Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     17 января 2001г.   


Сегодня в выпуске:



На мировом рынке грузовых автомобилей новый лидер

Три крупнейших автомобильных концерна — Volvo, Mitsubishi и Renault — договорились о совместном производстве грузовиков. Продукция этого объединения, в котором уже распределено разделение труда, по планам его участников займет лидирующее положение в мире.

Члены нового объединения планируют выпускать 250 тысяч грузовиков в год и обогнать компанию DaimlerChrysler — нынешнего мирового лидера в этой области. Даже с точки зрения простой арифметики это вполне реальная заявка — продажи грузовых автомобилей немецко-американского концерна составляют около 200 тысяч машин, в то время как суммарный выпуск аналогичной продукции одних только Volvo и Renault — более 150 тысяч. Лидерство держит Volvo — за прошедший год компания реализовала около 80 тысяч грузовиков. Простое добавление мощностей грузового отделения Mitsubishi примерно уравнивает позиции с DaimlerChrysler. Однако не в этом основной смысл альянса.

У союза компаний будет единая продукция, не привязанная к каким-либо из ныне существующих моделей объединившихся фирм. Уже определено, что для нового грузовика Renault будет производить кабины, a Mitsubishi будет поставлять двигатели. По датам и по расположению участков производства также установлены договоренности — совместное производство стартует в 2004 году, собирать грузовики будут на заводах Volvo в Генте (Бельгия) и Mitsubishi в Канагаве (Япония).

Капиталы объединившихся фирм давно тесно переплетены — грузовые отделения Volvo и Renault сотрудничают уже около 25 лет и имеют значительные доли собственности с каждой стороны. Альянс упрочил эти связи — Volvo официально объявила о покупке всего подразделения Renault по производству грузовиков и о встречной продаже французской компании 20% шведского концерна. Volvo также принадлежит 5% грузового подразделения Mitsubishi Motors. Основной конкурент, которого хочет оттеснить новый консорциум, тоже владеет значительной долей Mitsubishi, — DaimlerChrysler принадлежит 34% японской фирмы. Однако его доли в производстве грузовиков нет.

Создание очередного альянса автогигантов — продолжение унификации производства автомобилей во всем мире. Дешевле собрать 200 тысяч однотипных машин, чем 80 тысяч Volvo, 70 тысяч Renault и около 50 тысяч Mitsubishi. He исключено, что аналогичный шаг вскоре сделает и DaimlerChrysler.

   Известия 15.01.01

>>> см. в архиве >>>

General Motors и электронный бизнес

Крупнейший в мире автопроизводитель — американская компания General Motors (GM) — объявила о выходе на новый рынок. GM собирается сдавать свои внутренние информационные системы в платную аренду через Интернет по методу ASP (Application Service Provider).

Аналитики исследовательской компании Gartner Group считают, что к 2004 году объем мирового рынка аренды программного обеспечения (ПО) превысит $25,3 млрд. А ежегодный рост этого рынка в США до 2004 года, по прогнозам американских экспертов, составит в среднем 153%.

ASP станет дополнительным источником доходов для GM. Как заявил директор по информационным технологиям компании Ральф Жигенда (Ralph Szygenda), General Motors не собирается отказываться от основного бизнеса и продолжит выпускать автомобили.

Господин Жигенда оценивает информационные активы GM, которые будут сдаваться напрокат, в $50 млрд. В частности, в аренду можно будет взять ПО Marmaduke, которое используется в GM для тендеров между поставщиками автозапчастей. Самостоятельно дебютируют на рынке ASP также электронная система для автоматизации обслуживания и кредитования .покупателей машин GM и даже совместный с интернет-провайдером America Online проект B2E (business-to-employee) Emerald, с помощью которого компания управляет работой 200 тыс. собственных сотрудников.

Причин выхода GM на новый рынок несколько. Во-первых, в компании ожидают снижения продаж автомобилей, обусловленного замедлением роста индустриальных секторов американской экономики. Во-вторых, японские и европейские автомобили еще с 60-х теснят продукцию GM на рынке США. И наконец, Ральф Жигенда собирается отобрать хлеб у молодых Интернет-компаний из Силиконовой долины, которые с начала 90-х работали по подрядам GM. «Мы и сами можем делать не хуже»,— говорит господин Жигенда.

