Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Мадхавендра Пури


[Text 591149 from CIS]

Жизнь Мадхавендры Пури была на исходе. Чувствуя, что скоро встретится со своим возлюбленным Господом, он постоянно повторял святые имена Кришны и иногда горестно восклицал: "мой Господь, я не обрел прибежища Матхуры"!

Мадхавендра Пури в эти минуты пребывал на вершине духовного самоосознания и уже не скрывал этого. Словно Шримати Радхарани, он переживал разлуку с Кришной, и слезы потоком струились из его глаз. Ишвара Пури, его смиренный и преданный ученик, с любовью ухаживал за своим духовным учителем. Он мыл его, обтирал, выносил нечистоты. Когда Мадхавендра Пури не нуждался в уходе, он вместе с любимым гуру повторял святое имя Господа и на память читал многие стихи из священных писаний, описывая красоту и качества Кришны. Как мог, он подерживал дух своего гуру, в этот трудный час помогая ему помнить о Кришне. В те дни Мадхавендру Пури посетил Рамачандра Пури. Он не понял его трансцендентных слез и удивился, когда услышал, что духовный учитель в свой предсмертный час сокрушается о том, что не достиг Матхуры. К сожалению, Рамачандра Пури оказался настолько глуп, что осмелился поучать своего гуру. — Почему ты плачешь? — спросил он. — «Бхагавад-гита» говорит, что тот, кто осознал безличный Брахман, всегда счастлив, он ничему не радуется и ни о чем не сожалеет. Если ты исполнен духовного блаженства, ты должен сейчас думать только о Брахмане! Наставления ученика разгневали Мадхавендру Пури. — Уходи отсюда, греховный мошенник воскликнул он. — О мой Господь Кришна, я не могу достичь Тебя, я так далек от Твоей обители Матхуры! Я умираю от горя, а этот негодяй пришел причинить мне боль. Уходи, несчастный! Не показывайся мне на глаза! Если, умирая, я увижу твое лицо, то никогда не достигну цели моей жизни. Я умираю без прибежища Кришны и поэтому нет никого несчастнее меня. А теперь этот оскверненный глупый мошенник учит меня медитировать на Брахман!

Мадхавендра Пури прогнал Рамачандру в надежде, что столь суровое наказание повлияет на него. Но Рамачандра Пури оскорбил своего духовного учителя, поэтому его и без того черствое сердце оказалось во власти сорняков бессмысленных ментальных рассуждений. Такие рассуждения, как правило, осквернены майявадой и материальны. «Шримад-Бхагаватам» (10.14.4) говорит, что человек, ища знаний без преданного служения Господу, вместо духовного блага обретает лишь сухие рассуждения. Это подтверждают и другие священные писания. «Обретя освобождение в этой жизни, но допуская оскобления Верховной Личности Бога, человек попадает в пучину материальных желаний, первое из которых — сухие рассуждения о духовном самоосознании» («Бхакти-сандарбха», 111). Пураны также говорят: «Даже освобожденные души могут опуститься до материальных желаний, но полностью поглощенные преданным служением Верховной Личности Бога они в действительности свободны от подобных желаний». Предпочитая бессмысленные философские рассуждения, человек утрачивает связь с Кришной и во всех видит только недостатки. Имперсоналисты-майявади, лишенные отношений с Кришной, отвергают преданное служение и бесконечно спорят о Брахмане. Они считают преданное служение одним из видов плодотворной деятельности, который приносит материальное процветание, удовлетворение чувств и освобождение. Считая, что вайшнавы заняты материальной деятельностью, они осуждают их. Преданное служение для них — проявление майи, иллюзии, так же как Кришна или Вишну. Подобное умонастроение пробуждается в человеке в результате оскорблений Кришны и Его преданных.

Шрила Мадхавендра Пури прогнал глупого Рамачандру, зато наделил всеми благословениями Ишвару Пури, который с такой самоотверженностью и любовью служил ему. Он от души обнял Ишвару и сказал, что тот станет величайшим преданным, возлюбленным Кришны.

Ишвара Пури стал подобен океану экстатической любви, а Рамачандра Пури превратился в камень сухой философии и из зависти видел во всех одни недостатки. Один обрел благословение духовного учителя, тогда как другой — его проклятие, и оба стали ярким примером благословения и наказания великой личности. На этих двух учениках Шрила Мадхавендра Пури преподал урок всему миру. Он был величайшим духовным учителем, который повсюду распространял экстатическую любовь к Кришне.

Покидая материальный мир, Мадхавендра Пури произнес стих, который вызывал в сердце Шри Чайтаньи Махапрабху лавину экстатического блаженства: айи дина-дайардра натха хе матхура-натха кадавалокйасе / хридайам твад-алока-катарам дайита бхрамйати ким кароми ахам. «О мой Господь! О самый милостивый господин! О хозяин Матхуры! Когда же я снова увижу Тебя? В разлуке с Тобой Мое взволнованное сердце трепещет. О мой единственный возлюбленный, что мне теперь делать?»

Кришнадас Кавираджа в «Чайтанья-чаритамрите» (Мад., 4. 192-195) пишет: «Чем дольше растирают сандаловую пасту из Малаи, тем сильнее она пахнет. Точно так же, чем дольше размышляют над этим стихом Мадхавендры Пури, тем глубже раскрывается его смысл. Камень Каустубха-мани, который Кришна носит на груди, — самый драгоценный из всех камней. Также и этот стих — самый сладкий из всех поэм. На самом деле, он изошел из уст Шримати Радхарани, и лишь по Ее милости Мадхавендра Пури мог произнести его. До конца прочувствовать трансцендентный вкус этого стиха мог только Шри Чайтанья Махапрабху, потому что три личности в этом мире истинно понимают его внутренний смысл — Шримати Радхарани, Мадхавендра Пури и Шри Чайтанья Махапрабху, больше никто». Духовный учитель Вселенной, джагад-гуру, Мадхавендра Пури учил, как обрести экстатическую любовь к Кришне. Сгорая в огне разлуки с Кришной, он пребывал на вершине духовного откровения. Щедрой рукой он бросил в этот материальный мир семя экстатической любви к Кришне, а сам вернулся в духовную обитель Господа. Со временем это семя превратилось в огромное и вечно живое древо, чьи ветви разрослись по всему миру — древо любви Господа Чайтаньи.

(ЧЧ-Антья-лила)


В избранное