Азербайджан, Баку, 14 января /корр. Trend News Д.Ибрагимова/ Общие
политические интересы новой администрации США и Ирана позволят двум странам
сотрудничать, однако для начала стороны должны пересмотреть свою политику в
отношении друг друга.
«Сейчас есть несколько положительных и отрицательных предпосылок для начала
переговоров [США] с Ираном, - считает английский эксперт по Ближнему Востоку
Кристофер Панг. - Сотрудничество США с Ираном потребует от обеих стран
фундаментального переосмысления отношения друг к другу».
Новоизбранный президент США Барак Обама, вступающий в должность 20 января,
сказал в интервью телеканалу ABC о новой американской политике сотрудничества с
Ираном, отличающейся от жесткой политики Джорджа Буша к Ирану.
За восемь лет президентства Буша не было ни одного раунда переговоров на
высоком уровне по решению двусторонних проблем. Соединенные Штаты применяли
санкции в отношении Ирана, в частности, замораживание банковских счетов
компаний, запрет для американских организаций и лиц на любые деловые контакты с
ними, отклонения заявки Ирана о приеме во Всемирную Торговую Организацию (World
Trade Organization) и др.
Заявления Барака Обамы происходят на фоне многолетнего противостояния
Вашингтона и Тегерана из-за развития Ираном ядерной программы. США и
европейские страны опасаются, что Иран создаст ядерное оружие, в то время как
Иран настаивает на мирном характере ее развития.
Наблюдатели считают, что с приходом новой администрации сотрудничество между
двумя странами станет возможным из-за необходимости мира на Ближнем Востоке для
обеих стран.
Ирану нужна стабильность в Ираке, потому что в противном случае
нестабильность угрожает ему самому, сказал Trend News по электронной почте
французский эксперт по Ирану Клемент Терм.
Шиитская община Ирака подвергается серьезному влиянию иранских шиитов и
политические процессы, происходящие в обеих странах, тесно связаны.
Соединенные Штаты и Иран заинтересованы в стабильном Ираке, где арабы-шииты,
арабы-сунниты и курды смогут жить в мире, сказал Trend News по электронной
почте американский эксперт по Ближнему Востоку Томас Маттейр (Thomas R.
Mattair). По его мнению, Тегеран и Вашингтон также заинтересованы в
стабильности в Афганистане, где будет сдерживаться деятельность движения «Талибан».
«Соединенные Штаты и Иран могут сотрудничать в этих областях еще до начала
значительных дипломатических переговоров», - считает доктор Маттейр, автор
книги «Глобальная Безопасность» (“Global Security”).
Американский эксперт по Ирану Марк Кац считает, что основой сотрудничества
между США и Ираном может стать борьба против радикальных суннитских
группировок, которые являются антишиитскими и антиамериканскими одновременно.
Эксперты считают, что сотрудничество сейчас тем более возможно в преддверии
президентских выборов, которые пройдут летом 2009 года в Иране.
Махмуд Ахмадинежад использует американо-иранские отношения как маневр,
отвлекающий внимание от его плохого управления, в частности в экономике, сказал
Trend News по телефону английский эксперт Кристофер Панг (Christopher Pang),
руководитель программы по Ближнему Востоку лондонского
научно-исследовательского центра RUSI (Royal United Services Institute).
По данным Центрального банка Ирана, на 20 декабря 2008 года инфляция за 12
месяцев достигла 25 процентов.
В то же время многие в иранском руководстве опасаются, что США стремятся к
смене режима в Иране, и более тесные отношения упростят эту задачу, сказал
профессор Кац, автор политических блоков по Ближнему Востоку, лектор американского
Университета Джорджа Мэйсона (George Mason University).
Сдерживающим фактором для начала американо-иранского сотрудничества может
быть опасение правительства Ирана утратить свой образ «защитника от Америки»,
создаваемый на протяжении долгих лет, считает Кац.
США, по мнению экспертов, заинтересованы в сотрудничестве с Ираном, которое
позволит расширить доверие между двумя странами и сократить контингент войск в
Персидском заливе.
«Если Иран сможет убедить США, что он уважает права и интересы своих соседей-арабов
в Персидском заливе, Соединенные штаты смогут подумать о сокращении своих
вооруженных сил в Персидском заливе и предоставлении гарантий безопасности
Ирану», - считает эксперт Маттейр.
Однако он не уверен в возможности нахождения компромисса двумя странами в
ядерной сфере.
«Но если сотрудничество во всех других областях возможно, от Ирана будут
ждать гарантий, что страна не будет производить ядерное оружие, - сказал
Маттейр. - В противном случае Соединенные Штаты не станут доверять другим гарантиям
Ирана».
По мнению иранского эксперта Пируза Муджтахидзаде, Политика двустороннего
сотрудничества – правильный выбор Барака Обамы.
«Если две страны хотят восстановить свои отношения, которые превратились в
руины, каждая из них должна принимать во внимание интересы другой стороны», -
сказал Trend News по телефону иранский эксперт Муджтахидзаде, председатель
Лондонского научно-исследовательского центра Евросевик.
По мнению английского эксперта Панга, основным препятствием к новым
американо-иранским отношениям является стратегическое отношение Вашингтона, и
оно не зависит от того, кем является лидер в Тегеране – консерватор или
реформист.
США, по его мнению, должны смириться с тем, что для начала переговоров
необходимо изменить отношение к Ирану.
Согласно поправке Кайла-Либермана, действие которой было продлено
президентом Джорджем Бушем в ноябре 2008 года, в американо-иранских отношениях
вводится чрезвычайное положение.
Впервые оно было введено в 1979 году президентом США Джимми Картером
всвязи сисключительной угрозой для национальной безопасности,
внешней политики иэкономики США, созданной ситуацией вИране.
В написании статьи принимали участие Т.Джафаров и Э.Таривердиева
С автором статьи можно связаться по адресу: trend@trend.az
Дарина Ибрагимова, обозреватель Персидской редакции Trend News
Увольнение советника по национальной безопасности Пакистана Махмуда Али
Дуррани еще раз показывает несогласованность действий правительства Пакистана и
военных, которые представляют собой весомую, едва ли не решающую силу в стране.
Уже давно за Межведомственным разведывательным агентством Пакистана
закрепился имидж «государства в государстве» - оно отчитывается перед
правительством не во всех случаях. Помимо этого, организация поддерживает
радикальное движение «Талибан», что подтверждалось в отчете международной
правовой организации Human rights watch. По ее отчету, Межведомственная
разведка Пакистана поддерживала талибов одеждой, амуницией и проводила обучение
участников этого движения. Происходило это на фоне борьбы и терактов талибов, в
результате которых погибали не только военные, но и мирные жители.
Недавнее расформирование политического крыла разведуправления не возымело
действия и, по мнению наблюдателей, не уменьшило влияния организации на
события, происходящие в стране и за ее пределами. Ведь эта организация
занималась сбором данных не только внутри страны, но и за ее пределами.
Увольнение Дуррани произошло из-за терактов в крупнейшем индийском городе
Мумбае (Бомбей). Вот уже второй месяц атаки в индийском Мумбае вызывают
беспокойство в Индии. Это неудивительно - ведь в результате терактов погибло
более 170 человек, 240 было ранено. Террористы нанесли удары среди белого дня
по гостиницам Taj Mahal и Trident Oberoi, а также по еврейскому центру жилого
комплекса «Нариман Хаус».
Индия подозревала в причастности к этому происшествию организации
«Лашкар-э-Тайба», которая базируется в Пакистане и в связях с которой
наблюдатели подозревали Межведомственную разведку, а также говорит о том, что
10 человек, совершивших этот теракт, проходили обучение в Пакистане.
До последнего времени Пакистан отрицал все обвинения, говорил о своей
непричастности к произошедшему. Месяц назад президент Пакистана Асиф Али
Зардари сделал заявление о том, что Пакистан не имеет никакого отношения к
терактам в индийском городе. Помимо этого, пакистанские официальные лица
отказались выдать Индии подозреваемых в организации террористических атак.
Исламабад отказался также организовать совместную комиссию по расследованию
терактов, оправдывая это тем, что пакистанцев должен судить Пакистан, а не
кто-то другой.
Поведение Пакистана едва ли похоже на поведение того, кто ни в чем не
виноват. Но до последнего времени правительство Пакистана было очень
последовательно в своих заявлениях и гнуло линию «непричастности» к атакам.
Все шло по этому плану до тех пор, пока в среду, по прошествии полутора
месяцев с терактов в Мумбае, советник по национальной безопасности Махмуд Али
Дуррани, бывший посол Пакистана в Вашингтоне, впервые признал, что единственный
выживший в результате атаки в Мумбае террорист Мухаммад Аджмал Касаб -
пакистанец.
В тот же день советник по вопросам национальной безопасности был уволен за
то, что «давал интервью СМИ по поводу вопросов национальной безопасности, не
посоветовавшись с премьер- министром страны», говорилось в официальном
заявлении Юсуфа Рза Гилани – премьер-министра Пакистана.
Что заставило его сделать подобное заявление по истечении почти двух месяцев
- неизвестно. Но, возможно, сделано оно было потому, что Индия за день до этого
представила Пакистану отчет о расследовании атак в Мумбае, где на 100 страницах
были представлены доказательства причастности Пакистана к терактам, в том числе
детализация звонков и распечатка разговоров террористов с Пакистаном. В этих
разговорах террористы получали инструкции о дальнейших действиях.
Количество доказательств, представленных Индией, не дало Пакистану
возможностей для отрицания того, что стало очевидным - с одной стороны. Однако
увольнение человека, который подтвердил пакистанскую национальность выжившего
террориста, создает впечатление, что Пакистан надеется еще убедить всех в своей
непричастности.
Как бы то ни было, чрезмерное влияние Межведомственной разведки на
внутренние дела Пакистана должно быть ограничено пакистанским правительством
при помощи оказания давления со стороны мирового сообщества. Пока между государственными
структурами, военными и разведывательным управлением не будет достигнуто
соглашение, говорить о стабильности в самом Пакистане, а потом и в регионе
Южной Азии не приходится.
Вряд ли последние события приведут к военному конфликту между Индией и
Пакистаном, хотя Пакистан объявил состояние повышенной готовности еще в
декабре. Новый конфликт не нужен ни одной из сторон. Война стоит денег, а в
момент кризиса, когда количество денег ограничено, начать войну будет поступком
крайне опрометчивым.
Из-за недостаточного финансирования она может затянуться, что сыграет на
руку дестабилизирующим силам, таким, как талибы внутри Пакистана, к примеру.
Все войска будут брошены на войну с Индией; в таком случае контролировать
приграничные племенные регионы, где находятся базы талибов, станет еще сложнее,
чем сейчас. Сосредоточиться на войне с Индией, если она все-таки начнется,
означает предоставить талибам реальную возможность для осуществления их идеи о
создании в Пакистане исламского государства. Ведь новое правительство в
Пакистане находится у власти не так давно и не успело укрепиться должным
образом.
Индия и Пакистан, с момента обретения независимости в 1947 году, и без того
находятся практически постоянно в состоянии военного противостояния из-за регионов
Кашмир и Джамма. Конфликты изредка сменяются перемириями. Начать войну в без
того нестабильном регионе сейчас было бы неразумно, что понимают и сами
официальные лица этих стран.
Министр обороны Индии Араккапарамбил Куриан Энтони сказал, что его страна не
планирует военных действий в отношении Пакистана. Ему вторил министр
иностранных дел Пакистана.
«Пакистан не хочет войны, - сказал министр иностранных дел Пакистана Шах
Махмуд Гуреши,- Пакистан хочет мира. Пакистан хочет стабильности в регионе».