Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Адвокатской вольнице приходит конец
2008-09-25 15:49 Алексей Волосевич

В Ташкенте на днях произошло важное событие – учредительная конференция Палаты адвокатов Узбекистана. Несмотря на то, что местная пресса конференцию практически «не заметила» (краткие, ни о чем не говорящие сообщения - не в счет) имеет смысл рассказать о ней как можно подробнее. Дело в том, что на протяжении последних месяцев в стране вершится тихая реформа института адвокатуры – в направлении окончательной ликвидации независимости адвокатского сообщества от исполнительной власти.

О президентском указе и его исполнении

Всё началось с того, что первого мая 2008 года президент Каримов издал указ «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры Узбекистана». Согласно этому документу, на базе Ассоциации адвокатов Узбекистана предполагалось создать новое формирование - Палату адвокатов, основанную на принципе обязательного членства всех адвокатов Узбекистана.

В указе главы узбекского государства содержались разъяснения по поводу структуры и статуса создаваемой организации: «Палата адвокатов Республики Узбекистан: является некоммерческой организацией, с правами юридического лица, которая вместе с ее территориальными подразделениями, создаваемыми в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте, образует единую систему самоуправления адвокатуры; действует на основе принципа невмешательства в деятельность адвокатов, осуществляемую в соответствии с законодательством; финансируется за счет вступительных и членских взносов адвокатов и иных средств, не запрещенных законодательством; является правопреемником по правам и обязательствам Ассоциации адвокатов Узбекистана».

Правительству предписывалось принять постановление о мерах по выполнению данного указа и решению организационных вопросов образования Палаты адвокатов Узбекистана, а также в двухмесячный срок внести в парламент проект закона о внесении необходимых изменений в законы «Об адвокатуре» и «О гарантиях» адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов».

Следует отметить, что в целом представители адвокатского сообщества одобрительно высказывались о президентском указе, включая пункт об обязательном членстве в Палате адвокатов, полагая, что это будет способствовать повышению ответственности и квалификации адвокатов, многие из которых ни в каких адвокатских формированиях не состоят, и никакой ответственности за свои действия ни перед кем не несут. Тем более что новая адвокатская организация, согласно указу, должна была быть сформирована на основе самоуправления, как это и принято во всех демократических государствах.

27 мая на свет появился еще один документ - постановление правительства «Об организации деятельности палаты адвокатов Республики Узбекистан» за подписью премьер-министра Шовката Мирзияева. Несмотря на то, что начиналось оно со слов «во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан», по своему смыслу оно было ему совершенно противоположно. Если в указе президента говорилось, что Палата адвокатов Узбекистана вместе с ее территориальными подразделениями образует «единую систему самоуправления адвокатуры; действует на основе принципа невмешательства в деятельность адвокатов», то в постановлении правительства, напротив, заявлялось о том, что председатель Палаты адвокатов и его заместители избираются по представлению министерства юстиции, а руководители ее территориальных управлений назначаются и освобождаются от должности председателем Палаты адвокатов.

Таким образом, если изначально речь шла о создании республиканской организации самоуправления адвокатов, то в правительственном постановлении территориальные отделения Палаты адвокатов даже именуются управлениями, словно являются непосредственными подразделениями Минюста. Ни о каком адвокатском самоуправлении уже не упоминается: всех адвокатов насильно загоняют в организацию, которой будут руководить назначаемые Минюстом лица. Так что неудобные адвокаты очень скоро исчезнут как вид…

Постановлением поручалось министерству юстиции совместно с Ассоциацией адвокатов Узбекистана в двухмесячный срок провести учредительную конференцию Палаты адвокатов, предусмотрев утверждение устава, формирование правления и ревизионной комиссии, а также избрание председателя Палаты и его заместителей.

Как проходила учредительная конференция

Учредительная конференция по образованию Палаты адвокатов Узбекистана прошла не через два месяца, а через три с половиной - 12 сентября. Уникальной особенностью конференции явилось то, что для ее проведения не было решительно никакой правовой основы - изменения в законы «Об адвокатуре» и «О гарантиях» адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» так и не были внесены. Между тем, без изменения этих и некоторых других законов ситуация складывается, мягко говоря, щекотливая, поскольку на сегодняшний день в Узбекистане не существует ни одного закона, предусматривающего создание ННО с обязательным членством.

В указе президента было сказано, что Палата адвокатов – это некоммерческая организация, ННО, а согласно законам Узбекистана, членство в ННО может быть только добровольным, но никак не обязательным. По этой причине Палата адвокатов формируется на обязательной основе вопреки всем существующим законам: об ННО, об общественных объединениях и т.д. Тем не менее, адвокатов в обязательном порядке заставляют вступать в эту «некоммерческую организацию».

Надо сказать, что большинство адвокатов полагало, что вначале все-таки будут внесены необходимые поправки в законодательство, и только после этого будет проводиться съезд. То есть, что разум и уважение к закону возобладают. Однако сразу же после празднования Дня независимости адвокатское сообщество уведомили, что учредительная конференция назначена на 12 сентября и что на ней будут приниматься устав, правила профессиональной этики, положения о ревизионной комиссии, в общем, внутренние нормативы, обеспечивающие создание и деятельность Палаты адвокатов Узбекистана.

Бахром Саломов
Бахром Саломов возглавлял Ассоциацию адвокатов Узбекистана на протяжении 10 лет. Фото – «Адвокатская газета» (Россия)
Уже за день до конференции стало известно, что министерство юстиции не намерено поддерживать кандидатуру действующего председателя Ассоциации адвокатов Бахрома Саломова. Хотя Саломов, по словам адвокатов, изрядно «прогибался», на взгляд Минюста у него был существенный недостаток: в 2003 году он был избран самими адвокатами, а не назначен министерством. Саломов шел на уступки по очевидной причине - понимая, что если он будет принципиально отстаивать исключительно интересы адвокатского сообщества, то его кандидатуру попросту не представят – ведь отбор происходит исключительно по принципу лояльности и управляемости. Однако эта «гибкость» себя не оправдала: за день до съезда Саломова вызвали в министерство юстиции и сообщили, что председателем Палаты адвокатов будет другой человек. О том, что конференция может не поддержать кандидата от Минюста, не было и речи – такой сценарий изначально не предусматривался (так всё и произошло).

Несмотря на то, что большая часть адвокатского сообщества Узбекистана концентрируется в Ташкенте, нормы представительства были составлены так, что от столицы выдвигалось всего лишь 10 делегатов. То есть, голоса более смелых и независимых ташкентских адвокатов должны были раствориться среди более управляемых адвокатов из областей. Поскольку ташкентское сообщество адвокатов оспаривало такое положение, на решении правления Ассоциации адвокатов было принято решение допустить на съезд еще 15 человек от Ташкента - с правом совещательного голоса. Официально в конференции участвовало 140 делегатов со всех регионов республики, но реально их было 127 (об этом было объявлено во время ее проведения).

Перед съездом ташкентские адвокаты обсуждали, как быть: то ли принять участие в конференции, то ли не принимать, пока не будет изменений в соответствующих законах. Решили все-таки участвовать: по общему мнению, отсутствие 10 голосов не могло помешать проведению съезда, поскольку адвокаты из областей в любом случае приехали бы и провели его. Поэтому ташкентские адвокаты решили, что будет лучше отправиться на съезд и там заявить, что проводить его нельзя и разъяснить остальным делегатам почему нельзя, рассчитывая на то, что в этой обстановке их смогут поддержать. Ззабегая вперед, скажу, что этого не случилось.

Учредительная конференция проходила в ташкентском Доме культуры железнодорожников. Здание было полностью оцеплено, так что без удостоверения личности проникнуть в него невозможно было даже мухе. Всем заправляли сотрудники в строгих костюмах - либо представители Минюста, либо каких-то спецслужб. Действия самих делегатов съезда строжайшим образом регулировались – им указывали, на какие места они должны присесть, постоянно их пересаживали. Возле каждого ряда с делегатами стоял человек, снимавший их на видеокамеру. Эти операторы были явно не с телевидения, и они снимали каждый шаг, каждое движение делегатов съезда. «Постоянно шла съемка – вы сидели и видели, что каждую секунду вас снимают», - рассказывали потом участники конференции. По их словам, это было преднамеренное психологическое давление - чтобы люди боялись даже шевельнуться, не то, что выступать или переговариваться.

Вел конференцию уже не Бахром Саломов, а его заместитель Сафарали Пардаев. В президиуме сидели первый заместитель министра юстиции Ахмедов, председатели областных отделений Ассоциации адвокатов и председатель комитета по демократическим институтам Акмаль Саидов (кандидат в президенты Узбекистана на выборах 2007 года). Присутствовали также ректор юридического института Мирзоюсуф Рустамбаев, председатель Ассоциации судей Убайдулла Мингбаев, заместитель министра юстиции Есенмурат Каньязов (так называемый «куратор адвокатуры»). Все они действовали согласованно, по единому плану, в соответствии с которым всё и должно было происходить.

Когда речь пошла о создании Палаты адвокатов и ее региональных управлений, то сразу же встал вопрос о возможности создания Палаты без соответствующих законов. После вступительного доклада начались прения, на которых стали выступать адвокаты из регионов, Ташкентской области и Ташкента. Они выражали свое недоумение и пытались добиться от сидевших в президиуме представителей руководства Ассоциации адвокатов и представителей Минюста ответа на следующие вопросы: «Где законодательная основа создания Палаты с обязательным членством? Ни закон «Об общественных объединениях», ни закон «О негосударственных некоммерческих организациях», ни закон «Об адвокатуре» не предусматривает создание общественного объединения с обязательным членством (понятно, что любое общественное объединение основывается на принципе добровольности членов). И если в президентском указе написано, что для этого в законодательство должны быть внесены соответствующие изменения, поправки к существующим законам, то где они? И почему вначале проводится съезд и принятие устава – вопреки законодательству - а не наоборот: поправки в законы и только потом проведение съезда? И почему конференция названа учредительной, несмотря на то, что новое адвокатское объединение создается на базе Ассоциации адвокатов – то есть является правопреемником Палаты адвокатов? Тогда это должна быть не учредительная конференция, а очередная конференция Ассоциации, на которой она реорганизуется путем преобразования в Палату адвокатов (это прописано в законодательстве. – прим. автора.)». То есть, с юридической точки зрения неправильным было абсолютно всё - даже само название конференции.

Однако внятного ответа на эти вопросы делегаты съезда так и не получили. Из зала на трибуну вышел заместитель министра юстиции Узбекистана Есенмурат Каньязов. Он заявил, что законодательной основой для проведения учредительной конференции является указ президента, и нет ничего страшного в том, что сначала будет создана палата, потому что когда она будет создана, то можно будет принимать и закон. Если же понадобится изменить устав палаты, то в этом тоже нет ничего страшного, - «мы здесь, мы вам поможем еще раз собрать съезд и внести в устав соответствующие поправки». Таким образом, в нарушении законодательства блюститель законности ничего страшного не усмотрел.

Любопытно, что ни законы Узбекистана, ни президентский указ, на который ссылался Каньязов, и который он назвал законодательной основой для проведения конференции, не предусматривали того, что председатель объединения адвокатов будет избираться по представлению Минюста, также как и того, что затем этот председатель уже сам будет назначать остальных руководителей региональных управлений. По словам адвокатов, Каньязов не сомневался, что законы будут подгоняться под уже принятый устав, с тем, что якобы сами делегаты захотели принять такой устав, в котором написано, что руководители объединения адвокатов фактически должны назначаться государством.

Далее на конференции возникла любопытная ситуация. Региональные председатели отделений Ассоциации адвокатов вошли в счетную палату. И когда после адвокатских выступлений (буквально по каждому пункту устава они высказывались, что это противоречит действующему законодательству, противоречит указу президента, где говорится о создании палаты как органа самоуправления, а назначаемость – это не адвокатура, это не демократический институт) на голосование был поставлен вопрос об уставе в этой редакции, то большинство делегатов конференции проголосовало «против».

Голосовали поднятием мандатов. Представители счетной комиссии спустились в зал и принялись считать голоса. Считали одновременно с двух концов, двигаясь навстречу друг другу. Кто из них на какой точке остановился, а кто добавил оставшихся, делегаты так и не поняли. Наконец члены счетной комиссии сели, тихо посоветовались, и огласили решение.

Несмотря на то, что участники конференции ясно видели, что «против» проголосовало большинство, счетная комиссия объявила такой результат: 65 голосов «за», 53 – «против». На самом деле, по словам делегатов, было видно, что реально «за» проголосовало, может быть, немногим более 20 человек, а большинство было «против».

Впоследствии делегаты вспоминали, что многие из региональных адвокатов такого психологического натиска просто не выдержали: в зале царила унижающая и угрожающая атмосфера. Тем не менее, во время обсуждения принципиальных моментов, некоторые делегаты с мест требовали не прерывать выступающих, поскольку речь идет о будущем законе, согласно которому будет действовать объединение адвокатов, требовали дать им возможность высказаться. Но председательствующий Пардаев все время говорил: «У нас регламент, у нас нет времени». А практически все выступающие заявляли о недостатках устава, в первую очередь о том, что Палата адвокатов - это орган самоуправления адвокатского сообщества, и он не должен быть институтом, подконтрольным министерству юстиции. Однако в итоге, несмотря на всё возмущение делегатов в зале, Пардаев перешел к следующему вопросу и начал обсуждать другой документ – положение о ревизионной комиссии. Потом сразу следующий вопрос – о правилах этики.

«Было ощущение, что тебя просто не замечают, - рассказывает один из участников съезда. - Вот ты сидишь как делегат, ты что-то говоришь, но тебя открыто игнорируют».

Ташпулат Саидов
Председатель Палаты адвокатов Республики Узбекистан Ташпулат Саидов. Фото © UT.uz
Таким образом, всё прошло по заранее запланированному сценарию, и на возмущение у делегатов уже не было ни желания, ни сил. И когда организаторы предложили перейти к тайному голосованию по выборам председателя Палаты адвокатов Узбекистана (на безальтернативной основе выдвинута была кандидатура председателя Бухарского отделения Ассоциации Ташпулата Саидова), то участники конференции раздраженно возразили: «Зачем на это еще время терять? Зачем нужно проводить какое-то «тайное» голосование, когда и так ясно, что, несмотря на любое количество голосов, он уже «избран»? С мест раздались выкрики: «Не надо нам тайного голосования, ставьте на открытое». Таким образом он и был избран.

Был интересен и момент, когда Пардаев озвучил предполагаемый размер вступительных и членских взносов, которыми планировалось поддерживать деятельность Палаты адвокатов. По этому предложению, уже согласованному с Минюстом, все члены Ассоциации адвокатов, несмотря на то, что они уже входят в организацию, на базе которой создается Палата, должны будут заново платить вступительный взнос в размере пяти минимальных зарплат – 125 тысяч сумов ($90), и по 25 тысяч сумов ($18) в виде ежемесячных членских взносов. По приблизительным подсчетам, организаторы намеревались сразу же собрать сумму примерно в полмиллиона долларов: ведь в Узбекистане - около 5 тысяч адвокатов.

После этого в зале разгорелась настоящая война, поскольку даже областные делегаты, которые до этого лишь хлопали (как предположил один из их ташкентских коллег, «если бы им сказали «расстреляйте адвокатуру», то они все равно разразились бы овациями и подняли мандаты») мгновенно смекнули, что речь идет о деньгах, которые им придется выкладывать из собственного кармана. Жаркие споры привели к решению о том, что действующие члены Ассоциации адвокатов автоматически становятся членами Палаты, а новые должны будут платить взнос в установленном размере; что касается ежемесячного взноса, то он составит не 25 тысяч сумов, а половину одной «минималки» – 12.520 сумов ($9).

Подводя итоги конференции, необходимо сказать, что, по мнению многих ее участников, она была совершенно нелегитимной, поскольку никакой правовой основы для ее проведения не было. Без внесения поправок в законодательство об обязательном членстве этот съезд никто не имел права проводить.

Что касается адвокатов, то они получили нового руководителя, выбранного министерством юстиции, и который в дальнейшем уже сам будет назначать удобных для Минюста председателей в регионах. Понятно, что кандидатуры всех председателей заранее будут согласовываться с министерством юстиции и неугодный человек не станет председателем его регионального управления.

Известно, что самая надежная гарантия независимости адвоката – это рассмотрение дисциплинарных процедур без участия государственных органов. Поэтому адвокаты и предлагали создать дисциплинарную комиссию исключительно из числа самих адвокатов, без участия кого-либо из чиновников. Члены дисциплинарных комитетов, избранные на общих собраниях самими адвокатами, могли бы рассматривать подобные вопросы без какого-либо вмешательства председателя территориального управления. Однако, по словам делегатов, председатель Ассоциации адвокатов Бахром Саломов вместе с Минюстом заложил в устав то, что отныне назначенный Минюстом председатель Палаты (в областях - региональной палаты), автоматически становится сопредседателем квалификационной комиссии. Это означает, что назначенный человек будет выполнять лишь приказы действующей власти, и если ему скажут: «Надо рассмотреть вопрос о лишении вот этого адвоката лицензии», то он будет переживать в первую очередь за себя: ведь если он не выполнит этот приказ, то рискует потерять свое место…

Следует отметить, что многие адвокаты являются неудобными для властей персонами. По словам представителей адвокатского сообщества, имели место попытки внести представление, например, сотрудниками Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ), на рассмотрение квалификационной комиссии и оказать определенное давление на членов этой комиссии, когда конкретно говорилось: надо рассмотреть дело такого-то адвоката и удовлетворить это представление. Попытки адвокатов отстаивать своих коллег, конечно, сильно раздражали. Однако если до этого квалификационная комиссия формировалась на паритетной основе (50 процентов представители Минюста, 50 – адвокаты), то теперь соотношение будет тем же, но сама квалификационная комиссия уже будет при Палате адвокатов. То есть, при назначенном председателе (который, вероятно, и станет подбирать людей в эту комиссию). Так что относительной адвокатской «вольнице» в Узбекистане приходит конец.

Алексей Волосевич

В Австрии совершено покушение на Рахата Алиева и Альнура Мусаева
2008-09-25 18:26 ИА Фергана.Ру

Как сообщает Загранбюро казахстанской оппозиции, по неподтвержденным пока сведениям, вечером 24 сентября в Вене было совершено покушение на жизнь бывшего председателя Комитета национальной безопасности Казахстана Альнура Мусаева и бывшего зампреда КНБ, экс-заместителя министра иностранных дел и бывшего посла Казахстана в Австрии Рахата Алиева.

По данным Загранбюро, А.Мусаев находится в больнице. Его состояние оценивается врачами как тяжелое. Р.Алиев не пострадал. Между тем, Zona.kz сообщает, что Алиев получил легкое ранение.

Оба бывших приближенных президента Нурсултана Назарбаева в 2007 году стали резкими критиками его режима и проживают в Вене, получив статус политических беженцев. Спецслужбы Казахстана неоднократно предпринимали меры с целью «нейтрализовать» врагов президента Н.Назарбаева.

Напомним, бывший зять президента Казахстана заочно осужден, в общей сложности, на сорок лет лишения свободы. Р.Алиев и А.Мусаев обвинялись по следующим статьям Уголовного кодекса республики: ст.168, ч.1 «Насильственный захват власти», ст.235, ч.4 «Создание и руководство организованной преступной группой», ст.172, ч.4 «Незаконное получение, разглашение государственных секретов», ст.176, ч.3 «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества», ст.251, ч.3 «Незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ», ст.255, ч.4 «Хищение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ», а также ст.380, ч.2 «Злоупотребление властью». Кроме того, А.Мусаев признан виновным в совершении государственной угрозы в форме шпионажа (ст.165). Оба лишены наград и званий.

Позже Рахат Алиев обвинил Назарбаева в коррупции. В интервью газете The Wall Street Journal Алиев заявил, что президент присваивает миллиарды долларов государственных активов и комиссии компаний, которые делают бизнес в Казахстане.

Туркмения: В Ашхабаде принимают новую Конституцию страны
2008-09-26 09:30 ИА Фергана.Ру

26 сентября в Ашхабаде состоится внеочередное, последнее заседание высшего законодательного и представительного органа власти Туркменистана - Халк Маслахаты (Народного Совета), на котором будет принята новая редакция Конституции страны, после чего Халк Маслахаты прекратит свое существование, сообщает РИА Новости.

Напомним, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов 18 апреля заявил, что подготовка новой редакции Конституции «продиктована самим временем, теми глубокими преобразованиями, что охватили сегодня все сферы жизни туркменского государства и общества».

Новая Конституция сокращает полномочия президента, но при этом увеличивает срок правления с пяти до семи лет, запрещает двойное гражданство и упраздняет высший представительный орган народовластия, передает НГ.

Газета отмечает, что все 2507 членов Халк маслахаты назначались лично Туркменбаши, под его руководством контролировали ветви власти и легитимировали любые решения президента. Теперь полномочия этого органа разделят между собой президент и парламент (Меджлис). При этом количество депутатов Меджлиса увеличится с 50 до 125. Расширят и их полномочия, причем в ущерб президентским. Согласно новой Конституции, глава государства имеет право распустить парламент, только если не будет единого мнения по кандидатуре спикера, тогда как прежде он мог это делать, когда ему заблагорассудится.

Эксперты в целом положительно оценивают Конституцию, считая, что при ее соблюдении о начале демократических процессов в стране можно будет говорить без сарказма. Побывавший на родине нынешним летом профессор Резванолла Гудрат Сейфи-Сайфуллаев отметил в беседе с «НГ», что за последний год в Туркмении произошли существенные изменения. «Наряду с экономическими реформами нынешний президент реально поднимает науку, образование, культуру. При этом заметно тяготение населения к России, люди ждут отмены визового режима. Это понимает Бердымухаммедов и, мне кажется, предпримет действия в этом направлении», - заявил он газете.

Но на деле пока наоборот. Конституция запретила двойное гражданство. Причем фактически именно российское, поскольку только его можно было брать в качестве второго до того, как Ниязов указом не запретил делать это. Сейчас в Туркмении около ста тысяч русскоязычных, и большинство имеет второй паспорт. Запрет, безусловно, ударит по интересам этих людей.

Другая особенность новой Конституции - закрепленный статус Туркмении: «Нейтралитет является основой внутренней и внешней политики». «Если с внешней политикой - логично, то упоминание в таком контексте внутренней политики вызывает как минимум недоумение. Гарантом нейтралитета почему-то указан президент Туркмении, тогда как в мировой практике таковым является ООН», - заметил «НГ» эксперт по государственному праву общества русско-туркменской дружбы «Соотечественник» Батыр Мухаммедов.

Он отметил, что «Основной закон ориентирован на западные ценности демократии и провозглашает таковые. Но заметно, что авторский состав над некоторыми статьями поработал слабо. Очевидно, сказывается кризис кадров, нехватка специалистов: в Туркмении всего-то было около десяти специалистов по государственному праву, но часть выехали из страны, другие остались не у дел», - пояснил Мухаммедов.

Среди главных недостатков документа он назвал также отсутствие Конституционного суда, функции которого передаются парламенту. «Это абсурд, нарушающий основы принципов разделения властей. Здесь заложена мина замедленного действия», - считает Мухаммедов. Другой изъян - отсутствие арбитражного суда. «В Туркмении объявлена реформа экономики. Без спорных ситуаций не обойтись. Отсутствие арбитражного суда отпугнет инвесторов, ведь Запад предпочитает иметь дело с законами, регулирующими экономику. Этот недостаток говорит о том, что власти не рассчитывают на инвестиции либо упустили по некомпетентности», - сказал «НГ» Мухаммедов.

Напомним, пока еще действующая конституция Туркменистана была принята 18 мая 1992 года. 27 декабря 1995 года в нее было внесено несколько изменений и дополнений. Конституция определяет, что Туркменистан является демократическим, правовым и светским государством, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики.

Аждар Куртов: «Конкуренты России в Центральной Азии не сидят сложа руки»
2008-09-26 10:02 ИА Фергана.Ру

По мнению аналитика Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, высказанному в сегодняшнем номере Независимой газеты, регион Центральной Азии станет следующим после Балкан и Кавказа полем вероятного столкновения мировых игроков.

Он отмечает, что «новой администрации Белого дома как воздух необходим реванш за провал спонсируемой ею авантюры в Грузии. При этом ставки в Центральной Азии куда более весомы, чем на Кавказе. Потенциал природных ископаемых Центральной Азии ни в какое сравнение не идет с тем, чем обладает маленькая Грузия, управленческая элита которой даже вынуждена была встать в очередь на получение денежного содержания от внешнего источника выплат».

Куртов поясняет, что Центральная Азия находится в куда более выгодном месте Евразии: она может соединять либо, наоборот, разъединять сразу несколько цивилизаций, каждая из которых рассматривается в Вашингтоне в качестве своего вполне очевидного геополитического конкурента. На севере региона расположена североевразийская цивилизация - Россия, на востоке дальневосточная цивилизационная глыба - Китай, а на юге - мусульманская цивилизация, представленная сразу огромным числом государств. Внести раздрай между ними, не допустить их консолидации на общей платформе, каковая скорее всего неизбежно будет приобретать антиамериканский и антизападный характер, - над реализацией этой задачи давно уже ломают головы аналитические и прикладные центры Америки, считает эксперт.

По его мнению, Россия в этом столетии в известной степени перестала отступать из региона Центральной Азии. Более того, она даже перешла в наступление, постаравшись вытеснить из региона тех же американцев руками китайцев. Во многом эта тактика оправдала себя, правда, теперь уже можно констатировать, что Китай пришел в этот регион всерьез и надолго. А это, в свою очередь, создает немалые проблемы для российских интересов. Но, считает Куртов, с китайцами Москва может договориться.

Эксперт отмечает, что Москва сумела виртуозно выбить из рук американцев оружие, которым они до этого теснили россиян. «Клинок рыночных цен», задействованный Кремлем, сделал свое дело: поставлять центральноазиатские углеводороды стало выгодней именно через Россию, а не через какие-либо иные альтернативные варианты транспортировки.

Но этот успех нуждается в развитии и закреплении. На последнем саммите ОДКБ было решено, что именно в Центральной Азии ОДКБ создаст крупную военную группировку из подразделений России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Костяк новой группировки будут составлять десять батальонов Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона.

Кроме того, необходимо развивать наступление на иных «участках фронта». Появление структуры, призванной стать рычагом гуманитарного влияния России, - «Русского мира», возглавляемого Вячеславом Никоновым, можно только приветствовать, заявляет Куртов. Но Москве нужны десятки подобных структур, а волонтеры России должны исчисляться тысячами, тогда российское гуманитарное присутствие не будет сводиться к эпизодическим акциям, а действительно будет ощущаться в Центральной Азии. В любом случае, мы еще будем свидетелями «боев» за Центральную Азию, ведь конкуренты России тоже не сидят сложа руки, резюмирует эксперт.

Пакистан: Госдеп США приостановил работу своего консульства в Исламабаде
2008-09-26 10:35 ИА Фергана.Ру

25 сентября Госдепартамент США приостановил работу своих консульских отделов в Пакистане в связи с угрозой безопасности американских дипломатов, передает Лента.Ру со ссылкой на AFP.

По словам пресс-аташе Госдепа Роберта Вуда (Robert Wood), США сомневаются в том, что американским дипломатам предоставлен достаточный уровень безопасности. В частности, как отметил Вуд, доказательством этому служит недавний теракт у гостиницы Marriott, в результате которого погибли, по меньшей мере, шестьдесят человек.

В то же время другой чиновник Госдепа, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что причиной приостановки работы консульств в Пакистане стали «угрозы национальным интересам США». При этом собеседник агентства не уточнил, о каких именно угрозах идет речь и от кого они исходят.

«Конкретных угроз нет, однако есть определенные действия, в ответ на которые мы и закрыли консульства», - приводит агентство слова неназванного дипломата.

В тот же день, 25 сентября, между войсками США и военными подразделениями Пакистана, расположенными на пакистано-афганской границе, произошло вооруженное столкновение, сообщает Reuters. Инцидент произошел после того, как два боевых вертолета OH-58 Kiowa ВМС США, находившиеся вблизи пакистанской границы, были обстреляны с земли пакистанскими пограничниками. Убитых или раненых нет ни с одной из сторон, вертолеты также не пострадали.

Представитель Пентагона охарактеризовал происшествие как «досадный инцидент», свидетельствующий о необходимости лучше координировать действия американских и пакистанских военных. В то же время, как сообщает «Лента.Ру» со ссылкой на AFP, пакистанский президент Асиф Али Зардари, комментируя произошедшее, отметил, что Пакистан не позволит своим союзникам вторгаться на территорию страны. «Точно так же, как мы не позволим террористам использовать нашу территорию для подготовки терактов против нашего народа и наших соседей, мы не позволим и нашим друзьям вторгаться к нам и нарушать наши границы», - заявил Зардари.

Напомним, что 16 сентября командование пакистанской армией отдало приказ открывать огонь по американским военным, если они попытаются проникнуть на пакистанскую территорию через границу с Афганистаном. Это решение стало ответом на инцидент, произошедший 3 сентября, когда американские военные провели наземную операцию в одной из пакистанских деревень на территории провинции Южный Вазиристан.

Кыргызстан: Дефицит электроэнергии в стране составляет 2,6 млрд. киловатт-часов
2008-09-26 10:53 ИА Фергана.Ру

26 сентября на заседании Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) премьер-министр республики Игорь Чудинов заявил, что дефицит электроэнергии в стране составляет 2,6 миллиарда киловатт-часов, передает ИА «24.kg».

Игорь Чудинов также сообщил, что правительством республики достигнута договоренность о поставке 250 миллионов киловатт-часов электроэнергии из Казахстана.

По словам главы правительства, сейчас объем воды в Токтогульском водохранилище составляет 9,62 млрд. кубометров, что на 4,1 процента ниже, чем было в аналогичный период 2007 года. Предстоящей зимой правительство ожидает притока еще 2,5 млрд. кубометров воды. Однако, как подчеркнул Игорь Чудинов, «Кыргызстану необходимо к 1 апреля 2008 года выйти на уровень 6,1 кубометра воды в Токтогульском водохранилище».

Премьер-министр отметил, что выработка электроэнергии в 2008 году составит 8,8 млрд. киловатт-часов против 10,5 млрд. в 2007-м. При этом энергетики рассматривают возможность расхода не более 5,2 млрд. электроэнергии зимой, а правительство предполагает экспортировать не менее 500 млн. киловатт-часов энергии.


В избранное