Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Всё о документообороте

  Все выпуски  

Статья "Некоторые особенности представления электронных документов в налоговую. Поговорим о форматах." от Карина Кассис


Все о документообороте

Сайт рассылки
 



Статья "Некоторые особенности представления электронных документов в налоговую. Поговорим о форматах." от Карина Кассис
2015-01-30 14:18 Карина Кассис

Переход на обмен электронными документами подразумевает безбумажное общение не только с контрагентами и партнерами, но и с контролирующими органами. Как только компания подключилась к оператору ЭДО, инспекция по месту ее нахождения будет уведомлена о том, что еще один налогоплательщик присоединился к обмену электронными документами. Теперь вместо сканов в ответ на электронное требование такая компания будет отправлять электронные оригиналы.

С какими форматами умеет работать налоговая

Порядок представления документов через интернет регламентируется приказами ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ и от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@. Есть простое правило: получили электронное требование – представьте документы в электронной форме. Бумажные оригиналы в этом случае сканируются и заверяются перед отправкой, а электронные выгружаются из сервисов обмена вместе с файлами электронной подписи.

Перед тем, как загрузить документы в спецоператора, следует проверить форматы. Налоговая умеет работать только с тремя форматами. Скан-копии должны быть в tiff или jpg, а электронные оригиналы в формате xml.

Несовершенства действующего законодательства

Все электронные документы условно делятся на формализованные и неформализованные. Формализованными признаются те, форма и формат которых утверждены нормами действующего законодательства. К таким относятся электронные счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12 и акт выполненных работ. Все остальные документы признаны неформализованными.

Для формализованных документов определен формат xml. В случае счетов-фактур в обязательном порядке, для первички – рекомендация. Если вы используете накладную или акт не в xml, то такой документ автоматически становится неформализованным.

Представление формализованных документов не вызывает проблем. Что делать с документами, которые были созданы и получены, например, в doc, pdf, xls или др., сегодня большой вопрос.

Поиск решения

К сожалению, действующее законодательство России никак не регламентирует процесс представления неформализованных электронных документов по требованию. Рассмотрим пример. У нас истребуют договор, который был создан и подписан в формате doc. Мы выгружаем его из сервиса обмена вместе с файлами электронной подписи (ЭП). Всего получится три файла: тело документа, файл нашей подписи и файл подписи контрагента. Отправить через спецоператора в таком виде не можем, т. к. наш документ не в xml. Что делать?

1.   Преобразовать в нужный формат. Теоретически, с помощью какого-нибудь конвертера можно из doc сделать jpg, tif или xml. Тут же появится множество вопросов. Что мы получим таким преобразованием? Копию электронного договора? Допустим. А сможем ли мы ее отправить? Приказ ФНС РФ N ММВ-7-6/465@ упоминая tif и jpg, явно указывает на скан-копии бумажных оригиналов. Утвержденного xml-формата для договора нет, значит, такой документ налоговая просто не сможет проверить. Также непонятно, что делать с файлами ЭП в этом случае. Вариант однозначно не подходит.

2.   Преобразовать в нужный формат через сканирование. Распечатать документ, заверить его собственноручной подписью руководителя и печатью организации, затем сделать скан в нужных tif или jpg. Вот только в этот раз получится копия с копии и непонятно, что делать с файлами ЭП.

Технически оба варианта реализуемы, но на практике не проверены.

О выборе унифицированного формата

Проблема есть, и налоговая не может оставить ее без внимания и в 2015 году.  В сентябре 2014 года была новость, что для межведомственного обмена Минкомсвязь выбрала универсальный формат PDF/A. Может, и для b2b обмена будет определен подобный формат в отношении неформализованных документов.

В качестве варианта еще можно рассмотреть появление новых утвержденных налоговой форматов для разных видов документов: счет на оплату, договор и др.

Рекомендации экспертов Synerdocs

1.   Работы над форматами электронных документов ведутся не просто так. Если есть формат – однозначно лучше его использовать. С представлением формализованных документов проблем точно не будет.

2.   Неформализованные документы представлять на бумаге. Так и сам Минфин рекомендует в письмах от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1 и от 11.01.2012 N 03-02-07/1-2. Это пока. Поживем – увидим, какой вариант реализует ФНС.

3.   Решать вопросы совместно с оператором и инспекцией. Обычно представители оператора всегда готовы ответить на ваши вопросы. А налоговые сейчас очень лояльно относятся к компаниям, которые переходят на обмен электронными документами. Новаторы рынка совместно с представителями государственной власти вполне могли бы повлиять на законотворческий процесс и закрепить на уровне нормативных актов лучшие практики обмена первичкой.

