← Август 2016 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://snob.ru/
Открыта:
20-05-2015
Статистика
0 за неделю
ФСБ обвинила украинскую разведку в нападении на Крым
ФСБ обвинила украинскую разведку в нападении на Крым 2016-08-10 15:45 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Группу диверсантов, которая готовила теракты, обнаружили в ночь на 7 августа в городе Армянске (133 километра от Симферополя). Во время завязавшейся перестрелки погиб один боец ФСБ. Сотрудники ведомства задержали несколько выходцев из Украины и России, которые сейчас дают показания. После боя сотрудники российских спецслужб нашли 20 самодельных бомб общей мощностью 40 килограммов тротила, мины, гранаты и оружие, которое стоит на вооружении украинских спецподразделений. В ФСБ также рассказали, что в ночь на 8 августа спецподразделения Минобороны Украины совершили две попытки прорыва на территорию Крыма. Во время случившегося украинские военные стреляли со своей территории из автоматов и бронетехники. Погиб один российский военный. В организации терактов в Крыму обвинили сотрудника украинской разведки Евгения Панова 1977 года рождения, который задержан и сейчас дает признательные показания. «Принятыми мерами на территории полуострова Крым ликвидирована агентурная сеть Главного управления разведки министерства обороны вооруженных сил Украины», — заявили в ФСБ. Теракты в Крыму собирались устроить на «критически важных элементах инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова», отметили в службе, не уточняя, о каких объектах идет речь. В ФСБ подчеркнули, что украинские разведчики собирались устроить теракты и диверсии, чтобы дестабилизировать социально-политическую обстановку в Крыму в преддверии выборов в сентябре 2016 года. После случившегося на предприятиях Крыма приняли дополнительные меры безопасности, а на границе с Украиной усилили пограничный режим. Памфилова уличила самарского губернатора в давлении на избиркомы 2016-08-10 15:29 Памфилова получила жалобы от представителей ряда партий и жителей Самарской области, которые утверждают, что губернатор использует административный ресурс и давит на территориальные избирательные комиссии в преддверии выборов. В жалобах утверждается, что Николай Меркушин «якобы негласно назначил так называемых кураторов от областной администрации», которые встречаются с главами районов и территориальных избиркомов и «мягко скажем, настраивают их на самостоятельную, независимую от областной избирательной комиссии и ЦИК работу». Памфилова считает, что губернатор ведет параллельную работу на выборах за спиной ЦИК, что противоречит закону. Ранее в ЦИК пообещали проверить доклад движения «Голос», в котором утверждается, что большая часть спонсоров партии «Единая Россия» зарабатывает на государственных тендерах. По данным «Голоса», треть компаний, вложивших деньги в партию, получили госзаказы на крупные суммы. 18 сентября 2016 года в России пройдут выборы в Госдуму и региональные парламенты. Massive Attack выпустили клип с головой Кейт Бланшетт 2016-08-10 13:44 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) В 6-минутном ролике показана голова Бланшетт на темном фоне, которая постепенно изменяются при помощи компьютерной графики. Клип снял австралийский режиссер Джон Хиллкот, который до этого сотрудничал с Ником Кейвом и Depeche Mode, а также выпустил несколько полнометражных фильмов, например, «Самый пьяный округ в мире» и «Дорога». Музыканты Massive Attack записали песню The Spoils вместе с вокалисткой Mazzy Star Хоуп Сандовал. Эта песня вошла в одноименный релиз группы, который увидел свет 29 июля 2016 года. Пионеры трип-хопа Massive Attack в 2016 году выпустили два релиза после почти 6 лет молчания. В январе коллектив представил релиз Ritual Spirit, в который вошли четыре новых песни; на новой пластике The Spoils представлены две композиции. Собирается ли Massive Attack выпустить новый альбом, пока неизвестно. Последняя пластинка группы Heligoland вышла в феврале 2010 года. В Ставрополе напали на Касьянова 2016-08-10 13:18 На Касьянова напали около гостиницы «Континент» перед его встречей с избирателями. Перед зданием отеля собралось около 25-30 человек, сообщил Зубов. «Из Москвы доставили целую группу людей. Мы лично уже знаем в лицо тех людей, которых возят из города в город, которые устраивают дебоши. Естественно, давали билет до, не помню, Брюсселя или Вашингтона. Говорили, уезжайте. И стали избивать Михаила Михайловича. Несколько раз его пытались ударить, и даже ударили, порвали рубашку», — рассказал Зубов. Он добавил, что уже видел большинство этих людей в Рязани, где Касьянов также встречался в избирателями. Зубов назвал нападавших «группой казаков и НОДовцев». Руководитель «Народного освободительного движения» (НОД) Евгений Федоров сказал «Дождю», что активисты не принимали участия в нападении: «Не может быть такого. У нас первое требование, которое люди пишут в анкетах, когда вступают в актив НОДа, — есть на сайте, можно посмотреть, — это строгое соблюдение законодательства. Это условие работы в НОДе. И хулиганство всякое такое — категорически не наш метод». Это не первое нападение на Михаила Касьянова. 5 февраля 2016 года неизвестные распылили перцовый газ в окно петербургского офиса «Парнаса», когда там выступал Касьянов. 9 февраля двое кавказцев кинули в оппозиционного политика торт во время ужина в одном из московских ресторанов. Виктория Чарочкина: Как мед поднял русскую деревню с колен 2016-08-10 13:12 dear.editor@snob.ru (Виктория Чарочкина)
«Неправильный мед» Сначала жизнь Гузель Санжаповой двигалась на запад: родилась в Екатеринбурге, училась в Москве, работала в Калининграде. Потом маятник качнулся обратно. Из Калининграда, где она занималась культурными и социальными проектами в Информационном бюро Совета министров северных стран, Гузель вернулась в Москву. В 2011 году она устроилась работать ассистентом заместителя гендиректора в компанию по разработке программного обеспечения SAP. Для души появился небольшой бизнес: вместе с партнером Гузель стала делать и продавать галстуки-бабочки. Почему бабочки? История типична: продукт делался для себя. Однажды Гузель решила купить бабочку и не нашла ни одной подходящей. Так в 2012 году родился бренд Cocco Bello. Бабочки стали шить вручную, несколько раз пробовали отдавать на производство, но уровень мастеров разочаровывал. До сих пор финальные штрихи бабочкам придают сама Гузель и ее партнер. Проект потребовал небольших вложений (около 30 000 рублей), а к 2013 году уже вышел на оборот в районе 200 000 рублей в месяц. Среди партнеров появились магазины «Цветной» и Podium Market. К этому времени в SAP начались изменения, и Гузель решила «уйти в себя и в бабочки». В этом же году она в очередной раз поехала в деревню к отцу, где он занимался унаследованной от дедушки Гузель пасекой. Равиль Санжапов долго не мог свыкнуться с пчелами — он вообще не планировал делать мед и развивал небольшой магазин одежды в Екатеринбурге. В 2006-м пасеку — ульи и оборудование — перевезли из деревни в Татарстане, где жил дедушка, в деревню Малый Турыш Свердловской области. Бросить больше полусотни ульев было нельзя: это плоды нескольких десятилетий труда. Равилю пришлось пожертвовать магазином и переехать в деревню. «Я в Москве, моя младшая сестра в Екатеринбурге вместе с мамой, а папа остался в одиночестве с этими ульями», — вспоминает Гузель. Равилю Санжапову, городскому человеку, в деревне было трудно, и дочь решила, что жизнь его, а заодно и пасеки, нужно менять. А для этого нужно поменять мед. Главный вопрос Гузель звучал так: что нужно сделать, чтобы я смогла это есть? Гузель была уверена, что ответ поможет сделать мед популярным среди тех, кого, как и ее, в детстве перекормили засахаренной массой. О технологии кремования меда она прочитала в интернете и поняла, что это может сработать. У Равиля Санжапова появилась еще одна идея — добавить в мед ягоды, со сбором которых могли бы помочь местные жители. На первом этапе не стоял даже вопрос денег: при увольнении из SAP Гузель выплатили приличную сумму. Вместе с личными накоплениями получилось около 300 000 рублей, которых хватило на оборудование и зарплату деревенским бабушкам, которые собирали лесные ягоды и получали 200 рублей за литр. «Мы рассудили, что можем теперь ездить отдыхать каждые два месяца. Но что лучше сделать — вложить эти деньги куда-то или проездить в отпуск?» — и Санжапова привезла в деревню из Германии машину, которая взбивает мед и превращает его в нежную массу. В первой линейке вкусов главное было понять правильную пропорцию — как смешать мед с сушеными ягодами так, чтобы было вкусно. «Когда надо, тошноту приходится подавлять», — вспоминает Гузель, как пробовала новые вариации продукта. Иногда она хитрила и ела только ягоды, обмазанные в меде. За несколько недель у Гузель наконец-то получился мед, который ей захотелось есть. Деревнеобразующее производство
Первый раз продавать крем-мед Гузель Санжапова пошла с чемоданом — коробки не нашлось. На августовском маркете в Екатеринбурге она поставила стенд с бабочками, а заодно выставила на прилавок баночки с медом. «Мне было важно посмотреть, есть ли еще такие извращенцы, которые мед не едят и хотят что-то туда замешать», — говорит она. Извращенцы нашлись — все содержимое чемодана (около 50 банок) разошлось за один день. Тогда Санжапова загадала, что если до Нового года получится продать 500, то проект ждет успех. Через несколько дней на распродаже в Екатеринбурге она купила 1200 банок — и к 2014 году ни одной не осталось. Медом занимался папа Гузель, ее партнер разрабатывал дизайн упаковок, над сбором ягод работали четыре бабушки — таким составом удалось осуществить загаданное желание. Но для увеличения объемов производства необходимы были деньги. В начале ноября Санжапова поехала в деревню снимать видео о том, что такое Cocco Bello, и по дороге в поезде нагуглила слово «краудфандинг». «В итоге вместо рассказа о том, кто мы такие, мы на айфон сняли видео о деревне и бабушках, которые хотят работать и не хотят подачек», — вспоминает Гузель Санжапова свою первую кампанию на Boomstarter. Сейчас за их плечами уже три кампании — и каждая собрала больше денег, чем запрашивалось. Разноцветные деревянные ульи, небольшие дома, маленький деревенский магазин с синими весами, старый колодец — на этом фоне Равиль Санжапов просил пользователей Boomstarter поддержать местных жителей и отправить деньги на оборудование для пасеки. «Это единственное хозяйство, которое дает работу умирающей деревне», — рассказывал он. Один из дедушек говорил, что на заработанные деньги купил бы продукты в магазине, другая бабушка рассказывала, как в деревне были ферма и лесопилка, а не осталось ничего. Вместо запрошенных 150 000 рублей кампания собрала почти полмиллиона. На собранные деньги Гузель Санжапова купила сушильные шкафы для ягод, медогонку большего объема и взбивалку для сырья. Летом 2014 года, в новый сезон сбора ягод, на Cocco Bello работало уже восемь бабушек, а на Boomstarter вовсю шла вторая кампания по сбору денег — на этот раз на строительство производственного цеха, который помог бы делать больше меда и создал бы новые рабочие места в деревне. Просили полмиллиона рублей — получили чуть больше 650 000. В новом цеху у Равиля Санжапова появились помощники — и по уходу за пчелами, и производству крем-меда, и по упаковке. Самой большой проблемой стало то, что люди в деревне живут в другой реальности, признается Гузель: «Если у них рабочий день до 17.00, то в 17.05 у меня там никого нет. Потом в деревне есть такое понятие — “ну я же не на продажу”. А если ты делаешь что-то на продажу, то делаешь это плохо. Мы им объясняли, что если ты хочешь спать спокойно, то должен делать продукт как своему ребенку. Еще люди у меня в цеху не понимали, какая разница, этикетка вверх ногами наклеена или нет, пузырится она или нет. Только спустя три года что-то поменялось». Гузель приходится воспитывать на производстве всех — и своего папу в том числе. Проблемы с пониманием возникли и в интернете. Пользователи Boomstarter писали, что Санжапова эксплуатирует бабушек, которых нужно отправить в Турцию отдыхать, а не заставлять работать. Ей пришлось объяснять: нет, они гордые, в магазине рубль на хлеб не возьмут, если не хватает. Долгие и терпеливые объяснения помогли преодолеть городской стереотип. В 2015 году Cocco Bello собрала больше миллиона рублей на расширение цеха, сейчас в нем работают 6 человек из 50 жителей деревни (в сезон добавляются еще до 10 сборщиц ягод). Мед производят круглый год — в зависимости от спроса, от 100 кг в неделю до полтонны. Старую мастерскую, построенную в первый год, переоборудовали в гостевой домик — туда Гузель Санжапова приглашает экотуристов, которые хотят посмотреть, как делается мед. Свои люди
Аккуратные баночки с медом из деревни вписались в тренд на экопродукты и ответственное потребление — в 2015 году Cocco Bello продали около 3 тонн меда на 6,5 млн рублей. Сейчас в линейке несколько категорий продуктов с разными вкусами — сам крем-мед, медовые муссы и травяной чай. Скоро Гузель Санжапова хочет выпустить новый продукт, с медом не связанный. Но и останавливаться с медовыми продуктами она не собирается — по ее ощущениям, рынок растет. «Сегодня на медовом рынке России наступил период оживления. Заметна тенденция разработки и выпуска новых продуктов на основе меда», — подтверждает гендиректор компании «Медовые технологии» Елена Габидуллина. По ее словам, крем-мед для российского рынка новый и перспективный продукт, тогда как за рубежом потребитель уже привык к нему. Ориентироваться, говорит Габидуллина, стоит на молодых покупателей, так как у людей старшего поколения уже сформировалось свое мнение о меде. Гузель Санжапова уверена, что ее продукцию покупают те люди, которым важно, где и как сделана еда. «Сейчас появилось очень много конкурентов, у них есть красивый продукт и упаковка, но почти ни у кого нет пасеки. Они ничего не производят, только закупают, и ни один из них не расскажет, откуда этот мед. А мы стараемся делать бизнес с человеческим лицом и говорим, что если вы хотите проверить, пожалуйста, садитесь в поезд и приезжайте. Можете сами сделать банку меда — нам не жалко», — говорит она. В интернет-магазине меда Nectaria соглашаются, что на рынке слишком много суррогата и самое сложное — убедить покупателей в том, что продукт натуральный. «Еще несколько лет назад покупатель не сильно обращал внимание на натуральность продукции, а отдавал предпочтение вкусу и цене. В последние годы этот тренд меняется, и производители обязаны реагировать на такие изменения, иначе рискуют остаться не у дел», — говорит сооснователь проекта Анатолий Рыбин. У Nectaria, как и у Cocco Bello, есть своя пасека (в Воронежской области), но дополнительно компания закупает мед по всей России и в Казахстане. К потребителям, которые гонятся за низкой ценой, Гузель Санжапова относится так же резко, как к конкурентам, которые под видом меда продают разведенные водой смеси: «Я даже не считаю нужным объяснять, почему банка прозрачного меда акации в магазине зимой не может стоить 130 рублей». По меркам медового рынка, продукция у Гузель дорогая: 200–400 рублей за баночку 100–200 мл, но это цена за настоящий продукт. Основатель проекта LipkoSladko Юлия Романенко подтверждает, что отсутствие культуры потребления меда — главная проблема рынка: «Обычно люди приходят на ярмарку меда, где из больших пластиковых куботейнеров покупают “мед от пасечника”. А как этот мед попал в этот куботейнер, в каких условиях был добыт, из каких местностей и каких растений, каким пасечником — никто никогда не выяснял и даже не задавался вопросом. Посчастливилось купить вкусный и недорогой мед — и на том спасибо». По ее словам, Cocco Bello выигрывает на этом фоне, так как имеет собственное производство и предлагает качественную упаковку вместо пластиковой тары и продажи меда на развес. Цель Санжаповой — сделать так, чтобы люди перестали покупать мед на ярмарках, где «тетя неизвестно что делает в кувшине, откуда она наливает мед половником». Сейчас продукция Cocco Bello продается на сайте и в почти в 30 магазинах («Цветной», «Город-Сад», «ЛавкаЛавка» и другие) по России: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Архангельске, Хабаровске, Иркутске. В крупные сети Санжапова пока заходить не планирует: с ее ценником это может быть только премиум-сегмент вроде «Азбуки вкуса», но тогда и стоимость продукта сильно вырастет, и объемов производства может не хватить. От городских маркетов Гузель решила и вовсе отказаться — оставила только «Ламбаду-маркет», куда люди, по ее словам, действительно идут покупать качественные вещи. Больше половины выручки сейчас приносят корпоративные заказы — компании покупают подарочные наборы и сотрудникам, и партнерам. Во второй половине 2015 года мед стал занимать почти все время Гузель — галстуки-бабочки отошли на второй план, а производство рубашек, начатое параллельно, она уже закрыла. «Бабочки были способом зарабатывать, такая красивая блажь. Но праздник закончился, сейчас новая экономическая реальность, в которой нужно производить что-то стоящее. Мед для меня не просто про деньги, и с этой дорожки уже не сойдешь», — считает она. Главная мечта Гузель Санжаповой — возродить деревню Малый Турыш и помочь жителям окрестных поселений. В июне в деревне появилась детская площадка — она была построена на деньги импакт-инвестора. К обычным же инвестициям Гузель относится с подозрением: «Все классические инвесторы хотят твою долю, которую потом можно очень клево продать. Но это моя семья и уже моя деревня, и я не хочу, чтобы кто-то потом грамотно вышел из проекта». В следующем году она надеется заняться созданием пчеловодческого кооператива: в окрестном районе наберется около 5–10 пчеловодов. Через несколько лет Гузель видит Cocco Bello как стабильно работающее производство, где трудятся не только бабушки, но и молодежь, которой сейчас в деревне не осталось. Сама она пока не планирует переезжать в Малый Турыш — смеется, что сначала хочет родить всех детей (не меньше четверых). В ближайшем будущем Гузель запускает еще один сбор средств — на производство нового продукта, который пока держит в тайне. Но главное снова не в деньгах: «Краудфандинг — это не деньги, а в первую очередь очень хороший канал коммуникации. Я разговариваю с людьми, которые живут в России. И мне своими проектами хочется не сказать “смотрите, сколько денег нам дали”, а “ребята, поднимайте задницу, все можно сделать”». Наемники сообщили о гибели 500-600 россиян в Сирии 2016-08-10 13:08 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) «Примерно 500-600 человек погибли там. Никто никогда не узнает о них. Это самое страшное. Никто никогда не узнает», — рассказал наемник Дмитрий. Официально наемники не воевали в Сирии, сообщил Александр. По его словам, погибших россиян часто кремировали, оформляли по документам как погибших на Украине или в автокатастрофах. Наемники заявили, что их наняла частная военная компания «Вагнер». Они утверждают, что воевали в Сирии против террористов «Исламского государства» и повстанческих группировок за 3 тысячи фунтов стерлингов в месяц (252 тысячи рублей). Компания «Вагнер» искала наемников на сайтах по военной тематике, где публиковала объявления. В отряды наемников принимали всех желающих, в том числе тех, кто никогда не служил в армии и не держал в руках оружие. Их готовили на военной базе в поселке Молькино в Краснодарском крае, а после на военных самолетах отправляли в Сирию. Дмитрий рассказал журналистам, что при устройстве на работу отдал нанимателю свои документы. Когда он вернулся в Москву, ему отказались вернуть паспорт, из-за чего его задержала полиция. По словам Дмитрия, в Москве живет не менее 50 наемников, у которых отобрали документы. Наемники, которых вербовала компания «Вагнер», до Сирии воевали на юго-востоке Украины и участвовали в событиях в Крыму весной 2014 года, добавил Александр. Впервые о частной военной компании «Вагнер» в марте 2016 года сообщила «Фонтанка». По информации издания, за структурой стоит бывший командир отряда спецназа ГРУ Дмитрий Уткин (позывной «Вагнер»). В России запрещены частные военные формирования. Организация «Исламское государство», упомянутая в тексте, запрещена в России как террористическая. Штраф за езду без ОСАГО предложили увеличить в 10 раз 2016-08-10 12:39 Страховщики предложили повысить размер штрафа в 10 раз для борьбы с мошенниками, рассказал изданию глава РСА Игорь Юргенс. По данным организации, около 1 миллиона автомобилистов ездят с фальшивыми ОСАГО, еще 40 миллионов человек — с легальными. Российский союз страховщиков также предлагает увеличить стоимость ОСАГО для злостных нарушителей Правил дорожного движения (ПДД). При определении стоимости страховые компании хотят использовать растущий коэффициент. За пять грубых нарушений ПДД в год цена полиса вырастет в 1,86 раза, за 10-14 случаев придется заплатить в 2,06 раза больше. Больше всего за страховку заплатят автомобилисты, совершившие более 35 нарушений за год, — для них цена увеличится в 3,04 раза. Большинство россиян изменения не затронут, поскольку 95 процентов автомобилистов нарушают ПДД меньше пяти раз в год, сказал Юргенс. Одновременно с этим министерство финансов России готовит реформу, которая расширит список требований к страховым компаниям. Планируется увеличить лимит ущерба при оформлении ДТП без сотрудника ГИБДД с 50 до 100 тысяч рублей, отменить зависимость между мощностью двигателя автомобиля и стоимостью страховки, а также обязать компании выплачивать компенсацию за некачественный ремонт в автосервисе. Также Минфин собирается увеличить до 3 лет срок действия ОСАГО для новых машин (возрастом до 3 лет). Сейчас полис действует в течение года. В Москве перестали покупать квартиры в новостройках 2016-08-10 11:45 Начало спада продаж прогнозировали еще в начале лета 2016, говорит глава аналитического центра Irn.ru Олег Репченко. В первом полугодии многие люди купили квартиры в кредит после сообщений, что льготную ипотеку могут отменить. В июле число ипотечных сделок увеличилось на 37 процентов. Репченко назвал такую тенденцию «тревожным сигналом», потому что покупатели с живыми деньгами закончились, а рынок начал держаться на заемных средствах. 4 августа президент РФ Владимир Путин и глава Сбербанка Герман Греф посоветовали россиянам брать ипотеку, не ожидая снижения ипотечной ставки. Греф отметил, что если ставка упадет ниже 11 процентов, то жилье будет дорожать. За месяц до этого Сбербанк снизил ипотечную ставку до диапазона от 12 до 14 процентов годовых. По данным Центробанка России, за первое полугодие 2016 года банки увеличили выдачу ипотеки на 44 процента. Общая сумма жилищных кредитов за этот срок составила 664,5 миллиарда рублей. Ксения Туркова: Словарный запас. Выпуск 34 2016-08-10 11:20 dear.editor@snob.ru (Ксения Туркова)
Пара вариантовИстория с отстранением от соревнований в Рио российских паралимпийцев актуализировала вопрос о написании самого слова Паралимпиада. Есть ли там эта буква о? Со словом Олимпиада все понятно. А вот если добавить пара-, что получится? Параолимпиада или Паралимпиада? Параолимпийский или паралимпийский? Орфографический словарь под редакцией В. В. Лопатина дает оба варианта: и Параолимпиада, и Паралимпиада. Но такая вариативность существовала не всегда. Еще в 2005 году «Русский орфографический словарь» рекомендовал только вариант Параолимпиада — никаких Лимпиад! А потом, в 2009 году, был принят федеральный закон, который установил единообразное использование в законодательстве Российской Федерации слов паралимпийский и сурдлимпийский, а также словосочетаний Паралимпийский комитет России, Паралимпийские игры. «Грамота.ру» поясняет: «Несмотря на то что с лингвистической точки зрения правильным было бы написание параолимпиец, параолимпийский, в современной письменной речи (особенно в официальных текстах) закрепилось написание без о». Получается, что вообще-то верны оба варианта, но официальный — только один. Кстати, будьте внимательны! В орфографический словарь 2012 года выпуска вкралась опечатка: там пометка офиц. почему-то стоит около варианта Параолимпиада, хотя на самом деле все наоборот. Скорее всего, после всех этих объяснений, ссылок на законы и неразберихи со словарями вы уже запутались. Не паникуйте! Просто убирайте букву о — в любом случае не ошибетесь. Держитесь там, покемоны!В июле в фейсбуке появилась новая лингвистическая группа — она отслеживает появление не новых слов, а новых фраз и мемов. Их собирает куратор конкурса «Словарь года», кандидат филологических наук Алексей Михеев. В летней коллекции — уже шесть экземпляров: «Братцы, паяльник в руках государства! Будет мало — появится и утюг!» (Высказывание генерала ФСБ Александра Михайлова о сотовых операторах, которые «демонстрируют по отношению к власти свои капиталистические замашки») «Денег нет, но вы держитесь!» (Сокращенный вариант высказывания премьера Дмитрия Медведева в адрес крымских пенсионеров) «Ну че, как поплавали?» (Вопрос уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, адресованный девочкам, выжившим во время трагедии на Сямозере) «Россия должна выступить так, чтобы весь мир содрогнулся». (Пожелание Елены Исинбаевой сборной России на Олимпиаде в Рио) «Сон разума рождает законопроекты». (Высказывание депутата Дмитрия Гудкова о деятельности Госдумы летом) «Я не боюсь сказать». (Название сетевого флешмоба, участники которого — в основном женщины — рассказывали истории о пережитом насилии) Скорее всего, туда вот-вот попадет и свежий экземпляр из коллекции мудрых мыслей Дмитрия Медведева: его совет учителям идти в бизнес, если они недовольны зарплатами в образовании. Кстати, в соцсетях уже появились варианты гибрида двух фраз премьера: «Денег нет — идите в бизнес!» А в группе «Неологизм года» тем временем могут завестись покемоны: уж очень много новых слов от них образуется. От нейтрального существительного покемономания до неприличного глагола отпокемонить — он появился после истории москвички, которая пожаловалась в полицию на то, что ее изнасиловал покемон. Пользователи обращают внимание на то, что в этом контексте и название пикачу тоже приобретает вид глагола первого лица единственного числа: что делаю? — пикачу, что сделаю? — отпикачу. Возникают и словосочетания с покемонами. Например, у нас тут свои покемоны (читай — проблемы). Или редкий покемон в значении редкий негодяй, плохой человек. Это все, что вы должны знатьИсторию о москвичке, кстати, вполне можно было бы снабдить комментарием в фейсбуке: «Это все, что вы должны знать о покемонах…» На этот сетевой штамп на днях обратил внимание журналист Михаил Дегтярь: «В Фейсбуке набирает обороты очередной штамп — " Это все, что вы должны знать о..." и дальше мы узнаем, все, о чем мы должны знать. Штамп этот уже победил противного Карла. Толкаясь, перебивая других, народ насилует нас новой модой — нужно успеть отметиться каждому, уважающему себя. Это все, что вы должны знать об этом штампе». Ему, впрочем, возразили: штамп не новый и не так уж «набирает обороты». Хотя сути это не меняет — он действительно очень популярен. Как и все сетевые клише, это штамп-метка, маркер, который позволяет без лишних усилий обозначить событие, показать отношение к нему. Пользователь как бы говорит своим подписчикам свысока: «Не буду я вам ничего объяснять, мне что, делать нечего? И так все ясно!» Действительно, бывает так, что выложенная в соцсеть новость или фотография представляют собой хорошую иллюстрацию того или иного явления. Достаточно посмотреть — и станет все понятно. Но иллюстрация эта должна быть действительно яркой. В противном случае этот штамп становится опасным и может привести к тому коммуникативному провалу, который мы все то и дело наблюдаем на полях битв в фейсбуке, как бы говоря друг другу: всем все ясно, что с тобой разговаривать? А так никакого диалога не получится. Все выпуски «Словарного запаса» читайте здесь. Вадим Рутковский: Полярные леопарды. Провокации фестиваля в Локарно 2016-08-10 11:00 dear.editor@snob.ru (Вадим Рутковский) ПолюсаИгра и провокация — киты, на которых успешно держатся многие фильмы. В основном конкурсе Локарно — «Орнитолог» португальца Жоау Педру Родригеша, работа, определенно, вызывающая. Совершенно невозможно обойти вниманием и молчанием кино, герой которого, орнитолог Фернандо, потерявшись в сказочном лесу, становится пленником двух китайских туристок, повернутых на католической религии и готовых кастрировать своего потенциального проводника, потом попадает в эпицентр языческой оргии, затем вступает в сексуальную связь с немым пастухом по имени Иисус. А потом, а потом, а потом еще много чего, включая встречу с амазонками, похожее на кадр из порнофильма проникновение пальцами в рану Христову и череду смертей-воскрешений; и вся эта лихорадка в джунглях еще и снята в потрясающем широком формате Cinemascope. Вот только зачем эти метаморфозы, одному богу известно. Родригеш — яркий режиссер, фестивальный баловень, однако «Орнитолог», похожий на фантик без конфеты внутри, заставляет сомневаться во всей модной режиссуре вообще. Но пусть лучше так, чем как в другой современной сказке, скрещивающей времена и истории. Я говорю о «Призрачной дороге» Ангелы Шанелек. Эта работа лидера «берлинской школы» и переводчицы Чехова — тоже игра, но лишенная азарта, правила ее непонятны, кажется, и самой постановщице. Как и большинство фильмов «берлинской школы», «Призрачная дорога» бравирует аутичностью и анемией; кино, которое напрашивается на максиму из «Малыша и Карлсона» «лучше умереть, чем есть цветную капусту», скука гомерическая. Я, в принципе, не против сознательно скучного искусства, только в это еще и сложно вникнуть. По аннотации в каталоге, действие начинается в 1984-м, согласно дате на письме из берлинской школы, принявшей героиню, желающую изучать французский, — в 1989-м; по кадрам — стерильным и плоским, заполненным персонажами, будто пребывающими в летаргическом сне, — установить время нельзя. Подсказки — телерепортаж о восточных немцах, пересекающих границу с ФРГ, давно исчезнувшая национальная валюта, митинг в туристической Греции, где отдыхает интернациональная пара, немка и британец, звонок из телефона-автомата — сколь назойливы, столь и бесполезны. Самое (не)интересное, что в сомнамбулической стилистике фильма ничего не изменится (включая и героев пролога, чьи греческие каникулы прервал несчастный случай с матерью британца) и когда в руках персонажей появятся мобильники, а валютой станет евро. Я так и не разобрался, связаны ли с той парой (он, после смерти матери, совершил ритуальное самозахоронение, она, видимо, переехала в Берлин, где они вновь встречаются в наши дни) новые герои — актриса, играющая женщину-полицейского, и ее муж, фотограф-этнограф. На Q&A со зрителями Шанелек использовала многозначительные и не значащие ничего фразы — прямой аналог вычурных кадров ее фильма. На другом полюсе конкурса — образец магической простоты «Мистер Вселенная» Тицци Кови и Райнера Фриммеля, фильм, за который болею я. Жюри возглавляет мексиканец Артуро Рипштейн — витальная цирковая стихия «Мистера Вселенная» должна быть ему близка; и вообще устоять перед обаянием фильма живому человеку по-моему невозможно. На экране — как на арене или в венчающей фильм эстрадной песне Batticuore — народность и доступность уживаются с эстетством. Только оно у Кови и Фриммеля не показное, заключено в отточенности и деликатности каждого режиссерского хода. Может, как раз из-за деликатности эти авторы несправедливо неизвестны у нас, хотя их «Малышка» (La Pivellina) была в стабильно хитовой программе Петра Шепотинника на ММКФ и теоретически могла приобрести поклонников. Кови и Фриммель — тихие авторы, у нас же предпочитают более «нажористое» кино. Так или иначе, надеюсь на скорейшее появление фильма в России — чтобы отправить на него друзей. В «Мистере Вселенная» вновь появляется мелькавший в «Малышке» Тайро — Кови и Фриммель всегда работают с реальными людьми (в данном случае римскими циркачами), разыгрывающими вымышленную историю. Тайро подрос и стал дрессировщиком. В эту холодную осень он вынужден — позор! — работать всего с двумя животными: один тигр умер от рака, другой стар и устал, а лев Хаос не в настроении, рычит и того и гляди загрызет. А тут еще неизвестные злоумышленники (вероятно, свои же, из соседнего трейлера, но доказательств нет) крадут талисман — подкову, которую пятилетний Тайро получил в подарок от легендарного Черного Геркулеса — силача Артура Робина. Выход один — найти Мистера Вселенную, если он, конечно, жив. И Тайро отправляется в путь, по многочисленным родственникам, в то время как его лучшая подруга, акробатка Венди, начинает расследование со своей стороны. Человеческое тепло, юмор, обыкновенные чудеса; в качестве бонуса — пригретая папой Тайро обезьяна, ветеран итальянской киноиндустрии, работавшая с Феллини, Челентано (на «Бинго бонго») и Дарио Ардженто (в «Феномене»). РазочарованияСобственно, Пьяцца Гранде, визитная карточка фестиваля. Я понимаю, что собрать эту программу сложнее всего: у каждого фильма должен быть коммерческий потенциал (показы на Пьяцце — одна из важных доходных статей фестиваля), но Голливудом 11 вечеров не забить: правильного Голливуда не так много (в этом году единственным блокбастером Пьяццы стал «Джейсон Борн» Пола Гринграсса, который, по меткому замечанию Владимира Лукина, выступает Дзигой Вертовым на материале шпионского боевика). Надо искать альтернативные источники зрелищности — в европейском и азиатском кино. Последнее выручает (копродукция Малайзии и Индонезии «Взаимный обмен» — нуар о людях-птицах — запоминается надолго, помимо воли), а вот в Европе с большим, и жанровым, и умным кино не очень. Условный зритель Пьяццы — аналог советской интеллигенции, которая искренне брезговала Геральдом Бежановым, но только притворялась, что любит Тарковского (как сказала подруга моей мамы Надя Шмелева, честно отсидевшая «Ностальгию»: «Если бы можно было, ушла бы!»). Угодить ей арт-директор Карло Шатриан попытался академичными кинобиографиями («Паула» Кристиана Швохова), детективами («Мокка» Фредерика Мермуда), ретродрамами («Прекращение огня» Эмануэля Курколя) и драмами на актуальные темы («Небо ждет» Мари-Кастий Менсьон-Шаар) — вместе эти фильмы напоминают вялый телесериал; разве что «Небо», набитый штампами курьез о том, как наивных французских девочек вербует ИГИЛ, выделяется глупостью. Из некоторых фильмов можно узнать пару-тройку интересных фактов, не знаю, насколько достоверных. Вот в претенциозном и предсказуемом ужастике Жиля Маршана «В лесу» медленно, но верно сходящий с ума отец двух мальчишек просит детей угадать, какое живое существо составляет 80% биомассы планеты. Оказывается, земляной червь. На всех остальных, включая китов, слонов, людей etc — всего 20%. Единственный интересный европейский участник Пьяццы — биография Стефана Цвейга «Перед утренней зарей» актрисы и режиссера Марии Шрадер — как раз далек от стандартов «зрительского» кино и рассказывает не о великом, а о потерянном, страдающем человеке. Кадр из фильма «Джейсон Борн» Кадр из фильма «Паула» Кадр из фильма «Мокка» Кадр из фильма «Прекращение огня» Кадр из фильма «Небо ждет» Кадр из фильма «В лесу» Кадр из фильма «Перед утренней зарей» Кадр из фильма «Восхождение» Кадр из фильма «Все северные города» Увы, не слишком удалась внеконкурсная программа, прямо противоположная народно-буржуазной Пьяцце. «Знаки жизни» отданы на сто процентов неформатному, экспериментальному кино. И что? Почти вся ценность фотографического фильма Фионы Тан «Восхождение» в рассказе о том, что после Второй мировой войны американцы жестко цензурировали японские фильмы, вырезая из них кадры с... горой Фудзи, признанной символом милитаризма. У Тан звучит мысль, что для японцев в слове «пустота» нет негативного смысла; но я не японец, и пустота большинства экспериментов с формой меня утомила. Плюс от неформата ждешь рывков в будущее, а тут сплошь пережевывание уже сказанного и виденного, сплошное прошлое: Тан использует диалоги из фильма «Хиросима, любовь моя», смахивающий на профессионального грантоеда уроженец Боснии Дане Комльен в своем опусе «Все северные города» (где ничего не происходит, только трое бородатых мужиков, изображающих вроде как съемочную группу, отираются на заброшенных стройках СФРЮ и спят друг с другом, рассказывая истории о психологической зависимости от отцов) — диалоги из годаровской «Страсти». Один из бородачей — сам режиссер, полагаю, это выстраданный личный опус, но очень хочется его развидеть и вернуть 100 минут потраченного времени. СюрпризыПолитика, вынесенная за скобки фильмов, где ее как раз можно было бы ожидать. Египтянин Юсри Насралла в цветастой, шумной и пышной музыкальной мелодраме «Ручьи, луга и милые лица» концентрируется исключительно на жарких личных отношениях героев и приготовлении еды; правда, отрицательный персонаж — коррупционер, но вряд ли этого достаточно для заключений о социальной обстановке в постреволюционном Египте. Нет политики и в «Марии», дебюте Михаэля Коха, выбравшего в героини украинскую эмигрантку, мечтающую открыть салон красоты в Берлине. Ну разве что эпизод, в котором Мария заклинает подругу не возвращаться на родину никогда. Кадр из фильма «Ручьи, луга и милые лица» Кадр из фильма «Мария» Кадр из фильма «Горло Сердцо Живот» Кадр из фильма «Afterlov» Кадр из фильма «Темный череп» Приятный сюрприз — программа «Режиссеры настоящего», в которой чуть ли не каждый фильм отказывается от привычного сторителлинга и превращает кино в опыт, требующий физического погружения в экранную реальность: тяжесть шахтерского труда, подземный мрак и телесную скученность в боливийском «Темном черепе», изматывающую телесную близость с бывшей девушкой в греческом Afterlov или — самый жесткий эксперимент — концлагерный ад современных скотобоен во французском «Горле Сердце Животе». Подробнее расскажу в итоговом репортаже. Перед крушением в Ростове пилот увел Boeing в режим пике 2016-08-10 10:44 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) «В ходе предварительного расследования установлено, что командир Boeing 737-800, предположительно отдавая отчет в своих действиях и адекватно оценивая ситуацию, а также положение воздушного судна относительно земли, на протяжении 12 секунд удерживал кнюппель, чем привел стабилизатор в режим пике», — сообщил неназванный собеседник агентства. Кнюппель — это тумблер на рычаге управления, который отвечает за работу стабилизатора. Командир экипажа не говорил второму пилоту о том, зачем он делает это. На все вопросы он отвечал «Все нормально», слышно на записи речевого самописца. Источник издания отметил, что командир говорил спокойно и без нервозности. Также участники расследования рассматривают другие версии крушения: ошибка пилотирования в сложных метеоусловиях, неисправность руля высоты, а также усталость командира экипажа. Самолет Boeing 737-800, который летел по маршруту Дубай — Ростов-на-Дону, разбился ночью 19 марта при повторном заходе на посадку в российском аэропорту. Лайнер садился в сложных метеоусловиях: дул сильный боковой ветер, шел дождь. Погибли 62 человека. Для командира самолета Аристоса Сократоса рейс в Ростов должен был стать одним из последних — он собирался уволиться из FlyDubai и вернуться на родину на Кипр, где его ждала беременная жена. Перед вылетом пилот жаловался на усталость, поскольку этот рейс стал для него десятым за 11 дней. После авиакатастрофы в Ростове-на-Дону Следственный комитет возбудил уголовное дело по 263-й статье УК России (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта). ФСБ хочет улучшить систему прослушки для «пакета Яровой» 2016-08-10 10:23 Сейчас мобильные операторы используют Систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), которая записывает трафик конкретных людей и хранит его в течение 12 часов. ФСБ планирует расширить функции этой программы, чтобы увеличить срок хранения данных до 6 месяцев и записывать не только трафик, но и разговоры. Вероятно, затраты на усовершенствование СОРМ придется взять на себя не государству, а самим мобильным операторам, сказал источник «Ведомостей». С 1 июля 2018 года российских операторов обяжут хранить информацию о фактах звонков и сообщений пользователей на протяжении трех лет, а записи звонков и сообщений — полгода. Эти требования прописаны в «антитеррористическом пакете» поправок, принятом 7 июля 2016 года. Документ известен как «пакет Яровой», поскольку в его разработке участвовала председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая. «Антитеррористический пакет» законов расширяет список статей, по которым уголовная ответственность наступает с 14 лет. Также список поправок вводит в Уголовный кодекс статью о недоносительстве и обязывает мессенджеры расшифровывать сообщения по запросу ФСБ. В Кремле рассказали о «заказе» против Медведева 2016-08-10 10:05 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) История вокруг слов Медведева о зарплатах преподавателей «носит очевидно заказной характер», сообщили высокопоставленные собеседники издания. По их мнению, Медведев «пострадал за свою открытость», поскольку откровенно рассказал о своем пути во время выступления на молодежном форуме. Один из источников издания отметил, что скандал начался только на следующий день после выступления Медведева. «Тема носит сконструированный характер. Совершенно явно, что специально обученные люди вели мониторинг, искали определенные слова, которые можно выставить в негативном свете. В итоге вытащили тему, обыграли ее, подали в другом контексте, и она пошла», — сказал собеседник в Кремле. Кампанию против Медведева мог начать человек, который претендует на пост премьер-министра России, допустили источники. «В таком случае речь может идти о внутриаппаратном противостоянии», — допустил он. По другой версии, кампанию против Медведева начали некие «силы», которые хотят, чтобы «Единая Россия» получила как можно меньше голосов на предстоящих выборах в Госдуму (Медведев возглавляет эту партию). Источники считают, что это могут быть разные люди — «от оппозиционных партий до финансовых структур». Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не ответила на вопрос журналистов о том, считают ли в правительстве, что против Медведева развязали заказную кампанию. Дмитрий Медведев высказался о зарплатах учителей 2 августа 2016 года, выступая на форуме «Территория смыслов на Клязьме». Преподаватель Дагестанского государственного университета Гаджи Курбанов спросил у премьера, почему учителя в России получают 10-15 тысяч рублей в месяц, а полицейские — больше 50 тысяч. В ответ Медведев сказал, что не надо сравнивать зарплаты учителей и полицейских, а также отметил, что сам после университета стал преподавателем и получал 90 рублей, хотя в милиции ему могли платить 250 рублей. «Я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая ему положена по должностному расписанию, но еще что-то заработать», — сказал Медведев. Он назвал преподавание «призванием» и подчеркнул, что тем, кому «хочется деньги зарабатывать», стоит идти в бизнес. «Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю», — сказал Медведев в ответ преподавателю. На следующий день после форума, 3 августа, в сети стали публиковать видеозаписи с выступлением Медведева. Еще через день на сайте Change.org появилась петиция, автор которой призвал отправить премьер-министра в отставку. В первый день петицию подписали 160 тысяч человек, на текущий момент — около 266 тысяч. Россия стала пятой в медальном зачете Олимпиады 2016-08-10 09:36 Золото получил дзюдоист Хасан Халмурзаев, который победил американца Трэвиса Стивенса в весовой категории до 81 килограммов. Таким образом, в копилке российской сборной появилось три медали высшего достоинства. Серебряную медаль в командном многоборье завоевали спортивные гимнастки Ангелина Мельникова, Дарья Спиридонова, Алия Мустафина, Седа Тутхалян и Мария Пасека. Сборная России в общекомандном медальном зачете после четвертого дня Олимпиады находится на пятом месте с тремя золотыми, шестью серебряными и тремя бронзовыми медалями. Первое место у США с девятью золотыми наградами. На втором месте расположился Китай, а Венгрия сместила с третьей позиции Австралию. Медальный зачет Олимпиады 2016 года
Алексей Алексенко: Изготовление змеи 2016-08-10 09:16 dear.editor@snob.ru (Алексей Алексенко) Многие современные ученые, угоди они по ошибке в XV век, были бы рано или поздно сожжены за колдовство. Кто-то, возможно, продержался бы дольше: скажем, зловещая сущность полупроводниковых приборов не сразу стала бы очевидной для экспертов святой инквизиции. Другие — хоть те же специалисты по клонированию животных — отправились бы на костер чуть быстрее. Однако в целом, кажется, наша бесовская наука сильно разочаровала бы бдительных граждан той далекой эпохи: все же ничего подобного классическим полетам на метле, обращению в волка или абортированию зародыша силой мысли мы пока не освоили. Зато мы можем превращать мышей в змей. Утритесь, невежественные предки. Это ноу-хау, которым гордилась бы любая средневековая ведьма, изложено в недавней работе биологов из Гульбекяновского института науки, что в Португалии. Ученые могут сколько угодно оправдываться, что не имели в виду никакого чернокнижия, а просто хотели познать тайны развития и эволюции. Это пусть они инквизиторам расскажут. 1. Длинные мышиНачалось все с того, что у наших исследователей завелись мутантные мыши. В лабораториях, занимающихся биологией развития млекопитающих, всегда бывает полным-полно разных мутантных мышей. Часто они просто выглядят больными и слабыми, но эти мыши отличались интересной особенностью: вместо обычных для мыши 13 пар ребер у них было 24. Ребра росли у них вдоль всего хребта до самых задних лап. Как это принято у генетиков, получив мутанта, наши исследователи стали выяснять, что же испорчено у них в геноме*. Испорченным оказался ген GDF11. Этот ген кодирует белок, который умеет отключать другой ген — ОСТ4... Вот тут нашим читателям должно стать мучительно скучно, потому что статьи про генетику всегда полны таких трехбуквенных названий генов, которые все влияют друг на друга и в которых простому человеку разобраться нет никакой возможности. Тут придется пояснять. Генов у млекопитающих действительно очень много — тысяч двадцать-тридцать, — и все их трехбуквенные названия с цифирками не способен запомнить даже самый безумный биолог. Интересное и достойное запоминания начинается в тот момент, когда какое-то название гена начинает мелькать чуть чаще, в разных контекстах. И именно таков ген ОСТ4. И контекст, в котором вы могли с ним встречаться, вполне мог бы вам запомниться: за него в 2012 году дали Нобелевскую премию. ОСТ4 — один из так называемых «факторов Яманаки». Шинья Яманака получил свою премию за то, что научился делать из обычных клеток млекопитающих «плюрипотентные». То есть «почти что стволовые» клетки, способные превращаться в разные типы ткани. Пока ген ОСТ4 работает у зародыша, его клетки сохраняют способность, делясь, давать начало разным тканям. Отключился наш ген — и все, специализация становится необратимой, судьба зародыша предрешена. Чтобы не запутать читателя окончательно, скажем, что же произошло с нашими мутантными мышами. Поломанный ген GDF11 у них не успевал вовремя отключить ОСТ4, «фактор Яманаки», некоторые клетки зародыша чуть дольше оставались в неспециализированном состоянии — и в результате формировалось чуть больше ребер, чем положено мыши. Ребра вырастали, вырастали и никак не могли остановиться. Дать бы им побольше времени, и мышь превратилась бы в змею... 2. Проблема змеиТак вот, теперь о змеях. У змеи ребер столько, что и сосчитать нелегко. Однако при этом ни малейших мутаций в гене GDF11 у змеи (по сравнению с мышью) нет. Ген ОСТ4 — важный ген развития у всех животных на планете — вообще практически такой же что у мыши, что у змеи, что у уважаемого читателя. И между тем этот ген действительно работает у зародыша змеи дольше, чем у мыши — даже у мутантной мыши, — и в результате змея, выражаясь псевдонаучным языком, приобретает змеевидную форму. То есть, попросту говоря, становится змеей. Позвольте-позвольте: но если гены одинаковые, что же делает змею змеей?! Кстати, вспоминается сенсационный факт о том, что гены человека и шимпанзе тоже одинаковы на 99,9% — что же делает нас людьми? Вот тут и приходится вспомнить, что кроме генов, которые и впрямь подозрительно похожи у самых разных организмов, в геноме есть много всякой всячины, которую до недавних пор классифицировали как никому не нужный хлам. И вот этот хлам как раз довольно сильно варьирует между видами: те же человек и шимпанзе различаются по составу этого хлама больше чем на 1/10. Отличается и змея. Окрестности гена ОСТ4 у змеи совершенно не похожи на соответствующий участок генома мышки. Возникает разумная идея: именно в этой на первый взгляд невнятной ДНК и закодирован признак «змеевидности». Португальским биологам оставалось только это проверить. Генетики умеют проверять такие гипотезы. Надо просто взять кусок змеиного генома из окрестностей гена ОСТ4 и пересадить его в геном мыши. И ждать, когда получится зародыш. А потом сосчитать ему ребра и убедиться: ребер много. Слишком много для мыши. У мышонка с кусочком змеиной некодирующей ДНК (то есть «генетического хлама») вырастают дополнительные позвонки. Он практически готов превратиться в змейку. Даже жалко, что такой славный маленький монстр — будущий пушистый змееныш — погибает на стадии внутриутробного развития. 3. Что там на самом деле происходит?Португальские генетики объясняют это так: где-то в окрестностях важного гена ОСТ4 находится участок связывания GDF11. Если сам фактор GDF11 испорчен (как у мышки-мутанта) или если участок связывания выглядит так, как у гадюки (как, собственно, он и выглядит у гадюки или у мыши с пересаженным куском гадючьей ДНК), то ген ОСТ4 остается включенным чуть дольше. Даже при том, что все-все белки абсолютно одинаковы, в результате мы получаем эффектную разницу: длинный змеиный хребет с ребрами вместо короткого мышиного скелетика с четко оформленной грудной клеткой. Ехидные критики отмечают слабое место этой работы. Для полноты доказательства неплохо бы поставить обратный эксперимент: пересадить змеиному зародышу мышиную некодирующую ДНК и получить короткого мышеобразного змееныша. Эти злые люди, конечно, знают, что, когда змея откладывает яйцо, в нем уже содержится весьма развитый зародыш с головой и 26 позвонками, так что заниматься с ним генно-инженерными манипуляциями поздновато. На наш профанный взгляд, португальцы и так вполне доказали то, что пытались доказать: развитие животного может в значительной степени определяться не «генами» в точном смысле этого слова, а общей структурой генома, определяющей порядок и продолжительность работы этих генов. 4. Апология инквизицииНастоящий ученый на этом выводе и остановился бы. Но мы, праздные дилетанты, можем себе позволить еще чуточку поболтать. Нам хочется отметить, что вот такие факты исподволь меняют наши интуитивные представления об эволюции и уже поменяли их настолько, что и Дарвин бы не сразу их узнал (хоть и, несомненно, приветствовал бы). Когда-то казалось, что между короткой ящерицей (или короткой мышью) и длинной змеей лежит долгий и кропотливый эволюционный путь отбора крошечных изменений, удлинений тела, появления дополнительных позвонков, причем каждый шаг должен быть полезен для вида и поддерживаться отбором. Выясняется, что подобная мелочность природе совсем ни к чему. Вместо этого она одним чохом меняет большой кусок ДНК, к которому привязываются факторы, управляющие работой гена. В результате расписание этой работы меняется — и маленький сбой в расписании зародышевого развития приводит к колоссальным последствиям для взрослого организма. Природе остается только убивать нежизнеспособных уродов (вроде тех недомышат с удлиненным хребтом), а если новшество дает преимущество — например, способность ползать, извиваясь, шипя и жаля, — тогда ладно, пусть живет на земле новая тварь. Говорят, инквизиция была не такой уж невежественной: не ведьмы ее беспокоили с их сушеными пауками и ядовитыми травами, а защита цельного мировоззрения добрых обывателей, их представлений о благости и разумности устройства мира. С этой точки зрения современная биология развития и ученые, работающие в этой области, несомненно заслуживают аутодафе. Слишком уж быстро и безоговорочно раскрывают они жестокую простоту устройства всего живого. Мы бы и сами не стали об этом писать, оберегая хрупкий духовный мир читателя. Но кто знает, что они откроют в следующем месяце? Лучше уж готовить публику постепенно. Пока запомним, что сделать из мыши змею — это несложно. Привыкнув к этой мысли, через некоторое время можно будет двинуться дальше. ______________ * На самом деле история с мутантами GDF11 чуть сложнее — мы сократили историю ради наглядности, а полный вариант доступен в оригинальной статье по ссылке. Умер скульптор Эрнст Неизвестный 2016-08-10 09:10 dear.editor@snob.ru (Александр Бакланов) Эрнст Неизвестный умер в 8 утра 9 августа в больнице «Стони Брук» на юге штата Нью-Йорк, куда его привезли за день до этого с жалобами на сильные боли в желудке, рассказал близкий друг скульптора Джефф Блюмис. Он отметил, что за два дня до этого Неизвестный чувствовал себя нормально, поэтому его госпитализация стала неожиданностью. Неизвестного привезли в больницу 8 августа из загородного дома в городе Шелтер-Айленд, который расположен в штате Нью-Йорк на одноименном острове, рассказал журналист Олег Сулькин, который дружил со скульптором. По его словам, супруга Неизвестного Анна Грэм отвезла мужа в больницу, где тот скончался на следующее утро. Где и когда похоронят художника, пока неизвестно. Эрнст Неизвестный родился в 1925 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1943 году он ушел добровольцем на фронт. В 1945 году его тяжело ранили в Австрии. В СССР будущему скульптору вручили орден Красного Знамени за проявленное мужество и героизм. После войны в 1946-1947 годах Неизвестный учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге. Позднее он поступил в Московский художественный институт имени Сурикова, который окончил в 1954 году. На следующий год он стал членом Союза художников СССР. В 1962 году скульптора исключили из Союза художников после того, как тогдашний лидер СССР Никита Хрущев посетил выставку «К 30-летию МОСХа», где назвал работы Неизвестного «дегенеративным искусством». После смерти руководителя советского государства по просьбе его родственников Неизвестный создал надгробие, которое установили на могиле Хрущева на Новодевичьем кладбище. В 1976 году Неизвестный эмигрировал в Швейцарию, а спустя год переехал в США. После 1989 года скульптор неоднократно возвращался на родину. |
В избранное | ||