Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Городского Кота

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     07 августа 2000г.   


Сегодня в выпуске:



Прогноз мирового рынка железной руды

Согласно прогнозу австралийской исследовательской фирмы АМЕ Mineral Economics, производство железной руды в мире увеличится с 1030 млн. т в 1999 г. до 1153 млн. в 2005 г. Наибольший прирост добычи будет наблюдаться в Бразилии - до 217 млн. т и Австралии - до 194 млн., где в основном предполагается расширить мощности действующих рудников и карьеров, а также ввести в эксплуатацию ряд новых месторождений.

Ожидают, что цены железной руды повысятся примерно на 5%. Продуценты будут продолжать принимать меры с целью снижения издержек добычи руды.

В Западной Европе потребление железной руды возрастет, по прогнозу, с 143,5 млн. т в 1999 г. до 158 млн. в 2003 г., а в 2005 г. оно уменьшится до 153 млн. т. Потребление железной руды в Китае в ближайшие пять лет увеличится, согласно прогнозу, на 43 млн. до 363 млн. т.

Импорт железной руды в Японию в 2005 г. прогнозируется в 133 млн., среднегодовой темп прироста составит 1,7%.

Объем перевозок железной руды морским транспортом, согласно прогнозу ЮНКТАД, возрастет с 403 млн. в 1999 г. до 427 млн. в 2000 г. и до 432 млн. в 2001 г.

С конца 1999 г. в мире наблюдается оживление спроса на железорудное сырье. Ожидают, что в странах Запада потребление железной руды увеличится с 572,9 млн. т в 1999 г. до 608 млн. в 2000 г. (прирост на 6,1%). С учетом изменения складских запасов спрос на руду повысится на 2,5%. Выплавка стали в странах Запада, по прогнозу ЮНКТАД, в 2000 г. увеличится по сравнению с 1999 г. на 6% и в 2001 г. - на 3%.

Отмечают, что годовые мощности по выпуску железорудных окатышей в мире с середины 1997 г. по конец 1998 г. были расширены на 17,5 млн. т. Производство окатышей в мире в 1999 г. составило 240,3 млн. т при мощностях, равных 308 млн. т. Мировой экспорт окатышей в 1999 г. составил 85,8 млн. т. Новые заводы по выпуску окатышей в 1999 г. не строились и не будут создаваться в 2000 г. Строительство новых мощностей по их производству, как ожидают, начнется не ранее II полугодия 2001 г. в Бразилии, Канаде, Перу и Швеции.

   БИКИ 05.08.00
   

 

Состояние рынка некоторых металлов в США

Выпуск молибдена в США сократился в 1999 г. до 44,1 тыс. т (на сумму 256 млн. долл.), что соответствует более чем 1/3 его мирового производства. Падение производства этого металла в стране связано со снижением его цен. Примерно 75% суммарного потребления молибдена приходилось на продуцентов чугуна и стали. Американский экспорт молибдена в 1999 г. составил 38,4 тыс. т.

Добыча хрома, марганца, никеля, кобальта и вольфрама в стране не осуществлялась. В 1999 г. в США было добыто небольшое количество ванадия, но статистические данные о производстве этого металла в стране не публикуются. Американский нетто-импорт (по содержанию металла) в прошлом году составил (тыс. т): хром - 406, марганец - 1125, кобальт - 6,7, первичный и вторичный никель - 109,35, вольфрам -3,1, ванадий - 3,01.

С закрытием магниевого завода в Техасе в конце 1998 г. суммарный выпуск этого металла двумя оставшимися в стране продуцентами в 1999 г. снизился по сравнению с предыдущим годом, однако соответствующие статистические данные не публикуются. Извлечение вторичного магния из старого лома в 1999 г. составило 32 тыс. т, а нетто-импорт этого металла - 50 тыс. т. Видимое потребление магния равнялось 174 тыс. т, из которых (в %) 48 использовались в производстве сплавов на основе алюминия, 31 - в производстве отливок под давлением и сырьевых магниевых продуктов, 11 - для обессеривания чугуна и стали, 3 -в цветной металлургии для восстановителей и 4 - в производстве прочей магнийсодержащей продукции.

Только две компании в США производят титановую губку. Статистические данные о добыче титана и выпуске первичного металла не публикуются. Американский импорт титановой губки в 1999 г. резко снизился - до 6 тыс. т, а экспорт увеличился до 807 т. Наибольшая часть титана в стране потребляется в качестве пигментов на основе диоксида титана, производство которых в США в 1999 г..находилось на рекордном уровне в 1,35 млн. т (на сумму 3 млрд. долл.), а их экспорт составил 382 тыс. т.

На 17 рудниках в США в прошлом году добыча цинка составила 771 тыс. т (около 10% мирового производства этого металла) на сумму примерно 860 млн. долл. Из старого лома было извлечено 90 тыс. т цинка, а его нетто-импорт достиг 414 тыс. т. Американский импорт металла увеличился, поскольку сырье из Аляски перерабатывалось в Канаде, а произведенный металл отгружался в США, причем эти поставки включались в импорт. Потребление цинка во всех формах в 1999 г. составило в США 1,6 млн. т, из которых 56% использовались в производстве гальванических покрытий. Первичное олово в США не производилось, при этом из старого лома в 1999 г. было извлечено 10,8 тыс. т этого металла и 12 тыс. т поступило из государственных запасов. Нетто-импорт олова в США в прошлом году составил 39 тыс. т. Потребление первичного металла в стране равнялось 38,2 тыс. т, из которых около 30% использовались в производстве тары - банок и др. тары.

Добыча платины и палладия в США в 1999 г. была близка к рекордному уровню, при этом производство платины в рудах и концентратах составило 3,2 т, а палладия - 10,2 т, что составляет соответственно примерно 2 и 8,2% их мирового производства. Из полученных концентратов выплавлялся черновой металл, который отгружался для рафинирования в Бельгию, поскольку в стране нет предприятий такого профиля.

Производство вторичных платины и палладия в США составило в 1999 г. 70 т, а их нетто-импорт - 211,6 т. Основным потребителем металлов платиновой группы в стране была автомобильная промышленность, использующая их в качестве окисляющих катализаторов в каталитических фильтрах-нейтрализаторах выхлопных газов автомобилей. В 1999 г. продолжалось осуществление программы расширения Stillwater, единственного в стране действующего платинового рудника, а также строился подземный туннель, достигший рудного тела в конце прошлого года. Расширение рудника должно быть закончено в 2003 г.

   БИКИ 03.08.00
   

 

Конъюнктура мирового рынка соевых бобов и продуктов их переработки

Во II квартале текущего года объем продаж соевых бобов тремя ведущими странами-продуцентами - США, Аргентиной и Бразилией - значительно превысил ожидаемый уровень. Это произошло в результате активизации мирового спроса, особенно со стороны КНР. В период с марта по июнь 2000 г. совокупный экспорт трех стран увеличился на 29% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 15,5 млн. т. В то же время маслобойная промышленность США, Аргентины и Бразилии из-за резкого падения спроса на соевое масло и шрот оказалась в трудном положении. В мае объем переработки в Аргентине увеличился незначительно - до 1,79 млн. т. В Бразилии было переработано 2,40 млн. т соевых бобов, что на 3% ниже прошлогоднего показателя. В США объем переработки уменьшился на 4% - до 3,33 млн. т. В июне произошло сезонное понижение переработки соевых бобов, при этом ее совокупный объем в трех рассматриваемых странах, по оценке, составил 7,4 млн. т. В июне продолжали расти продажи соевых бобов тремя странами, в результате чего уровень продаж на 7% превысил прошлогодний.

Превышение мирового спроса на соевые бобы над предложением, наблюдаемое в текущем сезоне, должно привести к сокращению переходящих запасов, размер которых в конце августа, по прогнозу, уменьшится на 4,8 млн. т по сравнению с прошлогодним показателем, а это, в свою очередь, отразится на состоянии мирового рынка соевых бобов в следующем сезоне.

Эксперты полагают, что запасы соевого масла в США, Бразилии и Аргентине достигли своего максимального или близкого к нему уровня. Основным фактором, обусловившим накопление значительных запасов, стал чрезвычайно низкий уровень китайских закупок, который, в сочетании со снижением спроса со стороны других импортеров, привел к сокращению мировой торговли соевым маслом в период с апреля по июнь 2000 г. на 0,4 млн. т по сравнению со II кварталом предыдущего года, при этом в наибольшей степени снизился американский экспорт. В начале июля совокупные запасы соевого масла в трех странах оценивались в 1,57 млн. т, что приблизительно на 0,36 млн. больше прошлогоднего показателя.

Нетто-экспорт соевого масла из США, Аргентины и Бразилии в июне вырос почти на 70 тыс. т по сравнению с предыдущим месяцем, однако был на 100 тыс. т меньше, чем в июне 1999 г. Резкое падение экспорта соевого масла отмечалось прежде всего в США и Бразилии, в то время как экспортные показатели Аргентины оставались достаточно высокими и, согласно предварительным расчетам, составляли порядка 260 тыс. т.

Снижение мирового импортного спроса на соевое масло отчасти объясняется переключением ряда стран-импортеров, таких как КНР, Пакистан и другие, на закупки соевых бобов и ростом их переработки в этих странах. Другой причиной эксперты считают сдержанную импортную политику отдельных покупателей и снижение запасов соевого масла в ряде стран-импортеров во II квартале текущего года.

В пересчете на масло совокупный нетто-экспорт соевого масла и соевых бобов из трех рассматриваемых стран в июне увеличился на 3% по сравнению с тем же месяцем 1999 г., а за весь квартал - на 2%. В результате с сентября 1999 г. по июнь 2000 г. объем мировой торговли указанной продукцией вырос до рекордного уровня в 9,96 млн. т, что на 0,6 млн. т превышает показатель предыдущего года.

Совокупный нетто-экспорт соевого шрота и соевых бобов в пересчете на соевый шрот из США, Бразилии и Аргентины рос более высокими темпами, чем отгрузки соевого масла. Расширению мировой торговли соевым шротом способствовала активизация спроса в странах Юго-Восточной Азии. Эксперты полагают, что для обеспечения достаточного уровня мировых ресурсов соевых бобов в следующем сезоне потребуется значительно увеличить их производство, тем более ввиду ожидаемого падения производства семян рапса, подсолнечника и хлопчатника.

   БИКИ 03.08.00
   

 

Китай отказывается от российских самолетов

К июню 2001 года все китайские авиакомпании должны прекратть эксплуатацию самолетов советского и российского производства у таков приказ управления гражданской авиации КНР (СААС). Из-за отказа китайцев от наших самолетов прямые убытки российской промышленности составят $8 млн в год.

В распоряжении китайских компаний сейчас, по различным оценкам, находится 180-220 российских машин, среди которых транспортные Ил-76, Ан-24, Ан-26, Ан-30 и пассажирские Ил-86, Ту-154 и Як-42. Примерно треть из них уже не летает из-за окончания срока эксплуатации. китайские власти не в первый раз поднимают вопрос о запрете использования российских самолетов. В прошлом году СААС решило запретить полеты всех 55 Ту-154, имеющихся у китайских авиакомпаний. Причина у происшедшая 24 февраля 1999 года катастрофа самолета этого типа, в которой погиб 61 человек. Уже на следующий день после катастрофы находившийся тогда в Москве премьер госсовета КНР Чжу Жунцзи заявил, что Китай как минимум ближайшие три года не будет обсуждать с Россией меморандум о совместных работах в области гражданской авиации и проект создания российско-китайского авиаконсорциума. Правда, в январе этого года СААС отменило свое решение относительно Ту-154.

