Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Загадочна ли смерть Сергея Есенина? Человек с фантазией может в самом обыденном происшествии увидеть знак судьбы, следы мирового заговора и т.п. Перебежала кошка дорожку – и за каждым кустом будет мерещиться агент. Особенно склонны к дешевым фантазиям те, кто не имеет достаточно внутренней силы для восприятия суровой реальности. У нас в ЭрЭфии с её сломленными и ослабленными обитателями, боящимися взглянуть в глаза жестокой правды и разобраться в ужасающем базисе, особенно модно среди творческих работников и конформистских политологов с легкостью необыкновенной воспарять в замысловатые надстройки. И наводится тень на плетень, искажается история. Сколько грязи было вылито, например, на Ленина и на других выдающихся деятелей недавней истории. Профессионал-историк должен прежде всего излагать факты такими, какие они есть, как и призывал Ранке (это необходимое условие), а также упорядочивать эти факты и давать им оценку в концептуальной системе координат (это достаточное условие). Наиболее же экономная и многомерная концепция – субъектное понимание истории, которое вбирает в себя все предшествующие научные парадигмы и дает ключ к любой революции. И к пониманию жребия человека – тоже. Сергей Есенин – гений и пророк. И в то же время – земной и в чем-то слабый человек. Он покончил самоубийством. Почему? Разве такое возможно – иметь славу, деньги, женщин, и добровольно уйти из жизни в самом расцвете, в 30 лет? Всякое возможно, но вот смотрел несколько серий телесериала «Есенин» режиссера Игоря Зайцева по роману Виталия Безрукова, и иногда поддавался измышлениям и отдавал должное изобретательности авторов. Всегда интересны необычные версии истории – или разоблачай, а иногда и задумывайся. Виталий Безруков считает, что поэта «заказал» Лев Троцкий, а убил небезызвестный Яков Блюмкин (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2436906/). Однако Юрий Александрович Богомолов разумно говорит – «Из сериала как раз в первую очередь и следует, что такой Есенин, каким он показан на экране и каким сыгран артистом Сергеем Безруковым, скорее всего и оказался способным на тот безумный поступок, который отрицают авторы» (http://www.rian.ru/authors/20051116/42106855.html). «Если из серии в серию мы видим, - пишет Юрий Богомолов, - как златоглавый молодец, любимец царских особ, поэта Мариенгофа, чекиста Блюмкина, иудушки Троцкого, элегантных женщин и толпы простеньких советских девушек-комсомолок в красных косынках без остановки пьянствует, дебоширит, бьет кому-нибудь морду, сам получает по лицу… Если нам все время дается понять, как он импульсивен, опрометчив, как не способен контролировать себя, свои слова и действия, как он легко и мгновенно переходит от одного настроения к другому, как склонен к театральным эффектам и к реальным аффектам, иными словами к нервным срывам, то, как не поверить в официальную версию его финала». Не буду излагать факты о самоубийстве Сергея Есенина – интереснее мотивы Безруковых, о которых они сами повествуют в интервью http://www.ozon.ru/context/detail/id/2436906/: Прежде всего, фиксирую политическую (антисоветскую) ангажированность сына Виталия Сергеевича Безрукова – актера Сергея Витальевича Безрукова, играющего роль Есенина. «Мне бы хотелось, - говорит он, - развеять уже существующий шаблонный образ поэта-скандалиста, миф, который нам навязывали в советской школе: упаднический, кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган… Такое определение великого русского поэта для меня кощунственно и противно. Есенин был светлым человеком, повторяю, светлым. И не забывайте, что ему было всего 30 лет, когда он погиб, а сколько он создал! Что же касается есенинских скандалов - это не что иное, как яркая форма протеста против режима большевиков, насаждавших "социализм, умерщвляющий личность", уничтожающий русскую культуру. Мне бы хотелось, чтобы зрители открыли для себя нового Есенина. Я вижу его человеком огромного диапазона: от гениального хулигана-озорника, Моцарта своей эпохи, - до русского Гамлета, первого советского диссидента». Сразу скажу, что Сергей Безруков совершенно неправ, передергивает. В школе нам никто не навязывал столь карикатурного мифа о Есенине. Полвека, как себя помню, о Есенине слушал и читал только хорошее. Так что выдумывать и затем бороться с собственной выдумкой – очень дурной тон. А кроме того, навязывать «светлый» образ тоже плохо, потому что Есенин не святой, а сложная личность, и его «светлость» нельзя играть в лоб. - Виталий Сергеевич, первый вопрос, несомненно, вам: что сподвигло написать роман о Есенине? - Виталий Безруков: Бесконечная любовь и преклонение перед нашим светлым гением. Я связан с поэзией, с творчеством Есенина с четырнадцати лет, с того момента, когда впервые прочел его стихи. В то время, когда я рос, время, когда была вытравлена православная вера и навязывалась коммунистическая мораль, я воспринял Есенина как глоток свежего воздуха. Есенин стал моей верой в Россию. Стихи - моими молитвами. Теперь, в начале 3-го тысячелетия, когда наш народ вновь обретает свою христианскую, православную веру, важно снять ярмо самоубийцы с имени великого русского поэта Сергея Есенина. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Антикоммунизм автора книги о Есенине несовместим с симпатией Есенина к большевикам и Ленину. Или Есенин врал, писал на заказ? Нет, он был искренен/ - Знаю, что это не первая ваша работа, связанная с Есениным… - Виталий Безруков: В 26 лет я был приглашен на роль Есенина в спектакль "Анна Снегина". В 1995 году к 100-летию Есенина ко мне как первому исполнителю роли Есенина обратились из Рязанского театра с просьбой написать пьесу. За неделю появилась "Золотая голова на плахе". Именно тогда я понял, что только мой сын с его обаянием, его темпераментом может сыграть Есенина. Но… Рязанские власти пьесу завернули: "бомбы нам не надо"… Я прошел и все театры Москвы, но всюду получал отказ. Видно, было не ко времени. Тем не менее, к 100-летию вышел другой спектакль "Жизнь моя иль ты приснилась мне" в театре им. Ермоловой, где роль поэта сыграл Сергей Безруков. Именно благодаря великолепному исполнению моего сына, спектакль не сходил со сцены семь лет. Сейчас "Есенин" практически одновременно предстанет и в романе, и на Первом канале. Таким, каким его сыграет Сергей, Есенина узнает вся страна… - Удивительно, что вам удалось получить полное содействие в написании книги родственников Есенина. Как вам удалось достичь такого взаимопонимания (ведь не секрет, что обычно это воспринимается как нечто кощунственное и почти всегда вызывает протест)? - Виталий Безруков: До написания романа у меня был разговор с внуком, Владимиром Кутузовым-Есениным, который, узнав, что пишется роман, позвонил мне с некой опаской: "Я Вас об одном прошу, чтобы память о деде не была осквернена". Я ответил: "Если для Вас Есенин - дед, то для меня - целая религия". И это действительно так. Тот отзыв о книге, который написала Светлана Петровна Есенина, стал для меня настоящим откровением. Она прочла роман и высказала свое мнение о нем, и ее оценка для меня действительно важна. - Книга "Есенин" прежде всего художественное произведение, много ли пришлось перерыть архивного материала? Сколько заняло написание книги по времени? - Виталий Безруков: На вопрос, сколько заняло написание романа, я отвечу так: я писал его год и всю жизнь. Все существующие исследования, труды по Есенину я прочел: "Тайна Англетера" Кузнецова, работы Шубниковой-Гусевой, Прокушева, Сидориной, Куняевых и другие. Я всё это переосмыслил и "прожил". Но самое сильное влияние на меня оказала небольшая по объему, но огромная по значению работа Э. А. Хлысталова "Тайна убийства Сергея Есенина". Его работа, а затем и знакомство с самим автором, стало обретением истины. Хлысталов с позиции современной криминалистики разящим ударом факта окончательно уничтожает стереотип самоубийства Сергея Есенина. Эта книга, а затем и знакомство с самим автором, стали для меня обретением истины. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Апелляция к «современной криминалистике» сомнительна. Версий спорных хватает и у современных криминалистов,надо к ним относиться критически. Мнение родственников вообще не относится к делу – не надо преувеличивать роль родственных уз/ - Как бы вы определили жанр книги: что это больше - роман, детективное расследование, биография? - Виталий Безруков: Определять жанр - удел профессионального писателя. Я, прежде всего, драматург, режиссер и актер. По количеству персонажей, обилию любовных сцен "Есенин", безусловно, роман. Но в то же время, поскольку один из главных персонажей - следователь, ведущий дело о гибели Есенина, здесь есть и детективная история. - Сергей Безруков: Самое важное, что хотелось бы отметить, что отец, когда писал этот роман, делал это не из желания стать в один ряд с огромным количеством нынешних литераторов-детективщиков. Роман - в высшей степени новое слово о Сергее Есенине. Впервые за всю историю Есенин - литературный герой, обладающий своими мыслями и своей философией. Его взгляды, сцены, сюжетные линии вы не найдете ни в одних воспоминаниях, ни в одних документальных свидетельствах. Это художественный вымысел, подкрепленный большой исторической правдой. Многие чувства, многие мысли, многие взгляды прожиты моим отцом по-настоящему, посему в романе они выглядят органично, то сеть так Есенин мог думать, так Есенин мог говорить. Так думает и говорит мой отец! - Что, на ваш взгляд, в романе наиболее интересно? - Сергей Безруков: Самое важное в романе, как мне кажется, то, что это роман о молодых людях, им всего 25-30 лет. Есенину было 30, когда его не стало. Мне 18 октября стукнет 32 года, я уже старше Есенина на 2 года, а ему навсегда останется 30 лет. А сколько человек успел прожить, сколько он успел написать!.. Это наш с отцом вклад в развитие русской культуры. Надеюсь, что молодежь, воспитанная опять же на "Бригаде", возьмет в руки "Есенина", увидит Есенина в моем исполнении, а после этого, я убежден, обратится и к подлиннику. Они будут читать Есенина и читать о Есенине, о нашем русском гении, ведь он такой живой и такой непосредственный - он хулиган, как и все мы в молодости. Когда нам 20-30 лет, мы хулиганим, мы живем ярко, без оглядки! Кроме того, роман достаточно откровенный. В нем много как непосредственно самой эротики, так и литературной наготы. Есть сцены, которые не вошли в фильм. Хотя, как мне кажется, ничего страшного в этих сценах нет. Это жизнь. Со всей плотью, со всей кровью. Реальная жизнь! - Вы придерживаетесь версии убийства? - Сергей Безруков: Думаю, что сейчас вы не найдете ни одного здравомыслящего человека, который бы оставался в полном убеждении, что Есенин покончил с собой. Практически все интеллигентные люди считают, что его убили. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Сергей Безруков слишком некритичен – многие неангажированные эксперты как раз придерживаются версии самоубийства/. В качестве примера и доказательства я могу привести вам строки, которые написаны на мраморной доске в Петербурге на бывшем здании гостиницы "Англетер": "В этом здании бывшей гостиницы "Англетер" 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта Сергея Есенина". Не трагически ушел из жизни, а трагически оборвалась жизнь. Даже здесь потомкам оставлен своеобразный знак, что не все здесь так просто. Современники поэта не верили в самоубийство. Все сотрудники "Англетер" понимали, что это не так, но власть сделала всё, чтобы сомневающиеся молчали. Времена были страшные. Сейчас мы слишком много знаем о том времени и понимаем, что человеческая жизнь по сути ничего не стоила, тогда людей расстреливали пачками. И отец, и я не сомневаемся в версии убийства, весь вопрос - кто и зачем. Ведь когда говоришь - убили, никто не понимает зачем. Многие не читали "Страну негодяев", и не всякий знает, что Есенин был политически подкован и разбирался в политике не хуже нас с вами. Все знают стихи Есенина о Родине, "Москву кабацкую" и "Персидские мотивы". Но прочитайте его "Страну негодяев" - и вы многое поймете. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: У меня под рукой «Страна негодяев» (1922-1923) издания 1970 года. Гениальное полотно Русской Революции! Начинается и заканчивается евреем Чекистовым – «комиссар из охраны железнодорожной линии». Сам о себе он говорит: Мне нравится околесина. Видишь ли… я в жизни Был бедней церковного мыша И глодал вместо хлеба камни. Но у меня была душа, Которая хотела быть Гамлетом. Глупая душа, Замарашкин! Еврею-коммунисту Чекистову противостоит субъектный русский бандит-пассионарий Номах Со мной несчастье всегда. Мне нравятся жулики и воры. Мне нравятся груди, От гнева спертые. Люди устраивают договоры, А я посылаю их к черту. Кто смеет мне быть правителем? Пусть те, кому дорог хлев, Называются гражданами и жителями И жиреют в паршивом тепле. Это все твари тленные! Предмет для навозных куч! А я – гражданин вселенной, Я живу, как я сам хочу! Как видим, два сапога пара. Другие русские персонажи - Рассветов, Чарин, Замарашкин, Щербатов, Барсук - тоже изрекают манифесты, выражают движущие мотивы и силы нашего русского порыва к субъектности. Антикоммунизма в поэме нет, а есть правда как она есть/ В «Живом Журнале» состоялось обсуждение сериала. Енот на службе её Величества enot_terrorist под девизом-ником «Офицеры выбирают честь» отмечает, что филолог и автор биографии Сергея Есенина, готовящейся к выходу в издательстве Vita Nova, Олег Лекманов в интервью "Полит.ру" развенчал главную идею сериала о том, что поэт якобы не покончил с собой, а его убили. Как отметил Лекманов, вообще нет ни одного специалиста, который бы серьезно рассматривал версию убийства поэта. Смерть Есенина довольно подробно обсуждалась в советской и эмигрантской печати, и не было ни одного предположения, что Есенина убили. "Совершенно понятно, почему эта версия не возникала. Ведь для того, чтобы убить человека, все-таки нужна причина. В самом что ни на есть тоталитарном государстве - оптом убивать возможно, а по отдельности - довольно сложно. Ну, а причин убивать Есенина просто не было", - говорит филолог. По словам Лекманова, Есенин хоть и ругал Советскую власть, но он ее и хвалил тоже. Есенин всегда занимал последовательно компромиссную позицию и никогда опасную черту не переходил. Как сказал автор биографии Сергея Есенина, Безруков-старший положил в основу своего романа два или три легко опознаваемых источника - мемуары Мариенгофа, двухтомник воспоминаний о Есенине и старые есенинские собрания сочинений, "оттуда понадергал фактов и растворил в очень большом количестве лжи и своих болезненных фантазий". "Количество ошибок и передергиваний столь велико, что очень трудно, скажем, писать на эту книгу рецензию. Потому что придираться нужно почти к каждой фразе", - отметил литературовед. Как отмечает Олег Лекманов, главным доказательством самоубийства Есенина является его предсмертное стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…", написанное им кровью в день смерти. Доказано, что это его почерк и что он это написал именно в тот день. Писатель говорит, что, на его взгляд, Безруков выдвинул и развил несостоятельную версию об убийстве поэта, потому что "в России есть некий национальный комплекс, когда во всех бедах, произошедших с русским народом, он оказывается совершенно не виноват. А есть некоторые злые силы, которые этот народ всячески уничтожают, изживают со свету. И где-то в семидесятых годах на роли этих двух сил были выбраны, во-первых, евреи, во-вторых, большевики". "Когда Безруков пишет роман о Есенине - в этом нет еще ничего страшного, в культуре всегда есть маргинальные зоны. Но когда в дело вмешивается ОРТ, - главный гостелеканал - и в это начинают вкладывать огромные деньги, и это идет в прайм-тайм по телевизору, и все автобусные остановки заклеены плакатами с портретами Безрукова, т.е. когда маргиналов протаскивают на Первый канал как какое-то новое открытие, - то это заслуживает, на мой взгляд, социологического анализа", - заявил Олег Лекманов. Многие зрители отмечают, что фильм сделан очень небрежно, в нем много ошибок и неточностей, создатели сериала даже не подумали пригласить консультантов. Вот лишь начальный список киноляпов в сериале, о которых пишет сайт ГУРУ-Фильм.com: 1. Олег Лекманов обратил внимание всего на одну неточность, хотя, по его словам, в сериале их много. В фильме показывают царскую армию, и там солдат отвечает "Есть!" на слова командира. Этого быть не могло, потому что такая формула была введена много позже, в царской армии отвечали "Слушаюсь". 2. В первой серии возникает некий "санитарный батальон гвардейского Царскосельского полка". В то время как Есенин служил в Царскосельском санитарном поезде N143. Этот факт есть во всех биографиях поэта. И к лейб-гвардии 2-му стрелковому Царскосельскому полку, шефом которого была вовсе не императрица, а Великий Князь Дмитрий Павлович, отношения не имел. 3. У офицеров, служивших по сюжету фильма в 3-м стрелковом полку, почему-то белый околыш на фуражке, который является принадлежностью Измайловского или Павловского полка. 4. Все шинели, фуражки и прочие атрибуты формы выглядят так, как будто их взяли с советских складов. 5. В фильме фигурируют какие-то непонятные намеки на роман с Великой Княжной Татьяной. Возникает "дядя Константин Александрович". Если речь идет о поэте К.Р. — то его отчество было Константинович. И показать ему стихи в 1916 году Татьяна Николаевна никак не могла, потому как К.Р. умер еще в 1915-м. 6. Выступал Есенин перед императорской фамилией не в Царском селе, а на фронте, в лазарете, где императрица с дочерьми работали сестрами милосердия. В Царском селе он выступал с Клюевым на вечерах "Общества возрождения художественной Руси". 