Выпуск номер 562
Здравствуйте!
Прежде, чем прокомментировать некоторые моменты из письма Альбины, хочу сделать
несколько примечаний к своему предыдущему сообщению.
1. Я высказывала вовсе не свою точку зрения, поэтому обращение ко мне, как носителю
данных идей, просто неправомочно. Мною была предпринята попытка описать те мысли
и те проблемы, которые обсуждались на форуме разными людьми, имеющими непосредственное
отношение к незрячим. Кроме того, на секциях присутствовали представители организаций
инвалидов-опорников, а также слабослышащие. Мне показалось, что это будет достаточно
интересно. Тем более, рассказ по поднятой теме, которая являлась одной из центральных
в секторе образования и реабилитации. Повторюсь, что лично я придерживаюсь умеренной
позиции, т.е. выступаю за то, чтобы существовала альтернативная форма обучения:
не интернат и не общеобразовательная школа с интегрированными группами. Впрочем,
об этом чуть позже.
2. Речь шла о всеукраинском молодёжном форуме, проходившем в Киеве. Поэтому ни
о какой статистике по России, а также о состоянии российских спецшкол, разговора
не было. Другими словами, мы обсуждали те вопросы, которые близки любому, кто
связан с украинскими интернатами для незрячих. Я просто не имею права (а потому
и не делаю этого) судить о том, о чём у меня нет достаточной информации. В нашем
случае имеются в виду российские учебные заведения для незрячих. Не спорю, возможно,
там дела обстоят совершенно иначе. Тем более, что косвенные подтверждения тому
у меня есть. Но украинские интернаты, к сожалению, находятся в плачевном состоянии.
И об этом на форуме говорили как выпускники данных учреждений, так и преподаватели.
Российские же специализированные заведения (курский музыкальный колледж и институт
искусств - я действительно перепутала название, так что приношу свои извинения)
были упомянуты мной только потому, что некоторые из наших ребят туда благополучно
умудряются поступать. Хотя, под час, это оказывается гораздо более проблематично,
чем сдать экзамены в обычный университет в родном городе.
=>> Вы, Света, пишете, что в Киеве встречались с людьми, которые учились таким
=>> образом. Поверьте мне, я тоже встречалась. И не могу похвастаться светлыми
=>> воспоминаниями. Мы не готовы к этому, зачем же тогда эксперементировать на
=>> детях, я не понимаю.
Не хочу с Вами спорить на данную тему. Тем более, что я не излагаю здесь собственных
мыслей, а пока лишь комментирую итоги форума, на котором присутствовала. Однако
одним из аргументов в пользу интегрированного обучения может служить тот факт,
что дети в раннем возрасте не замечают различий между зрячими и незрячими, а
потому относятся вполне спокойно и адекватно, если в их коллективе находится
ребёнок с нарушениями здоровья. К сожалению, статистика (по крайней мере, по
территории Украины) наглядно показывает, что в большинстве массовых школ на сегодняшний
день занимается достаточное количество детей с ослабленным зрением. Да, они не
тотально незрячие, а скорее слабовидящие, но никто их не воспринимает как инвалидов.
Подобных реальных примеров очень много. Практически в любой школе есть дети,
которых сажают за первую парту, которые носят сильные очки и т.п. Кроме того,
повторюсь, у меня имеются знакомые, которые занимались в массовых школах с первого
класса, будучи почти незрячими и пользуясь при обучении специальными приспособлениями
для слабовидящих: книгами с увеличенным шрифтом и жирно разлинованными тетрадями.
Так вот, они утверждают, что класса до пятого соученики фактически не отличают,
что они - зрячие, а кто-то в их классе - плохо видит. Осознание происходит гораздо
позже. Однако за те четыре или пять лет класс успевает привыкнуть к соученику
с проблемами здоровья и воспринимает его, как часть единого целого. Я не психолог,
поэтому не могу оспаривать или полностью соглашаться с данной теорией, но нечто
рациональное, на мой взгляд, в ней всё-таки содержится.
Что касается специального оборудования и технических приспособлений, которые
могли бы использоваться при интегрированном обучении, то и этот вопрос тоже поднимался
на форуме. Впрочем, достойное решение так и не было найдено. Я это признаю и
понимаю, что здесь весьма слабое звено, которое способно обрушить все прочие
логические построения. Тем не менее, один из участников форума рассказывал о
том, что занимался в одной из школ Крыма, и его учебное заведение полностью было
обеспечено всем необходимым для обучения слабовидящих. Но при этом учебники,
тетради, увеличительные стёкла и прочее было российского производства, и заказы
на получение тифлотехнических средств также оформлялись через Москву.
=>> Я надеюсь, что на эту вашу фразу отвечу не одна я, а многие из тех, кто
=>> закончил специализированную школу и до сих пор вспоминает каждый день,
=>> прожитый в ее стенах с благодарностью и светлыми чувствами. Еще можно понять
=>> фразу об инвалидной позиции, хотя по-моему это вина не специализированной
=>> школы, а семьи, но "калечит психику", вы меня простите, это уж слишком.
=>> Психику, если вам угодно, калечат массовые школы, где в классе 40 человек,
=>> каждый из которых чувствует себя частью стада, настроенного на угнетение
=>> более слабого.. Дети - жестокий народ. Жестокость идет из семьи и с этим
=>> ничего нельзя сделать.
Я тоже знаю людей, которые, закончив интернат, сохраняют о нём самую добрую память.
Но это лишь часть, другая же часть, как показывает практика, оказывается недовольна
и подобных трепетных чувств не испытывает. Я проучилась в интернате всего пять
лет. Не скажу, что это время было для меня самым счастливым в моей жизни, равно
как не скажу, что это были худшие годы. Обыкновенная учёба, как и везде. Да,
с определённой спецификой, но тем не менее - ничего нового: тот же самый учебный
процесс, домашние задания, выговоры учителей за баловство и нарушение дисциплины.
Для меня это не было чем-то новым и неожиданным. За исключением, конечно, жуткой
картины детей, ходящих по коридорам с вытянутыми вперёд руками, периодически
сталкивающихся друг с другом и носящих в карманах ложки, заранее приготовленные
к обеду.
Что же касается жестокости, с которой, как Вы говорите, ничего нельзя сделать,
то позвольте с Вами не согласиться. Жестокость - это то качество, которое воспитывает
семья. Тут Вы правы. Однако это вместе с тем то качество, которое воспитывается
непроизвольно. Я в этом более, чем уверена. Не думаю, что родители преднамеренно
взращивают в своих детях жестокость и ценизм. Особенно, по отношению к инвалидам.
Кстати, моя практика самостоятельного хождения по городу показывает, что во многих
случаях именно дети (подростки) оказывают помощь на улице, провожают, подсказывают
и т.д. Бороться с проявлениями жестокости можно и нужно. Но не той же самой жестокостью,
конечно. Зрячие люди, по сути, слишком мало о нас знают. Мы сами загнали себя
в резервации, создав так называемый "Мир слепых", который по каким-то нелепым
соображениям не может быть понятен зрячим. В этом наша беда. И невозможность
создания полноценного интегрированного обучения на сегодняшний день.
В Одессе накануне дня инвалида проводился ряд мероприятий. В частности, в некоторых
массовых школах прошли "Моральные уроки", проведённые незрячими учениками и студентами.
Суть их заключалась в том, что группа из двух-трёх незрячих в течение сорока
пяти минут общалась с классом в обыкновенной массовой школе, рассказывая о незрячих,
системе их обучения, способе письма по-брайлю, особенностях ориентирования на
маршруте и т.д. В результате, многие дети из этих классов проявили собственное
желание в дальнейшем сотрудничать и оказывать всяческую помощь. Они даже приезжали
в гости к незрячим школьникам в интернат. Причём, ещё раз подчёркиваю, инициатива
исходила от них, а не от тех, кто проводил "Моральные уроки".
=>> Если мама с сыном идет по улице, и им навстречу
=>> попадается нищий одноногий (или слепой), просящий милостыню, какова реакция
=>> этой мамы? Вряд ли жалость. По себе знаю, что нет. И какое же отношение
=>> сформируется у этого ребенка ко всем инвалидам вообще? Вы думаете самое
=>> радужное?
Ну, если пройдёт мимо и при этом испытает лишь негативные чувства отвращения
и презрения, то и у ребёнка, естественно, сформируется подобное отношение. Однако
выше я уже писала о том, что преднамеренно никто, как мне кажется, не воспитывает
в детях жестокость. Впрочем, наверное, в Одессе другие дети и другие родители.
Знаете, как у нас узнают иногородних? Нет, не по говору. По обращению к инвалидам
и пожилым людям. Места в трамваях у нас не уступают только приезжие. Я сама была
свидетелем такой сцены: входит в трамвай пожилая женщина. Все места заняты. Среди
сидящих есть молодёжь. Причём, они ближе всего к женщине. Она проходит в салон,
с места в середине вагона поднимается молодой человек: "Садитесь!". Она садится.
Молодой человек оборачивается к ребятам, сидевшим у самой двери: "А вы не местные?".
Те изумлённо спрашивают: "Как Вы узнали?". А он ответил: "Вы не уступили место
пожилому человеку, так у нас делают только неодесситы". Не утверждаю, что так
было всегда, и это общепринятая норма. Но в последнее время, действительно, наметилась
подобная положительная тенденция. По крайней мере, в Одессе. Как обстоит дело
в других городах Украины, России, Белоруссии и прочих стран - не знаю, поскольку
не обладаю данной информацией. Может быть, с нами этим поделятся наши подписчики
из других регионов.
=>> и вдвойне грустно от того, что такие вещи говорят люди, некогда
=>> закончившие специализированные школы. Среди активных, положительно
=>> настроенных, удовлетворенных жизнью людей я таковых не встречала. Стало
=>> быть, так говорят о системе специального образования те, кто даже в
=>> спец.школе не сумел нормально себя ощутить, был изгоем. Хотя это довольно
=>> трудно. Там дети другие. И взрослеют быстрее. Не знаю, в каких таких школах
=>> детям внушают позицию инвалидности, иждевенчества и т.д. Например, в нашей
=>> школе каждый из педагогов считал своим долгом настраивать ребенка на
=>> полноценную жизнь, на полезность и на то, что даже без зрения человек многое
=>> может.
Не знаю, можно ли назвать людей, которые активно принимают участие в молодёжных
движениях, борятся за свои права - неудовлетворёнными жизнью, замкнутыми и несчастными,
как должно получаться, исходя из Ваших слов? Мне так не кажется. Впрочем, я могу
ошибаться. Что же касается школ-интернатов и того, что там дети другие, то согласна
- другие. Вот только и там проблем более, чем достаточно. Одна из них, которую
я наблюдала в одесской школе, это нежелание детей с остатками зрения общаться
с тотально незрячими детьми. Возможно, это проблема только нашей школы, но она
имеет место быть. И это замечала не только я, но и некоторые слабовидящие ребята,
которые всё же общались наравне с незрячими соучениками. А Вы говорите, что зрячие
к нам плохо относятся! Да мы между собой мир наладить не можем. Иногда зрячий
быстрее откликнется, нежели ближний и такой же, как мы сами.
=>> То есть вы лично считаете, что в массовой школе ребенку такого говорить не
=>> будут? Я правильно поняла? То есть если в массовую школу приходит слепой
=>> ребенок, его сразу принимают с распростертыми обьятиями и говорят, что он
=>> будет делать все наравне со зрячими одноклассниками, ему создадут для этого
=>> все условия... Так?
Нет, не так. См. примечание 1 в начале письма. Это не моя личная позиция. И примеры
не мои, а взятые с заседаний секции образования и реабилитации всеукраинского
молодёжного форума.
=>> Вот именно. Получаем. Если 11 лет над ним трясутся родители, считая его
=>> таким необыкновенным лишь за то, что он обучается в обычной школе, если
=>> учителя не знают, как с ним работать и в результате освобождают от многих
=>> занятий, принимают зачеты и контрольные чисто формально, когда ребенок даже
=>> брайля не знает... Получаем. Потрясающие образчики!
Пока что мы получаем инвалидов - выпусников школ. А то и техх, кого родители
вообще не отправили в интернат, опасаясь за своего ребёнка и не желая его травмировать,
как они это называют. У меня есть реальный пример перед глазами. Правда, там
родители пошли на поводу, ощущая чувство вины за то, что произошло с их дочерью,
а потому, когда она наотрез отказалась идти в интернат, с радостью согласились,
оставив её на домашнем обучении. Любые родители хотят лучшего для ребёнка, но
не знают, а зачастую просто ошибаются, делая неправильный выбор, поддаваясь жалости
или другим сильным эмоциям. Сомневаюсь, что если бы интегрированное обучение
стало достаточно распространённым, что родители считали бы своих детей такими
уж уникумами. Зрячим родителям проще отдать ребёнка в зрячую школу, т.к. это
больше отвечает их психологии, их миропониманию. И они вряд ли видят в этом что-то
особенное.
=>> Вы говорите так, будто у вас есть статистика. В ПО РИТ на сегодняшний день
=>> состоит около 700 человек. Я не знаю точных цифр и претендовать на
=>> абсолютность не собираюсь (думаю, Анна Георгиевна в случае необходимости
=>> сама приведет эти цифры), но могу сказать, что массажисты и музыканты не
=>> являются абсолютным большинством, особенно среди молодых инвалидов,
=>> поскольку в последние годы образовательный процесс в обычных ВУЗах стал
=>> более доступен для незрячих.
См. примечание 2 в начале письма. Речь идёт о статистике по Украине, каковая,
действительно, имеется. И является, увы, крайне неутешительной. Только из моего
класса, в котором было восемь человек, двое (достаточно сильных учеников) поступили
в университет "Украина", исходя из тезиса о том, что там будет почти так же,
как и в школе.
=>> У нас в стране есть общественные организации инвалидов, которые тоже так
=>> думают. Возможно, сообща единомышленникам удастся разрушить уникальную
=>> систему образования и кинуть маленьких детей в мир без страховки. Да,
=>> конечно, вы об альтернативе говорите. Утопия, по-моему.. Так не будет. Пока
=>> еще специальное образование существует, но коль скоро разговоры об
=>> интегрированном обучении ведутся, думаю, закрытие интернатов уже не за
=>> горами. И тогда нам всем остается лишь надеяться на то, что нашим детям
=>> спец.школа не понадобится по состоянию здоровья.
По-моему, это просто страх за систему интернатов, как таковую. Понимаю, что многим
спецшколы очень дороги. Некоторым моим одноклассникам - даже слишком. И это,
между прочим, повлияло на их дальнейшую жизнь и принятие решения о поступлении
в университет. Причём, как мне кажется, повлияло не самым лучшим образом. По
крайней мере, на сегодняшний день они уже бросили учёбу и ничем не занимаются,
живя на одну пенсию. Впрочем, с другой стороны, Ваш страх оправдан, поскольку
в нашей стране (тут я не разделяю Украину и Россию) всё новое полностью вытесняет
старое. И делается это огульно, быстро, сналёта, что, конечно же, абсолютно неправильно.
Надеюсь, однако, что мы когда-нибудь поумнеем (точнее, поумнеет наше правительство),
и решения не будут приниматься с бухты-барахты. А внедряться в жизнь станут постепенно
и только в качестве альтернативы, а не как приоритетные. Кроме того, мне понравился
лозунг национальной ассамблеи инвалидов Украины: "Не делайте для нас без нас!".
Очень правильный подход, на мой взгляд.
=>> У нас, конечно, дети взрослеют рано. Но что-то мне кажется, что в семь лет
=>> человек еще не способен сделать самостоятельного выбора и решить, в какую
=>> школу он пойдет. И даже если он скажет: мама, не отдавай меня в интернат...
=>> это по-вашему можно назвать осознанным решением?
Не все дети незрячие от рождения, как не все теряют зрение в раннем возрасте
(до первого класса). Самый больной процент незрячих приходится на среднюю и старшую
школу - они приходят из массовых учебных заведений. И эти ученики уже вполне
способны принимать осознанные решения. Что же касается незрячих детей, утративших
зрение в раннем возрасте или слепорождённых, то здесь, без сомнения, решение
принимают родители. А чтобы они адекватно оценивали ситуацию и возможности своего
ребёнка, должны существовать специальные центры ранней коррекции и реабилитации,
занимающиеся как помощью в воспитании детей-инвалидов, так и в снабжении родителей
всей необходимой полнотой информации.
=>> То есть каждый педагог теперь должен получать два образования, так? Раз в
=>> любой школе может оказаться ребенок-инвалид, используя свое право на выбор
=>> системы образования? Боюсь, что учителей у нас сильно поубавится:-) Или вы
=>> предлагает в корне пересмотреть педагогику, сделав ее на сто процентов
=>> специальной? Если же вы говорите об учителях спец.школ, то, поверьте мне,
я
=>> знакома с десятками учителей и воспитателей, которые в таких школах
=>> работают. Человек никогда не пойдет в такую сложную среду, если не чувствует
=>> в себе сил на это. Может, у него без специального образования не сразу все
=>> получится, но опыт гораздо важнее диплома. Его ни за какие деньги не купишь.
=>> И у этих людей такой опыт есть.
В данном случае я говорила о спецшколах. Видимо, не совсем точно выразилась.
Что же касается того, что в интернат люди идут работать осознанно, соизмерив
свои силы и возможности, то это лишь отчасти так. Значительное количество педагогов
стремится туда отнюдь не потому, что испытывает большую и светлую любовь к детям-инвалидам,
а потому, что за работу в интернате начисляются значительные надбавки, учитывается
особый стаж и многое другое. Слишком много прозаических и банальных причин, о
которых мы почему-то умалчиваем. Хотя, на самом деле, они существуют. И эта проблема
стоит очень остро. Специалистов, способных дать детям настоящее образование,
катастрофически мало. И почти все они не имеют специального образования, а работают
исключительно на интуиции, методом проб и ошибок, что также весьма негативно
сказывается на детях. Это ведь те же самые эксперименты, только в стенах интерната.
Образование, которое даёт современный украинский интернат для слепых, можно сравнить
разве что с весьма посредственной средней школой. И это факт, как бы там ни было.
Наши дети выходят из интерната с очень ограниченным багажом знаний, не имея многих
навыков, зато по полной программе наделённые всеми стандартными слепецкими комплексами,
которые мешают им адаптироваться в интегрированной среде.
=>> В наших школах работают квалифицированные специалисты, даже если не у всех
=>> есть специальное образование. Да, конечно, разные люди встречаются, но в
=>> общем и целом, образование, получаемое в спец.школе преравнивается к
=>> образованию в элитном лицее. И это отнюдь не только мои слова. Просто не
=>> стоит так категорично судить о тех вещах, о которых знаешь чисто
=>> теоретически или имеешь лишь небольшую практику. Такие вещи могут очень
=>> пагубно сказаться на судьбах многих людей.
Повторюсь. В Российских школах - возможно. У нас же лишь немногие преподаватели
реально соответствуют статусу квалифицированного педагога. Кроме того, получить
второе образование даже те, кто хочет, не могут, поскольку по закону второе образование
обязательно должно быть коммерческим. Кроме того, тифлокафедра на всю Украину
находится лишь в Киеве в университете им. Драгоманова. Их специалисты, которых
они выпускают ежегодно, уже на первом курсе зарезервированы и обеспечены работой.
Просто не хватает кадров. И это ещё одна проблема, которую нужно решать. Об этом
также говорилось на форуме.
С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558
__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation