Джон Манчини, президент AIIM, в своем блоге сделал
определенные предсказания в области информационных технологий на наступивший
2015 год. В большей степени они касаются Соединенных Штатов, но вполне могут
быть спроецированы и на российский ИТ-рынок. Я, в свою очередь, предлагаю
вашему вниманию краткий обзор некоторых из его прогнозов.
Год «И» в ИТ
Манчини говорит о традиционном превалировании
технологической части над информационной в области ИТ: использование
«массивного корпоративного ПО, информационных инфраструктур». Упоминает он и
тот факт, что работа с большими данными, как правило, проводится с позиций ИТ,
а не бизнеса.
Первое его предсказание касается отхода от этого принципа
и укрепления «И» в ИТ. Чтобы получить все выгоды из возможностей, предоставленных
большими данными, компаниям необходимо новое поколение «информационных»
профессионалов – специалистов, разбирающихся в управлении и использовании
информации и социальных активов применительно к организациям. Манчини говорит,
что в грядущем году компании сделают ставку именно на специалистов такого
профиля.
E-mail снова на коне, или «слух
о его смерти был сильно преувеличен»
Долгое время велось очень много разговоров об «отмирании» электронной
почты как центральной нервной системы организации. В качестве одного из
аргументов приводилось мнение о «поколении двухтысячников» - молодых людях, одаренных
в части социальных сетей, которые, как ожидалось, придя в корпоративную среду оставят
электронную почту не у дел. Однако почтой на предприятиях пользуются, несмотря
на все громкие заявления о ее ненужности.
2015-й Манчини объявляет годом переосмысления роли e-mail в организациях:
электронная почта вернет себе центральное место в корпоративной среде благодаря
новому «антропоцентрическому» взгляду на ее функции. Почтовые сервисы будет
ориентированы на пользователя, а не на сообщения. Средства аналитики позволят e-mail «подстраиваться» под
пользовательские интересы и привычки, а интуитивный интерфейс обеспечит легкий
и удобный обмен информацией. В пользу этого довода он упоминает возрастающую
популярность Google Inbox, выпуск
IBM нового почтового сервиса IBM Verse и
создание компанией Microsoft «умной социальной панели» под названием «Oslo».
Еще одна предпосылка к «возвращению» e-mail, по мнению директора AIIM, связана
с массовым переходом платформенных вендоров на облака. На данном этапе эволюции
облачных сервисов вендоры очень сильно опережают пользователей. Это особенно
справедливо по отношению к крупным организациям, многие из которых все еще
пытаются «переварить» системы и технологии, внедрение которых начали еще лет 5 назад.
Вендорам необходимо «заставить» компанию, обдумывающую свои облачные стратегии,
перейти на определенную облачную платформу. Однако ни одна организация не хочет
выделять средства на какую бы то ни было систему, тем более не дающую
конкурентных преимуществ. В такой ситуации выбор инструмента корпоративного
управления очевиден – e-mail.
Перефразировав известного писателя, Манчини подытоживает:
«слух о смерти e-mail был сильно преувеличен».
Побеждают
системы коллективной работы
Корпоративное социальное пространство получило очень быстрое
развитие. В конце 2000х новые участники с головой бросались в освоение
корпоративных пространств. Стремление внедрить «Facebook для Организации» чуть было не вытеснило попытки построения
эффективной «коллективной работы». С тех пор маятник «коллективная работа –
рабочая социальная сеть» качнулся в сторону коллективной работы, и мы стали
свидетелями появления этакого «цифрового рабочего пространства».
Согласно Манчини, в 2015 году социальные сети
интегрируются в более крупные системы с персонализированной (с помощью средств
аналитики) электронной почтой в основе. Таким образом, по мнению директора AIIM, «социальное пространство» перестанет быть
самостоятельным продуктом и превратится лишь в еще один элемент единой системы.
Безопасность
становится самостоятельным активом
В течение последних десятилетий информационная безопасность
приравнивалась к защите доступа в организацию, либо защите устройств, на которых
используется корпоративная информация. Такая система работала в эпоху мини-компьютеров
и рабочих столов. Однако все изменилось с приходом ноутбуков, мобильных
устройств и коллективного хакинга.
Манчини указывает на необходимость ухода от идеи безопасности
в пределах организации и устройств в пользу концепции безопасности информационных
активов в целом. Правда, как именно это сделать, он не говорит.
Эпоха
Кейс-менеджмента
По мнению Манчини, Кейс-менеджмент - это основа того, к чему
в конечном итоге должен прийти ECM. «Динамичные
бизнес-потоки, объединяющие людей, процессы и информацию новыми, активными и
более направленными способами - это и есть то, что составляет Кейс-менеджмент»
- говорит Джон Манчини. По его мнению, 2015-й станет годом, когда Кейс-менеджмент
займет центральное место.
Директор AIIM пишет, что в Кейс-менеджменте гораздо более
важную роль играют люди, что увеличивает его полезность. Процессы же сейчас
скорее единичны и имеют гораздо больше общего с областью управления знанием.
Они задействуют как специалистов по контенту (CM), там
и специалистов по управлению знаниями (KM). В
Кейс-менеджменте не делят информацию на структурированную и неструктурированную,
это просто не нужно. Сегодня существуют аналитические инструменты, способные
исправить несовершенства информационных фильтров и наконец выполнить старое
обещание «доставлять нужную информацию нужному человеку в правильном контексте
и тогда, когда это необходимо».
Конец
«облачного космополитизма»
Манчини говорит о «возрастающем облачном и веб-национализме»
и предрекает в 2015-м году конец «облачного космополитизма».
К признакам, указывающим на эту тенденцию, он относит так
называемое и уже успевшее нашуметь «Право быть забытым»
- постановление суда ЕС, согласно которому граждане Евросоюза имеют право
требовать от поисковиков удалять ссылки на «некорректную» и «устаревшую»
информацию. Манчини указывает на опасность подобных инициатив, т.к. они ведут к
повышению контроля интернета и знания в целом, результатом чего может стать как
усиление государственной диктатуры, так и переписывание истории (чего не
хотелось бы).
Немаловажную роль в этой тенденции играют и национальные
ограничения на доступ в интернет. Государства всегда будут пытаться
регулировать сеть интернет в соответствии со своими законами, культурными
нормами и принятым поведением.
Национальные ограничения по местонахождению облачных
серверов – еще одна ступень к «облачному национализму». Если ваши данные
хранятся на сервере, который расположен в другом государстве, они, по
необходимости, могут быть использованы в соответствии с законами этого
государства.
Делопроизводство:
мы запомним его таким
Говоря о «проводах делопроизводства в последний путь»
Манчини предупреждает о гиперболичности своих высказываний. Однако «таким,
каким мы его знали», оно больше не будет.
Изменения, затронувшие электронное делопроизводство в
последние годы, были главным образом направлены на автоматизацию «бумажных» процессов.
Но процессы эти не были переосмыслены для цифровой эры.
«Укрупнение» делопроизводства в сторону управления информацией
– обязательный, но не достаточный шаг на пути пересмотра основ
делопроизводства. Будущее электронного делопроизводства и управления
информацией, по мнению Манчини, во многом зависит от того, сможем ли мы «поднять
управление и оптимизацию информационных активов на более высокий уровень».
Только привязка значения, конечной цели управления информацией к самому процессу
сможет привести нас к успеху.