Мухаммед и Айша
Правая Вера вбирает в себя откровения ислама, дарованные Пророку в Священном
Коране. Не внешнее обрядоверие, а внутренняя суть мусульманства ведет правоверного
к Аллаху. Правоверный больше мусульманин, чем просто заучивший аяты и хадисы
и совершающий ритуалы. Вера преображает человека, лишь когда он понимает её высший
смысл.
Перечитываю замечательную книгу «Жизнь Мухаммеда». Вера Федоровна Панова начала
работать над ней в 1967 году. Она вознамерилась исполнить замысел Льва Николаевича
Толстого, который очень увлекался светлой вдохновляющей личностью основателя
ислама и хотел написать о нем книгу для русского читателя, но не успел. С 1969
года соавтором труда стал сын В.Ф.Пановой – Юрий Борисович Вахтин. Передо мной
– переиздание этой книги, выпущенное в 1991 году в Москве Издательством политической
литературы. На обложке – изображение
Пророка, совершающего знаменитое «ночное путешествие» из «сокровенной мечети»
Каабы в «отдаленную мечеть» Иерусалима на белоснежном полумуле-полуосле Бураке
(Молниеносный) с человеческим лицом и огромными крыльями. На мусульманской миниатюре
лицо Мухаммеда традиционно закрыто завесой.
Сразу скажу, что Мухаммед в моих глазах не просто безупречный человек, но и очень
родной и близкий, которому веришь и которого любишь. Много предубеждений о нем
бытует тем не менее среди христиан, в том числе о его многоженстве и его женитьбе
на десятилетней Айше. Сейчас прочел в «Живом Журнале» поступившую из Каира заметку
gool (родился 2 октября 1974 года) «К вопросу о женитьбе Пророка на Аише» (http://gool.livejournal.com/):
«Скажу вам, то, что знаю об этом.
Аиша была дочерью Абу Бакра - самого близкого друга Пророка. Эти два человека
очень любили друг друга, и об этом есть много хадисов, которые я сейчас не буду
приводить. Взять в жены одну из дочерей Абу Бакра - это было как акт любви и
доверия к нему. Почему именно Аишу, а не Асму - ее старшую сестру? Они обе росли
на глазах у Пророка, но, видимо, именно маленькая Айша вошла к Пророку в сердце.
То есть это был брак по любви. Айша была очень горда, что выходит замуж за самого
Пророка. Это было большой честью
и для всей ее семьи.
Что касается возраста. Брак был заключен до достижения половой зрелости, и Аиша
продолжала жить в доме родителей. Кстати, в Индии тоже есть обычай женить детей.
Семьи породнились, ну а жить они, начнут, конечно, когда физически созреют. Об
этом и фильмы снимают, так ведь? То есть в традиционном обществе это было возможно
и в этом был смысл.
Арабское общество того времени было очень традиционным. Что касается возраста
зрелости - известно, что на юге девочки созревают рано. 9 лет - нормально. Да,
психика у нее еще детская, но тело уже созрело! Кстати, в то время отношения
между мужчиной и женщиной были гораздо более на виду, чем сейчас. Для детей не
было тайны в физической близости. Это было нормально, не постыдно и не запретно!
Поэтому травмы для психики девочки здесь не было. Кстати, есть хадис, где Аиша
говорит о том, что она никогда не видела
половых органов Пророка, а он не видел ее. То есть степень целомудренности в
акте соития явно присутствовала.
Теперь о возрасте Пророка. Он в 50 лет был цветущим мужчиной, в самом цвете лет.
Для девочки он не был стариком. К тому же он умел играть с ней, он умел общаться
с ней на ее детском языке. Он очень любил ее, понимаете?
Аиша прожила с ним 9 счастливейших лет, ее память запомнила все сказанное и сделанное
Пророком в тысячах жизненных ситуаций. Всю оставшуюся жизнь она была неиссякаемым
источником сведений о Пророке и занимала в исламском обществе очень высокое и
уважаемое положение. Умерла она в глубокой старости, в полной уверенности, что
отправляется на встречу с любимым мужем.
Говорят, что в этом браке Пророка с маленькой девочкой была заложена Высшая Мудрость.
Именно благодаря своей молодости Аиша смогла впитать все как губка и передать
людям с минимальными искажениями.
«Возьмите половину своей религии от этой малютки» - сказал Пророк. Надеюсь, вам
не надо растолковывать этот хадис?».
Прекрасная, возвышенная история. По-моему, Пророк Мухаммед, да будь благословенно
его имя, является наряду с Адамом и Авраамом самым человечным из избранников
Аллаха.