Вопрос
читателя: Как не ошибиться в выборе удостоверяющего центра, чтобы в дальнейшем
не возникло проблем? Или они все одинаковые?
С точки зрения
выдаваемых сертификатов ЭП (оказываемых услуг) все УЦ очень похожи. Большинство
существующих центров аккредитованы в Минкомсвязи РФ и имеют право выдавать
квалифицированные сертификаты ЭП.
А
какие проблемы могут вообще возникнуть при работе с УЦ?
Первая
вероятная проблема: компрометация со стороны УЦ выданных
ключей и сертификатов ЭП (утечка данных от УЦ). Для минимизации вероятности
такой проблемы, поинтересуйтесь у УЦ, как у них организована информационная
защита. Выбирайте тот центр, который успел положительно зарекомендовать себя на
рынке.
Вторая
вероятная проблема: прекращение деятельности УЦ.
Выбирайте центр, который существует давно на рынке, и его услуги актуальны,
т.е. на них есть спрос.
Третья
вероятная проблема: долгие сроки перевыпуска
сертификатов. Каждый год вам будет необходимо получать новые сертификаты,
поэтому тщательно регламентируйте в договоре или иных документах уровень и
сроки вашего обслуживания.
Таким образом, вы сможете предвосхитить возможные проблемы с
удостоверяющими центрами.
Совсем скоро мы сможем отправлять электронные письма не
только для личного чтения. Такие сообщения могут даже стать доказательством в
суде. Кто и как будет обеспечивать конфиденциальность переписки, сроки ее
доставки, «РГ» рассказал замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев.
В этом году планируется запуск официальной электронной
почты. Кто будет контролировать качество доставки писем по ней?
Михаил Евраев:Государственная электронная
почтовая система (ГЭПС) станет ключевой новеллой законопроекта о почтовой
связи. Через эту систему будет осуществляться отправка юридически значимой
корреспонденции в электронной форме, в том числе, с возможностью гибридной
печати (преобразование из электронной в бумажную форму и наоборот).
Также необходимо будет подключить ГЭПС к независимому
регистратору, который будет фиксировать факты отправки и доставки электронных
писем. Это не только просто и быстро, но и гарантирует вам защиту прав и дает
совсем другое качество почтовой связи. Ну а контролировать работу электронной
почтовой системы будет Роскомнадзор, который осуществляет контроль за всей
сферой связи.
А доказательством в суде такое электронное письмо может
быть?
Михаил Евраев:Конечно. Именно в этом и
заключается смысл создания официальной почтовой системы, иначе она просто была
бы не нужна, ведь обычную электронную почту вы можете отправить сами.
А в данном случае важен сам факт юридической фиксации того,
что стороны совершали те или иные действия. Например, если одна сторона
говорит, что направляла уведомление о расторжении сделки, а другая, что ничего
не получала, то, как разобраться, кто из них прав? Конечно, можно получить
информацию из электронной почтовой системы. Но если они оспаривают такую
информацию и требуют ее подтверждения, то существует только один способ сделать
это.
Какой?
Михаил Евраев:В каждом спорном случае будет
направляться запрос в систему независимого регистратора писем, которая не может
ничего подделать или изменить, потому что получает информацию в зашифрованном
виде, подтвержденную электронной подписью отправителя почты. Такая подпись
также сделает информацию юридически значимой.
Схожую по принципу действия систему независимого
регистратора мы ввели в промышленную эксплуатацию на электронных аукционах по
госзаказу в конце ноября 2014 года. И теперь любой предприниматель при
обжаловании в Федеральной антимонопольной службе действий электронных площадок
может потребовать принимать решение на основе объективной информации из этой
системы.
То есть можно скачать программу себе на компьютер,
участвовать в аукционе и обжаловать действия электронных площадок?
Михаил Евраев:Да, за первый месяц ее работы
программу «Независимый регистратор» скачали уже более 20 тысяч
предпринимателей.
Когда вы участвуете в электронном аукционе по госзаказу,
программа автоматически записывает видео ваших действий и отправляет данные в
зашифрованном виде независимому регистратору -- федеральному государственному
предприятию НИИ «Восход». Когда ФАС рассматривает поступившие от
участников размещения заказов жалобы на электронную площадку, то запрашивает
информацию у независимого регистратора, расшифровывает ее и принимает решение
по жалобе.
При этом независимый регистратор имеет информацию, но не
имеет ключ для ее расшифровки, а ФАС имеет ключ для расшифровки, но имеет
доступ только к той информации, которая необходима службе для рассмотрения
поступившей жалобы по существу.
Мы хотим эту систему подключить не только к электронным
площадкам по госзаказу, но и к порталу zakupki.gov.ru, torgi.gov.ru, к электронной почтовой системе, т.е. ко всем
государственным электронным системам, где размещается юридически значимая
информация либо происходят юридически значимые действия. Чтобы никто не смог
сказать, например, что «объявление о торгах висело 30 дней», а на самом деле
было размещено час назад.
Более того, мы хотим подготовить специальный федеральный
закон о независимом регистраторе, установив в нем случаи применения системы и
урегулировав все правоотношения при ее использовании. Вообще, я уверен, что создание
системы «Независимого регистратора» -- это серьезный прорыв в формировании
доверия к электронным технологиям, который позволит нам полноценно
развернуть систему электронных торгов по всей стране, а, следовательно, сделать
большой шаг к созданию здоровой конкурентной среды в экономике.