Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     04 января 2001г.   


Сегодня в выпуске:



На мировом рынке драгоценных камней

В статье анализируются тенденции развития рынка в целом и отдельных камней (жемчуг, турмалины, александриты, гранаты и др.) в США, ЮАР, Нигерии, Пакистане, Мьянме, Китае, Афганистане.

   БИКИ 26.12.00

>>> см. в архиве >>>

Новое СП на мировом рынке услуг мобильной связи

Французская компания Alcatel и японская Fujitsu заключили соглашение о создании СП по разработке и выпуску мобильных сетевых систем следующего (третьего) поколения. Доля Аlcatel в акционерном капитале СП составит 66%, a Fujitsu -44%. Новые системы предполагается выпустить на рынок в середине 2001 г. СП, персонал которого включает 2 тыс. инженеров, рассчитывает занять ведущие позиции на мировом рынке оборудования мобильной связи третьего поколения.

Компания Telecom Italia Mobile (TIM, второй по величине европейский оператор услуг мобильной связи) заключила с фирмой Yahoo Europe соглашение о создании СП для предоставления Internet-услуг. По сообщению TIM, в ближайшей перспективе новая компания намерена участвовать в торгах на выдачу лицензии на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения в ФРГ.

   БИКИ 28.12.00

>>> см. в архиве >>>

Мировой и российский рынки канцелярских принадлежностей

В статье, опубликованной в журнале Эксперт, анализируются тенденции развития мирового рынка и особенности рынка России. Отметка в 600-700 млн.долл., которую наш канцелярский рынок перешагнул в 2000г. и приличные темпы роста повышают его привлекательность для крупных мировых операторов. Они наверняка придут в Россию. Впереди острая конкурентная борьба.

Кстати, шариковую ручку изобрели в 1938 году два брата венгра. И только в 1958 г. француз Марсель Бич создал дешевую ручку под названием BIC, захватившую рынок практически всей планеты. В конце прошлого века в Швеции изобрели обыкновенную канцелярскую скрепку, но расцвет ее пришелся уже на наш бюрократический XX век, в Осло ей даже поставили памятник. Пока еще не поставили памятник клейкой ленте «скотч», которая впервые поступила в продажу в 1930 году и целых 7 лет искала путь к сердцу покупателя. россия пока никак не прославилась на этом поприще.

   Эксперт 18.12.00

>>> см. в архиве >>>

На рынке компьютеров РФ: в Москве открылся компьютерный гипермаркет

В гипермаркете компании Компьюлинк - 7 торговых залов площадью более 2,3 тыс. кв. м, ассортимент состоит из 19 тыс. наименований товаров. Это одна из самых крупных компьютерных торговых точек в Европе. Нужен ли он Москве - это вопрос.

Каким должен быть магазин по продаже компьютеров, читайте в статье в журнале Компания.

   Компания 18.12.00

>>> см. в архиве >>>

Автомобильная промышленность РФ: иностранный капитал и новые тенденции развития отрасли

В начале прошлого года правительство в лице Минэкономики прогнозировало сценарий развития российской автопромышленности на 2000 г. Основные тезисы были таковы: потенциал традиционных автозаводов исчерпан, будущее - за российскими сборочными предприятиями иностранных концернов, которые начнут форсировать свои проекты после президентских выборов. Прогнозы эти так и не сбылись.

На основных традиционных российских автозаводах в 2000 г. произошла смена владельцев. Сибал получил контроль над ГАЗом и ПАЗом. Северсталь стала крупнейшим акционером УАЗа. Ижмаш-авто перешел под контроль структур АвтоВАЗа. А крупнейшие акционеры самого АвтоВАЗа переоформили свои акции на номинальных держателей, что очень похоже на предпродажную подготовку

Сегодня трудно утверждать, что передел собственности придал второе дыхание автозаводам, но очевидно, что их рано списывать со счетов. Ноные владельцы автозаводов уже обозначают свою производственную и маркетинговую стратегию. На ГАЗе сокращается выпуск убыточных Волг, зато будет увеличено производство рентабельных ГАЗелей. Северсталь методично повышает цены на УАЗы, вынуждая дилеров покупать продукцию Ульяновского автозавода по тендерной схеме. ПАЗ заключает с регионами договоры на поставку автобусов для муниципалитетов - основных покупателей этих транспортных средств.

Впервые со времен акционирования автозаводов (начало 90-х) всем как-то неожиданно открылась нехитрая истина. Оказалось, что выпрашивание у государства налоговых льгот - не лучший и не единственный способ спасения отечественной автопромышленности. Выяснилось, что отказ от бартера и векселей, от нерентабельных и ненужных рынку моделей автомобилей может дать неплохой суммарный эффект.

От засилья новых импортных иномарок российский рынок надежно, как Уральским хребтом, защищен низкой покупательной способностью. Иностранные автоконцерны вот уже три года лелеют планы автосборочных производств в России. За это время GM, FIAT, Renault и Ford озвучили свои планы по производству (в сумме) около 200 000 машин в год начиная с 2005-го..По оценкам экспертов этих же компаний, сейчас российский рынок автомобилей стоимостью свыше $10 000 не превышает 50 000 машин в год. Чтобы уравнять две эти цифры, надо ждать, пока российский покупатель разбогатеет, либо снижать себестоимость за счет компонентов российского производства.

Инвесторы занялись поиском качественных российских компонентов и выяснили, что таковых почти нет. Например, FIAT из 127 производителей не нашел ни одного, a Renault из 91 отобрал 16 (с дипломатичной оговоркой способны соответствовать нашим критериям).

Не менее серьезной преградой для иностранцев оказалась структура собственности производителей автокомпонентов. Оказалось, что смежники либо глубоко интегрированы в вертикальные структуры (как, например, на АвтоВАЗе), либо на 70-80% завязаны на одного покупателя. То есть иностранцам приходится уповать на стабильность российских автозаводов, чтобы с ними же успешно конкурировать.

В результате GM без видимого успеха продолжает переговоры о совместном предприятии с АвтоВАЗом, a FIAT не спешит на Нижегородмоторс. Неудача проекта Форд План, просуществовавшего лишь несколько месяцев, показала, что и кредитные программы продажи автомобилей в России приживаются крайне сложно. А о том, что такое прямое кредитование российских автозаводов, инвесторы узнали на примере ЕБРР. В апреле банк скрепя сердце согласился на реструктуризацию долга КамАЗа, а сейчас пытается вернуть долг Горьковского автозавода.

Произошедшая смена собственника на ГАЗе (и возможная продажа АвтоВАЗа) способна лишь отложить открытие сборок иномарок в России. Вкладывать деньги в предприятия, у которых меняется или уже сменился собственник, по меньшей мере рискованно. Кто знает, что в итоге сделают металлурги с автозаводами?

   Ведомости 29.12.00

>>> см. в архиве >>>

Движение цен на бензин в РФ

Средние по России розничные цены на бензин в декабре 2000 г. наконец-то стали чуть-чуть снижаться. Согласно данным Госкомстата, в конце 2000г. средняя отпускная цена бензина марки Аи-76 составила 7,40 рубля за литр, а марки Аи-92 — 8,67 рубля за литр. Запасы топлива на АЗС возросли в среднем по регионам до десяти дней торговли против шести дней в разгар бензинового кризиса в августе. В таких неблагополучных с точки зрения топливообеспечения областях, как Курская, Пензенская и Свердловская, рост запасов бензина в розничной сети был особенно ощутим.

Пятимесячный ценовой спурт 2000 года привел к удорожанию бензина на треть. Заметим, что в прошлом году скачок цен был куда более мощным — топливо подорожало в 2,4 раза. Именно тогда ценовой рост ликвидировал большую часть кардинальной валютной недооценки бензина на внутреннем рынке после кризиса 1998 года.

Ожидать дальнейшего роста цен на бензин, по крайней мере в ближайшие четыре-шесть месяцев, нет оснований. Во-первых, на зиму и раннюю весну приходится минимум календарного спроса на горючее со стороны сельского хозяйства и дачников. Кстати, бензиновый кризис 1999г. также завершился в ноябре. Во-вторых, полуторагодичная тенденция устойчивого роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, похоже, исчерпана. Наконец, долларовая цена бензина на внутреннем рынке уже превысила заветный рубеж в 30 центов за литр, который наши нефтяники расценивают как стратегически равновесный.

   Эксперт 25.12.00

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Методология расчета экспортных цен на нестандартные нефтепродукты.

Современное состояние и перспективы развития мирового рынка сжиженного нефтяного газа до 2010г. и экспортные возможности России.

Топливная промышленность. 1995/96г.

Российский рынок алкоголя: перспективность отдельных сегментов

В соответствии с устоявшимся правилом потреблять алкогольные напитки следует в порядке повышения их градуса. Чтобы не спорить с народной мудростью, краткий обзор выдающихся событий на алкогольном рынке мы дадим в том же традиционном порядке - начиная с пива. Оценивать же перспективность рынков мы будем по безошибочному рыночному барометру - количеству скандалов и судебных процессов. Чем их больше, тем рынок интереснее: там, где нечего делить, и споров не бывает.

Пиво тянет на 2 балла дрязг. Продажи этого напитка в России последние пять лет росли на 20-30% ежегодно. Однако 2000 год стал последним, когда пивная отрасль показывала такие темпы роста. Агентство Бизнес-Аналитика прогнозирует, что в наступающем году они составят всего 3-5%. Средний россиянин уже пьет З6 л пива в год, но это все еще гораздо меньше, чем, например, в Германии, где средне-душевой уровень потребления пива приближается к 130 л. Но вряд ли Россия сможет догнать Германию - русские по-прежнему пьют много водки.

Прекращение экстенсивного роста рынка привело к обострению конкуренции за потребителей, а значит, к скандалам. Самарский пивоваренный завод потребовал от конкурентов прекращения выпуска одного из старейших брэндов - Жигулевского. Судебные споры продолжаются до сих пор. Под конец года два гиганта - компания Sun Group и соково-молочный холдинг Wimm-Bill-Dann - крупно поссорились из-за контроля над дальневосточным предприятием Пивоиндустрия Приморья. Дело тоже дошло до суда, который в этом тысячелетии уже не закончится.

С вином все наоборот - 0 дрязг. Минувший год выдался иcключительно удачным для российских виноделов. По мнению большинства экспертов, прошлогодний объем производства вина (около 18 млн дал) будет превышен на 20-30%. Россияне захватывают отечественный рынок, вытесняя с него конкурентов из стран Восточной Европы - Болгарии, Венгрии. Однако громких споров из-за товарных знаков или контроля над крупными винодельческими предприятиями пока не было. Однако, если рынок продолжит расти такими же бурными темпами, в 2001 году можно ожидать начала активной борьбы предпринимателей за контроль над крупнейшими предприятиями отрасли и известнейшими марками вина.

Самый высокий балл дрязг у водки - 5 баллов. В прибыльности и перспективности водочного рынка не сомневается никто, хотя Госкомстат и показывает по итогам 2000 г. падение производства водки в России примерно на 10% по сравнению с 1999 г. (тогда было легально произведено 134,6 млн дал). Но этими цифрами никого не обманешь. Народ наш как пил, так и пьет ее, беленькую. Лучшее тому доказательство - непрерывные и весьма ожесточенные баталии, весь год сотрясавшие водочный рынок.

Несомненно, скандалом года на этом рынке можно назвать историю с попыткой смены руководства на московском ликероводочном заводе Кристалл, крупнейшем предприятии отрасли, изготовившем в этом году более 8,8 млн дал ликероводочной продукции. Правительство Москвы пыталось сделать директором предприятия Александра Романова, однако команда прежних топ-менеджеров завода ожесточенно сопротивлялась этому Держа оборону (иногда в прямом смысле), они дождались поддержки от нового хозяина завода, госпредприятия Росспиртпром, и с триумфом вернулись на Кристалл. 1 Еще более скандальной вышла другая водочная история - со знаменитым брэндом водки Смирновъ. Половину акций Торгового дома потомков П. А Смирнова, которому принадлежит водочный брэнд, получили три офшорных компании, за которыми маячит Альфа Эко. Другие 50% остались у Бориса Смирнова, который ни в какую не признает новых акционеров. Дошло даже до членовредительства. Жена Бориса Смирнова пострадала при захвате офиса торгового дома судебными исполнителями (ее ударили монтировкой по голове). А на рынке появилась вторая русская смирновка - от Альфа-Эко. В общем, накал страстей на водочном рынке не ослабевает.

Дрязгометр также сигнализирует о хороших перспективах бренди. По данным Бизнес-Аналитики, в 2000 году в России было продано 770 000 дал бренди - очень неплохой рост по сравнению с 1999 г, (541 000 дал). За этот рынок бьются в основном зарубежные производители. В Армении идет непрерывная борьба между главными конкурентами по производству армянских коньяков - Ереванским коньячным заводом (принадлежит французской компании Pernod Ricard) и компанией Great Valley (армяно-кипрское СП). С другой стороны, много лет продолжается тяжба за товарный знак коньяка Белый аист между Тираспольским заводом Квинт (в России его представляет торговый дом Арома) и Бельцким винно-коньячным комбинатом (эксклюзивный дистрибьютор - компания Синегерия). Заявку на этот рынок сделал и продовольственный департамент Альфа-Эко, собравшийся выводить на отечественный рынок армянский коньяк Армина. На пятки конкурентам из СНГ наступают и российские производители коньяка. Компания РВВК запустила в Калининграде розлив бренди Бастион, бренди завода КиН лидируют на московском рынке.

Элитные напитки (джин, виски, французский коньяк, ром, текила) представляют на нашем рынке крупные международные компании. Их конкуренция принимает вполне цивилизованные формы, и до громких скандалов, как правило, не доходит. Так что дрязг - 0, хотя все сегменты этого рынка очень неплохо подросли вслед за повышением жизненного уровня населения. Главный вопрос уходящего года, ответа на который пока нет: что будет с российским дистрибьютором компании Seagram? В конце этого года алкогольный бизнес Seagram во всем мире был в складчину куплен двумя другими крупнейшими игроками алкогольного рынка: Pernod Ricard и Diageo. В России у Pernod Ricard есть представительство, а интересы Diageo представляет компания UDV. Брэнды Seagram в нашей стране продает компания Master Distributors. Что будет с ней и ее бизнесом? Следующий век покажет.

   Ведомости 29.12.00

>>> см. в архиве >>>

На рынке пива России: попытки Минздрава регулировать пивную отрасль

Союз российских пивоваров объявил о намерении опротестовать постановление «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией», подписанное главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко. Пивовары расценили документ как очередную попытку чиновников регулировать деятельность отрасли. Документ фактически позволяет органам санитарного надзора вмешиваться в технологический процесс пивоварения.

В минувшем году Геннадий Онищенко активно пытался вмешаться в регулирование деятельности различных отраслей пищевой промышленности. В мае он выпустил постановление, устанавливающее ограничения на торговлю сигаретами. За табачников вступилось Министерство по антимонопольной политике (МАП), добивающееся отмены постановления. А теперь внимание господина Онищенко привлекла пивоваренная отрасль.

В постановлении «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией» указывается, что, несмотря на положительную тенденцию роста потребления населением слабоалкогольных напитков, это не способствует уменьшению потребления крепких алкогольных напитков. Рост же потребления пива происходит в основном за счет подростков и женщин детородного возраста. По мнению Онищенко, основная причина этого — «усиление агрессивной, неумеренной, направленной преимущественно на восприимчивую молодежь рекламы пива». Поэтому в постановлении содержится обращение к МАПу рассмотреть вопрос о том, насколько проводимая в СМИ реклама пива соответствует существующему законодательству.

Для нас это полная неожиданность. Не слышал, чтобы где-либо в мире власти боролись с содержанием алкоголя в пиве. Такого нет даже в Англии или Бельгии, - говорит Алан Ричарде, генеральный директор компании SAB, разливающей пиво Золотая бочка в Калуге. До четверти'всего выпуска Калужской пивоварни приходится на версию пива Золотая бочка. Выдержанное.

У главного санитарного врача Геннадия Онищенко есть претензии и к другим крупнейшим производителям пива: к ВВН - за Балтику № 9, а к Sun-Interbrew - за Девятый вал (Омский завод Росар). Уровень содержания алкоголя в этих сортах пива превышает 6%. А по мнению Минздрава, такие напитки по своим токсикологическим свойствам и характеристикам, а также по воздействию на организм человека можно отнести к алкогольным напиткам.

К тому же вообще рост потребления пива, по данным министерства, водку пить не мешает. К сожалению, наши исследования показали, что пиво пьют часто вместе с водкой и рост его производства не способствует оздоровлению населения, - говорит Любовь Воропаева, пресс-секретарь министерства.

Сейчас пиво свободно рекламируется во всех СМИ на том основании, что принятый в прошлом году закон О производстве и обороте алкогольной продукции пиво алкогольным напитком не признал благодаря отчаянным PR-усилиям пивных лоббистов. Чего стоят только прошлогодние студенческие пикета перед Госдумой с лозунгами Не мешайте водку с пивом!.

Теоретически производство и оборот пива должны регулироваться специальным законом О пиве, который, однако, до сих пор не принят.

Так что единственный норматив, устанавливающий, какой процент алкоголя может содержаться в пиве, - это ГОСТ, разрешающий содержание алкоголя до 9,4%.

Минздрав как раз и просит Госстандарт внести изменения в государственные стандарты на пиво. Кроме того, Минздрав считает, что необходимо ввести ограничения на торговлю пивом вне зависимости от содержания алкоголя: запретить его продажу лицам моложе 18 лет, а также вблизи учреждений образования, здравоохранении, культуры.

Пивовары категорически не согласны с выводами Госанэпиднадзора и заявили о намерении обратиться в Министерство здравоохранения с просьбой отменить постановление главного санитарного врача, поскольку оно превышает компетенцию разработавшего его органа. Достаточно сказать, что подготовкой документа занималось управление гигиены питания, которое никакого отношения к рекламе не имеет.

В 2000-м потребление пива в России выросло с 33 до 36 л на душу населения в год. Но темпы роста его производства уже замедляются: в 1999 году он составил около 25%, в нынешнем — 23%. По мнению руководителя аппарата Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, постановление нанесет существенный удар по отрасли и еще больше затормозит рост производства. Наибольшее опасение у пивоваров вызывает пункт документа, обязывающий местные санитарные органы в течение первых двух кварталов 2001 года провести анализ всей технической документации в области производства пива. Хотя на сегодняшний день износ оборудования в отрасли составляет 60%, это, по словам господина Мамонтова, вовсе не означает, что выпускаемая продукция не соответствует требованиям качества. Тем не менее постановление даст возможность местным органам для самоуправства. Причем больше всего пострадают региональные фабрики, которые за неимением оборотных средств просто не в состоянии провести реконструкцию производства.

   Коммерсант 27.12.00
   Ведомости 25.12.00

>>> см. в архиве >>>

Фармацевтический рынок России в 2000г. и перспективы его развития в 2001г.

Год назад аналитики боялись предсказывать, как будет развиваться фармрынок, -не знали, вернется ли импорт в докризисном объеме, что будет с налогами и как поведут себя отечественные предприятия. Но по осторожным наметкам все-таки выходило, что рынок вырастет до $1,9 млрд. Действительность превзошла ожидания - в 2000 г. было ввезено и произведено лекарств примерно на $2-2,1 млрд. Теперь эксперты утверждают, что рынок продолжит расти и в следующем году. Больных у нас меньше не стало.

По данным ЦМИ Фармжсперт, объем лекарственного рынка в ценах производителей в 1999 году составил $1,5 млрд. В 2000 году отрасль перевыполнила прошлогодний план уже в октябре - за первые 10 месяцев объем рынка составил примерно $1,6 млрд. Эксперты пока не успели полностью проанализировать данные за весь 2000 г. в целом, однако у них уже сейчас получается довольно приличная цифра -$2-2,1 млрд. При этом 42,2% приходится на долю отечественных препаратов.

Глобальные слияния, изменившие расстановку сил на мировом и российском фармацевтическом рынке, произошли в конце 1999 года. В этом компании особых сенсаций не преподнесли. В России на революционное нововведение решилась только ICN Pharmaceuticals, первой из западных компаний открывшая в России научный центр. ICN решила не тратить громадные средства на разработку препаратов с нуля, а вложить деньги в интересные разработки российских ученых. На эти цели компания выделила $200 млн.

Серьезная неудача постигла Pfizer - Высокий суд Великобритании лишил ее эксклюзивного права на использование одного из основных компонентов знаменитой Виагры. Конкуренты тут же ринулись в бой за освоение ранее закрытого рынка. В стороне остались только российские производители - раскрутка подобного препарата оказалась им не по карману Правда, если западный аналог Виагры у нас все-таки появится, поддержание эрекции обойдется россиянам на 30% дешевле.

Отсутствие новостей от компаний с лихвой компенсировало государство. Сначала было подписано постановление о введении 20%-ной таможенной пошлины на импортные препараты, аналоги которых производятся в России. Предполагалось, что зарубежные лекарства подорожают так сильно, что их перестанут покупать, и отечественные производители получат гарантированный рынок сбыта. Идея себя не оправдала: соотношение сил на рынке не изменилось.

Тогда Госдума принялась рассматривать поправки к закону О лекарственных средствах, предусматривающие ограничение импорта. Западные компании быстро нашли выход из положения: начали организовывать производство непосредственно в России. А поправки в этом году так и не были окончательно приняты.

В довершение всех бед на фармацевтов обрушилось известие о введении НДС на все препараты, кроме жизненно необходимых. Эксперты предрекали, что цены вырастут как минимум на 20%, а о расширении производства вообще можно будет забыть. НДС съест все наши оборотные средства, поскольку он платится заранее, -жаловался Александр Тюляев, руководитель маркетингового центра Акрихина. Фармацевты просили хотя бы отсрочить введение налога до тех пор, пока все российские предприятия не перейдут на стандарт GMP. Как ни странно, им это удалось: НДС пока отложен, хотя производители опомнились только после того, как законопроект прошел второе чтение в Думе.

Не обошлось, конечно, в 2000 году и без скандалов. Связаны они были в основном с заводами, до сих пор находящимися в собственности государства. Два предприятия - Мосхимфармпрепараты и МЭЗ - решительно воспротивились смене своих директоров. В первом случае долго кричали о смене формы собственности, поскольку назначенный новым руководителем завода Антон Парканский занимал руководящую должность в ЗАО Время. В истории с МЭЗом о переделе говорить не приходилось - завод производит наркотические препараты и не может быть приватизирован. Однако Рината Марданова, назначенного временным управляющим МЭЗа, рабочие пикета не пустили за проходную так же, как и Парканского.

Сотрудники предприятий в обоих случаях хранили верность прежним директорам, пеняли на незаконные действия чиновников и готовы были отстаивать свои интересы с булыжниками в руках. Бунт оказался действенным средством: Мосхимфарм получил в директоры Михаила Григорьева, вышедшего из РАО Биопрепарат и сочтенного меньшим из зол, а МЭЗом пока, до проведения конкурса на место директора, руководит главный инженер завода Вячеслав Руденко.

А на очереди уже новые государственные предприятия, у директоров которых заканчиваются контракты. Их судьба решится уже в 2001 году.

На 2001 год Фармэксперт прогнозирует отрасли еще более заметный рост - до $2,4 млрд. И это далеко не предел: по словам Михаила Саповского, вице-президента по корпоративным вопросам ICN Pharmaceuticals -Россия, докризисный прогноз предполагал, что объем российского фармрынка в 2003 г. составит $5 млрд.

Отрасль изменится и качественно. Отечественные предприятия уже сейчас переходят от производства дженериков к брэнд-дженерикам. От этого всего один шаг к выпуску собственных оригинальных препаратов. Но это долго и дорого. Поэтому 2001 г. скорее всего пройдет под знаком объединений. Российским компаниям придется кооперироваться для выпуска каждого конкретного оригинального препарата.

   Ведомости 29.12.00

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Контракт на поставку лекарственных средств.

Медицинская промышленность. 1998г. CD-ROM.

Медицина и медицинская промышленность. 1999г.

Угроза для российского рынка мяса и мясопродуктов

Под самый конец второго тысячелетия практически весь Старый Свет оказался охвачен эпидемией коровьего бешенства. На карте Европы осталось очень мало мест, где еще не были зафиксированы случаи губчатого энцефалита у коров и болезни Крейцфельдта-Якоба (БКЯ) у человека. Одной из таких «девственных» территорий пока является Россия —нив европейской, ни в азиатской частях нашей страны еще не зарегистрировано подобных заболеваний. Но, похоже, в первый год нового тысячелетия ситуация изменится.

Не исключено, что Россия и государства, образовавшиеся после распада СССР, станут эпицентром этой страшной эпидемии. И вот почему Во-первых, трудно представить, что с огромным количеством мяса и мясопродуктов, которые ввозятся в Россию из Европы, к нам не «залетели» зловещие прионы (возбудители БКЯ). Тем более что даже в департаменте Госсанэпиднадзора не отрицают, что были попытки завоза в Россию мяса, мясных продуктов и убоины из стран, где вводились ограничения на их реализацию. И тот факт, что у нас пока нет больных с доказанным диагнозом БКЯ, не должен успокаивать. Поскольку инкубационный период (время от момента заражения до начала болезни) при БКЯ достаточно велик, наличие инфицированных людей в нашей стране весьма вероятно. И не исключено, что болезнь у них может проявиться уже в этом году.

Во-вторых, аналогичная ситуация возможна и с животными: губчатый энцефалит у них может быть на той стадии, когда симптомы болезни еще не развились. Самое страшное может начаться тогда, когда первые больные животные будут выявлены. Кто в наших условиях поручится, что они не попадут к нам на стол, а будут забиты и уничтожены? Даже в цивилизованных западных странах, которые традиционно славятся своей законопослушностью, происходили «утечки» мяса с прионами.

В-третьих, пути проникновения в Россию зараженного мяса и мясопродуктов не перекрыты. Постановление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко «О мерах по предупреждению распространения болезни Крейцфельдта-Якоба на территорию Российской Федерации» не настолько радикально, чтобы предотвратить «импорт» прионов в нашу страну. Вот как выглядит ключевой момент этого документа: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не допускать закупок мяса, мясных и других продуктов убоя крупного рогатого скота, а также получение их по гуманитарной помощи без предоставления документов, подтверждающих отсутствие в стране-экспортере заболеваний спонгирформной энцефалопатией».

Обратите внимание: закупки не запрещаются абсолютно, их просто не рекомендуется делать. А кроме того, вместо реального контроля мяса и прочих опасных продуктов предполагается виртуальный контроль — проверка сопроводительной документации на продукцию. Понятно что в коррумпированных обществах риск подделки такой документации резко возрастает. К сожалению, предложить более действенные методы контроля Россия не может — у нас нет диагностических систем, которые позволили бы определять содержание прионов в продукте.

Так что в определенной степени спасение «утопающих» от БКЯ оказывается делом самих «утопающих». И самый простой способ избежать этой болезни — перейти на вегетарианское питание. Для кого это нереально — лучше ограничить потребление говядины, перейдя на свинину и баранину. Если невозможно и это, то лучше покупать говядину не замороженную, а парную — уж она точно из наших краев, и риск того, что в ней есть прионы, очень невелик.

Конечно, неплохо исключить из рациона и любые изделия из фарша — колбасы, сосиски, сардельки, пельмени и все котлетообразное. Даже в таких продуктах, сделанных в России, обычно скрывается импортное мясо. И не исключено, что оно из тех стран, где эпидемия «коровьего бешенства» в разгаре.

Выбирая кусок мяса, нелишне знать, что максимальный риск загрязнения прионами существует для частей, расположенных около позвоночника (особенно много возбудителей болезни в спинном мозге) и вблизи кишечника (прионы могут быть в лимфоузлах брюшной полости). Кстати, отсюда они могут попадать на стенку кишечника, из которой делают оболочки для колбас.

   Известия 29.12.00

>>> см. в архиве >>>

См. также литературу в каталоге:

Договор поставки мясных и овощных консервов.

На масложировом рынке РФ

Одна из ключевых компаний на масложировом рынке России - Петроимпорт - объявила о смене названия. С 2001 года она будет называться Петросоюз. В 2000 Петроимпорт контролировал около 4% национального рынка жиров (Unilever - около 3,5%). Оборот компании, по оценкам Дмитрия Филатова, одного из соучредителей компании, составит около $160 млн. Десять лет тому назад мы действительно много работали с ввозом продовольствия. Но к этому году, мы считаем, уже выросли из названия. Мы по-прежнему остаемся питерской компанией, но импорт для нас - уже не доминирующий бизнес, - говорит Филатов. Слово союз по замыслу руководителей компании должно символизировать единство работы производственных подразделений в Москве, Петербурге и Иванове.

   Ведомости 28.12.00

>>> см. в архиве >>>

к началу

Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru
 



Если хотите ежедневно получать небольшие уроки анлгийского с интерактивными упражнениями, подпишитесь на эти рассылки.

Рассылки для изучающих английский
A rule a day: Inter@ctive Grammar - Грамматика с интерактивными упражнениями
A rule a day: Word Usage - Разбор трудностей употребления английских слов
 

Подробнее...

  





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное