ЖИЗНЬ ПО ИНСТРУКЦИИ
Заместитель директора Института профессиональной реабилитации и подготовки
персонала
ВОС <Реакомп> Ольга Валерьевна Сергеева летом прошлого года побывала в
трехнедельной
командировке в Соединенных Штатах Америки. Посетив редакцию, Ольга
Валерьевна
рассказала о подробностях этой поездки.
- Какова была цель этой поездки? И как возникла идея поездки?
- Программа международных визитов поддерживается госдепартаментом
Соединенных
Штатов Америки, в 2010 году она отметила свое семидесятилетие. Ежегодно в
этой
программе принимают участие около 4000 человек со всего мира, которые в ходе
поездки знакомятся с социальными, экономическими, культурными
достопримечательностями,
образовательными традициями Соединенных Штатов Америки. От России в этой
программе
ежегодно принимает участие около ста человек. Я попала в состав группы,
которая
посетила Америку в период с 26 июня по 18 июля. Наша программа называлась
<Создание
и формирование свободной, доступной среды для людей с инвалидностью на
примере
Соединенных Штатов Америки>. Наша делегация состояла из четырех человек -
это
были представители общественных организаций, объединяющих инвалидов с
различной
формой инвалидности. В Москве нам была выдана программа поездки на
английском
языке, и только в Америке мы получили программу на русском. Это, я считаю,
минус
подготовки. Когда мы прилетели в Вашингтон, нас встречали в аэропорту два
синхронных
переводчика. Они были с нами на протяжении всей нашей поездки, на всех
деловых
встречах и на ужинах. Один переводчик переводит полчаса, второй отдыхает.
Это
были американцы русского происхождения. Мужчина и женщина. Очень
высококвалифицированные.
Первый день (это было воскресенье) у нас был обзорный: нам организовали
культурную
программу, чтобы мы посмотрели Вашингтон. Это небольшой город, всего 750 000
населения. Практически везде установлены светофоры со звуковым индикатором.
Во
всех зданиях есть вход для инвалидов, везде есть пандусы. Очень хорошо
адаптировано
метро. Везде есть лифтовое оборудование, то есть человек пожилой и инвалид
на
коляске может спуститься в метро с помощью лифта. Мы ездили на общественном
транспорте.
Транспорт ходит точно по расписанию. Подходит конкретный автобус - идет
звуковое
сопровождение, говорится: <Подошел автобус номер такой-то>.
Мы посмотрели Белый Дом, Капитолий, парк перед Капитолием, Смитсоновский
университет
и музеи, которые бесплатны для всех посещающих.
Смитсоновский институт - это научно-исследовательский и образовательный
институт,
который патронирует комплекс музеев, галерей и исследовательских центров.
Список
музеев Смитсоновского института, находящихся в столице США, включает в себя
Национальный
музей африканского искусства, Национальный музей авиации и космонавтики,
Национальный
музей американского искусства, Национальной музей американской истории и
другие
учреждения.
Ольга Валерьевна продолжает свой рассказ:
- Меня поразило, что эти музеи посещает очень большое количество инвалидов -
и незрячих, и людей с проблемами слуха, и людей с церебральным параличом, и
инвалидов
опорно-двигательного аппарата. Много было детских групп. Там тоже есть
детские
лагеря, и детей вывозят на экскурсии в музеи. В этих лагерях совместно с
детьми
без инвалидности находятся дети с инвалидностью, и музеи они посещают тоже
совместно.
В музее американской истории очень много предметов доступны для людей с
инвалидностью
по зрению. При входе есть информационное бюро, и если ты считаешь нужным
заявить,
что ты инвалид, ты можешь подойти к этому бюро в любое время и сказать: <Я
инвалид
по зрению, мне необходима Ваша помощь>. Какая это может быть помощь? Может
быть
предоставлен аудиогид по музею - то есть ты берешь напрокат оборудование,
причем
без залога. Если тебе просто нужен материал, что в каком зале находится,
тебе
выдается информация по Брайлю. Также тебе могут дать экскурсовода, который
покажет
некоторые предметы, которые находятся не в свободном доступе. Все это
бесплатно.
Если на стенде висит своеобразная этикетка в виде руки, это означает, что
этот
материал или макет можно трогать руками. Там очень много представлено
различных
видов транспорта, старинных автомобилей. Все машины незрячему можно
потрогать,
и даже сесть в машину. Представлен старинный вагон поезда. Выставлены чучела
животных, которые представляют различные регионы Америки. Своеобразный
зоопарк.
Чтобы каждый не трогал чучело, перед ним выставлен такой пюпитр, на нем -
кусочки
шерсти. Например, бизона. Незрячий может подойти и посмотреть.
Выставлена, например, старинная Библия. Тотально слепой, конечно, не может
ее
полистать, а для слабовидящего сделано такое приспособление: Библия лежит
под
стеклом, и ты можешь с помощью кнопки увеличить текст на странице, прочитать
ее, потом ты нажимаешь, и эта страничка переворачивается, и ты можешь
прочитать
следующую страницу.
Большой зал посвящен развитию федерализма в Америке, очень много рассказано
о
президентах (с самого первого и до настоящего), представлены их личные вещи.
Большое внимание уделяется различным штатам Америки - чем они занимаются,
какие
отрасли развиваются. Очень много различных рельефных схем, например, та же
карта
Америки - какая она была до Гражданской войны, какая стала после - с
названиями
всех штатов. То есть, человек с проблемами зрения может посмотреть все на
ощупь
своими руками, может прочитать информацию по Брайлю. Очень много материалов
представлено
с подсветкой. Чтобы слабовидящему человеку было удобно посмотреть.
- А там представлены документы, которые подписывали первые президенты,
документы,
касающиеся первой конституции, поправок, документы, связанные с Гражданской
войной?
Это все оригиналы или это все-таки копии?
- Оригиналы, но они лежат, конечно, под стеклом:
В здании музея мы пробыли всего три часа, программа была построена очень
четко,
и было запланировано определенное время для посещения того или иного
объекта.
Пунктуальность американцев поражает. Она практически такая же, как у немцев.
Если написано <до двух часов>, посещение заканчивается ровно в 14:00 и ни
минутой
позже.
В нашей группе все люди знали английский язык по минимуму. Но мы много
ходили
по городу и без переводчиков - в свободное время. У переводчиков работа
очень
тяжелая - им нужен был отдых. И мы обращались к простым американцам. Они
были
очень дружелюбны, всегда шли нам навстречу и показывали
достопримечательности,
когда мы говорили, что мы <from Russia>. Ни разу мы не встречались с
каким-то
негативом.
- Не раз слышал от людей, которые бывали в Соединенных Штатах, что борьба
незрячих
за свои права там была долгой и упорной, и те свободы, тот микроклимат, о
котором
Вы сейчас рассказываете, возникли далеко не сразу. Государство все больше и
больше
понимало, что есть инвалиды, что надо решать их проблемы, что эти проблемы
разнообразны
и сложны. Вы нашли хотя бы какие-то упоминания об этом?
- На следующий день мы были в международном институте высшей школы, которая
осуществляет
административное руководство программами интернациональных визитов. В свое
время
по этой программе обучались такие известные люди, как Маргарет Тэтчер,
Николя
Саркози, Леонид Кучма, Михаил Саакашвилли. Многие руководители больших
государственных
структур из нашей страны. К сожалению, нам не представили информацию, кто
обучался
за последнее время. В этой международной школе мы встречались с
представителем
госдепартамента, который курирует это направление. Она рассказала о целях
нашей
поездки, о том, какие города мы посетим.
В Вашингтоне мы были пять дней, нам рассказывали, какие существуют
нормативные
акты, историю развития инвалидного движения в Америке. Мы встречались со
специалистами
Министерства юстиции и Министерства здравоохранения. И еще мы встречались с
представителем
конгрессмена, который лоббирует и отстаивает интересы инвалидов всех
категорий
в Конгрессе США. Нам рассказали, что у них существует закон об
американцах-инвалидах
- IDI, что становление и формирование среды для инвалидов имело свою
историю.
20 лет назад, когда не было этого закона, страна не была приспособлена для
инвалидов.
И благодаря общественным организациям, которые существуют в Америке, при
поддержке
правительства, и благодаря тому, что был принят этот закон, начали строить
новое
общество - чтобы человек, имеющий инвалидность, не чувствовал себя в нем
каким-то
особенным, а имел те же права и те же возможности, что и обычный американец.
Мы встречались с директором отдела по защите прав людей с инвалидностью
Дереком
Кором. Он имеет ученую степень магистра наук по государственному управлению
со
специализацией в области здравоохранения. Задача его отдела состоит в
обеспечении
полного доступа и возможности использования инвалидами программ, услуг,
льгот,
инициатив, которые финансируются за счет округа Колумбия (штат Вашингтон
входит
в округ Колумбия). Отдел отвечает за предоставление комплексных общественных
услуг, выявление проблем. И осуществляет надзор за исполнением обязанностей
города
в соответствии с законом об американцах-инвалидах. Штат этого отдела совсем
небольшой
- восемь человек. Входят туда специалисты по трудоустройству, по
обслуживанию
населения, по коммунальному обслуживанию, специалисты по безбарьерной среде
и
архитекторы. Бюджет отдела - полтора миллиона долларов в год.
Если отдел что-то просмотрел, и в результате появилась какая-то
недоработка -
какое-то сооружение недоступно или услуга недоступна, то человек с
инвалидностью
вправе обратиться в суд и потребовать не только устранения этого барьера, но
и компенсации морального ущерба, полученного в результате недосмотра.
К сожалению, с ведением статистики у них не совсем хорошо. Когда я задала
вопрос:
<Сколько слепых в Вашингтоне?>, мне не смогли ответить четко.
- А хотя бы один незрячий избран у них в Конгресс или в Сенат?
- Нам сказали: <Такие есть, но мы не можем Вам назвать их фамилии, потому
что
очень многие люди не говорят о том, что они инвалиды>. У них есть несколько
конгрессменов
с проблемами опорно-двигательного аппарата, тотально слепых конгрессменов
нет.
Потом мы посещали Капитолий. Он доступен для всех категорий инвалидов. В
холле
Капитолия пятьдесят скульптурных композиций - люди, которые внесли тот или
иной
вклад в дело развития своего штата. Штат Алабама представлен слепоглухой
Еленой
Келлер.
Елена Адамс Келлер (1880-1968) - слепоглухая писательница, преподавательница
и общественный деятель. 14 Сентября 1964 года Президент США Линдон Джонсон
наградил
Елену Келлер Президентской Медалью Свободы - одной из двух наивысших
гражданских
наград США.
Ольга Валерьевна продолжила:
- Всем посетителям Капитолия в начале экскурсии демонстрируют фильм,
рассказывающий
об истории становления парламентаризма в США, о строительстве Капитолия. К
сожалению,
тифлосурдоперевода нет. Я интересовалась этим вопросом, потому что наш
институт
занимается разработкой и внедрением тифлосурдоперевода.
Раньше в Америке были кинотеатры, где велось тифлокомментирование, и была
поддержка
государства, но Конгресс не поддержал поправку в законе об
американцах-инвалидах
о введении обязательного тифлокомментирования.
В Капитолии имеются проспекты, выполненные шрифтом Брайля, проспекты, на
аудио-носителях.
В Капитолий пускают людей с собакой-проводником.
Еще мы были в Управлении пассажирского транспорта <Большой Вашингтон>. С
нами
встречался помощник генерального менеджера Кристиан Кейт, этот человек
работает
в Управлении пассажирского транспорта уже 20 лет. Раньше он работал обычным
водителем
автобуса, но учился на различных курсах. Его заслуга в том, что для
инвалидов
была создана служба <Метро-доступ>. И он назначил на директорский пост этой
службы
высококвалифицированного специалиста, передвигающегося на коляске. Вообще, в
США весь транспорт называется <метро> - и автобусы, и трамваи, и такси. Там
в
каждом городе есть служба, способствующая ориентировке незрячих. Ты можешь
на
любой станции обратиться, сказать, что ты на этой станции в первый раз и
тебе
нужно научиться ориентироваться.
- А к кому обратиться?
- К человеку, который сидит в билетной кассе. В этой службе метро десять
специалистов
по ориентировке незрячих в пространстве. Обращаются слепые или не обращаются
- штат этот существует. Если ты обратился, они тебя обучают, как себя вести
именно
на твоей конкретной станции или как передвигаться по тому маршруту, по
которому
ты ездишь. Объясняют, какие особенности у станции, по какой стороне тебе
лучше
идти, где спускаться, где находятся эскалаторы, в какое время лучше прийти.
Длина метрополитена в Вашингтоне - сто семьдесят километров. 86 станций.
Ежегодно
осуществляется более полутора миллионов поездок для перевозки инвалидов из
одной
точки в другую. Человек с инвалидностью оплачивает предоставляемые ему
услуги
по билету на обычном автобусе. Нет никакого лимита предоставления поездок по
городу. Желательно, чтобы он заказал эту услугу заранее, за один-три дня, но
если необходимо в срочном порядке, то существует специальная онлайновая
служба,
через Интернет ты можешь заказать специальное такси. Все очень грамотно
построено,
удобно, и люди, которые работают в этой сфере (диспетчеры, водители)
проходят
специальное обучение - как работать с людьми с инвалидностью. Их обучают и
взаимодействию,
и обслуживанию, и оказанию помощи в экстренных ситуациях. И все автобусы и
такси
оборудованы камерами, изображение с которых поступает на диспетчерский
пункт.
И водитель предупрежден, что в любой момент диспетчер может включить камеру,
посмотреть, как ведут себя инвалиды. Если, например, происходят какие-то
разногласия
между человеком с инвалидностью и водителем, водитель может тоже включить
камеру,
записать, чтобы при решении каких-то спорных вопросов был видеоматериал.
- Для меня особый интерес представляет библиотека:
- Мы были в библиотеке Конгресса, которая является самой большой библиотекой
в мире. Это здание поражает величественностью в архитектурном плане. В
библиотеке
Конгресса существует национальная служба для людей, которые не могут читать
или
использовать стандартные печатные материалы. Служба бесплатно переводит на
язык
Брайля любые издания и предоставляет их в пользование незрячим. Ты должен
сделать
заказ, и тебе эти материалы будут переведены в тот формат, в котором тебе
удобно
читать. Существует совет по обеспечению доступа для людей с инвалидностью.
Это
единственное федеральное агентство, задача которого состоит в обеспечении
технических
условий. В библиотеке Конгресса мы встречались с советником сенатора Тома
Хаккина,
который является основным инициатором принятия закона IDI. В Сенате нет
специального
комитета или подразделения по вопросам людей с инвалидностью. А все
профильные
комитеты Сената имеют в своей структуре советника по делам инвалидов. В
библиотеке
Конгресса существует отдел для детей с инвалидностью. Там проводят
специальные
встречи, на которые приходят дети с инвалидностью по зрению и дети без
инвалидности.
Издано очень много книг как бы в двойном формате: то есть обычным
плоскопечатным
шрифтом, а сверху - на прозрачном материале шрифт Брайля. И два ребенка -
зрячий
и незрячий - могут читать одну книгу одновременно. То есть в США с самого
детства
воспитывают толерантное отношение друг к другу. Мы как раз присутствовали в
тот
день, когда у них проходило такое мероприятие, и было очень много детей с
проблемами
зрения, были обычные дети. И они очень тесно общались.
- А молодые матери, у которых дети-инвалиды? Они как-то задействованы?
- Да. У них есть такое направление - Школа материнства. Есть специалист,
который
рекомендует тебе литературу, если у тебя родился незрячий ребенок.
Там очень развиты Интернет-технологии, все ими пользуются. Ты можешь в любом
магазине воспользоваться Интернетом, заказать себе или такси или, например,
ту
же услугу в библиотеке - заявить, что ты хочешь прийти, взять те или иные
книги.
- А взрослых незрячих Вы видели в этой библиотеке?
- Видела двух слепых, которые сидели за компьютерами, искали какую-то
информацию.
В библиотеке Конгресса есть специальный зал, где стоят шесть компьютеров для
незрячих, оборудованных брайлевской строкой, и несколько компьютеров для
слабовидящих.
И вот там я видела парня и девушку, наверное, 27-28 лет. Это были учащиеся
Гудзонтаунского
университета, они искали материал для своей работы, которую им задали на
летнее
время. Они параллельно с учебой работают: девушка работает на бирже,
отвечает
на вопросы по телефону, а молодой человек работает в ресторане на приеме
заказов.
Они поразились тому, что мы из России. Они никогда не сталкивались с
русскими,
очень интересовались, как у нас живут незрячие, почему так мало незрячих из
России
приезжает в Америку. Они, видно, также не сталкивались, как мы не
сталкиваемся
с незрячими американцами в России.
В США вся информация в любом здании, на всех вокзалах, на всех станциях
метро
также дана по Брайлю. Ходят туда инвалиды по зрению или не ходят. Если ты
читаешь
по Брайлю, ты можешь всю информацию получить. У них такой стандарт. Когда
принимался
в 1990 году закон IDI, то всем организациям, всем собственникам было дано
три
года на то, чтобы адаптировать свои здания для инвалидов в соответствии с
законом.
И три года не было никаких карательных мер. А после того, как прошло три
года,
стали проверять все объекты на доступность, и если кто-то не соблюдал закон,
предписывалось устранить недоработки в кратчайшие сроки и еще заплатить
штрафные
санкции. Причем штрафные санкции там очень большие - такие, что легче
сделать,
чем платить.
Мы были не только в Вашингтоне. Второй город, который мы посетили, - это
Сан-Диего,
штат Калифорния. Это тоже не очень большой город - 1 260 000 человек
населения.
Это военно-морская база. Там находится институт для слепых - Институт
Брайля.
Но наша программа не предусматривала посещение этого института.
Мы были в центре дневного пребывания для взрослых людей с тяжелыми
нарушениями,
в том числе и для людей с проблемами зрения. Персонал центра - всего сто
пятьдесят
человек. Центр имеет огромную и очень красивую, хорошо оборудованную
территорию.
И люди в этом центре занимаются по нескольким дневным программам, у них есть
направление <мозаика>, где занимаются люди именно с проблемами зрения. В
центре
ведется обучение домашнему хозяйству. В том числе тому, как надо
распоряжаться
финансами. В США независимо от того, инвалид ты или не инвалид, ты должен
вовремя
оплачивать все счета, платить налоги, никто не будет делать скидку на
инвалидность,
на льготы. Я спрашивала тотально слепых, оказывает ли им это обучение
содействие
в ведении финансовых вопросов. Они сказали, что только благодаря обучению в
центре
они научились правильно вести свой бюджет. То есть заполнять различные
документы
и вести свою домашнюю бухгалтерию. Этот центр полностью на самоокупаемости,
потому
что они имеют свою арт-галерею, где любой может купить поделки слушателей
центра.
Там представлены картины, мозаики. Инвалиды делают из керамической мозаики и
часы, и кресла для сада.
- А Вы видели эти мозаики?
- Конечно. Они у них не только продаются в арт-галерее, весь их сад наполнен
поделками. Стоят скамеечки, скульптурные группы, вазоны для цветов, лежит
черепаха,
сделанная из мозаики. Они сначала делают бетонную основу и на нее уже
выкладывают
мозаику. Чтобы работать, ты должен пройти шестимесячные курсы подготовки.
- В этом мозаическом производстве работают только тотально слепые или в
основном
это люди с остаточным зрением?
- Работают и тотально слепые, и с остаточным зрением. Дизайнер -слабовидящая
женщина. Она недавно начала терять зрение, у нее сахарный диабет. Она
является
как бы законодателем моды этого центра - разрабатывает проекты. Там есть
прекрасная
экспозиция - слон с поднятым вверх хоботом - эту композицию она разработала.
- С Вашей точки зрения, эти мозаики действительно представляют эстетический
интерес?
- Конечно. Они очень красиво сделаны. Это, мне кажется, перспективная
деятельность,
которую можно развивать и в России. Там же производится обжиг, но это делают
зрячие люди. Там глазурирование есть, некоторые элементы они просто глазурью
покрывают: Этим тоже занимаются зрячие люди. Понимаете, это не артель
профессиональная,
которая создается для получения прибыли, это, в первую очередь, досуг. Но
они
специально сделали арт-галерею, чтобы получать денежные средства. Там
немножко
другой менталитет у людей.
Мы встречались с директором этого центра. Том Кэрл - человек, не имеющий
инвалидности,
но он давно работает в этой области, он работал в школе для детей с
проблемами.
Мы, кстати, там со многими встречались, кто оказывает образовательные
услуги,
и я все время спрашивала: они за инклюзивное образование или против. И они
практически
все придерживаются точки зрения, что нужно специальное образование.
В Сан-Диего мы посетили Калифорнийский университет, в нем работает около 20
000
сотрудников. В этом университете создано два отдела: один отдел - для
поддержки
работников с инвалидностью и отдел для поддержки студентов с инвалидностью.
Если
преподаватель или сотрудник имеет постоянную или временную инвалидность, и
он
не может, например, выполнять какие-то свои трудовые обязанности, то отдел
оказывает
ему психологическую консультативную поддержку. Изменяется ли у человека
состояние
здоровья, проблемы ли у него в семье - его не увольняют, а отдел занимается
этим
человеком, проводит различные специальные тренинги, создает наиболее
благоприятные
условия для работы этого сотрудника. Если он является инвалидом, меняют ему
условия
труда, переводят на более легкую работу или создают какие-то новые условия
на
рабочем месте, закупают необходимое оборудование. Там несколько тотально
слепых
преподавателей, один из них преподает менеджмент. Несколько слабовидящих
работает
в лабораториях. Отдел имеет свою страничку на веб-сайте университета, любой
сотрудник
может получить необходимую информацию.
У них при входе существует специальный почтовый ящик, куда можно бросить
любую
свою жалобу или претензию, даже анонимную. Если у тебя возникают какие-то
проблемы,
чтобы эту ситуацию отдел мог зафиксировать и решить.
Отдел небольшой - всего три человека, но работы у них много. Всего в штате
университета
из двадцати тысяч сотрудников около тысячи - с инвалидностью. А
инвалидов-студентов
у них около 10%. Пятьдесят человек с нарушениями зрения. Они учатся
совместно
с обычными студентами - в тех же группах. Но у них очень хорошо поставлена
разработка
программ и материалов, которые нужны в процессе обучения. Существует
специальный
класс, где стоит читающая машина и компьютеры, которые двадцать четыре часа
работают
- можно в любое время заниматься.
- Из того, что Вы там видели, как Вам кажется, что на самом деле было бы
интересно
и полезно перенять? А что не надо перенимать ни в коем случае?
- Я не могу сказать, что увидела что-то кардинально новое. Встречаясь со
многими
людьми, которые работают с людьми с инвалидностью, я понимаю, что и мы знаем
очень много, и у нас очень много хороших методик работы с инвалидами. То
есть
нельзя сказать, что нам надо перенять полностью их опыт. Может быть, чему-то
и им надо у нас поучиться:
У них работает закон. У нас не всегда исполняется то, что нужно исполнить. И
у нас нет согласованности нескольких ведомств. У нас одни планируют,
другие -
проектируют, третьи - реализуют, четвертые - контролируют: Между собой они
не
взаимодействуют. Это, мне кажется, наша проблема. Мы делаем очень много. Но
мы
все-таки другая страна, у нас другие люди, другое отношение к жизни.
В США и в маленьком городке, и в большом городе все адаптировано. И работает
единый стандарт. Если незрячий человек идет по улицам, он знает, что сперва
лежит
плитка, говорящая о препятствии, потом нет никакого бордюра, и он выходит на
проезжую часть. Перед этой плиткой, сообщающей о препятствии, есть
направляющие
полосы. И так будет и в Вашингтоне, и в Хьюстоне, и в Сан-Диего, и в
каком-нибудь
городке, где всего тридцать тысяч жителей. Если есть двери - значит, рядом
должна
быть кнопка, которая эти двери открывает. Если туалет - значит, есть кабинка
для людей с инвалидностью. Вот это там действует.
У государства можно получить деньги, но нужно оформить заявку правильно,
знать,
куда обратиться, зачем обратиться. В Вашингтоне мы встречались в Минюсте с
одной
женщиной, у которой сын - слепоглухой инвалид. И она говорит: <Я добилась
для
своего ребенка всех возможностей, которые существуют в Америке, но только
потому,
что я работаю в этом отделе, я знаю, куда стучаться, как писать, куда
обращаться>.
То есть, тоже есть свои проблемы.
Что бы я не взяла?.. Они очень правильные все. Они все делают по инструкции.
Конечно, очень приятно, когда тебе везде улыбаются, везде говорят <спасибо>:
Но, с другой стороны, это не всегда от чистого сердца. Это делается потому,
что
так надо делать.
Там очень много образованных людей. И другая степень образованности. Очень
много
читающих людей. Магазины книжные на каждом углу, и в каждом книжном магазине
стоят диванчики, кресла - то есть, созданы условия для того, чтобы человек
мог
взять любую книгу и, даже не покупая ее почитать.
Кстати, в Сан-Диего в библиотеке мы познакомились с двумя слепыми -
супружеской
парой. Они пришли с собаками лабрадорами. Он тотально слепой, а она с
остатком
зрения. На вид им лет сорок, очень мобильные, активные, они занимаются
туризмом.
Мы с ними обменялись координатами. Они говорят: <Мы так хотим, чтобы к нам
приехали
Ваши незрячие, чтобы мы их поводили, у нас есть разработанные программы,
давайте
начнем сотрудничество>. Они хотят общаться с нашими. Единственная проблема,
что
многие наши незрячие все-таки не владеют английским языком. Если бы я,
например,
в совершенстве знала английский язык и могла свободно без переводчика
общаться,
мне было бы, наверное, еще более интересно. Потому что можно было бы
поговорить
напрямую с человеком, получить больше информации.
У нас, мне кажется, человечность на первом месте, и вот этот человеческий
фактор
иногда нас даже подводит. Мы доверчивые. Мы стараемся всячески помочь. Они -
просто выполняют свою работу. Если в обязанностях написано <от <а> до <б>,
<с>
этот человек делать уже не будет. Любой специалист. Я говорю: <У Вас очень
узконаправленные
специалисты>. Мне переводчик говорит: <Не надо такой вопрос задавать. Просто
они специализируются в одном направлении>. А мы все все-таки специалисты
широкого
профиля. Мы отвечаем на различные вопросы, мы занимаемся различными видами
деятельности.
Может быть, это и минус, но, в чем-то это и плюс.
Все специалисты, которые с нами общались, подчеркивали, что нет проблем у
инвалидов
до двадцати одного года, то есть пока они дети. Они очень хорошо защищены со
стороны государства. Существуют две программы медицинского страхования, они
очень
хорошо работают. А когда человек становится взрослым, у него возникают те же
проблемы, что и у всех остальных членов общества. У них нет никаких
специализированных
предприятий. Я спрашивала: <Есть ли какая-нибудь индустрия, где работают
инвалиды?
Общество слепых? Есть ли предприятия слепых>. У них этого нет. То есть или
человек
трудоустраивается самостоятельно в обычную организацию или создает свое
дело.
Вот я еще не рассказала, мы встречались с одной женщиной-юристом в
Сан-Диего,
она возглавляет бюро, которое оказывает помощь людям с инвалидностью в
отстаивании
их прав. Деньги на организацию этого бюро и на реализацию ее деятельности
дает
федеральное правительство. И это бюро подает в суд на федеральные органы
власти,
если они не соблюдают права инвалидов. Например, подается иск против
государственной
страховой компании - если не получены определенные льготы, выплаты по
пенсионному
обеспечению. В этом бюро работает двести человек - студенты юридических
вузов,
которые проходят практику.
Еще одна организация, которая меня очень привлекла - в городе Питсбурге
организация
<Три реки>. Это центр помогающего проживания, где люди живут в обычных домах
по несколько человек с общей кухней, с общими местами общего пользования. На
протяжении всего дня у них есть социальный работник, который им помогает. То
есть инвалиды живут самостоятельно в условиях дома, но с государственной
поддержкой.
В основном, это люди, которые не имеют своих семей.
- Это такие мини-общежития?
- Да-да.
- Работающие незрячие там - это все-таки редкий случай или все находят
оплачиваемое
занятие?
- Я думаю, что это зависит, как и у нас, от самого человека. Я в Питсбурге
встретилась
с одной девушкой. Она тотально незрячая с детства, школу закончила, потом
закончила
университет, но не нашла своего применения в трудовой деятельности: Не
смогла
организовать свое дело, ни на какое предприятие ее не взяли. Она нашла
работу
в спортивном клубе, организованном женщиной, которая занимается греблей. И
эта
девушка сама научилась плавать на байдарке. Тотально слепая - одна в
байдарке!
У нее есть инструктор - лидер. Он впереди плывет на байдарке, она за ним, и
он
говорит, если река делает какие-то повороты или встречаются катера. И она
теперь
занимается на общественных началах обучением тотально слепых этому виду
спорта.
Стоимость членства в этом клубе - триста пятьдесят долларов в год. Если
инвалид
не может заплатить за членство, за него платят более богатые люди, которые
являются
членами этого клуба. И эта девушка в этом направлении развивается, а с этого
года, она сказала, ее назначат на должность консультанта. Но когда я ее
расспрашивала,
она сказала: <У меня очень много тотально слепых друзей из различных штатов,
которые живут только на медицинскую страховку, не стремятся трудоустроиться
и
получить какую-то оплачиваемую работу. А есть люди, которые все-таки находят
работу>. Я спрашивала, каким образом они ее находят? Она ответила: <В первую
очередь с помощью своих родственников. Если не находят таким образом,
обращаются
в социальные службы, которые занимаются трудоустройством>. Но в основном у
них
инвалиды или организуют собственное дело или работают помощниками в бизнесе,
который организован их семьей.
Источник: Журнал <Диалог>
Скажи, кто твой друг, и я скажу - кто ты!
*
Данное сообщение прочли 125 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!