Азербайджан, Баку, 24 января /корр. Trend Life Эльдар Гусейнзаде/
Первая театральная премьера года в Азербайджане «Цветок кактуса» (Эйб Берроуз), которая, как нам кажется, станет самой громкой, репетировалась под большим секретом. Все знали, что в ней задействованы такие маститые актеры, как народные артисты Фуад Поладов, Рафик Алиев, Людмила Духовная, ряд талантливых молодых актеров, а над декорациями работал народный художник Назим Беккишиев. В прессу просачивались разные слухи, детали постановки, но имя режиссера держалось в тайне, а если мелькало, то так, в общей массе, чтобы его никто не заметил.
«Цветок кактуса» - это режиссерский дебют руководителя продюсерского центра «Procent» Алекпера Тагизаде, на базе которого и готовился спектакль. Непосредственно перед завтрашней премьерой в Союзе театральных деятелей он дал интервью Trend Life.
- Алекпер муаллим, вряд ли кто ждал, что именно вы, успешно проявивший себя на продюсерском поприще, вдруг возьметесь за режиссуру. Как вы к этому пришли?
- Я всю жизнь очень любил театр. А в нем, как и вообще в любом направлении искусства, начинаешь разбираться, не когда изучаешь специальную литературу, хотя и это важно, а когда видишь множество разных спектаклей, фильмов. Тогда начинаешь понимать и полезность, теории. Немаловажную роль в моем дебюте сыграло и то, что моя дочь сейчас заканчивает Российскую академию театрального искусства или, как раньше ее называли, ГИТИС. Она выпускница факультета театроведения. На протяжении пяти лет плотного с ней общения, я читал массу рецензий, которые она за это время подготовила, что тоже явилось своего рода толчком. То есть, накопилась некоторая критическая масса. Ну, и продюсирование спектакля «Тимон Афинский», изучение его производства - все привело к тому, что возникло желание попробовать себя в качестве режиссера.
- Почему дебютировать решили именно с «Цветком кактуса»?
- Сразу оговорюсь, не потому, что это комедия, и ее, якобы, ставить легче. Это вообще не та шкала, по которой следует оценивать. «Цветок кактуса» очень успешно шел в шестидесятые годы на всех бродвейских подмостках. Эта постановка настолько легка и непринужденна, что ее можно охарактеризовать как водевиль без музыки. Все хорошо ложится на комическую основу.
Я эту пьесу несколько месяцев прорабатывал, придумывал образы, для каждого пытался создать драматургическую подоплеку… Даже проходной персонаж был со своим началом, развитием и финалом. Мне нужно было понять, как это делается. Во время подготовки «Тимона Афинского» я видел, как ведется работа изнутри и вникал в постановочные вопросы.
- Давайте вспомним тот момент, когда вы первый раз вошли в зал для работы с такими маститыми актерами как Фуад Поладов, Людмила Духовная, Рафик Алиев. Не чувствовали нервного напряжения?
- Конечно, когда была первая репетиция-читка, было страшное волнение. Да, я дружу с Фуадом Поладовым, Людмилой Духовной, Рафиком Алиевым, но ни в коем случае не хотелось бы, чтобы они согласились играть в этом спектакле и играли бы, только из дружбы. Мне это было бы жутко обидно. Для меня было очень важно, чтобы они увидели во мне режиссера. Все эти переживания и мысли привели к тому, что я сильно волновался. Голос дрожал, несмотря на то, что мне уже немало лет, и я выступал с лекциями перед большими аудиториями, но побороть напряжение было нелегко. Но когда мы начали вместе разбирать пьесу, волнение пропало, потому что я четко знал, какими я вижу те или иные сцены «Цветка кактуса».
Я очень благодарен актерам, которые видимо настолько прониклись происходящим, что порой придумывали свои неожиданные ходы, что приветствовалось. На сцене у нас сложилась атмосфера демократии и всеобщей любви. Актеры это смогут подтвердить.
Важно было передать эпоху и дух этого времени, и чтобы это было не примитивно, а весело и хорошо. В спектакле будет много грустных и лирических моментов, но ощущение доброты и душевности останется, несомненно. А для воссоздания эпохи мы долго работали над декорациями и сценографией с художником Назимом Беккишиевым, думаю, у нас это получилось.
- Алекпер муаллим, а кто вы по профессии?
- Психолог. Долгое время был у истоков социально-психологических тренингов в Советском Союзе. Этим занимались успешно в США, немного во Франции и Англии и в начале восьмидесятых, наконец, начали заниматься и в СССР. Методику проведения психологического тренинга в группах я хорошо знаю, и это мне помогло, потому что во время этих занятий решались самые разные задачи терапевтического плана и направления. Приходилось разыгрывать сцены и ситуации, в которые мог попасть человек. Самая хорошо управляемая группа состоит из семи-восьми человек. Это одна из причин выбора пьесы, потому что здесь как раз восемь-девять персонажей. Репетиции строились с учетом моих знаний психологии.
- Насколько близка эта пьеса азербайджанскому зрителю?
- «Цветок кактуса» - о любви, взаимоотношениях, поэтому он актуален в любой стране и в любое время. Здесь светлые, хорошие чувства, любовь торжествует. Все становится на свои места, проходя через комические ситуации. Наверное, какие-то узнаваемые вещи будут, все-таки актеры азербайджанцы, но мы не в коем случае не хотели ее адаптировать и специально акцентировать на национальных моментах.
- Ваш спектакль, судя по актерскому охвату и обещаемых сюрпризах, можно позиционировать как одну из крупнейших премьер этого сезона?
- Как сказать. Если брать по количеству людей, то в «Тимоне Афинском» занято гораздо больше персонажей. У нас, поскольку спектакль на русском языке, занята, в основном, труппа Русского драматического театра и русский сектор Театра юного зрителя, объединенный ныне с Русской драмой. Но по масштабности в «Цветке кактуса» задействовано много служб, клипмейкеры. В постановке будет соединено множество жанров. Мы постараемся превратить постановку в праздник для зрителя в полном смысле слова, начиная с входа в фойе и выхода из него. Такие детали настроят людей на особый лад, мы уверены, что многие зрители придут на «Цветок кактуса» еще раз…
В Боливии 25 января состоится референдум по проекту новой
конституции, предложенному президентом страны Эво Моралесом. Проект документа
предусматривает, в частности, активное государственное регулирование
экономики, упорядочение автономных прав провинций,
обязательное изучение
индейских языков. Также документ предполагает возможность
для президента
переизбираться на второй 5-летний срок, что по действующей
конституции
запрещено. Второй вопрос, на который должны ответить граждане
страны
заключается в том, согласны ли они ограничить максимальные
размеры новых
земельных наделов 5 или 10 тыс. гектаров, передает CNN.
Отмечается, что проект конституции состоит из пяти частей и
направлен, по
словам президента, на "улучшение жизни боливийцев,
независимо от их цвета
кожи, пола, политической или религиозной ориентации".
Ожидается, что в референдуме примет участие около 4 млн
человек. Залегитимностью голосования будут следить около 300 местных и иностранных
наблюдателей. В день голосования безопасность граждан будут
обеспечивать 30
тысяч представителей полиции и армии.
Президент Боливии не раз заявлял, что предложенный им проект
конституции, в
случае его одобрения, заложит фундамент нового общества и
поможет
осуществлению "демократической и культурной
революции", а также выведет
Боливию из политического кризиса, вызванного противостоянием
центральной и
региональных властей. Однако, несмотря на заявления
президента, в августе
2008г. на аналогичном референдуме он не смог добиться
изменения конституции
и возможности баллотироваться на новый срок, передает РБК