Сотни,
а может быть, и тысячи изобретателей в попытке создать самодвижущийся экипаж
— автомобиль — испробовали все виды автономных двигателей. Многочисленные
эксперименты показали, что наиболее пригодны для него силовые установки, в
которых происходит превращение одного вида энергии в другой, в частности
тепловые и электрические. На протяжении более чем столетнего развития
автомобиля подавляющее распространение получили двигатели, которые
преобразуют тепловую энергию сжигаемого топлива в механическую работу. В
свою очередь, среди них благодаря компактности, экономичности и малой
удельной массе (кг/л. с.) господствующее положение заняли двигатели
внутреннего сгорания, сначала поршневые, а за последние годы и роторные.
Силовые установки внешнего сгорания, у которых топливо сгорает вне рабочей
полости — паровые машины с котлом, двигатели Стирлинга с подогревателем,—
уступают по важнейшим показателям двигателям внутреннего сгорания и поэтому
не получили распространения в автомобилестроении...
На
протяжении всей истории развития мотоцикла, несмотря на быстрый технический
прогресс и постепенное усложнение его конструкции, всегда создавались
простейшие, наиболее дешевые модели, которые имели устойчивый спрос.
Периодически конструкторы убеждались, что производственная программа заводов
должна предусматривать выпуск очень легкой и простой машины, которая бы
представляла собой видоизмененный велосипед с мотором мощностью 1—1,5 л. с.
При массе около 40—50 кг она может развивать скорость около 40 км/ч и
служить универсальным транспортным средством для поездок на короткие
расстояния в городе и на селе.
Такую машину с двигателем рабочим объемом
не более 50 см3 и вспомогательным педальным приводом стали
называть «мотовелосипед»,— «чикломотор», «мопед»; последнее получило
наибольшее распространение...
Специальные
автомобили для дальних перевозок грузов начали применяться около века назад.
Их появление предопределило развитие автомобильных магистралей и успехи в
совершенствовании конструкции автомобиля, повышении его эксплуатационной
надежности. Если в 1912 году пробег грузовика «Паккарда» с тремя тоннами
груза из Нью-Йорка в Сан-Франциско продолжался полтора месяца и
представлялся рекордом выносливости, то уже в тридцатые годы прошлого
столетия на такое «чудо» был способен любой грузовик.
Опыт показывал, что
перевозка скоропортящихся или дорогостоящих грузов автомобилем экономически
оправдана даже на расстояние в тысячу километров. Ведь в таком случае можно
доставить груз «от двери к двери». Причем, чем выше грузоподъемность машины,
тем рентабельней перевозки...
Тому,
кто пользуется на даче газовыми баллонами, интересно знать, сколько же газа
в них осталось. Известно, что сам пятидесятилитровый баллон весит 22
плюс-минус 1,54 кг, а после заполнения пропаном этот вес должен увеличиться
на 24,5 кг. Взвешивать такие грузы в бытовых условиях обычно нечем, в
хозяйстве в большинстве случаев имеются весы (чаще всего пружинные),
рассчитанные не более чем на 10 кг. Однако с их помощью можно контролировать
вес баллона с газом.
Как видно из рисунка ниже, если прицепить крючок
весов к горловине баллона (это удобно сделать через веревочную петлю) и
потянуть весы так, чтобы баллон одним краем чуть-чуть оторвался от пола, то
с точки зрения механики образуется нечто вроде изогнутого неравноплечного
рычага. Теперь уже показания весов будут намного меньше истинного веса
баллона...
Проведите
маленький тест, попросив кого-либо быстро связать две веревки. Можете быть
уверены — в девяноста девяти случаях из ста ваш знакомый или знакомая
затянет один над другим два полуузла. Эта простейшая конструкция,
оказывается, тоже имеет свое название — бабий узел, и если упоминается в
специальных справочниках, то лишь в качестве примера того, как узлы
завязывать не надо. Бабий узел и развязыванию не поддается, вспомните,
сколько трудов стоит снять ботинок, если шнурки на нем затянулись подобным
образом. Да и крайне ненадежен этот узел — и если связанные им веревки
разной толщины, непременно соскочит даже под умеренной нагрузкой. Кстати, и
за рубежом он носит довольно пренебрежительные названия — «бабушкин», «телячий»
и даже «дурацкий»...