Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: В Кашкадарьинской области убит учащийся колледжа
2008-09-24 13:01 ИА Фергана.Ру

Как сообщает веб-сайт узбекской службы радио «Озодлик» (узбекская служба Радио «Свобода»), в ночь на 20 сентября на территории фермерского хозяйства «Гулистон» в Нишанском районе Кашкадарьинской области Узбекистана был убит учащийся колледжа Сардор Ахмедов. Об этом в интервью радиостанции рассказал один из местных жителей.

Убийство произошло в месте расселения подростков, прибывших на поля для участия в хлопкоуборочной кампании 2008 года.

«В ночь на 19 сентября из Китаба на хлопок приехал мальчик. Его товарищи прибыли сюда раньше», - рассказывает слушатель радио «Озодлик». – «Новоприбывший хотел устроиться на ночлег там же, где и все. Этому воспротивился один из его одноклассников. Вышла ссора. Ночью, в темноте тот парень стал душить новичка, а он в ответ вытащил из кармана нож и ударил им нападавшего три раза в шею».

Троекратный удар ножом сделал свое дело: ученик Сардор Ахмедов погиб на месте. Во время драки учителя спали в своей комнате.

По факту убийства прокуратура Нишанского района Кашкадарьинской области возбудила уголовное дело.

Радио «Озодлик» сообщает о том, что дети в Узбекистане гибли и во время хлопкоуборочной кампании 2007 года. В частности, школьник Лочин Болтабаев был госпитализирован и умер в больнице 16 октября 2007 года. Изучившие обстоятельства этого дела представители правозащитного общества «Эзгулик» выяснили, что Лочин Болтабаев и его одноклассники не имели доступа к чистой питьевой воде. В результате среди учеников распространились инфекционные заболевания, приведшие к смерти подростка.

По данным радио «Озодлик», несмотря на официальный запрет на применение детского труда на хлопковых полях, изданный правительством Узбекистана текущей осенью, в Андижанской области на хлопок будут вывозить и учеников восьмых классов средних школ.

Источник «Озодлик» (узбекская служба Радио «Свобода»). Перевод – «Фергана.Ру»

Шон Као: Музыка – более эффективный инструмент в борьбе за мир, чем политика
2008-09-24 14:54 Мусафирбек Озод

Детство в Японии, молодость на Тайване, студенческая, а затем и семейная жизнь в США – вот тот коктейль культур, который представляет собой личность Шона Као (Sean Kao), последние два месяца дарящего жителям Бишкека живую музыку.

Ранее публичными концертами Шона Као восхищались в Нью-Йорке и Нью-Джерси, Бангкоке и Тайпее, Токио и Пекине, Амстердаме и Москве. Ему трижды аплодировал концертный зал «Карнеги-Холл» в США.

Сегодня Шон дает по два концерта в день в парках и на площадях киргизской столицы. Людям, желающим дать ему деньги, Шон любезно объясняет, что его музыку следует слушать совершенно бесплатно.

С Шоном я познакомился случайно: проходил неподалеку от того места, где он играл, и не смог отказать себе в удовольствии подойти поближе и послушать его. Познакомились, сразу же нашли друг с другом общий язык, стали часто видеться. Все это вылилось в сегодняшнее интервью, которое я собрал из многих частичек нашего с Шоном повседневного общения.

Шон Као: Я играю для слушателей! Бишкек, сентябрь 2008 г.
Шон Као: «Я играю для слушателей!» Бишкек, сентябрь 2008 г. Фото автора

Фергана.Ру: - Шон, как Вас занесло в Бишкек?

Шон Као: - Моя супруга - киргизка, у нас двое замечательных детей, они сейчас находятся со мной в Бишкеке. В Кыргызстан меня привело восхищение среднеазиатской культурой и желание поближе ее узнать. Это мой третий визит сюда: в 2005 году почти год я преподавал игру на скрипке детям города Токмак (в Чуйской области Киргизии. - Прим. ред.)

К сожалению, здесь, в Центральной Азии, далеко не каждый может позволить себе сходить на концерт классики. Моя цель – дать любому желающему возможность услышать шедевры мировой классики и оставить ее частичку в своем сердце.

Фергана.Ру: - Какую музыку Вы играете и сочиняете ли сами?

Шон Као: - Я исполняю музыку народов мира – от индийских мотивов до техасских, от еврейских мелодий до арабских танцевальных. В моем репертуаре есть и любимые на постсоветском пространстве «Катюша», «Калинка-малинка» и другие песни. Что касается собственных произведений, я больше исполнитель, но люблю сочинять вариации к различным композициям.

Шон Као в Бишкеке. Импровизация с высоты чертова колеса
Шон Као в Бишкеке. Импровизация на «чертовом колесе». Фото автора

Фергана.Ру: - С чего началась Ваша любовь к музыке?

Шон Као: - В шесть лет я впервые увидел игравшего на скрипке человека и со слезами на глазах стал упрашивать свою мать отдать меня в музыкальную школу. Но после нескольких месяцев я возненавидел и тот день, когда напросился в музыкальную школу, и саму скрипку (смеется). Однако по прошествии многих лет понял, что скрипка – мой мир, в котором я могу воплотить все свои фантазии и даже самые амбициозные планы.

Фергана.Ру: - Что позволяет Вам быть уверенным, что слушатели наслаждаются Вашим исполнением?

Шон Као: - После каждого выступления ко мне подходят люди и выражают благодарность, предлагают какую-нибудь помощь. Одни подходят со слезами на глазах, признаются, что моя музыка пробудила в них старые воспоминания; другие благодарят за то, что я поднял им настроение, помог на некоторое время забыть о проблемах. Часто подходят молодые пары и интересуются, могу ли я сыграть на их свадьбе или же под окном любимого человека. Мне очень приятно доставлять людям удовольствие.

Выступление Шона Као в Гонконге, июль 2008 г.
Выступление Шона Као в Гонконге, июль 2008 г. Фото автора

Фергана.Ру: - У Вас не возникало никаких проблем с киргизскими властями?

Шон Као: - Нет, ведь я не беру денег за свои выступления. Правда, представители правопорядка время от времени интересуются у меня, не выступаю ли за какую-либо политическую партию и не собираю ли народ на митинг, но позже лично удостоверяются в том, что я просто дарю свою музыку людям и не вынашиваю никакого рода миссионерских или иных целей. Единственным исключением может стать участие в некоммерческих акциях: недавно я совершенно случайно оказался на одной площадке с активистами молодежного движения «Youth Power» («Молодежная сила»), которые проводили акцию под названием «Молодежь и музыка против ВИЧ/СПИДа и наркомании». Естественно, я не смог остаться в стороне и принял в ней участие.

Фергана.Ру: - Почему Вы не берете денег за свои выступления?

Шон Као: - Наслаждение, с которым мою музыку воспринимают слушатели, для меня является самым ценным, что я мог бы от них получить. Когда вижу, что людям моя музыка нравится, я понимаю, что не зря выступаю, дарю радость, и это бесценно.

Фергана.Ру: - Извините за бестактность, но что же приносит Вам доходы? Или, может, Вы – миллионер?

Шон Као: - Нет, но я достаточно состоятельный человек и могу позволить себе работать не ради денег, а ради своего удовольствия. Сейчас я записываю свой диск, так как слушатели не раз выражали желание иметь у себя музыкальные композиции в моем исполнении. Записываю тоже за свой счет, никаких спонсоров у меня нет, да их и не искал. Кроме того, в настоящее время я безвозмездно преподаю молодым музыкантам.

Выступления Шона Као в Бишкеке, сентябрь 2008 г.
Выступления Шона Као в Бишкеке, сентябрь 2008 г. Фото автора

Фергана.Ру: - Судя по тому, с каким упоением Вы рассказываете о своих «гастролях» и своей деятельности в целом, смею предположить, что Бишкек в Ваших планах – далеко не последняя площадка для выступлений.

Шон Као: - Вы правы. Я намерен попутешествовать по Центральной Азии, посетить Узбекистан и Афганистан и дать свои концерты на площадях и в городских парках этих стран.

Фергана.Ру: - Вам хочется экстрима? Если в Узбекистане у Вас, скорее всего, не возникнет серьезных проблем с местными властями и публикой, то в Афганистане лицом к лицу можете столкнуться с главным ужасом американцев – террористами. Как Вам такой расклад?

Шон Као: - Чем больше Вы меня отговариваете, тем больше у меня разгорается желание поехать в Афганистан. Я считаю, что именно в этой стране моя музыка и искусство в целом способны сделать то, чего не могут сделать политика и военные. Имею в виду чувство умиротворения и настоящего наслаждения жизнью, которое могу вызвать своим исполнением. Я считаю, что музыка является гораздо более эффективным способом примирения, нежели все политические инструменты в целом.

Фергана.Ру: - Неужели Вы серьезно полагаете, что где бы Вы ни играли, люди, услышав Вас, будут забывать о своих повседневных проблемах, несправедливости, политике руководства страны?

Шон Као: - Я уверен в том, что, послушав мою музыку, они хотя бы на мгновение ощутят ту силу прекрасного, которая сможет изменить их сознание, подтолкнуть к чему-то новому, неизведанному, смогут взглянуть на мир с другой стороны и понять, что не все так плохо, и что каждый человек может повлиять на свое будущее и будущее общества и страны, в которой живет.

Шон Као записывает диск в Бишкеке, сентябрь 2008 г.
Шон Као записывает диск в Бишкеке, сентябрь 2008 г. Фото автора

Фергана.Ру: - Не боитесь оказаться обвиненным в «продвижении демократических принципов» в странах Центральной Азии, как это обычно думают здесь обо всех иностранцах с Запада?

Шон Као: - Я американец, но у меня азиатские корни и азиатское воспитание. Это никогда не сможет быть перечеркнуто фанатичным преследованием каких-либо американских ценностей. Я не сторонник «американизации» и потери центральноазиатскими странами национальной идентичности. Честно говоря, я бы не хотел, чтобы мои дети стали такими, как нынешние американцы, которые считают, что их ценности и взгляды превыше всего и должны быть распространены во всем мире. И вообще, политика меня практически не интересует, я далек от нее, ведь я – музыкальная личность и занимаюсь тем, чем мне положено, не вмешиваясь ни в чьи дела.

Фергана.Ру: - Чем Вас заинтересовал Узбекистан?

Шон Као: - С великой узбекской культурой я знаком через Интернет и по некоторым композициям моих американских коллег-музыкантов, выходцев из бывшего Советского Союза. Думаю, после визита в эту страну я смогу обогатить свой репертуар узбекскими мелодиями. Мне также интересно посетить древние города - Самарканд, Бухару и Хиву, которые являются колыбелью истории Центральной Азии и внесли огромнейший вклад в мировую культуру. А еще в Узбекистане проживают мои хорошие друзья, с которыми я давно не виделся.

Фергана.Ру: - Если сравнивать реакцию зрителей, где, на Ваш взгляд, самая благодарная публика?

Шон Као: - Не поверите, но самыми неблагодарными являются жители тех государств, в которых люди настолько поглощены пучиной своих дел или же богаты, что не желают остановиться на пару минут и отдохнуть. Самое большое, что они могут сделать – это одарить взглядом и пройти мимо.

В тех же странах, где не каждый может позволить себе купить билет на концерт классической музыки или послушать диск, сидя в мягком кресле дома, люди настолько благодарно относятся к моим мини-концертам, что порой хочется играть и играть без остановки.

В Бишкеке у меня уже сложился свой круг благодарных слушателей, которые стараются не пропускать моих выступлений и следуют за мной из парка в парк, откладывая свои вечерние планы и под мою музыку уходя в свои мечты.

Беседовал Мусафирбек Озод

Узбекистане: Известный немецкий писатель турецкого происхождения выступил в Ташкенте, Фергане и Самарканде
2008-09-24 15:31 ИА Фергана.Ру

Зафер Шеночак
Зафер Шеночак в Узбекистане
24 сентября в Самаркандском областном информационно-библиотечном центре состоялась встреча с читателями известного немецкого поэта и прозаика турецкого происхождения Зафера Шеночака, прочитавшего отрывки из своих лучших произведений. Несколькими днями ранее турецкий писатель уже выступил в Ташкент и в Фергане.

Писатель приехал в Узбекистан по приглашению Гёте-института и посольства Германии в рамках «Недель немецкой культуры». 26 сентября в ташкентском Гёте-институте в рамках празднования его 10-летнего юбилея состоится завершающая визит писателя в Узбекистан дискуссия на тему «По ту сторону государственного языка. Культура и идентичность на стадии перемен». Именно эта тема наиболее часто находит свое отражение в его сочинениях.

Зафер Шеночак родился в 1961 году в Анкаре, вырос в Стамбуле, а затем в Мюнхене, где изучал германистику и философию. С 1989 года живет в Берлине, занимаясь свободным писательским творчеством. Автор, имеющий многочисленные литературные награды, считается значительным представителем современной немецкоязычной литературы. Его лирика, эссе и проза переведены на многие языки мира.

Наибольшей популярностью пользуются такие его книги стихов и прозы, как «Был ли Гитлер арабом?» (1994), «Человек в нижней рубашке» (1995), «Прерии» (1997), «Эротоман» (1999), «Удаление языка» (2001), «Страна за буквами. Германия и ислам на переломе» (2006).

Сид Янышев

Казахстан: В Таразе обсудили меры по борьбе с торговлей людьми
2008-09-24 15:44 ИА Фергана.Ру

23 сентября в городе Тараз Джамбульской области Казахстана завершил работу международный семинар «Стратегия борьбы с торговлей людьми в Казахстане: опыт, проблемы, пути решения».

Семинар состоялся по инициативе таразской общественной организации «Болашак», Департамента внутренних дел Джамбульской области при поддержке Шведского агентства по международному развитию, российской неправительственной организации «Коалиция «Ангел» и американского «Мирамед-Института».

Участники семинара
Участники семинара

Представители правоохранительных и государственных органов Казахстана, международных неправительственных организаций, специализирующихся на борьбе с торговлей людьми, обсудили проблемы и перспективы международного сотрудничества в противодействии работорговцам, обменялись опытом работы по защите и реабилитации жертв трафика и разработали соответствующие методические рекомендации.

Начальник Управления по борьбе с организованной преступностью ДВД Джамбульской области Берик Кутбаев рассказал о практике выявления и расследования преступлений в сфере торговли людьми в южном регионе Казахстана. Так, в марте 2007 года полицией была получена оперативная информация о похищении в Шуском и Меркенском районах области несовершеннолетних девушек, которых принуждали к занятиям проституцией. Джамбульскими сыщиками совместно с ТОО «Болашак» в ходе специальной операции была задержана организованная преступная группа из пяти человек, занимавшаяся хищениями и сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних. Лидер ОПГ - 33-летний житель Алма-Аты - приговорен к двенадцати годам лишения свободы, остальные участники осуждены на десять лет.

Координатор АНО «Коалиция «Ангел» из Москвы Елена Говорина рассказала о главном достижении своей организации – создании на базе регионов сети кризисных центров по оказанию своевременной и комплексной помощи пострадавшим.

Вручение подарка
Начальник ДВД Джамбульской области М.Жаманбаев вручает памятное пособие-книгу представительнице «Коалиции Ангел»

Участники семинара решили способствовать предотвращению торговли людьми посредством законодательной инициативы и активнее участвовать в разработке законопроектов, просвещении, обмене опытом и пропагандистской работе.

В конце работы первого дня семинара генерал-майор полиции Меирхан Жаманбаев рассказал гостям и участникам встречи о новых формах работы в борьбе с преступностью, в том числе с наркотрафиком, торговлей людьми и ОПГ. Участники семинара побывали в Центре оперативного управления и музее Джамбульского ДВД.

На второй день работы семинара полицейские, представители госструктур и общественности совместно разработали для работников правоохранительных органов проект памятки по выявлению жертв трафика.

По данным международных экспертов, ежегодно в мире жертвами работорговцев становятся более четырех миллионов человек.

Гузаль Мирзарахимова, фото предоставлено пресс-службой ДВД Джамбульской области.

Таджикистан: Президент позволил студентам участвовать в сборе хлопка
2008-09-24 16:07 ИА Фергана.Ру

Студенты вузов, расположенных в хлопкосеющих Согдийской и Хатлонской областях Таджикистана, привлечены к сбору урожая хлопка по просьбе местных исполнительных органов государственной власти, сообщает Азия-плюс.

Пресс-секретарь министерства образования республики Ноилшо Нуралиев заверил издание, что данное ведомство не издавало постановлений или же рекомендаций о привлечении студентов к хлопковой страде. «Однако глава государства лично дал разрешение на привлечение студентов к хлопкоуборочной кампании, но только на один месяц – с 22 сентября по 22 октября, - сообщил Нуралиев. – Если же студенты будут привлечены к сбору урожая на более длительные сроки, и отрыв от занятий будет долгим, то Минобразования готово проявить вмешательство».

По его словам, честь поработать на хлопковых полях будет предоставлена только студентам высших и средних профессиональных образовательных учреждений Согдийской и Хатлонской областей. Студенты столичных вузов в страде задействованы не будут.

В министерстве образования также подчеркнули, что «согласно ст.26 Закона «Об образовании», категорически запрещается привлечение к сбору урожая хлопка учащихся средних общеобразовательных заведений».

В настоящее время в Таджикистане собрано более 176 тысяч тонн хлопка-сырца, что составляет 32 процента от намеченного государством плана на этот год в 550 тысяч тонн сырца.

Более подробно о выращивании и сборе хлопка и связанных с ним социально-экономических проблемах можно узнать в материалах спецпроекта «Ферганы.Ру» «Хлопок».

Узбекистан: Граждане страдают от добровольно-принудительного перехода на «зарплатные» банковские карточки
2008-09-24 16:33 Фергана.Ру

Жители Узбекистана сталкиваются с многочисленными трудностями при использовании так называемых «зарплатных» банковских карт. Как сообщают корреспонденты «Ферганы.Ру» в Ташкенте, некоторые банки страны, выполняя указ «сверху», отказываются выдавать средства на зарплату, прежде чем организации оформят перечисление денег для своих сотрудников на пластиковые карты.

Согласно официальным данным, сегодня в Узбекистане находится в обращении более трех с половиной миллионов штук пластиковых карточек. Ожидается, что к 2010 их количество достигнет семи миллионов, а число ежемесячных транзакций дойдет до шести тысяч.

По данным Центробанка, в прошлом году коммерческими банками в учреждениях торговли и сервиса, пунктах банковского обслуживания было установлено 3.239 новых банкоматов и терминалов, их общее количество по стране достигло 14.426. Однако, судя по информации читателей «Ферганы.Ру», этого явно недостаточно. Как недостаточно и загружаемых в эти устройства денег.

Читатели «Ферганы.Ру» свидетельствуют о том, что в Ташкенте возле банкоматов очереди выстраиваются с раннего утра, а наличность в этих устройствах заканчивается через десять-пятнадцать человек.

«Только в особо крупных супермаркетах имеется эта система», - жалуется «счастливый» обладатель кредитки Расул. – «И то не во всех. Да и работает она, как и кассы обмена валюты, до пяти часов. Потом – как хочешь, но твой карман уже зашит суровой ниткой. Или пусть обеспечат возможность свободно снимать деньги со счетов по карточке, или отдают наличными. А то, что происходит сейчас, - наглое вымогательство».

«Это еще не все», - сообщает другой постоянный читатель нашего веб-сайта. – «Снимаемая с карточки сумма официально не должна превышать двадцати тысяч сумов в месяц, независимо от количества денег на ней».

«Зарплата всем сотрудникам НБУ начисляется полностью на пластиковые карточки», - рассказывает IT-специалист Андрей, ранее работавший в Национальном Банке Узбекистана. – «В начале лета банкоматы загружались купюрами каждый день, но все равно существовала большая очередь, и наличность быстро заканчивалась. Но это было лучшее время. Последние месяц-два у банкоматов уже нет никакого ажиотажа, потому что они не загружаются деньгами вообще! Около них нет очередей, потому что они стоят пустые, так что обналичивай свои деньги как хочешь».

Столкнувшись с отсутствием денег в банкоматах, узбекистанцы начинают искать выход сложившегося положения. «Я делал покупки в супермаркете, где карточки принимаются к оплате», - рассказывает Андрей. - «Или просил друга дать мне наличные, а в ответ клал ему эту же сумму с карточки на его сотовый телефон. Или шел в банк к своему начальству и просил обналичить хоть небольшую сумму».

В Ташкенте расплачиваться карточками можно не только в крупных супермаркетах, но и в некоторых мелких магазинах, находящихся, преимущественно, около крупных банков. «Однако каждый день отовариваться в супермаркете не будешь. Кроме того, нужны деньги, например, на такси и другой транспорт. Тот же арбуз я покупаю на базаре за наличные», - рассказывает Андрей.- «С другой стороны, если купюры в банкомате есть, то никаких ограничений по обналичиваемой сумме нет. Такие ограничения может негласно установить какой-либо банк, в котором я снимаю деньги - только по той причине, что у них мало наличности. И если бы я получил большую сумму наличных, то другим людям их бы не хватило. Видя, какие огромные суммы наличных денег проходят через банк, могу предположить, что наличности на самом деле много, но кому-то невыгодно нам ее давать».

«Я работаю в госучреждении и обслуживаюсь Узпромстройбанком. В этом месяце наше начальство сказало, что нужно хоть десять процентов от зарплаты пропустить через карту, а иначе оно не подпишет ведомость по зарплате», - сетует Галина, 35 лет.

Что же отвечают на претензии узбекских потребителей банковских услуг сами банки?

Ипак Йули
Ташкент, банк «Ипак Йули»

Сотрудник отдела пластиковых карт акционерного инновационно-коммерческого банка (АИКБ) «Ипак Йули»: «Каждое предприятие или учреждение заключает с банком договор о перечислении ему зарплаты. Но банки не обязывают своих клиентов внедрять безналичные карты, это происходит по желанию самих предприятий, согласовывающих такие условия со своими сотрудниками. Банк только рекомендует проинформировать сотрудников организации о преимуществах системы безналичного расчета. Банки стараются во всех торговых точках установить терминалы, которые обслуживали бы карточки без всяких комиссионных вознаграждений.

24 сентября 2004 года появилось официальное постановление Кабинета Министров №445 о системе расчета на основе пластиковых карт. Сегодня для нашего банка выпускается около десяти тысяч зарплатных карточек в год, они внедряются на добровольной основе. Первоначально на карточку начислялось пять процентов зарплаты. Потом некоторые организации полностью отказались от этой системы, зато другие перешли на стопроцентное начисление зарплат на карточки. Банк рекомендует предприятиям перечислять на корточки хотя бы тридцать процентов зарплаты, но в любом случае они это делают по собственному желанию.

Карточки могут быть неудобны только в том случае, если человек живет далеко от города и ему негде их обналичить. В любом банке установлен терминал, к которому клиенты могут прийти и получить наличность. У каждого банка есть филиалы, расположенные в разных районах города, и все организации об этом знают. Поэтому банкоматы не нужны: хотя они подразумевают самообслуживание клиента, но стоят очень дорого – $15-25 тысяч. В каждом банке есть специальные аппараты для пластиковых карт, их цена не превышает $100-200. В них производят загрузку карты, после чего клиент идет в кассу и получает свои деньги».

Банковское устройство для загрузки карт
Банковское устройство для «загрузки» карт

«В банках нет ограничений по размеру снимаемой суммы», - утверждают в «Ипак Йули». - «Только если сумма слишком большая, например, десять миллионов сумов ($7500), то банк не сможет ее сразу обналичить. Но примет заявку, которую обязан выполнить на следующий день».

Сотрудник отдела пластиковых карт Узпромстройбанка: «Банк заключает договор о пластиковых картах с желающими их использовать организациями и физическими лицами. Терминалы поставлены не только в супермаркетах, но и в обычных магазинах. Чтобы получить наличные деньги, можно обратиться в сберкассу любого банка. Банк не принуждает перечислять на карточку именно тридцать процентов зарплаты, каждая организация индивидуально договаривается с банком о процентах».

Если, судя по словам сотрудника АИКБ «Ипак йули», банки не принуждают своих клиентов обзаводиться пластиковыми карточками, что же заставляет руководителей учреждений и предприятий Узбекистана перечислять на карты часть зарплаты своих сотрудников? И если купить товары по навязанной им банковской карте люди могут лишь в нескольких специально оборудованных магазинах, то чем эта ситуация отличается от печально известной системы получения продуктов по карточкам, когда люди были привязаны к определенным магазинам, что вынуждало их приобретать лишь имеющиеся там товары?..

Как всегда, редакция ИА «Фергана.Ру» просит наших читателей из Узбекистана поделиться своим опытом использования пластиковых карт. Пожалуйста, присылайте письма и комментарии прямо сюда, по адресу ferghana(at)ferghana.ru, или - через контактную форму на этой странице.


В избранное