С 01.08.04
вступает в силу постановление Правительства РФ об изменении ставки
вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и сырые нефтепродукты,
полученные из битуминозных пород (код ТН ВЭД России 2709 00), вывозимые с
территории Российской Федерации за пределы государств - участников
соглашений о Таможенном союзе, в размере $69,9 за тонну.
Государственная комиссия приняла в промышленную
эксплуатацию морской трубопровод, по которому пойдет нефть от
месторождения Д-6 ("Кравцовское")на шельфе Балтийского моря, в 22 км от
калининградского побережья, а также береговой нефтесборный
пункт "Романово". Добытый на Д-6 так называемый пластовый продукт по
трубопроводу, проложенному по дну Балтийского моря, будет поступать на
нефтесборный пункт "Романово". Высококачественная нефть на месторождении Д-
6 пока добывается от одной скважины, с глубины 2300 м. Всего же в районе
месторождения будет пробурена 21 морская скважина. До конца этого года там
планируется добыть 70 тыс тонн нефти. Общие же извлекаемые запасы ее на Д-
6 составляют около 10 млн тонн, которых хватит на 30 лет работы
нефтедобытчиков. Вся нефть будет экспортироваться. Сейчас "Лукойл-
Калининградморнефть" ежегодно добывает в Калининградской области 650 тыс
тонн нефти. С вводом в эксплуатацию морского месторождения эта цифра
вырастет вдвое.
Ежегодно
российские компании заказывают строительство судов за рубежом на сумму от
$800 млн до $1 млрд, сообщил министр промышленности и энергетики РФ Виктор
Христенко по возвращении с заседания Морской коллегии в Архангельске.
Христенко пояснил, что такая ситуация во многом происходит из-за того,
что российским предприятиям, по сравнению с мировыми стандартами
финансирования судостроительства, предоставлены невыгодные условия. Так,
во всем мире объем кредита на строительство судна доходит до 80% от его
цены. Проценты по кредиту - до 8% в год, а срок погашения - до 10 лет.
Помимо этого государство часто выплачивает предприятиям различные дотации,
премии и компенсации.
Акционеры "Морского порта" переизберут совет директоров
Совет директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»
назначил на 19.07.04 внеочередное собрание акционеров. Единственным
вопросом повестки собрания является переизбрание совета директоров. Такое
решение принято в связи со сменой собственника контрольного пакета акций
порта. Новым акционером ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» является
датская металлургическая компания Jysk Stalindustri, которая приобрела
акции в интересах ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». НЛМК
вместе с контрольным пакетом акций порта, приобретенным у Nasdor, купил и
81-процентные доли в стивидорных компаниях - «Первой», «Второй»
и «Четвертой», которые занимаются перевалкой металлов, угля, удобрений и
нефтепродуктов на экспорт. Кроме того, Jysk Staalindustri купила 51
процент акций Стивидорной лесной компании.
Возможно,
уже в этом году ОАО "ГМК "Норильский никель" проведет тендер по
строительству собственного ледокольного флота. "Проект сейчас
завершаем. В ближайшее время он будет вынесен на тендер. Элементы проекта
прошли все опытные испытания, чтобы можно было отдать различным компаниям
для участия в тендере. По итогам тендера будем определять количество
подрядчиков и количество верфей. Отмечу, что если по аппаратуре это,
скорее всего, будут зарубежные фирмы, то по корпусу – "Северная верфь"
и "Балтийский завод" – вполне конкурентоспособны для участия в тендере", -
заявил генеральный директор комбината Михаил Прохоров. Отметим, что
комбинат решает сейчас проблему транспортировки продукции северно-морским
путем. Эксплуатируемый сейчас государственный ледокольный флот устареет к
2008-2012 годам. Судно нового типа усиленного класса на азиподной
технологии для "Норильского никеля" будет стоить порядка $55-60 млн.
Необходимо 4 таких корабля, тогда это закроет потребности компании на 50
лет вперед.
16.07.04 на заседании Морской коллегии премьер-министр РФ
Михаил Фрадков поручил главе Минпромэнерго Виктору Христенко и министру
транспорта Игорю Левитину подготовить предложения по поддержке развития
судостроения в стране. «Мы формируем предложения по субсидированию
процентных ставок для поддержки судостроения», — отметил премьер-министр.
По его словам, в настоящее время многие судостроительные предприятия
загружены заказами лишь на 25-30%.
В
целом председатель правительства РФ Михаил Фрадков дал высокую оценку
деятельности Морской коллегии, однако отметил и недостатки, которые носили
в основном организационный характер. В ходе заседания обозначены пути
совершенствования работы Морской коллегии как в структурном, так и в
организационном планах. Между тем, М.Фрадков констатировал, что в
морской деятельности продолжают углубляться негативные тенденции,
выражающиеся в физическом, моральном устаревании, сокращении корабельного
и судового состава, системы базирования и прибрежно-портовой
инфраструктуры российского флота, в потере судостроительных, судоремонтных
и береговых мощностей. Они обуславливаются главным образом несовершенством
государственного регулирования в этой сфере. В то же время, как отметил
М.Фрадков, в государстве действует целый пакет нормативных актов по
проблемам морской деятельности, реализация многих из которых еще
практически не начата. Для придания положительной динамики федеральным
министрам предложено к 1 декабря 2004г. разработать программы по
выполнению части мероприятий, предусмотренных этими концептуальными
документами, на конкретный срок - три года (2005-2008гг.). Эти программы
должны дополняться планами совершенствования нормативной правовой базы
морской деятельности.
В Усть-Луге (Ленинградская область) будет создана
предпортовая свободная экономическая зона. Все необходимые документы уже
были поданы министру экономического развития и торговли Герману Грефу и
Президенту РФ Владимиру Путину, и оба они выразили готовность поддержать
проект. Об этом заявил губернатор Лениградской области Валерий Сердюков.
В российский центр атомного судостроения, который
планируется создавать на базе крупнейших судостроительных и проектных
предприятий должны войти научные институты. «Нельзя проектирование
отрывать от науки, иначе российское кораблестроение никогда не сможет
конкурировать с зарубежным. Особенно это касается атомных технологий.
Сегодня же, все проектные решения берутся из того, что плавает, то есть
научных наработок 15-летней давности, — говорит председатель ядерного
общества Петербурга, специалист ЦНИИ им Крылова Эрнест Петров. — Если
будет создаваться такой холдинг — в него обязательно должны войти научные
институты — ЦНИИ Технологии судостроения, ЦНИИ им Крылова, ЦНИИ
КМ «Прометей». Только в этом случае достойно заработает вся цепочка:
наука — проектирование — производство».
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков поддерживает предложения
о формировании на Северо-Западе России центра атомного судостроения,
который бы объединил судостроительные предприятия в Северодвинске и
проектные учреждения в Санкт-Петербурге. Об этом Фрадков заявил
журналистам в Архангельске по итогам заседания Морской коллегии.
Приморск лидирует по грузообороту среди портов Прибалтики
По информации Министерства сообщений Латвии, в первом
полугодии этого года наибольший прирост грузооборота на Балтике, по
сравнению с тем же периодом прошлого года, по-прежнему сохранился за
портом в Приморске (Россия), в свою очередь, больше всего грузов в этом
году было перегружено в Санкт-Петербурге. Третье место по грузообороту
среди портов занимает Таллин (Эстония). Между тем, в латвийском
Вентспилсе за первое полугодие перегрузили на 3,6% меньше чем за тот же
период прошлого года. По информации Министерства сообщений Латвии, далее
следуют Гданьск (Польша) – (+6,9%), Рига (Латвия) – (+11,1%), Клайпеда
(Литва) – (+8,5%) и Калининград (Россия) – (+9,5%). В Бутингском порту
(Литва) объем грузов уменьшился на 26,6%, в Лиепае (Латвия) – на 8%.
ОАО “Новорослесэкспорт” в рамках реализации программы
развития контейнерного терминала заключило договор о приобретении
погрузочной техники с шведской фирмой SMV. Портом будут приобретены
погрузчики с фронтальным захватом и тягачи с платформами. Сумма контракта
составляет EUR 1 млн. Также прорабатывается вопрос о приобретении второго
мобильного крана.
ОАО «НК «Роснефть»
намерено строить все комплектующие для освоения Штокмановского
газоконденсатного месторождения на ПО «Севмашпредприятие» (Северодвинск).
Об этом заявил 16.07.04 на заседании Морской коллегии в Архангельске
президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. По словам
председательствовавшего на заседании премьер-министра РФ Михаила
Фрадкова, «Севмаш» сейчас на 100% загружен работой по строительству
платформы «Приразломная» (Hutton) по заказу «Роснефти», и это «вселяет
удовлетворение и уверенность», отметил глава Правительства. Он добавил,
что сегодня «надо думать о том, чтобы расширять уровень российской
комплектации» в освоении подобных месторождений.
Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ) подписала
соглашение о принципах совместной работы с правительством. В его рамках,
как говорит глава СУАЛа Виктор Вексельберг, планируется увеличить на 50%
мощности ОАО «Волховский алюминий» и создать на его базе «площадку по
опытно-промышленной эксплуатации новых разработок». Кроме того,
соглашение станет основой для нового проекта по строительству алюминиевого
завода в области. Предполагается, что основным поставщиком электроэнергии,
занимающей до 40% в себестоимости металла, станет Ленинградская АЭС. «В
регионе есть атомная станция и порты», - отметил г-н Ваксельберг. Глава
СУАЛа также подтвердил, что холдинг продолжает рассматривать проект по
строительству алюминиевого комплексам в Катаре стоимостью $2,5 млрд и
мощностью 516 тыс. т алюминия в год.