Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

В Ташкенте снимают современный вариант культовой кинокомедии <<Об этом говорит вся махалля>>



В Ташкенте снимают современный вариант культовой кинокомедии «Об этом говорит вся махалля»
2016-12-12 18:09 ferghana@ferghana.ru (Павел Кравец)

Название фильма «Маҳаллада дув-дув гап» («Об этом говорит вся махалля») на слуху у узбекистанцев старшего поколения, многие помнят «крылатые» фразы из этой картины и могут их процитировать. Кинокомедия Шухрата Аббасова, вышедшая на экраны 56 лет назад и сразу же полюбившаяся зрителям не только в Узбекистане, но и в других республиках СССР, стала классикой советского узбекского кино и до сих пор считается одним из лучших фильмов, снятых в этом жанре. Сейчас известные узбекские кинорежиссёры, отец и сын Шухрат и Назим Аббасовы, заканчивают в Ташкенте съёмки нового фильма – своего рода продолжения этой культовой картины.

Новая работа творческого тандема представляет собой современную интерпретацию вечной национальной темы махалли (узбекский квартал, община). И если действие первого фильма происходит в ташкентской махалле начала 60-х годов прошлого века, то герои нынешнего фильма – жители современной махалли города Ферганы.

Напомним вкратце сюжет ленты 1960 года. В одной из махаллей старой части Ташкента, в глинобитных домиках напротив большого нового корпуса живут семьи строителей: каменщик с женой и дочерью Сайёрой, старушка Мехрихон (Лютфи Сарымсакова), сын которой Азимджан завершает учёбу в Москве, завскладом Арслан с сыном-крановщиком Умаром (Хамза Умаров). Сайёра только что окончила школу, тайком от родных поступила на завод. Соседки усиленно пытаются вмешаться в её судьбу: Мехрихон хочет женить на ней Азимджана, а жена Арслана - своего сына. После ряда недоразумений оказывается, что Азимджан уже женился в Москве, а Умар влюблён в Умиду, работающую с ним на стройке. Молодежь помогает Умару преодолеть сопротивление родителей и жениться на Умиде. Счастливые семье переселяются из махалли в только что отстроенный дом.

Картина с успехом прошла в кинотеатрах, она и сейчас одна из самых любимых кинолент в Узбекистане. В ней показаны два поколения – старое и молодое, но по общему колориту он получился молодёжным. Фильм снимался в те годы, когда ташкентцев учили жить в многоэтажках. Город строился, а старые дома, где привыкли жить общинами, сносили. Спор двух поколений Шухрат Аббасов воплотил в музыкальную комедию. (Википедия, Кино-театр.Ру).

«Об этом говорит вся махалля» (узб. «Mahallada duv-duv gap/Маҳаллада дув-дув гап») — художественный фильм режиссёра Шухрата Аббасова. Фильм создан на киностудии «Узбекфильм» в 1960 году. Считается одним из лучших узбекских фильмов. Премьера: август 1960 (Ташкент), 25 января 1961 (Москва). Сценаристы - О.Рамазанов, Б.(Юлий) Рест; литературный перевод на узбекский язык - А.Каххар; оператор – В.Владимиров; композитор – М.Левиев. Актеры: Халида Исхакова, Р.Мадрахимова, Хамза Умаров, Тулкун Таджиев, Лютфи Сарымсакова, Икрома Болтаева, Марьям Якубова, Раззак Хамраев, Рахим Пирмухамедов, Роза Ризамухамедова, Сагди (Сегидход) Табибуллаев

«Это ни в коем случае не повтор того фильма»

85-летний мэтр узбекского кино Шухрат Аббасов рассказал «Фергане.Ру» предысторию создания фильма «Об этом говорит вся махалля» и его сегодняшнем воплощении.

- В 1959 году я окончил высшие кинорежиссерские курсы при «Мосфильме», и мне нужно было самостоятельно поставить свой первый большой фильм. Я прочитал много книг: романов, повестей, рассказов, но это не предвещало ничего хорошего для меня в смысле кинематографии. Все это было интересно как литература, но кинематограф имеет свой язык. Тут сыграли роль еще и мои личные кинематографические интересы, мои позиции: я учился у Довженко, Ромма, Козинцева, Трауберга, Рошаля, Пырьева – это была великая школа, очень требовательная, критерии были высокие, поэтому хотелось сделать хорошую картину.

И как-то мой учитель Александр Иосифович Гинзбург, в то время главный режиссер узбекского академического театра имени Хамзы, будучи в Москве, позвонил мне на курсы и сказал: «Шухрат, ты студент, может быть, хочешь покушать что-нибудь вкусное, тогда я приглашаю тебя в ресторан «Арагви», познакомлю с очень интересным человеком». Тогда Гинзбург познакомил меня с Георгием Товстоноговым, с которым они были старыми друзьями, вместе учились в тбилисской школе, окончили один институт, не виделись много лет и решили отметить встречу.

Товстоногов внимательно посмотрел на меня и спросил: «Что вы думаете ставить?», я сказал, что не знаю, что мне ничего не нравится. Он говорит: «Тогда я вам скажу одну вещь: первый фильм художник должен сделать гениальным, второй - может быть очень хорошим, третий - просто хорошим, следующие фильмы могут быть посредственными, но вы всё равно останетесь «гениальным художником». Но если вы начнете с неудачи, то вам придется много лет убеждать людей вокруг и разные организации, что вам «нужно дать снять фильм».


Режиссеры Шухрат и Назим Аббасовы. Фото © Павел Кравец

Тогда я его спросил: «Что же я должен делать, посоветуйте?!» И он ответил: «У меня в театре есть заведующий литературной частью Юлий Рест, во время войны он был эвакуирован в Узбекистан, жил там много лет, часто вспоминает и хвалит узбеков. Говорит, что породнился с этим народом, что ему предоставили дом и двор, кормили его. И столько было хороших людей, которые отнеслись к нему по-человечески, что эту доброту он никогда в жизни не забудет. Этот человек с удовольствием поедет к вам в Ташкент и напишет сценарий для вашего фильма, но поскольку в силу своего почтенного возраста (к тому времени Ресту исполнилось 86 лет) он самолетами не летает, вы привезете его и отвезете обратно на поезде».

Я так и сделал. За двенадцать дней Юлий Рест написал мне сценарий совместно с Абдуллой Рамазановым, преподавателем русского языка, любителем, который никогда не писал сценарии. У Рамазанова было две страницы замысла, и на этих листках я прочитал коротенькую запись. Там мать пишет своему сыну, который учится в Москве: «Сынок, я тебе тут приготовила невесту, ты приедешь, женишься. Ради Бога, не привози мне жену из Москвы. Твоя невеста - чудесная девочка, соседка, она тебя ждет». Когда я прочитал это, подумал: «Это же прямо о моей матери!» (смеется). Моя мама мне такое же письмо написала, когда я учился в Москве. Ну, все матери хотят знать, на ком женятся их сыновья, знать – откуда и кто она, мало ли кого сын может привезти.

Я сразу же стал работать над сценарием, но он был написан на русском языке, а на следующий день нужно было выходить на съёмочную площадку к узбекским актёрам. Я посчитал это просто неприличным, думая о том, как актёры, говорящие на узбекском, будут играть русский текст. Это будет фальшиво, неорганично. И я поехал к писателю Абдулле Каххару, который в тот момент лежал на лечении в первом стационаре на Луначарском шоссе.

Я попросил его перевести диалоги на узбекский язык, он взял сценарий и говорит: «Вы думаете, это так просто делается? Мне нужно посмотреть, подумать, приходите за переводом недели через две». Я говорю: «Нет! Завтра первый день съёмок, я прошу вас сделать это сейчас!». Он отвечает: «Вы странный человек, берёте меня за горло, я же болен, сейчас иду на процедуры». Я в ответ: «Но у меня нет другого выхода, спасите меня!» Тогда он сел на скамейку, я дал ему бумагу, ручку, он стал писать, а я говорю: «Ой, нет-нет, в этом месте не так, мы задумали такую-то реплику, прошу ее перевести точнее». «О, молодой человек, - говорит Каххар, - вы, оказывается, сами всё знаете, возьмите и напишите», и вернул мне бумаги. «Извините, - говорю, - больше мешать не буду, вы знаток узбекского языка, большой мастер».


Кадры из фильма «Об этом говорит вся махалля» 1960 года

Тогда он сказал: «Вон, видите, девушка гуляет, медсестра, у нее очень красивые глаза, а вы, я вижу, холостой, идите, покрутите ей мозги часа два, и я вам все сделаю». И действительно, я познакомился с голубоглазой красавицей, побеседовал с ней, через некоторое время вернулся, заглянул в тетрадь, в которую записывал свой перевод Каххар, и стал хохотать: такие невероятные реплики, очень национально, великолепно! Вот такой блистательный знаток языка – писатель Абдулла Каххар.

Он был хорошим сатириком, писал прекрасные пьесы. И когда я ему дал денег за работу, тысячу рублей, он сказал: «Я не возьму ни копейки, только обещайте, что после этого фильма вы прочтете мои рассказы и, может быть, захотите воплотить их в кинофильм. Дайте мне вашу руку, я её пожму, пожелаю вам успеха, и чтобы вы не изменили своему слову». Мы пожали друг другу руки, и когда он отвернулся, я эту «тыщу» незаметно положил ему в карман халата.

Фильм пошел в народ, он популярен и сегодня. Диалоги из него расхватаны, реплики повторяют без конца, они очень смешные, жизненные, не выдуманные, не искусственные.

И вот появилась идея снять продолжение этого фильма. Пять лет назад я написал сценарий, но один из тогдашних руководителей кино прочитал и не захотел запускать фильм в производство. Сценарий валялся несколько лет. А в начале этого года ко мне обратились из кинокомпании «Dono Productions», сказали: «Мы хотим запечатлеть ваше творчество документально, пока вы живы, здоровы, пока вы весь в творчестве, преподаете. Напишем о вас книгу, сделаем фильм, как вы работаете над своей очередной картиной. Вы будете снимать сколько угодно, мы вам создадим условия».

Я безумно люблю свою работу, с таким увлечением работаю, но это ни в коем случае не повтор того фильма, это совсем другая картина, я уже повзрослел. То был мой первый фильм, я был молод, был влюблен, одухотворен надеждами, это была пора удивительных мечтаний, и все это вошло в мою картину, волнение души, страсть моя вошла в эту картину, поэтому она бессмертна, уже 56 лет народ ее с удовольствием смотрит. А новый фильм я делаю про сегодняшнюю махаллю.


Кадры из фильма «Об этом говорит вся махалля» 1960 года

- Шухрат Салихович, в чем идея вашего нынешнего фильма?

- Махалля – это образ жизни узбеков. Другой жизни у нас нет, понимаете? Поэтому, с одной стороны, мне хочется сохранить эти национальные традиции, наш так называемый менталитет, и вместе с тем дать полную картину сегодняшней жизни общества. Там показан образ председателя махаллинского комитета, женщины, она хромает на правую ногу: в свое время ее бросил муж, кинул в нее «поганое» ведро и сломал ногу. Эта женщина родила от него трёх сыновей, которых он оставил и уехал куда-то на заработки еще в период горбачёвской перестройки, когда у нас здесь уже ничего не было в магазинах, даже зубной пасты, всё было лимитировано. Он бежал из Узбекистана и оставил её с тремя детьми.

Она одна вырастила своих сыновей. Первый сын стал очень крутым бизнесменом, а мать всё время просит у него денег - то на одно, то на другое. То нужно построить в махалле футбольную площадку для детей, которые играют на улице, и их чуть не сбивает машина, к тому же, они мячом попали в голову его мамы. То нужно открыть швейную фабрику, чтобы устроить безработных девушек махалли.

Второй сын стал поэтом. Третий – мечтатель: всегда мечтал стать архитектором, но не попал в институт, провалил экзамен. Вернувшись домой в Фергану, он обманывает близких, утверждая, что архитектор, что по его проектам в Ташкенте строятся какие-то великие здания. Затем он едет в Ташкент, потому что там он влюбился в девушку, которая тоже не смогла поступить в консерваторию. И далее идет история трёх сыновей, которых мать хочет женить. По узбекским обычаям, если старший сын не женился, то младшим неприлично жениться раньше старшего брата...


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Вот такая история, где все друг друга подталкивают, чтобы старший женился, на этом строится у нас комедия. И, конечно, всё кончается свадьбой, гармонией. Но прежде, чем прийти к такому счастливому финалу, они проходят через ряд почти трагических испытаний, клеветы. У старшего брата отнимают бизнес, лишают всего, есть у нас ещё такие злые люди в махалле. Но, как я уже говорил, все заканчивается хорошо.

Этот фильм мы делаем совместно с моим сыном – режиссёром Назимом Аббасовым. Работаю с увлечением, импровизирую на ходу. Актёры раскрываются - один лучше другого. В главной роли, в образе матери – Дильбар Икрамова, известная комедийная актриса, Народная артистка Узбекистана. Говорят, что вот, мол, раньше были актёры, а сейчас их нет. Всё это чепуха. Я удивляюсь, какие таланты у нас сегодня есть, и пытаюсь так создать драматургию, чтобы каждый актёр в моем фильме понял, что он может сделать величайшие открытия - как для себя, так и для зрителя. К сожалению, у нас в стране дефицит литературы, драматургии, дефицит ролей, образов, характеров, дефицит сценариев – нечего играть. Очень поверхностные истории, ситуации, не полнокровные, не живые характеры…

И сейчас я переделываю всю драматургию. Имея великолепное образование, 60 лет педагогической деятельности, я постоянно работаю с актерами в институте над этюдами, спектаклями, нахожусь в творчестве, при том, что пятнадцать лет мне не давали снимать фильмы (в прошлом году после 15-летнего перерыва вышел фильм Шухрата и Назима Аббасовых «Дилор, Дилор… Дил ва Ор» («Дилор, Дилор… Душа и Честь») - Прим. «Ферганы»). И можно сказать, что я дорвался, с таким наслаждением я сейчас работаю.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

- Кто финансирует съёмки?

- По сюжету фильма старший сын участвует в доле знаменитого Кокандского текстильного комбината «Indorama». Огромное, могучее предприятие показано в картине. Это кокандцы и ферганцы дают нам деньги. Они хотят, чтобы мы сделали фильм от имени Ферганы. Тем более, что Фергана, Коканд – моя родина. Часть съёмок была сделана в Ферганской долине, основные съёмки проведены в Ташкенте, но делались «под Фергану». Есть и ташкентские эпизоды, где парень полюбил девушку. Фильм будет грандиозный, большой по объему, нами уже снято материала на шесть часов экранного времени. Ведь махалля – это целое «государство», где происходит своя, полная событий, жизнь.

Сейчас мы монтируем отдельные куски и пока не знаем, какой именно будет фильм. Возможно, многосерийный для телевидения, если они захотят. Посмотрим, как всё сложится. А пока мы снимаем материал о том, как складывались любовные истории этих ребят, даем жизнь целой махалли, где главная героиня не только мать своих детей, она - «мать» махалли, где все ей близки.

Сама она живёт очень бедно, а сын – миллионер. Она не хочет жить в его богатом доме, потому что не привыкла так жить, не хочет, чтобы люди смотрели на неё как на чужую. Люди там живут разные - кто богаче, кто нуждается. Но она хочет жить так, как жила всегда: в своем старом доме, где вышла замуж, где похоронила родителей, где родила и вырастила троих сыновей.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Но вот старший сын ушел – она поссорилась с ним, потому, что не захотела у него жить. Сын построил трёхэтажный дом, а тень от него упала на дом соседа, который много лет выращивал цветы, и те погибли от недостатка солнечного света. Сосед устроил скандал, они стали врагами, но, по иронии судьбы, сын героини влюбляется в дочь соседа. Вот такая удивительно интересная история – всё через остроту конфликта.

- Шухрат Салихович, свободны ли, на ваш взгляд, нынешние узбекские режиссёры в своём творчестве, подцензурно ли ваше творчество, насколько оно «идеологически выдержано» в условиях современного Узбекистана?

- В советское время я на каждый фильм получал по две сотни замечаний, потому что всё должно было соответствовать коммунистической пропаганде. Цензура была очень сильной. Вместе с тем мне давали работать, давали государственные премии, получил высокое звание Народного артиста СССР и так далее. Но прежде чем фильмы выходили, была огромная борьба. Я лишался ног, лежал по четыре месяца в больницах с фильмом «Ташкент – город хлебный». А вот когда я сделал свой недавний фильм «Дилор, Дилор… Дил ва Ор», то не получил ни одного замечания, ну, кто-то там сделал незначительное замечание и всё, фильм вышел на экраны и сейчас успешно идёт.

Самое страшное не государственная цензура, а самоцензура. А еще – близорукость, безграмотность, невежество, поверхностное суждение о жизни. Нечего сказать «художникам», понимаете? Когда их единственная цель - заработать деньги. Очень дёшево снять картину в одной комнате с двумя персонажами. И ничего не вкладывая, они хотят так прожить.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Если говорить об «идеологии», то есть разные идеи – идеи государства, личности, общества, оппозиции и так далее. Если в творчестве эти идеи высказываются напрямую, без поэтического преобразования, поэтического осмысления, поэтической образности, не через живые национальные характеры, и есть только голая пропаганда, то это - фильмы-плакаты, такие тоже существуют. Тогда мы остаёмся на уровне фильмов-плакатов. Это особый жанр.

Все жанры хороши, кроме скучного, сказал Вольтер. Может, и жанр плаката нужен. Пожалуйста, делайте. Делайте глубоко психологический фильм. Делайте триллер. Делайте комедию, трагикомедию. Но всё - через характер, через образы людей. Как сказал Максим Горький, перефразируя Архимеда: «Дайте мне характер, и я вам создам великолепную литературу» (смеется).

Самое главное – дать характер человека. И здесь важно умение создать диалектически сложный характер, а не примитивный, когда идея выражается прямолинейно. Идея должна быть запрятана, она должна рождаться в голове у зрителя.

Как сказал Кант, «идеи не падают с неба, идеи рождаются в людях». Художник должен стремиться к этому. В противном случае это будет поверхностная дидактика от автора - идеи прямо высказанные. Это скучно, ни один человек не любит, чтобы ему читали нотации. И уже появляется стена между художником и зрителем, который перестает уважать художника, когда видит, что тот абсолютно «правильные» вещи высказывает впрямую.

К этим истинам зритель должен идти совместно с персонажем. Обогатившись опытом его сюжетных движений, зритель должен прийти к принятию этих идей или к их отрицанию. Если этим не заниматься, будет поверхностное произведение.


На съёмках фильма «Об этом говорит вся махалля» 2016 года

Гегель был гениальным, написав свою «Эстетику», где он говорит, что характер – это борьба противоречий в каждом человеке. И мораль, и нравственность – это борьба. Никто не верит, когда мужество написано на лбу. Наоборот, интересно, когда трусливый человек совершает мужественный поступок. А мы все – трусы, нет среди нас героев. Но один сможет преодолеть свою трусость, а другой – нет. И тот, кто преодолел, считается героем.

Ещё древние сказали: «миром движет страх». Страх уронить свое достоинство. Страх остаться одиноким. Страх остаться без матери, без друзей. Страх остаться без идеи, остаться наедине со своими муками и сомнениями. Видите, все время человек живет в каком-то страхе. И если ты сможешь его преодолеть, то ты – мужественный человек, ты – жизнеспособен.

Беседовал Павел Кравец



Нурсултан Назарбаев рассказал, на чьи деньги была построена Астана, и заявил, что в Казахстане нет диктатуры
2016-12-12 18:42 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Вечером 11 декабря на главном телеканале Казахстана «Хабар» был показан документальный фильм «25KZ. Новейшая история», в основу которого легло интервью Нурсултана Назарбаева. В нём бессменный казахский президент рассказал о причинах принятия ряда своих решений, которые до сих пор имеют неоднозначную оценку в обществе. В частности, по уверениям Назарбаева, подписание в начале 1990-ых годов контракта с американской корпорацией Chevron на разработку Тенгизского месторождения было вынужденной мерой.

«Я много раз слышал о том, что мы Родину продаем, предприятия продаем, то продаем, это продаем. Просто это дилетантский разговор людей, которые на чем-то хотят себя проявить. А где было взять деньги, чтобы поднять? Около $300 миллиардов привлечено в виде прямых инвестиций, не кредиты. С кредитами будет там $500 миллиардов. То есть американские компании пришли, вложили свои деньги в нашу экономику, стали производить. Мы не должны эти деньги себе взять, поэтому мы делились прибылью – нам и им. Именно благодаря таким инвестициям поднялся Казахстан. Они принесли не только деньги, но и технологии. Ну ладно, есть у нас в недрах запасы, много их. Ну и что это дает Казахстану? Народу? Его надо вытащить, продать, получить деньги, а потом людям дать. Вот в чем дело. И людям работу дать надо был», - отметил Назарбаев.

На деньги иностранных инвесторов, заверил президент Казахстана, была построена и Астана, заметив, что сегодня этот факт многие подзабыли. «Например, здание Сената – это были арабские деньги, первоначальные. $15 миллионов принц подарил. Он же подарил нам маленький кардиоцентр. Здание правительства - это консорциум нефтяных компаний, которые пришли, я попросил их дать $25 миллионов, чтобы мы Астану строили. Кувейт – у нас кувейтское здание - сейчас там Минсельхоз. $15 миллионов они дали – мы построили акимат. «Салтанат сарайы» – это правитель Омана выписал чек на $10 миллионов. Я управляющему дал – построили «Салтанат сарайы». И таким образом турецкие компании и все остальные помогли нам. Это все около $300 миллионов с лишним – это все были инвестиции», - подчеркнул президент.

В этом же интервью первый и пока единственный в истории независимого Казахстана президент рассказал и о причинах роспуска сразу двух Верховных советов страны – XII и XIII созывов. Выяснилось, что его не устраивало наличие в них большого количества партий, которые своими «бесконечными спорами» мешали ему реформировать экономику страны: «Мне тоже хочется стать красивым сразу за один день, внедрить демократию «ихнюю», все и вся... А каковы последствия? В том самом парламенте мы месяцами не могли принять законы. Новый год уже давно прошел, бюджет не был принят. Демагогия полная. У кого-то из великих философов есть выражение, что «нашу Республику уничтожила группа безмозглых ораторов». То есть каждый говорил, говорил, а никто ничего не делал. Вот из этого получался полный хаос, поэтому мы все делаем постепенно. Я сказал, сначала экономика – потом политика», - сказал казахский лидер.

Мешали Нурсултану Назарбаеву реформировать экономику Казахстана и независимые СМИ. В своём интервью, которое было записано ещё в мае 2016 года, он, вспоминая период до 1999 года, заметил: «Некоторые наши газеты и телевидение решили, что они вообще свободны от законов и Конституции Казахстана, и фактически работают против государственности, против единства народа. Понимаете? Сеют в народе только плохое: «погибаем, умираем, уничтожаемся, будущего нет». В мыслях народа сеется, что будущего нет, у казахов будущего нет, будущего Казахстана нет. Если мы не приучим всех, которые даже завтра будут орать, что это наступление против демократии, зажимают и так далее. Пусть говорят. Я буду строить государство, для этого меня избрал народ».

Тем не менее, бессменный президент не согласен с утверждениями о том, что в настоящий момент в Казахстане наблюдается диктатура или авторитаризм. «У нас такая власть, какая есть. Ее по-разному называют – что это чуть ли не диктаторская или автократическая. Это полная чепуха», - заявил в своём интервью Назарбаев.

Надо заметить, что социальные сети и форумы интернет-изданий живо откликнулись на документальный фильм «25KZ. Новейшая история». Кто-то стал хвалить Назарбаева за смелую откровенность, другие задумались. Например, по поводу кредитов взятых у американцев. Ведь из слов президента Казахстана выходит, что Казахстан только США должен $200 миллиардов, тогда как официально внешний долг республики на июль 2016 года составлял $154, где основным кредитором страны уже который год объявляются Нидерланды. Возникли вопросы и по инвестициям в Астану. Сразу несколько участников форумов при различных изданиях напомнили, что только на строительство жилого фонда было потрачено около $40 млрд.



Немецкий эксперт: Бывший зять президента Казахстана Рахат Алиев был убит
2016-12-13 00:09 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Рахат Алиев
Бывший зять президента Казахстана Рахат Алиев не совершал суицид, он был убит. Об этом на пресс-конференции в Вене 12 декабря заявил известный эксперт из Германии, профессор Бернд Бринкманн, специализирующийся на случаях повешения и удушения (этот же эксперт в свое время подтвердил версию того, что российский олигарх Борис Березовский был задушен).

Напомним, Рахат Алиев был найден мертвым 24 февраля 2015 года в венской тюрьме Йозефштадт.

За свою жизнь он сменил множество высоких постов: заместитель главы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана, заместитель Службы охраны президента, заместитель министра иностранных дел. Последняя должность до окончательного попадания в опалу - посол Казахстана в Австрии и постоянный представитель Казахстана при ОБСЕ.

Рахат Алиев дважды оказывался в немилости президента. В 2001 году его обвинили в подготовке государственного переворота. Этому обвинению способствовал политический кризис, когда ряд молодых влиятельных бизнесменов и чиновников заявил о рейдерских захватах бизнеса группой Алиева и потребовали от президента политических реформ. Эти же фигуры создали движение «Демократический выбор Казахстана», впоследствии претерпевший множество изменений.

Тогда, как считается, по настоянию дочери президента Дариги Назарбаевой и её детей Рахат Алиев получил прощение, но был переведен в должность, не связанную с силовыми структурами.

В 2006 году произошло убийство оппозиционного лидера Алтынбека Сарсенбаева и его помощников. Соратники погибшего заявляли, что к убийству причастен Рахат Алиев, однако доказательств этому не нашлось, и виновниками «сделали» сотрудников подразделения спецслужб: якобы они выполняли заказ Ержана Утембаева - руководителя аппарата Сената, затаившего на Сарсенбаева обиду из-за старой публикации.

В начале 2007 года разразился новый скандал: родственники двух топ-менеджеров «Нур-банка», принадлежащего семье Назарбаевых, заявили о похищении своих близких. Тела обоих были обнаружены лишь в 2011 году в бочках, находящихся на территории, подведомственной Рахату Алиеву. При этом говорилось, что останки были опознаны по сохранившейся одежде.

В 2007 году Алиеву официально вменили «похищение людей, совершённое организованной группой, неоднократно, с применением оружия и насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении двух и более лиц, из корыстных побуждений». 26 мая 2007 указом президента Назарбаева Рахат Алиев был смещён со всех постов. Сообщалось, что брак Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой был расторгнут. В 2008 году его лишили всех воинских званий и наград.

В тот же период Рахат Алиев, уже скрывавшийся в Австрии вместе со своими соратниками, в том числе из числа высокопоставленных работников КНБ, заявил о переходе в оппозицию. По его словам, преследование стало следствием намерения баллотироваться в президенты Казахстана.

В январе 2008 года завершился заочный судебный процесс над Алиевым и его сообщниками по обвинению в похищении людей и вымогательстве. Бывший зять президента был осужден на 20 лет лишения свободы, его сообщники (всего к ответственности привлекли 24 человека) – на сроки от 10 до 18 лет.

Чуть позже состоялся еще один заочный процесс, уже по обвинению бывшего члена президентской семьи и его компаньонов в подготовке государственного переворота. Приговором суда Рахату Алиеву вынесли еще 20 лет лишения свободы.

В 2013 году Генеральная прокуратура заявила, что у нее есть доказательства причастности к убийству Алтынбека Сарсенбаева Рахата Алиева. Алиев же издал две части своей книги «Крестный тесть», посвященной нелицеприятным делам президента Казахстана и его окружения. В книге Алиев обвиняет президента Казахстана в подготовке убийства оппозиционера.

В Казахстане эти книги были объявлены запрещёнными, так как в них содержалось множество секретной информации.

Рахат Алиев скрывался в разных странах Европы – в основном в Австрии и на Мальте. Считается, что ему удалось вывести из страны 260 миллионов долларов, на которые он жил вместе со своей новой женой.

Параллельно официальные власти Казахстана не прекращали попыток добиться экстрадиции опального родственника президента, при этом была произведена неудачная попытка выкрасть его из Австрии. Кроме того, Пётр Афонасенко, бывший охранник оппозиционного лидера Акежана Кажегельдина (оба находятся в эмиграции), подал в австрийский суд иск по возмещению морального вреда за применение к нему пыток лично Рахатом Алиевым. Суд признал Алиева виновным и обязал его выплатить ущерб.

В июне 2014 года Рахат Алиев и два его подельника были задержаны полицейскими в Вене сразу по прилёте. Задержание и арест произошли на основе ордера, выданного по заявлению родственников убитых менеджеров «Нур-банка».

Находясь в тюрьме, Рахат Алиев жаловался на посягательства со стороны других заключенных, после чего его перевели в одиночную камеру. Утром 24 февраля 2015 года Рахат Мухтарович Алиев был найден повешенным в ванной комнате камеры венской тюрьмы. Австрийские следователи сделали вывод, что бывший зять президента Казахстана совершил суицид.

За день до этого Алиева навещал сын его адвоката, позже он рассказывал, что Алиев выглядел как обычно и готовился к своей защите.

Оппозиционный журналист Ирина Петрушова, проживающая в Москве, передает слова германского эксперта: «Это не самоубийство. Это насильственная смерть! Я видел сотни случаев суицида. Это не суицид! Я в этом абсолютно уверен!» – сообщил на пресс-конференции профессор Бринкманн. Он считает, что «на основании хороших исходных данных (фотографии тела и описание с места и обследования тела) сделаны абсолютно неквалифицированные выводы».

«Когда человек вешается сам, он рефлекторно хватает воздух, и мы бы это увидели, но у него такого не было, потому что нос и рот были кем-то закрыты, - утверждает он. - Мы называем на профессиональном языке это смертью с минимальным количеством следов». По мнению Бринкманна, предполагаемый душитель весил от 80 до 90 килограммов.

Он пояснил, что причиной назвать случившееся убийством могут служить синие пятна под следами от веревки на шее: подобные многочисленные точечные кровоподтеки могли стать следствием удушения, передаёт «Коммерсант». Бринкманн обратил внимание на то, что жертвы повешения всегда бледные, потому что кровоснабжение останавливается моментально, а лицо Рахата Алиева было синевато-фиолетового оттенка, что происходит вследствие удушения, когда кровоснабжение прекращается не полностью.

На вопрос журналистов, когда же в таком случае Алиева повесили – до или после убийства, он ответил: «После удушения. Но есть вероятность, что на последней стадии умирания».

Адвокаты Рахата Алиева уже передали результаты экспертизы в австрийскую прокуратуру и надеются на начало нового разбирательства.

Соб. инф.



В избранное