяний.

Каждодневно сталкиваюсь с разноголосицей оценок исторических и политических событий. В уме – споры профессионалов об отличии естественных и гуманитарных наук, номотетизма и идиографизма. Как легко запутаться простому человеку, как легко его обмануть! Неужели нельзя упорядочить исторические факты и привести их в систему, как биологи сделали со всем богатством жизни от простейших до человека, включая вымершие формы. Так надо сделать и с исторической жизнью. И если биологи уже смогли построить свои системы классификации на уровне атомов-молекул генома, то что мешает историкам построить свои выводы и оценки на уровне первоисходных аксиом. Поскольку же история охватывает все стороны жизни человека, вплоть до высших религиозных и текущих экономических, культурных, социальных и политических, то фундаментальные религиозно-философские ответы-аксиомы должны лежать в её «коде», как пытается показать Джеймс Миченер.

В исторической науке наработаны подходы к её собственной аксиоматике. Прежде всего вспоминается Карл Маркс и его материалистическое понимание истории, учитывающее примат собственной активности человека, его власти над обстоятельствами. В сущности, Карл Маркс развивал и конкретизировал вывод немецкой классической философии о том, что «субстанция есть субъект». А после Маркса был «буржуазный Маркс» - Макс Вебер, и его тоже не обойти. Если брать германскую мысль, то были также грандиозные постижения Ницше и Дильтея. А психоанализ Фрейда и Юнга? Наконец – Мартин Хайдеггер!

Долго можно излагать и анализировать различные концепции философии и методологии истории, я этим занимался несколько лет в ИНИОНе (Институт научной информации по общественным наукам Академии наук СССР), заведуя соответствующим сектором и выпустив ряд сборников рефератов и обзоров по этой тематикe. Подытожу то, к чему пришел, в трех аксиомах истории и исторической теории.

1. Аксиома Богосаможертвоприношения. Наиболее четко она сформулирована в Ригведе, в гимне 90 <Пуруша> Мандала 10 стих 16 – yajñena yajñám ayajanta devāh (Татьяна Яковлевна Елизаренкова переводит – «жертвою боги пожертвовали жертве»). Более популярная формулировка, с которой я ознакомился полвека назад, когда был ещё студентом МГУ, - «Бог Сам Себя приносит Самому Себе в жертву руками Своих детей». Прообраз грядущего заклания Агнца как Богосаможертвоприношения – казнь-распятие Иисуса Христа на Голгофе. Богосаможертвоприношение не только выражает высший смысл бытия сущего и проясняет суть всех религий и священных обрядов, но задает вектор Круга Времени ("вечное возвращение") и самого акта любого мышления-осмысления. Только через него понятно хайдеггеровское "бытие к смерти" (Sein zum Tode), определяющее смысл бытия смертного=человека.

2. Аксиома субъектности. Субъектность – это равнобожие, способность относиться к себе, к обществу, к миру и к Богу господски-творчески-критически-хозяйски. Субъектность – это искра Божия в духе каждого человека. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, после Грехопадения и обретения смерти стал равным Богу – «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22). Субъектность – это свобода, и прежде всего материально-экономическая самодостаточность. Субъектность мерцает в каждом человеке, но разгорается отнюдь не у всех, сколько бы мы к коммунистическому идеалу "субъектности для всех" ни стремились. Субъектники – мотор истории. Воля к субъектности – самая могучая и полностью превосходит тягу к удовлетворению всех прочих инстинктов и потребностей. По мере развития производительных сил и наращивания богатств и ресурсов общества разгорается низовая субъектность, стремящаяся прорваться наверх и потеснить верховых субъектников. Отсюда – революции как "локомотивы истории". «Критическая масса» низовой субъектности, взрастившаяся более полтысячелетия назад в Европе, породила взрыв «сверхновой звезды» субъектного Нового Времени (модерна) вместе со всей современной научно-технической цивилизацией, гражданским обществом, нациями и национальными государствами, четырьмя главными «измами» (либерализм как субъектность для избранных, национализм как субъектность для "своих", анархизм как субъектность для каждого, коммунизм как субъектность для всех) и соответствующими партиями, уродствами догоняющего развития-модернизации и т.д. Субъектизация – мотор социализации, а социализация – почва субъектизации. Ныне индустриализм с его акцентом на социализацию сменился постиндустриализмом с акцентом на субъектизацию.

3. Аксиома единства. Все люди и все сообщества людей, включая вымершие и патологически-вырожденные случаи, не разбросаны хаотично, а включены в единый спектр аналогично тому, как многоцветие живого мира распределяется в генетическую «спектральную линейку» и может быть классифицировано и систематизировано. Компаративистика с её принципом «всё познается в сравнении» - лишь первый подступ к «спектру истории». В принципе можно «вычислять» исчезнувшие или грядущие исторические формы и патологии и, исходя из их бaзиса-«генома», реконструировать самые прихотливые надстройки, включая сумасшедшие.


В избранное