Действительно, General Motors — давно не новичок в электронном бизнесе. Так, компания участвовала в создании торговой площадки для производителей комплектующих Covisint, инвестировала в проект интерактивного телевидения DirecTV и успешно развивает спутниковую систему обслуживания автомобилистов OnStar. A первый шаг в информационном бизнесе GM сделала еще в 1962 году, создав собственное подразделение Electronic Data Systems (EDS). Через 34 года — в 1996 году— подразделение было выделено в самостоятельную компанию, имевшую в 1999 году оборот $18,5 млрд (оборот самой GM тогда же составлял около $200 млрд.). Примечательно, что EDS в 1999 году получила от выполнения заказов материнской компании лишь 19% доходов, остальное ей удалось заработать на оказании консалтинговых услуг и системной интеграции на внешнем рынке.

Впрочем, многие аналитики сомневаются, что GM сможет успешно конкурировать с такими гигантами индустрии ASP, как Oracle, Microsoft, Sun, SAP AG и IBM на непривычном для автомобильной компании рынке. Наблюдатели указывают, что ПО GM, предназначенное для сдачи в аренду, имеет достаточно узкий круг потребителей (в первую очередь — другие автокомпании). Кроме того, GM припоминают и неудачные опыты автоматизации. Так, бывший глава компании Роджер Смит (Roger Smith), стремясь сократить численность работающих, потратил $40 млрд на автоматизированную линию по окраске машин и установке ветровых стекол. Однако роботы из-за постоянно возникавших в ПО ошибок вместо автомобилей часто окрашивали друг Друга и роняли стекла внутрь салона. В итоге Роджеру Смиту пришлось даже нанять дополнительный персонал, который присматривал за непослушной электроникой.

   Коммерсант 13.01.01

>>> см. в архиве >>>

На мировом рынке палладия: автомобильные компании сокращают потребление

После того как на прошлой неделе цена на палладий установила новый рекорд - $1085 за унцию, представитель General Motors заявил, что его компания намерена к 2003 г. сократить на 40-50% использование палладия в производстве катализаторов.

Как сообщает Financial Times, специалисты компании рассчитывают снизить использование металлов, применяющихся в катализаторах на одну треть, но при этом на 10% увеличить использование платины.

Дэвид Эндрес, директор отдела товаров компании General Motors Purchasing, работающей с партнерами, которые представляют более 25% мирового рынка автомобилей, считает, что конкуренты GM тоже предпримут аналогичные действия по сокращению использования металлов.

В недалеком будущем специалисты GM рассчитывают сократить использование палладия при производстве катализаторов на 20%: на 10% сократится количество палладия в системе каждого автомобиля, а количество произведенных автомобилей, в свою очередь, тоже планируется сократить на 10%.

Впрочем, по мнению Эндреса, дефицит палладия на мировом рынке - явление временное. Уже к середине текущего десятилетия, считает он, на рынке могут возникнуть излишки этого драгоценного металла. По его словам, это может произойти в результате сокращения использования палладия автомобильными компаниями, расширения деятельности южно-африканских предприятий по добыче этого металла, а также за счет вторичной переработки деталей с содержанием палладия, снятых с отслуживших автомобилей.

Поставки металла должны быть стабильными и надежными, а цены на него - стабильными и предсказуемыми, - говорит Эндрес. Сегодня палладий не отвечает ни тем, ни другим требованиям. С середины 90-х цены на него взлетели со $100 до $1085 за унцию. Кроме того, в начале каждого года на международном рынке возникают перебои с поставками палладия из России. ,

Этот металл - наиболее дорогостоящий компонент в автомобильной системе снижения токсичности отработанных газов. В Калифорнии, где правила контроля за токсичностью выхлопных газов самые строгие в Соединенных Штатах, на одном внедорожнике может использоваться до 2/3 унции палладия ($700). В среднем же на каждый автомобиль приходится около 1/10 унции этого металла.

Дэвид Эндрес полагает, что наблюдающееся сейчас несоответствие между спросом и предложением стало результатом неожиданно быстрой реакции американских автомобильных компаний на введение в ряде штатов более жестких норм содержания вредных веществ в выхлопных газах.

   Ведомости 15.01.01

О возможности отказа от закупок палладия мировых производителей автомобилей специалисты фирмы ЭКОТРАНС предупреждали еще в середине 2000г. Рынок совершенно естественным путем среагировал на возникшие по вине российских госструктур недопустимые перерывы в поставках этого металла. Искусственно взвинченные цены в перспективе негативно скажутся на объемах экспорта палладия из РФ. В результате в выигрыше окажутся производители платины из ЮАР. 

>>> см. в архиве >>>

На мировом рынке кормов для домашних животных

По информации Wall Street Journal, швейцарский гигант пищевой промышленности Nestle близок к покупке компании Ralston Purina, базирующейся в Сент-Луисе (штат Миссури). Намечаемая сделка свидетельствует о намерении Nestle расширять свой бизнес по производству кормов для домашних животных.

Nestle владеет брэндами Friskies, Mighty Dog и Alpo; из продукции Ralston наиболее известны собачьи корма Purina Dog Chow. Если покупка состоится, в одних руках сосредоточится значительное количество известных брэндов отрасли. Это обстоятельство чревато преследованиями со стороны регулирующих органов. Не исключено, что компаниям придется снять с производства некоторые брэнды, чтобы избавиться от проблем с антимонопольным законодательством.

Ralston владеет 27% рынка кормов для собак, который в настоящее время оценивается в $4,3 млрд. Доля Nestle на этом рынке - около 12%. На рынке кошачьих кормов (оценивается в $2,6 млрд) доля Ralston составляет 33%, доля Nestle - 13%. При этом рынок кормов для домашних животных часто подразделяют на две части - сухие и консервированные продукты. Воспользовавшись этим обстоятельством, Nestle и Ralston могут доказать, что их слияние будет охватывать продукцию разных категорий и поэтому нельзя говорить о зашкаливании, против которого борются регулирующие органы.

Например, Ralston владеет значительной долей (39%) рынка сухих кормов для собак, который более чем вдвое превышает по объему спроса рынок консервированных кормов. Nestle владеет только 6% этого рынка. И наоборот, Nestle досталась львиная доля рынка кошачьих консервов (50%), в то время как Ralston почти не занимается выпуском этой продукции.

Для Nestle покупка Ralston -долгожданная сделка с американским партнером. Обе компании -крупнейшие мировые производители пищевых продуктов - оставались безучастными наблюдателями, остававшимися в стороне от повальной эпидемии слияний, когда шли нарасхват американские компании масштаба Quaker Oats и Nabisco Holdings.

Во многом стремление Nestle держаться поодаль от борьбы за лакомые куски рынка было осознанной стратегией: компания избегала сомнительных и рискованных сделок, в результате которых рождались бы бесформенные, расползающиеся на части конгломераты-монстры. Nestle помнила о своей специализации: от минеральной воды и молочных продуктов до кофе - и не желала осваивать незнакомые категории продукции. Генеральный директор Nestle Петер Брабек-Летмат четко проводит линию на развитие основных производственных линий, избавляясь от вспомогательных брэндов.

В этом смысле покупка Ralston никоим образом не нарушает стратегических принципов Nestle: обе компании уже заняли достойное место на рынке кормов для домашних животных.

   Ведомости 16.01.01

>>> см. в архиве >>>

На российском рынке специальных полимеров

Агрохимпромхолдинг, объединивший в конце прошлого года пять российских заводов по производству азотных удобрений, приступил к расширению. Каи стало известно холдинг купил контрольный пакет акций Кропоткинского химзавода, единственного в стране производителя сырья для лайкры, из которой делают колготки и резинотехнические изделия.

Кропоткинский химзавод (Краснодарский край) специализируется на производстве специальных полимеров на основе растительного сырья - шелухи подсолнечника, кукурузных початков, рисовой соломки или хлопковых коробочек. Основными выпускаемыми продуктами являются фурановые соединения, тетрагидрофуран (ТГФ) и фуриловый спирт. ТГФ является сырьем для производства полиуретановых систем, используемых в автомобильной промышленности для обшивки салонов автомобилей, и для изготовления волокон типа спандекс или лайкра. Мощности завода по выпуску ТГФ составляют 2000 т, при этом мировой объем производства ТГФ из фурфурола составляет несколько десятков тысяч тонн. Крупнейшим мировым производителем ТГФ из фурфурола является американская компания Репп Speciality Chemicals.

Сейчас этот завод вошел в состав Агрохимпромхолдинга, - сообщил 'Ведомостям! член совета директоров холдинга Борис Гидаспов. По его словам, решается вопрос с открытием финансирования предприятия. По бизнес-плану в его переоснащение необходимо вложить около 200 млн руб., и тогда к концу 2001 г. начнутся поставки сырья для спандекса.

Кропоткинский химзавод начало лихорадить в начале 90-х гг. Ситуация осложнилась тем, что фактически у завода не было одного крупного собственника: акции были раздроблены между физическими лицами и несколькими мелкими фирмами-посредниками по продаже продукции. Завод копил долги перед энергетиками и газовиками, и за неплатежи его даже попыталась обанкротить налоговая инспекция, но ФСФО ей отказала. Весной 2000 г. в Межрегионгазе возникла идея включить предприятие в новый холдинг Агрохимпром, который был создан вместе с группой Интерхимпром на паритетных началах.

Проблема сбыта продукции Кропоткинского химзавода руководство Агрохимпромхолдинга не беспокоит. Самый крупный российский потребитель ТГФ -предприятие Волжское химволокно, которое входит в газонефтехимический холдинг СИБУР. Проектные мощности Волжского химволокна по выпуску спандекса составляют 1000 т, что требует около 700 т ТГФ в год. Сейчас волжский завод испытывает серьезные трудности из-за неритмичной работы Кропоткинского химзавода. Западные производители этого продукта, такие как DuPont или Вауег, предпочитают загружать собственные заводы по выпуску химических волокон и практически не продают этот продукт на сторону Поэтому, как сказал технический директор волжского предприятия Владимир Кузьмин, он бы им [Агрохимпромхолдингу] медаль повесил, если бы они запустили это производство.

Интерес к закупкам ТГФ выразил и немецкий концерн BASF. В свое время Кропоткинский химзавод поставлял в Западную Европу до 1000 т ТГФ в год. Сейчас стоимость ТГФ на основе растительного сырья достигает $2000 за тонну

   Ведомости 15.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Химические волокна в мире: промышленность и рынки

На российском рынке бензина

С 11 января на 32 процента были увеличены тарифы на транспортировку нефти на нефтеперерабатывающие заводы. Кроме того, с начала года в три раза увеличились акцизы на бензин. Оба этих фактора должны повлиять на стоимость бензина. Однако специалисты утверждают, что в ближайшее время его цена останется практически неизменной. ^

Как сообщил заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин, экономических оснований для повышения цен из-за увеличения акцизов не существует. С 1 января 2001 года отменен налог на реализацию горюче-смазочных материалов, который составлял 25% цены. «Эта составляющая переведена в акциз примерно в том же размере, поэтому в цене на бензин, дизельное топливо и масла налоговая составляющая не увеличилась. По низкооктановому бензину она может быть даже ниже чем до 1 января», — говорит депутат.

По словам президента Российского топливного союза (РТС) Сергея Борисова, если смотреть на вопрос повышения акцизов теоретически, «может быть 2—3-процентное увеличение стоимости АИ-92, абсолютно не изменится цена АИ-95 и могут быть колебания плюс-минус один процент по АИ-90». Однако эти данные основываются на разных методиках. «У нас все делается задним числом. Цены могут повыситься на опте. Уже середина января и по идее должны быть новые оптовые цены, но никто в налоговых органах не отвечает, какова будет методика начисления акциза», — утверждает президент РТС.

Интересно, что осенью прошлого года растущие цены на бензин объяснялись как раз предстоящим введением новой шкалы акцизов — торговцы якобы заранее страховались от потерь. По словам Сергея Штогрина, «это был пиаровский ход, для того чтобы оправдать повышение цен. Как показывает практика, повышение цен на бензин происходит одновременно с увеличением зарплаты .бюджетникам и уборочными работами. В 1999 году оно совпало с обсуждением в Госдуме введения налога на АЗС. И хотя законопроект был отклонен, цены все равно прыгнули».

Повышение внутренних тарифов на прокачку нефти, которое мотивируется ростом издержек «Транснефти» по предоставлению услуг по перекачке и необходимостью реконструировать действующие магистральные нефтепроводы, также могло бы оказать влияние на стоимость бензина. Однако в одной из нефтяных компаний заявили, что затраты на транспортировку нефти составляют примерно 10% от цены на нефть. Теперь транспортировка будет стоить примерно 12-13%. При этом в компании утверждают, что затраты на прокачку нефти до розничной цены на бензин доходят очень опосредованно. На нее больше влияет общая ситуация на рынке.

Между тем нынешняя ситуация на рынке такова, что рынок буквально заполнен топливом. В РТС утверждают, что ни один регион не испытывает дефицита и баланс спроса-предложения сдвигается в сторону последнего. «Если бы не проблемы с методикой сбора акцизов, я бы ожидал падения цен до 15%. Сейчас же рынок застыл в ожидании», — говорит Сергей Борисов. По его мнению, на ситуацию могут также повлиять дискуссии по поводу трансфертного ценообразования. «Если прессинг будет продолжаться, то это может отразиться на цене». Однако в этом случае экономических предпосылок для подобного повышения все же не будет.

Проблема изменения ставки акцизов, по мнению специалистов, влечет за собой другие неприятные последствия.

На бензиновом рынке в этом году могут появиться гигантские объемы суррогатного топлива. Чиновники, не на шутку встревоженные этим прогнозом, пытаются выбить почву из-под ног суррогатчиков.

Суррогатное топливо получают из безакцизного прямогонного бензина - сырья для нефтехимической промышленности. В прошлом году на каждой тонне продукта он позволял экономить примерно 1500руб. По данным ИнфоТЭК, за 11 месяцев 2000 г. производство прямогонного бензина увеличилось на 43% по сравнению с тем же периодом 1999 г. При этом рост производства в нефтехимической промышленности в 2000 г. составил, по разным оценкам, только 6-12%, т. е. значительная часть прямогонки пошла неудовлетворение спроса со стороны суррогатчиков. Пиковые приросты производства прямогонки (на 60-86%) пришлись на летние месяцы, когда во многих регионах ощущался дефицит бензина.

Тогда доля акциза в стоимости легального бензина составляла всего 7-8%, а теперь она увеличилась до 23-27%. То есть вырастет и фора подпольщиков перед добропорядочными торговцами. Возможно, нам придется грешить, -признался гендиректор одной из крупных московских сетей АЗС, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным. Страну зальют суррогатом, - уверен вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун.

Эти данные встревожили даже премьера Михаила Касьянова. Впервые его внимание к проблеме суррогата привлек московский мэр Юрий Лужков, пораженный итогами летней проверки городских АЭС, когда более четверти проб бензина оказались некондиционными. В августе и ноябре Лужков направил Касьянову письма с предложением ввести в целях борьбы с суррогатом акциз на бензин, используемый в нефтехимии.

Чиновники рассматривают разнообразные меры по искоренению прямогонки вплоть до самых экзотических. Например, есть идея маркировать честный бензин особым цветом или многократно ужесточить штрафные санкции (сейчас штраф за торговлю суррогатом составляет всего 50 МРОТ). Но наиболее реальными являются два предложения. Минэнерго, солидарное в этом вопросе с нефтяниками, считает необходимым перенести акциз с НПЗ на автозаправки. По мнению Леонида Федуна, это наилучший способ достижения прозрачности рынка и равенства его участников. Но идею Минэнерго не поддерживают МНС, московское правительство и МТА. По мнению налоговиков, каждую АЗС проконтролировать невозможно. А президент МТА Сергей Борисов убежден, что в этом случае начнется мухлеж на автозаправках - торговцы разными способами станут занижать объемы продаж, например скручивать счетчики на бензоколонках там, где это позволяет техника.

В свою очередь, правительство Москвы и МТА предлагают ввести акцизы на прямогонный бензин. Нефтехимическим предприятиям, которые используют это сырье по прямому назначению, в этом случае можно возвращать акциз. Однако, как предположил один из участников совещания, тогда нефтехимики могут начать приторговывать безакцизным бензином.

Окончательный выбор способа борьбы с суррогатом остается за премьером.

