Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
13 апреля 2011, среда

Из-за сделки с Microsoft сотрудников Nokia ожидают масштабные сокращения

В конце апреля Nokia объявит о предстоящих сокращениях сотрудников, которые станут самыми масштабными за последние двадцать лет работы компании, сообщает Bloomberg. Известно, что в ходе сокращений будет уволено 6 тыс. специалистов, занимающихся исследованиями и разработками, что составляет 38% общей численности сотрудников Nokia занятых центрах R&D.

Ожидаемые сокращения являются следствием партнерства Nokia с компанией Microsoft, о котором стало известно в феврале текущего года. Комментируя планы сотрудничества с Microsoft, глава Nokia Стефан Элоп сообщил о намерении использовать Windows Phone 7 в качестве основной платформы для смартфонов компании. При этом Элоп также подчеркнул, что в связи с переходом на новую ОС компания проведет существенные сокращения сотрудников, сосредоточенных на развитии Symbian и MeeGo.

Адаптация мобильной платформы Microsoft, по ожиданиям компаний, займет два года. До тех пор Nokia продолжит выпуск смартфонов на базе собственной операционной системы Symbian. В частности, производитель представил две новые модели смартфонов E6 и X7 с обновленным пользовательским интерфейсом Symbian. Бизнес-смартфон Nokia E6 получил сенсорный дисплей высокого разрешения и полноценную QWERTY-клавиатуру. Вторая модель - Nokia X7 - наделена широкими мультимедийными возможностями. Среди ее особенностей можно отметить 4-дюймовый сенсорный дисплей, а также 8-мегапиксельную камеру, позволяющую записывать видео в формате HD.

В 2010 году общий объем инвестиций финского производителя на разработки и продвижение своих продуктов, включая телефоны начального уровня и смартфоны, составил 4,3 млрд долларов, что более чем в два раза превышает бюджет на исследования компании Apple (1,78 млрд долларов). Как известно, на данный момент Apple является серьезным конкурентом Nokia на рынке смартфонов. С тех пор как Apple выпустила свой первый iPhone, рыночная доля Nokia сократилась на 20%. По данным Gartner, в четвертом квартала 2010 года смартфоны Nokia занимали 30,8% рынка.

"Сокращения своих сотрудников компания, вероятно, будет проводить постепенно, примерно в течение 12 месяцев, поскольку ей необходимо обеспечить поддержку платформы Symbian, - комментирует Майкл Шредер, аналитик FIM Bank, находящегося в Хельсинки. - Как ожидается, в ходе преобразований расходы Nokia на исследования и разработки сократятся на треть относительно 2010 года, что составит порядка 1 млрд долларов".


Государство готовит льготы для российских программистов

Как стало известно РБК daily, в Минкомсвязи готовится проект решения о предоставлении льгот производителям программного обеспечения, которые разместят центры разработки в России. В частности, им будет проще выиграть тендеры для госструктур. Госзаказ - это около 30% российского рынка IT, который в 2014 году, по прогнозу IDC, составит около 34 млрд долл. Российские производители ПО говорят, что полученные льготы помогут им успешно конкурировать с международными "монстрами".

На рассмотрение Минкомсвязи будет представлен проект поправок к ряду федеральных законов, в том числе ФЗ "О госзакупках". Если эти документы будут приняты, госструктуры и, возможно, компании с госучастием должны будут учитывать "происхождение" программного продукта при выборе поставщика. Ранее уже были приняты документы, обязывающие госструктуры в тендерах на поставку телеком-оборудования отдавать предпочтение отечественным производителям. Сейчас уточняется, кого именно можно причислить к таковым. О планах распространить такую практику на программное обеспечение знают несколько источников в Минкомсвязи. Сейчас по просьбе министерства отраслевые союзы разрабатывают конкретные меры поддержки для местных производителей программного обеспечения. В частности, сегодня свою версию мер должен будет предложить союз производителей программного обеспечения "Руссофт".

По мнению президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, офсетные сделки (когда необходимым условием при заключении контракта с зарубежной компанией является обязательство инвестировать в экономику страны. - РБК daily) широко применяются в мировой практике. "До сих пор разработка ПО не входила в структуру таких сделок в России, хотя является наиболее перспективным сектором, где такого рода операции могли бы стимулировать отрасль и принести новые компетенции", - считает г-н Макаров.

Генеральный директор компании "Инфовотч" Наталья Касперская считает, что без протекционизма со стороны государства российским производителям ПО сложно играть на одном поле с иностранными. "Когда компания-гигант приходит на российский рынок, она уже имеет компетенции и разработки. Единственное, на что она будет тратить деньги, - рекламные и маркетинговые бюджеты. Более того, крупный иностранный игрок может предложить при госзакупках льготные для заказчика условия, чего российские производители сделать в силу объективных причин не могут", - считает г-жа Касперская. Генеральный директор компании Abbyy Сергей Андреев полагает, что принятие подобного решения "создаст дополнительные преимущества для российской экономики".

В пресс-службе компании Microsoft в России отметили, что в настоящее время только оценивают возможные последствия "обрусения" ПО. "На данном этапе мы затрудняемся оценить, какой эффект решение окажет на работу компании Microsoft в России и на весь рынок производства программного обеспечения. Что касается производства в России, то компания уже участвует в проекте "Сколково" и планирует развивать R&D в рамках иннограда", - отметили в компании.

После кризиса государство стало одним из основных заказчиков на IT-рынке, доля госзаказа выросла до 30% от его объема, а по некоторым оценкам, и того больше, говорит президент крупной IT-компании. "Этот рынок очень важен, например, для Microsoft, которая и так понесет серьезные потери от перехода госсектора на ПО с открытым кодом, - говорит собеседник РБК daily. - Что касается самой идеи ввести статус "отечественного производителя ПО", она, может быть, и логична, но сложно реализуема. Единственный легко определимый параметр в этом случае - число сотрудников, работающих на территории России. Какая часть кода написана здесь, а какая вне территории страны, в принципе установить нереально".


Новые ориентиры успеха

2010 год ознаменовал собой новый важный этап в развитии дистрибьюторского бизнеса на российском рынке ИТ. Новые рыночные условия потребовали высокой активности со стороны дистрибьюторов, но в отличие от предыдущего года их усилия были направлены уже не на сохранение бизнеса, а на увеличение его объема. Во время работы на кризисном рынке дистрибьюторы научились дисциплине и гибкости, что на фоне улучшения экономической обстановки позволило некоторым из них существенно увеличить обороты.

Несмотря на достаточно сложную рыночную конъюнктуру, за прошедший год число российских дистрибьюторов, работающих в сегменте ИТ, практически не изменилось, поэтому как производители, так и реселлеры имели достаточно широкие возможности для выбора партнеров. Вместе с тем в условиях ужесточения конкуренции дистрибьюторы стали более внимательно относиться к потребностям партнеров, стараясь как можно более точно соответствовать их ожиданиям. Опрос, проведенный каналом @ASTERA в рамках проекта "Лучшие дистрибьюторы 2010", дает представление о том, какие качества дистрибьютора стали наиболее важными с точки зрения реселлеров для эффективной работы на восстанавливающемся рынке.

Как показал опрос, доступность товара на складах дистрибьюторов и оперативность поставок по-прежнему имеет первостепенное значение при оценке работы дистрибьюторов. Этот критерий приобрел особую актуальность для реселлеров еще год назад. Распродав свои склады по символичным ценам в разгар кризиса, дистрибьюторы даже в период восстановления спроса существенно ограничивали количество и ассортимент товарного предложения, что привело к искусственному сдерживанию продаж реселлеров.

Какие критерии являются наиболее важными в вашей оценке дистрибьюторских компаний?

В условиях неопределенности экономической ситуации и постоянно изменяющегося рыночного спроса рост бизнеса компании стал зависеть от ее собственной активности и профессионализма. Выбирая партнера для сотрудничества, реселлеры стали уделять большое внимание деловым качествам дистрибьютора, осознавая, что от его компетентности и подхода к ведению бизнеса во многом будет зависеть их собственный успех. "Зачастую у системных интеграторов складываются сложные финансовые отношения с клиентами, поэтому мы предпочитаем дистрибьюторов, которые сочетают в себе техническую зрелось с грамотным коммерческим подходом, – поясняет Сергей Серебренников, директор по работе со стратегическими вендорами компании "Verysell Проекты". – Определяющими условиями продуктивной работы для нас, как и для других системных интеграторов, являются надежность и компетентность поставщика, а также взаимовыгодные финансовые условия работы". Как отмечает Андрей Васильев, генеральный директор компании "QNAP Россия", прошедший год научил дистрибьюторов щепетильному финансовому планированию, складскому прогнозированию и другим наукам, которые всего несколько лет назад были не критичны.

Готовность дистрибьюторов оказывать финансовую поддержку вновь появилась в числе приоритетных требований реселлеров. Вместе с тем, еще год назад реселлеры едва ли могли рассчитывать на такую возможность. Со своей стороны дистрибьюторы действительно старались пойти навстречу пожеланиям партнеров, предлагая более привлекательные финансовые и ценовые условия. Причиной тому стало не только улучшение ситуации на рынке, но и усиление конкуренции между дистрибьюторами. "В дистрибьюторском бизнесе сегодня, как никогда, обострена конкуренция, и многие компании готовы предлагать очень гибкие схемы взаимодействия", – комментирует Сергей Серебренников. "В послекризисный период на рынке наблюдается усиление конкуренции между дистрибьюторами, – отмечает Светлана Дергачева, руководитель отдела дистрибуции компании ABBYY Россия. – Об этом свидетельствуют участившиеся запросы к вендорам по стимулированию продаж партнеров. Речь идет в первую очередь о более интересных ценовых условиях, которые дистрибьюторы готовы предлагать, чтобы привлечь партнеров".

Вместе с тем, дистрибьюторы, предложившие партнерам-реселлерам лучшие условия сотрудничества, смогли существенно повысить собственные финансовые показатели. Своим опытом успешного сотрудничества с реселлерами в прошлом году поделился Александр Кузнецов, генеральный директор компании CPS: "В условиях усилившейся конкуренции среди основных игроков ИТ-рынка мы повысили маркетинговую и рекламную активность, предложили существующим и потенциальным клиентам лучшие условия работы. В результате мы отмечаем 46%-ный рост оборота компании по сравнению с 2009 годом".

Говоря о наиболее актуальных проблемах в работе с дистрибьюторами, возникавших в течение года, большинство реселлеров отметили отсутствие возможности получения необходимого товара и задержки поставок. Квалификация и качество работы персонала дистрибьюторских компаний, как и в 2009 году, зачастую вызывали нарекания у их партнеров. Если ценовые условия, предлагаемые дистрибьютором, улучшились относительно прошлого года, то, как показал опрос, необходимость в финансовой поддержке приобрела еще большую актуальность для реселлеров.

С какими проблемами вы часто сталкиваетесь при работе с дистрибьюторами?

Вместе с тем реселлеры также отмечают и положительные изменения в работе дистрибьюторских компаний. Так, общее число реселлеров, сообщивших об улучшениях условий сотрудничества с дистрибьюторскими компаниями, за прошлый год возросло до 47,8%. Годом ранее эта цифра составляла 33%. Действительно, дистрибьюторы стали более тщательно относиться к эффективности работы канала. При этом нередко помимо своих традиционных обязанностей они также не ленились брать на себя инициативу по проведению маркетинговых программ и обучающих семинаров. "Во всем мире дистрибьюторские компании уже давно выполняют лишь функцию логистической компании, – замечает Светлана Дергачева. – О российских дистрибьюторах сложно говорить так однозначно, поскольку они проводят большое количество маркетинговых мероприятий для своих партнеров. Это и партнерские семинары, и конференции".

"Наша партнерская политика подразумевает достаточно большой инструментарий работы с дилерами, – рассказал Евгений Овчинников, вице-президент компании Auvix. – В этом году совместно с вендорами мы проводили обучающие семинары в Москве по техническим особенностям нашей продуктовой линейки, выезжали на региональные мероприятия, в которых участвовали наши партнеры, организовывали маркетинговые акции с ценными призами для победителей, ввели контроль качества обслуживания клиентов, расширили номенклатуру оборудования, обслуживаемого сервисным центром Auvix". "2010 год стал рекордным для нашей компании по числу проведенных мероприятий и акций для клиентов, способствовавших росту продаж, – сообщил Александр Кузнецов. – В известной степени это заслуга наших уважаемых вендоров, результат нашей плодотворной совместной работы".

Для повышения продаж в канале в течение прошлого года дистрибьюторы проделали большую работу по актуализации и расширению своего предложения. Ведь, как известно, во время кризиса в большей степени пострадали узкопрофильные игроки, ориентированные на специфические сегменты рынка.

"Кризис ударил по дистрибьюторам достаточно серьезно, но все крупные игроки удар выдержали. Помогли им в этом диверсифицированные продуктовые портфели и сильные региональные реселлеры, отношения с которыми выстраивались годами", - отмечает Евгений Шувалов, директор по работе с партнерами компании "Аскон". "Этот год потребовал от БТК как дистрибьютора более гибкой товарной, ценовой и клиентской политики, - рассказала в интервью Надежда Харитонова, директор по маркетингу холдинга Avirsa, в который входит дистрибьюторская группа компаний БТК. – Мы адаптировали наш товарный портфель под изменившийся рыночный спрос, центр которого в кризис сместился из корпоративного в потребительский сегмент. В этом году мы обновили и расширили товарное предложение по нетбукам, ноутбукам, портативной электронике, а также по информационным панелям и проекторам".

Вместе с тем в ряде случаев стремление дистрибьюторов к диверсификации товарного предложения вызвало некоторые осложнения в работе их партнеров. "К сожалению, наблюдается тенденция распыления возможностей дистрибьюторов, - отмечает Владимир Кортышков, директор по закупкам компании "Арсенал-плюс". – Многие дистрибьюторы расширяют свою сферу деятельности, увеличивая количество вендоров. С моей точки зрения, это приводит к снижению их возможностей по конкретным вендорам".

Как изменились отношения вашей компании с дистрибьюторами из-за изменившейся за последний год экономической ситуации?

Для многих дистрибьюторов 2010 год прошел под знаком восстановления после кризиса. По различным оценкам, в течение прошлого года рост российского ИТ-рынка составил от 10% до 20%. В отдельно взятых компаниях показатели роста достигали 50% относительно прошлого года. "Дистрибьюторы первыми почувствовали на себе влияние экономического спада, но и заметное восстановление рынка началось уже со 2-го квартала текущего года, – поясняет Сергей Серебренников. – На сегодняшний день можно утверждать, что большинство дистрибьюторов в значительной степени восстановились после кризиса". "Для компании MERLION год был очень успешным, – делится директор по развитию бизнеса компании Татьяна Андреева. – Рынок вернулся к росту - показывает в среднем динамику порядка +20%. Рост оборота MERLION опережает рост рынка, по итогам года мы планируем вырасти не менее чем на 50% по отношению к 2009 году".

Достигнутые в прошлом году результаты, а также устойчивая тенденция к оживлению ИТ-рынка вселяет оптимизм российским дистрибьюторам. Будучи уверенными в том, что в ближайшие годы рынок продолжит свое восстановление и рост, дистрибьюторы стали смелее инвестировать в свое развитие, в том числе в расширение компетенций для работы с новыми технологиями, такими как средства виртуализации и облачные вычисления. Российский рынок, который достаточно восприимчив к достижениям технологичной индустрии и в то же время еще далек от насыщения, представляет собой обширное поле для деятельности дистрибьюторов. За последнее время дистрибьюторские компании приобрели много важных качеств, необходимых для эффективного ведения бизнеса, что на фоне улучшения экономической ситуации в стране позволит им максимально полно раскрыть потенциал российского рынка ИТ.


Россия получила две семерки за развитость ИКТ

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал очередной глобальный отчет о развитии информационных технологий. На сей раз в исследовании учитывались данные по 138 странам за 2010–2011 годы.

Индекс развитости информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оценивается влиянием ИКТ на экономическое развитие и конкурентоспособность стран. С его помощью измеряется, в частности, готовность стран к эффективному использованию ИКТ по трем измерениям: общая среда для развития ИКТ (бизнес-климат, законодательное регулирование и инфраструктура), готовность трех основных групп к плодотворному использованию ИКТ (индивидуальных граждан, бизнеса и национальных правительств) и действительное использование самых современных доступных сетевых технологий. Как отметил старший управляющий и глава центра по информационным технологиям и телекоммуникациям ВЭФ Алан Маркус, инновации и ИКТ оказали решающее значение на долгосрочный рост стран. Поэтому, по его мнению, те страны, которые "полностью интегрируют новые технологии и усиливают влияние информационной революции на свое развитие и стратегию роста, закладывают фундамент для конкурентной и жизнеспособной экономики в будущем".

Выводу Алана Маркуса вполне можно поверить, ознакомившись с данными приведенного в отчете рейтинга развитости ИКТ. В нем первые пять строк занимают соответственно Швеция, Сингапур, Финляндия, Швейцария и США. Причем среди них только один новичок - Финляндия, которая в 2009–2010 годах занимала шестую строчку рейтинга. Вторую пятерку сформировали Тайвань (подъем на пять пунктов), Дания (прежде занимала третье место), Канада (опустилась на одну ступень), Норвегия (ранее находилась на 10 месте) и Корея (поднялась на 5 пунктов).

Если говорить о России, то на этот раз наша страна заняла 77 место, что на целых три пункта лучше прошлогодней оценки (80 место). При этом стоит отметить, что по ряду параметров положение России оценивается неплохо. "Россия занимает "средние" позиции по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры и использования населением телекоммуникационных технологий, включая Интернет", - говорит партнер компании Strategy Partners и координатор программы ВЭФ по оценке конкурентоспособности стран в России Алексей Праздничных. Так, в рейтинге стран с благоприятной средой для развития ИКТ-инфраструктуры нашей стране отведено уже 42 место. А по уровням готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий и их непосредственному использованию населением Россия получила соответственно 59 и 55 места.

Но общую картину "портят" другие показатели. "В качестве слабой стороны можно отметить низкий уровень использования инструментов ИКТ для повышения эффективности государственного управления, - отмечает Праздничных. - В госсекторе процессы оказания государственных услуг пока не интегрируют новые возможности информационных технологий". Как указано в отчете, в России распространению ИКТ препятствует ряд проблем. В том числе неразвитый рынок (118 место) и законодательное регулирование (111 место), а также низкие уровни готовности к использованию и непосредственного использования ИКТ со стороны бизнеса и госсектора.

Возможно, инициативы российских властей - к примеру, проект "Сколково", внедрение универсальной карты и др. - как-то улучшат ситуацию. В это даже верят зарубежные IT-компании, которые интересуются тематикой построения электронного правительства в регионах. Кстати, похожей точки зрения придерживается и партнер компании Strategy Partners: "Возможности для более широкого использования электронного правительства существуют на региональном и муниципальном уровнях. Здесь эти технологии могут найти применение в самых разных сферах: от снижения административных барьеров для бизнеса до оказания услуг населению". Правда стоит отметить, что не все российские IT-компании верят в успешность перечисленных инициатив.

Если вернуться к рейтингу индекса развитости ИКТ, то можно также увидеть, что Россия значительно отстает от других стран БРИК - Бразилии, Индии и Китая, которые занимают 56, 48 и 36 место соответственно. Более того, Россия уступает и Казахстану, поднявшемуся на одну строчку - с 68 места на 67. Кстати, если в прошлом году Россия лишь немного опережала Украину (эта страна занимала 82 место), то в текущем разрыв значительно усилился. В основном, благодаря самой Украине, которая опустилась в рейтинге на 8 пунктов, заняв 90 место.


Срок доставки iPad 2 за пределами США сократился до 5 дней

Apple iPad 2Первые покупатели новых планшетов iPad 2 за пределами США сообщают, что срок отгрузки по их заказам неожиданно сократился. Ранее сообщалось о задержке доставки на 2-3 недели, однако отгрузки начались уже сейчас.

Таким образом, срок доставки в настоящий момент сократился с 11 до 5 дней, пишет Electronista.

По словам аналитиков, эта ситуация свидетельствует о том, что международным дистрибьюторам Apple удалось пополнить свои запасы новых планшетов. Список стран, в которых срок доставки iPad 2 был сокращен, включает Германию, Канаду, Австралию, Францию, Италию и ряд других.


iOS будет доминировать на рынке медиапланшетов до 2015 года

Планшет Apple iPad 2Несмотря на растущую конкуренцию, вплоть до конца 2015 года на мировом рынке медиапланшетов продолжит доминировать операционная система iOS от Apple, считают аналитики компании Gartner. Так, в 2011 году доля этой системы здесь составит порядка 69%, а в 2015 году - около 47%.

По словам специалистов, iPad сделал с рынком планшетов то же, что в свое время сделал iPhone с рынком смартфонов - изобрел его заново. Важная особенность современных моделей - это ориентир на потребление контента, и чем богаче экосистема продукта, тем большим спросом он пользуется у потребителей.

"Видя очевидный успех iPad в потребительском и корпоративном секторах, многие конкуренты Apple сегодня пытаются предложить рынку в первую очередь сами устройства, уделяя своим экосистемам недостаточно внимания. Хотя именно они и еще доступный контент - это главные преимущества iPad на данный момент", - объяснили в Gartner.



Лучшие производители 2010.
Приглашаем принять участие.



Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное