Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


UNICEF озвучила статистику детской смертности в странах региона
2008-09-16 11:40 ИА Фергана.Ру

Опубликован очередной доклад международного чрезвычайного фонда помощи детям ЮНИСЕФ (United Nations International Children’s Emergency Fund) «Положение детей мира-2008».

Согласно данным фонда, в рейтинге из более чем 190 стран мира республики бывшего СССР распределились следующим образом.

Азербайджан - 46-е место по уровню смертности, 88 смертей детей до 5 лет на каждую тысячу родившихся.

Таджикистан - 57-е место, 68 смертей на 1.000 родившихся.

Туркменистан - 67-е место, 51 смерть на 1.000 родившихся.

Узбекистан - 69-е место, 43 смерти на 1.000 родившихся.

Кыргызстан - 71-е место, 41 смерть на 1.000 родившихся.

Казахстан - 92-е место, 29 смертей на 1.000 родившихся.

Наилучшая ситуация с детской смертностью специалистами ЮНИСЕФ отмечена в Швеции, Сингапуре, Сан-Марино, Лихтенштейне, Исландии и Андорре, где на 1 тысячу малолетних жителей до 5 лет приходится всего лишь три летальных исхода.

Самая тяжелая ситуация традиционно складывается в Африке. Так, в Сьерра-Леоне до пяти лет не доживают 270 малышей из каждой тысячи. В первую пятерку стран, где ситуация наиболее тяжела, входят также Ангола, Нигер, Либерия и Афганистан (235 смертей на тысячу младенцев).

Фундаментальной причиной детской смертности авторы доклада называют бедность, которая приводит к тому, что люди не имеют возможности получать адекватное питание, санитарные блага и медицинскую помощь. Недостаток пищи - причина гибели каждого третьего ребенка.

По информации 24.kg

Узбекистан: В посольстве США состоялся сеанс видеообщения с редактором американского мусульманского журнала
2008-09-16 11:56 ИА Фергана.Ру

В минувший понедельник в посольстве США в Ташкенте прошла онлайн видеоконференция с главным редактором журнала «Мусульманская семья Америки» (America’s Muslim Family) Кари Ансари из Чикаго, которая выпускает данный журнал со своим супругом Ахмедом Ансари.

Поводом к проведению виртуальной встречи стал священный для мусульман месяц Рамадан. Во время беседы обсуждались особенности соблюдения поста, вопросы взаимодействия мусульман и представителей других религий в США и странах американского континента, а также последствия терактов 11 сентября 2001 года для мусульманской общины США.

Госпожа Ансари рассказала, что цель ее журнала заключается в том, чтобы показать, насколько разнообразным и одновременно совпадающим по основным принципам с другими религиями является Ислам, насколько важно внести свою лепту в развитие страны – США – посредством участия во всех сферах американской жизни, в том числе, в управлении государством.

По мнению Кари Ансари, «исламские ценности и ценности свободного демократического общества совпадают на все сто процентов». Затем К.Ансари ответила на несколько вопросов присутствующих.

Вопрос: - Насколько велика мусульманская община США и имеют ли все мусульмане возможность исполнять основные принципы Ислама – совершать намаз, соблюдать пост, другие религиозные обряды?

Кари Ансари: - Мусульманская община США, учитывая еще и традиционный высокий уровень рождаемости в мусульманских семьях, расширяется очень быстрыми темпами, что требует большего внимания со стороны государства, которое не препятствует, и даже способствует открытию новых мечетей, исламских центров и прочих религиозных заведений, необходимых для совершения обрядов.

Вопрос: - Каково общее представление американцев об Исламе и мусульманах в свете событий 11 сентября 2001 года?

Кари Ансари: - События 11 сентября стали настоящей трагедией для всей мусульманской общины США и для всего мусульманского мира – это факт. Однако всегда найдутся те, кто захочет обвинить всех мусульман и обвинить их всех в том, что сделала группа преступников. После этой даты взаимоотношения между американцами-мусульманами и американцами-христианами пришлось выстраивать практически заново. Мы осознали: для того, чтобы продемонстрировать, что «Ислам – это добро», следует начать объяснять это своим соседям по улице, которые, видя ваш быт, могут воочию в этом удостовериться.

Говоря же о представлениях об Исламе в умах американцев, стоит отметить, что ввиду своей принадлежности к другим религиям, они, однако, все же стремятся побольше узнать о нашей религии, заполнить пробелы в своих знаниях. Например, в школе, где обучаются мои дети, с началом священного Рамадана одноклассники, узнав о строгом тридцатидневном посте, выражали удивление, представляя, что все тридцать дней мои дети не будут пить и принимать пищу. В этих целях преподаватели попросили подготовить небольшую презентацию про Ислам и священный месяц Рамадан.

Вопрос: - Каким образом в мусульманском обществе разрешаются различного рода бытовые споры и прочие проблемы общины: вы идете к казию (мусульманскому судье. - прим. ред.) или же решаете все вопросы с помощью собственных познаний Корана и личного жизненного опыта?

Кари Ансари: - Начнем с того, что в США не существует такого института как мусульманский суд, и поверьте мне, в этом нет необходимости, поскольку все вопросы, касающиеся семьи, брака, детей и супругов в законодательстве США и в Исламе практически полностью совпадают.

Если же у кого появилось желание разрешить какие-нибудь вопросы с религиозной точки зрения, то ему достаточно будет посетить мечеть (в США мечети называются Исламскими центрами, которые выполняют роль не только молельных домов, но и своего рода источников консультаций для граждан), поговорить с имамом, другими людьми, имеющими глубокие познания в Исламе.

Вопрос: - А как решаются сугубо личные вопросы американцев-мусульман, связанные, например, с банковским кредитованием, которое в Исламе запрещает любые процентные ставки?

Кари Ансари: - Знаете, пожалуй, США – единственная светская страна во всем мире, которая с пониманием отнеслась к данному вопросу, понимая, что религиозные принципы не позволяют мусульманам давать и брать взаймы деньги по принципу возврата «с процентами». В настоящее время в США существует с десяток банков, которые придерживаются исламских принципов кредитования для мусульман США.

Вопрос: - На Ваш взгляд, насколько тяжело, или же, наоборот, легко держать пост лично Вам и членам Вашей семьи, а также мусульманам США?

Кари Ансари: - Если брать практическую сторону вопроса, то никаких проблем с властью никогда не существовало. Что касается духовной и физической части поста, то лично я, постясь, задаюсь вопросом: «А что если я была бы фермером, работающим целыми днями или же не имела бы денег на пропитание себя и своих детей, что бы я тогда делала?». Это помогает понять, что, испытывая голод во время поста, я солидарна с теми, кто испытывает это чувство в другое время года, вне Рамадана. Естественно и то, что, имея настоящую веру и убежденность в том, что соблюдаешь пост исключительно для Аллаха, намного легче духовно его соблюдать и физически переносить.

* * *

К сожалению, вопрос корреспондента «Ферганы.Ру» о том, как госпожа Ансари может прокомментировать недавнее нападение в США на представителя мусульманской общины, этнического узбека Фазлиддина Якубова, оказался отвергнут модератором видеоконференции из Вашингтона.

Кари Ансари родилась, выросла и приняла Ислам в США. Является активным членом американской мусульманской общины на протяжении десятков лет. Она замужем, имеет четырех детей в возрасте от шести до двадцати лет. Ее супруг Ахмед Ансари - этнический индус. Журнал «Мусульманская семья Америки» выпускается с 2003 года. Всего за четыре года он успел завоевать определенный авторитет и интерес читателей.

Дети на полях Узбекистана: Заявления властей пока расходятся с делом
2008-09-16 13:15 Фергана.Ру

Редакция информагентства «Фергана.Ру» вместе с прогрессивным международным сообществом продолжает следить за ходом хлопковой кампании в Узбекистане. Более всего нас очень интересует, продолжает ли на узбекских плантациях использоваться детский труд. В этом своеобразном мониторинге нам помогают и наши читатели из Узбекистана. Возвращаться к этой теме мы намерены каждую неделю. Предлагаем вашему вниманию последние «сводки с полей».

ПРЕДЫСТОРИЯ

В последние годы существования СССР, во время короткого периода относительной свободы слова, голоса, выступающие против того, что каждую осень школы республики закрываются, а дети отправляются на обработанные пестицидами и ядохимикатами поля, в узбекистанской прессе звучали довольно активно. С концентрацией власти в руках президента Каримова недовольные куда-то поисчезали, а дети по-прежнему проводили осенние месяцы на полях, постигая науку срывать хлопковые коробочки и перетаскивать мешки. На требования международных организаций прекратить подобную практику власти Узбекистана реагировали без особой изобретательности: или от всего отпирались, или отмалчивались.

Но в этом году привычный порядок вещей, похоже, меняется. И причиной тому – не добровольное осознание антигуманного характера принудительного детского труда, как социально-экономического явления, а лавинообразно возрастающее давление международных организаций, призывающих к тотальному бойкоту узбекского хлопка. [Подробности – в архиве ИА «Фергана.Ру»].

ЛЕД ТРОНУЛСЯ?

12 сентября 2008 года войдет в историю нового Узбекистана памятной датой. В этот день власти страны впервые открыто признали использование детского труда и начали официальную кампанию по его искоренению. Глава правительства республики Шавкат Мирзиеев подписал постановление «О мерах по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (полный текст доступен по ссылке).

Напомним, две эти конвенции были ратифицированы Узбекистаном в апреле текущего года. В течение нескольких летних месяцев в республике шла работа по подготовке к практическому запрету труда детей. Теперь правительство утвердило ранее разработанный Национальный план действий по реализации этих конвенций и требует от министерств и ведомств «обеспечить контроль за недопущением принуждения детей к труду и соблюдением ими установленных законодательством норм и условий труда несовершеннолетних».

Постановление премьер-министра страны в письменной форме подтвердило уже неделю циркулирующие слухи об устном приказе Ш.Мирзияева, пригрозившего своим подчиненным уголовной ответственностью за вывоз детей «на хлопок» вне зависимости от «объективных обстоятельств».

Казалось бы, власти Узбекистана, в самом деле, начали прислушиваться к мнению правозащитников и международных наблюдателей или, по крайней мере, озаботились возможным отказом мировых производителей и торговцев от узбекского волокна. Так или иначе, изменения начались. Однако, как отмечают местные наблюдатели, пока это только своего рода декларации о намерениях. Ликвидировать детский труд в одночасье или невозможно, или чрезвычайно затруднительно. И сегодня на хлопковых полях, где уже начался сбор знаменитого узбекского «белого золота», картина совсем другая.

ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

Ключевой фразой в постановлении правительства является следующая фраза: «Министерству иностранных дел Республики Узбекистан довести до сведения заинтересованных международных организаций информацию о Национальном плане действий». Иначе говоря, узбекскому МИДу поручено сообщить внешнему миру примерно следующее: смотрите, мы реагируем на вашу критику - теперь у нас детский труд запрещен окончательно и бесповоротно.

Однако, как известно, многие законы Узбекистана, почти идеальные формально, на деле исполняются с точностью до наоборот.

В Ташкентской области детей к уборке хлопка, в самом деле, пока не привлекают. В этом корреспонденты «Ферганы.Ру» убедились лично, проехав по двум районам и не обнаружив на полях следов присутствия детей или подростков. Впрочем, пока что раскрывшийся хлопок собирают вдали от любых дорог – не ближе, чем за 100 метров. «Чтобы начальство видело, что урожай хороший», - пояснили нам то ли в шутку, то ли серьёзно.

А вот в Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области, расположенные на юге республики, журналисты просто не доезжают. Говорить о том, будет ли действовать постановление и здесь, можно пока лишь в вопросительном смысле.

ТРУДЯТСЯ ДОБРОВОЛЬНО

Как сообщают источники «Ферганы.Ру», в Гиждуванском районе Бухарской области у некоторых фермеров школьники уже работают. По словам одного из фермеров, в данное время на его полях работают тридцать детишек, среди которых есть и ученики первого класса. За килограмм собранного хлопка фермер платит детям 40 сумов (около 0,03$). По его словам, из-за засухи в этом году не будет и половины прошлогоднего урожая. Однако, по его словам, «в день школьники собирают по 70-80 килограммов». Зарабатывают дети в среднем 3000-3500 сумов в день (2,5-3$ США).

И дети, и женщины, как говорит этот гиждуванский фермер, работают добровольно: «Ребята ходят не в школу, а на поля, чтобы заработать. Они довольны таким деньгам, ведь семьи у них бедные».

Получается, что «о принудительном труде» детей нет и речи?.. Данная ситуация напоминает картину на хлопковых плантациях в Турции, о чем мы рассказывали более года назад. В Турции никто детей принудительно на сбор хлопка не выгоняет. Родители сами приводят своих чад на поля, чтобы те помогли им быстрее собрать урожай и заработать на жизнь.

Тем не менее, дешевый труд нищих детей является более чем унизительным для узбекского государства, с полос официальных изданий постоянно заявляющего о «повышении благосостояния» народа и «светлом будущем».

Для справки: Если ребенок, работающий на поле, получает 3 цента за килограмм сырца, то фермер сдает урожай закупочным фирмам уже примерно по 30 центов. Из двух килограммов хлопка-сырца после переработки получается около килограмма волокна, которое на бирже стоит сегодня от 0,85$.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Студенты колледжей и ученики старших классов Джизакской области республики вот уже несколько дней в массовом порядке принимают участие в сборе хлопка, сообщает узбекскоязычное веб-издание «Исёнкор». По словам одного из учеников, 1200 учеников областного индустриального колледжа вывезены на 30 автобусах в Дустликский район. Ученики Джизакского медицинского колледжа на 25 автобусах вывезены в Мирзачульский район. 600 учеников колледжа легкой промышленности на 10 автобусах отправлены в Дустликский район области.

Следует отметит, что учащимися колледжей в Узбекистане являются дети, получившие обязательное девятилетнее образование. Среди них есть и шестнадцатилетние, и даже пятнадцатилетние ребята (пошедшие в школу с шести лет).

Как и в прошлые годы, рассказывают дети, их разместили в полевых станах безо всяких удобств. «Нет питьевой воды, пьем воду из арыка, а то, что дают нам на обед и на ужин, даже собаки есть не хотят».

«Дневная норма - 80 килограммов, а я собираю только 35-40, и то еле-еле», - говорит один из учеников ремесленного колледжа легкой промышленности.

Со ссылкой на специалистов «Исёнкор» утверждает, что в Джизакской области собрать хлопок без участия школьников и студентов просто невозможно. Территория области больше, чем у Ферганской долины, а население в разы меньше. «Если вовремя не собрать хлопок, можно потерять урожай», - говорит сотрудник сельскохозяйственного отдела хокимията (администрации) Джизакской области.

* * *

Руководство одного из колледжей Наманганской области сообщает, что дети на хлопке уже неделю, но утверждает, что «первокурсников в этом году не вывозили». Другие источники ИА «Фергана.Ру» опровергают эти данные и заявляют, что ученики колледжей отправлены на сбор урожая поголовно. В то же время есть информация о том, что от участия в хлопкоуборочной кампании пока освобождены студенты четвертых и пятых курсов – дипломники. Однако не исключено, что их могут вывезти на поля позднее.

* * *

В соответствии с информацией, распространённой активистами Сырдарьинского областного отделения Общества прав человека Узбекистана «Эзгулик», с 9 сентября этого года студенты всех высших и средних специальных учебных заведений области также мобилизованы на уборку хлопка.

Пресс-релиз общества «Эзгулик» приводит и такой примечательный факт. Заместитель хокима (губернатора) Сырдарьинской области Ойбек Шодмонкулов во время селекторного совещания, обращаясь к заведующим районных и городских отделов народного образования, а также работникам просвещения, сказал следующее: «Тот, кто будет агитировать учащихся против участия в хлопкоуборочной кампании – тот враг народа!».


В избранное