Уважаемые читатели ECM-Journal,
мой пост предназначен для поставщиков программных продуктов, которые участвуют
в тендерах. Подготовка тендерной документацией — это всегда творческий процесс,
который содержит много подводных камней и особенностей. Занимаясь этим вопросом
уже несколько лет, в частности для ECM-систем, я бы хотела поделиться
некоторыми мыслями.
В своей деятельности я часто сталкиваюсь с просьбой
выслать шаблон технического задания на создание/внедрение/приобретение
программного обеспечения, чтобы включить его в тендерную документацию. Каждый
раз я задаю себе вопросы, что должен включать такой шаблон, один он должен быть
или несколько, и нужен ли такой шаблон?
Для себя я нашла ответы, но и другие мнения имеют место
быть. Поэтому приведу свою логику рассуждений и с большим удовольствием выслушаю
прочитаю рассуждения коллег.
Техническое задание (ТЗ) является основной частью
тендерной документации, цель которой помочь инициатору закупки (покупателю)
сделать однозначный выбор продукта/услуги/работы с обеспечением лучших условий
исполнения контракта. Поставщик предоставляя шаблон ТЗ, рассчитывает на то, что
его ТЗ удовлетворит покупателя и будет взято за основу. И, конечно, продукт
поставщика полностью соответствует такому ТЗ, что идет в плюс.
Надо понимать, что во время оценки заявок на тендер у
инициатора закупки нет возможности проверить достоверность всех данных и
понять, насколько его требования закрываются предложением очередного участника.
А после подписания контракта клиенту не выгодно, а иногда и тяжело с точки
зрения обоснования, его расторгать.
Теперь рассмотрим действия участника закупки (поставщика).
Если я как исполнитель заинтересован в получении контракта с клиентом, то я
подготовлю подробную пояснительную записку – заявку на участие в тендере, изучу
и прокомментирую все пункты технического задания. Даже если мой продукт сегодня
«не умеет что-то делать», то у меня будет время «его научить», либо после
подписания контракта будет время понять потребность клиента и предложить
альтернативный вариант. Конечно, всё в рамках законодательства.
С другой стороны, какой бы замечательный шаблон
технического задания не сделали поставщики, и какое бы подробное ТЗ не
сформировал покупатель это не даст ожидаемого эффекта для поставщика: инициатор
закупки будет вынужден заключить контракт с тем, кто предложит лучшие условия
исполнения контракта. Техническое задание не позволяет гарантировано отсеять
«не угодных» участников, что предусмотрено законодательством (процедура закупки
нацелена на возможность выбора и определение победителя).
Классический вопрос поставщика: «Что делать? Складывать
руки и надеяться на фортуну?». Конечно же, нет. Техническое задание надо
готовить, но не по шаблону, а к каждому тендеру свое. А для этого предлагаю
обратить внимание на описанные ниже моменты, зависящие от способа закупки.
Запрос котировок и аукцион — это способы закупки по
наименьшей стоимости. Поэтому техническое задание должно быть ёмким:
●
включать подробное описание того, что будет поставляться, настраиваться,
устанавливаться или модифицироваться;
●
фиксировать четкий порядок работ/выполнения услуг, так чтобы любой
потенциальный участник тендера увидел объём и сложность и испугался
принял ответственность, подавая заявку на участие в тендере.
Техническое задание должно включать описание результата,
именно это позволит инициатору на этапе исполнения контракта контролировать
получение ожидаемого и, при необходимости, обосновано расторгнуть контракт.
Конкурс — это способ закупки для определения
поставщика с лучшими условиями исполнения контракта. Здесь применимо все, что
написано выше, но при этом есть и дополнительный «рычаг», про который
поставщики часто забывают. Речь идет о критериях оценки заявок.
Если кратко, то мой вывод звучит так — техническое задание
должно быть написано под потребности конкретной организации, для решения
существующей задачи. Здесь важны детали, так как детали — это критерии, по
которым инициатор закупки определит соответствие предложения его потребности.
Соответственно, делать универсальный шаблон, который подойдет в 50% тендеров, я
считаю крайне неэффективным.