Дела земельные в ГосДуме РФ
Законопрект о приватизации земельных участков поступил из Минэкономразвития в
ГосДуму РФ буквально на следующий день после того, как наш Андрей Владимирович
Туманов на пресс-конференции 31 января 2006 года задал президенту Путину первый
вопрос – когда мелкие российские землепользователи смогут стать владельцами своих
земельных участков. Именно с подачи Туманова в прошлом и позапрошлом годах эта
неостолыпинская задача встала на повестку дня и с ужасным скрипом стала решаться.
Мы бьёмся за наделение наших сограждан
своим кусочком земли, преодолевая яростное сопротивление чиновников.
На Совете ГосДумы РФ возник спор, какой комитет будет этот законопроект вести.
По принадлежности – вроде бы Комитет по собственности (Плескачевский), как и
мыслилось изначально. Но земельный вопрос затрагивает интересы и других комитетов.
В результате ведущим стал Комитет по законодательству (Крашенинников), а соисполнителями,
кроме Комитета по собственности, также Комитет по аграрным вопросам (Кулик) и
Комитет по промышленности (Шаккум).
Обошел эти комитеты, выяснил обстановку, переговорил с аппаратчиками и депутатами.
Наше общественное движение «Наша земля» изучило законопроект и предложило конкретные
уточнения, чтобы облегчить участь наших дачников-арендаторов, садоводов, огородников,
усадебников, застройщиков, владельцев гаражей и т.д. Депутаты готовы помогать
нам. Я посоветовался с Тумановым, кто какой комитет возьмет.
Собрались наши юристы и выработали в среду следующие позиции:
Пояснительная записка
К предложению о дополнениях к проекту
ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
в части уточнения условий и порядка приватизации, кадастрового учета, регистрации…»
Предложенный законопроект полностью искажает смысл поручений В.В. Путина к Правительству
РФ о целях разработки данного закона, озвученных на пресс-конференциях в 2004-2006
г.г. (подробности в статье А.М.Никитина «Будет ли дачная амнистия», в приложении)
и не исправит положение с десятком миллионов мелких землепользователей по России,
которые сегодня не могут зарегистрировать права на свои участки, возникшие ранее.
В связи с тем, что проект закона касается установления первичного права мелких
землепользователей и устранения т.н. «дачного кошмара» (статья «Дачные кошмары
продолжаются» - в Приложении), связанного с регистрацией участков в государственном
земельном кадастре, то предлагается исключить те положения в проекте, которые
требуют для регистрации права наличие кадастрового плана – п.п. 1-4 Предложения.
Отсутствие кадастрового плана не должно быть препятствием для регистрации именно
первичного права мелких землепользователей, в то время как для регистрации перехода
права (сделки) кадастровый план будет востребован регистрационной службой (ФРС)
обязательно. Согласно Земельному кодексу РФ, объектом купли-продажи могут быть
только участки, прошедшие кадастровый учет.
К тому же, законопроект еще более ухудшает положение людей, так как для регистрации
недвижимости на участке сегодня не требуется наличие кадастрового плана (ст.25
закона «О регистрации ..»).
Доводы о том, что будут какие-либо злоупотребления, - неуместны, так как:
во-первых, как раз сейчас нарушаются права землепользователей, права которых
возникли ранее, но которые не могут их сейчас зарегистрировать вследствие поспешно
принятых законов;
во-вторых, именно сегодня появилась практика сгона людей с участков на земле
повышенного спроса (статья «О легализации прав граждан на земельные участки …»
- в Приложении);
в-третьих, неимущие граждане, которые просто живут на земле и не собираются
продавать используемые участки (спекулировать ими), как бы этого не хотела власть,
все равно не смогут провести свои участки через систему кадастрового учета и
тем самым решить проблемы создания единого государственного кадастра;
в-четвертых, закон и инструкции ФРС позволяют регистрировать участки, не прошедшие
кадастровый учет;
в-пятых, ввиду того, что ФРС и государственный кадастр должны по закону производить
постоянный обмен данными, Федеральная кадастровая система, по крайней мере, должна
будет присвоить кадастровые адреса на уже существующие объекты – участки, а вопросы
законности по другим основаниям должны решать, в этом случае, судебные органы
(наличие свидетельства не мешает Митволям получать решения о сносе строений,
но участки изыматься должны по закону, то есть компенсироваться, в случае необходимости,
государством).
НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ РЕШАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОБЛЕМУ ЗА СЧЕТ ГРАЖДАН.
Пункт 6 Предложения касается той противозаконной практики, которая касается внесения
данных кадастрового учета (статья «О легализации прав граждан на земельные участки
…» - в Приложении) заинтересованными лицами.
Нигде в законе «О государственном земельном кадастре» не прописана норма, на
ком лежит ответственность за достоверность внесенных данных.
Однако государство вводит единый государственный кадастр в целях не только упорядочить
землепользование, но также в целях реформирования налогообложения и т.д. Это
- государственная задача, и система также государственная.
Неопределенность в этом вопросе создает почву для злоупотреблений, что все сейчас
и наблюдают.
Жестко прописанные нормы в законе «О государственном земельном кадастре» об обязанности
государства вносить данные в систему кадастрового учета обоснованы и соответствуют
духу и смыслу реформы и назначению самой системы кадастра.
Это позволит не только регулировать цены на работы по землеустройству, так как
заказчиком землеустроительной документации будет само государство, и не только
повысит ответственность государства (следовательно, и чиновников «от кадастра»
за внесение недостоверных данных), но даст оборотные средства для развития самой
кадастровой системы, так как землепользователи будут официально платить самой
кадастровой системе.
В данном вопросе, ввиду того, что это - государственная задача, государство
получит возможность регулировать запросы землеустроителей, которые чаще всего
находятся в родственных отношениях с чиновниками при кадастровых платах, а ценообразование
должно быть обоснованно устанавливаться на основе тендеров и т.п. (сегодня тарифы
землеустроителей превышают их затраты на порядок, так как новые технологии позволяют
делать документацию в десятки раз дешевле).
Если законопроект основательно не изменить, то целесообразно его вернуть на доработку.
Межрегиональное общественное движение «Наша земля».
15.02.2006г.».
Предложение
о дополнениях к проекту
ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
в части уточнения условий и порядка приватизации, кадастрового учета, регистрации…»
1.) п. 2 Статьи 1 проекта ФЗ в части дополнения ФЗ от 21.07.97г №122 п.1 статьи
25.2. исключить слова « обязательным приложением к которым является кадастровый
план земельного участка».
2.) п. 2 Статьи 1 проекта ФЗ в части дополнения ФЗ от 21.07.97г №122 п.2 статьи
25.2. исключить слова «к которым прилагается кадастровый план земельного участка».
3.) Дополнить Статью 1 проекта ФЗ пунктом 4 следующего содержания – в абзаце
1 пункта 1 статьи 28 исключить слова «на общих основаниях»
4.) п. 1 Статьи 4 проекта ФЗ в части дополнения ФЗ от 29.12.04г. №191 статьи
4 частью 2/1 исключить слова в абзаце 2 «и кадастровый план земельного участка».
5.) Статью 5 проекта ФЗ перенумеровать в Статью 6.
6.) Дополнить проект ФЗ Статьей 5 следующего содержания:
Внести в Федеральный закон от 02 января 2000 года №28-ФЗ «О государственном земельном
кадастре» следующие изменения:
1. Абзац 1 статьи 5 читать в следующей редакции:
«Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется
государством в лице специально уполномоченного органа Федеральной власти в соответствии
со следующими принципами:
полноты сведений, в соответствии с которым на территории Российской Федерации
не должно быть участков, не учтенных государственным земельным кадастром;
объективности учета, в соответствии с которым данные кадастрового учета получаются
органом кадастрового учета самостоятельно (внесение сведений в государственный
земельный кадастр третьими лицами не допускается);