Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Аза Мигранян: «Для Киргизии мысль об отказе сотрудничества с Россией и СНГ недопустима…»
2008-09-25 11:27 Фергана.Ру

Экономика Киргизии, как и ряда других стран Центральной Азии, переживает состояние упадка. Цены в стране растут, энергетический кризис принуждает правительство идти на веерные отключения света по всей стране. Все это неизбежно заставляет ряд политиков, экспертов говорить о возможности новых революционных событий не только в Киргизии, но и других странах региона, наподобие тех, что происходили в марте 2005 года. А дестабилизация в одной из стран неизбежно приведет к цепной реакции в других странах. Об экономических перспективах центрально-азиатского региона корреспонденту «Фергана.Ру» рассказывает доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян.

Профессор Аза Мигранян
Аза Мигранян - доктор экономических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек)

- Аза Ашотовна, экономическая составляющая является одним из залогов политической стабильности в общества. Как Вы оцените сегодняшнее положение экономики Киргизии и всей Центральной Азии в целом ?

- Скажем прямо, современное состояние экономики Киргизии, к сожалению, не может служить гарантом национальной экономической безопасности и, как следствие, - политической стабильности страны. Сегодня экономику страны можно охарактеризовать как предкризисную, а по ряду экономических показателей и кризисную. Приведу несколько цифр. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, инфляция в Киргизии остается одной из самых высоких в Содружестве. За первые семь месяцев 2008 года показатель индекса потребительских цен в Киргизстане составил по сравнению с темпами роста инфляции в аналогичном периоде 2007 года 26,6%. Это уже галопирующая инфляция.

Киргизия входит в тройку стран СНГ с самыми низкими темпами прироста объема продукции сельского хозяйства. Показатель темпов прироста объема сельхозпродукции в составил в республике 2,9% против 4% в целом по Содружеству. На фоне сокращения объемов производства сельхозпродукции продолжается стагнация в промышленных отраслях. Темпы роста объема промышленного производства остаются ниже, чем в среднем по СНГ. Кризис в промышленных отраслях продолжается с момента распада СССР. По сути, республика умудрилась полностью потерять отрасли машиностроения, металлургии, приборостроения, текстиля и т.д. Сегодня продолжают работать лишь легкая промышленность (представленная так называемым «самопошивом», который, кстати, только в последние два года стали выводить из теневого сектора) и пищевая промышленность, представленная плодоовощным производством.

Результатом такой политики стало ухудшение структуры национальной экономики. До 1992 года Киргизия считалась индустриально-аграрной страной. За годы суверенитета она поменяла свой статус сначала на аграрно-индустриальную, а затем и просто на аграрную. Рост показателя ВВП носит характер валового прироста за счет роста цен и прироста темпов торгового и посреднического секторов экономики. При этом отечественная промышленность не способна выдержать никакой конкуренции со стороны иностранных производителей. Она все больше уступает рынок импортным товарам, сокращая свои объемы производства. Темпы прироста объема выпускаемой промышленной продукции в Киргизстане составляют 5,8%. Причем по сравнению с показателями июля 2007 года в 2008-м отмечено снижение на 4,5%. Проблема спада темпов роста реального сектора экономики Киргизии усугубляется высокой инфляцией.

- Это проблемы только Киргизии? А в соседних странах как обстоит дело?

- Экономическая ситуация во всех странах Центральной Азии характеризуется кризисным состоянием, но различной степени тяжести. Хуже всего обстоят дела в Таджикистане, где также высок уровень темпов инфляции – 29,8%, процентов. Промышленный сектор – в минусе, но при этом там сохраняется высокий уровень темпов развития аграрного сектора экономики, Узбекистан наоборот демонстрирует тенденции роста в промышленности – 12,2% при относительно умеренной инфляции, в Казахстане банковский и ипотечный кризис постепенно отступает, но при достаточно высоких темпах инфляции. В целом же состояние экономик стран региона можно оценить как нестабильное. Относительный рост основных макроэкономических показателей, там, где он есть, пока носит неустойчивый характер, он не способен противостоять внешним вызовам, в том числе и инфляции.

- Подобное состояние экономики не может не влиять на социальную сферу… И как не допустить очередного социального взрыва?

- Рост цен на продукцию первой необходимости приводит к вымыванию дешевых товаров, что сказывается в первую очередь на социально незащищенных слоях населения. А это - прямая дорога к очередному социально-политическому взрыву. Но именно такой поворот событий крайне нежелателен, так как он в первую очередь будет ударом для без того ослабленной национальной экономики. Избежать этого можно, используя весь арсенал методов госрегулирования цен, и тем самым – обуздания инфляции.

Официальная версия причин высоких темпов инфляции – это мировой кризис, обусловленный ростом цен на нефть. Конечно же, это фактор имеет влияние, но списывать все на него не следует. Для Киргизии не он является главным. К основным факторам здесь относятся, прежде всего, слабость самой экономики, ее структура и низкая конкурентоспособность национальной продукции. Но оказать влияние на эти показатели, да еще и в кризисной ситуации, не способно ни одно государство. Поэтому меры воздействия должны быть направлены на сам механизм ценообразования, хотя бы для товаров первой необходимости.

Важно обратить внимание на то, что в республике цены формируются, когда несколько крупных компаний, производителей-поставщиков (продавцов), контролирующих значительные сегменты рынка, полностью или практически полностью обеспечивают поставку тех или иных товаров. Между фирмами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве, зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья (к примеру, муки). Необходимо ограничить возможности олигополий на рост цен посредством установления ценовых ограничений. В Киргизии неоднократно фиксировались цены на продукцию тех или иных мнимых монополий, но по рынку потребительских товаров все пущено на самотек. Вдобавок, в период роста цен, обусловленного мировым нефтяным кризисом, правительство в несколько раз подняло цены на электроэнергию и газ.

Подобные меры не решают проблемы регулирования цен. Во-первых, правительство не обладало четкими критериями и надежной методикой регулирования деятельности олигополистов. Во-вторых, отсутствие ценового контроля наносит удар по немногочисленным вполне конкурентоспособным отраслям промышленности и приводит к товарному дефициту (по отношению к дешевым товарам). Государственное фиксирование могло бы побудить предприятия разрабатывать более эффективные стратегии, что способствовало бы экономическому росту, а не инфляционному накачиванию валовых объемов.

- В чем причина такого парадокса: Киргизия и Таджикистан являются странами с большим гидроэнергетическим потенциалом и обе страны испытывают жестокий энергокризис, который выливается в ежедневные многочасовые отключения света?

- Думаю, что сравнивать природу энергокризиса в Киргизии и Таджикистане невозможно. В Таджикистане он порожден последствиями гражданской войны, а затем необоснованным, неграмотным использованием энергоресурсов. Сказалась и низкая эффективность и отсталость применяемых технологий. В Киргизии причины кризиса носят в основном экономический характер. Одной из них является совершенно безграмотная политика использования гидроресурсов страны с учетом сокращения естественного стока вод. Еще в 1995 году специалисты предупреждали о необходимости рационального использования гидроресурсов Токтогульского водохранилища. Тогда же говорилось и о возможностях использования различных режимов его сработки, с тем, чтобы обеспечить и производство электроэнергии, и обеспечить водопользование для сельскохозяйственных нужд. При этом вместо решения проблемы высокого уровня потерь от внутреннего потребления энергоресурсов, производители электроэнергии стали все больше ориентироваться на внешний рынок. Это говорит об отсутствии сбалансированного государственного подхода к использованию основного стратегического ресурса страны. Пожалуй, самая большая проблема электроэнергетики на сегодня для Киргизии заключается в том, что вместо реконструкции и мобилизации средств в отрасли, правительство решило повысить ее эффективность посредством приватизации. И это абсурд с точки зрения здравого смысла в условиях нехватки гидроресурсов. Естественно, что веерные отключения электричества вряд ли способны решить проблемы жесточайшего энергетического кризиса, да и воды в водохранилище от этого прибавится не намного.

- Летом, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Киргизии Курманбек Бакиев призвал ведущие страны изменить ситуацию с ценами на мировых рынках. Куда, в какие союзы, на ваш взгляд, должна стремиться Киргизия, чтобы обеспечить свою экономическую стабильность?

- К сожалению, в сложившейся экономической ситуации К.Бакиеву ничего другого не остается как апеллировать к сильным мира сего, к той же России. Рост цен на мировом рынке нефтепродуктов негативно сказывается на экономике всех стран, а особенно – на слаборазвитых экономических системах, таких как в Киргизии.

С точки зрения экономических выгод любая стран должна стремиться к интеграции с теми странами, союз с которыми может дать экономические дивиденды. Если рассматривать Киргизию, то это должен быть союз, который может способствовать возрождению промышленности страны. Только производство конкурентоспособной продукции способно помочь преодолению кризиса, в котором находится экономика.

Правительству любой страны нужно быть готовым к открытому столкновению интересов отечественных и иностранных производителей, быть способным защитить своих производителей хотя бы на своем внутреннем рынке. Тем самым, не дать погибнуть отечественной промышленности и науке. Государственная поддержка отечественных производителей должна производиться именно в этих двух основных направлениях, ибо они служат основой для конкурентоспособного существования государства в целом.

Для большинства стран с трансформирующейся экономикой характерен экспорт первичной продукции (сельскохозяйственное сырье, минералы, топливо), что сопряжено с риском и неопределенностью. При этом практически не используются имеющиеся научные и производственные ресурсы. Использование внешней торговли в качестве благоприятного фактора, способствующего экономическому росту, возможно лишь при условии экспорта продукции промышленного производства. Проблема заключается в том, что страны со слаборазвитой промышленностью в качестве основного критерия регулирования своей деятельности рассматривают величину валютных поступлений как основной источник финансирования импорта. Они постоянно наращивают объемы экспорта продукции сырья, что обуславливает постоянное падение цен на нее.

Влияние интеграционных процессов привело к возникновению новой формы технологической зависимости от развитых стран, при которой простое копирование и перенесение действующих технологий развитых стран не даст возможности для формирования такого уровня конкурентоспособности, который позволил бы лидировать на рынке. Попытки Киргизии реформировать свою экономику в соответствии с рецептами международных организаций – таких, как МВФ, как и вступление в ВТО, – ярчайший тому пример…. Поэтому формирование конкурентоспособности стран со слабой экономикой должно происходить на основе объединения собственных научных, финансовых, производственных ресурсов этих стран, их внутренней интеграции.

Успех любого интеграционного образования зависит от характера отношений, установленных между странами. Конечно же, наиболее эффективным являются партнерские отношения. С этой точки зрения целесообразен союз со странами равными по уровню развития, схожести социальных и политических стандартов. Если исходить из названных критериев, то для Киргизии предпочтителен союз со странами Центральной Азии, вообще бывшего СССР, в таких союзах наша страна уже состоит – это СНГ, ЕврАЗЭС, ШОС. Осталась малость – максимально использовать экономические и политические выгоды от участия в них. Для этого необходимо одно – наличие управленческого и политического умения, с которыми, вероятно, проблемы…

- США неоднократно советовали как Киргизии, так и другим странам ЦА, перестать обращать внимание на Россию и СНГ, а переключить свое экономическое внимание на Афганистан, Пакистан и Индию. Насколько экономически обосновано такое предложение?

- Киргизия имеет небольшой экономический потенциал для сотрудничества с Афганистаном, Пакистаном и Индией. В какой-то степени он уже на сегодня реализуется. Но, повторюсь, сотрудничать надо на основе взаимовыгодного партнерства. Что касается названных стран, то надо учитывать их специфичность экономической и политической ситуации. Воюющий Афганистан не способен предложить выгодные экономические проекты, позволяющие развиваться киргизской экономике. Он сам нуждается в инвестиционных вливаниях, которыми на сегодня Киргизия не обладает. Показательно, что Киргизия из стран региона наиболее пассивна в вопросах экономического сотрудничества с Афганистаном, хотя, время от времени руководство республики и декларирует свои интересы: сотрудничество в области сельского хозяйства, в развитии торговых отношений…

В отношении - Пакистана аналогичная ситуации, Индия в этом списке наиболее перспективный экономический партнер. Но торговые отношения с Индией осложнены отсутствием сухопутных дорог, общих экономических и политических интересов с Киргизией. Что же касается поучительных наставлений США, то очевидна их беспочвенность и заинтересованность в решении собственных проблем в регионе. Особенно это касается второй части их рекомендаций. Для Киргизии просто недопустима сама мысль об отказе от сотрудничества с Россией, и со странами СНГ. Именно в этом интеграционном формате возможно обретение хоть каких-то экономических выгод для республики. Руководству Киргизии необходимо научиться самому определять внешнюю и внутреннюю политику страны, исходя из национальных интересов. И хотелось, чтобы она основывалась, прежде всего, на здравом смысле и грамотно осознанных приоритетах экономического развития страны.

Записал Д.Кислов

Китай запустил третий пилотируемый космический корабль - «Шэньчжоу-7»
2008-09-25 23:50 ИА Фергана.Ру

С космодрома «Цзюцюань» на северо-западе Китайской Народной Республики сегодня стартовал космический корабль «Шэньчжоу-7», передает РИА Новости. На борту корабля находятся три космонавта.

Космический корабль Шэньчжоу-7
Космический корабль «Шэньчжоу-7»

Максимальный срок пребывания космического аппарата на околоземной орбите составляет пять суток. В течение этого периода один из космонавтов должен выйти в открытый космос на двадцать минут.

В осуществлении пилотируемой космической миссии помогают китайским партнерам специалисты из России. В задачу россиян войдет контроль за эксплуатацией космических скафандров.

По завершении полета космонавты приземлятся на спускаемой капсуле в степях Внутренней Монголии на севере страны.

Индия и Пакистан договорились об открытии торговых маршрутов в Кашмире
2008-09-26 14:12 ИА Фергана.Ру

В четверг, 25 сентября, в кулуарах заседания Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча президента Пакистана Асифа Али Зардари (Asif Ali Zardari) и премьер-министра Индии Манмохана Сингха (Manmohan Singh), во время которой они выразили согласие возобновить процесс мирных переговоров между двумя ядерными державами. Данное согласие они задокументировали в совместном заявлении.

Подтверждением новых мирных инициатив 21 октября сего года станет открытие сразу двух торговых маршрутов через фактическую границу между Пакистаном и Индией в провинции Кашмир, которая является зоной споров между двумя странами.

«Начиная с 21 октября вышеупомянутые маршруты для торговли будут открыты между Шринагаром (Srinagar) и Пунчом (Poonch) в индийском Кашмире и Музаффарабаде (Muzaffarbad) и Равалкоте (Rawalkot) в Пакистане», - говорится в совместном заявлении. Открытие третьего торгового коммерческого пути между Каргилом (Kargil) и Скарду (Skardu) также будет обсуждено в ближайшее время.

Во время недавних митингов в контролируемой Индией Кашмире протестующие высказывались против открытия маршрутов торговли. В знак протеста они блокировали основные дороги, ведущие в другие части Индии, что привело к возникновению в тех районах дефицита еды и медикаментов.

Как напоминает International Herald Tribune, до настоящего времени через «линию пограничного контроля» между Индией и Пакистаном проходит только автобусное сообщение. Пассажирский транспорт пропускается здесь лишь дважды в месяц.

Туркменистан: Народный совет принял новую Конституцию и ликвидировал сам себя
2008-09-26 14:29 ИА Фергана.Ру

26 сентября 2008 года на заседании Народного совета Туркмении (Халк Маслахаты) была принята новая редакция Конституции страны. Предыдущая редакция основного закона Туркменистана была принята еще в начале 1990-х годов, во время правления Сапармурата Ниязова (Туркменбаши)

Главное изменение в Конституции Туркмении - упразднение высшего представительного и законодательного органа власти - Халк Маслахаты (Народного совета). Этот орган формировался из чиновников различных уровней, депутатов и представителей общественных организаций. В него входили 2507 человек. Прежний президент Туркмении Сапармурат Ниязов был бессменным председателем Халк Маслахаты, после смерти Ниязова координировать работу Народного совета стал новый глава республики Гурбангулы Бердымухаммедов.

В новом варианте Основного закона деятельность Халк Маслахаты не предусмотрена. Его полномочия распределены между президентом и парламентом.

Система органов власти и управления в Туркменистане

Фрагмент новой Конституции Туркменистана


Статья 49. Высшую государственную власть и управление в Туркменистане осуществляют Президент Туркменистана, Меджлис Туркменистана, Кабинет Министров Туркменистана, Верховный суд Туркменистана.

Статья 50. Местную власть в велаятах, городах с правами велаята, этрапах и городах с правами этрапа осуществляют местные представительные и исполнительные органы; а в городах в этрапе, поселках, генгешликах – органы местного самоуправления.

Статья 51. Президент Туркменистана является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана, выступает гарантом государственной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, его территориальной целостности, соблюдения Конституции и выполнения международных обязательств.

Статья 52. Президентом Туркменистана может быть избран гражданин Туркменистана, родившийся в Туркменистане, не моложе сорока лет и не старше семидесяти лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих пятнадцати лет постоянно проживающий в Туркменистане и работающий в государственных органах, общественных организациях или в отраслях народного хозяйства и завоевавший высокий авторитет, признанный достойным для избрания, который может участвовать в выборах Президента Туркменистана и быть избранным Президентом Туркменистана.

Статья 53. Президент Туркменистана избирается непосредственно народом Туркменистана сроком на пять лет и вступает в должность немедленно после принесения им присяги.

Порядок избрания Президента Туркменистана и вступления его в должность устанавливаются законом.

Статья 54. Президент Туркменистана:

1) проводит в жизнь Конституцию и законы;

2) руководит осуществлением внешней политики, представляет Туркменистан в отношениях с другими государствами, назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей Туркменистана в иностранных государствах, при межгосударственных и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;

3) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Туркменистана, отдает распоряжения о всеобщей или частичной мобилизации, использовании Вооруженных Сил и приведении их в боевое состояние, назначает высшее командование Вооруженных Сил Туркменистана;

4) формирует и возглавляет Государственный совет безопасности Туркменистана, статус которого определяется законом;

5) утверждает программы и основные направления политического, экономического и социального развития страны;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса Государственный бюджет Туркменистана и отчет о его исполнении;

7) подписывает законы, вправе не позднее чем в двухнедельный срок, используя право отлагательного вето, возвратить закон со своими возражениями в Меджлис для повторного обсуждения и голосования. Если Меджлис не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов подтвердит ранее принятое им решение, Президент Туркменистана подписывает закон. Президент Туркменистана не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях в Конституцию;

8) образует Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов в Туркменистане, вносит изменения в ее состав;

9) назначает дату проведения референдумов, вправе досрочно созвать сессию Меджлиса;

10) решает вопросы о приеме в гражданство и выхода из гражданства Туркменистана, предоставлении убежища;

11) награждает орденами и другими государственными наградами Туркменистана, присваивает почетные, воинские, иные специальные государственные звания и отличия;

12) с согласия Меджлиса назначает на должность и освобождает от должности председателя Верховного суда, Генерального прокурора, Министра внутренних дел, Министра адалат;

13) осуществляет помилование и амнистию;

14) вводит в интересах обеспечения безопасности граждан чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Туркменистана. Режим чрезвычайного положения регламентируется законом Туркменистана;

15) решает вопросы изменения административно-территориального деления Туркменистана;

16) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами.

Статья 55. Президент Туркменистана издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Туркменистана.

Статья 56. Президент Туркменистана не может быть депутатом Меджлиса.

Статья 57. Президент Туркменистана обладает правом неприкосновенности. Его честь и достоинство охраняются законом.

Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Туркменистана и его семьи осуществляются за счет государства.

Статья 58. Президент Туркменистана может быть досрочно освобожден от должности при невозможности выполнения им своих обязанностей по болезни. Меджлис на основании заключения создаваемой им независимой медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности. Такое решение принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

В случае нарушения Президентом Туркменистана Конституции и законов Меджлис Туркменистана может выразить недоверие Президенту Туркменистана. Вопрос о недоверии Президенту Туркменистана может быть рассмотрен по требованию не менее чем двух третей от установленного числа депутатов Меджлиса. Решение о недоверии Президенту Туркменистана принимается не менее чем тремя четвертями голосов от установленного числа депутатов Меджлиса. Вопрос о его смещении выносится на всенародный референдум.

Статья 59. Президент Туркменистана не вправе передавать исполнение своих полномочий другим государственным органам или должностным лицам, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 2, 11, 13 статьи 54 Конституции, которые могут передаваться Председателю Меджлиса.

Если Президент Туркменистана по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента на должность временно исполняющего обязанности Президента Туркменистана на основании решения Государственного совета безопасности Туркменистана назначается один из заместителей Председателя Кабинета Министров. Выборы Президента Туркменистана в этом случае должны быть проведены не позднее 60 дней со дня перехода его полномочий к временно исполняющему обязанности Президента Туркменистана. Лицо, исполняющее обязанности Президента Туркменистана, не может баллотироваться в Президенты Туркменистана.

Статья 60. Меджлис Туркменистана (Парламент) является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть.

Статья 61. Меджлис состоит из 125 депутатов, избираемых по территориальным округам с примерно равным числом избирателей сроком на пять лет.

Статья 62. Меджлис может быть досрочно распущен в следующих случаях:

1) по решению всенародного референдума;

2) по постановлению Меджлиса, принятому не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов (самороспуск);

3) Президентом Туркменистана в случаях несформирования в течение шести месяцев руководящего состава Меджлиса.

Статья 63. Меджлис самостоятельно устанавливает полномочия депутатов, избирает из их числа Председателя Меджлиса, его заместителя, формирует комитеты и комиссии.

Депутаты Меджлиса прежнего созыва сохраняют свои полномочия до открытия первой сессии Меджлиса нового созыва.

1) принимает законы, вносит в Конституцию Туркменистана и законы изменения, осуществляет их толкование;

2) рассматривает вопрос об одобрении программы деятельности Кабинета Министров;

3) рассматривает вопросы утверждения Государственного бюджета Туркменистана и отчета о его исполнении;

4) рассматривает программы и основные направления политического, экономического и социального развития страны;

5) решает вопросы о проведении всенародных референдумов;

6) назначает выборы Президента Туркменистана, депутатов Меджлиса, членов велаятских, этрапских, городских представительных органов и Генгешей;

7) рассматривает по предложению Президента Туркменистана вопросы о назначении на должность и освобождении от должности председателя Верховного суда, Генерального прокурора, министра внутренних дел, министра юстиции;

8) учреждает государственные награды, награждает государственными наградами Президента Туркменистана, присваивает ему почетные звания, воинские звания и отличия;

9) определяет соответствие или несоответствие Конституции нормативных правовых актов органов государственной власти и управления;

10) ратифицирует и денонсирует международные договоры;

11) решает вопросы по изменению Государственной границы Туркменистана;

12) рассматривает вопросы мира и безопасности;

13) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами.

Статья 65. Меджлис может передавать право издавать законы по отдельным вопросам Президенту Туркменистана с обязательным последующим рассмотрением Меджлисом вопроса об их утверждении.

Меджлис не может никому передавать законодательные права по вопросам:

1) изменения Конституции;

2) уголовного и административного законодательства;

3) судопроизводства.

Статья 66. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Туркменистана, депутатам Меджлиса, Кабинету Министров, Верховному суду.

Статья 67. Депутаты Меджлиса обладают правом запроса, устных и письменных вопросов к Кабинету Министров, министрам, руководителям других государственных органов.

Статья 68. Государство гарантирует каждому депутату создание условий для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защиту его прав и свобод, жизнь, честь и достоинство, а также личную неприкосновенность.

Статья 69. Депутат может быть лишен депутатских полномочий только Меджлисом. Решение по этому вопросу принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Меджлиса.

Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или иным образом лишен свободы без согласия Меджлиса.

Статья 70. Депутат Меджлиса не может одновременно занимать должность члена Кабинета Министров, хякима, арчина, судьи и прокурора.

Статья 71. Председатель Меджлиса избирается тайным голосованием. Он подотчетен Меджлису и может быть освобожден от должности по решению Меджлиса, принятому не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

Заместитель Председателя Меджлиса избирается открытым голосованием, выполняет по поручению Председателя отдельные его функции, исполняет обязанности Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих полномочий.

Статья 72. Порядок деятельности Меджлиса, его комитетов и комиссий, депутатов, их функции и полномочия устанавливаются законом.

Статья 73. Кабинет Министров (Правительство) является исполнительным и распорядительным органом. Председателем Кабинета Министров Туркменистана является Президент Туркменистана.

Статья 74. В Кабинет Министров входят заместители Председателя Кабинета Министров, министры. Президентом Туркменистана в состав Кабинета Министров могут вводиться другие лица, являющиеся руководителями центральных органов исполнительной власти.

Кабинет Министров формируется Президентом Туркменистана в течение месяца после вступления его в должность и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом Туркменистана.

Статья 75. Заседания Кабинета Министров проводятся Президентом Туркменистана либо по его поручению одним из заместителей Председателя Кабинета Министров.

Кабинет Министров в пределах своей компетенции принимает постановления и издает распоряжения, обязательные для исполнения.

Статья 76. Кабинет Министров:

1) организует исполнение законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана и Меджлиса;

2) осуществляет меры по обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, национальной безопасности;

3) разрабатывает и вносит на рассмотрение Меджлиса предложения по основным направлениям внутренней и внешней политики государства, программы экономического и социального развития страны;

4) осуществляет государственное управление экономическим и социальным развитием; организует управление государственными предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов;

5) принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы;

6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Кабинете Министров;

7) осуществляет внешнеэкономическую деятельность, обеспечивает развитие культурных и иных связей с зарубежными государствами;

8) руководит деятельностью правительственных учреждений, государственных предприятий и организаций; вправе отменять правовые акты министерств и ведомств, органов местной исполнительной власти;

9) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.

Статья 77. Полномочия Кабинета Министров, порядок его деятельности, отношения с другими государственными органами определяются законом.

Эпидемия гепатита на границе Казахстана и Узбекистана. 38 заболевших
2008-09-26 16:47 ИА Фергана.Ру

В Южно-Казахстанской области Казахстана, на пограничной заставе «Красный водопад», которая расположена в Сарыагашском районе, граничащем с Узбекистаном, зарегистрирована эпидемия вирусного гепатита. В военно-следственном отделе Шымкента (Чимкента) корреспонденту ИА «Фергана.Ру» эту информацию подтвердили, сообщив, что расследованием по факту массового заболевания пограничников занимается Десятый отдел военной полиции города Сарыагаш. В данное время зарегистрировано 38 заразившихся солдат, которые проходят курс лечения.

Причиной вспышки опасного инфекционного заболевания могли стать антисанитарные условия содержания военнослужащих и плохое питание. Даже лечение солдат проходит в неприспособленных помещениях. Об этом рассказывают граждане, побывавшие на месте событий.

«У меня там служит племянник. Я поехал проведать его, и был шокирован тем, что даже лечение проходит в небольшом саманном [глиняном. – прим. ред.] лазарете. Медикаменты есть, но ведь для полного выздоровления солдатам необходима и специальная диета. Трудно понять, как такое могло случиться», - рассказал полковник милиции в отставке.

Напомним, что аналогичная ситуация уже имела место в одной из воинских частей Шымкента. В мае 2008 года в терапевтическое отделение городского тубдиспансера поступили 15 военнослужащих – тринадцать солдат срочной службы и два контрактника. У восьми из них диагноз «туберкулез» подтвердился. Остальным повезло немногим больше – у них был выявлен плеврит.

Киргизия: После заявления главы ЦИК разгорелся скандал. Но его быстро потушили
2008-09-26 17:29 Фергана.Ру

Клара Кабилова. Кадр из видеообращения

Утром 26 сентября несколько депутатов Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана), лидеров общественного мнения и представителей оппозиции страны провели срочную пресс-конференцию в агентстве АКИpress. В пресс-конференции приняли участие Омурбек Текебаев, Роза Отунбаева, Бакыт Бешимов, Иса Омуркулов, Темир Сариев, Чолпон Жакупова и другие политики.

Собравшимся журналистам было представлено видеообращение председателя Центральной избирательной комиссии Кыргызстана Клары Кабиловой, в котором она обвинила Максима Бакиева – сына президента республики и известного бизнесмена - в «вопиющем давлении и оскорблении в нецензурной форме».

Данный ролик позже был распространен в Интернете. Сейчас его можно просмотреть на веб-сайте YouTube.Com, а также скачать по этой ссылке на нашем портале.

Клара Кабилова заявила, что слагает с себя полномочия председателя ЦИК республики по собственному желанию. В настоящий момент известно, что вместе с детьми она покинула территорию Киргизии.

По словам К.Кабиловой, угрозы в ее адрес стали поступать после того, как Центризбирком призвал освободить из предварительного заключения Ишенбая Кадырбекова - одного из оппозиционных кандидатов на предстоящих 5 октября выборах в городские кенеши (советы) республики (подробнее - здесь).

Практически сразу же президент Кыргызстана Курманбек Бакиев освободил Клару Кабилову от занимаемой должности. Временно исполняющим обязанности главы ЦИК страны назначен Дамир Лисовский, уже назвавший заявление К.Кабиловой «безответственным и провокационным».

Члены Центризбиркома страны также выступили с заявлением о том, что решение Клары Кабиловой об отставке является «попыткой уйти от ответственности». «Непрофессионализм бывшего председателя Центризбиркома привел к тому, что проект бюджета предстоящих выборов не был своевременно отправлен в правительство, соответственно, расходы на выборы не были внесены в бюджет республики на 2008 года, что поставило под угрозу всю процедуру проведения выборов в местные советы», - заявил журналистам новый глава ЦИК.

Киргизские СМИ на скандал отреагировали по-разному. Нейтральные и независимые информационные агентства «АКИpress « и «24.kg» предоставили своим читателям подборку различных экспертных мнений. О ситуации высказались оппозиционные политики и члены НПО, а государственные чиновники предпочли оставить мнение о происходящем при себе.

Государственное агентство «Кабар» начало скандала полностью проигнорировало, заявление Клары Кабиловой цитировать не стало, разместив, ближе к обеду, на своем сайте лишь назначение нового главы, да ряд критических материалов в адрес Кабиловой.

Наиболее жесткая критика как в адрес властей, так и в адрес Клары Кабиловой развернулась на популярном в Киргизии интернет-форуме Diesel. Посетители форума в истинности обвинений Кабиловой не усомнились, но припомнили главе ЦИК якобы допущенные ею многочисленные нарушения во время выборов в парламент в прошлом году, а также «удивились» ее принципиальности. «Вроде наехали на женщину, угрожали, а мне почему-то ничуточки не жаль. Она сама своими руками способствовала укреплению этого режима. Такого бессовестного ЦИКа как при Кабиловой и такого бессовестного и циничного Председателя ЦИК как Кабилова я не помню. Поделом», - пишет один из посетителей форума.

Несмотря на попытку депутатов от фракции Социал-демократической партии Кыргызстана обсудить этот вопрос, в парламенте заявление теперь уже экс-главы Центризбиркома Клары Кабиловой не озвучивалось и не обсуждалось, сообщает ИА «24.kg».

Депутаты парламента Роза Отунбаева и Бактыбек Бешимов заявили журналистам, что случившиеся является доказательством коррупции в системе руководства страной, которая возникла из-за семейного правления.

Лидер оппозиционной политической партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев сообщил, что в связи с угрозами со стороны сына главы государства Клара Кабилова обращалась в Службу государственной охраны с просьбой обеспечить её безопасность. Однако там, как сообщил оппозиционер, она получила отказ, после чего решила бежать из страны.

Как заявил в интервью «Бишкекскому пресс-клубу» депутат Жогорку Кенеш, член партии «Ак Жол» Кабай Карабеков, «на ходе выборов случившееся никак не отразится. Все решения ЦИК легитимны при большинстве присутствующих ее членов. Голос главы Центризбиркома становится решающим лишь, например, при распределении голосов семь на семь, а в остальном ЦИК правомочен принимать решения и при отсутствии председателя». Кабай Карабеков открыто поддержал сына президента страны, заявив: «Такой разумный человек, как Максим Бакиев никогда бы не стал выходить на председателя ЦИК и откровенно на нее давить. Зачем ему это нужно? Это непонятно. Это же не выборы в Жогорку Кенеш и особой погоды по стране они не делают. Зачем так подставляться? Я, честно говоря, не верю в такое предположение. На мой взгляд, человек, который прекрасно знает, что такое политика в нашей стране, не стал бы так откровенно подставляться».


В избранное