Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Городского Кота

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     10 августа 2000г.   


Сегодня в выпуске:



Современное состояние и перспективы развития рынка информационных и телекоммуникационных технологий Европы

По данным обширного обзора продажи этих технологий в Западной Европе в 1998г. превысили 400 млрд.ф.ст., в 1999г. были выше уровня предыдущего года на 12%, в 2000-2001гг. прирост составит 9-11%. Наиболее высокими темпами возрастает сейчас спрос на мобильные технологии. Показательно, что оптимальные перспективы развития рынка услуг мобильной связи существует именно в Западной Европе, а не в США. Помимо другой информации о состоянии и перспективах рынка в обзоре дается характеристика состояния технологий в отдельных странах и деятельности компаний отрасли.

   БИКИ 08.08.00
   

 

Перспективы роста спроса на гражданские самолеты в Латинской Америке

Укрепление и либерализация экономик стран Латинской Америки сделают в ближайшие 20 лет этот регион одним из наиболее оживленных центров торговли гражданской продукцией АРКП.

Благосостояние 500-миллионного населения Латинской Америки растет, что подогревает спрос на воздушные перевозки и связанные с ними услуги. Согласно имеющимся прогнозам, валовой национальный продукт региона, динамика которого определяет развитие пассажирских воздушных перевозок, будет в ближайшие одно-два десятилетия увеличиваться на 4% ежегодно. Рост указанных перевозок должен также стимулироваться расширением туристического бизнеса и участием местных авиатранспортных компаний в международных альянсах в сфере воздушного транспорта.

Согласно прогнозу Boeing, в 2000 - 2020 гг. среднегодовые темпы прироста пассажирских перевозок (в пасс.-км) между Латинской Америкой и Европой, а также между Латинской и Северной Америкой составят почти по 5%; в пределах Латинской Америки данные перевозки будут увеличиваться более чем на 7% в год и к 2020 г. достигнут 300 млрд. пасс.-км.

В ближайшие 20 лет рассматриваемому региону понадобится около 650 новых реактивных самолетов, начиная от 70-местных лайнеров для региональных рейсов и кончая крупными широкофюзеляжными машинами Boeing 747; общая стоимость этих самолетов оценивается в 35,3 млрд. долл. у

В настоящее время в эксплуатации у латиноамериканских авиатранспортных компаний находится примерно 1100 реактивных самолетов, что составляет около 10% их мирового парка. По данным Aviation Management Services, средний возраст этих машин составляет 16 лет, т. е. является по мировым критериям довольно значительным. Примерно 90% всех транспортных реактивных самолетов в Центральной и Южной Америке являются продукцией компании Boeing.

В последние годы Латинская Америка стала крупным рынком сбыта для европейских самолетостроительных фирм. Как утверждают представители Airbus, этот консорциум является в настоящее время ведущим поставщиком гражданских транспортных самолетов в указанном регионе. При этом подчеркивается привлекательность для данного рынка узкофюзеляжных аэробусов серии А 320, технические характеристики которых позволяют использовать их без ограничений в высокогорных аэропортах Мехико, Боготы и Кито. у

Несмотря на финансовые трудности, испытываемые такими странами, как Бразилия и Аргентина, в ближайшие 20 лет среднегодовой прирост латиноамериканского парка самолетов, рассчитанных на 100 и более мест, превысит, согласно прогнозу Airbus, 4%.

Латинская Америка покупает не только авиалайнеры. По заявлению американской фирмы Gulf-stream, этот регион стал крупным рынком сбыта для ее служебных самолетов с большим салоном, доля которых в общих продажах машин данного класса в Латинской Америке составляет в настоящее время 51%.

Пользуются спросом на латиноамериканском рынке и самолеты общей авиации. Только в одной Бразилии летает не менее 1 тыс. машин этой компании Piper.

   БИКИ 08.08.00
   

 

На рынке цемента США

Из общего объема строительства в США, оцениваемого в 547 миллиардов долларов, доля строительства из бетона составляет 21 миллиард долларов, или почти 4 процента. Известно, на производство одной тонны бетона идет около 10-15 процентов цемента, все остальное у минеральные заполнители, добавки и вода. В настоящее время в США работает 118 цементных заводов, расположенных в 39 штатах страны, и общий годовой объем продаж цемента составляет более 6,6 миллиарда долларов.

Потребление цемента в последние 5-6 лет, по данным Портландцементной ассоциации США, неуклонно возрастает. В 1998 году оно достигло уровня 99,3 миллиона тонн. В свое время из-за ужесточения законодательных норм по защите окружающей среды работа многих старых и недостаточно чистых производств была приостановлена, а сами предприятия частично перенесены в другие страны. Оживление строительства привело к новому росту потребности в цементе. В результате в настоящее время в разных стадиях проектирования и строительства находится еще 30 заводов с усовершенствованной технологией и оборудованием общей годовой производительностью около 25 миллионов тонн.

Чем еще объясняется рост производства и применения бетона в США? Одна из главных причин у это экономия энергии и возможность утилизации различных отходов, засоряющих природную среду. Так, например, в США ежегодно образуется более 20 миллионов тонн золы-уноса, из коих 7 миллионов используется для изготовления бетона. При производстве одной тонны цемента используется около 190 кг условного топлива, что в масштабах страны в целом эквивалентно сжиганию 16 миллионов тонн угля в год. Наиболее передовые цементные заводы от 20 до 70 процентов потребляемой энергии получают от сжигания альтернативных источников энергии, главным образом отходов потребительских и промышленных товаров (автопокрышек, одноразовой посуды и приборов, деревянных поддонов и т. д.).

Заполнители бетона, составляющие 80-85 процентов объема конструкций, являются малоэнергоемкими материалами. Транспортировка бетона также не требует больших расходов энергии: около 60 процентов бетона в США производится в пределах 180 км от места его применения, в то время как металл и дерево перевозятся за несколько сот и даже тысяч километров.

Отслуживший свой срок бетон сравнительно легко перерабатывается для повторного использования.

Уложенный в дело бетон дает экономию в течение всего срока его службы как за счет минимальных расходов на его эксплуатацию, так и за счет его долговечности. В дорожном строительстве, например, применение жестких бетонных покрытий по сравнению с гибкими асфальтовыми дает заметную экономию горючего у тяжеловесного грузового транспорта. Кроме того, бетонные покрытия значительно лучше отражают свет, экономят энергию на освещение и повышают безопасность движения.

В строительстве индивидуальных жилых домов из монолитных бетонных стен с наружными и внутренними теплоизоляционными материалами из жестких полистирольных листов, служащих одновременно несъемной опалубкой, экономия энергии на отопление и кондиционирование достигает 40 процентов по сравнению с типовыми деревянными домами каркасно-панельной конструкции. Новые технологии и оборудование вывели цементное производство в разряд экологически чистых. В настоящее время в США образующаяся на цементных заводах пыль (это примерно 8 миллионов тонн ежегодно) используется повторно в процессе производства цемента.

   Строительная газета 04.08.00
   

 

О поставках российской стали в США

Российское правительство выступило за пересмотр соглашения об ограничении поставок российской стали на рынок США. Этот вопрос будет рассмотрен на предстоящих в сентябре этого года российско-американских консультациях. Таким образом, недавнее довольно резкое заявление крупнейших российских металлургических комбинатов об их намерении в одностороннем порядке выйти из этих соглашений возымело действие.

История соглашений по торговле сталью между Россией и США такова. После финансово-экономического кризиса в Юго-Восточной Азии 1997-1998 годов, куда шло до 40% российского стального экспорта, основной поток металлопродукции переориентировался на США. Реакция последовала незамедлительно: американское стальное лобби стало настаивать на протекционистских мерах. В результате в отношении Японии, Бразилии и России и других стран было возбуждено антидемпинговое расследование. Его итогом могло стать введение штрафных тарифов на импорт стальной продукции, что на практике означало бы полное прекращение поставок. Российский Минторг начал переговоры с США о приостановлении антидемпингового расследования. Переговоры завершились подписанием летом прошлого года соглашений между США и Россией о торговле стальной продукцией. За приостановку антидемпингового расследования и возвращение на американский рынок российские металлурги заплатили существенными ограничениями. Экспорт горячекатаного проката сократился в пять раз по сравнению с объемами поставок 1998 года, а холоднокатаного проката и других видов продукции у в два раза.

Однако уже в марте часть этой доставшейся дорогой ценой победы потеряла для России всякий смысл. Антидемпинговая процедура в отношении импорта холоднокатаной стали в США была прекращена. Россия излишне поторопилась: другие страны вернули возможность экспортировать холоднокатаный прокат без ограничений, Россия же оказалась связанной действием соглашений. Тогда же российские металлурги заявили о намерении добиваться восстановления своего положения на американском рынке.

