Периодически, наша команда по внедрению, сталкивается с проблемами переноса бумажного ДО в СЭД. В основном, эти проблемы связаны с существующей в организации традицией работы с бумажными документами, отсутствием возможности перенести документы "как есть" и авторитетным мнением заказчика по этому поводу. К традициям работы с документами можно отнести:
Шаблон оформления документа должен строго соответствовать бумажному варианту;
Перечень сотрудников, визирующих документ "плавает" в зависимости от ЦУ руководства на планерках;
Часть сотрудников, визирующих документ не являются участниками ЭДО;
Маршрут движения документа выходит за рамки реализуемого БП;
Сроки согласования документа определяются на уровне сотрудников, согласующих документ (нет регламента);
Сверх нормативная загруженность ответственных сотрудников, задачами, не относящихся к их основным функциональным обязанностям;
Проблема переноса бумажного документа "как есть" в ЭДО:
Оформление документа не регламентировано нормативными документами. Отсутствует единый шаблон.
С точки зрения автоматизации формирования и обработки документа, создание электронной копии и приведение к единому стандарту компании, приводит к переосмыслению назначения документа, а иногда к созданию совершенного нового документа внутри СЭД;
Стремление заказчика получить на выходе СЭД идентичный бумажному документ, содержащий все записи согласующих сторон БП, приводит к потери функциональности документа;
Для лиц, не являющихся участниками СЭД, но сохраняющих право на согласования документов, необходимо обеспечить вывод из СЭД документа, идентичного бумажном для визирования с последующим вводом результатов его работы в СЭД. Это приводит к появлению избыточных операций и дополнительной нагрузки для отдельных групп сотрудников по выводы/вводу информации в СЭД.
Перечисленные выше проблемы в совокупности с авторитарным мнением заказчика о процессе внедрение могут создать ситуацию, когда каждый переводимый бумажный документ в ЭДО необходимо прорабатывать и согласовывать с заказчиком практически в ручном режиме. Т.е. приходится разбивать документ на блоки, расписывая структуру, маршруты и их функции (рис.1).
Рис.1 Анализ бумажного документа для переноса в СЭД с учетом маршрута исполнения БП
Как видно из рис. 1, документ был разбит на блоки, с описание функциональных особенностей взаимодействия СЭД и участников БП. Такая схема позволила сильно упростить взаимодействие с заказчиком и сократить время, необходимое для перевода бумажного ДО в СЭД.
Российский
ИТ-рынок оказался под влиянием серьезных негативных факторов. Из-за девальвации
рубля и ограничений в работе ряда западных ИТ-поставщиков
с отдельными категориями заказчиков отечественным организациям приходится
менять приоритеты при решении стоящих перед ними ИТ-задач и самым
серьезным образом изучать ИТ-продукты и подходы, которые являются
альтернативными по отношению к тем, что использовались традиционно.
Редакция PC Week подготовила ряд вопросов к
вендорам, их ответы задали тон обзора «Есть ли у
российских организаций ИТ-альтернатива?». Сегодня мы представляем вам
ответы Василия Бабинцева, директора по маркетингу DIRECTUM.
Как вы оцениваете влияние санкций на российскую
ИТ-отрасль? В чем вы видите основные риски для заказчиков в сложившихся
условиях?
Наибольшее влияние санкции оказали на тех заказчиков,
прибыль которых напрямую зависит от импорта/экспорта товаров и услуг. В
сложившейся ситуации они вынуждены искать новые источники дохода, новые рынки. Заморозка
ими в такие периоды долгосрочных инвестиционных проектов и вынужденная
корректировка ИТ-бюджетов, безусловно, влияют и на планы по развитию.
Риск заказчиков в таких условиях связан с упущенными
возможностями. Общей приостановки курса на повышение эффективности работы при
автоматизации внутренних процессов до выстраивания прозрачности бизнес-процессов
в масштабах всей компании.
Возврат их к «директивному» управлению позволит быть
эффективными в краткосрочной перспективе, но может сыграть в минус при возврате
к периоду роста. Поэтому очень важно научиться выдерживать баланс.
Можно ожидать, что в нынешней экономической ситуации
заказчики будут вынуждены сокращать ИТ-бюджеты. В связи с этим какие задачи
будут стоять наиболее остро перед ИТ-службами предприятий и организаций?
Предприятия уже замораживают крупные проекты, сузился их
горизонт планирования.
Естественно, речь не идет об абсолютном отказе от инвестиций
в собственное развитие. Оценивается, в первую очередь, принесет ли
автоматизация реальную экономическую выгоду в краткосрочной и среднесрочной
перспективе. Если таковая предвидится, то, конечно, ИТ-проекты стартуют.
В рамках переговоров мы встречаемся с задачами снижения
дебиторской задолженности, с переходом на безбумажный легитимный обмен с
контрагентами. Заказчикам важно оптимизировать затраты на управление финансовой
и договорной документацией, обеспечении ее оптимального хранения.
Если рассматривать смежные для ECM
задачи, то коснутся они в большей степени финансового менеджмента – это интеграция
с системами управления бюджетами, финансового планирования.
От собственных ИТ-служб заказчики уже требуют самостоятельности
при администрировании и внедрении систем. Важным становится выделение
собственных бизнес-аналитиков, которые знают внутренние процессы и готовы их быстро
актуализировать и оптимизировать, обучать и консультировать пользователей. И
тем самым снижать стоимость ИТ-проектов.
Можно также ожидать, что заказчики активнее будут рассматривать
облачные технологии, чтобы снизить большие стартовые затраты на технику и ПО.
Для middle-сектора – это интересный и экономически
выгодный вариант. Хотя для крупных предприятий вопрос хранения данных в облаке
до сих пор остается открытым, особенно если речь идет о финансовом контенте.
Видите ли вы сегодня для своих заказчиков реальные
возможности для обеспечения необходимой ИТ-поддержки бизнеса меньшими силами и
средствами? Каким образом это может быть достигнуто?
Безусловно такие возможности есть. Отмечу, что компания
DIRECTUM изначально ориентирована на максимальное вовлечение персонала
заказчика в проект автоматизации. Мы обучаем и привлекаем к процессу внедрения
топ-менеджмент, предметных и ИТ-специалистов, разрабатываем инструкции и
передаем методики. Всегда открыты к обсуждению вопросов оптимизации затрат
клиентов на обучение (замена индивидуальных курсов на массовые семинары),
консультации (переход в онлайн) и т.д.
Если говорить непосредственно о стоимости поставки системы,
то DIRECTUM предлагает различные варианты поставки системы: Lite, Standard и
Enterprise – в зависимости от объема и сложности задач бизнеса. Доступна аренда
системы, то есть за небольшую стоимость (12% за 3 месяца) заказчик получает
полноценную систему и оценивает ее применимость на собственных процессах. Для текущих
клиентов доступна поквартальная оплата абонемента на новые версии системы.
Разработан целый набор бизнес-решений, автоматизирующих
точечные прикладные задачи: договорные и финансовые, кадровые, проектные,
тендерные, межкорпоративного взаимодействия и т.д. С просчетом экономической
выгоды (соответствующие программные компоненты включены в базовую поставку
системы).
Уже более 5 лет мы активно развиваем сообщества: профильный
портал ECM-Journal.ru, где все желающие смогут найти актуальную информацию о
развитии ECM-рынка, и DIRECTUM Club, площадку для обмена
опытом и ответа на вопросы по работе, разработке и поддержке системы DIRECTUM. Работают ресурсы абсолютно бесплатно, ежемесячно
собирают аудиторию в несколько тысяч уникальных посетителей.
Прошедший год показал, что и ведущие разработчики
проприетарного ПО все активнее участвуют в СПО-проектах. Какую, по-вашему, роль
в решении стоящих перед российскими предприятиями ИТ-задач может сыграть СПО?
Да, такая тенденция отмечается. Это выбор вендора, какую
бизнес-модель использовать, как реализовать свои наработки и опыт. В том числе
это и выбор их заказчиков.
Стоит только заметить, что в стоимости корпоративного
проекта, как правило, большая часть затрат ложится на услуги внедрения. Любой крупной
компании потребуется «подгонка» программного обеспечения под свои бизнес-процессы.
Обойтись без услуг консультантов и разработчиков будет невозможно. Сможет ли
заказчик найти в своем регионе необходимое количество специалистов или будет
вынужден работать с одной компанией-интегратором, и сколько будут стоит ее
услуги, в том числе и по дальнейшему развитию и обновлению СПО-проекта – решать
и считать уже клиенту. Вероятно, эти ограничения и играют немаловажную роль в
малом текущем распространении таких проектов.
Если же рассматривать рынок СПО с точки зрения окружения ECM-инфраструктуры, то вариантов для получения реального
эффекта будет больше. Например, заказчик может использовать бесплатные
заменители офисных программ и электронной почты, мессенджеров. А также
бесплатно распространяемые облегченные версии ряда проприетарных продуктов,
например, для организации внутреннего портала.
Каким образом, по-вашему,
российское государство может (или должно) помочь в разрешении обозначившихся на
российском ИТ-рынке проблем?
Государство – один из ведущих игроков на рынке заказчиков корпоративного
ПО с масштабами в сотни тысяч автоматизируемых рабочих мест. Уже сегодня им вырабатываются
меры по увеличению количества проектов, реализованных на базе решений
отечественных разработчиков.
Поддержание текущей активности в освоении электронного
документооборота и ведения начатых проектов позволит оставаться «в строю»
разработчикам, которые уже вовлечены в работу. И это достаточное усилие, оно
даст положительный толчок развитию российского ИТ-рынка.