Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Мария Сошина: Театральный художник всегда зависит от режиссера
2008-09-12 21:56 Люция Расмус

Когда-то она мечтала стать живописцем. А Судьба вместо плоского мольберта подарила ей уникальное пространство театральной сцены, которое можно не только осваивать, но и творить каждый раз по-новому. Самое интересное, что многие новомодные жанры современного искусства – все эти инсталляции, инвайронмент, объекты, перформансы и так далее – не что иное, как попытка выйти за пределы обычного холста и представить мир во всем его разнообразии. Художники среднего и даже старшего поколения пытаются найти себя во всей этой инновационной феерии, зачастую - весьма неловко. Но для нее прошло время разбрасывать камни, теперь она их собирает.

12 сентября в ташкентском театре «Ильхом» при поддержке Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству открылась персональная выставка Марии Сошиной «Театр костюма».

Фергана.Ру: - Мария, это первая твоя персональная выставка?

М.Сошина: - Да, я давно о ней мечтала. Это очень большое дело – собрать в одном зале так много костюмов, сделанных за очень значительный период моей работы.

Фергана.Ру: - Судя по названию, на выставке будут представлены только костюмы. Но ведь тобою были созданы декорации, огромное количество эскизов…

М.Сошина: - В экспозиции будет представлено все – костюмы, эскизы, фотографии, видео практически со всех спектаклей. Овлякули Ходжакули (театральный режиссер, руководитель театра-студии «Эски Масжид», г. Карши. - Прим. ред.) готовит оригинальную шоу-программу, которая будет составлена из музыкальных отрывков из наших совместных спектаклей.


Фрагмент из спектакля «Медея»

Фергана.Ру: - Расскажи о тех людях, с которыми начинала, ведь ты являешься представителем «творческой семьи» легендарного театрального художника Георгия Брима, не так ли?

М.Сошина: - Да, можно сказать, я его «внучка». Я его застала, когда он еще был здесь. Мой преподаватель в институте Шухрат Абдумаликов – один из любимых учеников Георгия Брима, его «творческий сын» (Именно Шухрату Абдумаликову Георгий Брим оставил свою мастерскую. - Прим. ред.). Но своими учителями я все-таки больше считаю Овлякули, моего самого любимого преподавателя в училище имени Бенькова Юсифа Гусейнова и художника Анатолия Жибоедова.

Фергана.Ру: - Как состоялась твоя встреча с Овлякули Ходжакули?

М.Сошина: - Познакомились мы в театре Аброра Хидоятова, где я работала в бутафорском цехе и была художником по костюмам. А впервые мы поработали вместе в театре Горького над спектаклем «Айвовые сны».


Фрагмент из спектакля «Раксу Съамо»

Фергана.Ру: - Следуешь ли ты заповедям своих учителей или уже начала формулировать собственные?

М.Сошина: - Сейчас идет поиск себя на той почве, которая была подготовлена моими педагогами, ведь мне посчастливилось работать с такими талантливыми людьми.

Фергана.Ру: - Режиссеры, с которыми ты работала – Овлякули, Марк Вайль, – обладают уникальным талантом и видением. Как проходила твоя работа с ними, кто ставил конкретные задачи, кто полагался на твою инициативу?

М.Сошина: - Овлякули, как художник, очень хорошо видит - именно визуально - свой спектакль. Он объясняет так, что сразу становится понятно, что же на самом деле надо делать. С Марком Яковлевичем в этом плане было сложнее. Он даже сам признавался: «Я не знаю, что ты сделаешь на сцене. Хотелось, чтобы из того, что ты сделаешь, получилось такое настроение!». И у меня появлялось желание больше покопаться, к тому же именно в такой работе было больше интересных открытий. С Марком Яковлевичем мы работали только над одним спектаклем, это была «Орестея». Костюмы, музыкальные фрагменты этого спектакля тоже будут представлены на этой выставке.


Фрагмент из спектакля «Орестея»

Фергана.Ру: - Ты представишь антологию всех спектаклей последних лет?

М.Сошина: - К сожалению, не всех, потому что есть спектакли, которые «живут» за границей и они просто недоступны для нас, а некоторые просто «ушли из жизни». Преждевременно. Я собрала все, что смогла.

Фергана.Ру: - Несколько слов о той самой загранице, где тебе удалось не только поработать, но и поучаствовать в международных фестивалях…

М.Сошина: - И работать, и просто ездить – это всегда полезно, хотя бы потому, что кругозор расширяется, да и увидеть все своими глазами - лучше, чем посмотреть в видеозаписи. Благодаря Французскому культурному центру имени Виктора Гюго я смогла съездить на фестиваль уличного театра в маленький французский город Орийяк. Там я увидела огромное количество уличных театров – и любительских, и профессиональных. Была еще поездка на фестиваль в Нанси, где мы показывали наш спектакль и тоже имели возможность пообщаться с людьми из разных стран.

Фергана.Ру: - Если проанализировать общий процесс, то первое, что бросается в глаза, – преобладание в выставочных залах самых различных инновационных жанров. Насколько ты готова к их использованию в своей работе в театре?

М.Сошина: - Готова полноценно использовать их в любом объеме, но при одном условии - если у театров будет такая возможность. Ведь я очень сильно завишу от того, с каким театром и какими финансами связана моя работа.

Фергана.Ру: - С какими театрами ты сотрудничаешь на постоянной основе?

М.Сошина: - С «Ильхомом», Русским драматическим театром.


Фрагмент из спектакля «Орестея»

Фергана.Ру: - Какие проекты сейчас в работе?

М.Сошина: - Овлякули делает проект с ансамблем «Омнибус». Это вроде детская опера, но он ее сделает в другом жанре.

Фергана.Ру: - Каждый год и училище, и институт выпускают определенное количество театральных художников, но почему их никто не знает? С чем это связано, по–твоему? Может быть, просто не все выпускники работают по специальности?

М.Сошина: - Думаю, что это связано с тем, что сейчас мало молодых, да и не только молодых, – вообще мало хороших режиссеров. Может, это сказано слишком громко, но на самом деле так оно и есть. А театральный художник зависит от режиссера. Нет режиссера – нет и художника.

Фергана.Ру: - Как считаешь, твоя профессиональная востребованность - это результат везения или трудолюбия?

М.Сошина: - Думаю, и того, и другого. Везение везением, а без труда, как известно… Но не могу сказать, что я такой трудоголик, и кроме работы ничего не вижу.

Фергана.Ру: - Кроме театра, ты пробовала себя и в кино.

М.Сошина: - Да, кинорежиссер Зульфикар Мусаков пригласил меня, когда я еще училась в училище. В его фильме «Яратганга шукур» («Благодарение Создателю») я была художником по костюмам. А с Тимуром Мусаковым мы работали совсем недавно. Но, честно скажу, мне больше нравится быть сценографом, поэтому в кино я мало работаю.


На открытии выставки Марии Сошиной 12 сентября 2008 г.

Фергана.Ру: - А предложений от кинорежиссеров много?

М.Сошина: - Да, предложения постоянно идут, но в кино другая специфика – все надо быстро решать, нет возможности созерцания, творчества, обдумывания. Там идет съемочная смена, тебе некуда деваться – выкручивайся, как можешь, многое делается тяп-ляп, чего я потом не могу себе простить. Поэтому в кино я чувствую себя некомфортно, а в театре, где все размеренно, есть возможность спокойно работать до премьеры, – это для меня нормальное творческое состояние.

Коротко о главном

Мария Сошина в 1998 году окончила художественное училище имени П.Бенькова по специальности сценография. В 2005 году стала выпускницей Национального института живописи и дизайна имени К.Бехзода по той же специальности. С 1998 по 2001 годы работала в театре имени А.Хидоятова художником по костюмам.

Работала также в следующих театрах: «Ильхом», «Русский драматический театр», «Национальный Академический драматический театр Узбекистана», «Эски масчит», «Национальный Академический драматический театр Киргизстана», театр-студия «ЛИК» и других.


Фрагмент из спектакля «Орестея»

Спектакли: режиссера Овлякули Ходжакули - «Шафрановая сари», Харша; «Тайна китаянки», по мотивам произведений А.Навои «Семь планет»; «Кровавая свадьба», Г.Лорка; «Саломея», О.Уайльд; «Раксу Съамо», по мотивам произведений А.Навои «Семь планет»; «Барс Бек», киргизский эпос; «Натан мудрый», Г.Лессинг; «Сон в летнюю ночь», У.Шекспир; «Эдип», по Софоклу и Сенеке; «Язык птиц», по А.Навои и Ф.Аттору; «Ла-лай На-най», Э.де Филиппо; «Медея», Еврипид и Сенека; режиссера Е.Лопатко - «Обыкновенное чудо», Е.Шварц; «Вестсайдская история»; «Бунт невесток», С.Ахмад.

Фильмы: «Эдип» по Софоклу и Сенеке (реж. О.Ходжакули), «Плывущий против течения» (реж. О.Ходжакули), «Небо рядом»(«Осмон якин», реж. Т.Мусаков).

Выставки: «Констелляции» (2005 г.), «Неосуществленные замыслы» (2005 г.), «Молодежная выставка» (2006 г.), «Констелляции постскриптум» (2007 г.), «Биенале» (2007 г.)

В 2003 году на международном театральном фестивале «Арт-Ордо» в Бишкеке Мария Сошина получила приз за лучшую сценографию. В 2006-м - на том же фестивале удостоена приза за лучшую разработку сценического костюма. В 2008 году ей присуждена премия имени Марка Вайля в номинации «Лучший художник по костюмам».

Люция Расмус

Афганистан: Убит губернатор провинции Логар
2008-09-13 12:07 ИА Фергана.Ру

Abdullah Wardak
Абдулла Вардак
В субботу неподалеку от Кабула террористом-самоубийцей взорван автомобиль губернатора провинции Логар Абдуллы Вардака (Abdullah Wardak), сообщают СМИ Афганистана. А.Вардак погиб на месте.

По данным местной полиции, теракт произвел самоубийца, который взорвал губернатора рядом с его домом. В министерстве внутренних дел утверждают, что бомба была заложена рядом с дорогой. При взрыве также погибли водитель губернатора и его охранник, передает Лента.Ру со ссылкой на France Press.

Власти обвинили в теракте «врагов Афганистана» - так они называют боевиков движения «Талибан» и других экстремистов.

В последний раз чиновник такого же ранга, как Вардак, был убит в сентябре 2006 года. Тогда в результате покушения погиб губернатор провинции Пактия Хаким Таниваль (Hakim Taniwal).

Таджикистан: Правительство США продолжает оказывать содействие безопасности границ
2008-09-13 12:34 ИА Фергана.Ру

12 сентября 2008 года международная делегация, возглавляемая Временной Поверенной в делах США в Республике Таджикистан Нишей Квост (Necia Quast), Начальником Главного штаба пограничных войск Республики Таджикистан генерал-майором Шарафом Файзуллоевым, начальником Отдела капитального строительства майором Мировым, замначальником Отдела международных связей капитаном Зарифом Хакимовым и региональным представителем Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) по Центральной Азии Джеймсом Каллаханом (James Callahan), посетила отдаленный южный регион Таджикистана для участия в церемонии открытия недавно отремонтированной пограничной заставы «Сари Гор».

Данный совместный международный проект, один из нескольких, поможет погранвойскам Таджикистана предотвратить поток незаконного оборота наркотиков и усилить безопасность таджикско-афганской границы в целом, сообщает в своем пресс-релизе Посольство США в Таджикистане.

На церемонии открытия отремонтированной погранзаставы Сари Гор
На фото (справа налево): Временная Поверенная в делах США в Таджикистане г-жа Ниша Квост, Региональный представитель УНП ООН по Центральной Азии г-н Джеймс Каллахан и Начальник Главного штаба пограничных войск РТ генерал-майор Шараф Файзуллоев на церемонии открытия отремонтированной погранзаставы «Сари Гор». 12 сентября 2008 г.

Во время церемонии госпожа Квост возложила цветы у памятника, воздвигнутого в честь 25 пограничников, убитых в 1993 году вооруженными лицами, которые штурмовали границу во время гражданской войны в Таджикистане. В своей речи г-жа Квост выразила поддержку пограничникам и уверенность в их работе, так как «они являются первой линией защиты Таджикистана».

Отдел по контролю за наркотиками и охране правопорядка Посольства США (INL) профинансировал данный проект в размере 425 тыс. долларов США. Реализацией проекта непостредственно руководило Управление ООН по наркотикам и преступности, а подрядчиком выступила таджикская инженерная фирма «Промстрой».

Проект по ремонту и реконструкции погранзаставы включил в себя строительные работы на сумму 310 тыс. долларов США и обеспечение современным оборудованием стоимостью в 115 тыс. долларов США.

Застава «Сари Гор» является одним из проектов INL по укреплению безопасности таджикско-афганской границы. В 2007 году INL профинансировал ремонт погранзастав «Бог» и «Бахорак» в размере 640 тыс. долларов. Отдел по контролю за наркотиками и охране правопорядка (INL), УНП ООН и фирма «Промстрой» объединят свои усилия для реконструкции двух дополнительных постов в следущем году. Также, INL работает над реконструкцией трех погранзастав и штаба Шурабадского погранотряда. В ближайшем будущем INL планирует отремонтировать здание КПП «Кульма» на границе с Китаем и здание КПП «Кизиларт» в ГБАО на границе с Киргизией. В настоящее время INL осуществляет проекты по полной реконструкции здания Академии пограничников в Душанбе, созданию компьютерного класса и лингафонного кабинета для курсантов Академии.

Источник – Пресс-релиз посольства США в Таджикистане

Кыргызстан – самая пригодная для ведения бизнеса страна региона
2008-09-13 14:22 Фергана.Ру

10 сентября 2008 года Всемирный Банк (World Bank) опубликовал очередной рейтинг «Ведение Бизнеса» («Doing Business 2008»), составленный совместно с входящей во в него Международной финансовой корпорацией (International Finance Corporation). Данный рейтинг отражает всестороннюю экспертную оценку законодательства, связанного с регулированием бизнеса, и его применения в 181 странах. Так, по данным ВБ, наиболее благополучной страной Центральной Азии для ведения бизнеса является Кыргызстан.

Эксперты Всемирного Банка составляли рейтинг с учетом десяти показателей. Регистрация предприятий – пункт рассматривает трудности, связанные с открытием бизнеса с учетом временных и финансовых затрат, необходимых для начала легальной деятельности Общества с ограниченной ответственностью. Получение разрешений на строительство – процедуры, временные и финансовые затраты, необходимые для строительства склада, включая получение необходимых лицензий и разрешений, выполнение необходимых уведомлений и инспекций, а также подключение к коммунальным сетям. Наём рабочей силы - трудности, с которыми сталкиваются работодатели при приеме/увольнении работников. Регистрация собственности – уровень легкости получения компанией права собственности. Кредитование – степень доступности кредитной информации и юридические права заимодавцев и заемщиков. Защита инвесторов – степень защищенности интересов инвестора. Налогооблажение – информация о налогах, которые должна оплатить или удержать в определенном году компания среднего размера, а также административное бремя, связанное с уплатой налогов. Международная торговля – стоимость и процедуры, необходимые для импорта/экспорта стандартной партии товара. Обеспечение исполнения контрактов – эффективность принудительных мер по соблюдению условий контрактов путем рассмотрения эволюции платежных споров и исследования времени, затрат и процедур, вовлеченных в процесс с момента подачи иска в суд, до осуществления платежа. Ликвидация предприятий – временные и финансовые затраты, связанные с процедурами банкротства.

Кыргызстан, страна со среднегодовым валовым национальным доходом на душу населения в 590 долларов США, очень высоко поднялся с прошлогоднего 99-места на 68-е в этом году. Ниже расположился Казахстан со среднегодовым валовым национальным доходом на душу населения в 5.060 долларов США: он улучшил свой прошлогодний рейтинг на 10 позиций и занимает 70-строчку.

Далеко в компании Сирии, Руанды и Мозамбика на 138-месте расположился Узбекистан, незначительно улучшивший свой прошлогодний рейтинг (140-место), со среднегодовым валовым национальным доходом на душу населения в 730 долларов США. Лучшим показателем Узбекистана из десяти вышеперечисленных стало «Обеспечение исполнения контрактов», обеспечившее этой стране 46-строчку по данному показателю. Таджикистан же, наоборот, с прошлого года (156 позиция) потерял три ступеньки и в нынешнем рейтинге занимает 159-строчку. Среднегодовой валовый национальный доход на душу населения в этой стране составляет всего 460 долларов США.

Ввиду отсутствия данных по Туркменистану эта центрально-азиатская республика в рейтинг Всемирного банка включена не была.

Для сравнения следует отметить, что Турция заняла 59-строчку рейтинга; Пакистан расположился на 77-месте; Азербайджан занимает 33-ю строчку, а Россия находится на 120-й позиции. Афганистан прочно закрепился в аутсайдерах рейтинга, расположившись на 162 строчке.

Самыми благополучными в мире странами для ведения бизнеса стали Сингапур, Новая Зеландия и США, которые и возглавили рейтинг с наилучшими показателями.

Отчеты и рейтинги Всемирного Банка считаются в мире экономических исследований очень авторитетными и объективными. Кроме того, их трудно обвинить в политической ангажированности.


В избранное