Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2006-04-05

[LVR] интегрированное обучение

Выпуск номер 563

Доброго времени суток, господа спорщики!

Позвольте, прежде всего, задать один вопрос и если можно получить на него ответ?
Вы обсуждаете интегрированное обучение, или отношение между детьми разных возрастных
групп в различных классах, с разнообразным развитием? Не спорю, это имеет кое-какое
отношение к делу, однако совсем не та тема, которую подняли.

Если уж вы так хотите этого самого обучения, объясните мне, неграмотному, как
обыкновенный учитель будет объяснять ту же самую математику? Не поняли? Ну, конечно
же, на доске! Скажите, а будет этот самый учитель тратить своё время на слепого
ребёнка? Конечно, нет. На кой он ему нужен? С такими детьми надо заниматься индивидуально.
И этот самый педагог будет прав. Хорошо, допустим, начальные классы мы кое-как
с грехом пополам одолеем. А что дальше? Может сначала надо задуматься, чего вы
хотите, а потом поднимать такие сложные темы. Тут без ломки общества, сложившихся
стереотипов, полной перепрофилировки уже имеющегося состава педагогов, коренных
изменений всех программ - никак не обойтись. Задумайтесь лишь на минутку, астрономия,
физика, хъимия, биология... Продолжать или может всё-таки хватит? Все эти предметы
и кое-какие ещё, естественно, изменены в специализированных школах, адаптированны,
так сказать. Если до сих пор в университетах педагоги, во какой квалификации,
до сих пор не желают сообразить, что, рисуя на доске, стоит всё же не просто
пояснять, а рассказывать, что именно рисуется?! И чего же вы после этого хотите?

А сравнивать виды обучения на сегодня бессмысленно. Нет аналогов, значит и сравнивать
не с чем.

Можно долго и нудно расспространяться на сию тему, только вот пользы от этого
воздухосотрясания ну никакого! Нравится интернат, или нет, как относятся там
или будут относится, а как может быть если?.. Всё это фантазии. Надо уметь увидеть
хорошее и суметь его отличить от плевел, а это в детском возрасте очень и очень
трудно. Многие, учась в интернатах, ненавидят свою школу. А почему? Вот именно.
Подумайте. Когда поймёте, тогда догадаетесь, почему с годами те, кто ненавидел,
вдруг начинают любить и уважать свою школу!

С уважением Александр! г. Одесса!
mailto:virtus***@m*****.ru
ICQ:333627721
mobile phone: +038 066-228-59-70
home phone: (+038-048) 710-67-74

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 20:37:55 (#534446)

[LVR] Re[5]: Интегрированное обучение

Выпуск номер 562

Здравствуйте!

Прежде, чем прокомментировать некоторые моменты из письма Альбины, хочу сделать
несколько примечаний к своему предыдущему сообщению.
1. Я высказывала вовсе не свою точку зрения, поэтому обращение ко мне, как носителю
данных идей, просто неправомочно. Мною была предпринята попытка описать те мысли
и те проблемы, которые обсуждались на форуме разными людьми, имеющими непосредственное
отношение к незрячим. Кроме того, на секциях присутствовали представители организаций
инвалидов-опорников, а также слабослышащие. Мне показалось, что это будет достаточно
интересно. Тем более, рассказ по поднятой теме, которая являлась одной из центральных
в секторе образования и реабилитации. Повторюсь, что лично я придерживаюсь умеренной
позиции, т.е. выступаю за то, чтобы существовала альтернативная форма обучения:
не интернат и не общеобразовательная школа с интегрированными группами. Впрочем,
об этом чуть позже.
2. Речь шла о всеукраинском молодёжном форуме, проходившем в Киеве. Поэтому ни
о какой статистике по России, а также о состоянии российских спецшкол, разговора
не было. Другими словами, мы обсуждали те вопросы, которые близки любому, кто
связан с украинскими интернатами для незрячих. Я просто не имею права (а потому
и не делаю этого) судить о том, о чём у меня нет достаточной информации. В нашем
случае имеются в виду российские учебные заведения для незрячих. Не спорю, возможно,
там дела обстоят совершенно иначе. Тем более, что косвенные подтверждения тому
у меня есть. Но украинские интернаты, к сожалению, находятся в плачевном состоянии.
И об этом на форуме говорили как выпускники данных учреждений, так и преподаватели.
Российские же специализированные заведения (курский музыкальный колледж и институт
искусств - я действительно перепутала название, так что приношу свои извинения)
были упомянуты мной только потому, что некоторые из наших ребят туда благополучно
умудряются поступать. Хотя, под час, это оказывается гораздо более проблематично,
чем сдать экзамены в обычный университет в родном городе.

=>> Вы, Света, пишете, что в Киеве встречались с людьми, которые учились таким
=>> образом. Поверьте мне, я тоже встречалась. И не могу похвастаться светлыми
=>> воспоминаниями. Мы не готовы к этому, зачем же тогда эксперементировать на
=>> детях, я не понимаю.

Не хочу с Вами спорить на данную тему. Тем более, что я не излагаю здесь собственных
мыслей, а пока лишь комментирую итоги форума, на котором присутствовала. Однако
одним из аргументов в пользу интегрированного обучения может служить тот факт,
что дети в раннем возрасте не замечают различий между зрячими и незрячими, а
потому относятся вполне спокойно и адекватно, если в их коллективе находится
ребёнок с нарушениями здоровья. К сожалению, статистика (по крайней мере, по
территории Украины) наглядно показывает, что в большинстве массовых школ на сегодняшний
день занимается достаточное количество детей с ослабленным зрением. Да, они не
тотально незрячие, а скорее слабовидящие, но никто их не воспринимает как инвалидов.
Подобных реальных примеров очень много. Практически в любой школе есть дети,
которых сажают за первую парту, которые носят сильные очки и т.п. Кроме того,
повторюсь, у меня имеются знакомые, которые занимались в массовых школах с первого
класса, будучи почти незрячими и пользуясь при обучении специальными приспособлениями
для слабовидящих: книгами с увеличенным шрифтом и жирно разлинованными тетрадями.
Так вот, они утверждают, что класса до пятого соученики фактически не отличают,
что они - зрячие, а кто-то в их классе - плохо видит. Осознание происходит гораздо
позже. Однако за те четыре или пять лет класс успевает привыкнуть к соученику
с проблемами здоровья и воспринимает его, как часть единого целого. Я не психолог,
поэтому не могу оспаривать или полностью соглашаться с данной теорией, но нечто
рациональное, на мой взгляд, в ней всё-таки содержится.
Что касается специального оборудования и технических приспособлений, которые
могли бы использоваться при интегрированном обучении, то и этот вопрос тоже поднимался
на форуме. Впрочем, достойное решение так и не было найдено. Я это признаю и
понимаю, что здесь весьма слабое звено, которое способно обрушить все прочие
логические построения. Тем не менее, один из участников форума рассказывал о
том, что занимался в одной из школ Крыма, и его учебное заведение полностью было
обеспечено всем необходимым для обучения слабовидящих. Но при этом учебники,
тетради, увеличительные стёкла и прочее было российского производства, и заказы
на получение тифлотехнических средств также оформлялись через Москву.

=>> Я надеюсь, что на эту вашу фразу отвечу не одна я, а многие из тех, кто
=>> закончил специализированную школу и до сих пор вспоминает каждый день,
=>> прожитый в ее стенах с благодарностью и светлыми чувствами. Еще можно понять
=>> фразу об инвалидной позиции, хотя по-моему это вина не специализированной
=>> школы, а семьи, но "калечит психику", вы меня простите, это уж слишком.
=>> Психику, если вам угодно, калечат массовые школы, где в классе 40 человек,
=>> каждый из которых чувствует себя частью стада, настроенного на угнетение
=>> более слабого.. Дети - жестокий народ. Жестокость идет из семьи и с этим
=>> ничего нельзя сделать.

Я тоже знаю людей, которые, закончив интернат, сохраняют о нём самую добрую память.
Но это лишь часть, другая же часть, как показывает практика, оказывается недовольна
и подобных трепетных чувств не испытывает. Я проучилась в интернате всего пять
лет. Не скажу, что это время было для меня самым счастливым в моей жизни, равно
как не скажу, что это были худшие годы. Обыкновенная учёба, как и везде. Да,
с определённой спецификой, но тем не менее - ничего нового: тот же самый учебный
процесс, домашние задания, выговоры учителей за баловство и нарушение дисциплины.
Для меня это не было чем-то новым и неожиданным. За исключением, конечно, жуткой
картины детей, ходящих по коридорам с вытянутыми вперёд руками, периодически
сталкивающихся друг с другом и носящих в карманах ложки, заранее приготовленные
к обеду.
Что же касается жестокости, с которой, как Вы говорите, ничего нельзя сделать,
то позвольте с Вами не согласиться. Жестокость - это то качество, которое воспитывает
семья. Тут Вы правы. Однако это вместе с тем то качество, которое воспитывается
непроизвольно. Я в этом более, чем уверена. Не думаю, что родители преднамеренно
взращивают в своих детях жестокость и ценизм. Особенно, по отношению к инвалидам.
Кстати, моя практика самостоятельного хождения по городу показывает, что во многих
случаях именно дети (подростки) оказывают помощь на улице, провожают, подсказывают
и т.д. Бороться с проявлениями жестокости можно и нужно. Но не той же самой жестокостью,
конечно. Зрячие люди, по сути, слишком мало о нас знают. Мы сами загнали себя
в резервации, создав так называемый "Мир слепых", который по каким-то нелепым
соображениям не может быть понятен зрячим. В этом наша беда. И невозможность
создания полноценного интегрированного обучения на сегодняшний день.
В Одессе накануне дня инвалида проводился ряд мероприятий. В частности, в некоторых
массовых школах прошли "Моральные уроки", проведённые незрячими учениками и студентами.
Суть их заключалась в том, что группа из двух-трёх незрячих в течение сорока
пяти минут общалась с классом в обыкновенной массовой школе, рассказывая о незрячих,
системе их обучения, способе письма по-брайлю, особенностях ориентирования на
маршруте и т.д. В результате, многие дети из этих классов проявили собственное
желание в дальнейшем сотрудничать и оказывать всяческую помощь. Они даже приезжали
в гости к незрячим школьникам в интернат. Причём, ещё раз подчёркиваю, инициатива
исходила от них, а не от тех, кто проводил "Моральные уроки".

=>> Если мама с сыном идет по улице, и им навстречу
=>> попадается нищий одноногий (или слепой), просящий милостыню, какова реакция
=>> этой мамы? Вряд ли жалость. По себе знаю, что нет. И какое же отношение
=>> сформируется у этого ребенка ко всем инвалидам вообще? Вы думаете самое
=>> радужное?

Ну, если пройдёт мимо и при этом испытает лишь негативные чувства отвращения
и презрения, то и у ребёнка, естественно, сформируется подобное отношение. Однако
выше я уже писала о том, что преднамеренно никто, как мне кажется, не воспитывает
в детях жестокость. Впрочем, наверное, в Одессе другие дети и другие родители.
Знаете, как у нас узнают иногородних? Нет, не по говору. По обращению к инвалидам
и пожилым людям. Места в трамваях у нас не уступают только приезжие. Я сама была
свидетелем такой сцены: входит в трамвай пожилая женщина. Все места заняты. Среди
сидящих есть молодёжь. Причём, они ближе всего к женщине. Она проходит в салон,
с места в середине вагона поднимается молодой человек: "Садитесь!". Она садится.
Молодой человек оборачивается к ребятам, сидевшим у самой двери: "А вы не местные?".
Те изумлённо спрашивают: "Как Вы узнали?". А он ответил: "Вы не уступили место
пожилому человеку, так у нас делают только неодесситы". Не утверждаю, что так
было всегда, и это общепринятая норма. Но в последнее время, действительно, наметилась
подобная положительная тенденция. По крайней мере, в Одессе. Как обстоит дело
в других городах Украины, России, Белоруссии и прочих стран - не знаю, поскольку
не обладаю данной информацией. Может быть, с нами этим поделятся наши подписчики
из других регионов.

=>> и вдвойне грустно от того, что такие вещи говорят люди, некогда
=>> закончившие специализированные школы. Среди активных, положительно
=>> настроенных, удовлетворенных жизнью людей я таковых не встречала. Стало
=>> быть, так говорят о системе специального образования те, кто даже в
=>> спец.школе не сумел нормально себя ощутить, был изгоем. Хотя это довольно
=>> трудно. Там дети другие. И взрослеют быстрее. Не знаю, в каких таких школах
=>> детям внушают позицию инвалидности, иждевенчества и т.д. Например, в нашей
=>> школе каждый из педагогов считал своим долгом настраивать ребенка на
=>> полноценную жизнь, на полезность и на то, что даже без зрения человек многое
=>> может.

Не знаю, можно ли назвать людей, которые активно принимают участие в молодёжных
движениях, борятся за свои права - неудовлетворёнными жизнью, замкнутыми и несчастными,
как должно получаться, исходя из Ваших слов? Мне так не кажется. Впрочем, я могу
ошибаться. Что же касается школ-интернатов и того, что там дети другие, то согласна
- другие. Вот только и там проблем более, чем достаточно. Одна из них, которую
я наблюдала в одесской школе, это нежелание детей с остатками зрения общаться
с тотально незрячими детьми. Возможно, это проблема только нашей школы, но она
имеет место быть. И это замечала не только я, но и некоторые слабовидящие ребята,
которые всё же общались наравне с незрячими соучениками. А Вы говорите, что зрячие
к нам плохо относятся! Да мы между собой мир наладить не можем. Иногда зрячий
быстрее откликнется, нежели ближний и такой же, как мы сами.

=>> То есть вы лично считаете, что в массовой школе ребенку такого говорить не
=>> будут? Я правильно поняла? То есть если в массовую школу приходит слепой
=>> ребенок, его сразу принимают с распростертыми обьятиями и говорят, что он
=>> будет делать все наравне со зрячими одноклассниками, ему создадут для этого
=>> все условия... Так?

Нет, не так. См. примечание 1 в начале письма. Это не моя личная позиция. И примеры
не мои, а взятые с заседаний секции образования и реабилитации всеукраинского
молодёжного форума.

=>> Вот именно. Получаем. Если 11 лет над ним трясутся родители, считая его
=>> таким необыкновенным лишь за то, что он обучается в обычной школе, если
=>> учителя не знают, как с ним работать и в результате освобождают от многих
=>> занятий, принимают зачеты и контрольные чисто формально, когда ребенок даже
=>> брайля не знает... Получаем. Потрясающие образчики!

Пока что мы получаем инвалидов - выпусников школ. А то и техх, кого родители
вообще не отправили в интернат, опасаясь за своего ребёнка и не желая его травмировать,
как они это называют. У меня есть реальный пример перед глазами. Правда, там
родители пошли на поводу, ощущая чувство вины за то, что произошло с их дочерью,
а потому, когда она наотрез отказалась идти в интернат, с радостью согласились,
оставив её на домашнем обучении. Любые родители хотят лучшего для ребёнка, но
не знают, а зачастую просто ошибаются, делая неправильный выбор, поддаваясь жалости
или другим сильным эмоциям. Сомневаюсь, что если бы интегрированное обучение
стало достаточно распространённым, что родители считали бы своих детей такими
уж уникумами. Зрячим родителям проще отдать ребёнка в зрячую школу, т.к. это
больше отвечает их психологии, их миропониманию. И они вряд ли видят в этом что-то
особенное.

=>> Вы говорите так, будто у вас есть статистика. В ПО РИТ на сегодняшний день
=>> состоит около 700 человек. Я не знаю точных цифр и претендовать на
=>> абсолютность не собираюсь (думаю, Анна Георгиевна в случае необходимости
=>> сама приведет эти цифры), но могу сказать, что массажисты и музыканты не
=>> являются абсолютным большинством, особенно среди молодых инвалидов,
=>> поскольку в последние годы образовательный процесс в обычных ВУЗах стал
=>> более доступен для незрячих.

См. примечание 2 в начале письма. Речь идёт о статистике по Украине, каковая,
действительно, имеется. И является, увы, крайне неутешительной. Только из моего
класса, в котором было восемь человек, двое (достаточно сильных учеников) поступили
в университет "Украина", исходя из тезиса о том, что там будет почти так же,
как и в школе.

=>> У нас в стране есть общественные организации инвалидов, которые тоже так
=>> думают. Возможно, сообща единомышленникам удастся разрушить уникальную
=>> систему образования и кинуть маленьких детей в мир без страховки. Да,
=>> конечно, вы об альтернативе говорите. Утопия, по-моему.. Так не будет. Пока
=>> еще специальное образование существует, но коль скоро разговоры об
=>> интегрированном обучении ведутся, думаю, закрытие интернатов уже не за
=>> горами. И тогда нам всем остается лишь надеяться на то, что нашим детям
=>> спец.школа не понадобится по состоянию здоровья.

По-моему, это просто страх за систему интернатов, как таковую. Понимаю, что многим
спецшколы очень дороги. Некоторым моим одноклассникам - даже слишком. И это,
между прочим, повлияло на их дальнейшую жизнь и принятие решения о поступлении
в университет. Причём, как мне кажется, повлияло не самым лучшим образом. По
крайней мере, на сегодняшний день они уже бросили учёбу и ничем не занимаются,
живя на одну пенсию. Впрочем, с другой стороны, Ваш страх оправдан, поскольку
в нашей стране (тут я не разделяю Украину и Россию) всё новое полностью вытесняет
старое. И делается это огульно, быстро, сналёта, что, конечно же, абсолютно неправильно.
Надеюсь, однако, что мы когда-нибудь поумнеем (точнее, поумнеет наше правительство),
и решения не будут приниматься с бухты-барахты. А внедряться в жизнь станут постепенно
и только в качестве альтернативы, а не как приоритетные. Кроме того, мне понравился
лозунг национальной ассамблеи инвалидов Украины: "Не делайте для нас без нас!".
Очень правильный подход, на мой взгляд.

=>> У нас, конечно, дети взрослеют рано. Но что-то мне кажется, что в семь лет
=>> человек еще не способен сделать самостоятельного выбора и решить, в какую
=>> школу он пойдет. И даже если он скажет: мама, не отдавай меня в интернат...
=>> это по-вашему можно назвать осознанным решением?

Не все дети незрячие от рождения, как не все теряют зрение в раннем возрасте
(до первого класса). Самый больной процент незрячих приходится на среднюю и старшую
школу - они приходят из массовых учебных заведений. И эти ученики уже вполне
способны принимать осознанные решения. Что же касается незрячих детей, утративших
зрение в раннем возрасте или слепорождённых, то здесь, без сомнения, решение
принимают родители. А чтобы они адекватно оценивали ситуацию и возможности своего
ребёнка, должны существовать специальные центры ранней коррекции и реабилитации,
занимающиеся как помощью в воспитании детей-инвалидов, так и в снабжении родителей
всей необходимой полнотой информации.

=>> То есть каждый педагог теперь должен получать два образования, так? Раз в
=>> любой школе может оказаться ребенок-инвалид, используя свое право на выбор
=>> системы образования? Боюсь, что учителей у нас сильно поубавится:-) Или вы
=>> предлагает в корне пересмотреть педагогику, сделав ее на сто процентов
=>> специальной? Если же вы говорите об учителях спец.школ, то, поверьте мне,
я
=>> знакома с десятками учителей и воспитателей, которые в таких школах
=>> работают. Человек никогда не пойдет в такую сложную среду, если не чувствует
=>> в себе сил на это. Может, у него без специального образования не сразу все
=>> получится, но опыт гораздо важнее диплома. Его ни за какие деньги не купишь.
=>> И у этих людей такой опыт есть.

В данном случае я говорила о спецшколах. Видимо, не совсем точно выразилась.
Что же касается того, что в интернат люди идут работать осознанно, соизмерив
свои силы и возможности, то это лишь отчасти так. Значительное количество педагогов
стремится туда отнюдь не потому, что испытывает большую и светлую любовь к детям-инвалидам,
а потому, что за работу в интернате начисляются значительные надбавки, учитывается
особый стаж и многое другое. Слишком много прозаических и банальных причин, о
которых мы почему-то умалчиваем. Хотя, на самом деле, они существуют. И эта проблема
стоит очень остро. Специалистов, способных дать детям настоящее образование,
катастрофически мало. И почти все они не имеют специального образования, а работают
исключительно на интуиции, методом проб и ошибок, что также весьма негативно
сказывается на детях. Это ведь те же самые эксперименты, только в стенах интерната.
Образование, которое даёт современный украинский интернат для слепых, можно сравнить
разве что с весьма посредственной средней школой. И это факт, как бы там ни было.
Наши дети выходят из интерната с очень ограниченным багажом знаний, не имея многих
навыков, зато по полной программе наделённые всеми стандартными слепецкими комплексами,
которые мешают им адаптироваться в интегрированной среде.

=>> В наших школах работают квалифицированные специалисты, даже если не у всех
=>> есть специальное образование. Да, конечно, разные люди встречаются, но в
=>> общем и целом, образование, получаемое в спец.школе преравнивается к
=>> образованию в элитном лицее. И это отнюдь не только мои слова. Просто не
=>> стоит так категорично судить о тех вещах, о которых знаешь чисто
=>> теоретически или имеешь лишь небольшую практику. Такие вещи могут очень
=>> пагубно сказаться на судьбах многих людей.

Повторюсь. В Российских школах - возможно. У нас же лишь немногие преподаватели
реально соответствуют статусу квалифицированного педагога. Кроме того, получить
второе образование даже те, кто хочет, не могут, поскольку по закону второе образование
обязательно должно быть коммерческим. Кроме того, тифлокафедра на всю Украину
находится лишь в Киеве в университете им. Драгоманова. Их специалисты, которых
они выпускают ежегодно, уже на первом курсе зарезервированы и обеспечены работой.
Просто не хватает кадров. И это ещё одна проблема, которую нужно решать. Об этом
также говорилось на форуме.

С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 19:43:01 (#534431)

[LVR] Интегрированное обучение

Выпуск номер 561

Здравствуйте. Я поддерживаю полностью Светлану!
И действительно правда, что интернаты калечат психику! Я вот сейчас там учусь
и знаю, что это такое! Во-первых, постоянное нахождение под контролем воспитателей.
Извините, даже на какой-то этаж можно спуститься только с их разрешения, а случается
даже так, что воспитатели не разрешают спуститься на другой этаж детям с другого
этажа. Потому что воспитатели считают его своим.
Во-вторых калечат психику изолированность от реального мира. Даже с телевизорами
проблема! В интернатах какой-то другой мир. Мы живём в замкнутом пространстве.

Ну на счёт того, что нас уберегают от нагрузок потому, что мы слепые- это неправда.
Учиться нас заставляют и инвалидам пощады нет. Поэтому инвалидного взгляда у
нас не формируется.
И в-третьих я знаю многих выпускников, которые выходя из школ-интернатов не умеют
общаться со зрячими людьми.
Да, педагогов, конечно, нужно поблагодарить, потом у что они нам помогают приспосабливаться
к этому миру, вкладывают огромную силу в то, чтобы нас научить читать и писать.
И ещё я считаю, что интегрированное обучение способствовало бы тому, что зрячие
знали бы, как вести себя с незрячими. И в дальнейшем у незрячих не было бы психологических
проблем, связанных с обучением в интернатах. В школах-интернатах только теоретически
готовят к жизни, а попрактиковаться негде. Какой толк от этих всяких с. б. о?
Только по ушам поездят! Да и скучно всё это. Если задания и даются- то это всё
искусственная обстановка.
И потом я считаю, что интернаты способствуют тому, что образовывается отдельная
субкультура незрячих, а этого не должно быть. Зачем нам локальные сообщества?
Ну хотя конечно же, для того, чтобы было интегрированное обучение должны создаваться
условия. Но условия, касающиеся только учёбы, а адаптация в коллективе- эта не
проблема педагогов. И я думаю, что намного легче выжить, когда ты с детства не
изолируешься от окружающего тебя мира. И потом по жизни, на мой взгляд, меньше
психологических проблем. Хотя спецшколы должны оставаться, как альтернатива,
потому что действительно психика не каждого ребёнка это выдержит.

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 16:49:09 (#534377)

[LVR] Re: Снова о детях и родителях

Выпуск номер 560

Здравствуйте, все и ирина!
позвольте поделиться своими мыслями по этому поводу. итак, я считаю, что
вы всё делаете правильно, изобретая и стараясь дать дочери максимально
полезного. У вас всё получается, поверьте, просто девочка ещё маленькая и в
полной мере вам этого не покажет. конечно, как бы мы не старались,
необъятное мы объять не сможем, и тут иллюзий, к сожалению, нам испытывать
не нужно. с этим надо смириться. я тоже работаю с сыном по максимуму.
несмотря на то, что у него есть возможность быть со зрячим папой, бабушкой и
дедушкой, он просто-напросто с ними не бывает - вернее, так: оНи с ним не
занимаются.
я очень благодарна в этом смысле садику и воспитателям. он пошёл в сад,
когда ему исполнилось 3 года и около четырёх месяцев. в садике их учат
рисовать, много читают, да и вообще, мой сын в группе в числе "сильных"
детей.
подводя небольшое резюме, хочу сказать: во-первых, не волнуйтесь, не
будет девочка хуже других. во-вторых, продолжайте заниматься - это окупится
сторицей! а в-третьих, пусть помогает сад, а также зрячие родственники. они
тоже должны принимать участие в воспитании ребёнка. у меня это, например, по
большей части заключается в том, что они возят его в те места и на те
объекты, в которые мне трудно попасть. а педагогическая работа всё равно в
большинстве своём лежит на мне.
с уважением
Оксана

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 14:09:23 (#534326)

[LVR] Снова о детях и родителях

Выпуск номер 559

Здравствуйте! Я часто захожу на разные детские сайты, читаю родительские форумы
и в последнее время задумываюсь над тем, что мой ребенок из-за отсутствия у меня
зрения может что-то недополучить в своем развитии. Сейчас дочке 2 года. мы, конечно,
занимаемся разными интересностями: пытаемся рисовать, лепить, читать и т.д. Я
адаптирую покупные игры, чтобы иметь возможность играть с дочкой. Но все равно
без зрения для меня очень трудно ее учить, например, рисовать, что она очень
любит делать. Конечно, можно говорить о том, что все, что не может показать или
объяснить мама, пусть показывает и объясняет бабушка или другие зрячие родственники
и знакомые, и это, в общем-то, выход. Но если почти все время дочка проводит
со мной и так хочется ее учить всему, чему учат своих детей зрячие родители.
Хотелось бы обсудить эту проблему с родителями, которые через это прошли или
проходят, да и просто с неравнодушными людьми.
С уважением, Ирина

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 13:27:39 (#534303)

[LVR] Re[4]: Интегрированное обучение

Выпуск номер 558

Добрый день всем!
Позвольте мне не согласиться со светланой в некоторых вопросах.
Возможно, интегрированное образование как таковое, как альтернатива и имеет
некоторый смысл. Однако, обсуждение широко этой проблематики, к сожалению,
скорее всего приведет к той крайности, которая осложнит (я уж не говорю
"сломает" дабы не показаться чересчур категоричной) жизнь многих незрячих
детей. Государственным структурам специализированные школы обходятся очень
дорого и избавиться от них - голубая мечта нашего государства. Может быть
сторонники интегрированного образования видят спасение от так называемой
системы гетто именно в этом. В таком случае они либо никогда не сталкивались
со школами-интернатами, либо просто изначально настроены на отрицание всего
существующего.
За рубежом система интегрированного образования довольно широко используется
на практике, но это вовсе не означает, что мы уже так же готовы
перестроиться и начать обучать наших незрячих, глухих детишек,
детей-опорников в общеобразовательных школах.
Вы, Света, пишете, что в Киеве встречались с людьми, которые учились таким
образом. Поверьте мне, я тоже встречалась. И не могу похвастаться светлыми
воспоминаниями. Мы не готовы к этому, зачем же тогда эксперементировать на
детях, я не понимаю.

> Это вполне возможно.
А вы сами учились в общеобразовательной школе, чтобы так утверждать?

> Кроме того, некоторыми представителями на секции высказывались мысли о
том, что
> интернаты не приносят никакой пользы, зато калечат психику ребёнка, внушая
ему
> инвалидную позицию и взгляд на окружающий мир с точки зрения инвалида. И
об этом
> говорили как раз выпускники интернатов.
Я надеюсь, что на эту вашу фразу отвечу не одна я, а многие из тех, кто
закончил специализированную школу и до сих пор вспоминает каждый день,
прожитый в ее стенах с благодарностью и светлыми чувствами. Еще можно понять
фразу об инвалидной позиции, хотя по-моему это вина не специализированной
школы, а семьи, но "калечит психику", вы меня простите, это уж слишком.
Психику, если вам угодно, калечат массовые школы, где в классе 40 человек,
каждый из которых чувствует себя частью стада, настроенного на угнетение
более слабого.. Дети - жестокий народ. Жестокость идет из семьи и с этим
ничего нельзя сделать. Если мама с сыном идет по улице, и им навстречу
попадается нищий одноногий (или слепой), просящий милостыню, какова реакция
этой мамы? Вряд ли жалость. По себе знаю, что нет. И какое же отношение
сформируется у этого ребенка ко всем инвалидам вообще? Вы думаете самое
радужное? и вдвойне грустно от того, что такие вещи говорят люди, некогда
закончившие специализированные школы. Среди активных, положительно
настроенных, удовлетворенных жизнью людей я таковых не встречала. Стало
быть, так говорят о системе специального образования те, кто даже в
спец.школе не сумел нормально себя ощутить, был изгоем. Хотя это довольно
трудно. Там дети другие. И взрослеют быстрее. Не знаю, в каких таких школах
детям внушают позицию инвалидности, иждевенчества и т.д. Например, в нашей
школе каждый из педагогов считал своим долгом настраивать ребенка на
полноценную жизнь, на полезность и на то, что даже без зрения человек многое
может.

Ну, кто из нас не слышал из уст
> какого-нибудь преподавателя в школе: "Ты же слепенький... Ты же инвалид...
Не
> надо, не перегружай себя... Лучше отдохни... Ой, бедняжка!". Эти слова и
фразы,
> повторяемые из года в год разными лицами (преподавателями,
родственниками), приводят,
> в результате, к плачевным последствиям.
То есть вы лично считаете, что в массовой школе ребенку такого говорить не
будут? Я правильно поняла? То есть если в массовую школу приходит слепой
ребенок, его сразу принимают с распростертыми обьятиями и говорят, что он
будет делать все наравне со зрячими одноклассниками, ему создадут для этого
все условия... Так?

получаем образчик "Инвалида обыкновенного",
> который искренне уверен, что раз он инвалид, то все вокруг ему обязаны
помогать,
> жалеть, холить и лелеять, как делали это родители и учителя.
Вот именно. Получаем. Если 11 лет над ним трясутся родители, считая его
таким необыкновенным лишь за то, что он обучается в обычной школе, если
учителя не знают, как с ним работать и в результате освобождают от многих
занятий, принимают зачеты и контрольные чисто формально, когда ребенок даже
брайля не знает... Получаем. Потрясающие образчики!

условия, которые были созданы для
> изолированного существования детей в стенах интерната, рушатся при первых
же
> самостоятельных шагах. Например, при поступлении в университет. Именно с
этими
> сложностями: отсутствием навыков коммуникации с обычными сверстниками - и
объясняется
> столь значительный интерес выпускников интернатов к дальнейшему
специализированному
> обучению в своих сообществах.
Вы говорите так, будто у вас есть статистика. В ПО РИТ на сегодняшний день
состоит около 700 человек. Я не знаю точных цифр и претендовать на
абсолютность не собираюсь (думаю, Анна Георгиевна в случае необходимости
сама приведет эти цифры), но могу сказать, что массажисты и музыканты не
являются абсолютным большинством, особенно среди молодых инвалидов,
поскольку в последние годы образовательный процесс в обычных ВУЗах стал
более доступен для незрячих.

университете
> "Культуры" (Москва) и т.п.
Университет культуры никогда не был специализированным учебным заведением.
Хотя, возможно вы имели ввиду институт искусств.

> Во-первых, нужно создавать структуру интегрированного обучения. Конечно,
этот
> способ доступен не для всех, но тот, кто пройдёт через подобное испытание,
наверняка,
> сможет в своей жизни добиться гораздо больших успехов, нежели все
остальные.
У нас в стране есть общественные организации инвалидов, которые тоже так
думают. Возможно, сообща единомышленникам удастся разрушить уникальную
систему образования и кинуть маленьких детей в мир без страховки. Да,
конечно, вы об альтернативе говорите. Утопия, по-моему.. Так не будет. Пока
еще специальное образование существует, но коль скоро разговоры об
интегрированном обучении ведутся, думаю, закрытие интернатов уже не за
горами. И тогда нам всем остается лишь надеяться на то, что нашим детям
спец.школа не понадобится по состоянию здоровья.

> Это не призыв к моментальному переходу на исключительно интегрированное
обучение,
> а вполне закономерное желание предоставить нашим ученикам право
самостоятельного
> выбора и принятия осознанных решений, чего зачастую их лишают родители,
стремящиеся
> к гиперопеке, а также интернаты, где дети во многом зависимы от
воспитателей.
У нас, конечно, дети взрослеют рано. Но что-то мне кажется, что в семь лет
человек еще не способен сделать самостоятельного выбора и решить, в какую
школу он пойдет. И даже если он скажет: мама, не отдавай меня в интернат...
это по-вашему можно назвать осознанным решением?

> письмах. Я имею в виду квалификацию педагогов и воспитателей, которые, по
идее,
> кроме своей основной профессии (математик, учитель русского языка и
литературы,
> химик, биолог, историк и т.д.) должны иметь второе специальное образование
тифлопедагога
> или дефектолога. Это необходимо для полноценной и плодотворной работы с
детьми-инвалидами,
> к которым, зачастую, нужен особый подход.
То есть каждый педагог теперь должен получать два образования, так? Раз в
любой школе может оказаться ребенок-инвалид, используя свое право на выбор
системы образования? Боюсь, что учителей у нас сильно поубавится:-) Или вы
предлагает в корне пересмотреть педагогику, сделав ее на сто процентов
специальной? Если же вы говорите об учителях спец.школ, то, поверьте мне, я
знакома с десятками учителей и воспитателей, которые в таких школах
работают. Человек никогда не пойдет в такую сложную среду, если не чувствует
в себе сил на это. Может, у него без специального образования не сразу все
получится, но опыт гораздо важнее диплома. Его ни за какие деньги не купишь.
И у этих людей такой опыт есть.

Человек без спец-образования, если
> он заинтересован в понимании проблем ученика, может быть, догадается на
интуитивном
> уровне и найдёт верное разрешение ситуации, однако человек, не
заинтересованный
> в понимании своего ученика (а такие тоже встречаются), вряд ли сможет
сделать
> хоть что-то, тем самым лишь усугубляя психологические комплексы и
закрепляя инвалидную
> установку.
Вряд ли в массовой школе мы сможем встретить более заинтересованнызх
педагогов, чем в специализированной? Это утопия. К ребенку-инвалиду нужен не
только особый подход, но и особые технические способы обучения. Хоть вам это
и не нравится, но знание брайля необходимо каждому незрячему человеку
независимо от того, что он об этом думает, затем, такие предметы, как
биология, география, физика и химия... Как педагог будет изучать это с
незрячим учеником? И тут даже заинтересованный станет автоматически
незаинтересованным, потому что у него еще 40 человек сидит в классе и он не
может полжизни потратить на то, чтобы найти какие-то способы для объяснения
материала отдельно взятому слепому ученику. Вот и получается: ребята, найдем
на карте африку, а ты, петров, можешь пока отдохнуть.

структура, которая, впрочем, нуждается в
> реконструкции. Некоторая реорганизация, чистка кадров, принятие на работу,
по
> приоритету, в спецшколы высоковалифицированных психологов (идеальный
вариант
> пара, в которой работают зрячий и незрячий специалист), инструкторов по
ориентированию
> и тифлопедагогов позволили бы во много раз улучшить интернатское обучение
и стать,
> действительно, мощной опорной ступенькой на пути детей в интегрированное
общество.
В наших школах работают квалифицированные специалисты, даже если не у всех
есть специальное образование. Да, конечно, разные люди встречаются, но в
общем и целом, образование, получаемое в спец.школе преравнивается к
образованию в элитном лицее. И это отнюдь не только мои слова. Просто не
стоит так категорично судить о тех вещах, о которых знаешь чисто
теоретически или имеешь лишь небольшую практику. Такие вещи могут очень
пагубно сказаться на судьбах многих людей.
Ребята, откликнетесь! Ведь среди нас абсолютное большинство - выпускники
специализированных школ, неужели сказать нечего? Неужели поблагодарить
педагогов не за что? Неужели не ездим с радостью на каждый вечер встречи,
чтобы еще разок оказаться в родных стенах, обнять тех людей, которые дали
нам все для полноценной жизни в обществе?

С уважением
Альбина.

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 12:02:02 (#534251)

[LVR] Re[3]: Интегрированное обучение

Выпуск номер 557

Здравствуйте!

Хочу сказать несколько слов по поводу интегрированного обучения. Дело в том,
что буквально вчера я вернулась из Киева, где происходил первый всеукраинский
молодёжный форум инвалидов по зрению. Так вот, на одной из секций форума, посвящённой
образованию и реабилитации, как раз поднимался вопрос интегрированного обучения.
По итогам жарких споров и дебатов на данную тему, всё-таки мы пришли к выводу,
что интегрированное обучение возможно и даже необходимо. Однако при этом устранять
прежнюю образовательную систему (школы-интернаты) не стоит. Необходимо просто
предоставить альтернативу тем, кто захочет обучаться вместе со зрячими детьми.
Это вполне возможно. И, поверьте, такие дети находятся среди незрячих. На нашей
секции, к примеру, присутствовало несколько человек, получивших образование в
массовой школе. От этого никто из них, по-моему, не испытывал ни малейшего дискомфорта.
И я бы не сказала, что при этом они выглядели забитыми и несчастными, опасающимися
всего на свете и боящимися сказать лишнее слово. Наоборот, эти люди принимали
активное участие в обсуждениях, интересовались устройством специализированной
системы обучения, т.к. им о ней было даже не известно.
Кроме того, некоторыми представителями на секции высказывались мысли о том, что
интернаты не приносят никакой пользы, зато калечат психику ребёнка, внушая ему
инвалидную позицию и взгляд на окружающий мир с точки зрения инвалида. И об этом
говорили как раз выпускники интернатов. Я не согласна со столь категорической
позицией. И, повторюсь, что придерживаюсь мнения о том, что должна существовать
альтернатива, т.е. как интегрированное, так и деффиренцированное образование.
Тем не менее, на мой взгляд, есть над чем задуматься, если даже сами бывшие ученики
сознают, что в большинстве случаев, к сожалению, интернат воспитывает в своих
выпускниках такое качество, как иждивенчество. Ну, кто из нас не слышал из уст
какого-нибудь преподавателя в школе: "Ты же слепенький... Ты же инвалид... Не
надо, не перегружай себя... Лучше отдохни... Ой, бедняжка!". Эти слова и фразы,
повторяемые из года в год разными лицами (преподавателями, родственниками), приводят,
в результате, к плачевным последствиям. Мы получаем образчик "Инвалида обыкновенного",
который искренне уверен, что раз он инвалид, то все вокруг ему обязаны помогать,
жалеть, холить и лелеять, как делали это родители и учителя. Однако жизнь гораздо
более сложная и жестокая вещь. И те "Райские" условия, которые были созданы для
изолированного существования детей в стенах интерната, рушатся при первых же
самостоятельных шагах. Например, при поступлении в университет. Именно с этими
сложностями: отсутствием навыков коммуникации с обычными сверстниками - и объясняется
столь значительный интерес выпускников интернатов к дальнейшему специализированному
обучению в своих сообществах. В частности, в курском музыкальном колледже, массажных
колледжах (Геническ, Кисловодск), университетах "Украина" (Киев, Одесса), университете
"Культуры" (Москва) и т.п. Выпускники надеяться, что в таких спец-учреждениях
не столкнуться с трудностями, поджидающими их на пути интеграции в зрячий коллектив
массового ВУЗа. Таких людей полностью устраивает то положение вещей, которое
сохранялось в школе на протяжении 12-ти лет, и они желают его продлить как можно
дольше.
Другими словами, подводя некоторые итоги, мне бы хотелось сказать следующее.
Во-первых, нужно создавать структуру интегрированного обучения. Конечно, этот
способ доступен не для всех, но тот, кто пройдёт через подобное испытание, наверняка,
сможет в своей жизни добиться гораздо больших успехов, нежели все остальные.
Это не призыв к моментальному переходу на исключительно интегрированное обучение,
а вполне закономерное желание предоставить нашим ученикам право самостоятельного
выбора и принятия осознанных решений, чего зачастую их лишают родители, стремящиеся
к гиперопеке, а также интернаты, где дети во многом зависимы от воспитателей.
Не хочу здесь и сейчас поднимать ещё одну важную тему, напрямую связанную с этим
направлением, однако, если будет интересно, поговорим и о ней тоже, но в других
письмах. Я имею в виду квалификацию педагогов и воспитателей, которые, по идее,
кроме своей основной профессии (математик, учитель русского языка и литературы,
химик, биолог, историк и т.д.) должны иметь второе специальное образование тифлопедагога
или дефектолога. Это необходимо для полноценной и плодотворной работы с детьми-инвалидами,
к которым, зачастую, нужен особый подход. Человек без спец-образования, если
он заинтересован в понимании проблем ученика, может быть, догадается на интуитивном
уровне и найдёт верное разрешение ситуации, однако человек, не заинтересованный
в понимании своего ученика (а такие тоже встречаются), вряд ли сможет сделать
хоть что-то, тем самым лишь усугубляя психологические комплексы и закрепляя инвалидную
установку. Во-вторых, безусловно, интернат остаётся значительной и серьёзной
базой навыков и основополагающих знаний, которые получают дети в школьном возрасте,
т.е. устранение интернатов, как системы, невозможно и бесполезно. Это годами
отлаженная и неплохо функционирующая структура, которая, впрочем, нуждается в
реконструкции. Некоторая реорганизация, чистка кадров, принятие на работу, по
приоритету, в спецшколы высоковалифицированных психологов (идеальный вариант
пара, в которой работают зрячий и незрячий специалист), инструкторов по ориентированию
и тифлопедагогов позволили бы во много раз улучшить интернатское обучение и стать,
действительно, мощной опорной ступенькой на пути детей в интегрированное общество.

С глубоким уважением,
Светлана - администратор портала "ORIENTATION",
http://orientation.ioso.ru
mailto:orientati***@b*****.ru
msn:cilhant***@i*****.ru
icq:312691558

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 09:39:19 (#534202)

[LVR] Re[2]: поделитесь соображениями

Выпуск номер 556

Здравствуйте, Светлана,

Согласна с Вами, что "ограниченные возможности" ничего не описывают:
они у всех есть - у кого-то физические, у кого-то финансовые и т.д. А
понятие "дети с особыми нуждами", действительно, в США является
наиболее часто используемым термином, когда говорят о детях-инвалидах
(но не взрослых). Наш институт коррекционной педагогики РАО тоже
вводил не так давно понятие "ребенок с особыми образовательными
потребностями" - для термина, конечно, длинновато, зато точнее, чем
все остальное.

S> оригинальная американская формулировка. Они говорят: люди со специфическими
S> потребностями. Как вам это нравится?
S> Света.

С уважением,

Яна Балашова
Инструктор по ориентированию и мобильности
г. Новосибирск, Россия

Тел. (383) 3397419
Эл. почта: Oan***@n*****.ru

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 09:08:53 (#534193)

[LVR] Re: озвученая техника

Выпуск номер 555

Здравствуйте, Дмитрий.

было бы очень хорошо, если бы кто-нибудь озвучил
o(> mp3-плееры, так как скоро аудиокасеты уйдут в прошлое, и незрячим
o(> нужно ориентироваться в mp3-файлах, как-то читать их названия.

На самом деле такая работа ведётся уже достаточно давно. Более того,
это полностью открытый проект, что означает, что создаваемые
участниками проекта прошивки полностью бесплатны. Другое дело, что
озвучиваются при помощи этих прошивок лишь некоторые модели
mp3-плэйеров/рекордеров на жёстких дисках, многие из которых уже
устарели. Ну и, естественно, "озвучка" эта на английском языке. К
сожалению мне никогда не приходилось иметь дело с аппаратными
mp3-плэйерами, поэтому я не могу судить о качестве этих прошивок и о
предоставляемых ими возможностях. Всех, интересующихся данной темой и
владеющих английским языком отсылаю на

http://www.rockbox.org

На сайте выложены как сами прошивки, так и электронные версии
инструкций к плэйерам, для которых эти прошивки предназначены
(разумеется по-английски).

С уважением

Сергей.

   2006-04-05 07:13:57 (#534167)

[LVR] Re: поделитесь соображениями

Выпуск номер 554

Привет, всем. Ну, надоело уже слушать про то, что мы с ограниченными
возможностями. К ним это больше относится. А вот мне тут попалась
оригинальная американская формулировка. Они говорят: люди со специфическими
потребностями. Как вам это нравится?
Света.

__
Золотой дискуссионный лист: "Вопросы реабилитации незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 160 человек

Модераторы: Алексей Любимов и Светлана Медведева
psychology.orientation-owner@subscribe.ru

Адрес сайта рассылки - http://orientation.ioso.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/psychology.orientation

   2006-04-05 07:10:53 (#534163)