Внешне
снегоход похож на микромотоцикл, только с лыжами. Как и полагается такому
транспортному средству, у снегохода есть рама с сиденьем, двигатель,
бензобак, ходовая часть, трансмиссия. Рама, сиденье, передняя вилка —
самодельные, остальные узлы и детали готовые, от мопеда «Рига-22».
Рама —
ответственный и, пожалуй, наиболее трудоемкий элемент конструкции. К сборке
ее следует отнестись внимательно и творчески. Если у вас не окажется,
например, нужного глушителя, используйте другой, изменив и подкорректировав
узлы его крепления.
Для подготовленных конструкторов
сварка рамы — дело несложное, хотя и здесь есть свои
хитрости. Скажем, ее удобнее собирать, пользуясь плазом — начерченным на
листе оргалита в виде рамы сбоку в натуральную величину. Пользуясь им как
шаблоном, можно точнее и аккуратнее выполнить сборочно-сварочные операции.
Изготавливают раму из обычных
шовных
труб диаметром 34 и 21 мм. Надеемся, знакомые вам помогут
сварить ее...
Когда
в разговоре упоминают о транспортном средстве с мускульным приводом, то в
первую очередь мы вспоминаем
велосипед. Однако существуют и самолеты с мускульным
приводом. На них удалось перелететь Ла-Мапш Есть уже мускульные суда,
скользящие по поверхности воды на подводных крыльях. На подводной лодке с
мускульным приводом собирались даже устроить побег Наполеону с острова
Святой Елены. Автомобиль с мускульным приводом — веломобиль — уже превысил
скорость в 100 км/ч, поговаривают, что на Луне его скорость превысила бы
300...
Почему-то лишь для движения по снегу и бездорожью мускульный привод
применения еще не нашел.
Попробуем же разобраться в причинах этого явления и сконструировать
веломобиль пригодный для зимы и лета.
Основная причине успеха велосипеда в том, что он позволяет пройти
расстояние с меньшими затратами энергии, чем при ходьбе или беге. Например,
тренированный спортсмен может пройти на велосипеде более 200 км в день...
Псковский
житель Глеб Травин взялся доказать, что велосипед годится для любого времени
года. Аргументы его были более чем убедительными. Травин умудрился проехать
зимой от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке. Путь свой он
проделал на обычном дорожном велосипеде по прибрежным льдам Северного
Ледовитого океана. Пример Травина — из категории экспериментов в
экстремальных условиях. Но сейчас на улицах городов все чаще можно встретить
велосипедистов и в дождь и в зимний день.
Всепогодность дорожного
велосипеда увеличивает его преимущества в условиях современного города. В
Академии строительства Германии подсчитали скорость передвижения на
различных видах городского транспорта. Оказалось, что
автобус,
троллейбус и
трамвай движутся со средней скоростью 12 километров в
час. Такая же скорость у велосипеда. Средняя скорость легкового автомобиля
в городе — 20 километров в час. Скорость метро — 25 километров в час. Но
ведь горожанин не доезжает на метро от дверей своего дома до самой работы!..
На
рисунке 1 двухместный шоссейный вело-мобиль, который разработали братья
Андрей и Станислав Кудрявцевы из Москвы (общий вид веломобиля показан на
рисунке 4).
На асфальтированном шоссе он может разгоняться до 35 км/ч.
Масса веломобиля около 35 кг. Тормоз ножной, с приводом на задние колеса.
Все детали и узлы веломобиля монтируются на цельносварной металлической
раме из стальных трубок прямоугольного сечения размером 25x23 мм и толщиной
стенок 2 мм. Лучше всего подойдут для изготовления рамы трубки от пришедших
в негодность столов с металлическим каркасом. Вилки передних колес и сами
колеса — от велосипедов типа «Бабочка» (см. рис. 1). Подвеску заднего колеса
вам придется сделать самим из труб диаметром 22 мм и толщиной стенки 2 мм...
Даже
на самых спокойных реках трудно избежать поломки каркаса или пробоины в
обшивке байдарки. Поэтому рекомендуем захватить с собой в поход специальный
набор — с его помощью можно быстро провести любые ремонтные работы. Приводим
примерный перечень инструментов и материалов на группу из 3—4 человек с
продолжительностью похода около 10 дней: резина для заплат — 5м2;
клей резиновый — 1,0 л; нитки суровые (капроновые) — 1 катушка; проволока
вязальная или медная диаметром 0,5—1,0 мм — 5 м; жгут медицинский резиновый
— 1 м; наждачная бумага — 0,3 м2; пассатижи; игла сапожная; нож
сапожный; ножницы; ацетон — 0,5 л. А теперь поговорим о самих ремонтных
работах...