Впрочем, позиция крупных российских металлопроизводителей поначалу была достаточно сдержанной. Они заявляли не о выходе из соглашений, а лишь о пересмотре их отдельных положений. Дело в том, что, в отличие от мелких и средних предприятий, крупные производители не столь сильно завязаны на американский рынок. После введения США ограничений им удалось диверсифицировать свои потоки: вновь ожили рынки Юго-Восточной Азии, да и внутренний спрос за последний год увеличился. Очередной раунд переговоров о пересмотре соглашений должен был состояться еще в мае, но под разными предлогами переносился. Между тем, несмотря на то что на рынке США наблюдается падение цен на черный металл, действующие договоренности обязывают российских металлургов поставлять продукцию по все более высоким ценам. Если в первом квартале Россия была обязана продавать сталь по цене не ниже 265у285 долл. за тонну, то теперь планка поднята до 315 долл. При таких ценах Россия может не выбрать даже мизерные квоты. К тому же министерство торговли США в своем докладе квалифицировало Россию как страну с нерыночной экономикой. А подобная характеристика ставит Россию в сложные условия на сентябрьском раунде переговоров.

По словам председателя совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина, все основания для пересмотра условий соглашения есть. Помимо того что сложилась благоприятная ситуация на рынке США, объемы нынешнего экспорта стали из России недотягивают до 3% его объемов, необходимых для начала антидемпинговых процедур.

Однако удастся ли России добиться своего, неизвестно. Сталелитейные же компании США уже заявили, что будут возражать против изменения условий соглашения. Вряд ли конфликт с одним из самых влиятельных промышленных лобби нужен руководству США в период предвыборной компании.

   Сегодня 09.08.00
   

 

В России возможен энергетический кризис

Рем Вяхирев заявил, что энергетический кризис в Россию вернется. Эту зиму мы еще переживем,у сказал Вяхирев,у а потом газа не будет . Его прогноз может оправдаться.

Вяхирев призвал с сентября повысить цены на газ на внутреннем рынке, заменить поставки газа на электростанции углем и мазутом и, наконец, решить проблему неплатежей, выделив, например, в бюджете больше денег для госорганизацийупотребителей газа. Иначе, по его словам, разразится энергетический кризис.

Газпрому надоело быть дойной коровой: служить налоговой опорой бюджета и одновременно мириться с государственными неплатежами. Как утверждает Вяхирев, бюджетники задолжали ему 108 млрд рублей. Мы два года бесплатно работаем,у возмущаются в Газпроме.у Этих денег хватило бы, чтобы за два года расплатиться по- внешним займам . В то же время, если рост российской экономики продолжится, потребуется еще больше газа, а объемы его добычи сокращаются. Газпром с гораздо большей охотой финансирует экспортные газовые проекты. На ограничение экспортных поставок Газпром не пойдет никогда у для него это равносильно подписанию себе смертного приговора. Еще бы: 1 тыс. куб. м газа на внутреннем рынке стоит $10, да и тех не дождешься, в то время как на Западе за тот же объем можно получить верные $80.

Вяхирев прекрасно понимает, что правительству тоже невыгодно сокращать экспорт газа. Особенно при таких высоких мировых ценах на него. Следовательно, власти могут пойти главе Газпрома навстречу.

Глава Газпрома предлагает на российском рынке заменять газ углем и мазутом и к 2002 году сократить внутреннее потребление газа на 30 млрд куб. м. С губернатором Кузбасса Аманом Тулеевым Вяхирев уже подписал соглашение о разработке газа, находящегося в угольных залежах (угольный газ). Однако договориться с РАО ЕЭС не получается. По нашим подсчетам, использование вместо газа угля приведет к удорожанию электроэнергии как минимум в два раза, а мазута у в пять раз,у сказал руководитель пресс-службы РАО ЕЭС Андрей Трапезников.у На замену газа на другие виды топлива к 2015 году потребуется $15 млрд инвестиций. Что же касается внутренних цен на газ, то их, как и тарифы на электроэнергию, надо повышать .

В результате апрельский энергетический кризис, когда для разрешения конфликта между Газпромом и РАО ЕЭС потребовалось вмешательство Владимира Путина, вполне может повториться.

   Коммерсант 09.08.00
   

 

О строительстве терминала по перевалке сжиженного нефтяного газа в Ленинградской области

Бельгийская компания Tractebel примет участие в строительстве терминала по перевалке сжиженного нефтяного газа в Ермиловской бухте Финского залива (Ленинградская обл.)

Проект общей стоимостью $50 млн предусматривает создание кустовой базы сжиженного газа в составе специализированного портового терминала для транзитной перевалки газа с железнодорожного транспорта на морские суда-газовозы вместимостью до 80 000 куб. м сжиженного нефтяного газа (1 млн т в год) и жидкого аммиака (1 млн т в год), а в перспективе - и природного газа.

   Ведомости 09.08.00
   

 

"Сибирский алюминий" купил автобусный завод

Группа Сибирский алюминий создала новое подразделение - компанию Руспромавто, которая будет управлять принадлежащими группe активами в автомобильной промышленности. Экспансию в автопром Сибал начал с приобретения крупнейшего, хотя и не самого благополучного в России завода по производству городских автобусов - АО Павловский автобус (ПАЗ).

Большую часть 90-х гг. ПАЗ (Нижегородская обл.) ежегодно выпускал 8000-10 000 автобусов. Несмотря на значительный производственный потенциал, последние несколько лет финансово-производственное положение ПАЗа ухудшалось. По данным завода, в 1999 г. он выпустил 7502 автобуса - на 11,8% меньше, чем в 1998 г. В I квартале 2000 г. ПАЗ произвел 1500 автобусов - 663% к аналогичному показателю 1999 г. Чистая прибыль в I квартале этого года составила 10,82 млн руб. против 19,46 млн руб. в I квартале прошлого года.

Сибирский алюминий не раз заявлял о том, что хочет освоить новые сферы бизнеса. Разговоры о том, что Сибал затевает новые проекты, стали появляться все чаще после создания компании Русский алюминий, в собственность которой должны перейти алюминиевые активы Сибала.

Впрочем, как рассказал гендиректор недавно зарегистрированной компании Руспромавто Егор Андреев, интерес к автопрому появился у руководства Сибала еще до создания Русского алюминия.

По его словам, контрольный пакет акций ПАЗа Сибал купил весной этого года - 20% акций завода были выкуплены у МДМ-банка, остальное приобретено на рынке. Сумма, потраченная на скупку акций ПАЗа, не разглашается.

В апреле представители Сибала приехали на завод и поставили его руководство перед фактом: контрольный пакет акций в наших руках, на завод мы хотим зайти мирно. Поскольку другим крупным пакетом акций завода распоряжались менеджеры предприятия, то, договорившись с ними, Сибал открыл себе путь на предприятие.

Интерес Сибала к автопрому вполне логичен. Часть комплектующих для автопрома делается из алюминия. Состояние дел в отрасли Сибалу известно. Например, в конце прошлого года пост вице-президента Сибала занял Виктор Беляев (сейчас - исполнительный директор Русского алюминия), до тех пор всю жизнь проработавший на КамАЗе. На этом предприятии, работающем в тесной кооперации с ПАЗом, Беляев дослужился до поста первого заместителя гендиректора.

Бросок в автопром Сибал начал с приобретения не самого привлекательного предприятия отрасли. Завод, способный производить 900 автобусов в месяц, в прошлом году скатился до выпуска 400 машин в месяц. Впрочем, в Руспромавто утверждают, что все беды ПАЗа происходили в основном из-за неэффективного управления, что спрос на продукцию ПАЗа есть и выпуск автобусов будет увеличен (в июле завод выпустил 650 машин, а в конце года выйдет на проектную мощность).

Пока Сибал не делал в завод никаких вложений - изучал состояние дел. Подготовка инвест-программы должна завершиться к концу месяца. По словам Андреева, вложения составят миллионы долларов.

Эксперты автомобильного рынка восприняли новость о покупке ПАЗа со сдержанным удивлением.

В отличие от руководителей Руспромавто аналитики полагают, что основные покупатели автобусов - муниципальные транспортные предприятия - в ближайшие годы не в состоянии обеспечить большой и устойчивый платежеспособный спрос. По крайней мере интерес к производителям легковых или грузовых автомобилей был бы более обоснован.

Впрочем, по словам Андреева, ПАЗ - это пилотный проект Си-бала в рамках Руспромавто. За ним последуют другие приобретения, однако названия предприятий, на которые заглядывается Сибал, он не разглашает.

   Ведомости 08.08.00
   

 

Планы развития торговли в Москве

Столичные торговцы скоро будут знать, где торговать: московские власти составляют единую схему размещения предприятий торговли в городе. Широкой общественности этот документ будет представлен через месяц, и предприниматели с нетерпением его ждут, надеясь, что по этой схеме будет видно, куда вкладывать деньги.

Судя по всему, предприниматели городским властям за такую работу будут благодарны - благодаря ей предприниматели смогут определить, в каком районе какие магазины в дефиците.

Потребительский рынок столицы развивается довольно бойко. Сейчас, в отрасли занято 1,3 млн человек, которые работают на 26000 крупных и средних предприятий торговли и услуг и 20 000 предприятий мелкорозничной сети. Большинство этих предприятий в частной и акционерной собственности. Государственных на территории города всего

100. И то, сообщил первыи заместитель руководителя Департамента потребительского рынка правительства Москвы Ефим Рыбалов, значительная часть из них в ближайшие три года будет либо акционирована, либо вообще ликвидирована. За три года сеть предприятий должна увеличиться на 4000 единиц.

Прирост товарооборота планируется на уровне 5% в год. По подсчетам специалистов департамента, товарооборот столицы в физическом выражении достигнет докризисного уровня только к 2003 г.

Московские власти считают, что в ближайшие четыре года в потребительский рынок города будет инвестировано 10-12 млрд руб. Однако некоторые эксперты считают, что муниципальные чиновники поскромничали. $400 млн - цифра вполне реальная, даже заниженная, - считаетгенеральный директор ассоциации розничной торговли России Вадим Зуйков. - Я уверен, что реальные инвестиции ее превысят. Например в планах одной только сети - Metro -строительство девяти супермаркетов по МКАД инвестиции в которые составят чуть ли не половину заложенных чиновниками цифр.


   Ведомости 09.08.00
   

 

В Москве устанавливаются правила формирования цен на лекарства

С 15 августа в Москве устанавливаются жесткие правила формирования цен на лекарства. Московское правительство своим постановлением зафиксировало размер оптовых и розничных надбавок. Эта мера может привести к падению цен и уходу с рынка мелких оптовиков, но практически не затронет производителей.

По статистике, каждый пятый россиянин отказывается от покупки препарата, если его цена больше $4, - говорит Олег Фельдман, генеральный директор компании КОМКОН-Фарма. - Но пока растаможенный импортный препарат доходит до прилавка, его цена увеличивается вдвое. Иногда цена может вырастать больше чем на 100%. Потребление обязательно нужно стимулировать.

Как раз такую цель и преследует постановление мэрии О формировании цен на лекарственные средства, цены производителей которых подлежат обязательной регистрации: оно устанавливает предельный размер торговых надбавок (кроме отпуска по льготным и бесплатным рецептам). В соответствии с ним оптовики смогут продавать российские препараты лишь на 15% дороже закупочной цены. Компании, импортирующие лекарства за счет собственных валютных средств, имеют право на 25%-ную надбавку. Розничная наценка для аптек, получающих лекарства от посредников, не должна превышать 25%. Те, кто пользуется прямыми поставками с предприятий, могут накинуть 35%. Фактически вводится регулирование цен на все жизненно важные препараты, - говорит Фельдман. Теоретически нерыночная мера московских властей могла бы принести выгоду производителям; им было бы легче увеличить продажи. Чем меньше розничная стоимость препарата, тем больше товарооборот, - говорит Фельдман. Но в фармацевтических компаниях считают, что фиксация торговых надбавок никак не скажется на их бизнесе. Не думаю, что это как-то отразится на производителях, - считает Михаил

Саповский, вице-президент по корпоративным вопросам ICN Pharmaceuticals-Россия. - Это постановление не стало для нас сигналом к активным действиям.

Возможно, на предприятиях отрасли просто не верят в то, что новое постановление будет действенным. Жесткие государственные рамки вообще никогда к добру не приводят, гораздо лучше дать рынку самому себя регулировать. Думаю, долго это постановление работать не будет - такое мнение высказал один из игроков рынка.

Зато подход столичных властей нравится крупным дистрибьюторам. Они считают, что смогут избавиться от части конкурентов и на рынке станет больше порядка.

Наша маржа сейчас ниже устанавливаемых надбавок, поэтому новшество не приведет к уменьшению доходности, -объясняет Дмитрий Дайн, генеральный директор компании Интерлизинг. - Фиксацию цен в Москве нужно было ввести уже давно, тем более что в некоторых регионах это уже действует. Серьезные компании от этого не пострадают, но аптеки уже не смогут покупать препарат через 3-5 оптовиков. Уменьшится количество спекулянтов: им придется либо создавать собственные розничные сети, либо стремиться стать стабильными оптовиками. То есть ограничение надбавок приведет к тому, что цепь производитель - потребитель станет короче, в ней останутся только необходимые звенья.

Кроме мелких оптовиков, от фиксации наценок могут пострадать несетевые московские аптеки. В аптечных сетях и так стараются свести наценки к минимуму, чтобы увеличить оборот. Но у одиночек нет такой возможности.

   Ведомости 09.08.00
   

 

Как создавались известные российские брэнды

В статье рассказываются две весьма поучительные истории создания двух известных торговых марок - пива Золотая бочка и прохладительных Напитков из черноголовки - высококлассных продуктов, активно завоевывающих соответствующие сегменты российского рынка.

   Деньги 02.08.00
   

 

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки"


Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте)
Журналом Деньги опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки
Налоговые новости
Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.




Рассылки Subscribe.Ru







Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@moscow.portal.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное