Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2006-04-07

[LVR] Re[2]: Интегрированное обучение

Выпуск номер 572

Доброе время суток, уважаемые участники рассылки и Алексей Любимов!

Хотя это письмо, конечно, адресовано не только Алексею, а и другим
участникам этой жаркой и, на мой взгляд, очень небесполезной
дискуссии.

В письме от 3 апреля 2006 г., 13:31:39
мне довелось прочесть:

АЛ> Мне кажется, что говорить о том, что представляется или не представляется
возможным
АЛ> интегрированное обучение можно лишь после того, как мы начнём говорить не
обстрактно,
АЛ> а на конкретных примерах.

Поскольку я преподаю как раз в школе-интернате для незрячих детей
города Одессы, эти самые конкретные примеры у меня, что называется,
перед глазами и именно поэтому я и придерживаюсь высказанной уже мной
точки зрения.
Дело в том, что нам, учителям нашей школы постоянно приходится
сталкиваться с тем, что дети из школы-интерната для слабовидящих и
даже из обычных массовых школ приходят к нам в школу учиться в двух
старших классах - одиннадцатом и двенадцатом, дабы закончить своё
среднее образование. И, скажу я вам, разница в уровне подготовки и
знаний с этими вновь прибывшими учениками и теми, кто учится у нас в
школе с первого класса не просто ощущается - она разительна, это как
земля и небо. Пришла к нам заканчивать школу одна ученица из села,
которую к слепым детям никак не отнесёшь: она читает и пишет по
зрячему. Когда она появилась у нас в школе, её спросили, почему у неё
такие плохие знания, не даётся учёба или просто самой лень учиться или
ещё какие причины? Эта ученица так прямо и рассказала, что с ней в
школе вообще никто не занимался именно потому, что она плохо видит. Вы
скажете, ну, школа сельская, там уровень знаний давали всегда ниже,
чем в городе и я бы согласилась. Но в том же классе есть другой
пример: мальчик пришёл к нам из обычной одесской массовой школы, видит
очень даже неплохо, но уровень его знаний ничуть не лучше
вышеупомянутой девочки, а, может, даже ещё и хуже. Ну и в других
классах такие примеры тоже есть. Причём это констатируют все педагоги,
работающие в старших классах.

АЛ> Моё личное мнение таково:
АЛ> лучше закончить специальную школу и получить знания, навыки коммуникации
и реабилитации,
АЛ> нежелизакончить общеобразовательную школу и получить лишь стресс, страх,
чувство
АЛ> неполноценности и "вагон" всевозможных комплексов.

Вот тут с тобой абсолютно согласна. Хочу только добавить, что учителя
в массовых школах представления не имеют ни малейшего, как работать с
детьми, которые хоть чуть-чуть не такие, как все. Это у них, на Западе
существует определённый опыт, да и общественная тенденциятам совсем
другая, не такая, как у нас.
Я вот просто себе не могу ответить на абсолютно конкретные вопросы,
связанные с методикой обучения детей с проблемами зрения в обычной
школе. Ну вот приходит такой ребёнок в первый класс. Все дети учатся
писать с помощью прописей, учитель к тому же на доске пишет мелом им
эти буквы, дети повторяют это за учителем у себя в тетрадях, читают
букварь. А что в это время будет делать их незрячий одноклассник и,
главное, как в конце концов научить его писать? Ни один учитель
начальных классов массовой школы азбуки Брайля не знает и, возможно,
даже и не слышал никогда о существовании таковой. Вообще, насколько я
знаю, в младших классах очень многое в обучении основано на
наглядности и как тут, опять же, быть слепому ребёнку?
Далее он идёт в среднюю школу. Там уже много предметов, разные
учителя, учебники, уже упомянутые географические карты и всё та же
доска - всё по зрячему. А как быть нашему гипотетическому ученику? Кто
будет ему всё читать, кто, скажем так, будет его секретарём. Ну,
хорошо, если мама бросит работу и полностью посвятит себя помощи в
обучении своего ребёнка, а если ребёнка растит она одна и её работа -
практически единственный источник существования их обоих (а таких
неполных семей в случае, если ребёнок - инвалид - очень много).
Я понимаю, что старшеклассник может овладеть компьютером и ему будет
легче: он сможет отсканировать учебники и с помощью этих самых
электронных текстов учебников осваивать учебный материал.
Но, опять же, компьютер по карману ещё далеко не каждой семье, где
есть ребёнок-инвалид. Да и никакой компьютер не поможет показать
ученику, скажем, ту же карту мира или чучело птицы, макет глаза, по
которому можно изучить его строение или макет головного мозга, который
есть у нас в школьном кабинете биологии.
Карты по истории, которые можно потрогать, тоже есть в нашей
спецшколе. А где всё это пощупает незрячий ребёнок, если он учится в
массовой школе?
Мои размышления и вопросы могут кому-то показаться занудными, но ведь
именно из этого и состоит процесс обучения незрячих детей. Он состоит
из кропотливой индивидуальной работы с каждым учеником, которой и
близко нет в массовой школе и быть не может, потому что в классе 40
человек и когда уж там учителю уделять особое внимание незрячему
ученику. Да и как уделять, не имея специальных обучающих
тифлоприспособлений, которые есть в спецшколах...

Теперь хочу развеять некоторые мифы, в частности, тот, что, учителя в
интернатах не имеют тифлоподготовки. Действительно, процент учителей и
воспитателей, имеющих специальное тифлообразование достаточно мал и
получить второе образование, во всяком случае, у нас, на Украине,
действительно сложно, поскольку его нельзя получить бесплатно, а
зарплата учителя более чем скромная. Но тем не менее, это
компенсируется тем, что, например, в нашей школе регулярно человек с
тифлообразованием, наша коллега, работающая в нашей школе, проводит
тифлосеминары, на которых мы изучаем буквально всё, что необходимо
знать учителю, работающему с незрячими детьми, начиная с диагнозов
учеников, и заканчивая особенностями их обучения и их мировосприятия.
Мы там изучаем много чего полезного и помогающего в работе. У нас в
школе есть специальная литература известных тифлологов, которую любой
желающий учитель или воспитатель в любой момент может изучать.

У тех, кто читает это письмо, может сложиться впечатление, что я пишу
всё это дабы расхваливать свою школу, которую я закончила и в которой
сейчас работаю. Отнюдь! У нас хватает недостатков и недочётов. К
примеру, как бороться с низкой мотивацией детей к учёбе... У нас с
каждым годом в школе всё меньше отличников и это проблема, над которой
мы бьёмся. Есть и другие проблемы, над которыми мы работаем и пытаемся
решать. Но и только лишь критиковать все школы для слепых детей, в том числе,
и
нашу, тоже, думаю, не самый конструктивный путь.
Есть нам и чем гордиться тоже: наши дети умеют пользоваться
компьютерами, знают клавиатуру, что, безусловно, многим из них поможет
в их будущей самостоятельной жизни. У нас в школе очень хороший хор,
многие дети нашей школы учатся музыке, их учат профессиональные
преподаватели музыкальной школы. Есть и много другого хорошего...
У нас очень много внимания уделяется индивидуальной работе с учениками
на разных уроках, особенно с отстающими учениками. Наши учителя на
дополнительных уроках учат азбуке Брайля детей, пришедших к нам не в
первый класс, а, скажем, в пятый или более старший. Разве всё это смог
бы получить незрячий ребёнок в массовой школе?