 



Статья "Межкорпоративный обмен без проблем. Ответы эксперта." от Иван Агапов
2015-01-30 14:35 Иван Агапов

http://www.docflow.ru/images/mail/toolkits_5_cover_mail.pngПортал DOCLFOW подготовил обзор «Межкорпоративный обмен электронными документами без проблем!», в которм на вопросы отвечают представители вендоров и эксперты. Представляем вам ответы Ивана Агапова, руководителя группы аналитики и внедрения Synerdocs.

Как убедить руководство в том, что обмен электронными документами необходим для компании?

Мы не видим проблемы в мотивации руководства. Оно и так достаточно мотивировано и, как правило, его ни в чем убеждать не надо. Чаще всего руководители задают конкретные и практические вопросы - как они будут получать документы, подписывать их, насколько надежна технология и как изменится их взаимодействие с партнерами и контролирующими органами.

Конечно, у топ-менеджмента, особенно в крупных производственных предприятиях, еще сохраняется определенная степень осторожности по отношению к новой технологии обмена. Мотив «вы обменивайтесь, как хотите, но исходящие документы я буду подписывать на бумаге» еще встречается и будет встречаться в ближайшее время. Но этот вопрос основан на простых привычках и отсутствии повсеместной практики обмена, он не ставит глобальных препятствий для внедрения электронных документов.

Но иногда, все-таки, убеждать приходится. Только не руководство, а контрагентов абонента.  И делать это лучше всего на конкретных примерах и кейсах других компаний, показывающих нюансы практики, возможности и перспективы электронных документов. Если, конечно, абонент не может попросту «продавить» решение.

Каковы возможные экономические последствия перехода на электронный обмен документами? Можно ли просчитать изменения затрат компании при переходе с бумажного обмена на электронный, с учетом стоимости услуг операторов?

Интересный момент: компании, анализируя экономию от электронных документов, часто считают только внешние, очевидные издержки. Например, цены на услуги доставки, расходные материалы, краску для принтеров и т.п. Это довольно просто считать, но за скобками остается целый комплекс издержек – это работа конкретных людей, стоимость бизнес-процессов, связанных с документами, собственно время (в том число и время контрагентов), возможные штрафы, задержки, потери и т.п. Это можно было бы объяснить особым русским характером (как в поговорке про рака на горе) и традиционно низкой стоимости труда по сравнению с западными странами: некоторые могут считать, что дешевле оплачивать труд дополнительной группы делопроизводителей, чем внедрять электронный документооборот. Представьте, каково удивление этих людей, когда они внезапно узнают, сколько конкретных рублей стоит бизнес-процесс формирования и отправки, скажем, акта и счета-фактуры.

А если считать «в лоб», то экономическая эффективность обнаруживается достаточно просто: можно сравнить стоимость бумажных отправлений со стоимостью услуг оператора обмена. Компания, отправляющая хотя бы несколько сотен документов в месяц, уже тратит около 200 тысяч* рублей в год на одну только отправку. Когда мы начинаем добавлять к этой стоимости издержки неочевидные, то цифра увеличивается на порядок.

Да и в целом, вопрос использования электронных документов не упирается в одну только экономическую эффективность конкретной компании. Стоит помнить о контрагентах, которые хотят получать качественный сервис от нее, хотят видеть надежного партнера с соответствующей деловой репутацией, хотят получать товар или услуги быстро и с безупречным качеством исполнения.

 

*Простой расчет: 500 конвертов по 34 рубля * 12 месяцев

Согласно опросам DOCFLOW, отсутствие роуминга между операторами становится препятствием для подавляющего большинства компаний, готовящихся перейти на электронный межкорпоративный обмен документами.  Решить эту проблему можно, либо мотивируя контрагентов работать через выбранного оператора, либо, подключаясь к нескольким операторам.

Среди рисков второго сценария, озвученных компаниями в рамках опросов DOCFLOW, называют необходимость работы с «навязанным» оператором, т.е. ограничения выбора с т.з. стоимости обмена, качества сервиса или простоты интеграции. Также возможно усложнение поддержки системы и увеличение сроков интеграции при работе с несколькими подрядчиками.

Каковы варианты и способы преодоления данных сложностей? Каковы особенности работы с несколькими операторами ЭДО? Можно ли повлиять на проблему роуминга между операторами ЭДО? Будет ли налажен роуминг в течение последующих нескольких лет у большего количества операторов обмена?

Начнем с того, что сегодня мы уже не видим существенных технических проблем с роумингом. Если год назад у нас еще было мало практики по роумингу, поскольку абоненты не так активно выражали эту потребность, то за последние месяцы мы уже смогли опробовать технологию на нескольких крупных проектах. Появилось то, с чем сами операторы связывают развитие роуминга – конкретные проекты, инициирующие настройку межоператорского взаимодействия.  То есть, сегодня роуминг уже не миф.

Другой вопрос, почему операторы не всегда с охотой взаимодействуют друг с другом. Уже все условия есть, но, как выясняется, некоторые операторы находят причины замедлить процесс. Фактически мы столкнулись только с одной реальной проблемой: отсутствие желания и воли (воли довести это до логического завершения) у крупных операторов делать продуктивный роуминг. Это понятно, все-таки многие операторы сейчас ориентированы «грести под себя», а не на рынок в целом.

Основные надежды в процессе развития роуминга мы, как и прежде, возлагаем на абонента. Он должен быть главным мотиватором. У него должно быть достаточно решимости и энергии для того, чтобы давить на оператора, убеждать своих контрагентов, чтобы те в свою очередь плотнее взаимодействовали со своими сервисами. К сожалению, в этом направлении большинство абонентов демонстрируют пассивность, считая, что решение вопроса с роумингом находится в отраслевой в плоскости: операторы должны собраться все вместе и все сделать. В таком случае, ждать придется долго.

Мы обычно рекомендуем вопросы с роумингом задавать оператору в момент подключения, тогда роуминг станет естественным этапом проекта или продолжением проекта. То есть, не стоит усложнять себе жизнь работой с несколькими операторами.

Если же все-таки особенности инфраструктуры бизнеса или другие условия приводят компанию к работе с несколькими операторами, то ей следует быть готовой к следующим особенностям. Во-первых, вы столкнетесь с необходимостью настройки маршрутизации документов – ваша информационная система должна знать, через какой сервис отправлять документы. Во-вторых, вам придется решать вопросы единого хранения документов, приходящих от разных операторов, при том, что часть входящих документов будет бумажная. В-третьих, вы можете столкнуться с тем, что у разных операторов разные уровни обслуживания (SLA), а значит, не со всеми будете работать одинаково. Еще множество нюансов, которые сейчас предугадать сложно, как всегда, на практике возникает что-то новое: разночтения в форматах, услугах и ценах на них. Конечно, в таких условиях сможет работать только компания со зрелой ИТ-инфраструктурой и богатым опытом автоматизации бизнес-процессов и интеграции.  

Кстати, если взглянуть на опыт ECM-вендоров, то некоторые из них вполне могут эти задачи решать в рамках своих систем. Ту же систему DIRECTUM вы можете интегрировать с разными операторами обмена, закрыв тем самым большую часть обозначенных выше проблем.

К организационным внутренним сложностям перехода к электронному обмену документами относят привычки сотрудников и неготовность ИТ-инфраструктуры компании. Как подготовить организацию и сотрудников к переходу на электронный обмен документами?

Привычки менять сложнее, чем ИТ-инфраструктуру. Со вторым обычно все бывает понятно: компании зачастую уже знают, что такое электронные документы. Они генерируют, например, первичные документы в каких-то учетных или биллинговых системах, в некоторых компаниях существуют ECM-системы, в которых документы обрабатываются и хранятся. В таких условиях задача оператора обмена – научиться «доставать» документы из нужных мест, отправлять их контрагентам и доставлять входящие. Хорошо, когда в компании есть своя сложившаяся ИТ-культура работы с электронными документами. В этом случае, компанию готовить к электронному обмену не надо, достаточно научить больше не печатать документы.

Сложности появляются тогда, когда этой инфраструктуры либо нет вообще, либо она не сформирована. Тогда нам приходится не только переводить абонента и его контрагентов на обмен электронными документами, но и решать для него множество интеграционных задач, приводить в порядок форматы документов, обеспечивать хранение и обработку документов. Словом, формировать эту самую инфраструктуру. У нас в этой области богатый опыт: DIRECTUM решает внутренние задачи, а Synerdocs вопросы внешнего обмена. Автоматизация начинается с одного процесса, например, с финансово-учетной документации, который может и не затрагивать другие процессы. Потом решение выходит далеко за пределы работы с первичкой.

Что касается привычек, то они ломаются так же, как и в процессе перехода на внутренний электронный документооборот – авторитетом руководства и планомерной работой с пользователем.

Серьезным внешним препятствием на пути организации межкорпоративного электронного обмена документами стоят слабости текущего законодательства: ограничения по обмену конкретными типами документов, введение избыточных требований по хранению промежуточных технических подтверждений подписанных документов, сложности перевыставления счетов-фактур и прочее.

Как можно обойти или решить указанные проблемы сегодня? Как должно измениться законодательство в области ЭДО в ближайшие 5 лет? Как это отразится на компаниях уже, перешедших на электронный обмен и на тех, кто еще на бумаге? В настоящее время, к сожалению, в законодательстве нет четко описанного порядка хранения электронных документов с длительными сроками хранения. Многие законы, приказы и ГОСТы в основном устарели и нацелены на бумажные документы (ФЗ № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», требования по бухгалтерским документам - ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Хотя есть и специализированные, заточенные под электронный документооборот, ГОСТы, появившиеся недавно: ГОСТ Р 54989-2012 «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов» и ГОСТ Р 54471-2011 «Системы электронного документооборота. Управление документацией. Информация, сохраняемая в электронном виде. Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности». Они не заменяют собой законодательство, но в определенных ситуациях ими можно пользоваться.

От законодательства мы ждем, прежде всего, конкретных рекомендаций по различным аспектам работы с электронными документами, все то, к чему уже готова практика. Ждем разъяснений по долгосрочному хранению электронных документов, как будет выглядеть выездная налоговая проверка при ЭДО (как будет происходить изъятие документов, на каком носителе, как инспектор сможет их просмотреть и т.п.).

Есть много противоречий между НПА и практикой, например, по закону в бумажной товарной накладной может быть и три, и пять подписей, а в электронной – по одной с каждой стороны. На бумаге можно ставить прочерки, а в электронных документах – нет. Непонятно, какие последствия могут повлечь нарушения в оформлении электронных документов, какое наказание понесет налогоплательщик.

Таких мелочей много, мы уже умеем с ними работать, поскольку не стесняемся писать письма в контролирующие органы, конкретно в ФНС с вопросами и разъяснениями. Но в целом рынку сильно не хватает адекватно описанной логики работы с такими нюансами в соответствующих НПА. Вот этого мы ждем в ближайшее время.

Какие требования на сегодняшний день должны быть учтены при организации долгосрочного хранения электронных документов, подписанных ЭП?

С помощью каких носителей и процедур рекомендуется организация долговременного хранения документов в электронном виде? Следует ли дублировать хранение бумажных документов при обмене электронными?

Хранение электронных документов по законодательству не значительно отличается от хранения бумаги. Общие положения вы найдете в законе № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», требования конкретно по бухгалтерским документам вы найдете в законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Эти законы не делают принципиальных различий между бумажным и электронным документом, тем не менее, следует учитывать важные нюансы.

Во-первых, где хранить. Вам придется решать, где хранить документы, на каких носителях, локально или в облаке. Также придется учитывать, что современные физические носители имеют свойство стареть, как и все материальное в этом мире. Оптические и полупроводниковые накопители имеют свойство терять контент со временем, магнитные диски изнашиваются.

Во-вторых, как воспроизвести.  Нужно обеспечить возможность адекватно воспроизвести информацию, прочитать ее, получить данные об электронной подписи. Форматы электронных документов имеют свойство меняться. Появляются новые редакторы, в том числе бесплатные и облачные, сложно говорить о том, как сегодняшние форматы будут совместимы с ними завтра.

Как видите, в практике множество белых пятен, мы не знаем, как будут меняться форматы документов, что станет с цифровыми носителями и средствами воспроизведения через 20-30 лет, поэтому оригиналы документов, требующие долговременного хранения (более 15 лет, 75 лет, бессрочно, кадровые документы), мы рекомендуем хранить в бумаге, пока это наименее рискованный вариант.

А с документами, срок хранения которых менее 10-15 лет (счета-фактуры, первичка – 5 лет), уже все понятно, мы рекомендуем переводить их в электронный вид и никогда не печатать на бумаге. Иначе, в чем смысл перехода на электронные документы?

Хранить тоже в электронном виде. Причем это может быть и локальное хранилище (на сервере, выделенном вашей IT-службой), ещё удобнее использовать специальные электронные архивы, при этом вы получаете хороший инструмент по управлению документами. В этом случае нужно помнить о резервном копировании документов и о постоянной замене носителей. И третий вариант, это облачное хранилище, новый, перспективный инструмент, который в том числе может предложить вам и оператор электронного документооборота. О сохранности документов, их резервном копировании и носителях позаботится уже ЦОД.


 



 
 
С пожеланиями успехов,
Михаил Кузьмин
 

В избранное