Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Загадочна ли смерть Сергея Есенина?

Человек с фантазией может в самом обыденном происшествии увидеть знак судьбы,
следы мирового заговора и т.п. Перебежала кошка дорожку – и за каждым кустом
будет мерещиться агент. Особенно склонны к дешевым фантазиям те, кто не имеет
достаточно внутренней силы для восприятия суровой реальности. У нас в ЭрЭфии
с её сломленными и ослабленными обитателями, боящимися взглянуть в глаза жестокой
правды и разобраться в ужасающем базисе, особенно модно среди творческих работников
и конформистских политологов с легкостью
необыкновенной воспарять в замысловатые надстройки. 

И наводится тень на плетень, искажается история. Сколько грязи было вылито, например,
на Ленина и на других выдающихся деятелей недавней истории. Профессионал-историк
должен прежде всего излагать факты такими, какие они есть, как и призывал Ранке
(это необходимое условие), а также упорядочивать эти факты и давать им оценку
в концептуальной системе координат (это достаточное условие). Наиболее же экономная
и многомерная концепция – субъектное понимание истории, которое вбирает в себя
все предшествующие научные
парадигмы и дает ключ к любой революции. И к пониманию жребия человека – тоже.

Сергей Есенин – гений и пророк. И в то же время – земной и в чем-то слабый человек.
Он покончил самоубийством. Почему? Разве такое возможно – иметь славу, деньги,
женщин, и добровольно уйти из жизни в самом расцвете, в 30 лет?

Всякое возможно, но вот смотрел несколько серий телесериала «Есенин» режиссера
Игоря Зайцева по роману Виталия Безрукова, и иногда поддавался измышлениям и
отдавал должное изобретательности авторов. Всегда интересны необычные версии
истории – или разоблачай, а иногда и задумывайся. Виталий Безруков считает, что
поэта «заказал» Лев Троцкий, а убил небезызвестный Яков Блюмкин (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2436906/).
Однако Юрий Александрович Богомолов разумно говорит – «Из сериала как раз в первую
очередь
и следует, что такой Есенин, каким он показан на экране и каким сыгран артистом
Сергеем Безруковым, скорее всего и оказался способным на тот безумный поступок,
который отрицают авторы» (http://www.rian.ru/authors/20051116/42106855.html).
            

«Если из серии в серию мы видим, - пишет Юрий Богомолов, - как златоглавый молодец,
любимец царских особ, поэта Мариенгофа, чекиста Блюмкина, иудушки Троцкого, элегантных
женщин и толпы простеньких советских девушек-комсомолок в красных косынках без
остановки пьянствует, дебоширит, бьет кому-нибудь морду, сам получает по лицу…
Если нам все время дается понять, как он импульсивен, опрометчив, как не способен
контролировать себя, свои слова и действия, как он легко и мгновенно переходит
от одного настроения к
другому, как склонен к театральным эффектам и к реальным аффектам, иными словами
к нервным срывам, то, как не поверить в официальную версию его финала».

Не буду излагать факты о самоубийстве Сергея Есенина – интереснее мотивы Безруковых,
о которых они сами повествуют в интервью http://www.ozon.ru/context/detail/id/2436906/:


Прежде всего, фиксирую политическую (антисоветскую) ангажированность сына Виталия
Сергеевича Безрукова – актера Сергея Витальевича Безрукова, играющего роль Есенина.
«Мне бы хотелось, - говорит он, -  развеять уже существующий шаблонный образ
поэта-скандалиста, миф, который нам навязывали в советской школе: упаднический,
кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган… Такое определение великого
русского поэта для меня кощунственно и противно. Есенин был светлым человеком,
повторяю, светлым. И не забывайте,
что ему было всего 30 лет, когда он погиб, а сколько он создал! Что же касается
есенинских скандалов - это не что иное, как яркая форма протеста против режима
большевиков, насаждавших "социализм, умерщвляющий личность", уничтожающий русскую
культуру. Мне бы хотелось, чтобы зрители открыли для себя нового Есенина. Я вижу
его человеком огромного диапазона: от гениального хулигана-озорника, Моцарта
своей эпохи, - до русского Гамлета, первого советского диссидента». 

Сразу скажу, что Сергей Безруков совершенно неправ, передергивает. В школе нам
никто не навязывал столь карикатурного мифа о Есенине. Полвека, как себя помню,
о Есенине слушал и читал только хорошее. Так что выдумывать и затем бороться
с собственной выдумкой – очень дурной тон. А кроме того, навязывать «светлый»
образ тоже плохо, потому что Есенин не святой, а сложная личность, и его «светлость»
нельзя играть в лоб. 

- Виталий Сергеевич, первый вопрос, несомненно, вам: что сподвигло написать роман
о Есенине? 

- Виталий Безруков: Бесконечная любовь и преклонение перед нашим светлым гением.
Я связан с поэзией, с творчеством Есенина с четырнадцати лет, с того момента,
когда впервые прочел его стихи. В то время, когда я рос, время, когда была вытравлена
православная вера и навязывалась коммунистическая мораль, я воспринял Есенина
как глоток свежего воздуха. Есенин стал моей верой в Россию. Стихи - моими молитвами.

Теперь, в начале 3-го тысячелетия, когда наш народ вновь обретает свою христианскую,
православную веру, важно снять ярмо самоубийцы с имени великого русского поэта
Сергея Есенина. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Антикоммунизм автора книги о Есенине несовместим с симпатией
Есенина к большевикам и Ленину. Или Есенин врал, писал на заказ? Нет, он был
искренен/

- Знаю, что это не первая ваша работа, связанная с Есениным… 

- Виталий Безруков: В 26 лет я был приглашен на роль Есенина в спектакль "Анна
Снегина". В 1995 году к 100-летию Есенина ко мне как первому исполнителю роли
Есенина обратились из Рязанского театра с просьбой написать пьесу. За неделю
появилась "Золотая голова на плахе". Именно тогда я понял, что только мой сын
с его обаянием, его темпераментом может сыграть Есенина. Но… Рязанские власти
пьесу завернули: "бомбы нам не надо"… 
Я прошел и все театры Москвы, но всюду получал отказ. Видно, было не ко времени.
Тем не менее, к 100-летию вышел другой спектакль "Жизнь моя иль ты приснилась
мне" в театре им. Ермоловой, где роль поэта сыграл Сергей Безруков. Именно благодаря
великолепному исполнению моего сына, спектакль не сходил со сцены семь лет. 
Сейчас "Есенин" практически одновременно предстанет и в романе, и на Первом канале.
Таким, каким его сыграет Сергей, Есенина узнает вся страна… 

- Удивительно, что вам удалось получить полное содействие в написании книги родственников
Есенина. Как вам удалось достичь такого взаимопонимания (ведь не секрет, что
обычно это воспринимается как нечто кощунственное и почти всегда вызывает протест)?
 

- Виталий Безруков: До написания романа у меня был разговор с внуком, Владимиром
Кутузовым-Есениным, который, узнав, что пишется роман, позвонил мне с некой опаской:
"Я Вас об одном прошу, чтобы память о деде не была осквернена". Я ответил: "Если
для Вас Есенин - дед, то для меня - целая религия". И это действительно так.

Тот отзыв о книге, который написала Светлана Петровна Есенина, стал для меня
настоящим откровением. Она прочла роман и высказала свое мнение о нем, и ее оценка
для меня действительно важна. 

- Книга "Есенин" прежде всего художественное произведение, много ли пришлось
перерыть архивного материала? Сколько заняло написание книги по времени? 

- Виталий Безруков: На вопрос, сколько заняло написание романа, я отвечу так:
я писал его год и всю жизнь. 
Все существующие исследования, труды по Есенину я прочел: "Тайна Англетера" Кузнецова,
работы Шубниковой-Гусевой, Прокушева, Сидориной, Куняевых и другие. 
Я всё это переосмыслил и "прожил". Но самое сильное влияние на меня оказала небольшая
по объему, но огромная по значению работа Э. А. Хлысталова "Тайна убийства Сергея
Есенина". Его работа, а затем и знакомство с самим автором, стало обретением
истины. Хлысталов с позиции современной криминалистики разящим ударом факта окончательно
уничтожает стереотип самоубийства Сергея Есенина. Эта книга, а затем и знакомство
с самим автором, стали для меня обретением истины. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Апелляция к «современной криминалистике» сомнительна. Версий
спорных хватает и у современных криминалистов,надо к ним относиться критически.
Мнение родственников вообще не относится к делу – не надо преувеличивать роль
родственных уз/

- Как бы вы определили жанр книги: что это больше - роман, детективное расследование,
биография?  

- Виталий Безруков: Определять жанр - удел профессионального писателя. Я, прежде
всего, драматург, режиссер и актер. По количеству персонажей, обилию любовных
сцен "Есенин", безусловно, роман. Но в то же время, поскольку один из главных
персонажей - следователь, ведущий дело о гибели Есенина, здесь есть и детективная
история. 

- Сергей Безруков: Самое важное, что хотелось бы отметить, что отец, когда писал
этот роман, делал это не из желания стать в один ряд с огромным количеством нынешних
литераторов-детективщиков. Роман - в высшей степени новое слово о Сергее Есенине.
Впервые за всю историю Есенин - литературный герой, обладающий своими мыслями
и своей философией. Его взгляды, сцены, сюжетные линии вы не найдете ни в одних
воспоминаниях, ни в одних документальных свидетельствах. Это художественный вымысел,
подкрепленный большой
исторической правдой. Многие чувства, многие мысли, многие взгляды прожиты моим
отцом по-настоящему, посему в романе они выглядят органично, то сеть так Есенин
мог думать, так Есенин мог говорить. Так думает и говорит мой отец!

- Что, на ваш взгляд, в романе наиболее интересно?

- Сергей Безруков: Самое важное в романе, как мне кажется, то, что это роман
о молодых людях, им всего 25-30 лет. Есенину было 30, когда его не стало. 
Мне 18 октября стукнет 32 года, я уже старше Есенина на 2 года, а ему навсегда
останется 30 лет. А сколько человек успел прожить, сколько он успел написать!..

Это наш с отцом вклад в развитие русской культуры. Надеюсь, что молодежь, воспитанная
опять же на "Бригаде", возьмет в руки "Есенина", увидит Есенина в моем исполнении,
а после этого, я убежден, обратится и к подлиннику. Они будут читать Есенина
и читать о Есенине, о нашем русском гении, ведь он такой живой и такой непосредственный
- он хулиган, как и все мы в молодости. 
Когда нам 20-30 лет, мы хулиганим, мы живем ярко, без оглядки! 
Кроме того, роман достаточно откровенный. В нем много как непосредственно самой
эротики, так и литературной наготы. Есть сцены, которые не вошли в фильм. 
Хотя, как мне кажется, ничего страшного в этих сценах нет. Это жизнь. Со всей
плотью, со всей кровью. Реальная жизнь!

- Вы придерживаетесь версии убийства? 

- Сергей Безруков: Думаю, что сейчас вы не найдете ни одного здравомыслящего
человека, который бы оставался в полном убеждении, что Есенин покончил с собой.
Практически все интеллигентные люди считают, что его убили. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Сергей Безруков слишком некритичен – многие неангажированные эксперты как раз
придерживаются версии самоубийства/. В качестве примера и доказательства я могу
привести вам строки, которые написаны на мраморной доске в Петербурге на бывшем
здании гостиницы "Англетер": "В этом здании
бывшей гостиницы "Англетер" 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь
поэта Сергея Есенина". Не трагически ушел из жизни, а трагически оборвалась жизнь.
Даже здесь потомкам оставлен своеобразный знак, что не все здесь так просто.

Современники поэта не верили в самоубийство. Все сотрудники "Англетер" понимали,
что это не так, но власть сделала всё, чтобы сомневающиеся молчали. Времена были
страшные. Сейчас мы слишком много знаем о том времени и понимаем, что человеческая
жизнь по сути ничего не стоила, тогда людей расстреливали пачками. 
И отец, и я не сомневаемся в версии убийства, весь вопрос - кто и зачем. Ведь
когда говоришь - убили, никто не понимает зачем. Многие не читали "Страну негодяев",
и не всякий знает, что Есенин был политически подкован и разбирался в политике
не хуже нас с вами. Все знают стихи Есенина о Родине, "Москву кабацкую" и "Персидские
мотивы". Но прочитайте его "Страну негодяев" - и вы многое поймете. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: У меня под рукой «Страна негодяев» (1922-1923) издания 1970
года. Гениальное полотно Русской Революции! Начинается и заканчивается евреем
Чекистовым – «комиссар из охраны железнодорожной линии». Сам о себе он говорит:


Мне нравится околесина.
Видишь ли… я в жизни
Был бедней церковного мыша
И глодал вместо хлеба камни.
Но у меня была душа,
Которая хотела быть Гамлетом.
Глупая душа, Замарашкин!

Еврею-коммунисту Чекистову противостоит субъектный русский бандит-пассионарий
Номах 

Со мной несчастье всегда.
Мне нравятся жулики и воры.
Мне нравятся груди,
От гнева спертые.
Люди устраивают договоры,
А я посылаю их к черту.
Кто смеет мне быть правителем?
Пусть те, кому дорог хлев,
Называются гражданами и жителями
И жиреют в паршивом тепле.
Это все твари тленные!
Предмет для навозных куч!
А я – гражданин вселенной,
Я живу, как я сам хочу!

Как видим, два сапога пара. Другие русские персонажи - Рассветов, Чарин, Замарашкин,
Щербатов, Барсук - тоже изрекают манифесты, выражают движущие мотивы и силы нашего
русского порыва к субъектности. Антикоммунизма в поэме нет, а есть правда как
она есть/

В «Живом Журнале» состоялось обсуждение сериала. Енот на службе её Величества
enot_terrorist под девизом-ником «Офицеры выбирают честь» отмечает, что филолог
и автор биографии Сергея Есенина, готовящейся к выходу в издательстве Vita Nova,
Олег Лекманов в интервью "Полит.ру" развенчал главную идею сериала о том, что
поэт якобы не покончил с собой, а его убили. Как отметил Лекманов, вообще нет
ни одного специалиста, который бы серьезно рассматривал версию убийства поэта.
Смерть Есенина довольно подробно обсуждалась
в советской и эмигрантской печати, и не было ни одного предположения, что Есенина
убили. "Совершенно понятно, почему эта версия не возникала. Ведь для того, чтобы
убить человека, все-таки нужна причина. В самом что ни на есть тоталитарном государстве
-  оптом убивать возможно, а по отдельности - довольно сложно. Ну, а причин убивать
Есенина просто не было", - говорит филолог.

По словам Лекманова, Есенин хоть и ругал Советскую власть, но он ее и хвалил
тоже. Есенин всегда занимал последовательно компромиссную позицию и никогда опасную
черту не переходил. Как сказал автор биографии Сергея Есенина, Безруков-старший
положил в основу своего романа два или три легко опознаваемых источника - мемуары
Мариенгофа, двухтомник воспоминаний о Есенине и старые есенинские собрания сочинений,
"оттуда понадергал фактов и растворил в очень большом количестве лжи и своих
болезненных фантазий". "Количество
ошибок и передергиваний столь велико, что очень трудно, скажем, писать на эту
книгу рецензию. Потому что придираться нужно почти к каждой фразе", -  отметил
литературовед.

Как отмечает Олег Лекманов, главным доказательством самоубийства Есенина является
его предсмертное стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…", написанное
им кровью в день смерти. Доказано, что это его почерк и что он это написал именно
в тот день.

Писатель говорит, что, на его взгляд, Безруков выдвинул и развил несостоятельную
версию об убийстве поэта, потому что "в России есть некий национальный комплекс,
когда во всех бедах, произошедших с русским народом, он оказывается совершенно
не виноват. А есть некоторые злые силы, которые этот народ всячески уничтожают,
изживают со свету. И где-то в семидесятых годах на роли этих двух сил были выбраны,
во-первых, евреи, во-вторых, большевики".

"Когда Безруков пишет роман о Есенине - в этом нет еще ничего страшного, в культуре
всегда есть маргинальные зоны. Но когда в дело вмешивается ОРТ, - главный гостелеканал
- и в это начинают вкладывать огромные деньги, и это идет в прайм-тайм по телевизору,
и все автобусные остановки заклеены плакатами с портретами Безрукова, т.е. когда
маргиналов протаскивают на Первый канал как какое-то новое открытие, - то это
заслуживает, на мой взгляд, социологического анализа", - заявил Олег Лекманов.

Многие зрители отмечают, что фильм сделан очень небрежно, в нем много ошибок
и неточностей, создатели сериала даже не подумали пригласить консультантов. Вот
лишь начальный список киноляпов в сериале, о которых пишет сайт ГУРУ-Фильм.com:

1. Олег Лекманов обратил внимание всего на одну неточность, хотя, по его словам,
в сериале их много. В фильме показывают царскую армию, и там солдат отвечает
"Есть!" на слова командира. Этого быть не могло, потому что такая формула была
введена много позже, в царской армии отвечали "Слушаюсь".

2. В первой серии возникает некий "санитарный батальон гвардейского Царскосельского
полка". В то время как Есенин служил в Царскосельском санитарном поезде N143.
Этот факт есть во всех биографиях поэта. И к лейб-гвардии 2-му стрелковому Царскосельскому
полку, шефом которого была вовсе не императрица, а Великий Князь Дмитрий Павлович,
отношения не имел.

3. У офицеров, служивших по сюжету фильма в 3-м стрелковом полку, почему-то белый
околыш на фуражке, который является принадлежностью Измайловского или Павловского
полка.

4. Все шинели, фуражки и прочие атрибуты формы выглядят так, как будто их взяли
с советских складов.

5. В фильме фигурируют какие-то непонятные намеки на роман с Великой Княжной
Татьяной. Возникает "дядя Константин Александрович". Если речь идет о поэте К.Р.
— то его отчество было Константинович. И показать ему стихи в 1916 году Татьяна
Николаевна никак не могла, потому как К.Р. умер еще в 1915-м.

6. Выступал Есенин перед императорской фамилией не в Царском селе, а на фронте,
в лазарете, где императрица с дочерьми работали сестрами милосердия. В Царском
селе он выступал с Клюевым на вечерах "Общества возрождения художественной Руси".

7. Форма сотрудников ГПУ, в которой они задерживают Есенина в период развода
с Зинаидой Райх (1920-1921), была введена приказом N222 от 16 апреля 1923 года,
а отменена через год с небольшим - 14 августа 1924 года. В период, показанный
в фильме, ГПУ вообще еще не существовало. ВЧК была преобразована в ГПУ лишь 6
февраля 1922 года.

8. Хлысталов с героем Табакова встречаются в саду "Эрмитаж". Вид у сада современный,
в 1985 году все было не так.

9. Секретарша-любовница Есенина говорит человеку с петлицами ГПУ, что работает
в ВЧК.

10. Александр Блок в сериале почему-то умирает в 1922 году, в то время как реально
поэт скончался 7 августа 1921 года.

11. Путаница с хронологией. По фильму Есенина сажают в подвалы ГПУ в 1922 году.
Сокамерник "князь Вяземский" говорит о некоем Манифесте Ганина, о его аресте.
Проект "Орден Русских Фашистов" относится к 1924 году и курировал это дело лично
Яков Агранов - заместитель Ягоды. Проект этот был делом Агранова, в него был
втянут и Ганин, и Всеволод Иванов, и сам Есенин. С "Вяземским" Ганин знакомится
в том же году и по его просьбе пишет "Тезисы обращения к русскому народу". Вскоре
после написания "Тезисов" большая
часть участников была арестована, а Есенину пришлось бежать в Баку.

12. В 1915 году Есенин-дезертир, едущий с солдатами в теплушке, узнает о смерти
Распутина, убитого, как известно, только в конце 1916 года. Причем на самом деле
дезертиром Есенин не был, а дезертирство придумал в советское время для "правильной"
биографии.

13. Встреча поэта с Троцким почему-то передвинута на год - с августа 1923-го,
когда он вернулся из зарубежной поездки с Айседорой Дункан, на 1922 год.

14. Странно звучит фраза Троцкого: "Завидую вам, Есенин: по стране поездите!".
Не секрет, что сам Лев Давидович отнюдь не был домоседом и частенько мотался
по стране на собственном поезде.

smoker:
Попробуй сделать так: покупаешь ДВД этого сериала, забываешь об условностях,
мелочах и просто смотришь как картину - автономно от детального Есенина, автономно
от исторического сюжета и т.д. Ты просто смотришь его и всё. Книгу читать - бесспорно
извращение, но смотреть фильм просто как фильм - вполне приятно.
Конечно, своё дело делает любовь к Безрукову, зародившаяся после "Азазель". Но
если ты бесповоротно убеждён, что фильм - говна кусок, то тогда сделай вывод,
что моя любовь к Безрукову слепа.

Enot_terrorist:
Вы разделяете понятия "роман о писателе", "роман о плохих большевиках", и "бытово-антисемитский
роман"?
Так вот, если вы разделяете эти понятия, то вам должно стать ясно, что роман
с названием "Есенин" должен быть именно первого типа, а не второго и третьего.
Бездарный роман, бездарный фильм. 
Тема евреи-большевики убили великого РУССКОГО поэта - это тема для обсуждения
быдлом на кухне - нам эти обсуждения вынесли на прилавки книжных лотков и экраны
телевизоров.

Vuokatti: 
Благодаря этому фильму, многие хотя бы просто узнали, кто такой Есенин... и что
кроме "Белая береза...." у него есть еще очень много замечатальных стихов.
А что касается романа, то это именно роман и, следовательно, художественное произведение,
в котором автор изложил свое видение проблемы. Но минус в том, что в таком случае
надо было менять фамилии героев, дабы не делать громких заявлений и обвинений.

Enot_terrorist: 
И что же узнают люди о Есенине: "он наш чувак, он пьёт, всех трахает, а убили
его евреи" - это образ Есенина в фильме.
А вообще, что обсуждать?
Безруков старший как писатель говно, и роман у него такой же.
Сериалы - всегда не отличалиь умом.
Так что хотите знать Есенина - читайте стихи, всё в них.  

Кажется, Виктор Грицков предлагал устроить весной в нашем Императорском Русском
Историческом Обществе обсуждение или конференцию об историческом романе. Все
же желательно придерживаться фактов, а не предаваться произвольным выдумкам.
Я лично начиная со школьных лет получал образ истории во многом из исторических
романов. Так, «Петр Первый» Алексея Толстого предопределил мое восприятие первой
модернизации, а «Тихий Дон» Михаила Шолохова – восприятие Русской Революции.
Я уж не говорю о Дюма или Вальтер Скотте.
Наверное, профессиональное сообщество историков должно потеснее сотрудничать
с литературной общественностью, чтобы привились нормы исторической политкорректности.
Навязывать канон не надо, а к совести авторов обращаться можно.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное