Статья "Утверждена концепция региональной
информатизации"
Концепция утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р.
Новая Концепция региональной информатизации устанавливает
основные цели и направления деятельности по использованию
информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации
(далее -- региональная информатизация) на период до 2018 года.
Помимо уже привычного «повышения качества жизни», цели
Концепции включают в себя также выравнивание уровня развития информационного
общества в субъектах РФ и формирование эффективной системы гос.управления с
помощью информационных и телекоммуникационных технологий.
Утвержденная Концепция учитывает уже полученный опыт работы
государственных информационных систем и приводит следующие показатели работы
(данные Росстата за 2013 год):
● 49,2% общего
объема документооборота органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме;
● реализовано 5%
(менее 5,5 тыс.) форм получения услуг, доступных на Едином портале
государственных и муниципальных услуг;
● в пересчете на
одного жителя в год, расходы регионов на информатизацию отличаются более чем в
100 раз -- от 2,5 тысяч рублей в Москве до 22 рублей в Чеченской Республике.
По состоянию на начало 2014
года 40% региональных порталов государственных и муниципальных услуг используют
системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной
информационной системой Единая система идентификации и аутентификации. Это
приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для
получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.
Концепция обращает внимание
на целесообразность создания Региональных информационных систем для различных
отраслей с учетом необходимости автоматизации тех или иных функций (оценивать
необходимость предложено, в том числе, посредством интеграции с отраслевыми
федеральными информационными системами). Требуется, также, исключение
дублирования функций в федеральных и региональных информационных системах.
Третья глава содержит меры по повышению качества
предоставления государственных и муниципальных услуг. Здесь внимание
уделяется роли контрольно-надзорных органов, а также обмену информацией о
качестве между системами ведомств и системами мониторинга, и, конечно,
расширение возможностей граждан при пользовании госуслугами в электронном виде.
Концепция определяет необходимость повышения удобства
доступа граждан к официальным сведениям органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и в четвертой главе содержит рекомендации в этой
области.
Особое внимание уделяется процессам управления и
координации информатизации, созданию региональной
информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т.ч. программно-аппаратные
средства, хранение и обработка данных, СМЭВ, электронная подпись и др.) в пятой
главе. Здесь определены функции управления и рекомендованы к использованию органам
государственной власти принципы проектного управления с учетом методических
рекомендаций, разработанных Министерством связи и массовых коммуникаций и
Министерством экономического развития РФ. Пункт второй содержит предложения по
формированию в субъекте РФ системы управления региональной информатизацией и ее
структуры.
Реализация Концепции рассчитана на период до 2018 года. В
субъектах Российской Федерации рекомендуется утвердить планы-графики реализации
направлений Концепции.
Министерством связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации будет создаваться система мониторинга эффективности региональной
информатизации, в рамках которой будут сформированы паспорта информатизации
каждого субъекта Российской Федерации и составлен ежегодный рейтинг эффективности
информатизации субъектов Российской Федерации.
План по реализации Концепции должен быть представлен в
Правительство Российской Федерации до 20 марта 2015 г. Минкомсвязи России по
согласованию с Минэкономразвития.
Комментарий эксперта:
Константин Чермак, руководитель направления Отдела продаж DIRECTUM
В целом, положения Концепции носят рекомендательный характер, и
не предусматривают каких-либо санкций. Таким образом, исполнение этих
рекомендаций будет зависеть от бюджета каждого конкретного ведомства, к тому
же, в условиях кризиса. Основные плюсы – это мысль об интеграции
информационных систем государственных органов с судебной системой. Пока эти
данные находятся вне ГИС. В ряде регионов придется, также, дорабатывать
региональные порталы госуслуг, чтобы обеспечить интеграцию портала с ЕСИА,
системами МФЦ и доступ к единому платежному шлюзу. Однако, во многих региональных
системах, в том числе и в Удмуртии, уже реализована большая часть этого
функционала, остальное – на стадии планирования.