Бэтмен учится криминалистике: во второй книге про заново рождённого Брюса Уэйна герой гоняется за Загадочником, совершающим воистину страшные злодеяния.
Первая книга Джеффа Джонса из серии «Бэтмен: Земля-1», перезапустившая на новую орбиту всем, наверное, известную легенду про мальчика, решившего отомстить Преступности за гибель своих родителей, оставила чувство глубокой неудовлетворённости. Однако вторая получилась куда лучше и с лихвой компенсирует практически все недочёты не самого бодрого вступления.
Ярче и эффектнее стали рисунки Гэри Фрэнка, но главное – ощетинилась сама история, из «детского чтива» (каковой она могла показаться год назад) превратившись в погоню за маньяком с несколькими взрывами и 43 трупами. Падение лифта, люди, щедро облитые бензином, взрыв в вагоне первого класса готэмского монорельса; потасовка в баре, драка в канализации и побоище в тюрьме…
Судя по всему, в первой части авторы всё-таки держали себя в руках, но здесь уже бросили сантименты и вышли на тропу войны вслед за своим героем. Ведь в Готэме дела - хуже не бывает, и нужны самые решительные действия, чтобы навести тут порядок.
Новым главой города после смерти Кобблпота стала Джессика Дент, подруга детства Брюса Уэйна, брат-близнец которой - окружной прокурор Харви Дент - никогда не одобрял их отношений. Понимая, что сейчас «у Готэма появился шанс измениться в лучшую сторону. Но он ведь может измениться и в худшую», Денты затеяли опасную игру. Закрывая глаза на «мелкие» преступления, они в мутной воде ищут крупную рыбу – соратников бывшего мэра, к которым перешла власть над его криминальной империей.
Так удалось выяснить, что враждебные паразиты пробрались на самую правительственную верхушку: в департамент полиции, жилищный комитет, комитет по общественным работам, городской совет и даже окружной суд. «Имён мы не знаем. Это может быть кто угодно». На этом фоне Готэму особенно сильно «нужен символ надежды» - вопрос только, кто это: Бэтмен – или Брюс Уэйн в качестве наследного «принца»?..
Во второй книге Бэтмен по-прежнему только приближается к знакомому нам каноническому образу. Он стал лучше драться, а лаборатория под присмотром Люциуса Фокса на потоке начала поставлять ему высокотехнологичное оснащение. Он отстаёт пока по части сыскной деятельности (изначально, напомним, комиксы были детективного толка) и по незнанию наступает на улики, но готов учиться и не стесняется попросить помощи в этом у Гордона.
Но по меньшей мере в двух моментах Брюс всё ещё не готов слушать своего наставника Альфреда. «Никаких пушек. Никаких убийств», - настаивает он, исполненный намерения очистить улицы бескровным образом, не лишая кормильца даже семьи преступников («Я не хочу, чтобы ребёнок рос, считая, что его отца убил Бэтмен»). «Собрался идти на вооружённых парней без пушки – хоть бронежилет нацепи», - просит учитель, на что следует самоуверенный, но граничащий с преждевременным тщеславием ответ: «Знаешь, что бронежилет говорит о человеке? Что ему нужен бронежилет».
Бандитское отребье между уже сочиняет о Бэтмене зловещие байки («Говорят, если его назовёшь по имени, он сразу явится»), пугающие особенно нервных настолько, что умоляющий крик раздаётся из их уст при его появлении: «Только не пей мою кровь!» «Мышь доберётся до тебя», - гласит граффити на стене, свидетельствуя о том, что героем в маске выбрано в целом верное направление.
В новой главе Джефф Джонс использует выданный ему карт-бланш для того, чтобы сильнее закрепить в повествовании уже заявленных героев (Гордон вытаскивает Буллока из алкогольной зависимости и называется его другом) и ввести классических антагонистов – «известных и неожиданных в своей новой интерпретации», как не обманывают слова с обложки издания. Загадочник здесь задаёт загадки лишь для отвода глаз, Крок – вовсе не чудище, а страдалец с кожным заболеванием, Двуликий же, как можно заранее предположить, в третьей книге окажется женского пола. Интереснее всего обставлено появление Женщины-кошки, что наглядно доказывает: сюрпризы возможны даже там, где их давно уже перестали ждать.
Чётче проявился и 21-й век, самым ярким «вторжением» которого становится обновлённый бэт-сигнал: традиционный прожектор заменён мобильником с одной кнопкой, заставляющим Гордона (дослужившегося в итоге до капитана) воскликнуть: «Господи. Он действительно налепил на него летучую мышь».
В отличие от первого тома, во втором автор пытается показать внимательному читателю, что хорошо знаком с ярчайшими представителями сюрреализма и экзистенциализма – хотя это и не увеличивает объём примечаний свыше одной страницы. Впрочем, данной истории, отмеченной огненным знаком вопроса на фоне пылающего музея, комментарии и не нужны: наследие прошлого сожжено, перед Бэтменом и его готэмским окружением расчищена прямая дорога.
Фильм «Изгой-Один. Звёздные Войны: Истории» - это история бойцов отряда сопротивления, объединившихся для похищения чертежей боевой космической станции Звезда Смерти.
Спросить Карлоса Сауру про «Порке те вас» из «Выкорми ворона» - это бесценно.
Это как спросить Пырьева про «Ой, цветёт калина», Гайдая про «Косят зайцы траву», Кэмерона про «Май харт вил го он», Тарантино про «Гёрл юл би э вуман сун» - короче, список можно продолжить.
«Эта песня не перестаёт меня преследовать все эти годы, по всему миру, - рассказал Саура. - Когда я её впервые услышал, популярным хитом она в Испании не была. Но мне песня понравилась, и я тогда ещё подумал, что обязательно стоит использовать её в новой картине про маленькую девочку.
Я дал послушать песню своей жене (тогда ею была Джеральдин Чаплин), но та сказала: «Какой ужас! Не смей использовать её в фильме!» Тогда я пообщался с продюсером ленты - и он также сказал: «Какой кошмар, только не это». После этого я решил испытать песню на детской аудитории, поставил им – но и дети были единогласны: «Нет, нам не нравится».
Тем не менее, я настоял на своём – и всё-таки включил «Porque te vas» в картину. После чего, как вы знаете, она имела огромный успех – причём в совершенно разных странах: во Франции, в Китае… Она до сих пор известна. Так что и тут – никогда не угадаешь, как всё сложится».
Великий мастер пару дней в Москве, в рамках ММКФ сегодня даёт мастер-класс. На пресс-конференции вчера журналистов было с гулькин нос, но уж студенты-то должны выломать двери «октябрьского» зала штурмом, мне кажется.
«Роковая красота» (Конкурс документального кино)
До- и послевоенная жизнь актрисы чешского, затем немецкого, а потом ещё и итальянского кино, рассказанная ею самой; нюанс в том, что Лида Баарова могла стать звездой в Голливуде, но предпочла остаться в Берлине, так как была любима (и взаимно) Министром пропаганды Геббельсом.
Очень плотное, с обильным использованием фрагментов из старых фильмов и документальной хроники повествование, в центре которого – судьба художника на фоне эпохи, в данном случае – погромов, Второй мировой, концлагерей. Виновна ли актриса в том, что любила?.. Подвластна ли она суду за то, что любила не того?.. И уж заодно - разве нацисты не схожи с пришедшими на их смену коммунистами?.. Отличный фильм, заставляющий и сопереживать, и думать.
«Двадцать две» (Конкурс документального кино)
В годы японской оккупации (1937-1945) тысячи китайских (и не только) женщин попали в самое настоящее сексуальное рабство к чужестранным «дьяволам»: их буквально держали в пещерах и насиловали целыми отрядами. К 2014-му году в живых оставалось двадцать две таких жертвы – о них и рассказ.
Как и старушки, которым уже плюс-минус 90 лет, фильм никуда не торопится, вовлекая в свою орбиту не столько ужасы военного времени, сколько быт сегодняшнего дня – включая волонтёров, соседей, просто сочувствующих. Высказывание получается негромким, но очень сильным.
«24 снега» (Конкурс документального кино)
Жизнь якутского коновода – во всей её простоте и сермяжности. Принцип создания фильма схож со «Счастливыми людьми» (да и не только, разумеется), но вторичность, конечно, относительна: попробуй ещё сними столь же круто, с таким же погружением в мир и быт человека, едва ли не круглый год проводящего наедине с лошадьми вдали от человеческого глаза.
«На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия» (Конкурс документального кино)
Марина Абрамович, кто б она там ни была, совершает паломничество по бразильским медиумам, целителям и всякого рода экстрасенсам – благо у неё ДНК Галактики и она послана землянам помогать им преодолевать боль. Вопреки первоначальному посылу – на удивление цельное и даже мощное высказывание о природе всех этих лекарей, с проникновением в их мир, опыт и учения; картина тем паче выразительная, что как раз в Бразилии, говорят, их куда больше, чем где бы то ни было. Интересующимся всей этой эзотерикой смотреть так даже обязательно.
«Госпожа Б, женщина из Северной Кореи» (Конкурс документального кино)
Весьма невнятные дневники о беженке, которую сперва саму продали какой-то китайской семье, а потом и она сама начала заниматься тем же – с пониманием того, что так по-любому будет лучше, чем жить у себя на родине с коммунистами. Поражаешься, конечно, как режиссёр с камерой растворяется вблизи своей героини, но фильму совершенно точно не помешали бы дополнительные справочные субтитры: что это, зачем и почему.
На этот раз бесстрашный доктор Джонс совершит путешествие в сердце Гималаев вместе с ресторанной певичкой Уилли Скотт и своим верным маленьким помощником Коротышкой. Здесь, среди величественных гор, археологу и его спутникам предстоит столкнуться с кровавым культом поклонения древней Богине Смерти — Кали. Станет ли Индиана следующим несчастным, погибшим на жутком алтаре человеческих жертвоприношений, или ему, как всегда, удастся вырваться из цепких лап страха и разобраться со злодеями?