Все, у кого есть дети, мечтают, чтобы они спали по ночам, без истерик принимали слово «нет», прилично вели себя в гостях и ресторанах и с аппетитом ели то, что им готовят. И хорошо бы, делали всё это не только под маминым чутким руководством, но и самостоятельно. Потому что маме пора выйти на работу, или она уже вышла, или вовсе с работы не уходила.
Автор абсолютного бестселлера «Французские дети не плюются едой» американка Памела Друкерман убедительно доказала, что справиться с большинством родительских кошмаров отлично помогают французские методы воспитания.
23 апреля Памела прилетела в Москву, чтобы лично представить свою новую книгу «Французские родители не сдаются. Сто советов по воспитанию из Парижа». Она сформулировала 10 самых важных французских правил для работающих мам. Эксклюзивные советы от успешной писательницы и мамы троих детей в нашей галерее. А в качестве бонуса — рецепт парижского десерта, который любят дети любого возраста.
Правило первое: идеальных мам не существует
Работающая женщина всегда стремится объять необъятное: быть идеальной матерью и одновременно делать успешную карьеру. Фактически она работает в две смены — в офисе и дома. Думаю, всем делающим карьеру мамам это ощущение хорошо знакомо. Так вот, у француженок есть излюбленный афоризм: «Идеальных матерей не существует». Не стоит пытаться быть идеальной. И это самая важная, основополагающая идея.
А ещё не воспринимайте детство ребёнка как начало марафона, финиш которого — поступление в университет. Французы, безусловно, хотят, чтобы их дети были успешными, но они не стараются вечерами после работы заставить ребёнка семимильными шагами проходить естественные этапы развития. Например, читать и писать ребёнка не учат лет до шести. Француженки считают, что гораздо важнее до школы привить малышу такие навыки, как концентрация внимания, общительность и самоконтроль. Во-первых, это не требует какого-то специально отведенного времени, а является просто неотъемлемой частью процесса воспитания. А, во-вторых, именно эти способности, а не умение в три года считать до ста и обратно, создают крепкую базу для успехов ребёнка в учебе.
Правило второе: у вас всегда должен быть собственный источник дохода
В Америке, например, принято верить в волшебную сказку о чудесном замужестве как синониме спокойной беззаботной жизни. Главное — удачно выйти замуж и получить хорошего мужа со стабильной зарплатой, а там можно и не работать. Во Франции всё не так. Французские мамы убеждены, что женщине совершенно необходим собственный источник дохода. Даже в самом удачном браке с обеспеченным и любящим мужчиной женщина должна задумываться: «А что если однажды всё рухнет?» У неё должна быть профессия, работа или любой другой стабильный источник дохода просто на всякий случай. Французские мамы уверены: это чрезвычайно важно, и прежде всего, для ребёнка. Француженка быстро выходит на работу после родов, потому что хочет точно знать, что сможет обеспечить ребёнка всем необходимым, если вдруг придётся воспитывать его самой. Эта позиция чрезвычайно прагматична и в ней нет ни капли французской романтики, зато она очень помогает жить.
Правило третье: нельзя посвящать всю свою жизнь ребёнку
Материнская забота о детях — отличная иллюстрация принципа бесконечности. Мы всегда будем стараться помочь им, всегда. Это такая добровольная вечная жертва. Но в основе французской культуры лежит чрезвычайно важная идея: любому человеку (и особенно родителю) необходимо время и пространство только для себя. Причём оно выделяется не по остаточному принципу: если я сделаю детям это, это и это, то в конце дня позволю себе…Или: только когда я сделаю всё возможное для ребёнка, я позволю себе…Нет, ни в коем случае!
Для поддержания баланса в семье крайне важно, чтобы какая-то часть жизни была только вашей, принадлежала только вам. Это может быть и работа, хотя вовсе не обязательно. Это может быть любое ваше увлечение, или общение с друзьями, — что угодно, я не знаю, выращивание орхидей. Французы глубоко убеждены: если вы посвящаете всё своё время ребёнку, если ваш мир вращается вокруг него, это очень вредно и даже опасно, в первую очередь, для ребёнка.
Правило четвёртое: время от времени отдаляясь от ребёнка, вы становитесь лучшей матерью
Если ребёнок привыкнет, что вы всё время рядом с ним, всё время вовлечены в то, что он делает, и проживаете вместе с ним каждую секунду, он не научится самостоятельности. Более того, он не научится быть внимательным к другим людям, замечать их потребности, не научится сопереживать. Любая француженка интуитивно чувствует: время от времени отдаляясь от ребёнка, она оказывает ему неоценимую услугу.
Очень важно понимать, что это не какая-то радикальная позиция. Я ни в коем случае не призываю русских женщин немедленно бросить всё, уехать на три недели на спа-курорт, заниматься только собой и забыть про ребёнка. Речь о том, чтобы спокойно признать: если вы проводите всё время вместе с кем-то – неважно, насколько вы обожаете друг друга, – вы рано или поздно начнёте друг друга раздражать. И это ведь касается не только вас, это в той же степени относится и к вашему ребёнку.
Насколько эффективно это простое правило – время от времени отдыхать друг от друга, я буквально только что испытала на себе. Мы с одним из моих пятилетних близнецов на прошлой неделе были на каникулах у моей мамы. Она уходила с ним куда-то на два-три часа, и когда мы снова встречались – мы были так рады друг другу, нам было чем поделиться. Короткие разлуки вносят в отношения свежесть! Это всегда новый опыт и впечатления, это глоток горного воздуха, источник энергии. И это необходимое условие для прочности любых человеческих отношений, в том числе отношений матери и ребёнка.
Правило пятое: забудьте про чувство вины
Нет никакого смысла испытывать чувство вины перед ребёнком за то, что вы работаете. Это совершенно деструктивное чувство, которое всё равно ничего не изменит. У вас всё равно не появится больше времени на общение с малышом. Главное, что вы можете сделать, – это по-настоящему быть с ребёнком, когда вы свободны. Не просто присутствовать на прогулке, болтая по телефону с подругой, а действительно проводить время с ребёнком. Вы не должны всё время беспокоиться о малыше, когда вы на работе, не должны корить себя за то, что вы не только мама, но и коллега, подруга, жена. Единственное, что вы, пожалуй, должны своему ребёнку, когда вы рядом с ним, – это быть спокойной и быть «здесь».
А ещё воспитывайте в своих детях терпение. Раньше я думала, что это врождённое умение, которое либо есть, либо нет. Французы же воспринимают терпение как некую мышцу, которую можно и нужно тренировать, причём с самого раннего возраста. Не вскакивайте из-за стола, если вы работаете, а ребёнок просит посмотреть, какую башню из кубиков он построил. Мягко объясните малышу, что вы делаете, и попросите немного подождать. Сначала он подождёт несколько секунд, но затем и минут. Он научится развлекать себя сам во время ожидания и справляться со своим разочарованием. Для ребёнка этот навык жизненно необходим, считают французы, — только так он узнает, что не является центром вселенной, и научится взрослеть.
Правило шестое: не становитесь «мамой-такси»
Это правило напрямую связано с предыдущим. Не стремитесь компенсировать детям собственное отсутствие огромным количеством кружков и развивающих занятий. Парижанки, выбирая внешкольные занятия для детей, всегда взвешивают, как это повлияет на качество их собственной жизни. Мамашу, которая целый день возит ребеёнка с одного кружка на другой, во Франции никогда не назовут самоотверженной. Тем более не оценят, если она делает это в ущерб своей работе.
Про такую маму скажут, что она совсем потеряла чувство равновесия. Да и детям подобная жертвенность совершенно ни к чему. Конечно, ребёнку полезно ходить в бассейн или на уроки музыки, но у них непременно должно оставаться время на самостоятельные игры дома. Излишняя психологическая и физическая нагрузка пойдёт ребёнку во вред.
Правило седьмое: в отношениях родителей есть часть, в которой ребёнок не участвует
Никогда не забывайте: в основе семьи — супружеская пара. Всегда находите время, чтобы побыть с мужем вдвоём. Во Франции всё родительское пространство принадлежит ребёнку только первые три месяца. По аналогии с президентским сроком, французы называют этот период «первые сто дней». В это время ребёнок может спать в одной комнате с родителями и даже в их постели. Но после малыша приучают спать в своей кроватке и в своей комнате. Ваша супружеская спальня должна стать тем местом, которое принадлежит только вам двоим. Дети не могут входить к родителям, когда им вздумается. Ребёнок должен точно знать — у родителей есть часть жизни, в которой он не участвует.
Одна француженка как-то сказала мне: «спальня моих родителей была священным местом в доме. Нужен был очень весомый повод, чтобы зайти туда. Между родителями всегда существовала некая связь, которая нам, детям, казалась великой тайной». Мне кажется, это очень важно для малыша. Ведь если он будет считать, что всё уже знает и во взрослом мире нет ничего загадочного – зачем ему взрослеть?
Правило восьмое: не требуйте от мужа равноправного участия в домашних делах и уходе за детьми
Даже если вы работаете столько же, сколько ваш муж (и даже если вы работаете больше), не требуйте, чтобы он уделял дому и детям столько же времени, сколько вы. Ничего, кроме недовольства и раздражения, это не вызовет. В отличие, скажем, от американок с их феминистским настроем, француженок очень выручает старомодный прагматизм. Конечно, многие парижанки с удовольствием возложили бы на мужей больше забот по дому, но многие мамы давно согласились с неравноправием в разделении обязанностей. И это здорово облегчает им жизнь.
Общая гармония в отношениях для француженок куда важнее равенства в правах. Они воспринимают мужчин как отдельный биологический вид, даже лучшие представители которого от природы не способны к домашним делам.
Это не значит, что мужчины не делают ничего. Французские мамы считают, что конфликтов в семье будет меньше, если у каждого есть свои обязанности по дому, пусть и неравнозначные по затратам сил и времени. Не требуйте от мужа больше, чем он готов сделать для вас. Лучше наймите приходящую домработницу, а сами лишний раз займитесь сексом.
Правило девятое: вечер – время взрослых, а один выходной в месяц – ваш «медовый уикенд»
Все французские родители, которых я знаю, раз в месяц освобождают выходные только для себя. Ни работа, ни дети в этом не участвуют. Отложите дела, отправьте детей к бабушкам и дедушкам, отвезите малышей с няней за город или поезжайте за город сами. Валяйтесь в постели, отсыпайтесь, завтракайте долго и с удовольствием, смотрите кино… Позвольте себе расслабиться и ничего не делать.
Такой домашний медовый уикенд раз в месяц устраивают себе все французские родители. И самое главное, они совершенно не испытывают по этому поводу ни малейших угрызений совести. Это абсолютно естественное и нормальное времяпрепровождение даже для очень любящих родителей.
В остальное же время французские родители очень строго следят за тем, чтобы дети ложились спать в одно и то же время. После вечерней сказки или колыбельной, ребёнок должен лежать в постели. «Взрослое время» — не с трудом отвоеванная редкая привилегия, нет, это базовая человеческая потребность, родительское права, если хотите. Французы убеждены, что залог счастливой семьи – счастливые и любящие родители. Искренне объясните это своим детям – они поймут.
Правило десятое: босс – это вы
Это самое сложное (во всяком случае, лично для меня) правило французского воспитания. Осознать, что решения принимаю я. Я — босс. Не диктатор — это существенно (!) — а босс. Я даю детям много свободы там, где это возможно, учитываю их мнения и прислушиваюсь к их желаниям, но решения принимаю я.
Помните об этом. На вершине вашей собственный семейной пирамиды именно вы. Не дети, не ваши родители, не учителя и не няни. Командуете парадом вы и только вы.
Конечно, это сложно. Это ежедневная борьба. Я вот до сих пор каждый день снова и снова завоёвываю свою маленькую армию. Но я теперь точно знаю, дети лучше развиваются в пределах чётко установленных границ. Они чувствуют себя гораздо более уверенно и спокойно, когда знают, что за штурвалом стоит взрослый.
Научитесь в ключевые моменты строго и уверенно говорить «нет». Научитесь спокойно, но твёрдо говорить детям, что вы сейчас будете делать. Вы сразу поймете, когда у вас получится, — сами ощутите себя боссом.
Любимый детский рецепт из Парижа
В конце новой книги Памелы Друкерман «Французские родители не сдаются» даётся несколько рецептов блюд, которые едят детишки в парижских яслях. Еду готовят с нуля каждый день и подают как обед из четырёх блюд: холодная закуска, основное блюдо с гарниром, сыры и фруктовый десерт (у детей до года обед состоит из двух блюд). Детский диетолог адаптировал количество продуктов для семейного обеда; каждый рецепт рассчитан на двоих взрослых и двоих детей.
Вот рецепт грушево-бананового пюре прямо из Парижа.
Purée de Poire et Banane
2 большие или 3 маленькие мягкие груши
2 банана
сок половинки лимона
¼ чашки воды
Вымойте и очистите от кожуры груши и бананы. Нарежьте их кусочками.
В сотейнике среднего размера отваривайте их с лимонным соком и водой в течение 15-20 минут на медленном огне. Периодически помешивайте ложкой.
Снимите смесь с огня и дайте ей остыть в течение нескольких минут.
Готовую смесь разлейте по маленьким чашкам. Накройте крышками и поставьте в холодильник до подачи на стол.
«Noma» – всемирно известный ресторан, расположенный в здании старинного склада в центре Копенгагена, Дания, который уже в четвёртый раз удостоился звания самого лучшего ресторана в мире! Основным направлением этого гастрономического заведения являются блюда скандинавской кухни, но не в классическом понимании, а скорее в современной интерпретации. Этот ресторан известен прежде всего своим меню, которое повара предлагают посетителям, в нём можно встретить блюда с лишайником, мхом и костным мозгом.
Шеф-повар и по совместительству владелец ресторана Рене Редзепи предлагает гостям своего ресторана отведать свои изысканные и не типичные блюда из дегустационного меню за 267$ (9 500 р). Но судя по отзывам побывавших в этом ресторане людей, оно того стоит.
Первую закуску легко можно спутать с частью сервировки стола, в её состав входит солодовая лепёшка и можжевельник.
Затем следует блюдо по названием «мох и белый гриб», в основе которого жаренный во фритюре ягель с белыми грибами.
Хрустящая свиная шкура и черная смородина. Я бы описал это блюдо как фруктовый рулет со свиными шкварками.
Печенье с сыром, декорированное листьями и стеблями.
Голубые мидии и сельдерей подали красиво уложенными.
Варёная сгущёнка в сочетании с печенью трески.
Закуска из пшеничного хлеба, куриной кожи и гороха.
Картофель и куриная печень.
«Курица и яйцо»- одно из специальных блюд ресторана Noma. Это просто маринованные и копчёные перепелиные яйца, поданные в причудливой коробке.
Чтобы отведать редьки. посетителям ресторана должны фактически выкопать её из почвы и обмакнуть в сливочный соус.
Бутерброд из трав с копчёной икрой трески.
Очередное классическое блюдо ресторана: традиционные датские блинчики с начинкой из консервированной рыбы.
А вот и «корзина» с хлебом.
Это были лишь закуски! Теперь пришло время основных блюд.
Первое основное блюдо состоит из кальмаров с незрелыми ягодами тёрна, подающееся с белой смородиной и сосновыми иголками.
Морской еж и с кремом из укропа и огурцов.
Затем появились Лимфьордовские устрицы и морские водоросли с крыжовником и пахтой, подающееся на подушке из камней.
Каштаны с икрой европейской ряпушки, грецким орехом и рожью.
Судак и капуста, вербена и укроп.
Сельдерей с трюфелями.
Маринованные овощи с костным мозгом, коричневым маслом и петрушкой.
Последнее основное блюдо: дикая утка со свёклой, буком и солодом.
Сделайте глубокий вдох … настало время десерта.
Местный ликёр Gammel Dansk, подающийся с огурцом, белым шоколадом и сельдереем.
Воздушная пена из моркови, с облепихой, укропом и вялеными помидорами.
А вот прибыли птифур.
Птифур — ассорти из разного маленького печенья, которое чаще готовится из одинакового теста, но отличается оформлением и добавками.
Ириски внутри костного мозга (слева).
Святая святынь – кухня.
Камни на которых подают устриц, хранятся в специальной камере.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (родилась 12 декабря 1884 года) – русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.
Этюд девушки. Автопортрет. 1911.
Автопортрет. 1956.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 гг. она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 гг. она путешествует в Италию. В 1905-1906 гг. занимается в Académie de la Grande Chaumière в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента (позднее железнодорожного инженера) Бориса Серебрякова и принимает его фамилию.
Балетная уборная. Снежинки. 1923.
Портрет балерины Л.А. Ивановой. 1922.
Зинаида встретила Октябрьскую Революцию в родном имении Нескучное под Харьковом. Её жизнь внезапно переменилась. В 1919 умирает от тифа её муж, Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Голод. Запасы Нескучного разграблены. Нет масляных красок — приходится перейти на уголь и карандаш. Она отказывается перейти на популярный у Советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако находит работу в Харьковском археологическом музее, где выполняет карандашные наброски экспонатов.
В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда, а осенью 1924 года Серебрякова выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух младших детей, однако, ей удалось вскоре вернуть). Все те небольшие деньги, которые ей удаётся заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 году получает французское гражданство.
Портрет балерины Е.Н. Гейденрейх в красном. 1923.
Автопортрет с дочерьми. 1921.
Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 гг. едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.
Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Ботичелли и Ренуаром.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Шуронг Диао (Shurong Diao), художница из Нью-Йорка предположительно китайского происхождения, разработала очень личный акцидентный шрифт, где штрихи букв сформированы из длинных чёрных волос художницы, а её обнажённое тело становится частью негативного пространства.
Весь алфавит
Шуронг Диао — начинающий графический дизайнер со свеженьким дипломом бакалавра нью-йоркской Школы изобразительных искусств. На её сайте представлен весь спектр работ прилежного студента-дизайнера: иллюстрация, упаковка, айдентика, приложения для смартфонов (в том числе – набор смайликов с очень серьёзным Ким Чен Иром) и даже забавный концепт «Романы в метро» («Tiny Subway Novels») — крошечные книжечки, которые можно читать в подземке «вместо того, чтобы проводить всю дорогу, уставившись в свои крошечные экраны».
«b» и «c»
«e» и «g»
Однако — по каким-то загадочным, совершенно необъяснимым причинам — внимание околохудожественной интернет-общественности привлек именно проект под названием «Волосяной алфавит» («Hair Alphabet»), составленный из фотографий шикарных длинных волос (и всей остальной шикарной и совершенно обнажённой Диао), которые представляют по одной из 26-ти букв латинского алфавита. Строчные буквы гротеска складываются из свернутых в петли и спирали, спутанных, завязанных в узлы чёрных локонов невероятной длины. Было бы очень интересно узнать, где заканчиваются настоящие волосы девушки, и начинается Фотошоп, но, к сожалению, история об этом умалчивает.
«f» и «d»
«t» и «s»
Диао комментирует, что проект, помимо очевидной эстетической составляющей, имеет и культурный подтекст: «Мне хотелось создать связь между китайскими иероглифами и латинским алфавитом, формируя буквы из волос подобно тому, как чернилами по рисовой бумаге выводят символы китайского алфавита».