[LVR] интегрированное обучение
Выпуск номер 563
Доброго времени суток, господа спорщики!
Позвольте, прежде всего, задать один вопрос и если можно получить на него ответ?
Вы обсуждаете интегрированное обучение, или отношение между детьми разных возрастных
групп в различных классах, с разнообразным развитием? Не спорю, это имеет кое-какое
отношение к делу, однако совсем не та тема, которую подняли.
Если уж вы так хотите этого самого обучения, объясните мне, неграмотному, как
обыкновенный учитель будет объяснять ту же самую математику? Не поняли? Ну, конечно
же, на доске! Скажите, а будет этот самый учитель тратить своё время на слепого
ребёнка? Конечно, нет. На кой он ему нужен? С такими детьми надо заниматься индивидуально.
И этот самый педагог будет прав. Хорошо, допустим, начальные классы мы кое-как
с грехом пополам одолеем. А что дальше? Может сначала надо задуматься, чего вы
хотите, а потом поднимать такие сложные темы. Тут без ломки общества, сложившихся
стереотипов, полной перепрофилировки уже имеющегося состава педагогов, коренных
изменений всех программ - никак не обойтись. Задумайтесь лишь на минутку, астрономия,
физика, хъимия, биология... Продолжать или может всё-таки хватит? Все эти предметы
и кое-какие ещё, естественно, изменены в специализированных школах, адаптированны,
так сказать. Если до сих пор в университетах педагоги, во какой квалификации,
до сих пор не желают сообразить, что, рисуя на доске, стоит всё же не просто
пояснять, а рассказывать, что именно рисуется?! И чего же вы после этого хотите?
А сравнивать виды обучения на сегодня бессмысленно. Нет аналогов, значит и сравнивать
не с чем.
Можно долго и нудно расспространяться на сию тему, только вот пользы от этого
воздухосотрясания ну никакого! Нравится интернат, или нет, как относятся там
или будут относится, а как может быть если?.. Всё это фантазии. Надо уметь увидеть
хорошее и суметь его отличить от плевел, а это в детском возрасте очень и очень
трудно. Многие, учась в интернатах, ненавидят свою школу. А почему? Вот именно.
Подумайте. Когда поймёте, тогда догадаетесь, почему с годами те, кто ненавидел,
вдруг начинают любить и уважать свою школу!
С уважением Александр! г. Одесса!
mailto:virtus***@m*****.ru
ICQ:333627721
mobile phone: +038 066-228-59-70
home phone: (+038-048) 710-67-74
__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation
Выпуск номер 569
Добрый день, _уважаемые_ господа.
Если позволите, сначала пара слов по ходу дискуссии, т.е. теория.
Во-первых, спор был бы куда продуктивнее, если бы сторонники
противоположных мнений более чётко аргументировали свою позицию, не
забывая при этом, о чём, собственно, идёт речь, т.е. приводили
аргументы в поддержку конкретного утверждения, а не пытались запихнуть
эмоции в одну кучу с доводами.
Во-вторых, предлагаю к аргументам не относить высказывания, вроде
"хотите Вы или не хотите, а каждый слепой должен знать брайль" или
"когда подумаете немного, поймёте, что я прав" и т.п. хотя бы по
следующим соображениям:
1. Первое утверждение (как мы выяснили из предшествовавшей дискуссии)
является как минимум спорным, т.е. для одних подписчиков нашей
рассылки оно верно, а для других -- нет. В споре же эффективны только
признаваемые всеми сторонами доводы;
2. Второе утверждение просто бессмысленно, т.к. может принадлежать
абсолютно любому человеку вне зависимости от его действительных знаний
и представлений об обсуждаемой проблеме.
Наконец, в-третьих, для сохранения надежды на продуктивность,
дискуссия должна радикально поменять тон: проблема, на мой взгляд, в
том, что каждый из пишущих считает себя самым умным, хоть и старается
иногда из скромности назвать себя "неграмотным" или "не претендующим
на абсолютность". Давайте мы дружно остановимся на том мнении, что
пишем мы в рассылку для очень умных людей, а, следовательно,
некоторые стилистические приёмы и мысли в таком обществе не только
неуместны, но и неприличны.
И ещё одно предложение: давайте исходить из того, что пишущий в
рассылку говорит правду. Иными словами, если человек пишет, что ему
воспитатели говорили то-то и то-то, мы в это поверим, т.е. будем
считать это фактическим аргументом.
Теперь собственно по проблеме, т.е. практика.
Формулируется утверждение:
"Наличие интегрированного образования, выступающего в качестве альтернативы
сегрегированному, -- это хорошо".
Теперь идут уточнения:
1. Под "интегрированным образованием" понимается совместное обучение
слепых и слабовидящих вместе со зрячими, т.е.
а) не любых инвалидов вообще и
б) с учётом того, что слепых в классе меньше. (Когда я учился в Первом
Московском интернате, в моей параллели были две девушки с нормальным
зрением, а у меня в классе -- один парнишка. Такое положение дел мы
"интегрированным образованием" не считаем);
2. В целях упрощения задачи мы рассматриваем только _современные_
проссийско-украинские интернаты (а не вольные воспоминания о том, "как
я был в Америке" -- это усложняет картину, в которой мы и без того
откровенно не понимаем друг друга).
Очертив таким образом предмет дискуссии, начинаем рассуждать. Возьмём
в качестве тренировочного примера опасения Альбины Саматовой о
"разрушении уникальной системы школ-интернатов".
Пока из нашей дискуссии совершенно не следует, что при развитии
интегрированного образования система школ-интернатов как-либо
пострадает. (Мы же не рассматриваем здесь высказывание Дениса из
Харькова, предлагавшего в своей статье уничтожить систему школ-интернатов, правда
ведь?)
Речь шла всего лишь о том, что _система_ школ-интернатов (не отдельно
взятая школа, а сегрегированное образование в целом) обладает рядом
недостатков. Эти недостатки системы рассматривались на примерах
отдельных школ, т.е. делался такой вывод: "Если в моём интернате есть
такой недостаток, то он есть (или может быть) и в других школах,
потому что моя школа-интернат -- всего лишь частичка системы".
На возможный вопрос, почему я думаю, что речь идёт о системе, отвечу так: если
бы проблема
была в одной школе, то ход наших мыслей был бы примерно таким: "Я
жалею, что ходил в эту школу и обвиняю её во многих грехах, своего
ребёнка я отдам в другой интернат, если, не дай бог, встану перед
выбором".
С этим утверждением и пыталась не согласиться Альбина Саматова (т.е.
фактически она утверждала, что система школ-интернатов лишена недостатков), но,
на мой
субъективный взгляд, не слишком убедительно это иллюстрировала -- практически
без
аргументов, кроме неподкреплённых доводами утверждений типа:
"Образование в школе-интернате приравнивается к образованию в элитном
лицее" или "Все преподаватели -- квалифицированные педагоги".
Уважаемая Альбина, пожалуйста, впредь, делая подобные заявления,
уточняйте, кем именно приравнивается одно образование другому, по
каким критериям Вы оцениваете квалификацию преподавателей и т.д. Это
обусловлено тем, что заявления Ваши (как мы установили) не признаются
верными некоторыми из наших подписчиков, следовательно их нужно
подкреплять аргументами.
Если мы считаем такую логику, как формирование мнения об однородной системе по
одному из её элементов, порочной, давайте придумаем что-нибудь другое.
Мне лично в голову приходит только одна альтернатива: собирать
статистику по каждому из утверждений и на её основе судить о
преимущественных качествах системы. Вот только путь этот долог и
весьма тернист...
Рассуждаем дальше...
Наверное, Вы, Альбина, имели в виду то обстоятельство, что
школы-интернаты не выдержат конкуренции за детей при наличии
интегрированного образования и именно поэтому "уникальная система
разрушится" как бы за ненадобностью... Но это странно, поскольку Вы же и
говорите, что интегрированное образование не приживётся... Из-за чего же тогда
пострадает
система интернатов? (Заметьте, мы пока не начали обсуждать достоинства
и недостатки интегрированной системы образования, хотя, разумеется,
если эти недостатки будут играть критическую роль для понимания угрозы
интернатам, их нужно будет сформулировать.)
Ну вот, повесив пока вопрос в воздухе и искренне расчитывая на
_аргументированный_ и _убедительный_ ответ, я и в будущем предлагаю
каждому автору писем в рассылку чётко формулировать (в теле сообщения)
тезис, который он (автор) собирается подкрепить доводами или
опровергнуть. В последствии можно будет формулировать хоть какой-то
вывод о нашей дискуссии в целом и по конкретным вопросам, поднятым в её процессе.
--
С уважением,
Anatoliy D. Popko
mailto:uncle_tol***@m*****.ru
ICQ#: 313248588
MSN: AnatoliyPop***@m*****.com
__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation