Руководитель Ближневосточной редакции Trend News Руфиз Хафизоглу
Несмотря на то, что военные операции Израиля в Газе продолжаются уже около трех недель, международная общественность и арабские страны с целью предотвращения этого конфликта довольствуются лишь официальными заявлениями.
Самым успешным шагом арабских стран для устранения трагедии в Газе стал созыв 16 января главой государства Катар срочного заседания саммита Лиги арабских государств (ЛАГ). Но и в этот раз арабы, следуя своей пословице «арабы согласились никогда не соглашаться», не в полном объеме приняли участие в саммите. Точнее, они бойкотировали его. Среди арабских стран, бойкотировавших саммит, были Египет и Саудовская Аравия.
Арабские страны, территориально близкие к конфликту, участвовали в саммите в своих собственных интересах. Президент несуществующего государства Аббас, чтобы завоевать голоса палестинцев на очередных президентских выборах, а король Иордании, чтобы предотвратить смятение, которое может возникнуть в его стране в любое время, потому что 48 процентов населения составляют палестинские беженцы.
Страны, бойкотировавшие саммит, объяснили это своим нейтральным отношением к палестино-израильскому конфликту и событиям в Газе.
Но, если посмотреть на события внимательнее, то можно увидеть, что в этом конфликте нет нейтральных стран. Все без исключения арабские государства, особенно Египет и Саудовская Аравия, действуют в данном конфликте в соответствии со своими интересами.
Если во время первой и второй интифады первичного этапа палестино-израильского конфликта арабские страны единодушно служили интересам ХАМАС и Палестины, то затем, особенно после захвата Ирака армией США, они стали пересматривать свою политику в отношении этой организации.
В результате бойкота суннитами парламентских выборов в Ираке, в парламенте шииты составили большинство, что стало толчком к изменению политики в отношении ХАМАС.
В действительности, несмотря на отрицание арабских государств, в регионе всегда был шиитский фактор, которым Иран искусно пользовался.
Победа шиитов на парламентских выборах Ирака практически поставила Ирак – буферную зону между Ираном и Саудовской Аравией, пытающейся представить себя, как «защитника» суннизма, - в зависимое от Ирана положение. Даже некоторые политики говорят, что Ирак управляется не США, а именно Ираном. Официальные лица Саудовской Аравии выступили с предложением разместить в Ираке свои войска, чтобы защитить иракских суннитов.
Некоторые официальные лица Иордании после попадания Ирака под влияние Ирана говорят о возникновении на Ближнем Востоке «Шиитского полумесяца», включающего Иран, Ирак, Сирию, Ливан и Палестину (ХАМАС). Но затем, вооруженное столкновение в Йемене между местными шиитами и силами правительства в 2008 году заставило традиционные суннитские арабские страны задуматься над этим вопросом. Во всех странах, входящих в «Шиитский полумесяц», кроме Палестины, шиитский фактор играет очень сильную роль. В Палестине же этот фактор очень низок.
Однако в Палестине есть Исламское движение сопротивления (ХАМАС), которое может объединить шиитов и суннитов. Это наиболее опасно для арабских стран, чем шиитский фактор Ирана.
В действительности, совершение ХАМАС военного переворота после победы на парламентских выборах именно в Газе неслучайно. Руководители организации отлично знали, что ни Аббас, ни Израиль, ни США не примут результаты демократических выборов, и рано или поздно ХАМАС будет отстранен с поля борьбы, как политический соперник. Именно поэтому надо было быть вдалеке от Израиля и поближе к поддерживающим исламское сопротивление и далеким от религиозного фанатизма «Братьям Мусульманам» - самой реформистской исламской общине Египта.
Занятие «Братьями Мусульманами» реформистской позиции, в отличие от других общин в Египте, привело к постепенному росту ее авторитета среди народа, что было не в интересах власти. Победа ХАМАС на выборах же была открытым посланием Египту. Правительство Египта боялось, что к власти могут придти «Браться Мусульмане», не имеющие никаких религиозных проблем с шиитами. Это могло еще больше углубить влияние Ирана на регион. Поэтому для сохранения власти надо было занять позицию Израиля, а не палестинского сопротивления.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что с 1967 года по сей день в разрешении палестинской проблемы арабские страны довольствуются лишь заявлениями.
Однако в отличие от арабских стран Турция выразила более жесткую позицию военным операциям, проводимым Израилем в Газе с 27 декабря. Премьер-министр Эрдоган начал ближневосточное турне для скорейшего разрешения проблемы.
Но ожидаемой от арабских стран поддержки не последовало. Выражая свое отношение к последним событиям в Газе, премьер-министр Эрдоган сказал, что Израиль совершает геноцид против палестинцев.
Официальные лица Израиля резко отреагировали на слова Эрдогана. Помощник МИД Израиля, депутат Кнессета Мажалли Вехбее (Majalli Whbee), сказал в интервью турецкой прессе: «Эрдоган назвал военные операции Израиля в Газе геноцидом. Тогда мы тоже назовем действия Турции против армян в 1915-1918 годах геноцидом».
Касаясь будущего турецко-израильских отношений, Вехбее сказал: «Израиль надеется, что заявления Эрдогана в связи с военными операциями в Газе не навредят отношениям двух стран. Если Турция будет продолжать несправедливо считать Израиль виновным, мы пересмотрим наши отношения, существующие долгие годы».
В действительности авторитет Турции в регионе и ее опыт посредничества дают ей возможность выступать в качестве активного посредника в разрешении многих конфликтов, в том числе трагедии в Газе. Однако официальная Анкара опасается, что Израиль воспользуется «армянской картой» и будет давить на нее.
Руководитель Ближневосточной редакции Trend News Руфиз Хафизоглу
Несмотря на то, что военные операции Израиля в Газе продолжаются уже около трех недель, международная общественность и арабские страны с целью предотвращения этого конфликта довольствуются лишь официальными заявлениями.
Самым успешным шагом арабских стран для устранения трагедии в Газе стал созыв 16 января главой государства Катар срочного заседания саммита Лиги арабских государств (ЛАГ). Но и в этот раз арабы, следуя своей пословице «арабы согласились никогда не соглашаться», не в полном объеме приняли участие в саммите. Точнее, они бойкотировали его. Среди арабских стран, бойкотировавших саммит, были Египет и Саудовская Аравия.
Арабские страны, территориально близкие к конфликту, участвовали в саммите в своих собственных интересах. Президент несуществующего государства Аббас, чтобы завоевать голоса палестинцев на очередных президентских выборах, а король Иордании, чтобы предотвратить смятение, которое может возникнуть в его стране в любое время, потому что 48 процентов населения составляют палестинские беженцы.
Страны, бойкотировавшие саммит, объяснили это своим нейтральным отношением к палестино-израильскому конфликту и событиям в Газе.
Но, если посмотреть на события внимательнее, то можно увидеть, что в этом конфликте нет нейтральных стран. Все без исключения арабские государства, особенно Египет и Саудовская Аравия, действуют в данном конфликте в соответствии со своими интересами.
Если во время первой и второй интифады первичного этапа палестино-израильского конфликта арабские страны единодушно служили интересам ХАМАС и Палестины, то затем, особенно после захвата Ирака армией США, они стали пересматривать свою политику в отношении этой организации.
В результате бойкота суннитами парламентских выборов в Ираке, в парламенте шииты составили большинство, что стало толчком к изменению политики в отношении ХАМАС.
В действительности, несмотря на отрицание арабских государств, в регионе всегда был шиитский фактор, которым Иран искусно пользовался.
Победа шиитов на парламентских выборах Ирака практически поставила Ирак – буферную зону между Ираном и Саудовской Аравией, пытающейся представить себя, как «защитника» суннизма, - в зависимое от Ирана положение. Даже некоторые политики говорят, что Ирак управляется не США, а именно Ираном. Официальные лица Саудовской Аравии выступили с предложением разместить в Ираке свои войска, чтобы защитить иракских суннитов.
Некоторые официальные лица Иордании после попадания Ирака под влияние Ирана говорят о возникновении на Ближнем Востоке «Шиитского полумесяца», включающего Иран, Ирак, Сирию, Ливан и Палестину (ХАМАС). Но затем, вооруженное столкновение в Йемене между местными шиитами и силами правительства в 2008 году заставило традиционные суннитские арабские страны задуматься над этим вопросом. Во всех странах, входящих в «Шиитский полумесяц», кроме Палестины, шиитский фактор играет очень сильную роль. В Палестине же этот фактор очень низок.
Однако в Палестине есть Исламское движение сопротивления (ХАМАС), которое может объединить шиитов и суннитов. Это наиболее опасно для арабских стран, чем шиитский фактор Ирана.
В действительности, совершение ХАМАС военного переворота после победы на парламентских выборах именно в Газе неслучайно. Руководители организации отлично знали, что ни Аббас, ни Израиль, ни США не примут результаты демократических выборов, и рано или поздно ХАМАС будет отстранен с поля борьбы, как политический соперник. Именно поэтому надо было быть вдалеке от Израиля и поближе к поддерживающим исламское сопротивление и далеким от религиозного фанатизма «Братьям Мусульманам» - самой реформистской исламской общине Египта.
Занятие «Братьями Мусульманами» реформистской позиции, в отличие от других общин в Египте, привело к постепенному росту ее авторитета среди народа, что было не в интересах власти. Победа ХАМАС на выборах же была открытым посланием Египту. Правительство Египта боялось, что к власти могут придти «Браться Мусульмане», не имеющие никаких религиозных проблем с шиитами. Это могло еще больше углубить влияние Ирана на регион. Поэтому для сохранения власти надо было занять позицию Израиля, а не палестинского сопротивления.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что с 1967 года по сей день в разрешении палестинской проблемы арабские страны довольствуются лишь заявлениями.
Однако в отличие от арабских стран Турция выразила более жесткую позицию военным операциям, проводимым Израилем в Газе с 27 декабря. Премьер-министр Эрдоган начал ближневосточное турне для скорейшего разрешения проблемы.
Но ожидаемой от арабских стран поддержки не последовало. Выражая свое отношение к последним событиям в Газе, премьер-министр Эрдоган сказал, что Израиль совершает геноцид против палестинцев.
Официальные лица Израиля резко отреагировали на слова Эрдогана. Помощник МИД Израиля, депутат Кнессета Мажалли Вехбее (Majalli Whbee), сказал в интервью турецкой прессе: «Эрдоган назвал военные операции Израиля в Газе геноцидом. Тогда мы тоже назовем действия Турции против армян в 1915-1918 годах геноцидом».
Касаясь будущего турецко-израильских отношений, Вехбее сказал: «Израиль надеется, что заявления Эрдогана в связи с военными операциями в Газе не навредят отношениям двух стран. Если Турция будет продолжать несправедливо считать Израиль виновным, мы пересмотрим наши отношения, существующие долгие годы».
В действительности авторитет Турции в регионе и ее опыт посредничества дают ей возможность выступать в качестве активного посредника в разрешении многих конфликтов, в том числе трагедии в Газе. Однако официальная Анкара опасается, что Израиль воспользуется «армянской картой» и будет давить на нее.
Азербайджан, Баку, 19 января /корр. Trend News Дж. Бабаева/ Число инициативных групп по референдуму, получивших подписные листы в Центральной избирательной комиссии Азербайджана, достигло десяти.
ЦИК Азербайджана представил еще двум инициативным группам по референдуму – «Республиканцы» и «Гражданское движение за республику и Карабах» – подписные листы, сообщил в понедельник Trend News глава пресс-службы Центризбиркома Азер Сарыев.
Ранее ЦИК представил подписные листы восьми инициативным группам по референдуму - «Ени Азербайджан», «Терегги», «Шехер», «Абад кенд», «Ветендаш джемиййети», «Азад сез», «Право и демократия» и «Демократический мир Азербайджана».
Инициативные группы должны собрать 40 тысяч подписей с территории 60 окружных избирательных комиссий и представить подписные листы в Центризбирком до 18:00 по местному времени 1 февраля, сказал Сарыев.
В Азербайджане 18 марта состоится референдум по вопросу внесения дополнений и изменений в 29 статей Конституции.
Правящая партия «Ени Азербайджан» (ПЕА) создала одноименную инициативную группу по референдуму, оппозиционная партия «Мусават» – «Республиканцы». ЦИК представила уведомление о регистрации инициативной группы правящей ПЕА.
Блок «Азадлыг» – Партия народного фронта, Движение национального единства, Партия граждан и развития, а также «Мусават», «Умид», Демократическая, Общественный форум «Во имя Азербайджана» - и несколько неправительственных организаций приняли решение о создании инициативной группы «Гражданское движение за республику и Карабах».
А «Союз во имя демократии», в которой представлены партии Классического Народного фронта, «Азадлыг», Национал-демократическая, Великого Азербайджана и Народная, приняли решение о создании инициативной группы «Азербайджанская Народная Республика».
Ранее заместитель исполнительного секретаря правящей ПЕА Мубариз Гурбанлы сказал Trend News, что создаваемые инициативные группы оппозиционных партий против референдума не будут эффективными.
Конституция Азербайджана принята в 1995 году, в 2002-м в нее были внесены дополнения и изменения.
Перспективы сотрудничества с Россией обсудит президент
Таджикистана Эмомали Рахмон со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым в
ходе своего рабочего визита в Москву начале февраля.
Как стало известно CA-News
в исполнительном аппарате таджикистанского президента, основная цель визита -
«обсуждение достигнутых договоренностей» в 2008 году.
В частности, стороны рассмотрят ускорение реализации
проектов по строительству трех гидроэлектростанций средней мощности на
внутренних реках Таджикистана, ускорения темпов работ в газовой сфере.
Источник не исключил возможности, что стороны рассмотрят
также вопросы юридического оформления совместного фонда в размере, учрежденного
Россией, Казахстаном, Арменией, Таджикистаном и Кыргызстаном. Данный фонд в
размере 10 миллиардов долларов предназначен для содействия государствам в
преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса.