Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     01 феврапя 2001г.   


Сегодня в выпуске:



Рынок мобильной связи Западной Европы: изменяется расстановка сил

В марте 2000 г. в американском городе Альбукерке от удара молнии сгорел завод по производству полупроводников, принадлежащий корпорации Philips. Эхом этого инцидента стал масштабный кризис в Скандинавии, изменивший расстановку сил на европейском рынке мобильной телефонии.

Пострадавший завод поставлял ключевые микросхемы двум гигантам телекоммуникационной индустрии - финской компании Nokia и шведской компании Ericsson. Поставки жизненно важных полупроводниковых компонентов для популярных во всем мире сотовых телефонов Nokia и Ericsson внезапно прекратились. Тут и обнаружилась разница в подходах двух компаний к решению неожиданной проблемы.

Для восстановления производства корпорации Philips потребовалось несколько недель - непозволительно долгий срок, когда речь идет о быстро развивающемся рынке мобильной связи. Действия Nokia, в то время крупнейшей европейской компании по объему рыночной капитализации, могут служить образцом корпоративного управления в кризисной ситуации.

Сотрудники Nokia обнаружили сбой в поставках микросхем еще до того, как поступили тревожные сообщения от Philips. Менеджер Nokia по обеспечению бесперебойных поставок, 39-летний Пертти Корхонен, оперативно занялся решением проблемы. Уже через две недели группа из трех десятков специалистов компании вела интенсивные поиски решения, колеся по Европе, Азии и США. Они быстро внесли изменения в архитектуру используемых микросхем, обеспечили ускорение выпуска продукции и приложили массу усилий для срочного привлечения альтернативных поставщиков.

Ericsson, крупнейшая компания в Швеции с годовым .доходом свыше $28 млрд, оказалась не столь расторопной. Она была не готова к решению проблемы, в частности не сумела найти альтернативных поставщиков микросхем. В результате у Ericsson возник огромный - в несколько миллионов штук - дефицит важнейших комплектующих. По данным Ericsson, компания недополучила не менее $400 млн дохода. Правда, часть убытков может быть покрыта за счет страховки. У нас не оказалось запасного плана, - признался Ян Ааренбринг, директор Ericsson по маркетингу потребительских товаров.

В прошедшую пятницу, когда кризис в Ericsson достиг своего апогея, компания объявила об уходе с рынка мобильных телефонов. Производство этих устройств передается компании Flextronics International.

Как заявляют представители Ericsson, вследствие нехватки компонентов, ошибочной ассортиментной стратегии и неправильного маркетинга убытки подразделения мобильной телефонии достигли в 2000 г. приблизительно $1,68 млрд. Общий объем убытков компании составил порядка $150 млн. На реструктуризацию подразделения мобильной телефонии должно уйти еще около $800 млн.

В июле 2000 г. после объявления о потерях в связи с пожаром акции Ericsson в течение нескольких часов подешевели на 14%. В дальнейшем они продолжали падать вместе с акциями других телекоммуникационных компаний. Постепенно руководство Ericsson перестроило свою схему закупок компонентов - теперь жизненно важные комплектующие поступают из нескольких независимых источников. Подобный просчет больше не повторится, - утверждает Ян Варебю, руководитель подразделения потребительских товаров, отвечающий за производство мобильных телефонов.

Для компании Nokia ущерб от кризиса ограничился нервным напряжением, которое пережили сотрудники антикризисной группы. И хотя акции компании в пятницу подешевели вследствие всеобщих опасений по поводу перспектив рынка мобильной связи, сейчас их цена всего на 18% ниже, чем за день до злополучного пожара.

Многие аналитики объясняют разницу в подходах к проблеме шведской и финской компаний различиями в национальном характере: считается, что шведы более привержены коллективизму, тогда как финны скорее склонны к индивидуализму Nokia с успехом воспользовалась тяжелым положением шведского конкурента, укрепив свои позиции ведущей телекоммуникационной компании Европы. Если год назад доля Nokia на рынке мобильной телефонии составляла 27%, то сейчас она выросла до 30%. Ближайший конкурент финской компании в этом секторе -корпорация Motorola - контролирует менее 15% рынка. В основном увеличение доли Nokia объясняется неудачей Ericsson - доля шведской компании сократилась за год с 12% до 9%.

СКАНДИНАВСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ МОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ

 

 

Nokia

Ericsson

Лозунг

Connecting people

Make yourself heard

Штаб-квартира

г,Эспоо;Финляндия

г. Телефонплан, Швеция

Штат, тыс.человек

60

100

Объем продаж (2000 г.)

$27,7 млрд*

$28,5 млрд

Объем продаж сетевого оборудования (2000 г.)

$7 млрд

$20,3 млрд

Продажа телефонов, шт. (2000г.)

128 млн

43,3 млн

Бизнес на момент основания

Производство древесной массы,1865 г.

Производство телефонов, 1876 г.

Продукция

Сетевое оборудование, сотовые телефоны

Сотовые телефоны, сетевое оборудование

Число саун в головном офисе

6

2

 

 

 

 

* Прогноз

   Ведомости 30.01.01

>>> см. в архиве >>>

Японский рынок инструмента из сверхтвердых сплавов и его сырьевое обеспечение

Как сообщает Roskill's Letter from Japan, в I полугодии 2000 г. в Японии производство инструмента из сверхтвердых сплавов увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. на 8% - до 100 млрд. иен. По прогнозу Japan Ultra-hard Tools Association, в целом за 2000 г. в результате значительного роста спроса на указанный товар в стране его производство должно было достичь 200 млрд. иен.

По сообщению Japan Machine Tool Association, заказы на механический инструмент в июле 2000 г. увеличились по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. на 36%. При этом рост заказов со стороны японских фирм был рекордным и составил 70%. Ввиду высокого уровня производства персональных компьютеров и сотовых телефонов прогнозировалось, что в оставшуюся часть 2000 г. спрос на инструмент должен был остаться высоким.

По мнению источников в промышленности, на японском рынке инструмента из сверхтвердых сплавов началось восстановление спроса на кобальт, металлический вольфрам и карбид вольфрама. Рост спроса на диоксид и карбид титана, а также на карбид тантала в I квартале 2000 г. был высоким, но имелись опасения относительно того, что быстрое повышение цен на тантал может в перспективе оказать негативное влияние на уровень его потребления.

Рост потребления металлического вольфрама японскими производителями за период 1 полугодие 1999г. - 1 полугодие 2000г. составил 49%, карбида вольфрама - 18%, порошкового кобальта - 16%, диоксида и карбида титана - 55%, карбида тантала - 38%, смешанных карбидов - 10%.

Рост производства инструментов из сверхтвердых сплавов за тот же период составил: режущего инструмента - 9%, абразивного и коррозиестойкого инструмента - 5%, инструмента из спеченных материалов - 14%, прочих - 22%.

   БИКИ 27.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Станкостроительная и инструментальная промышленность. 2000г. CD-ROM

Станкостроительная и инструментальная промышленность. 2000г. CD-ROM

Производство фанеры в Западной Европе

Особенно активно производство фанеры и мощности по ее выпуску развиваются в Северной и Восточной Европе. В статье рассматривается производственная и инвестиционная деятельность ведущих производителей фанеры, приводится статистика, характеризующая ввод и расширение производственных мощностей в 1999-2002гг. в отдельных странах.

   БИКИ 27.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Руководство для экспортеров и импортеров лесобумажных товаров (мировой рынок, цены, условия торговли, возможные зарубежные покупатели)

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность . CD-ROM. 2000г.

Деревообработка. Оборудование, инструмент, материалы. 2000г.

Деревообработка. Оборудование, инструмент, материалы. CD-ROM. 2001г.

Экспорт лома черных и цветных металлов из СНГ

В последнее время наблюдался рост поставок лома как на внутренний рынок СНГ, так и на внешние рынки. Отмечают, что действовавшая ранее 50%-ная экспортная пошлина не могла остановить вывоз лома цветных металлов из России.

В конце декабря 2000 г. в РФ был введен запрет на экспорт лома и отходов цветных металлов (алюминий, медь, никель) до 1 января 2005 г. Неконтролируемый вывоз лома цветных металлов из РФ создал его дефицит для национальных продуцентов вторичных металлов. Причиной этого явилась разница в ценах на внутреннем и внешнем рынках. Например, в КНР лом черных металлов из СНГ продавался по 90 долл. за т, а на внутреннем рынке - примерно по 40 долл. По лому цветных металлов разница в ценах еще больше. Правительство Китая выражало беспокойство в связи с возросшим потоком через границу лома цветных металлов из СНГ. Экспорт лома меди и алюминия из РФ в 2000 г., по оценке, составил примерно 200 - 300 тыс. т.

Другие государства СНГ (Украина, Казахстан) также ужесточили контроль над вывозом этого сырья. На Украине с 1999 г. действует запрет на экспорт лома цветных металлов.

Серьезной проблемой в СНГ стала широко распространенная практика кражи промышленного оборудования, а также медного и алюминиевого кабеля с целью сдачи его на лом.

В условиях запрета на вывоз лома и отходов наблюдается расширение производства из лома вторичных сплавов с целью их поставок на внешние рынки.

Согласно официальной статистике, на Украине производство вторичной меди и алюминия в 2000 г. достигло примерно 100 тыс. т, а экспорт - 200 тыс. т, т. е. происходит неконтролируемое производство вторичных металлов на частных плавильных предприятиях из украденного кабеля и других материалов. Такое производство вторичной меди и алюминия в слитках наносит ущерб законным украинским продуцентам.

Экспорт лома черных металлов из Украины в 1999 г. увеличился до 4,7 млн. т с 2 млн. в 1998 г. На Украине насчитывается 16 металлургических заводов, которые зависят от поставок лома в качестве сырья.

В Казахстане существуют такие же проблемы. В конце ноября правительство Казахстана внесло поправки в законодательство, и теперь необходимо получение экспортных лицензий на более широкий перечень товаров, включая медный лом, вторичный алюминий и сплавы этих металлов в слитках, а также лом черных металлов (включая нержавеющий).

Кроме того, в Казахстане с 14 декабря 2000 г. введена экспортная пошлина в размере 30% и не менее 330 евро на т медного лома и 4%, но не менее 30 евро на т вторичного алюминия в слитках.

   БИКИ 27.01.01

>>> см. в архиве >>>

О переработке отходов в Германии

Германия считается чемпионом мира в рисайклинге (переработке отходов). Ранее считалось, что если упаковка продукта (пакет, банку и т.д.) подвергается переработке, - продукт экологически чистый. Новейшие исследования, однако, показывают, что сам процесс вторичной переработки таких материалов как алюминий, стекло и различные пластики, не способствует охране экологии, а, наоборот, приводит к еще большему загрязнению окружающей среды. поэтому многие политики и ученые требуют отказаться от неверной концепции рисайклинг любой ценой и вернуться к упаковкам многоразового использования.

Как в настоящее время решается эта проблема в Германии - см. статью в Строительной газете.

   Строительная газета 26.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Мусороперерабатывающее оборудование: особенности мирового рынка, фирмы-продуценты, вопросы ценообразования.

Текущие потребности агропромышленного комплекса

Аграрному сектору России на проведение весенне-полевых работ в этом году потребуется около 66 млрд руб. Об этом сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Анатолий Михалев.

По его словам, подготовка к весеннему севу в стране идет неоднозначно. Яровые зерновые в этом году планируется посеять на 35,8 млн га, в том числе пшеницы - на 14 млн га. Поскольку зябь в прошлом году была поднята на 31 млн га, весной предстоит дополнительно вспахать 20 млн га, отметил он.

Озимые зерновые культуры под урожай 2001 г. были посеяны на 14,6 млн га, что на 0,8 млн га больше, чем под урожай 2000 г. Михалев отметил, что на 13,7 млн га (93%) озимые находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Первый замминистра добавил, что по-прежнему сложной проблемой остается обеспечение АПК сельхозтехникой. Потребность в тракторах в этом году будет удовлетворена лишь на 51%, плугах - на 35%, сеялках - на 65%, зерноуборочных комбайнах - на 53%. По словам Михалева, трудность усугубляется тем, что более 70% парка основных машин выработали свой амортизационный срок По оценке Минсельхоза, агропромышленному комплексу на ремонт техники потребуется в этом году не менее 37 млрд руб.

   Ведомости 31.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Мировой опыт убоя и переработки сельскохозяйственной птицы: технологии и оборудование, экономические аспекты, цены.

Мировой рынок техники для орошаемого земледелия и возможности его экспорта из России.

Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение. 1997г.

Российский рынок алкогольных напитков - итоги 2000г.

В серии статей на основе обширного статистического и фактологического материала анализируются итоги года и основные тенденции производства, сбыта и потребления в следующих основных секторах рынка: водка, вина (в том числе шампанские), слабоалкогольные напитки (коктейли), элитные напитки.

   Оптовик.Продукты, напитки, сигареты 4, 2001г.

>>> см. в архиве >>>

Россия-Швейцария: совместное производство часов

Чистопольский часовой завод Восток (Татария) и одна из швейцарских фирм подписали соглашение о создании в Чистополе совместного предприятия CI-BA-Swiss по производству и реализации наручных механических и электронных кварцевых часов, а также комплектующих для них изделий.

Название швейцарской компании в настоящее время не разглашается по договоренности сторон. Предполагается, что в первый год работы СП CI-BA-Swiss выпустит около 1 млн часов и комплектующих изделий к ним. Эта продукция будет предложена на рынках России и Швейцарии.

В качестве первоначального капитала в СП швейцарская сторона предоставит оборудование и технологии для обеспечения европейских стандартов качества. Сроки создания СП и размеры планируемых инвестиций на реализацию проекта не раскрываются. В 2000 г. объем производства наручных часов чистопольского часового завода Восток, по предварительным данным, составил 1,5 млн. В 2001 г. также планируется выпустить не менее 1,5 млн часов. Завод ежемесячно экспортирует в США 1000-2000 наручных часов, в Чехию - около 3000 штук Чистопольский часовой завод Восток был создан в 1942 г. Во времена СССР предприятие выпускало 4 млн наручных часов. Около 40% общего выпуска продукции приходилось на экспорт.

   Ведомости 30.01.01

>>> см. в архиве >>>

Рынок легковых автомобилей России - итоги 2000г.

В серии статей рассматриваются итоги работы российских и иностранных компаний на отечественном рынке. Рынок растет, лидеры на рынке меняются, при этом успеха добиваются в основном компании, предлагающие потребителям недорогие или лучшие модели и качественное обслуживание.

   Эксперт 22.01.01

>>> см. в архиве >>>

Россия: рынок мобильных туалетов

В России всегда не хватало нормально работающих телефонов-автоматов и общественных туалетов. Первую проблему в какой-то степени решило развитие мобильной связи. Со второй борются две компании, контролирующие рынок мобильных туалетов. Рынок этот растет на 30% в год. За последние четыре года в России установлено туалетных кабинок примерно на $5 млн, но спрос еще далеко не удовлетворен.

У рынка мобильных общественных туалетов в России есть конкретный год рождения - 1997-й, когда первые 10 кабинок-биотуалетов поставили в Москве на Поклонной горе. За четыре года число кабинок в столице выросло примерно до 2500 - в 10 раз больше, чем сохранилось стационарных туалетов. Однако даже в столице, на которую приходится половина всех общественных биотуалетов в России, этот рынок заполнен лишь на 30%. По оценкам Андрея Нелюбина, главы Гильдии работников коммунального хозяйства и гендиректора компании МКАД-Сервис, Москве требуется около 10 000 кабинок, а по действующим до сих пор санитарным нормам 1972 г. - почти вдвое больше, по одной на каждые 500 жителей. Вот в Берлине, говорит гендиректор компании Эко-Сервис Сергей Матвеев, 15 000 кабинок на 5 млн жителей.

Собственно, в бурном развитии туалетного рынка не было бы никакой нужды, если бы не летние кафе, которых в городе становится все больше, и не бурный рост строительной индустрии. В соответствии с нормами организации строительства на каждой стройплощадке должны быть места общего пользования. И в Москве примерно 10% кабинок установлены возле уличных кафе, а 50% - на стройках.

Понятно, что две компании, поделившие рынок, - МКАД-Сервис и Эко-Сервис, - раскрутились благодаря тесным связям со строительными организациями. Первая получила подряд от компании Доринвест на поставку и эксплуатацию туалетов для рабочих, занятых на строительстве МКАД, и до сих пор получает заказы на установку туалетов во время городских праздников, в случае чрезвычайных ситуаций и т.д.: в прошлом году из городского бюджета на это было выделено 5 млн руб. А у Эко-Сервиса, по признанию гендиректора Матвеева, хорошие взаимоотношения с Госстроем.

Если в случае со строителями за сохранность туалетов кто-то отвечает, то на улице с безопасностью дорогих кабинок возникают проблемы. В свое время правительство Москвы пыталось решить туалетную проблему, закупив французские автоматические кабинки, но проект закончился полным провалом: к новым для москвичей сооружениям пришлось приставлять стражей. Частные компании пошли своим путем.

МКАД-Сервис поначалу продавала и устанавливала только импортные кабины, а теперь решила инвестировать в производство российских туалетов с учетом российских особенностей. Для этого учредители компании вместе с изобретателем Владимиром Моксуновым основали другую фирму, Современные технологии чистоты - 2000.

Моксунов пять лет занимается разработкой туалетных кабинок, потому что те, что он видит на городских улицах, его не устраивают: Я вот грузный мужчина, мне там места не хватает. Изобретатель предлагал свои проекты нескольким компаниям, но не встречал понимания, пока не договорился с МКАД-Сервисом.

По словам Нелюбина, в производство туалетов новой модификации вложено уже около 3 млн руб. Сейчас идет отработка технологических параметров. К весне она должна закончиться, - говорит Нелюбин. В новых туалетах, как в импортных аналогах, будут дезинфекторы воздуха, жидкое мыло, вместо сушилок для рук будут применяться одноразовые полотенца и т. д. А еще в кабинках предусмотрено место для оператора, у которого, говорит Моксунов, впервые появились нормальные условия труда: чисто, тепло, есть место для хранения инвентаря.

Оператор вручную выполняет часть работы, которая в аналогичных импортных кабинах обычно делается автоматически. А также принимает деньги от посетителей - опять же вместо автомата. Мы пробовали ставить монетоприемник. Но у нас начинают все разворовывать или заходить по 3-5 человек, - объясняет Моксунов.

   Ведомости 30.01.01

>>> см. в архиве >>>

В Рунете торговать выгодно: опыт холдинга eHouse

Холдинг eHouse продолжает бороться за звание крупнейшего отечественного Интернет-продавца. Согласно опубликованным мере результатам финансовой деятельности холдинга за 2000 г., eHouse принадлежит не менее 17% всего российского рынка электронной коммерции и 40% рынка розничной торговли в Сети. Как выяснилось, бизнесом в Рунете заниматься очень даже можно: консолидированный оборот интернет-магазинов, входящих в eHouse, в прошлом году составил, по данным самого холдинга, более $16,3 млн.

В структуру eHouse входит 10 интернет-магазинов, специализирующихся на продаже различных видов товаров, от компьютерной техники до парфюмерии и игрушек, - Dostavka.ru, Megashop.ru, Bolero.ru, Kenga.ru и Aromat.ru.

По оценкам компании IDC, суммарный оборот электронной коммерции России в 2000 г. составил $90 млн. Таким образом, холдинг занимает на нем весьма солидное место - примерно 17,7%. По оценке аналитиков компании Boston Consulting Group, объем электронной розничной торговли в России в 2000 г. составил $40 млн. В этом случае в секторе В2С eHouse контролирует 40% отечественного рынка.

Прибыль холдинга и в самом деле невелика по сравнению с объявленным оборотом - за год она составила примерно $250 000. Торговля компьютерными комплектующими [самым популярным товаром в Сети], которая дает основные обороты, не приносит практически никакой прибыли. А вот торговля игрушками, чья доля невелика в общем объеме продаж, прибыльнее на порядок, - говорит исполнительный директор eHouse Улендеев.

О том же самом говорят и конкуренты eHouse. Норма прибыли на торговле компьютерной техникой не превышает 2-3%, - говорит менеджер по связям с общественностью компании Depo.ru Елена Грингаут. - Прибыли делаются в основном на сервисных услугах, доля в обороте которых невелика.

Впрочем, эти особенности рынка только на руку eHouse. Сложные условия торговли на этом рынке гарантируют нам, что на него не придут сильные конкуренты из обычного бизнеса, - говорит Улендеев. Нынешних конкурентов в Интернете Улендеев не боится - большинство из них испытывает финансовые проблемы. Сильным конкурентом является разве что Озон, который продает книг вдвое больше нас, - заметил он. Кстати, летом 2000 г. руководители Озона заявляли, что ежемесячный оборот этого магазина составляет $60 000.

Впрочем, этот показатель зависит не только от эффективности работы магазина, но и от организации доставки покупок. Пока этот процесс отвлекает значительные оборотные средства компаний. Например, 70% всех покупок книг у нас делаются из регионов, - говорит Улендеев. - А оплата почтовым переводом приходит с двухмесячным опозданием. Поэтому, чтобы продать на $200 000 книг, нужны первоначальные вложения не менее $400000. Впрочем, у других компаний доля региональных продаж не так велика. 80% покупателей книг и компакт-дисков в интернет-магазинах -москвичи, - утверждает Юлия Сигунова, директор по маркетингу компании netBridge, владеющей магазином 24 х 7.

Несмотря на все сложности, в следующем году eHouse планирует увеличит свои обороты до $36 млн. Ожидания eHouse вполне реальны, - считает аналитик компании Boston Consulting Group Станислав Цирлин. - Несмотря на то что наш рынок электронной коммерции существует уже более полутора лет, по своим параметрам он все еще зачаточный. Объемы продаж через Интернет составляют сотые доли процента от обычных продаж.

   Ведомости 26.01.01

>>> см. в архиве >>>

Россия: как работают винные бутики

Винный бутик - явление в России достаточно новое. первый такой магазин появился в Москве в 1991г. Сегодня в одной только столице счет бутиков, специализирующихся на продаже элитных напитков, идет на десятки, и число их неуклонно растет.

Как работают винные бутики см. статью в журнале Вы и Ваш магазин.

   Вы и Ваш магазин 10, 2000г.

>>> см. в архиве >>>

к началу

Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru
 



Новости кондитерского рынка: производство, преспективы, прогнозы и оценки. Аналитические материалы по сегментам рынка. Обзоры экономической ситуации в отрасли. Освещаются все значительные события на кондитерских предприятиях России. Публикация прайс-листов кондитерских фабрик.





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное