Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Турция: В Стамбуле появилась мечеть в стиле хай-тек
2008-09-30 11:45 ИА Фергана.Ру

В Стамбуле появилась мечеть, сочетающая традиционную архитектуру с авангардным дизайном: ее минареты и купол сделаны из металла, а интерьер выполнен из стекла, сообщает Вокруг света со ссылкой на Би-би-си.


Мечеть Шакирин (Şakirin)

Мечеть Шакирин (Şakirin) построена в одном из наиболее традиционных и религиозных районов Стамбула. Несмотря на это, над ее созданием трудились не только правоверные мусульмане: огромный металлический купол, венчающий вход в храм, был создан британским архитектором Уильямом Паем (William Pye), а стеклянная люстра, в которой тысячи изготовленных вручную фрагментов, – шедевр китайских мастеров.

Необычный проект разработала архитектор Зейнеп Фадиллиоглу (Zeynep Fadillioglu), которая, по ее собственным словам, опровергает миф о том, что мусульманские женщины ущемляются в правах.

По словам Фадиллиоглу, радикальный дизайн не являлся для нее самоцелью. «Я хотела создать современное, но отнюдь не футуристическое здание», – поясняет она. – «Мне хотелось бы, чтобы люди чувствовали себя комфортно внутри храма, а не смотрели на него, как на диковинный объект».

С 1923 года Турция является светской республикой, в которой гарантированы равные права для мужчин и женщин. Несмотря на это, Зейнеп Фадиллиоглу опасалась «проблем и непонимания» со стороны соотечественников. «Я старалась быть максимально осторожной и работать в команде», - говорит она. Вопреки ожиданиям, жители Стамбула положительно отнеслись к ее работе, а коллеги с Запада, напротив, встретили проект с холодком, посчитав, что Фадиллиоглу предала свои демократические убеждения.

Напомним, в настоящий момент в Турции сохраняется сложная политическая и религиозная обстановка. Правящая Партия справедливости и развития с трудом удержалась у власти, после того как в июле этого года над ней был инициирован судебный процесс. 68 процентов жителей страны считают, что в обществе существует конфликт между светской властью и религиозными традициями ислама.

Узбекистан: Школьники Ферганской долины массово собирают хлопок
2008-09-30 11:48 ИА Фергана.Ру

Школьники Ферганской области Узбекистана уже неделю находятся на принудительном сборе хлопке, хотя местные власти заявляют, что детей на полях нет, сообщает Uznews.net.

Вывоз школьников, начиная с седьмого класса и старше, на сбор хлопка начался в районах Ферганской области Узбекистана 22-го сентября. Хотя до этого дня, как рассказала изданию родительница из Бешарикского района, местные власти брали расписки с детей, что они не будут участвовать в хлопковой страде и без отрыва продолжат учебу в школе.

Напомним, 12 сентября 2008 года было издано постановление кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда». Этим постановлением премьер-министр Узбекистана Ш.Мирзияев приказал местным властям «обеспечить действенный контроль за недопущением предприятиями, организациями и физическими лицами принуждения детей к труду и соблюдением ими установленных законодательством норм и условий труда несовершеннолетних», а Генеральной прокуратуре страны было рекомендовано «ужесточить контроль за безусловным соблюдением на территории республики требований Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Однако, по многочисленным сообщениям местных жителей, школьники старших классов и учащиеся колледжей (в возрасте 14-15 лет) принимают массовое участие в с боре хлопка.

«Было очевидно, что без помощи детей с урожаем хлопка взрослым не справиться», - цитирует Uznews.net одного из директоров местных школ. С другой стороны, в хокимияте (государственной администрации) Ферганской области на запрос веб-издания ответили, что о школьниках на хлопке они не слышали, но знают, что все дети сейчас находятся на уроках в школе.

А руководитель управления сельского и водного хозяйства Ферганского областного хокимията Умиджон Расулов, как только расслышал вопрос журналиста о количестве школьников привлеченных в этом году для сбора урожая хлопка, немедленно бросил трубку. На повторные звонки он уже не отвечал.

* * *

Сведения о привлечении несовершеннолетних детей к сбору хлопка продолжают поступать к нам и из других регионов Узбекистана. Так, по данным нашего источника, на конец сентября на сбор хлопка вывезены учащиеся 65-ти колледжей Бухарской области - всего 27106 студентов. Из них 14 колледжей города Бухары. Студенты академических лицеев освобождены от хлопка.

Кыргызстан: Генпрокуратура допросила Максима Бакиева и всех членов ЦИК
2008-09-30 12:30 ИА Фергана.Ру

30 сентября в рамках уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой Кыргызстана по статье 139 часть 2 Уголовного кодекса республики «Воспрепятствование работе избирательной комиссии», был допрошен сын киргизского президента Максим Бакиев, сообщает АКИpress.

Напомним, 27 сентября 2008 года Генпрокуратура республики возбудила уголовное дело по факту видео-обращения теперь уже бывшего председателя Центризбиркома Клары Кабиловой.

По словам начальника управления по расследованию особо важных уголовных дел Генпрокуратуры Учкуна Каримова, допрос Максима Бакиева продолжался около часа. Каримов отказался разглашать показания Бакиева, ссылаясь на тайну следствия.

По его словам, в данное время проведен ряд следственных мероприятий. Допрошены все члены Центризбиркома, кроме тех, кто находился в отпуске или болел.

На 2 октября планируется проведение допроса оппозиционеров, которые 26 сентября обнародовали заявление К.Кабиловой посредством проведения пресс-конференции. В их числе - депутаты Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) от фракции СДПК Бакыт Бешимов, Иса Омуркулов, Роза Отунбаева, а также лидер партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, лидер партии «Акшумкар» Темир Сариев, общественный деятель Чолпон Джакупова.

Между тем, как сообщил представитель Генпрокуратуры, на данный момент у следствия не имеется вопросов к руководителю Администрации президента Кыргызстана Медету Садыркулову, поэтому его пока допрашивать не будут. «В обращении Кабиловой нет фактов, указывающих на то, что М.Садыркулов препятствовал работе ЦИК», - пояснил У.Каримов.

В данное время устанавливается местонахождение Клары Кабиловой, даны соответствующие поручения МВД и ГКНБ. Как отметил У.Каримов, подлинность видео-обращения у следствия сомнений не вызывает.

Афганистан: Хамид Карзай призвал «Талибан» заключить мир
2008-09-30 13:15 ИА Фергана.Ру

30 сентября президент Афганистана Хамид Карзай призвал лидера «Талибан» Муллу Омара заключить мир и попросил короля Саудовской Аравии оказать ему помощь в переговорах с боевиками, сообщает Газета.Ру со ссылкой на Reuters.

«Несколько дней назад я обратился к их лидеру, Мулле Омару, и сказал: «мой брат, мой дорогой, возвращайся на свою родину и помоги восстановить здесь мир. Перестань убивать своих братьев», – сказал Карзай журналистам.

Карзай опроверг сообщения о переговорах с талибами в Саудовской Аравии, однако подтвердил, что передал королю этой страны просьбу помочь ему восстановить мир в Афганистане и во всем регионе.

Напомним, что накануне мулла Мохаммад Омар предложил США «мирно вывести свои войска из Афганистана». В противном случае, заявил глава талибов, войска международной коалиции ждет «такой же разгром, как советских оккупантов».

В Бишкеке открывается региональный филиал Института стран СНГ
2008-09-30 13:18 Записал Даниил Кислов

В Бишкеке создается региональный филиал российского Института диаспоры и интеграции (Института стран СНГ), который возглавляет депутат Государственной думы России Константин Затулин. О своем видении проблем Содружества Независимых Государств, а также о целях и задачах филиала «Фергане.Ру» рассказывают его директор, доктор исторических наук, профессор Александр Князев и ведущий эксперт филиала, доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян.

Александр Князев
Александр Князев
Фергана.Ру: — Почему филиал Института стран СНГ создается именно сегодня? «Подтолкнула» ситуация на Кавказе? С уходом Грузии «зашаталось» само Содружество?

А.Князев: - Именно сейчас — это скорее случайность, а в чем-то — проявление возрастания активности России в Центральной Азии, отмеченное в последнее время. Ситуация на Кавказе и выход из СНГ Грузии — это частности, не имеющие сами по себе влияния на судьбу СНГ. Другое дело, что реформирование этого образования давно назревало и без всякой там Грузии. Можно подумать, что Грузия в СНГ когда-либо играла какую-то существенную роль…

Созданное как «форма цивилизованного развода», говоря словами Владимира Путина, с которыми я вполне согласен, Содружество не могло продолжать пребывать в том виде, в котором было создано в декабре 1991 года. Задачи «цивилизованного развода» в общем и целом решены, но есть большой ряд потребностей во взаимодействии, обусловленных и общим прошлым, и сегодняшним днем. Их множество — глобальных и локальных, и от них никуда и уже никогда, наверное, не денется большинство постсоветских стран. Скажем, в состоянии ли Киргизия или Таджикистан иметь собственные системы ПВО? Никогда! А кого еще подыскать в партнеры кроме России, Казахстана, Узбекистана? Можно, конечно, обратиться за поддержкой к КНР — пусть-де возьмут под свой «щит», но вы же понимаете, что это нереально, этого никогда не произойдет. А объединенная система ПВО СНГ худо-бедно, но работает уже семнадцать лет. Таких примеров можно привести много. Кроме того, назрела необходимость в определенной дифференциации внутри СНГ. За семнадцать лет некоторые из бывших советских республик избрали путь развития с ориентацией «на сторону», так сказать. Та же Грузия. Настала пора размежеваться.

Не думаю, что это будет на пользу тем, кто уйдет. Есть и другие объединения, конечно, но это особое блокотворчество (скажем, ГУАМ) происходит вне зависимости от объективных причин и потребностей. Эта активность связана с интересами внешних центров силы. Объединение несовместимых партнеров происходит по правилам, навязанным со стороны и не имеющим под собой реальных оснований для экономического сотрудничества. Это продиктовано чистой политикой и, в конечном итоге, создает только дополнительную конфликтность. И Грузия с ее стремление в ЕС и НАТО и антироссийскостью как инструментом достижения этих целей — ярчайший тому пример. Стать таким примером помасштабнее изо всех сил сейчас стремится Украина.

К слову, я не завидую тем, кто выйдет из СНГ, хотя бы по тому пункту, который именуется территориальной целостностью и нерушимостью границ. Ведь в поддержании статус-кво в этом вопросе и состоит один из главных смыслов СНГ. Кто не является членом СНГ, по отношению к тому обязательств не существует. А проблем территориального, этно-территориального характера хватает у каждой из бывших союзных республик.

Аза Мигранян
Аза Мигранян
А.Мигранян: — Кроме всего массива разнообразных политических интересов, существование СНГ, сама потребность в нем обусловлены и экономическими мотивами, которые ощущает на себе каждый гражданин любой из стран-членов Содружества. Во-первых, именно СНГ не позволило окончательно разорвать существующие с советских времен межхозяйственные связи (результаты хотя бы частичного сохранения которых сегодня пожинают Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, их частично пытается восстанавливать Киргизия). Во-вторых, существование СНГ заложило основу для создания и развития Таможенного союза, который сейчас действует в рамках ЕврАзЭС, а это существенно упрощает развитие торгово-экономических отношений между странами-участницами СНГ, создает почву для еще большего сближения экономического пространства. В-третьих, только на последнем заседании Экономического Совета СНГ обсуждались семнадцать экономических вопросов, требующих незамедлительного решения. Начиная от приоритетных направлений сотрудничества стран СНГ, борьбы с оборотом фальсифицированных лекарственных средств, взаимного признания льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и до проблем внедрения международных стандартов бухгалтерской отчетности. На первый взгляд, все эти вопросы кажутся незначительными, и многие твердят о низкой эффективности экономических проектов СНГ. Но стоит помнить о том, что именно такие вот рутинные проекты создают основу для эффективного экономического развития не только в сфере товарного обмена, но и по всем направлениям экономического взаимодействия, да и не только экономического.

Фергана.Ру: — А почему региональный филиал открывается именно в Бишкеке, а не в Алма-Ате/Астане, к примеру, или в Ташкенте — более крупных и влиятельных центрах региона?

А.Князев: - Для работы такого рода, которой мы занимаемся, совсем не обязательно находиться в ведущих столицах. Важнее иметь некоторые условия для работы, которыми в нашем случае располагает Бишкек. И важны люди, способные эту работу выполнять. Последнее — главное, так что считайте, что филиал будет находиться в Бишкеке, потому что здесь пока живем мы.

Фергана.Ру: — Расскажите о ближайших планах деятельности филиала Института стран СНГ.

А.Князев: - Они не так грандиозны, как кому-то могло бы показаться. Для начала нужно организовать условия для того, чтобы полноценно отслеживать все экономические, социальные, политические и этнополитические, да и все иные процессы как минимум в четырех республиках: в Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Подразумевается, что Туркмения тоже входит в ареал нашей деятельности, но понятно, что там возможности весьма и весьма ограничены и этой республикой мы будем заниматься пока достаточно умеренно. Это уже не так мало, учитывая более чем скромный штат нашего филиала. Кроме сбора и анализа текущей информации работа филиала подразумевает проведение научных и экспертных мероприятий, о каком-либо плане которых, если честно, мы пока не думали. Сейчас надо успешно пройти организационный этап.

А.Мигранян: — Стоит добавить и необходимость научной экспертизы текущей информации, ее систематизации и внедрения в практический оборот. В политической, экономической и социальной сферах сильны именно научно-методические исследования отдельных направлений, но наши ученые несколько оторваны от практики. И в этом смысле необходимо учесть опыт социально-политических исследований, которые имеют большую практическую направленность и, соответственно, более известны и популяризованы. Именно по этой причине при принятии конкретных решений, при оценке экономических результатов СНГ роль экономического фактора часто принижается. Хорошо было бы хоть как-то заполнить эту брешь.

Фергана.Ру: — Деятельность Института стран СНГ заметна лишь по выступлениям его сотрудников - в основном, Затулина и Грозина, в последнее время — Хлюпина. Чем, кроме выступлений в прессе, будете заниматься вы в Бишкеке?

А.Князев: - А чем так уж заметна деятельность академических научно-исследовательских институтов, различных структур типа «институтов стратегических исследований»? Наша главная задача — анализ ситуации в странах региона. Это кабинетная работа. Выступления в прессе, безусловно, будут.

Популяризация идей интеграции постсоветского пространства — это одна из наших задач, но она не единственная и для Затулина, и для Грозина с Хлюпиным, и для Князева и Мигранян. Главное — это информационно-аналитическая работа, доминантой которой является анализ состояния и прогнозирование основных тенденций развития внутренней и внешней политики стран региона, разработка моделей экономической, политической, военной и культурной интеграции. В уставе Института говорится, что его главной целью является определение и научное обеспечение российских интересов на территории бывшего СССР. Наверное, этим все и сказано? Хотя понимают это по-разному.

Тут мне недавно одна казахстанская журналистка задала такой вопрос: «Если главной целью Института является определение и научное обеспечение российских интересов на территории бывшего СССР, то, выходит, это чисто российский проект? Я бы сказала, что новый институт — это легализованный русский шпионаж на территории СНГ». Наверное, любая страна должна стремиться иметь полное представление и том, что происходит в странах-партнерах, чего от них можно ожидать. Вопрос только в том, что эта информационная деятельность должна оставаться в рамках законодательства той или иной страны. У нас нет задачи собирать закрытую информацию, думаю, что предостаточно будет работы по обработке того, что публикуется открыто. Скажем, в России, в тех кругах, где принимаются решения, нет, как мне кажется, адекватного представления о том, что происходит в экономической сфере стран региона.

А.Мигранян: — Абсолютно правильно. Именно отсутствие или недостаток информации приводит к снижению экономической активности стран-партнеров на соседних рынках. Если, к примеру, рассматривать Киргизию, здесь созданы неплохие условия для инвесторов, есть определенный уровень свободы предпринимательства. Но при этом низка активность российских, казахстанских бизнесменов. В основном, развиваются проекты, находящиеся под государственным патронажем (по статистике, в Кыргызстане всего тринадцать российских предприятий, зарегистрированных в «Yellow page KG»), так что очевидна недостаточная презентация столь благоприятных условий для бизнеса в этих странах. Почему бы не способствовать решению этой задачи хотя бы через предназначенные для представителей российского бизнеса PR-акции нашего филиала Института стран СНГ? Кому от этого будет плохо?

Фергана.Ру: — Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии, входит в зону геополитических интересов России. Как вы в рамках полномочий регионального филиала намерены реализовывать политику усиления российского влияния в Центральной Азии?

А.Князев: - Исключительно в пределах своей профессиональной компетенции. Мы — исследовательская, научная, экспертная организация. И не более того.

А.Мигранян: — Добавлю: будем работать, используя публичную информацию, а также основываясь на научных теориях и концепциях современной политической и экономической теории, на объективных закономерностях интеграционного развития и глобализации мировой экономики, мировой системы международных отношений, частью которых являются политические и экономические системы стран-участниц СНГ, включая и республики Центральной Азии. И только в рамках действующих национальных законодательств стран региона и международного права, в том числе - межгосударственных соглашений стран-участниц СНГ.

Фергана.Ру: — Каковы основные приоритетные направления той информационно-аналитической работы, которой вы будете заниматься? Это политика, тема русскоязычного населения или что-то иное?

А.Князев: - Это политика во всех ее проявлениях, это вопросы безопасности, это тема русскоязычного населения, становящаяся все более актуальной в политике руководства России. Это экономика.

А.Мигранян: — В экономической сфере это, прежде всего, мониторинг социально-экономического развития стран СНГ и состояния рынков этих стран, вопросы интеграции в таможенной сфере, финансовых институтов, расширения торговых отношений и развития возможностей роста сотрудничества в промышленном секторе и в сельском хозяйстве. Немаловажным объектом изучения должен стать и рынок топливно-энергетических ресурсов.

Фергана.Ру: — Большинство региональных организаций, начиная с СНГ и заканчивая ОДКБ и ШОС, во многом дублируют свои функции. В чем принципиальное отличие СНГ?

А.Мигранян: — В том, что СНГ сохранило союзные отношения между бывшими партнерами по Советскому Союзу и создало почву для развития интеграции на основе рыночных механизмов. Эту роль СНГ выполнило достаточно успешно. Хоронить его рано, так как организациям постсоветского формата — будь то ЕврАзЭС, ШОС или ОДКБ — все еще нужна страховая «подушка безопасности», которая пока скрепляет и ускоряет интеграционные процессы в указанных организациях.

Еще раз повторю, что без рутинной ежедневной работы, создающей нормальные условия для функционирования страновых экономик, без дополнительных барьеров при входе на национальные рынки стран-участниц СНГ реальная интеграция невозможна вообще. С этой точки зрения, если говорить об эффективности интеграционного образования, прежде всего, следует исследовать поставленные в момент развала СССР цели и достигнутые к нынешнему времени экономические результаты таковой интеграции.

За годы существования СНГ были получены следующие результаты. Сформировано устойчивое экономическое ядро, ориентированное как на внутрирегиональные проблемы, так и на реализацию экономических интересов в общемировом масштабе. Обеспечен рост экономических связей с другими государствами региона (Китай, Пакистан, Иран, Индия и так далее). В общем и целом преодолены проблемы «склонности» региона к дефициту торгового баланса из-за невысокой товарной насыщенности и низкой конкурентоспособности экспортных товаров. Решены проблемы эффективного развития зон свободной торговли и услуг, единого рынка капиталов и труда. Сформирован механизм принятия согласованной политики по ценовым, таможенным и валютным вопросам; созданы координирующие структуры для упрощения таможенных мер, гармонизации таможенного законодательства, унификации таможенной документации, устранения тарифных и нетарифных барьеров в движении товаров, пассажиров и грузов. Неужели этого мало?

А.Князев: - А можно ли привести примеры того, как ОДКБ и ШОС дублируют функции друг друга? Нет таких примеров, поскольку это организации разных форматов. ОДКБ – организация военно-политического характера и слово «военного» в этой конструкции является несущим. ШОС – политический альянс, который, к тому же, пока еще не определился со своей миссией, со своим мандатом, и процесс этого определения, учитывая участие Китая с его интересами, не будет быстрым. ШОС стоит особняком в любом перечне региональных организаций. СНГ – это механизм решения текущих вопросов. Хотя я не исключаю того, что предстоящее реформирование СНГ может, в какой-то мере, опереться на структуры ЕврАзЭС и ОДКБ в силу того, что состав участников этих организаций очень уж совпадает с тем потенциальным ядром, которое, на мой взгляд, сохранится в составе СНГ.

Фергана.Ру: — Значит, существование СНГ можно считать оправданным и с политической, и с экономической точек зрения?

А.Мигранян: — Экономический эффект интеграции может возникнуть при условии наличия устойчивой положительной динамики следующих индикаторов в странах, образующих интеграционное образование: это внешняя торговля и позиции в мировой торговле, инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции, диверсификация (доля экспорта сырья в совокупном экспорте), инфляция, темпы роста ВВП. Анализ этих показателей в рамках СНГ имеет положительную динамику, пожалуй, по всем параметрам, кроме инфляции. Но и показатель инфляции подвержен влиянию мировых тенденций. Так что ответ в целом положительный, для этого достаточно изучить статистику. Другое дело, что рост этих показателей не столь высок, как требуется для ускоренного выхода из экономических кризисов, одолевающих национальные экономики стран-участниц СНГ. Так ведь эта проблема и есть самый важный аргумент в пользу реформирования Содружества и развития экономического, политического сотрудничества на другом, более качественном уровне.

Фергана.Ру: — То есть, если говорить о состоянии СНГ, вы полагаете, что пациент скорее жив, нежели мертв?

А.Князев: - О бессмысленности СНГ говорят люди, не вполне информированные о том, что это такое и зачем оно есть. Или те, кто оценивает то же СНГ исключительно с позиций собственных ожиданий. Скажем, для людей, ностальгирующих по СССР, желательна была бы эволюция этого образования к чему-то очень общему, что напоминало бы им бывший Союз. Увы.

Надо четко представлять себе задачи СНГ в момент развала СССР в 1991-м. Не прими руководители тогдашних союзных республик в декабре 1991 года целого ряда соглашений, последующее развитие событий могло бы происходить по куда более мрачному сценарию, нежели мы имели. От этого наследия многое остается и сейчас, и будет сохраняться еще долгое время. Кроме того, интеграция — не пустое место, потребность в ней очевидна, и значительно легче осуществлять интеграционные процессы на взаимовыгодной основе там, где уже имеется некий базис. Пресловутый американский проект «Большой Центральной Азии» предлагает странам региона интегрироваться с Афганистаном и Пакистаном. Слов нет, связи в этом направлении тоже могут быть полезны и нужны. Но представьте себе, как много связывает между собой страны бывшего СССР, в том числе и страны нашего региона. Какой тут Афганистан, какой Пакистан рядом стоял?!

Военный конфликт России с Грузией, последующее признание независимости Южной Осетии и Абхазии Россией и выход Грузии из СНГ – это начало нового этапа мировой истории, об этом уже говорил кто-то из руководителей России. Абсолютно верно, если говорить о международном позиционировании России. Но это — и начало этапа, когда интеграция России с большей частью бывших советских республик получит новое наполнение, новое качество. Кое-кто уже сделал для себя выбор: мало того, что еще в августе Нурсултан Назарбаев поддержал позицию России на Кавказе отдельным публичным заявлением. Казахстан сейчас стремительно сворачивает все свои экономические проекты в Грузии, судьба которой мне лично представляется весьма грустной.

Надо определяться и всем остальным, время неопределенности и так называемой «многовекторности» закончилось. Наверное, на предстоящем саммите глав государств-участников СНГ работа по поиску этой определенности и начнется.

Записал Даниил Кислов


В избранное