[Гласность] центр реабилитации
<<Эти люди - полноценные граждане!>> Где в России помогают незрячим | ЗДОРОВЬЕ
- Аргументы и Факты Владимир
Около миллиона граждан нашей страны являются инвалидами по зрению.
Примерно пятая часть из них - полностью лишена возможности воспринимать окружающий
мир визуально.
И на всю Россию есть всего три специализированных реабилитационных центра: в
Волоколамске Московской области, в Бийске Алтайского края и в Санкт-Петербурге.
Трость как продолжение руки
Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению работает в Санкт-Петербурге
с 1982 года. Здесь обучают письму рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом.
Можно пообщаться с психологом, пройти курс домоводства и приготовления пищи,
заняться лечебной физкультурой. Мне разрешили в течение нескольких дней поучиться
жить <<в полной тьме>>, почувствовать себя слепым.
Курс реабилитации в центре длится два с половиной месяца. В это время желающие
могут жить в общежитии или каждый день приезжать сюда на занятия. Жителям
Санкт-Петербурга и Ленинградской области все услуги предоставляют бесплатно.
Пациентов здесь называют <<реабилитанты>>.
Важнейшим предметом в Медико-реабилитационном центре является <<Пространственное
ориентирование>>.
- Самое главное для меня, чтобы у недавно ослепших людей, проходящих курс реабилитации
в нашем центре, пропал страх перед белой тростью, чтобы они поняли,
что даже без зрения человек может практически свободно ориентироваться в Санкт-Петербурге,
пользоваться метро и всеми другими видами общественного транспорта,
самостоятельно переходить через дорогу, посещать различные учреждения и организации,
- рассказывает преподаватель курса Нина Александровна Кулакова. Занятия
по пространственному ориентированию проходят и в учебных классах центра, и на
улицах города.
Сама Нина Александровна потеряла зрение уже в сознательном возрасте и на личном
опыте знает, в каком трудном положении находятся ее реабилитанты. Она предложила
мне закрыть глаза и попытаться пройтись по комнате с тростью.
Каждый урок ориентирования проходит в игровой форме, недавно ослепшие люди чувствуют
себя детьми, познающими мир. На занятиях можно научиться с помощью
трости различать звуки в пространстве, опознавать возможные опасности, такие,
например, как открытые канализационные люки, наледи на асфальте и другие
препятствия.
Уверенное владение тростью требует хорошей координации движений, концентрированности
и самодисциплины.
- Здесь важна каждая мелочь, - объясняет Нина Александровна. - Имеет большое
значение, как слепой держит трость, правильная ли у него постановка руки. Научить
недавно ослепшего правильно держать трость бывает также трудно, как научить пятилетнего
ребенка правильно держать смычок скрипки... Нога и трость должны
двигаться синхронно. Каждое движение важно отработать до автоматизма, чтобы трость
просто сливалась с рукой и всем телом.
В мире зрячих
Занятия Нины Александровны - это уроки выживания в мире зрячих.
- Слепые часто сталкиваются с грубостью и бестактностью. Однажды на улице немолодая
женщина предложила помочь мне перейти через дорогу, а в конце пути жалостливым
голосом сказала: <<Чем так жить, лучше совсем не жить!>> Другая дама вдруг стала
рассказывать о своей семье: <<У меня отец с фронта слепым вернулся. Лучше
б ему там ноги оторвало, так и жил, бедненький, всю жизнь слепым...>>. Тошно
и оскорбительно слушать такие вещи! Я хотела бы, чтобы мои ученики, несмотря
на все, сохраняли оптимизм и, главное, крепкие нервы, - говорит Нина Александровна.
Она рассказывает о случаях, когда на просьбу помочь зрячие люди брезгливо брали
двумя пальчиками слепых за локоть, будто боясь заразиться от них слепотой...
Во многих государственных организациях и учреждениях чиновники отказываются общаться
с незрячими посетителями.
- Очень часто не только в официальных инстанциях, но и в частных фирмах, в банках
незрячим говорят: <<Приходите со своим опекуном!>>. Меня такие высказывания
глубоко возмущают. У незрячих нет опекунов, мы не являемся недееспособными или
умственно отсталыми. Мы - равноправные и полноценные граждане России.
Все изменилось
Много времени с попавшими в беду людьми проводит психолог реабилитационного центра
Юлия Михайловна Ломакина. С согласия своих пациентов она пригласила меня
посетить одно из групповых занятий.
- Наши групповые занятия называются <<психологическая коррекция>>, - поясняет
Юлия Михайловна. - Людям, потерявшим зрение, важно правильно изменить свой образ
жизни, свои привычки... Даже отношения с родными людьми не могут оставаться прежними.
Эти вынужденные перемены происходят очень болезненно. Задача психолога
- выслушать, понять, обсудить дальнейшие жизненные шаги.
Выпускники возвращаются
Учебно-реабилитационная программа центра постоянно обновляется. Например, с недавнего
времени стали проводиться занятия по танцевально-двигательной терапии.
Незрячие и слабовидящие люди всех возрастов с удовольствием осваивают бальные,
народные и современные танцы.
Совершенствуется компьютерная база. Предмет <<Основы персонального компьютера>>
является частью базового курса реабилитации. Кроме того, с недавнего времени
центр предлагает двухмесячные компьютерные курсы для продвинутых пользователей.
В 2010 году базовый курс реабилитации прошли 96 человек (четыре потока
по 24 человека), компьютерные курсы окончили 30 человек (пять потоков по 6 человек).
В начале 2011 года в центре был организован кабинет тифлотехнических средств
(специальных приспособлений, облегчающих жизнь инвалидов). Здесь реабилитанты
имеют возможность познакомиться с работой самых различных устройств: тонометров,
глюкометров, весов, различных плееров и магнитофонов, мобильных телефонов
и коммуникаторов, определителей уровня жидкости и определителей цвета. Все эти
хитроумные приборы объединяет одно: они оснащены системой звукового сопровождения,
а значит, могут успешно использоваться незрячими пользователями.
Какие выводы можно сделать из опыта работы петербургского центра? Эксперты региональной
организации Всероссийского общества слепых убеждены в том, что для
реабилитации инвалидов по зрению необходимо создавать новые специализированные
учреждения в различных регионах России, во всех федеральных округах.
- Сейчас активное распространение получили многофункциональные реабилитационные
комплексы, рассчитанные на различные категории инвалидов, - рассказывает
начальник отдела по реабилитации и работе с местными организациями Санкт-Петербургской
региональной организации ВОС?Н. Ю.?Тукилуш. - Можно только приветствовать
появление этих организаций. Но для эффективной реабилитации инвалидов по зрению
необходимы именно профильные, специализированные центры, где одновременно
задействованы многие специалисты.
Проблема заключается в том, что в многофункциональных центрах основное внимание
обычно уделяется организации досуга. Это, конечно, очень важно и нужно!
Но людям, потерявшим зрение, необходимо не только общаться с товарищами по несчастью
и заполнять свободное время. Им нужно учиться. Учиться жить в темноте.
*
Что хотелось бы сказать, после прочтения подобного материала:
1. Почему незрячие, окончив спецшколу, нуждаются в дополнительном прохождении
курса реабилитации? Это опять же недоработка нашего Вос. Слабо развита в спецшколах
социально-бытовая реабилитация. Выделяя один день в неделю, за 12 лет, незрячего
можно обучить всему, что проходят в центре реабилитации за 2,5 месяца. В наших
спецшколах много время проходит впустую.
2. Для хорошей координации движения в пространстве, всем незрячим я советую прыгать.
Да, прыгать. На скакалке, у кого нет такой возможности, прыжки на одной ноге
попеременно, скрестно, ноги в стороны и вперёд-назад. Также кувыркаться. Это
рекомендации квалифицированного физкультурника по оздоровительной гимнастике,
так что рекомендую, попробуйте.