Комиссия правительства РФ одобрила законопроект о применении электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве. Как сообщается на официальном сайте www.government.ru, внесенный Минюстом документ будет рассмотрен на заседании кабмина. Речь идет о предоставлении участвующим в деле лицам права направлять документы в суд в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном интернет-сайте суда, а также права представлять непосредственно электронные документы в суд в качестве письменных доказательств. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и другие федеральные законы в части установления особенностей применения электронных документов. http://www.kodeks.ru/6063.html
По итогам 2014 года, на московском портале госуслуг зарегистрированы уже более 3,7 млн горожан. За год число авторизованных пользователей ресурса выросло втрое. Средняя посещаемость портала составила около 3,2 млн человек в месяц, что в три раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Московский портал госуслуг предоставляет информацию о 285 государственных услугах, в электронном виде доступны 120 сервисов. О том, какие из них наиболее востребованы, пишет Департамент ИТ города Москвы: http://dit.mos.ru/presscenter/news/detail/1483018.html
Рисунок победителя будет размещен на всех электронных картах в новом учебном году. Участникам предлагается создать рисунок на тему «Москва - город будущего». Один ребенок может представить на суд жюри только один рисунок в формате jpg, который должен быть выполнен с помощью графических редакторов или же нарисован от руки и отсканирован. После завершения приема проектов 50 лучших работ будут опубликованы на сайте конкурса. Карты, которые используются в образовательных учреждениях сейчас – простого белого цвета. Нанесение графического изображения позволит сделать их привлекательнее и поможет сократить количество потерянных карт. Подробности на сайте Департамента ИТ города Москвы: http://dit.mos.ru/presscenter/news/detail/1488043.html
Оставить мобильные устройства за бортом не получается по той простой причине, что руководители высокого уровня очень полюбили планшеты. Оперативность – вот что привлекает их больше всего. В любой момент, из любого места можно управлять бизнес-процессами своей организации. Вполне ожидаемо, что СЭД стоит в списке их желаний одной из первых, сразу после электронной почты. Так что, хочешь – не хочешь, а надо безопасность обеспечивать, если руководство желает работать с СЭД на планшете.
Тем более что мобильные технологии уже достигли достаточного уровня зрелости и на рынке стали доступны надежные, иногда даже сертифицированные решения по защите информации на различных платформах.
На конференции ЭОС "Осенний документооборот – 2014" прошел круглый стол по безопасности использования мобильных устройств в документообороте. Ведущая круглого стола, Елена Антошечкина, начальник отдела методологии ЭОС и ответственный секретарь ПК6, обозначила круг вопросов, которые организациям необходимо решать, заботясь о защите своей информации, в том числе, хранящейся в СЭД. С точки зрения методологии, базовые подходы к обеспечению ИБ не зависят от вида доступа, будь это стационарный компьютер, ноутбук или смарт-устройство. Для защиты информации применяется комплекс организационных, методических и технических мер, которые достаточно отработаны.
Однако, особенности мобильных решений должны учитываться, потому что их пользователь выходит за пределы защищаемого контура, ранее отметил в своем выступлении на пленарном заседании Сергей Груздев, генеральный директор Aladdin. Сам контур тоже размывается, организация уже не может контролировать все пути обмена информацией между участниками бизнес-процесса.
Коротко: Что такое ИБ?
Информационная безопасность подразумевает соблюдение трех основных критериев:
Конфиденциальности, то есть, защиты от несанкционированного доступа к информации;
Целостности, то есть, защиты от несанкционированного изменения или удаления информации;
Доступности, то есть, обеспечения доступа к информации тем, кто имеет на это право.
При этом надо понимать, что на самом деле защищается не информация как таковая, а интересы пользователей или владельцев этой информации от того вреда, который случайно или намеренно может быть причинен путем нарушения какого-то из вышеупомянутых критериев. Комплекс мер по защите информации зависит от целей, задач и масштаба защищаемой системы, а также от уровня значимости защищаемой информации.
Когда мы говорим о реализации мер защиты, то нужно иметь ввиду полный жизненный цикл информационных систем, начиная от их создания до уничтожения:
Оценка необходимости защиты информации (на этапе разработки)
Аттестация системы (нужна не всегда)
Эксплуатация (режим защиты)
Вывод из эксплуатации (удалить информацию с неиспользуемых устройств)
Количество документов, регламентирующих вопросы защиты информации, очень велико. Это федеральные законы, подзаконные акты, документы регуляторов – ФСТЭК, ФСБ, ФСО (в части использования МЭДО). Организациям, особенно государственным, приходится им соответствовать, что есть непростая задача.
Тем более, что касается мобильности, нормативная база сильно отстает от развития технологий. Часто использование мобильных решений блокируется службой безопасности сугубо по формальным причинам, основываясь на устаревших документах, а реальных угроз при этом нет. К счастью, авторитет ВИП-пользователей мобильных СЭД стимулирует находить решения в таких ситуациях.
Плюсы и минусы мобильных устройств
1)Мобильные устройства, как правило, маленькие и легкие. Их удобно носить с собой и получать доступ к своим данным отовсюду. Их также можно потерять или они могут быть украдены – именно так и происходит едва ли не большинство утечек важной информации.
2)Дилемма BYOD – пользователи применяют личные устройства в рабочих целях. Просто потому что это удобно и, в общем-то, выгодно организации. Но есть в этом и серьезный риск, поскольку использование неконтролируемых с точки зрения конфигурации устройств может означать брешь в безопасности.
Решением может быть централизованный контроль мобильных устройств, например, с использованием MDM-решений (MobileDeviceManagement). Только прежде нужно разработать правила работы с мобильными устройствами и регламентировать их использование в корпоративной среде. Должна обеспечиваться централизованная конфигурация, контролироваться удаление или корректировка информации, управление доступом, и вестись отслеживание местонахождения устройства в случае его кражи или утери.
Защитить каналы
Чаще всего доступ с мобильных устройств к корпоративной системе происходит по открытым каналам связи, из внешней недоверенной среды. При этом возрастают угрозы такие как возможность перехвата данных, выдачи себя за источник или потребителя информации, повышается риск вирусных атак и загрузки вредоносных кодов, которые с мобильного устройства могут проникнуть в корпоративную систему и причинить существенный вред. При использовании мобильных устройств также повышен риск отказа в доступе к информации, особенно учитывая использование открытых каналов связи.
Конечно, заставить поставщика обеспечить надежность каналов невозможно, поэтому нужны усиленные процедуры взаимной аутентификации – источника и пользователя информации, и процедуры многофакторной авторизации.
Применение VPN (виртуальных частных сетей) и межсетевых экранов призвано не допустить прямого контакта защищенной среды организации с недоверенной внешней средой.
Непротиворечивость данных
Мобильные приложения СЭД допускают работу в оффлайн-режиме. (Чаще всего говорят в самолете, но и в городе много мест, где человек может оказаться вне зоны доступа к сети.). Что делать, если один документ одновременно был изменен мобильным пользователем, пока он был в оффлайне и пользователем в офисе? Система должна понимать такие ситуации и позволять адекватно на них реагировать, позволяя сохранить обе версии и уведомив об этом обоих пользователей.
Курьезные ситуации иногда возникают по причине разности во времени между источником и потребителем информации. Владелец мобильного устройства может положить его в карман и уехать на несколько часовых поясов опередив время своего сервера, то может возникнуть ситуация, когда поручение появляется раньше, чем сам документ. Или отчет по поручению появился раньше, чем само поручение. Чтобы не возникали коллизии, важно обеспечить "умную" синхронизацию времени сервера и мобильного устройства – об этом должны позаботиться разработчики.
Иначе говоря, мобильность не должна нарушать непротиворечивость данных. Проверьте все возможные сценарии, в которых подобные коллизии могут возникнуть.
Богатство выбора: хорошо для пользователей, плохо для ИБ
Мобильные устройства реализованы на большом количестве платформ, что стало головной болью для организаций, разрабатывающих системы защиты информации. Протестировать, а тем более аттестовать или сертифицировать средства защиты на всех платформах и устройствах не представляется возможным.
Для преодоления этой ситуации на текущем этапе обычно в организации вводится ограничение по аппаратным и программным средствам и по конфигурациям. Это касается как политики закупок мобильных устройств, так и разрешения на использование собственных.
Краткое резюме по безопасности инфраструктуры мобильных СЭД
Примите как факт: обеспечить защиту мобильной инфраструктуры МОЖНО – технологии уже достаточно зрелые, решения есть и практика наработана. Используйте VPNдля защиты каналов связи или протокол SSL, используйте MDMдля управления устройствами и шифрование на самом устройстве. На рынке есть сертифицированные решения с российской криптографией. Есть антивирусы (для Androidи Windows).
Но это всего лишь инструменты, технические средства. Сами по себе они не гарантируют безопасности. Есть множество нюансов в их использовании, поэтому стоит обратиться к специалистам, если вы планируете организовать электронный документооборот на мобильных устройствах. Собственно, по отношению к СЭД это внешняя задача.
Безопасность мобильного приложения СЭД
Само мобильное приложение тоже должно позаботиться о безопасности – не хранить ключевых данных на устройстве (типа сертификатов ЭП, логинов и паролей), чистить кеш после завершения сеанса, не сохранять системные скриншоты с конфиденциальными документами и т.д.
В принципе, модель угроз для мобильных приложений, работающих с "чувствительными" данными хорошо проработана методически, здесь можно опираться на лучшие практики из других областей, например, из мобильного банкинга. В целом же задача технически вполне решаемая, заказчики могут не беспокоиться. Если остались какие-то сомнения – то можно провести аудит безопасности силами профессиональной команды, чтобы снять все сомнения.
Как это решено в мобильных приложениях ЭОС
Для обеспечения безопасности мобильного приложения под iOS, ЭОС использует решение Aladdin, поскольку их продукт позволяет не быть привязанными к версии iOS.
Приложение "АРМ Руководителя RT" электронная подпись реализована эта опция на нашем собственном решении ЭОС - "КАРМА". Сертификат ЭП можно хранить на устройстве или на внешнем носителе.
Составлен рейтинг активности госорганов в соцсетях. По количеству подписчиков лидируют МЧС, Роскосмос, ФАС, Минобрнауки, Росавтодор, Россотрудничество, Росмолодежи. На аккаунты каждого из этих ведомств суммарно подписаны от 54 тысяч (Росмолодежи) до 338 тысяч (МЧС) человек. Самые активные подписчики, наиболее щедрые на комментарии, у ФАС, МЧС, Роскосмоса и Росавтодора. 16 министерств и ведомств показали средний уровень сетевой активности. Они представлены в одной-трех, максимум четырех соцсетях, а пользователи активны не более чем в одной-двух. В среднем на аккаунты каждого из этих ведомств приходится по 32 тысячи подписчиков. В группу аутсайдеров попали Россвязь, Росимущество, Минсельхоз и Роструд. Эти ведомства представлены лишь в одной из cоцсетей, и имеют в среднем около 5000 подписчиков. Некоторые органы исполнительной власти вовсе устранились от присутствия в соцсетях. Так аккаунты Минстроя, Росжелдора, Росгидромета, Ростуризма, Рослесхоза не работают, а у 25 министерств и ведомств их вовсе нет. http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_39909.html
Правительство РФ одобрило для внесения в Госдуму поправки в процессуальное законодательство, которыми, в частности, устанавливается возможность использования электронных документов в качестве доказательств в суде, сообщает пресс-служба Минюста России. http://pravo.ru/news/view/113994/
В органах исполнительной власти и органах местного самоуправления Республики Дагестан с 4-го квартала 2013 года проводится внедрение Единой межведомственной системы электронного документооборота Республики Дагестан (ЕСЭД РД). Основой ЕСЭД РД стала флагманская разработка компании ЭОС - СЭД «ДЕЛО». На 1 декабря 2014 года к системе были подключены 28 органов исполнительной власти, администрации 10 городских округов, администрации 42 муниципальных районов. Об этом ICT-Online.ru рассказал начальник Управления развития электронного правительства Министерства связи и телекоммуникаций Республики Дагестан Аскандар Магомедов. Полный текст здесь: http://ict-online.ru/projects/p113477/
Об этом говорится в законопроекте «О признании утратившим силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», внесенном 23 декабря депутатами от КПРФ в Госдуму. Главную претензию авторы законопроекта адресовали универсальной электронной карте – УЭК, которая, будучи «мультидокументом», принуждает гражданина к раскрытию сведений о нем и даёт «ключ ко всем характеристикам человека». http://d-russia.ru/gruppa-deputatov-gosdumy-sochla-elektronnoe-pravitelstvo-antikonstitucionnym.html
Статью под таким названием опубликовал в декабрьском номере «Национального банковского журнала» генеральный директор компании «Аладдин Р.Д.» Сергей Груздев. Автор статьи отмечает, что на текущий момент использование электронной подписи на SIM-карте возможно по двум каналам: посредством SMS (или online-канала), который, по сути, является вторым доверенным каналом в телефоне, или с помощью бесконтактной технологий NFC (или offline-канала). Далее он рассказывает о том, как реализуются данные технологии и что необходимо для их широкого применения. http://www.aladdin-rd.ru/company/pressroom/articles/42177/
У Санта Клауса точно есть ECM!
2014-12-25 10:57
Санта не только существует, но еще и использует ECM и Workflow-систему в своем офисе и мастерской подарков! А иначе как бы он со всем этим управился? Давайте посмотрим на очевидные факты:
На своем Северном полюсе Санта получает миллионы и миллионы писем каждый год. Как он успевает прочитать и обработать каждое письмо со списком пожеланий на Рождество без использования высокоскоростной системы ввода и распознавания документов? Я подозреваю, что Санта внедрил приложение для обработки входящей корреспонденции, чтобы достойно ответить на этот вызов своему бизнесу.
Когда письма и списки подарков отсканированы и проиндексированы, Санта должен проверить их по базе "плохих" и "хороших" детей и вынести свою резолюцию. Здесь совершенно точно необходима workflow-система, чтобы не ошибиться с отправкой подарков каждому ребенку. И трудно было бы организовать процесс без корректной таксономии, управления информацией и средств классификации.
Санта учитывает информацию о каждом ребенке из прошлогоднего письма, чтобы определить, куда тот попадает на континууме "плохой – хороший". Окончательное решение о количестве игрушек в подарке или о количестве угольков, которое получит тот или иной ребенок, базируется на этой оценке. Оперативное создание и управление электронными отчетами критически важно для этого шага процесса.
Модуль Records Management должен быть обязательной частью ECM-системы Санты чтобы помогать с выявлением и уничтожением утративших актуальность писем и списков. Чтобы не нарушать установленные регламенты и снижать риск, Санта полагает, что 6-летнего периода хранения писем и транзакционных данных будет достаточно. Это позволяет ему хранить данные, пока они остаются релевантными для его бизнеса и повышает эффективность работы системы.
Как мастерская Санты справляется с таким объемом и разнообразием запросов от "хороших мальчиков и девочек" без проработанной и эффективной workflow-системы? У Санты есть очень короткий промежуток времени от поступления заказа до исполнения, поэтому никак не обойтись без автоматизации бизнес-процесса, чтобы все было готово к наступлению Рождественской ночи. Здесь нужна система управления запасами "точно вовремя" (JIT – Just in Time)!
Разве все это не доказывает убедительно, что Санта использует ECM? Если вы еще не уверены, попробуйте вообразить, как Санте пришлось бы туго без ECM. Но нет, мы же видим как весьма эффективно работает его офис на Северном полюсе!
И, наконец, я слышал из надежных источников, что Санта в настоящее время позволяет детям отправлять свои запросы через Facebook, Twitter, LinkedIn и другие социальные сети. Можете себе представить, сколько фолловеров и френдов у Санты?
Всех с наступающим Новым годом и Рождеством! Счастья, мира и процветания в новом году! (Вольный перевод поста Lawrence Wischerth на AIIM.org)
Авторизовываться в Национальной электронной библиотеке небезопасно, уверяет D-Russia.ru
2015-01-15 13:44 Для читателей предусмотрена регистрация в НЭБ с использованием ЕСИА. При попытке авторизоваться по ЕСИА пользователь попадает на страницу, внешне напоминающую привычную страницу авторизации – такую же, как на gosuslugi.ru, ему предлагается ввести логин и пароль. Однако никакого отношения к ЕСИА (что понятно по адресу сайта на скриншоте) эта страница не имеет. Если называть вещи своими именами, это самый настоящий фишинг, пишет издание. По результатам анализа кода страниц сайта НЭБ.РФ (что впоследствии было подтверждено D-Russia.ru источником в Минкомсвязи), сайт НЭБ.РФ передавал пару логин\пароль на страницу авторизации пользователя в ЕСИА и таким образом получал не просто подтверждение личности посетителя НЭБ, а доступ к его личному кабинету в ЕСИА, откуда брал персональные данные по открытому каналу, что грубо нарушает закон о персональных данных. http://d-russia.ru/proekt-sozdaniya-neb-voshyol-v-stadiyu-testovoj-ekspluatacii-chitatelej.html
Совместное заявление будущих супругов и другие документы, необходимые для заключения брака, можно будет подать в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ). Заявление должно быть заверено простой электронной подписью каждого из будущих супругов. Это станет возможным благодаря федеральному закону № 517-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об актах гражданского состояния», который 31 декабря подписал президент РФ Владимир Путин. Закон вступает в силу через 90 дней после опубликования, то есть в начале апреля 2015 года. Также закон предусматривает, что через ЕПГУ будут приниматься заявления о расторжении брака, о регистрации рождении ребенка, о регистрации смерти, об установлении отцовства и о повторной выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния. Об этом пишет Единый портал Электронной подписи со ссылкой на Экспертный центр Электронного государства http://iecp.ru/news/item/393408