Теперь СААС хочет полностью отказаться от использования российской авиатехники. Вообще-то эти планы Китай вынашивает давно. Еще в середине 80-х КНР приняла решение о регулярных госассигнованиях на приобретение пассажирских самолетов Boeing, McDonnell Douglas и Airbus. На эти цели уже потрачено около $2,7 млрд. Не забыта и авиапромышленность КНР: одним из условий поставки 150-местных McDonnell Douglas MD-83/MD-90 была сборка 35 этих самолетов на шанхайском авиазаводе.

Если СААС вновь не изменит своего отношения к российской технике, отечественная авиапромышленность лишится весьма значительного рынка. В первую очередь могут быть сорваны ведущиеся сейчас между авиакомплексом Ильюшин , Воронежским авиазаводом и Китаем переговоры о поставке трех лайнеров Ил-96-300 (базовая стоимость каждого у $30 млн). Кроме того, российские заводы потеряют заказы и поставку запчастей и ремонт самолетов китайских компаний. Сейчас на этих контрактах они зарабатывают $8 млн в год.

Это тем более неприятно, если учесть, что от наших самолетов отказывается не только Китай. На днях гендиректор венгерской авиакомпании Malev Ференц Ковач заявил, что в апреле 2001 года прекратит эксплуатацию шести Ту-154М. По его словам, клиенты Malev с подозрением относятся к советской технике . В Восточной Европе только чешская компания CSA и болгарская Balkan еще не отказались от российских самолетов. Правда, новую технику они покупают исключительно западную.

   Коммерсант 04.08.00
   

 

Проблемы развития электронной торговли в России

В серии статей рассматриваются современное состояние и перспектьивы развития в РФ электронной торговли. Отмечается, что мода на интернет-проекты, ориентированные на потребительский рынок (В2С) постепенно проходит - серьезных доходов от них ожидать пока не приходится. Российские интернетчики решили попытать счастья в другом - корпоративном (В2В) - секторе интернет-рынка. В Рунете поднимается новая волна строительства: одна за другой в сети появляются биржи, услугами которых, как считается, будут пользоваться предприятия при поиске поставщиков и заключении сделок. Однако впереди у них серьезные проблемы.

   Коммерсант 03.08.00
   Ведомости 03.08.00

 

Рейтинг пристрастий российских покупателей

Российские потребители привыкли покупать то, что им навязывает реклама. Правда, затраты компаний на раскрутку своих торговых марок не всегда могут гарантировать высокий объем продаж.

По данным исследования компании РОМИР , больше всего заядлым курильщикам эапомнилась реклама сигарет Marlboro (79% опрошенных), Петр I (60%), Camel (50%) и L&M (48%). Всего же респонденты смогли назвать больше 25 марок сигарет, название которых они видели на щитах или слышали по радио. Марки Ява/Ява Золотая и Lucky Strike, в свою очередь, запали в душу доверчивых потребителей своими шоу-акциями, которые запомнил каждый десятый опрошенный. При этом рекламные бюджеты табачных компаний составляли по нескольку сотен тысяч долларов, для некоторых из фирм в итоге просто выброшенных на ветер.

Согласно данным другого маркетингового агентства Инфомарт , затраты на рекламу помогают поддерживать высокий уровень продаж только компании Philip Morris. Яву , на раскрутку которой тратят ненамного меньше средств, покупают только 6,4%. На долю остальных марок сигарет и вовсе приходится от десятой доли до трех процентов.

При этом на покупку табачных изделий и алкогольных напитков в России приходится лишь пятая часть всех оставленных в магазинах денег_Поч-ти треть от общего объема продаж составляют гастрономические товары (мясо, рыба и молоко), четверть у чай. кофе и другая бакалейная продукция, десятую часть всех покупок у соки и прохладительные напитки.

Любопытно, что выбор той или иной торговой марки зачастую можно объяснить только загадочной русской душой. Более 40% сыров и рыбной продукции и 20% сливочного масла, продаваемых в России, вообще не имеют громкого раскрученного названия. Их просто продают у как в бывшем Советском Союзе, когда масло и рыба означали только то, что лежало на прилавке.

Что касается остальных товаров, то их узнаваемость и объемы продаж напрямую связаны с активностью рекламных кампаний производителей. Так, по данным Инфомарта , полученным из магазинов-респондентов, можно составить своеобразный рейтинг популярности торговых марок. Молоко в России пьют в основном Петмол или в крайнем случае Домик в деревне . Стирают порошками Аист , Ariel и Tide, а зубы чистят исключительно пастами Colgate, Новый жемчуг и Blend-a-med. Кофе и чай ассоциируются у россиян только с Nescafe и Lip-ton Yellow Label. Зато водку и пиво у нас пьют преимущественно отечественные у Кристалл и Балтику .

   Известия 03.08.00
   

 

Грузинские вина подорожают

Сильнейшая засуха, какой не было 100 лет, обрушилась в этом году на Восточную Грузию. Пострадали все сельхозкультуры и, в частности, виноградники в основном винодельческом регионе страны - Кахетии. Производители и импортеры грузинских вин полагают, что, если в ближайшие дни в Кахетии не выпадет дождь, урожай может оказаться на 30% меньше ожидаемого. А значит, качественные грузинские вина подорожают. Причем основная опасность угрожает именно красным винам - наиболее любимым в России.

Засуха - очень большая проблема, - говорит Георгий Мшвидобадзе, генеральный директор компании Georgian Wines and Spirits (GWS), входящей в группу Pernod Ricard. - В Кахетии это настоящая трагедия. Два с лишним месяца капли воды не было и жара стоит 40-42 градуса. А тут еще и саранча портит молодую лозу.

Саранча - это еще полбеды. В последние дни в Кахетии начались пожары, и в некоторых селах выгорели все виноградники.

По данным ГТК, в прошлом году из Грузии в Россию было ввезено 805 740 дал вина таможенной стоимостью $16,6 млн.

Урон сельскому хозяйству очень сильный, ягоды отваливаются от грозди, - говорит директор компании Винополис Сандро Хатиашвили.

По словам Александра Цыгановского, начальника отдела закупок компании Русьимпорт, Кахетия дает 90% всего грузинского винограда. Если здесь резко снизится урожай, цена на красный виноград сорта саперави может зашкалить далеко за $1/кг. Ведь даже в относительно благополучном прошлом году спрос на этот виноград намного превышал предложение.

По мнению Цыгановского, вино нового урожая может получиться лучшего качества (в жару виноград накапливает больше сахара), но его будет значительно меньше, чем в прошлом году. Конечно, вина из винограда нового урожая начнут поступать на рынок не раньше начала следующего года, однако, считает виноторговец, многие производители начнут повышать цены уже этой осенью, чтобы скачок не был резким.

[Неурожай в Кахетии] еще больше увеличит пропасть между теми, кто делает вина только из грузинского винограда, и теми, кто не стесняется завозить виноматериалы из других регионов, например Азербайджана, -считает представитель Русьимпорта. Ситуация еще может немного выправиться, но для этого нужно, чтобы в ближайшие день-два в Кахетии пошел дождь. Даже в этом случае, каких-то потерь виноделам избежать не удастся. Масштаб этих потерь окончательно прояснится к началу сентября. Только тогда производители и торговцы смогут оценить, насколько вырастут цены на грузинские вина.

   Ведомости 04.08.00
   

 

Российский рынок пива

В обширном маркетинговом исследовании на основе обильного статистического материала дается анализ современного состояния рынка, в том числе анализируются известность марок пива, наиболее покупаемые марки и источники информации о них, частота и места покупок, основные критерии выбора пива, наиболее рекламируемые марки, а также социальные портреты покупателей пива марок Балтика и Жигулевское.

   Эксклюзивный маркетинг 3, 2000г.
   

 

Российские металлурги на пути создания закупочного картеля

Коммерческие службы АО Северсталь , АО Носта и Новолипецкого металлургического комбината объявили, что будут координировать политику в отношении закупок угля, ферросплавов, стального лома и другого сырья. Пока речь не идет о создании закупочного картеля, но рост цен и тенденция к консолидации в металлургической отрасли толкает комбинаты к созданию подобного альянса.

По прогнозу Минпромразвития, объем производства в черной металлургии в 2000 г. на 13,1% превысит уровень 1999 г. В первом полугодии выпуск стали вырос на 21,8%. Производство сырья тоже растет, но не такими темпами - выпуск железной руды вырос на 8,8%, электроферросплавов, используемых для производства высококачественных сортов стали, - на 10.1%.

При этом аналитики давно говорят о том, что период, когда меткомбинаты получали на экспорте суперприбыли, уходит в прошлое. По данным компании Тройка-Диалог, в прошлом году 1 т горячекатаного проката стоила в среднем $170, а во II квартале этого года уже $232. Однако сейчас рост цен затормозился, одновременно выросли затраты. По словам Кахи Кикнавелидзе, аналитика Тройки-Диалог, сырьевики вынуждены поднимать цены на свою продукцию, так как естественные монополии увеличивают стоимость услуги и для них тоже. Недавно МПС увеличило тариф на железнодорожные перевозки на 18,5%, а с 1 сентября планируется отменить льготу на первозку угли.

Встреча, в которой приняли участие руководители отделов снабжения и коммерческие директора всех трех компаний, состоялась 29 июля. Стороны договорились о регулярных консультациях по вопросам закупочной политики. Участники неохотно дают комментарии у подобного рода переговоры могут быть расценены Министерством по антимонопольной политике как попытка создания закупочного картеля конкурирующими организациями. Именно поэтому по итогам встречи не подписывалось никаких документов. По словам коммерческого директора Северстали Анатолия Кручинина, на встрече обсуждалась лишь общая ситуация с поставками сырья у не более того. Мы обменивались мнениями о перспективах развития рынков .

По предложению НЛМК представители коммерческих служб встретятся вновь уже в августе в Москве для более предметного разговора. В частности, Северсталь и НЛМК, все-таки поделятся друг с другом информацией о ценах, выставляемых им поставщиками угля и железно-рудного концентрата. Руководство комбинатов подозревает (и не без оснований), что поставщики их завышают, ссылаясь на то, что конкуренты согласны брать у них сырье и по таким ценам. Впрочем, в НЛМК утверждают, что августовская встреча будет лишь чем-то вроде закрытой конференции специалистов трех предприятий .

Пытающиеся создать альянс три предприятия производят 35-40% чернометаллургической продукции страны, и информационный обмен между ними может привести к падению цен на сырье. В первую очередь совместная политика позволит влиять на кузбасских угольщиков и Лебединский ГОК.

Заметим, что тройственный союз создается в противовес неформальной группе Русский алюминий уЕАМу Уральская горно-металлургическая компания , постепенно концентрирующей в своих руках важные как для цветной, так и металлургической отрасли ресурсы. В частности, под контроль этой группы скоро может попасть Кузбассуголь у аукцион по продаже его акций состоится на днях.

   Коммерсант 03.08.00
   Ведомости 02.08.00

 

Новинка - детский "жучок"

Уследить за детьми очень непросто и по силам лишь спутнику. Весной в Ирландии поступила в продажу техническая новинка у специальный детский жучок . Четырохсантиметровый квадратик, прикрепляемый к одежде ребенка, позволяет его родителям круглосуточно отслеживать местонахождение чада с точностью до полутора метров у достаточно лишь включить компьютер или мобильный телефон. Устройство работает с помощью спутниковой системы навигации, которая помогает ориентироваться морякам и автомобилистам. Благодарные ирландские родители раскупили первую тысячу жучков буквально за считанные часы.

В России жучками уже никого не удивишь, однако, специальных детских жучков в продаже пока нет.

   Деньги 02.08.00
   

 

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки"


Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте)
Журналом Деньги опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки
Налоговые новости
Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.




Рассылки Subscribe.Ru







Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@moscow.portal.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное