[LVR] Re[2]: Интегрированное обучение
Выпуск номер 572
Доброе время суток, уважаемые участники рассылки и Алексей Любимов!
Хотя это письмо, конечно, адресовано не только Алексею, а и другим
участникам этой жаркой и, на мой взгляд, очень небесполезной
дискуссии.
В письме от 3 апреля 2006 г., 13:31:39
мне довелось прочесть:
АЛ> Мне кажется, что говорить о том, что представляется или не представляется
возможным
АЛ> интегрированное обучение можно лишь после того, как мы начнём говорить не
обстрактно,
АЛ> а на конкретных примерах.
Поскольку я преподаю как раз в школе-интернате для незрячих детей
города Одессы, эти самые конкретные примеры у меня, что называется,
перед глазами и именно поэтому я и придерживаюсь высказанной уже мной
точки зрения.
Дело в том, что нам, учителям нашей школы постоянно приходится
сталкиваться с тем, что дети из школы-интерната для слабовидящих и
даже из обычных массовых школ приходят к нам в школу учиться в двух
старших классах - одиннадцатом и двенадцатом, дабы закончить своё
среднее образование. И, скажу я вам, разница в уровне подготовки и
знаний с этими вновь прибывшими учениками и теми, кто учится у нас в
школе с первого класса не просто ощущается - она разительна, это как
земля и небо. Пришла к нам заканчивать школу одна ученица из села,
которую к слепым детям никак не отнесёшь: она читает и пишет по
зрячему. Когда она появилась у нас в школе, её спросили, почему у неё
такие плохие знания, не даётся учёба или просто самой лень учиться или
ещё какие причины? Эта ученица так прямо и рассказала, что с ней в
школе вообще никто не занимался именно потому, что она плохо видит. Вы
скажете, ну, школа сельская, там уровень знаний давали всегда ниже,
чем в городе и я бы согласилась. Но в том же классе есть другой
пример: мальчик пришёл к нам из обычной одесской массовой школы, видит
очень даже неплохо, но уровень его знаний ничуть не лучше
вышеупомянутой девочки, а, может, даже ещё и хуже. Ну и в других
классах такие примеры тоже есть. Причём это констатируют все педагоги,
работающие в старших классах.
АЛ> Моё личное мнение таково:
АЛ> лучше закончить специальную школу и получить знания, навыки коммуникации
и реабилитации,
АЛ> нежелизакончить общеобразовательную школу и получить лишь стресс, страх,
чувство
АЛ> неполноценности и "вагон" всевозможных комплексов.
Вот тут с тобой абсолютно согласна. Хочу только добавить, что учителя
в массовых школах представления не имеют ни малейшего, как работать с
детьми, которые хоть чуть-чуть не такие, как все. Это у них, на Западе
существует определённый опыт, да и общественная тенденциятам совсем
другая, не такая, как у нас.
Я вот просто себе не могу ответить на абсолютно конкретные вопросы,
связанные с методикой обучения детей с проблемами зрения в обычной
школе. Ну вот приходит такой ребёнок в первый класс. Все дети учатся
писать с помощью прописей, учитель к тому же на доске пишет мелом им
эти буквы, дети повторяют это за учителем у себя в тетрадях, читают
букварь. А что в это время будет делать их незрячий одноклассник и,
главное, как в конце концов научить его писать? Ни один учитель
начальных классов массовой школы азбуки Брайля не знает и, возможно,
даже и не слышал никогда о существовании таковой. Вообще, насколько я
знаю, в младших классах очень многое в обучении основано на
наглядности и как тут, опять же, быть слепому ребёнку?
Далее он идёт в среднюю школу. Там уже много предметов, разные
учителя, учебники, уже упомянутые географические карты и всё та же
доска - всё по зрячему. А как быть нашему гипотетическому ученику? Кто
будет ему всё читать, кто, скажем так, будет его секретарём. Ну,
хорошо, если мама бросит работу и полностью посвятит себя помощи в
обучении своего ребёнка, а если ребёнка растит она одна и её работа -
практически единственный источник существования их обоих (а таких
неполных семей в случае, если ребёнок - инвалид - очень много).
Я понимаю, что старшеклассник может овладеть компьютером и ему будет
легче: он сможет отсканировать учебники и с помощью этих самых
электронных текстов учебников осваивать учебный материал.
Но, опять же, компьютер по карману ещё далеко не каждой семье, где
есть ребёнок-инвалид. Да и никакой компьютер не поможет показать
ученику, скажем, ту же карту мира или чучело птицы, макет глаза, по
которому можно изучить его строение или макет головного мозга, который
есть у нас в школьном кабинете биологии.
Карты по истории, которые можно потрогать, тоже есть в нашей
спецшколе. А где всё это пощупает незрячий ребёнок, если он учится в
массовой школе?
Мои размышления и вопросы могут кому-то показаться занудными, но ведь
именно из этого и состоит процесс обучения незрячих детей. Он состоит
из кропотливой индивидуальной работы с каждым учеником, которой и
близко нет в массовой школе и быть не может, потому что в классе 40
человек и когда уж там учителю уделять особое внимание незрячему
ученику. Да и как уделять, не имея специальных обучающих
тифлоприспособлений, которые есть в спецшколах...
Теперь хочу развеять некоторые мифы, в частности, тот, что, учителя в
интернатах не имеют тифлоподготовки. Действительно, процент учителей и
воспитателей, имеющих специальное тифлообразование достаточно мал и
получить второе образование, во всяком случае, у нас, на Украине,
действительно сложно, поскольку его нельзя получить бесплатно, а
зарплата учителя более чем скромная. Но тем не менее, это
компенсируется тем, что, например, в нашей школе регулярно человек с
тифлообразованием, наша коллега, работающая в нашей школе, проводит
тифлосеминары, на которых мы изучаем буквально всё, что необходимо
знать учителю, работающему с незрячими детьми, начиная с диагнозов
учеников, и заканчивая особенностями их обучения и их мировосприятия.
Мы там изучаем много чего полезного и помогающего в работе. У нас в
школе есть специальная литература известных тифлологов, которую любой
желающий учитель или воспитатель в любой момент может изучать.
У тех, кто читает это письмо, может сложиться впечатление, что я пишу
всё это дабы расхваливать свою школу, которую я закончила и в которой
сейчас работаю. Отнюдь! У нас хватает недостатков и недочётов. К
примеру, как бороться с низкой мотивацией детей к учёбе... У нас с
каждым годом в школе всё меньше отличников и это проблема, над которой
мы бьёмся. Есть и другие проблемы, над которыми мы работаем и пытаемся
решать. Но и только лишь критиковать все школы для слепых детей, в том числе,
и
нашу, тоже, думаю, не самый конструктивный путь.
Есть нам и чем гордиться тоже: наши дети умеют пользоваться
компьютерами, знают клавиатуру, что, безусловно, многим из них поможет
в их будущей самостоятельной жизни. У нас в школе очень хороший хор,
многие дети нашей школы учатся музыке, их учат профессиональные
преподаватели музыкальной школы. Есть и много другого хорошего...
У нас очень много внимания уделяется индивидуальной работе с учениками
на разных уроках, особенно с отстающими учениками. Наши учителя на
дополнительных уроках учат азбуке Брайля детей, пришедших к нам не в
первый класс, а, скажем, в пятый или более старший. Разве всё это смог
бы получить незрячий ребёнок в массовой школе?
Что же до мативации к учёбе, то осмелюсь высказать здесь крамольную
мысль. Считаю, что льготы для незрячих при поступлении в ВУЗы нужно
либо вообще отменить, либо существенно видоизменить. То, что сейчас
они при поступлении сдают только собеседование, очень их с самого
начала расхолаживает уже в школьные годы. Рассуждения такие: а что нам
учиться, собеседование как-то сдадим, а, если и не сдадим, всё равно
из жалости поставят, ведь учатся же те, кто в школе раньше особыми
знаниями не блистал...
Но, справедливости ради, скажу и о других детских мыслях, которые мне
довелось услышать буквально на днях. Дети сказали мне, а почему у нас
в школе нет экзаменов, ведь мы будем учиться в университете или
где-нибудь ещё, там каждый семестр сдают экзамены, а мы даже понятия
не имеем, что это такое, что они собой представляют... Да,
действительно, к этому тоже нельзя подходить огульно и стандартно. Не
всем детям по состоянию здоровья можно сдавать экзамены, нужно
учитывать диагноз каждого ребёнка. Но, видимо, что-то в этом
направлении, тоже надо делать, чтобы дети, выйдя из школы,
действительно не смотрели на всё как бараны на новые ворота...
И последний миф, который я хочу во всеуслышание развеять - это
мнениеЮ, что нам там в школе жутко много доплачивают за особую работу.
Да, во времена СССР оно так и было, платили 20 процентов к зарплате за
работу в специальном учебном заведении. Украинская же власть давно эти
надбавки поотменяла и единственное, что мы сейчас получаем, это так
называемую надбавку за общение с детьми, которая составляет, внимание,
двадцать одна гривна сорок копеек!.. Для неукраинских подписчиков, не
знакомых с курсами валют, поясню, что это 4 доллара ну и там ещё пару
центов. Скажу больше: государство наше очень скудно финансирует такие
школы. В частности, ничего не выделяется на их ремонт и, по правде
говоря, такое случается каждое лето, что мы в ремонт классов ещё и
свои личные деньги добавляем, чтобы более или менее пристойно
отремонтировать эти самые классы и прилично подготовить их к новому
учебному году. Эти мои слова вам может подтвердить любой учитель или
воспитатель нашей школы, да и администрация тоже. Зрячие учителя и
воспитатели на лето превращаются и в маляров, и в уборщиц, и мало ли в
кого ещё. Так что разговоры о каких-то привилегиях для тех, кто в
таких школах работает, мягко говоря, явное преувеличение. Разве что,
классы у нас небольшие, в сравнении с массовой школой (на данный
момент в школе нет класса, в котором бы училось больше 11 учащихся),
но ведь и, повторюсь, обучение у нас очень часто является
индивидуальным. Практически в каждом классе у нас есть дети, которые
занимаются по отдельным программам в силу того, что они, например,
имеют ЗПР (задержку психического развития). Замечу для неспециалистов: это не
умственная
отсталость и во вспомогательный класс таких учеников нельзя
отправлять. С ними нужно заниматься, чтобы они не превратились в
умственно отсталых людей. А кто бы занимался этой проблемой в массовой
школе?
Так что, как видите, не всё так просто и однозначно и под одну
гребёнку тут всех не пострижёшь (тут я согласна с Алексеем).