Коррекцией речевого развития у детей разного возраста, в том числе нарушениями, связанными с расстройством речи, письма и счета, занимается детский логопед. Видов нарушений речевого развития существует достаточно много, но при их ранней диагностике и вовремя начатом лечении прогноз в большинстве случаев благоприятный.
Если не начать лечить эти заболевания при обнаружении их первых признаков, у ребенка могут возникнуть значительные трудности в дальнейшей жизни (при общении с окружающими, при учебе в школе). Кроме того, развитие таких детей замедляется, поскольку они не в состоянии в полном объеме познавать окружающую действительность.
1. Нарушения устной речи у детей
Задержка речи. Задержка речи и нарушения артикуляции, которые проявляются время от времени, влияют на организацию разговорной речи и характеризуются неспособностью соединять звуки для того, чтобы произнести слово. Это создает фонетические трудности и искажения, которые бывают крайне значительными.
Следует отметить, что в раннем возрасте небольшие фонетические нарушения присущи практически всем детям, но если это продолжается в возрасте 4-6 лет, можно говорить о физиологической задержке речевого развития. Если нарушения сохраняются после 6-летнего возраста, можно говорить о патологии.
Комплекс функциональных расстройств разговорной речи характеризуется отставанием в приобретении языковых навыков по отношению к нормам развития.
Трудности в произнесении слов бывают развиты гораздо сильнее, чем трудности, связанные с пониманием чужой речи. Задержки речевого развития, как правило, успешно лечатся с помощью сеансов у детского логопеда. Если занятия начаты вовремя, к 6-ти годам ребенок может начать говорить бегло и правильно.
Дислалия (артикуляционные нарушения). Дислалия, или алалия – это неспособность правильно произнести какой-либо звук. Эти проблемы необходимо решать до 5-6 лет, пока ребенок еще не пошел в школу.
Коррекция будет заключаться в проведении курса подготовительных упражнений для развития органов, управляющих звукопроизношением. Ребенок должен научиться распознавать правильно и неправильно произнесенные звуки (упражнения для слухового восприятия).
2. Нарушения в письме и восприятии написанного или печатного текста
Дислексия, дисорфография. Дислексия и дисорфография характеризуются устойчивыми трудностями в обучении чтению и правописанию у детей без задержки умственного развития и без функциональных нарушений сенсорных органов (зрение, слух). Такие дети являются совершенно нормальными с точки зрения их личностного развития.
Ребенку и дислексией или дисорфорграфией необходимо больше времени для запоминания школьного материала (поскольку это всегда связано с чтением текстов), для записи заданий.
Дисграфия. Дисграфия – это трудности у ребенка при правильном графическом изображении букв (при написании текста), не сопровождающиеся нарушениями интеллекта или неврологическими нарушениями. Ребенок пишет ненормально медленно и непонятно, что не соответствует его возрасту.
Иногда речь ребенка нарушается из-за неправильной организации морфологии мышц рта, лица, а также нарушений в морфологии зубочелюстного аппарата. При неправильном развитии костей и мышц зубного и речевого аппарата ребенок может дышать через рот, неправильно глотает, у него нарушено правильное положение языка, бедна артикуляция.
В этом случае на помощь приходят врач-ортодонт, который занимается исправлением зубочелюстных аномалий у детей и нарушений прикуса, а также детский отоларинголог. Их усилия должны быть направлены на восстановлении здоровья полости рта, жевательных функций, голоса, дыхания, глотания.
4. Тубарная терапия (восстановление функций евстахиевой трубы)
В некоторых случаях нарушения в развитии языковых функций ребенка связаны с нарушениями в различных органах, в частности, в органах слухового аппарата. Поэтому иногда приходится направлять усилия на восстановление евстахиевой трубы, повышая ее проницаемость. Такие методы предназначены для лечения серозно-мукозных отитов и трубной непроходимости.
Лечение ставит перед собой двоякую задачу: предотвращение нахождения инфекции и закупорки евстахиевой трубы (которые приводят к потере слуха, боли в ухе, перфорации барабанной перепонки, звону в ушах) и обучению ребенка правильно дышать и правильно очищать нос (что способствует открытию евстахиевой трубы). Выполняются также упражнения для укрепления мышц мягкого неба и глотки.
Тубарная терапия применяется как детям в возрасте от 5 до 9 лет, так и подросткам и взрослым в качестве предоперационной подготовки при хирургии среднего уха.
Эта терапия является также мерой профилактики для того, чтобы слух ребенка был хорошим, что поможет избежать нарушений в речевом развитии, которое в большой степени основано на правильном звуковом восприятии.
5. Нарушения внимания
Степень внимательности ребенка очень сильно варьирует ото дня ко дню, от часа к часу. Его внимание отвлекают самые незначительные раздражающие факторы, что нарушает его способность к обучению, в том числе, и обучению правильной речи.
В этом направлении важны три основных этапа:
установление нейропсихологического баланса (памяти и внимания), чтобы определить дефицит каких-либо функций;
коррекция с помощью упражнений, связанных с концентрацией внимания (игры, упражнения на компьютере, письменные упражнения на бумаге; важно, чтобы эти занятия проходили регулярно, по полчаса 2-3 раза в неделю);
оценка достигнутого эффекта.
Ребенку с дефицитом внимания должна быть оказана не только врачебная помощь. Очень важна роль семьи и школы. Вот несколько советов, как помочь ребенку с дефицитом внимания.
В домашних условиях:
ребенок должен заниматься в тишине;
должно быть правильно организовано его рабочее место, а также места для отдыха и для игр;
окружение должно быть для ребенка привычным;
необходимо установить список того, что ему нужно для каждодневных занятий (чтобы ребенок был независим и всегда смог найти нужную вещь - учебник, тетрадь, ручку, линейку и т.п.);
не ставить ребенку в пример других детей;
внимательно относиться к режиму ребенка (сон, отдых и т.п.).
В школе необходимо обратить повышенное внимание на следующие компоненты:
позволять ребенку делать конструктивные движения (например, убираться на парте или поручать делать ксерокопии);
ребенок должен сидеть близко к учителю и далеко от окон;
учитель должен быть убежден, что ребенок хорошо понимает смысл заданий;
желательно использовать цветные мелки для записи на доске, подчеркивать ключевые слова;
учитель должен хвалить ребенка за проявление особой внимательности.
Коррекцией речевого развития у детей разного возраста, в том числе нарушениями, связанными с расстройством речи, письма и счета, занимается детский логопед. Видов нарушений речевого развития существует достаточно много, но при их ранней диагностике и вовремя начатом лечении прогноз в большинстве случаев благоприятный.
Если не начать лечить эти заболевания при обнаружении их первых признаков, у ребенка могут возникнуть значительные трудности в дальнейшей жизни (при общении с окружающими, при учебе в школе). Кроме того, развитие таких детей замедляется, поскольку они не в состоянии в полном объеме познавать окружающую действительность.
1. Нарушения устной речи у детей
Задержка речи. Задержка речи и нарушения артикуляции, которые проявляются время от времени, влияют на организацию разговорной речи и характеризуются неспособностью соединять звуки для того, чтобы произнести слово. Это создает фонетические трудности и искажения, которые бывают крайне значительными.
Следует отметить, что в раннем возрасте небольшие фонетические нарушения присущи практически всем детям, но если это продолжается в возрасте 4-6 лет, можно говорить о физиологической задержке речевого развития. Если нарушения сохраняются после 6-летнего возраста, можно говорить о патологии.
Комплекс функциональных расстройств разговорной речи характеризуется отставанием в приобретении языковых навыков по отношению к нормам развития.
Трудности в произнесении слов бывают развиты гораздо сильнее, чем трудности, связанные с пониманием чужой речи. Задержки речевого развития, как правило, успешно лечатся с помощью сеансов у детского логопеда. Если занятия начаты вовремя, к 6-ти годам ребенок может начать говорить бегло и правильно.
Дислалия (артикуляционные нарушения). Дислалия, или алалия – это неспособность правильно произнести какой-либо звук. Эти проблемы необходимо решать до 5-6 лет, пока ребенок еще не пошел в школу.
Коррекция будет заключаться в проведении курса подготовительных упражнений для развития органов, управляющих звукопроизношением. Ребенок должен научиться распознавать правильно и неправильно произнесенные звуки (упражнения для слухового восприятия).
2. Нарушения в письме и восприятии написанного или печатного текста
Дислексия, дисорфография. Дислексия и дисорфография характеризуются устойчивыми трудностями в обучении чтению и правописанию у детей без задержки умственного развития и без функциональных нарушений сенсорных органов (зрение, слух). Такие дети являются совершенно нормальными с точки зрения их личностного развития.
Ребенку и дислексией или дисорфорграфией необходимо больше времени для запоминания школьного материала (поскольку это всегда связано с чтением текстов), для записи заданий.
Дисграфия. Дисграфия – это трудности у ребенка при правильном графическом изображении букв (при написании текста), не сопровождающиеся нарушениями интеллекта или неврологическими нарушениями. Ребенок пишет ненормально медленно и непонятно, что не соответствует его возрасту.
Иногда речь ребенка нарушается из-за неправильной организации морфологии мышц рта, лица, а также нарушений в морфологии зубочелюстного аппарата. При неправильном развитии костей и мышц зубного и речевого аппарата ребенок может дышать через рот, неправильно глотает, у него нарушено правильное положение языка, бедна артикуляция.
В этом случае на помощь приходят врач-ортодонт, который занимается исправлением зубочелюстных аномалий у детей и нарушений прикуса, а также детский отоларинголог. Их усилия должны быть направлены на восстановлении здоровья полости рта, жевательных функций, голоса, дыхания, глотания.
4. Тубарная терапия (восстановление функций евстахиевой трубы)
В некоторых случаях нарушения в развитии языковых функций ребенка связаны с нарушениями в различных органах, в частности, в органах слухового аппарата. Поэтому иногда приходится направлять усилия на восстановление евстахиевой трубы, повышая ее проницаемость. Такие методы предназначены для лечения серозно-мукозных отитов и трубной непроходимости.
Лечение ставит перед собой двоякую задачу: предотвращение нахождения инфекции и закупорки евстахиевой трубы (которые приводят к потере слуха, боли в ухе, перфорации барабанной перепонки, звону в ушах) и обучению ребенка правильно дышать и правильно очищать нос (что способствует открытию евстахиевой трубы). Выполняются также упражнения для укрепления мышц мягкого неба и глотки.
Тубарная терапия применяется как детям в возрасте от 5 до 9 лет, так и подросткам и взрослым в качестве предоперационной подготовки при хирургии среднего уха.
Эта терапия является также мерой профилактики для того, чтобы слух ребенка был хорошим, что поможет избежать нарушений в речевом развитии, которое в большой степени основано на правильном звуковом восприятии.
5. Нарушения внимания
Степень внимательности ребенка очень сильно варьирует ото дня ко дню, от часа к часу. Его внимание отвлекают самые незначительные раздражающие факторы, что нарушает его способность к обучению, в том числе, и обучению правильной речи.
В этом направлении важны три основных этапа:
установление нейропсихологического баланса (памяти и внимания), чтобы определить дефицит каких-либо функций;
коррекция с помощью упражнений, связанных с концентрацией внимания (игры, упражнения на компьютере, письменные упражнения на бумаге; важно, чтобы эти занятия проходили регулярно, по полчаса 2-3 раза в неделю);
оценка достигнутого эффекта.
Ребенку с дефицитом внимания должна быть оказана не только врачебная помощь. Очень важна роль семьи и школы. Вот несколько советов, как помочь ребенку с дефицитом внимания.
В домашних условиях:
ребенок должен заниматься в тишине;
должно быть правильно организовано его рабочее место, а также места для отдыха и для игр;
окружение должно быть для ребенка привычным;
необходимо установить список того, что ему нужно для каждодневных занятий (чтобы ребенок был независим и всегда смог найти нужную вещь - учебник, тетрадь, ручку, линейку и т.п.);
не ставить ребенку в пример других детей;
внимательно относиться к режиму ребенка (сон, отдых и т.п.).
В школе необходимо обратить повышенное внимание на следующие компоненты:
позволять ребенку делать конструктивные движения (например, убираться на парте или поручать делать ксерокопии);
ребенок должен сидеть близко к учителю и далеко от окон;
учитель должен быть убежден, что ребенок хорошо понимает смысл заданий;
желательно использовать цветные мелки для записи на доске, подчеркивать ключевые слова;
учитель должен хвалить ребенка за проявление особой внимательности.