Что же до мативации к учёбе, то осмелюсь высказать здесь крамольную
мысль. Считаю, что льготы для незрячих при поступлении в ВУЗы нужно
либо вообще отменить, либо существенно видоизменить. То, что сейчас
они при поступлении сдают только собеседование, очень их с самого
начала расхолаживает уже в школьные годы. Рассуждения такие: а что нам
учиться, собеседование как-то сдадим, а, если и не сдадим, всё равно
из жалости поставят, ведь учатся же те, кто в школе раньше особыми
знаниями не блистал...
Но, справедливости ради, скажу и о других детских мыслях, которые мне
довелось услышать буквально на днях. Дети сказали мне, а почему у нас
в школе нет экзаменов, ведь мы будем учиться в университете или
где-нибудь ещё, там каждый семестр сдают экзамены, а мы даже понятия
не имеем, что это такое, что они собой представляют... Да,
действительно, к этому тоже нельзя подходить огульно и стандартно. Не
всем детям по состоянию здоровья можно сдавать экзамены, нужно
учитывать диагноз каждого ребёнка. Но, видимо, что-то в этом
направлении, тоже надо делать, чтобы дети, выйдя из школы,
действительно не смотрели на всё как бараны на новые ворота...

И последний миф, который я хочу во всеуслышание развеять - это
мнениеЮ, что нам там в школе жутко много доплачивают за особую работу.
Да, во времена СССР оно так и было, платили 20 процентов к зарплате за
работу в специальном учебном заведении. Украинская же власть давно эти
надбавки поотменяла и единственное, что мы сейчас получаем, это так
называемую надбавку за общение с детьми, которая составляет, внимание,
двадцать одна гривна сорок копеек!.. Для неукраинских подписчиков, не
знакомых с курсами валют, поясню, что это 4 доллара ну и там ещё пару
центов. Скажу больше: государство наше очень скудно финансирует такие
школы. В частности, ничего не выделяется на их ремонт и, по правде
говоря, такое случается каждое лето, что мы в ремонт классов ещё и
свои личные деньги добавляем, чтобы более или менее пристойно
отремонтировать эти самые классы и прилично подготовить их к новому
учебному году. Эти мои слова вам может подтвердить любой учитель или
воспитатель нашей школы, да и администрация тоже. Зрячие учителя и
воспитатели на лето превращаются и в маляров, и в уборщиц, и мало ли в
кого ещё. Так что разговоры о каких-то привилегиях для тех, кто в
таких школах работает, мягко говоря, явное преувеличение. Разве что,
классы у нас небольшие, в сравнении с массовой школой (на данный
момент в школе нет класса, в котором бы училось больше 11 учащихся),
но ведь и, повторюсь, обучение у нас очень часто является
индивидуальным. Практически в каждом классе у нас есть дети, которые
занимаются по отдельным программам в силу того, что они, например,
имеют ЗПР (задержку психического развития). Замечу для неспециалистов: это не
умственная
отсталость и во вспомогательный класс таких учеников нельзя
отправлять. С ними нужно заниматься, чтобы они не превратились в
умственно отсталых людей. А кто бы занимался этой проблемой в массовой
школе?
Так что, как видите, не всё так просто и однозначно и под одну
гребёнку тут всех не пострижёшь (тут я согласна с Алексеем).

   2006-04-07 18:54:52 (#535178)

[LVR] Re: Дискуссия на тему интегрированного образования -- теория и практика

Выпуск номер 571

Здравствуйте, уважаемые подписчики.
Вот читала я это обсуждение и не удержалась, решила написать...
Но сразу хочу сказать, что это лишь мое субъективное мнение основанное на
личном опыте.
Я ничего не могу сказать о школах-интернатах для слепых потому что училась в
обычной школе. У меня сначала было зрение даже очень ничего, но сильно
ухудшилось к окончанию школы. Лично мне учиться было в школе не просто не
только из-за отношения учителей или детей о котором писал Раис, но прежде
всего физически. Когда нагрузка стала возрастать мне приходилось делать
выбор между нормальной подготовкой и зрением потому что никаких специальных
приспособлений вроде магнитофонов или Брайля у меня не было и я понятия о
них не имела. Конечно это не могло не сказаться на качестве образования.
Хотя я думаю, если бы были возможности иметь какие-нибудь вспомогательные
технические средства учеба была бы совершенно на равных. А что касается
психологического состояния и отношения учителей и одноклассников к слепому
или слабовидящему, то мне кажется, что очень много зависит от родителей и
ближайшего окружения. Моей маме сразу же сказали, чтобы она отвезла меня в
школу-интернат, но поскольку эта школа была далеко она этого не стала
делать. Она сама учитель и решила, что сможет справиться с тем, что я буду
учиться в обычной школе. Я не могу сказать, что она была к этому совершенно
готова и знала точно как надо вести себя со мной и с учителями чтобы создать
необходимый психологический микроклимат, но главное она сделала. Несмотря на
то, что она может до конца и не смирилась с тем, что я зрение в конце концов
потеряла и сама многих проблем незрячих не, понимает, она своим выбором
привила мне мысль, что у меня плохое зрение или его может не быть вовсе, но
от этого я не становлюсь хуже зрячих, не являюсь по этой причине
второсортным человеком. И 15 лет назад и сейчас учиться в обычной школе
слабовидящему или незрячему ребенку непросто, но я считаю, что хоть это и
более жестокая школа и может это не каждый ребенок сможет выдержать, но все
же в таком обучении есть свои плюсы. И плюсы связаны в первую очередь с
адоптацией к окружающему миру. А вот равного качества образования в обычной
школе можно добиться только благодаря развитию компьютерных технологий и
приобщению незрячих и слабовидящих к этим технологиям. Как говориться, дело
техники... :-)
Ну а о качестве системы школ-интернатов для слепых можно судить по
результату, то есть по выпускникам. На сколько человек по окончании такой
школы готов не просто к дальнейшей учебе, но и просто к самостоятельной
жизни вне стен школы-интерната? На сколько незрячий чувствует себя
уверенным, а не ущербным и не стесняется своего плохого зрения и не боится
сам передвигаться с тростью? Хочу сразу оговориться, что такие вопросы
возникают опять же из личного общения с разными выпускниками различных
школ-интернатов. Мне кажется, что даже не каждый из выпускников согласиться
с такой постановкой вопроса и скажет, что в школе-интернате не прививают
чувства ущербности и у них такого ощущения нет, но я делала выводы опять же
на основе результата. Если человек после школы-интерната не умеет ходить с
тростью или не только не умеет, но и просто стесняется этого, то меня
наводит это на мысль, что он всеми способами пытается скрыть то, что он не
видит чтобы не быть хуже остальных. На мой взгляд это проявление слабости и
как раз недостаток обучения в школах-интернатах. Хотя, конечно же, нельзя
говорить, что это свойственно совершенно всем выпускникам и что из этой
системы выходят абсолютно все слабыми и беззащитными.
Если бы школьных учителей готовили уже с учетом того, что в классе могут
обучаться не только обычные дети, то может быть можно было бы говорить об
интегрированном образовании. А пока этот вопрос, на мой взгляд остается
исключительно полностью на усмотрение родителей, которые должны понять,
сможет ли их ребенок и они сами выстоять в обычной школе для того чтобы
ребенок получал не только образование, но и с детства привыкал к окружающему
миру.

С уважением, Елена Новикова.

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-07 18:24:24 (#535169)

[LVR] Re: Снова о детях и родителях

Выпуск номер 570

Здравствуйте, Ирина!
> без зрения для меня очень трудно ее учить, например, рисовать, что она
> очень
> любит делать. Конечно, можно говорить о том, что все, что не может
> показать или
> объяснить мама, пусть показывает и объясняет бабушка или другие зрячие
> родственники
> и знакомые, и это, в общем-то, выход. Но если почти все время дочка
> проводит
> со мной и так хочется ее учить всему, чему учат своих детей зрячие
> родители.
> Хотелось бы обсудить эту проблему с родителями, которые через это прошли
> или
> проходят, да и просто с неравнодушными людьми.
Во-первых, безоговорочно поддерживаю Оксану, Все то, что она написала.
А во-вторых, выскажу следующую мысль.
Навряд ли она оригинальна, но все же. Понятное дело, что хочется ребенка
научить всему. Однако, и здоровые
родители не всегда могут это. Например, мои вовсе не рисовали. Зрение я
потерял всем лет. Учили в садике. учили старшие двоюродные братья, в общем
все те, кого мы называем родственниками, но не родители. Хотя у обоих зрение
было. Так что не надо на этом заморачиваться. Если хочется ребенку помочь,
но нет возможности, помогите добрым словом вниманием, А если хотите развить
у него какую-нибудь способность, отдайте в соответствующий кружок, секцию
или спецшколу. Имею в виду спортивные, художественные и др.
А самое главное, помните, что дети берут с родителей пример. Как-то после
обеда заходит
супруга в комнату а сынишка на диване лежит. "ты чего",- спрашивает она. "А
я как папа",- отвечает он. Пришлось на диване ставить крест. Временно,
правда. :)

С уважением,
Виктор

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   "uris" 2006-04-07 16:11:56 (#535130)

[LVR] Дискуссия на тему интегрированного образования -- теория и практика

Выпуск номер 569

Добрый день, _уважаемые_ господа.

Если позволите, сначала пара слов по ходу дискуссии, т.е. теория.
Во-первых, спор был бы куда продуктивнее, если бы сторонники
противоположных мнений более чётко аргументировали свою позицию, не
забывая при этом, о чём, собственно, идёт речь, т.е. приводили
аргументы в поддержку конкретного утверждения, а не пытались запихнуть
эмоции в одну кучу с доводами.

Во-вторых, предлагаю к аргументам не относить высказывания, вроде
"хотите Вы или не хотите, а каждый слепой должен знать брайль" или
"когда подумаете немного, поймёте, что я прав" и т.п. хотя бы по
следующим соображениям:
1. Первое утверждение (как мы выяснили из предшествовавшей дискуссии)
является как минимум спорным, т.е. для одних подписчиков нашей
рассылки оно верно, а для других -- нет. В споре же эффективны только
признаваемые всеми сторонами доводы;
2. Второе утверждение просто бессмысленно, т.к. может принадлежать
абсолютно любому человеку вне зависимости от его действительных знаний
и представлений об обсуждаемой проблеме.

Наконец, в-третьих, для сохранения надежды на продуктивность,
дискуссия должна радикально поменять тон: проблема, на мой взгляд, в
том, что каждый из пишущих считает себя самым умным, хоть и старается
иногда из скромности назвать себя "неграмотным" или "не претендующим
на абсолютность". Давайте мы дружно остановимся на том мнении, что
пишем мы в рассылку для очень умных людей, а, следовательно,
некоторые стилистические приёмы и мысли в таком обществе не только
неуместны, но и неприличны.
И ещё одно предложение: давайте исходить из того, что пишущий в
рассылку говорит правду. Иными словами, если человек пишет, что ему
воспитатели говорили то-то и то-то, мы в это поверим, т.е. будем
считать это фактическим аргументом.

Теперь собственно по проблеме, т.е. практика.
Формулируется утверждение:
"Наличие интегрированного образования, выступающего в качестве альтернативы
сегрегированному, -- это хорошо".

Теперь идут уточнения:
1. Под "интегрированным образованием" понимается совместное обучение
слепых и слабовидящих вместе со зрячими, т.е.
а) не любых инвалидов вообще и
б) с учётом того, что слепых в классе меньше. (Когда я учился в Первом
Московском интернате, в моей параллели были две девушки с нормальным
зрением, а у меня в классе -- один парнишка. Такое положение дел мы
"интегрированным образованием" не считаем);
2. В целях упрощения задачи мы рассматриваем только _современные_
проссийско-украинские интернаты (а не вольные воспоминания о том, "как
я был в Америке" -- это усложняет картину, в которой мы и без того
откровенно не понимаем друг друга).

Очертив таким образом предмет дискуссии, начинаем рассуждать. Возьмём
в качестве тренировочного примера опасения Альбины Саматовой о
"разрушении уникальной системы школ-интернатов".
Пока из нашей дискуссии совершенно не следует, что при развитии
интегрированного образования система школ-интернатов как-либо
пострадает. (Мы же не рассматриваем здесь высказывание Дениса из
Харькова, предлагавшего в своей статье уничтожить систему школ-интернатов, правда
ведь?)
Речь шла всего лишь о том, что _система_ школ-интернатов (не отдельно
взятая школа, а сегрегированное образование в целом) обладает рядом
недостатков. Эти недостатки системы рассматривались на примерах
отдельных школ, т.е. делался такой вывод: "Если в моём интернате есть
такой недостаток, то он есть (или может быть) и в других школах,
потому что моя школа-интернат -- всего лишь частичка системы".

На возможный вопрос, почему я думаю, что речь идёт о системе, отвечу так: если
бы проблема
была в одной школе, то ход наших мыслей был бы примерно таким: "Я
жалею, что ходил в эту школу и обвиняю её во многих грехах, своего
ребёнка я отдам в другой интернат, если, не дай бог, встану перед
выбором".

С этим утверждением и пыталась не согласиться Альбина Саматова (т.е.
фактически она утверждала, что система школ-интернатов лишена недостатков), но,
на мой
субъективный взгляд, не слишком убедительно это иллюстрировала -- практически
без
аргументов, кроме неподкреплённых доводами утверждений типа:
"Образование в школе-интернате приравнивается к образованию в элитном
лицее" или "Все преподаватели -- квалифицированные педагоги".
Уважаемая Альбина, пожалуйста, впредь, делая подобные заявления,
уточняйте, кем именно приравнивается одно образование другому, по
каким критериям Вы оцениваете квалификацию преподавателей и т.д. Это
обусловлено тем, что заявления Ваши (как мы установили) не признаются
верными некоторыми из наших подписчиков, следовательно их нужно
подкреплять аргументами.

Если мы считаем такую логику, как формирование мнения об однородной системе по
одному из её элементов, порочной, давайте придумаем что-нибудь другое.
Мне лично в голову приходит только одна альтернатива: собирать
статистику по каждому из утверждений и на её основе судить о
преимущественных качествах системы. Вот только путь этот долог и
весьма тернист...

Рассуждаем дальше...
Наверное, Вы, Альбина, имели в виду то обстоятельство, что
школы-интернаты не выдержат конкуренции за детей при наличии
интегрированного образования и именно поэтому "уникальная система
разрушится" как бы за ненадобностью... Но это странно, поскольку Вы же и
говорите, что интегрированное образование не приживётся... Из-за чего же тогда
пострадает
система интернатов? (Заметьте, мы пока не начали обсуждать достоинства
и недостатки интегрированной системы образования, хотя, разумеется,
если эти недостатки будут играть критическую роль для понимания угрозы
интернатам, их нужно будет сформулировать.)

Ну вот, повесив пока вопрос в воздухе и искренне расчитывая на
_аргументированный_ и _убедительный_ ответ, я и в будущем предлагаю
каждому автору писем в рассылку чётко формулировать (в теле сообщения)
тезис, который он (автор) собирается подкрепить доводами или
опровергнуть. В последствии можно будет формулировать хоть какой-то
вывод о нашей дискуссии в целом и по конкретным вопросам, поднятым в её процессе.

--
С уважением,
Anatoliy D. Popko
mailto:uncle_tol***@m*****.ru
ICQ#: 313248588
MSN: AnatoliyPop***@m*****.com

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   "Anatoliy D. Popko" 2006-04-07 01:22:36 (#534940)