7. Форма сотрудников ГПУ, в которой они задерживают Есенина в период развода с Зинаидой Райх (1920-1921), была введена приказом N222 от 16 апреля 1923 года, а отменена через год с небольшим - 14 августа 1924 года. В период, показанный в фильме, ГПУ вообще еще не существовало. ВЧК была преобразована в ГПУ лишь 6 февраля 1922 года. 8. Хлысталов с героем Табакова встречаются в саду "Эрмитаж". Вид у сада современный, в 1985 году все было не так. 9. Секретарша-любовница Есенина говорит человеку с петлицами ГПУ, что работает в ВЧК. 10. Александр Блок в сериале почему-то умирает в 1922 году, в то время как реально поэт скончался 7 августа 1921 года. 11. Путаница с хронологией. По фильму Есенина сажают в подвалы ГПУ в 1922 году. Сокамерник "князь Вяземский" говорит о некоем Манифесте Ганина, о его аресте. Проект "Орден Русских Фашистов" относится к 1924 году и курировал это дело лично Яков Агранов - заместитель Ягоды. Проект этот был делом Агранова, в него был втянут и Ганин, и Всеволод Иванов, и сам Есенин. С "Вяземским" Ганин знакомится в том же году и по его просьбе пишет "Тезисы обращения к русскому народу". Вскоре после написания "Тезисов" большая часть участников была арестована, а Есенину пришлось бежать в Баку. 12. В 1915 году Есенин-дезертир, едущий с солдатами в теплушке, узнает о смерти Распутина, убитого, как известно, только в конце 1916 года. Причем на самом деле дезертиром Есенин не был, а дезертирство придумал в советское время для "правильной" биографии. 13. Встреча поэта с Троцким почему-то передвинута на год - с августа 1923-го, когда он вернулся из зарубежной поездки с Айседорой Дункан, на 1922 год. 14. Странно звучит фраза Троцкого: "Завидую вам, Есенин: по стране поездите!". Не секрет, что сам Лев Давидович отнюдь не был домоседом и частенько мотался по стране на собственном поезде. smoker: Попробуй сделать так: покупаешь ДВД этого сериала, забываешь об условностях, мелочах и просто смотришь как картину - автономно от детального Есенина, автономно от исторического сюжета и т.д. Ты просто смотришь его и всё. Книгу читать - бесспорно извращение, но смотреть фильм просто как фильм - вполне приятно. Конечно, своё дело делает любовь к Безрукову, зародившаяся после "Азазель". Но если ты бесповоротно убеждён, что фильм - говна кусок, то тогда сделай вывод, что моя любовь к Безрукову слепа. Enot_terrorist: Вы разделяете понятия "роман о писателе", "роман о плохих большевиках", и "бытово-антисемитский роман"? Так вот, если вы разделяете эти понятия, то вам должно стать ясно, что роман с названием "Есенин" должен быть именно первого типа, а не второго и третьего. Бездарный роман, бездарный фильм. Тема евреи-большевики убили великого РУССКОГО поэта - это тема для обсуждения быдлом на кухне - нам эти обсуждения вынесли на прилавки книжных лотков и экраны телевизоров. Vuokatti: Благодаря этому фильму, многие хотя бы просто узнали, кто такой Есенин... и что кроме "Белая береза...." у него есть еще очень много замечатальных стихов. А что касается романа, то это именно роман и, следовательно, художественное произведение, в котором автор изложил свое видение проблемы. Но минус в том, что в таком случае надо было менять фамилии героев, дабы не делать громких заявлений и обвинений. Enot_terrorist: И что же узнают люди о Есенине: "он наш чувак, он пьёт, всех трахает, а убили его евреи" - это образ Есенина в фильме. А вообще, что обсуждать? Безруков старший как писатель говно, и роман у него такой же. Сериалы - всегда не отличалиь умом. Так что хотите знать Есенина - читайте стихи, всё в них. Кажется, Виктор Грицков предлагал устроить весной в нашем Императорском Русском Историческом Обществе обсуждение или конференцию об историческом романе. Все же желательно придерживаться фактов, а не предаваться произвольным выдумкам. Я лично начиная со школьных лет получал образ истории во многом из исторических романов. Так, «Петр Первый» Алексея Толстого предопределил мое восприятие первой модернизации, а «Тихий Дон» Михаила Шолохова – восприятие Русской Революции. Я уж не говорю о Дюма или Вальтер Скотте. Наверное, профессиональное сообщество историков должно потеснее сотрудничать с литературной общественностью, чтобы привились нормы исторической политкорректности. Навязывать канон не надо, а к совести авторов обращаться можно.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||