Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     14 феврапя 2001г.   


Сегодня в выпуске:



Самые дорогие брэнды мира

Компания Интербрэнд в конце 2000 года опубликовала очередной рейтинг самых дорогих брэндов мира. В него вошли брэнды компаний, известных во всем мире, стоимость которых превышает 1 млрд долларов. По своей сути данный рейтинг, проведенный совместно с Ситибанком, представляет ранжирование владельцев товарных знаков по успеху их использования. Попасть в этот перечень чрезвычайно престижно для любой компании, оказаться же в первой десятке — продемонстрировать всем, кто лидер в мировом бизнесе.

Интересна методика расчетов. Определение стоимости брэндов основано на прогнозировании экономических выгод от них с учетом риска, присущего данной отрасли и конкретной компании. Был принят ряд ограничений. Так, в рейтинг включались общеизвестные компании, то есть прибыль от использования брэнда должна быть получена на всех известных мировых рынках. По этой причине, например, был исключен брэнд «Hershey», известный главным образом только в Америке. К расчетам привлекалась финансовая, маркетинговая информация, полученная из открытых источников. Поэтому не были учтены такие компании, как «Lego», «Mars», принадлежащие частным лицам и не публикующие финансовые отчеты.

Не включались брэнды некоммерческих организаций. Не рассчитывалась стоимость тех брэндов, для которых невозможно выделить из финансовых потоков, образуемых. всем комплексом нематериальных активов, прибыль за счет этих брэндов. К примеру, на авиалиниях прибыль зависит также от количества маршрутов и расписания полетов.

С учетом компаний, удовлетворяющих этим условиям, был сформирован рейтинг из 75 брэндов, представляющих различные отрасли.

Стоимостная оценка десятки лучших брэндов, млрд долларов

Компания

1999 r.

200в г.

Изменение

(%)

Отрасль

1.

Coca-Cola

83,84

72.53

-13

Питание, безалкогольные напитки

2.

Microsoft-Windows

56,65

70.19

24

Программное обеспечение. компьютерные технологии

3.

IBM

43,78

53,18

21

Компьютерные технологии

4.

Intel

30,02

39,05

30

Компьютерные технологии

5.

Nokia

20,69

38,53

86

Телекоммуникационные технологии

6.

General Electric

33,5

38,13

14

Многоотраслевая компания

7.

Ford

33,2

36,37

10

Автомобилес гроение

8.

Diiiney

32,27

33,55

4

Развлечения

9.

McDonalds

26,23

27.86

6

Рестораны быстрого питания

10.

AT&T

24.18

25,55

6

Телекоммуникации



Почему это исследование представляет интерес для наших предприятий? Руководству российских компаний нужно осознать несомненную ценность такого корпоративного актива, как брэнд. Дорогой товарный знак — не просто признание того, что компания является лидером определенного сектора рынка. Это также эффективный финансовый инструмент, используя который можно расширить стратегические возможности деятельности на рынке. (Ю. Самсоненко)

   Экономика и жизнь 5, 2001г.

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Правовая охрана и использование интеллектуальной собственности на территории российской федерации. В 2-х томах

Руководство по выработке договоров о международной передаче производственного опыта и знаний в машиностроении. Перевод с англ.

Примерный лицензионный договор общего типа.

Лицензионный договор о передаче "ноу-хау".

Договор о коммерческой эксплуатации базы (баз) данных

Нематериальные активы: классификация, правовое регулирование, проблемы определения стоимости, бухгалтерский учет, налогообложение и возможности уменьшения налоговых платежей (документы и комментарии).

Примерный договор между гражданами и/или юридическими лицами о продаже (покупке) неисключительной (исключительной) полной лицензии на использование изобретения.

Примерный договор между гражданами и/или юридическими лицами о продаже/покупке исключительной/неисключительной лицензии на использование промышленного образца.

Лицензионный договор на товарный знак.

Опционный лицензионный договор.

Договор о платежах между патентообладателем и пользователем изобретения (в режиме открытой лицензии)

Россия и рынок спутниковой связи

На долю спутниковых операторов в мире, по прогнозам, к 2005г. будет приходиться порядка 10% всей передаваемой информации. (Имеются в виду все виды услуг связи). Мировой рынок услуг спутниковой связи оценивается в 2-3 трлн.долл. О месте РФ на этом рынке и проблемах развития спутниковой связи в стране читайте статью в газете Ведомости.

   Ведомости 12.02.01

>>> см. в архиве >>>

Об аккумулировании электроэнергии с помощью топливных элементов за рубежом

Технология аккумулирования электроэнергии с помощью топливных элементов, впервые разработанная в Великобритании, будет применена на практике в США в текущем году для стабилизации энергоснабжения в западном секторе электросети компании Tennessee Valley Authority.

Недавно совет директоров TVA утвердил строительство в северной части шт. Миссисипи установки по аккумулированию электроэнергии мощностью 12 МВт на регенеративных топливных элементах. Стоимость работ определена в 25 млн. долл. Система была разработана британской компанией National Power PLC.

Завод TVA будет вторым в мире в своем роде. Первая установка мощностью 14,75 МВт, содержащая 96 топливных элементов, которые будут размещаться в двухэтажном здании рядом с действующей электростанцией, строится в Литл-Барфорде близ Кембриджа (Великобритания). Фирма AGRA Birweico Ltd. начала строительство в августе 2000 г. и рассчитывает завершить его в сентябре 2001 г. Стоимость строительства оценивается в 20 млн. долл.

Система регенеративных топливных элементов под маркой Regenesys основана на электрохимическом процессе и функционирует как гигантский аккумулятор. Она позволяет консервировать электроэнергию при низком уровне спроса и тарифов и высвобождать ее при пиковых нагрузках, снижая потребность в резервных генерирующих мощностях.

Система Regenesys распространяется компанией Innogy Technology Ventures Ltd.. TVA имеет с ней контракт на проектирование установки и поставку топливных элементов. Строительство установки должно начаться весной 2001 г. и займет около двух лет. Рабочее проектирование и строительство будет осуществляться подрядчиками, отобранными TVA.

   БИКИ 10.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Электротехническая промышленность и приборостроение. 2000г. CD-ROM

Китай: экспансия на мировом рынке текстильных изделий (полотенца)

В последнее время японские предприниматели требуют ограничений на ввоз заполонившей рынок китайской продукции. На прошлой неделе недовольство достигло критической точки и коснулось предмета первой необходимости — полотенец.

С требованием ограничить ввоз китайского товара выступила японская Ассоциация производителей полотенец, направившая открытое письмо в Министерство торговли и промышленности Японии. Предприниматели, входящие в ассоциацию, выразили свое крайнее недовольство переизбытком импортных полотенец на японском рынке, из которых 80% приходится на товар китайского производства.

Японцы впервые делают попытку повлиять на правительственные решения об ограничении импорта. При этом у производителей полотенец есть реальный шанс добиться своего — по правилам Всемирной торговой организации (ВТО) любая страна-участница может потребовать специальных мер в отношении импортеров, если создавшаяся ситуация представляет угрозу для местных производителей — правда, всего лишь на три года. Тем не менее японцы согласны и на такой короткий срок, лишь бы избавиться от назойливых соседей.

КНР, недавно вступившая в ВТО, похоже, готова отыграться за все неприятности на своем давнем партнере, торговые отношения с которым никогда не зависели от участия в международных организациях. В Японию за 2000 год было завезено 56 тыс. тонн китайских полотенец. Многие малые предприятия попросту вынуждены были закрыть производство, несмотря на то что местные изготовители полотенец заявляют о своей готовности полностью обеспечить рынок необходимым количеством товара.

Японцы, делающие культ из личной гигиены, используют этот нехитрый предмет практически везде, и первое место по популярности занимает белое маленькое полотенце, которое используют в ресторанах и прочих местах общественного пользования, а рабочие и спортивные болельщики повязывают его на голову в минуты особых физических нагрузок.

Проблемы, связанные с китайской продукцией, заключаются отнюдь не в низком ее качестве, неприятные воспоминания о котором есть у каждого россиянина. Пометка «Сделано в Китае» для большинства стран мира означает вполне приемлемый товар по более чем выгодной цене. Вопрос в том, что Китай готов заполонить своей продукцией рынки всех стран, а особенно соседей, которыми являются Япония и Россия. В результате от «помощи» вездесущих китайцев страдают местные малые производители, вынужденные признавать себя банкротами.

Так, многие текстильные предприятия Москвы закрыли линии производства полотенец, хотя в прежние времена именно это являлось неплохой статьей дохода. Правда, организации не смогли назвать «Известиям» конкретного повода, по которому пришлось приостановить изготовление полотенец: на одной из фабрик печальный женский голос объяснил такое положение «личными причинами» и отказался давать дальнейшие комментарии.

Однако ситуация на российском рынке не так безнадежна, как кажется. По словам советника концерна «Ростекстиль» Анатолия Киричука, рост производства полотенец можно наблюдать в южных регионах России, на некоторых мануфактурах он составил более 140% за 2000 год. По словам г-на Киричука, у недорогого и качественного российского полотенца — блестящее будущее. Единственная неприятность заключается в неизбежном подорожании полотенец в связи с увеличением стоимости хлопка. Но это повлечет за собой и рост цен на импортный товар, поэтому российское полотенце все равно останется вне конкуренции. Прежде всего по сравнению с китайским. (Екатерина ВЫХУХОЛЕВА)

   Известия 12.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку тканей.

Основные производители и экспортеры хлопчатобумажных и других текстильных товаров стран Азии (ткани, готовые изделия, включая одежду и др.)

Иностранные фирмы-поставщики одежды.

Современная конъюнктура и перспективы развития мирового рынка растительного масла

В статье анализируются особенности текущей конъюнктуры рынка (производство, запасы, потребление, цены, международная торговля) и перспективы его развития в 2001г., в том числе по основным шести секторам рынка.

   БИКИ 10.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля (2 тома). 2000г.

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля. 2000г. СD-ROM

Россия: антидемпинговое расследование в отношении импорта карамели

Россия начинает антидемпинговое расследование в отношении импорта карамели. Такое решение было принято на заседании комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Расследование, которое может привести к введению специальных пошлин на импортную карамель, направлено в первую очередь против украинской продукции.

Как сообщил журналистам вице-премьер Алексей Кудрин, объем импортной карамели на российском рынке возрос в последнее время до 40%, причем львиная доля импорта приходится на Украину.

В прошлом году импорт карамели с Украины, по предварительным данным Асконд (Ассоциация предприятий кондитерской промышленности России), вырос на 63% до 98 000 т. В то же время производство карамели на российских предприятиях снизилось на 15% - было произведено не более 190 000 т.

Сегодня, по данным участников рынка, украинская карамель дешевле российской на 30%. Разницу в цене Кудрин связывает с тем, что Украина использует методы скрытого субсидирования, а также ряд льгот. Так, с 1998 г. продукция украинских кондитеров не облагается таможенными пошлинами, с нее также не взимается НДС.

Российские кондитеры уже не первый, год требуют от правительства решить украинскую проблему. Некоторые отечественные производители даже пытаются сами воздвигнуть заслон против конкурентов. Так, концерн Бабаевский недавно направил на таможню перечень своих торговых марок, приложив к нему образцы этикеток конфет, и теперь, когда на таможню поступает карамель с Украины, зарегистрированные Бабаевским марки не пропускаются в страну По словам Александра Россохина, вице-президента концерна Бабаевский по экономике, сегодня на границе стоит уже 30 железнодорожных вагонов, груженных украинской карамелью. Россохин с оптимизмом воспринял решение правительственной комиссии. По словам Кудрина, расследование начнется в ближайшее время и продлится несколько месяцев.

Украинские кондитерские фабрики, субсидированием которых последние три года занимались российские коллеги, не намерены так просто сдавать свои позиции и обещают побороться за рынок. (Елена Евстигнеева)

   Ведомости 12.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля (2 тома). 2000г.

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля. 2000г. СD-ROM

Рынок прохладительных напитков России

В статье анализируются основные тенденции на рынке безалкогольных напитков и минеральной воды, производство, импорт, экспорт, изменения в уровне среднедушевого потребления, предпочтения потребителей по типам и емкостям упаковки, объемам разовой упаковки, по маркам напитков и.т.д. Рассматриваются факторы лидерства отдельных марок и их реклама.

   Российский продовольственный рынок 1, 2001г.

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля (2 тома). 2000г.

Продукты питания. Производство, упаковка, торговля. 2000г. СD-ROM

Россия: рынки одежды и обуви

В России научились шить одежду, однако производить обувь у наших заводов никак не получается. В 2000 г. импорт одежды так и не вернулся на докризисный уровень, потому что отечественные производители успели подняться на ноги и занять рынок. В то же время ввоз обуви вырос в 2,3 раза.

Производители одежды говорят о том, что их бизнес сегодня успешен. По мнению Харольда Джонассена, основателя питерской компании Эльдорадо групп (36 магазинов под маркой Disegni в России), российским компаниям удалось занять нишу, которую раньше занимали производители недорогой одежды из Юго-Восточной Азии и Турции. Сейчас появилось очень много компаний, которые производят одежду И я знаю людей, которые продают в России ткани, - у них бизнес идет очень хорошо, - говорит он.

Действительно, по данным Госкомстата, в 2000 г. в России было произведено 2,3 млрд кв. м тканей всех видов, что на 39,5% больше, чем в 1999 г. Больше всего - почти на 45% - выросло производство хлопчатобумажных тканей.

В России всегда неплохо шили и делали трикотаж, поэтому отечественные фабрики последние несколько лет и занимались выполнением заказов иностранных одежных компаний. Слабым местом отечественного легпрома всегда были пуговицы, молнии и прочая фурнитура. Однако с тех пор, как фабрики стали переключаться с экспортных заказов на внутренний рынок, в Россию стало переноситься и производство фурнитуры. В прошлом году несколько частных предпринимателей, пять лет занимавшихся импортом фурнитуры, создали совместно с итальянской компанией Emiliano фабрику по производству пуговиц.

РОСТ ПРОИЗВОДСТВА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Наименование

2000г.

в % к 1999 г.

Швейная промышленность

 

117,4

Костюмы, тыс. штук

4560

111,5

Платья, тыс. штук

8029

129,1

Брюки, млн штук

13,6

136

Куртки,тыс. штук

5506

111,2

Кожевенная, меховая и обувная промышленность

33

110,6

Обувь, млн пар

33

110,4

Источник: Госкомстат



Планировалось, что фабрика будет выпускать 60 млн пуговиц в год. Через два месяца после начала производства стало понятно, что фабрика не справляется с заказами. Сейчас мы планируем докупить оборудование и увеличить мощности вдвое, потому что количество заказов превысило наши возможности, - говорит Сергей Базанов, один из менеджеров компании Эмилиано.Ру. По его словам, питерские пуговицы поставляются практически во все регионы России.

В отличие от одежников и поставщиков комплектующих для них, обувщики почувствовали неуверенность в своей способности конкурировать с импортом еще полгода назад. По итогам весенне-летнего сезона около 30% их обуви остались нераспроданными, и не более утешительные прогнозы ожидаются по итогам осенне-зимнего сезона. Продажи обуви слабые. Мы это чувствуем, и даже очень, - говорит заместитель гендиректора московской компании, просивший не называть его в печати.

Его компания производит трикотаж, продажи которого за последний год выросли на 30%, а осенью 2000 г. выпустила на рынок обувь под той же маркой. Качеством этой обуви сами производители не очень довольны: Трикотаж продавать легче. С обувью все гораздо сложнее. К ней требования гораздо выше. С текстилем мелким компаниям легче собраться и начать выпускать, например, юбки, - говорит Владимир Мельников, владелец ростовской корпорации Глория-Джине, производящей детскую джинсовую одежду Госкомстат утверждает, что производство юбок выросло в прошлом году на 48%.

Впрочем, у российских обувщиков есть объективное оправдание -падающий евро. В отличие от недорогой импортной одежды, изготавливаемой в основном в Юго-Восточной Азии и Турции, обувь больше импортируется из стран ЕС, поэтому итальянская или немецкая обувь становится все дешевле для российского потребителя.

Рост производства одежды, о котором говорят как сухие данные Госкомстата, так и сами фабрики, пока не встретил адекватного роста потребления. Например, по данным агентства КОМКОН, за вторую половину прошлого года только 9% россиян купили мужские сорочки. Впрочем, это на 0,5% больше, чем за аналогичный период позапрошлого года. Покупки других видов одежды также росли на доли процента.

Незначительное увеличение спроса при активном росте производства одежды говорит о том, что российские фабрики справились со своей задачей, практически полностью заменив импорт. По итогам 11 месяцев прошлого года импорт одежды в Россию вырос всего лишь на 14%. (Ольга Промптова)

   Ведомости 13.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку одежды. (вкл. текст на англ. языке).

Контракт на поставку обуви.

Иностранные фирмы-поставщики обуви и кожгалантереи.

Золотодобыча в России

Добыча золота в РФ постепенно выходит из многолетнего спада и развивается вопреки препонам со стороны государства, создавшего для отрасли драконовский инвестиционный режим. В статье, опубликованной в журнале Эксперт, анализируются основные проблемы добычи золота в стране, инвестиционный климат, перспективы отрасли, в том числе в плане освоения новейших технологий извлечения золота.

   Эксперт 05.02.01

>>> см. в архиве >>>

РФ: производство продукции в топливной отрасли в 2000г.

Показатель

Объем выпуска в 2000

Изм. к 1999г. (%)

Добыча нефти (млн т)

313

+5,9

Добыча нефтяного газа (млрд куб. м)

28,6

+2,5

Первичная переработка нефти (млн т)

174

+2,7

Автомобильный бензин (млн т)

27,2

+3,6

Дизельное топливо (млн т)

49,1

+4,9

Топочный мазут(млн т)

49,2

-1,7

Масла смазочные (тыс. т)

2634

+15,1

Добыча природного газа (млрд куб. м)

555

-1,5

Производство газового конденсата (тыс. т)

10400

+3,8

Углеводородные сжиженные газы (тыс. т)

7385

+24.9

Стабильный газовый конденсат (тыс. т)

9039

+17,7

Добыча угля (млн т)

258

+3,4

в том числе:

 

 

 

для коксования

62.2

+4,2

энергетического

196

+3,1

из него:

 

 

 

каменный

109

+3,0

бурый

86,2

+3,3

Производство угольного концентрата (млн т)

61,8

+6,4

По данным Госкомстата.

   Коммерсант 12.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Современное состояние и перспективы развития мирового рынка сжиженного нефтяного газа до 2010г. и экспортные возможности России.

Топливная промышленность. 1995/96г.

О развитии розничной электронной торговли в России

Объемы электронной торговли в РФ по сравнению с США пока мизерны. По данным Boston Consulting Group, в 2001г. американцы оставили в интернет-магазинах 37 млрд., наши соотечественники - только 65 млн.долл. Прогноз на 2001г. - 57,7 млрд. и 130 млн.долл. О проблемах развития в РФ электронной коммерции - см. статью в газете Известия. Кстати, несмотря на отдельные недостатки положительных примеров электронной торговли куда больше!

   Известия 07.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Посредники в международной торговле. Возможности взаимодействия для российских поставщиков.

Япония: план перевозки грузов по Северному морскому пути

Как сообщает газета Japan Times, японские энергетические компании намерены освоить Северный морской путь для транспортировки ядерных отходов из Европы в Японию. Данный план стал предметом обсуждения на неформальных российско-японских переговорах. В случае достижения приемлемого для обоих сторон варианта перевозок пробные рейсы будут осуществлены уже в текущем году, а коммерческие начнутся в 2002 г.

Операторы АЭС в Японии сотрудничают с британскими и французскими фирмами, поручая им переработку использованного ядерного топлива, извлеченного из реакторов АЭС. Эксплуатация арктического маршрута не только сократит продолжительность перевозок из Европы в Японию, но и сведет к минимуму число стран, вдоль побережья которых пролегает данная трасса.

В настоящее время японские энергетические компании используют три маршрута из Европы: вокруг мыса Доброй Надежды через Индийский океан, через южную часть Атлантического океана вокруг мыса Горн и через Панамский канал. Поскольку ядерные отходы являются сильно радиоактивными, прибрежные государства в АТР, Латинской Америке и Карибском бассейне неоднократно высказывали опасения в отношении безопасности таких перевозок. При арктическом варианте опасность захвата груза террористическими группировками сводится к минимуму. В то же время возникают серьезные технические проблемы, которые фактически отсутствуют при использовании трех традиционных трасс.

Транспортировка по северным морям должна осуществляться при участии ледоколов на специально оснащенных судах, отвечающих требованиям Международной морской организации (ММО; входит в систему ООН). ММО отвечает, в частности, за принятие и осуществление скоординированных мер по предотвращению загрязнения водной среды. Данная организация установила жесткие стандарты, которые надлежит соблюдать при перевозках опасных грузов в морях за пределами территориальных вод суверенных государств.

Ядерные отходы наряду со смешанным оксидным ядерным топливом образуются в процессе переработки использованного топлива для АЭС. Эти отходы, а также смешанное оксидное ядерное топливо транспортируются обратно в Японию, отходы - для захоронения, а топливо - для,использования на АЭС.

   БИКИ 10.02.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Вопросы правового регулирования международных перевозок внешнеторговых грузов (ответственность по транспортному праву).

Типовой генеральный чартер

Конвенция ООН о морской перевозке грузов. Пер. с англ.

Перевозка опасных грузов

Трансграничный адресно-телефонный справочник

Страхование грузов и ответственности перевозчика

Инкотермс - 2000

Инкотермс - 2000

Инкотермс - 2000 (информационно-поисковая система)

Инкотермс - 2000 (информационно-поисковая система)

Договор на услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию.

Договор на услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию.

к началу

Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru
 



Новости кондитерского рынка: производство, преспективы, прогнозы и оценки. Аналитические материалы по сегментам рынка. Обзоры экономической ситуации в отрасли. Освещаются все значительные события на кондитерских предприятиях России. Публикация прайс-листов кондитерских фабрик.





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное