Привет всем!
Правила этикета для российских женщин. Какими они были в старину?
В допетровские времена правила этикета для женщин из привилегированных слоев
российского общества ограничивались регламентацией религиозно-нравственных
и семейно-бытовых отношений. Этого вполне хватало, так как жизнь женщины протекала
в семье. Единственными развлечениями были посещения церкви, поездки
на
богомолья
и редкие выходы в гости. В общественной жизни женщины участвовали
крайне редко.
Наиболее полно и развернуто правила этикета для женщин из
боярских,
дворянских и богатых купеческих семей были отражены в <Домострое> - сборнике
поучений, наказов и советов, созданном во времена правления
Ивана Грозного.
По сути, <Домострой> был развернутым справочником по организации домашнего хозяйства,
во главе которого стоял мужчина - глава семьи.
В <Домострое> многие рекомендации, касающиеся женщин, формулировались как советы
мужу, который должен обеспечить соответствующее поведение супруги. <Следует
мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих
вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить
и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с
любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению... Да всякий бы день
у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве, припоминая, что нужно.
А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит
муж>.
Составители <Домостроя> главные добродетели женщины видели в религиозности, полном
подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая
жена - <добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу>. Видимо, и в те
времена россиянки отличались излишней разговорчивостью, не даром же молчаливость
фигурирует как одно из главных качеств женщины.
Пожалуй, больше всего советов связано с ведением женой домашнего хозяйства, вплоть
до содержания конкретных меню на разные дни недели. Если следовать <Домострою>,
женщина должна была весь день <крутиться> как белка в колесе: <Сама хозяйка ни
в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела
бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться>.
Любопытно, что <Домострой>, следуя религиозным требованиям, регламентировал даже
интимную жизнь, но советы давал мужчине, так как в этом случае женщина
была в его полной зависимости: <Люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди
господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним,
и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве,
и в покаянии>.
Естественно, что женщинам запрещалось многое из того, что считалось обычным для
мужчин. Для них был даже введен своеобразный
сухой закон:
<А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина,
ни меда, ни пива, ни угощений. Питье находилось бы в погребе на леднике,
а пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома, и на людях. Если придут откуда
женщины справиться о здоровье, им тоже хмельного питья не давать, да и
свои бы женки и девки не пили допьяна и в людях и дома. Жене же тайком от мужа
не есть и не пить, захоронков еды и питья втайне от мужа своего не держать>.
Эти патриархальные отношения, глубоко укоренившиеся в русской жизни, стал решительно
ломать
Петр I.
В первую очередь он заставил бояр одеть своих жен и дочерей в европейские платья
и вывести их в свет - на
ассамблеи
и различные увеселения. На петровских ассамблеях вино подавали всем, в том числе
женщинам и
девицам.
А не выпить, если тост провозглашал сам император, было нельзя. Можно представить,
какими обалделыми глазами глядели бояре на своих далеко не грациозных
супружниц, которые, после принятия нескольких чаш спиртного, выделывали замысловатые
па в танцах.
При Петре женщины оказались вовлеченными в общественную жизнь, где вынуждены
были вести себя, подражая европейским правилам, правда, в том виде, как эти
правила толковал царь-реформатор. Но и монарх был не всесилен, в семейном кругу
<Домострой> продолжал царствовать еще многие десятилетия.
К середине XVIII века домостроевские традиции стали исчезать и из семейной жизни
дворян. Особенно быстро этот процесс пошел в годы правления Елизаветы и
Екатерины II.
Теперь молодое поколение дворянок было с детства обучено языкам, среди которых
основным считался французский. В страну буквально хлынули французские книги,
французские моды, французские манеры и нравы. В дворянской среде нарасхват шли
<французики из Бордо>, которым поручали воспитание детей. Если научить языку
бывшие парикмахеры, лакеи и модистки еще как-то могли, то настоящим аристократическим
манерам - вряд ли. Не зря же представители французской знати, устремившиеся
в Россию в период революционных потрясений в своей стране, отмечали у русских
барышень какую-то неестественную жеманность и стремление слепо и без разбора
следовать всему французскому. В России даже прижились характерные для Франции
женские дуэли.
В обществе сложились определенные нормы поведения, которых должна была придерживаться
светская женщина. В основном они базировались на аналогичных европейских
нормах этикета, но впитали в себя и собственно российский колорит. Как ни странно,
в них сохранились и отголоски <Домостроя>. Считалось, что после замужества
руководить светскими отношениями женщины должен супруг. Ему вменялось в обязанность
проводить с ней по возможности больше времени, сопровождать её при
выходах в свет и предостерегать от нежелательных и компрометирующих контактов
и связей.
Собственно, с мужем женщины должны были выезжать на балы и приемы, посещать увеселительные
места: театры, рестораны, скачки и т. п. Допускалось, что женщину
может сопровождать мужчина, которому доверяет муж, хотя это и было относительно
условно. В обществе спокойно смотрели на то, что некоторые женщины стали
жить
отдельно от мужей.
Этому было оправдание, так как получить
развод в России
было неимоверно сложно, его давала только церковь. Даже императоры не желали
вмешиваться в этот процесс. С молчаливого согласия супруга женщина могла завести
любовника и даже выезжать с ним в свет. Если же развод состоялся, и его виновницей
была признана женщина, её переставали принимать во многих домах. Поэтому
женщины очень неохотно шли на развод, если не были уверены в скором новом замужестве.
В любые места женщина могла ходить в сопровождении своих детей, даже малолетних,
в этом случае сопровождение мужчины не требовалось. С детьми женщина могла
путешествовать и ездить лечиться на воды. На
балы
и приемы можно было выезжать с дочерью, которую мать была обязана выводить в
свет. Без всякого сопровождения или в обществе другой женщины можно было ходить
в
магазины,
к портнихе, в церковь, совершать визиты к родственникам, дамам и людям в возрасте.
Определенные ограничения накладывались только на молодую жену в первые месяцы
после свадьбы. В это время она могла выезжать только в сопровождении мужа.
Если же он физически не имел такой возможности, считалось приличнее отложить
визиты, чем совершать их в чьем-то сопровождении. Исключение делалось только
для визитов со свекровью, с ней молодая жена могла выезжать даже на балы. В отсутствии
мужа молодая жена могла принимать только родственников, женщин и
общих с супругом друзей, но, как правило, не ранее, чем через месяц после свадьбы.
Если после свадьбы супруг надолго уезжал, молодая жена должна была переезжать
к его родителям. В семье мужа первое время должна была жить и молодая вдова,
если у неё не было детей.
Светский этикет регулировал многие стороны жизни дворянок, но особенно скрупулезно
- внешний вид, поведение в общественных местах и совершение визитов.
Чаще всего, это были неписанные требования, которые общество приняло к исполнению.
Естественно, что этикет не был чем-то застывшим, он постоянно изменялся,
с середины XIX века, как правило, в сторону упрощения. Но по отношению к женщинам
светский этикет всегда был относительно лоялен, одним из главных требований
было наличие сопровождающего, который нес ответственность за свою спутницу. Как
ни странно, формально считалось, если женщину <сопровождает> малолетний
сын, она находится под его покровительством.
К концу XIX века, когда дворянство стремительно утрачивало свои позиции в обществе,
нравы стали значительно свободнее. Многие требования этикета, ранее
казавшиеся незыблемыми для дворянок, стали терять обязательность. Появились женские
организации, выступавшие за отмену всех условностей и полное равноправие
с мужчинами. Окончательный же удар по дворянскому этикету был нанесен в 1917
году. Его еще какое-то время пытались придерживаться только на территориях
белых армий, а затем и в эмиграции.
В наше эмансипированное время робко предпринимаются попытки возродить кое-что
из давно забытого, появились даже дворянские собрания. К сожалению, эпоха,
когда женщины были женственны, а мужчины мужественны и готовы защищать женскую
честь на дуэлях,
безвозвратно ушла в прошлое.
мой skype ikar505
С уважением
Валерий.