   Известия 12.01.01
   Ведомости 15.01.01

>>> см. в архиве >>>

Россия: на табачном рынке кризис перепроизводства

В российской табачной промышленности наступает кризис перепроизводства. К началу года на складах дистрибьюторов скопилось от 10 млрд до 20 млрд шт. нераспроданных сигарет, а за год излишки могут увеличиться до 50-60 млрд шт. В денежном выражении это около $800 млн. Таков мрачный прогноз ассоциации Гранд-табак, объединяющей 25 крупнейших торговцев на этом рынке.

Начало года пятая и шестая по объему производства табачные фабрики России - Донской табак в Ростове и Балканская звезда в Ярославле - встретили с закрытыми цехами. Если на Балканской звезде говорят о плановом ремонте, то ростовчане откровенно объясняют двухнедельную остановку фабрики затовариванием (Донской табак весь год работал в три смены с одним выходным в неделю). Индустрии, которая пять лет непрерывно росла, предстоит безрадостное начало нового века.

Я могу предположить, что в этом году рост производства сигарет в целом по России может остановиться, и я не удивлюсь, если производство покажет отрицательную динамику, - говорит руководитель российского офиса компании Philip Morris Марк Дюрст.

Табачники слишком торопились нарастить производство. Еще в прошлом году Донтабак запустил новый цех по переработке табака стоимостью DM50 млн. Купленная британской компанией Gallaher московская фабрика Лиггетт-Дукат сейчас осуществляет инвестиционную программу стоимостью $60 млн, готовясь в этом году увеличить мощность на 20 млрд шт. сигарет (до 65 млрд шт.). Увеличение производства на 15% запланировала Philip Morris - и это несмотря на пессимизм Дюрста.

Потребление сигарет растет гораздо медленнее, чем их выпуск. Два года назад на каждого россиянина, включая грудных младенцев, приходилось 16,5 выкуренных сигарет в день, сейчас -16,7. А производство увеличилось с 290 млрд шт. сигарет в 1999 г. до 330 млрд шт. в прошлом.

Потребление сигарет на душу населения у нас сейчас почти втрое выше, чем в Америке, где за последние 30 лет стали курить в два раза меньше. Когда-нибудь эта тенденция обозначится и в России. Но табачники явно не готовы к такой новой реальности.

В прошлом году, когда в стране было продано на 60 млн сигарет меньше, чем произведено, производителей спасла Украина с ее высокими акцизами на табак Российские фабрики завалили своей продукцией весь северо-восток соседней страны, и потому непроданные запасы на складах торговцев не превышают 20 млрд сигарет. Но теперь акцизы на Украине снижены. Совершенно очевидно, что Россия будет терять украинский рынок и отечественным фабрикам придется реализовывать товар у себя на родине, - говорит президент ассоциации Гранд-табак Сергей Шелехов.

Это значит, что на внутреннем рынке резко возрастет конкуренция, У крупных производителей, только что увеличивших мощности, есть единственный способ избежать серьезных убытков - вытеснить с рынка мелких конкурентов. Сейчас в стране производят сигареты 150-200 компаний, включая совсем мизерные.

Я бы не удивился, узнав, что благодаря исчезновению с рынка мелких предприятий на рынке останется лишь несколько десятков производителей, - говорит Юрий Паршин, директор по маркетингу Балканской звезды. А Шелехов предсказывает такой же отсев в среде дистрибьюторов.

   Ведомости 15.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Рынок табака и табачных изделий и табачная промышленность (Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) (на англ. языке)

Рынок рыбы и рыбопродуктов России

Этот рынок весьма далек от насыщения. Средний уровень потребления рыбопродукции на человека в год определен медицинскими рекомендациями на уровне 24 кг, тогда как у нас этот показатель в 2000г. составил менее 10 кг.

В серии статей, опубликованных в журнале Оптовик, анализируются тенденции развития рынка, в том числе производство, потребление, сбыт, внешняя торговля, условия доступа на рынок, особенности оптовой торговли, степень конкуренции.

   Оптовик.Продукты, напитки, сигареты 2, 2001г.

>>> см. в архиве >>>

Рынок фруктов России

За последние десять лет ситуация с фруктами на отечественном рынке значительно улучшилась. Потребление фруктов возросло в 2 раза и на конец 2000 года составило около 60 кг на человека. Правда, заслуги российских производителей в этом небольшие. Из 30 кг яблок и груш, съедаемых каждым россиянином в год, только 10—15 обеспечивается за счет местной продукции. Во многом это объясняется тем, что подавляющее большинство видов фруктов даже теоретически не может быть выращено в наших климатических условиях.

Еще в 1995 году ведущие российские импортеры попытались создать собственное объединение — Русскую фруктовую ассоциацию. Однако в 1998 году сокращение объемов поставок и обострение конкуренции свело на нет некогда активную деятельность ассоциации. Сейчас, как сообщил руководитель компании RCIX Руслан Чавкин, ведущие импортеры ведут переговоры о создании новой аналогичной организации.

На сегодняшний день поставки основной массы фруктов происходят через Санкт-Петербург. Не последнюю роль в обеспечении россиян свежими продуктами играют порты и Дальнего Востока. Расположенные в непосредственной близости от Китая и Южной Кореи, компании этого региона ведут активную закупку фруктов у ближайших соседей. Интересно, что 95% закупаемых дальневосточным регионом фруктов идет на удовлетворение собственных нужд, поскольку перевозка в европейскую часть страны попросту нерентабельна. Исключение составляют фрукты, завозимые летом, в период навигации — значительная их часть идет транзитом в города Крайнего Севера.

Рейтинг наиболее популярных среди российского потребителя продуктов возглавляют бананы, яблоки и апельсины. По данным RCIX, этих фруктов за первое полугодие 2000 года было поставлено соответственно 263, 87 и 22 тыс. тонн. Немного уступают по объемам поставок такие фрукты, как мандарины, лимоны, груши и виноград, тем не менее их популярность так же высока. Продаваемость некоторых фруктов напрямую связана с сезоном: к примеру, поставки арбузов или черешни осуществляются каждый год примерно в одно и то же время. В последние годы не в диковинку многие экзотические фрукты: даже не являясь объектом активного спроса, они — вне зависимости от сезона — присутствуют в розничной торговле.

По свидетельству медиков, цифра подушного потребления почти на 20 кг ниже той нормы, которую обязан съедать взрослый здоровый организм. Не последнюю роль в том, что россияне «недоедают» фруктов, играют необъятные просторы страны. До Крайнего Севера отечественные яблоки зачастую доставляются в худшем виде, а прошедшие химическую обработку импортные могут достигать стоимости в 100 рублей за килограмм, при том, что средняя цена 1 кг импортных яблок колеблется в пределах 20— 35 рублей.

В связи с российскими климатическими условиями еще в постперестроечные времена особой популярностью у хозяек пользовались замороженные фрукты — и особенно клубника и вишня. По вкусу они уступали своему свежему аналогу, но основным их преимуществом было и остается наличие в зимнее время и приемлемая цена. На сегодняшний день эта продукция представлена замороженными фруктами компаний «Hortex» (Польша), «Ardo» (Бельгия), «Culinex» (Голландия) и многих других. Этим компаниям удалось преодолеть резкий спад спроса, последовавший за августовским кризисом. Специалисты, в свою очередь,уверены, что у фруктов, подвергнутых процессам глубокой заморозки, весьма перспективное будущее, поскольку качественная заморозка позволяет сохранять все питательные свойства продукта.

Наиболее дорогостоящий продукт представлен экзотическими фруктами, которые можно найти в ассортименте большинства супермаркетов и в меню ресторанов. Сюда попадает лучшее, что способны предложить поставщики импортной продукции. Часто это фрукты, поставляемые заказчикам в ограниченном количестве. Однако и здесь финансовый кризис наложил свой отпечаток — многие рестораны и супермаркеты перешли на российские поставки. Эта тенденция омрачается невысокими урожаями или порчей продукта в процессе перевозки. Не до конца привыкшие к жестокой конкуренции отечественные производители не имеют привычки, в отличие от педантичных иностранцев,сортировать фрукты в зависимости от размера.

   Известия 16.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Общие условия купли-продажи свежих фруктов и овощей, включая цитрусовые. Перевод с англ.

Общие условия купли-продажи сухих (очищенных и неочищенных) и сушеных фруктов. Перевод с англ.

Железнодорожный транспорт России: итоги работы и перспективы

Железные дороги останутся ведущим видом транспорта в наступившем новом веке. Впервые за последние годы объем отправления грузов по отечественным магистралям превысил один миллиард тонн, грузооборот вырос почти на 14 процентов. Поездами было перевезено 2,5 миллиарда пассажиров, а пассажирооборот в целом увеличился на 19 процентов. При этом не произошло ни одного трагического инцидента ни с одним пассажиром. То есть по уровню безопасности поездок железнодорожный транспорт многократно превосходит своих конкурентов.

В ближайшие годы существенно возрастут скорости движения на магистралях. К концу 2001 года пассажирский экспресс будет преодолевать расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом всего за 3,5 часа, а через пять лет поезда со скоростями 160—250 километров в час пойдут из столицы в Екатеринбург, Сочи, Ростов и другие города. На 2010 год запланировано открытие скоростных маршрутов в Хельсинки, Берлин и Варшаву. Практически в центр Европы можно будет доехать всего за 15 часов.

Уже сегодня готовится к пуску поезд нового поколения «Сокол», способный развивать скорость 350 километров в час. Обслуживание в нем ничем не будет отличаться от сервиса в авиалайнерах, электропоезд будет оснащен кондиционерами и биотуалетами. К 2010 году предполагается выпустить 80 «Соколов» для внутренних и международных маршрутов.

Серьезно предстоит обновить и подвижной состав для грузовых перевозок, ведь сейчас износ основных средств в отрасли достиг 50 процентов. Будут созданы пять региональных центров по ремонту подвижного состава с использованием базовых депо в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже, Новосибирске и Иркутске. Такая система позволит повысить эффективность использования имеющихся мощностей.

На сети железных дорог осуществляются структурные изменения системы управления перевозками: реконструируется Центр управления МПС РФ, создаются единые центры диспетчерского управления перевозками железных дорог, формируются опорные центры на сети. При этом внедряются компьютерные технологии управления на всех участках железных дорог, создаются современные системы телекоммуникаций и дистанционного управления станционными устройствами. Информационно-управляющие системы позволят оперативно реагировать на изменения на сети дорог, направлять поезда по кратчайшим маршрутам с минимальными задержками в пути следования.

Наступивший год станет важным этапом в развитии структурной реформы отрасли. Будут сформирована необходимая законодательная база, разработаны правила доступа к инфраструктуре железных дорог независимых компаний— операторов перевозок. По мнению специалистов, дальнейшее развитие структурной реформы отрасли будет происходить путем развития рыночных конкурентных механизмов в сфере перевозок и услуг по содержанию технических средств железных дорог.

   Экономика и жизнь 1, 2001г.

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Страхование грузов и ответственности перевозчика

Инкотермс - 2000

Инкотермс - 2000

Инкотермс - 2000 (информационно-поисковая система)

Инкотермс - 2000 (информационно-поисковая система)

Договор на услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию.

Договор на услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию.

Российские предприятия на западном рынке: алгоритм успеха

В статье анализируются причины успеха на внешнем рынке ряда российских предприятий машиностроительного профиля. Выводы анализа, по мнению экспертов ЭКОТРАНС, представляют несомненный интерес для многих отечественных производителей готовых изделий.

   Ведомости 15.01.01

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Руководство по подготовке бизнес-плана инвестиционно-промышленного проекта и его технико-экономического обоснования. Том 1. Перевод с англ.

Как управлять финансами предприятия в условиях рынка (практический минимум для руководителя).

Руководство по подготовке бизнес-плана инвестиционно-промышленного проекта и его технико-экономического обоснования. Том 2.

Руководство по подготовке бизнес-плана инвестиционно-промышленного проекта и его технико-экономического обоснования. Том 3.

Ценовая стратегия и расчеты цен во внешней торговле.

Ценовая стратегия и расчеты цен во внешней торговле.

Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы.

Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы.

к началу

Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru
 



Если хотите ежедневно получать небольшие уроки анлгийского с интерактивными упражнениями, подпишитесь на эти рассылки.

Рассылки для изучающих английский
A rule a day: Inter@ctive Grammar - Грамматика с интерактивными упражнениями
A rule a day: Word Usage - Разбор трудностей употребления английских слов
 

Подробнее...

  





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное