Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Тема дня: экономика N51, 27.02.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N51 (74)

26 февраля 2004

Тема дня: экономика

Актуальные экономические новости: мнения, позиции, взгляды

Первая рассылка вышла
1 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1476
 

СОДЕРЖАНИЕ

Центральный банк Российской Федерации установил с 27/02/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей

С.Степашин: Проверки НК помогут пополнить бюджет

Готовятся поправки в закон об аудиторской деятельности

Новая стратегия банковской реформы: ни принципиальных новшеств, ни серьезных идей

Кабинет Христенко дал старт "зонам роста"

 

Центральный банк Российской Федерации установил с 27/02/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей *


Цифр. КодБукв. КодЕдиницВалютаКурс
036   AUD 1   Австралийский доллар 22,0647
826   GBP 1   Английский фунт стерлингов 53,4211
974   BYR 1000   Белорусских рублей 13,2295
208   DKK 10   Датских крон 47,8012
840   USD 1   Доллар США 28,5110
978   EUR 1   ЕВРО 35,6273
352   ISK 100   Исландских крон 40,8877
398   KZT 100   Казахских тенге 20,4787
124   CAD 1   Канадский доллар 21,3119
578   NOK 10   Норвежских крон 40,3467
960   XDR 1   СДР 42,6302
702   SGD 1   Сингапурский доллар 16,8157
792   TRL 1000000   Турецких лир 21,4691
980   UAH 10   Украинских гривен 52,8892
752   SEK 10   Шведских крон 38,5466
756   CHF 1   Швейцарский франк 22,6224
392   JPY 100   Японских иен 26,1641
* Курсы установлены без обязательств Банка России покупать и продавать указанные валюты по данному курсу.

С.Степашин: Проверки НК помогут пополнить бюджет
Итоги предстоящих в 2004г. проверок Счетной палатой РФ крупных нефтяных компаний - как частных, так и государственных - будут содействовать дальнейшему упорядочению налогового законодательства и выявлению дополнительных резервов поступления доходов в бюджеты всех уровней. Такое мнение высказал сегодня глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин на встрече с послом США Александром Вершбоу. Ранее сообщалось, что Счетная палата намерена в 2004г. оценить оптимальность уровня налогообложения добычи углеводородного сырья в компаниях НК "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" и "Сибнефть". Кроме того, С.Степашин отметил, что начатый анализ итогов приватизации за последние 10 лет направлен на выявление фактов грубейших нарушений тогдашнего законодательства и привлечение к ним внимания правоохранительных органов.


Таким образом, подчеркнул он, для менеджмента производственных структур, не допускавших злостных нарушений и неукоснительно выполняющих свои налоговые обязательства перед федеральным и местными бюджетами, будет подведена черта под периодом неопределенности, и бизнес-сообщество окончательно убедится в необратимости итогов приватизации. Глава Счетной палаты положительно отозвался о взаимодействии его ведомства с Главным контрольным управлением США в вопросах совместной борьбы с отмыванием "грязных" денег и финансированием международного терроризма, а также в деле эффективного использования средств, выделенных США на утилизацию в России запасов химического оружия. Возвращаясь к российскому налоговому законодательству, стоит отметить, что в ближайшее время он может претерпеть некоторые изменения. В частности, МЭРТ РФ сегодня предложил внести изменения в закон о банкротстве, смягчающие условия погашения обязательных платежей. В документе, подготовленном министерством, отмечается, что поправки послужат созданию правовых условий для применения в отношении должника такой реабилитационной процедуры банкротства, как финансовое оздоровление. Они также предусматривают возможность заключения мирового соглашения в деле о банкротстве в случае, если государство является кредитором. Тем самым повышается возможность восстановления платежеспособности должников, одним из кредиторов которых является государство. Принятие поправок также позволит исключить злоупотребления при принятии решений о предоставлении отсрочек (рассрочек) погашения задолженности по уплате обязательных платежей в рамках дела о банкротстве. (РБК, 26.02.2004)

Начатый Счетной палатой РФ анализ итогов приватизации за минувшие десять лет направлен на выявление фактов грубейших нарушений тогдашнего законодательства и привлечение к ним внимания правоохранительных органов. Степашин подчеркнул, что, таким образом, "для менеджмента производственных структур, не допускавших злостных нарушений, и неукоснительно выполняющих сейчас свои налоговые обязательства перед федеральным и местными бюджетами, будет подведена черта под периодом неопределенности, и бизнес-сообщество окончательно убедится в необратимости итогов приватизации".
(РИА "Новости", 26.02.2004)

Характеризуя предстоящие проверки Счетной палатой крупных нефтяных компаний - как частных, так и государственных, С.Степашин сказал, что итоги этой работы будут содействовать дальнейшему упорядочению налогового законодательства, выявлению дополнительных резервов поступления доходов в бюджеты всех уровней. Глава Счетной палаты положительно отозвался о взаимодействии его ведомства с Главным контрольным управлением США в вопросах совместной борьбы с отмыванием "грязных" денег и финансированием международного терроризма, а также в деле эффективного использования средств, выделенных США на утилизацию в России запасов химического оружия.
(Интерфакс, 26.02.2004)


Готовятся поправки в закон об аудиторской деятельности
За тем, как аудиторы соблюдают стандарты своей деятельности, будут следить саморегулируемые организации. Такая поправка содержится в законопроекте, концепция которого была сегодня одобрена правительством.


Законопроект вносит изменения в закон об аудиторской деятельности. Основная его идея состоит в передаче ряда функций Минфина по регулированию аудиторской деятельности профессиональным аудиторским объединениям. В частности, им предлагается передать функции по ведению реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и учебно-методических центров. Также они должны будут организовать систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации. (Клерк ру, 26.02.2004)

Правительство одобрило основные положения поправок в закон «Об аудиторской деятельности». Если они станут законом, то часть функций Минфина перейдут к аудиторским объединениям. В частности они будут организовывать систему обучения и аттестации аудиторов и вести все реестры (например, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций).
(Двойная запись, 26.02.2004)


Новая стратегия банковской реформы: ни принципиальных новшеств, ни серьезных идей
ИА ФК-новости, 26.02.2004
МОСКВА, 26 февраля. /Корр. "ФК-Новости" Александр Дедул/. В феврале правительство рассмотрело новую стратегию развития банковского сектора и поручило министерству финансов и Банку России доработать ее в течение месяца. По оценке экспертов Центра развития, принципиальных новшеств и серьезных идей представленный документ не содержит.

Что же все-таки нового предлагает банковская стратегия и насколько она соответствует предпочтениям руководителей предприятий? С одной стороны, новая стратегия действительно гораздо больше ориентирована на взаимодействие банков с реальным сектором, прежде всего - на повышение роли банковского кредитования, с другой - ее основные мероприятия направлены скорее на расширение круга потенциальных заемщиков, в то время как предприятия больше интересует не возможность привлечения банковских ресурсов, а их цена.

Основным отличием нового варианта стратегии является перенос акцентов с внутренних для банковской системы сюжетов (укрепление стабильности, повышение качества надзора и т.д.) на внешние, то есть на повышение роли банковской системы в экономике. Среди конкретных вопросов, впервые внесенных в этот документ, следует отметить признание необходимости приоритетного развития банковских услуг, направленных на конечного потребителя. В первую очередь имеются в виду потребительский кредит и ипотека.

Принятый в конце ноября закон об ипотечных ценных бумагах позволяет банкам выпускать специальные облигации для финансирования ипотеки, однако, Банк России предлагает для банков, желающих этим заниматься, достаточно жесткую систему нормативов. В частности, право выпускать такие облигации получают только банки, чей портфель ипотечных кредитов составляет не менее 30 процентов капитала. Чтобы получить такое право, крупный универсальный банк должен предоставить кредитов на 100 млн. долларов, что практически нереально на ближайшие годы.

Росту объемов ипотечного и потребительского кредитования препятствует также нехватка информации по частным заемщикам, отсутствие у них кредитной истории, нечеткое залоговое законодательство. Упростить процедуру кредитования и снизить его риски могли бы системы кредитных бюро и единой государственной регистрации залогов, но для этого необходимы усилия самих денежных властей, так как само банковское сообщество эти структуры создать не способно. Помимо этого, развитию ипотеки мешает невозможность выселения несостоятельного должника из заложенной квартиры.

ЦБ вновь заявил о своем намерении стимулировать концентрацию банков. Предполагается установление минимально допустимого размера капитала банков (к началу 2007 года - 5 млн евро). Однако, в отличие от более ранних вариантов, предполагается, что до начала 2010 года в системе допускается существование банков, созданных до 2007 года с капиталом ниже 5 млн евро (при условии, что их капитал не снижается). Это отечественный аналог "дедушкиной" оговорки, принятой в конце 80-х годов Европейским сообществом, но с очень жестким сроком действия – только три года.

По нашей оценке, на конец 2003 года таким капиталом обладало 250-300 банков, к 2007 году этим требованиям (при условии устойчивого роста банковской системы) может соответствовать до 400-500 банков, а к 2010 году – 600-700. Таким образом, Банк России предполагает за шесть лет сократить численность банков в России примерно вдвое.

В новом варианте стратегии Банк России показывает, что он предпочитает видеть в российской банковской системе универсальные банки, хотя при этом допускает существование и специализированных банков, с особыми нормами регулирования (в качестве примера приводятся ипотечные банки).

В стратегии не нашла отражения активно лоббируемая банковским сообществом идея снижения ставок отчислений в ФОР. Впрочем, следует признать, что данный сюжет никак не может быть отнесен к стратегическим новациям, какое бы решение не предлагалось. Судя по обсуждению стратегии в правительстве Банк России готов идти на уменьшение норм резервирования.

Предполагается уже в 2004 году снять с банков часть несвойственных им функций, таких, как контроль за кассовой дисциплиной клиентов.

Нет и принципиальных изменений в перспективах участия государства в капиталах банков. К вопросу о выходе Банка России из капитала Сбербанка решено вернуться после вступления Сбербанка в систему страхования вкладов. В то же время в среднесрочной перспективе намечено снижение пакета правительства в капитале ВТБ до блокирующего пакета. В отношении Российского банка развития и Россельхозбанка отмечено, что их функции должны быть ограничены. Правда, в реальности эти банки все более и более универсализируются, а деятельность РБР вообще имеет мало общего с политикой развития.

В области банковского надзора основной упор сделан на повышение прозрачности кредитных организаций и контроль за качеством их управления. При этом Банком России уже сделаны серьезные нормативные изменения, подразумевающие оценку качественных параметров работы банка. Эти изменения приурочены к началу работы системы страхования вкладов населения. По итогам заседания правительства принято решение доработать документ в течение месяца, что означает его принципиальное одобрение.

Вновь вызвала дискуссию проблема участия Сбербанка в системе страхования вкладов. Несмотря на то, что закон был принят совсем недавно, правительство намерено инициировать изменение в правилах игры для Сбербанка. Предполагается, что государственная 100-процентная гарантия на вклады в Сбербанке будет работать только для вкладов, размещенных в Сбербанке до принятия закона, а новые вклады будут гарантироваться на общих основаниях. На наш взгляд, такая поправка принципиально ничего не меняет (вероятность банкротства Сбербанка в ближайшие три года ничтожна), а лишь ввергает простых вкладчиков в ненужную панику.

Нет определенности, кому поручить функции корпоративного ликвидатора. Предложение наделить ими вновь созданное агентство по страхованию вкладов пока не принято, так как по сути дела возвращает к некогда отвергнутой концепции объединить страхование вкладов и ликвидаторство в одной структуре.

Требует уточнения и план конкретных мероприятий, реализующих намеченную стратегию. В целом же, по нашей оценке, реализация новой стратегии не вызовет принципиальных изменений в банковской системе. Прежде всего, из-за позиции ЦБ, который выступает за эволюционное ее развитие.


Кабинет Христенко дал старт "зонам роста"
Николай Чеховский
Правительство одобрило пропылившийся более полутора лет законопроект Минэкономразвития об особых экономических зонах
Страна ру, 26.02.2004
После небольшой доработки через месяц проект закона «О создании правовых основ для функционирования технико-внедренческих и производственных зон» должен поступить в Госдуму. Как считают в кабинете министров, после вступления закона в силу российский экспорт увеличится на одну пятую, и в страну поступят миллиарды долларов новых инвестиций.

Смысл законопроекта в том, чтобы одним выстрелом убить аж трех зайцев: дать работу высококвалифицированным российским ученым, заставить работать на промышленный рост вывезенные ранее из страны деньги, и одновременно уйти от экспорта сырья к экспорту современной технологичной продукции.

В самом деле, еще несколько лет назад Россия обладала уникальным научным потенциалом, не до конца потерянным и сегодня, а на счетах россиян за границей ежегодно оседают десятки миллиардов долларов, стимулируя экономический рост развитых стран. Между тем, на горизонте маячит (хоть пока и не близко) снижение цен на нефть и, соответственно, еще большее отставание России от группы лидеров. Однако, чтобы решить стратегические проблемы с помощью имеющихся ресурсов, нужно принципиально изменить условия работы бизнеса в нашей стране. Эта задача масштабна, а потому не может быть решена в одночасье. Гораздо проще создать определенные «зоны роста», которые позволят как можно быстрее запустить правовые и экономические механизмы, а затем распространить положительный опыт на другие регионы.

Как заявил на заседании правительства замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, Минэкономразвития и Минфину удалось устранить большинство разногласий по вопросу создания в России особых экономических зон (ОЭЗ). Так, Минфин больше всего опасался, что ОЭЗ могут стать своеобразными налоговыми офшорами, и не более того. Однако, по словам Дворковича, об этом можно не беспокоиться, поскольку налоговые льготы будут предоставляться не территориям, а конкретным инвестиционным проектам, развиваемым на этих территориях. А потому использовать эти льготы для иной деятельности, в том числе за рамками территории ОЭЗ, будет невозможно.

Правда, по мнению представителя МЭРТа, пока остаются некоторые опасения относительно применения резидентами ОЭЗ трансфертного ценообразования. Однако замминистра заметил, что в МЭРТе «понимают эту проблему и будут стараться ее минимизировать, хотя трансфертное ценообразование - это общая проблема для российской экономики, а не только для особых зон». Таким образом, неравномерное развитие регионов - это еще одна цель, которую должны поразить особые экономические зоны. Как считают, в Минэкономразвития, без этого института попросту не удастся привлечь деньги во многие удаленные от центра районы, особенно Сибири и Дальнего Востока. Не секрет, что существующая сегодня разница в уровне развития регионов порождает не только многие социальные проблемы, но и стопорит развитие экономики в целом. Уже сегодня в правительство поступило 10 заявок от различных территорий на создание ОЭЗ - из Дальнего Востока, Краснодарского края, Поволжья, Татарстана, центра России и Северо-Западного региона.

Как говорится в концепции законопроекта «О создании правовых основ для функционирования технико-внедренческих и производственных зон», внедрение особых экономических зон в России позволит в ближайшие годы увеличить экспорт товаров и услуг на 20%. Для этого предполагается создать два типа ОЭЗ: промышленно-производственных (на территории с площадью не более 10 кв. км) и технико-внедренческих (на территории с площадью не более 1 кв. км). В пределах ОЭЗ будет установлен особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создан режим свободной таможенной зоны. Как пояснил журналистам Дворкович, «Инвесторы будут общаться не с десятком органов госвласти, а с одним, двумя, максимум тремя, включая налоговые и таможенные органы. - Они получат также налоговые льготы по региональным бюджетам на имущество, землю и на прибыль. ОЭЗ создают простой и благоприятный режим для ученых, которые готовы вложить свои открытия в промышленность, а также максимально простой административный режим для инвесторов». В этих условиях новые предприятия смогут быстро получить земельный участок, разрешение на строительство и без дополнительных существенных затрат начать инвестирование в проекты.

Власти надеются на то, что эти меры окажутся достаточно привлекательными, чтобы увеличить приток в Россию иностранных инвестиций вдвое, и российских - на десять процентов. Впрочем, большая часть иностранных инвестиций - это реэкспортированные российские капиталы. Только на первом этапе правительство рассчитывает на привлечение инвестиций объемом в миллиарды долларов.

Первые технопарки (так окрестили технико-внедренческие зоны) должны появиться в России уже в 2005 году, поскольку для них нужны «только комплекс зданий и незначительные инвестиции». В первом квартале будущего года правительство намерено объявить конкурс среди различных территорий, а к середине года - приступить к реализации утвержденных проектов. При проведении конкурса будет учитываться наличие трудовых, финансовых и земельных ресурсов, а также транспортной и энергетической инфраструктуры. Будет учитываться также готовность региональных властей предоставить инвесторам гарантии по налоговым преференциям и облегченному таможенному режиму. Производственные зоны должны появиться годом позже - в 2006-м. Поначалу планируется создать два-три технопарка и две-три промышленно-производственные зоны. Сегодня успешным примером работы особой экономической зоны является Калининград, в котором на предприятии «Автотор» собирают БМВ и «Киа». Кроме того, о создании маркетингового центра в Нижнем Новгороде только что объявила компания «Интел» - здесь известная корпорация собирается создать опорный узел для развития деятельности компании по исследованиям и разработкам в России и СНГ.

 
Ведущий рассылки "Тема дня: экономика " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное