Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Тема дня: экономика N31, 12.02.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N31 (54)

12 февраля 2004

Тема дня: экономика

Актуальные экономические новости: мнения, позиции, взгляды

Первая рассылка вышла
1 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1395
 

СОДЕРЖАНИЕ

Центральный банк Российской Федерации установил с 12/02/2004 следующие
курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей

МВФ рекомендует России поднять цены на энергоносители до мировых

Промышленное производство в январе выросло на 7,5%

Без подробностей: Правительство РФ изменит закон о страховании вкладов

У правительства гипертрофия надзорных функций

 

Центральный банк Российской Федерации установил с 12/02/2004 следующие
курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей
*


Цифр. КодБукв. КодЕдиницВалютаКурс
036   AUD 1   Австралийский доллар 22,2230
826   GBP 1   Английский фунт стерлингов 53,2820
974   BYR 1000   Белорусских рублей 13,2089
208   DKK 10   Датских крон 48,5200
840   USD 1   Доллар США 28,5312
978   EUR 1   ЕВРО 36,1576
352   ISK 100   Исландских крон 41,5241
398   KZT 100   Казахских тенге 20,5045
124   CAD 1   Канадский доллар 21,4070
578   NOK 10   Норвежских крон 40,9085
960   XDR 1   СДР 42,9209
702   SGD 1   Сингапурский доллар 17,0315
792   TRL 1000000   Турецких лир 21,2286
980   UAH 10   Украинских гривен 52,8023
752   SEK 10   Шведских крон 39,6487
756   CHF 1   Швейцарский франк 23,0257
392   JPY 100   Японских иен 27,0412
* Курсы установлены без обязательств Банка России покупать и продавать указанные валюты по данному курсу.
МВФ рекомендует России поднять цены на энергоносители до мировых
Эксперты Международного валютного фонда рекомендуют России поднять цены на энергоносители до международных рыночных цен. Как заявил старший экономист департамента по бюджетным вопросам МВФ Гюнтер Таубе, цены на энергоносители в России ниже мировых. «Это поощряет российскую экономику использовать электроэнергию так, что это, может быть, даже не соответствует ее потребностям», - сказал Таубе. «В соответствии с нашими рекомендациями нужно прекратить субсидировать цены на поставки энергоносителей. Эти субсидии выплачиваются из бюджета государства и, в конечном итоге, ложатся на плечи всех», - считает Таубе.


Он также отметил, что в России предоставляются банковские кредиты по ценам ниже рыночных. В качестве недостатков российской политики в сфере экономики Таубе также отметил выделение кредитов государственным предприятиям государственными же банками, что может привести к невозврату таких кредитов.
Другой эксперт МВФ Уильям Аллен указал, что фонд отмечает «существенное улучшение прозрачности бюджетно-налоговой сферы России по сравнению с докладом МВФ за 2001 год. Подобное улучшение наблюдается и по странам СНГ в целом». «Бюджеты правительств стали в целом более реалистичными и прозрачными», - отметил Аллен. (Газета, 11.02.2004)

"Необходимо прекратить предоставление никому не понятных субсидий и выплачивать их из бюджета государства. В конечном итоге это ложится на плечи всех", - отметил он. При этом У.Аллен подчеркнул, что предоставление субсидий, как в России, так и на Украине, существенно сократилось, однако банковские кредиты иногда предоставляются по ценам ниже рыночных. Кредитование государственными банками государственных предприятий зачастую приводит к не возврату кредитов, что является одной из главных проблем в ряде стран СНГ, считает У.Аллен. (РБК, 11.02.2004)

"Бюджеты правительств стали в целом более реалистичными и прозрачными", - отметил Аллен. По его словам, можно говорить и об улучшении бюджетной отчетности, которая стала более доступна общественности стран СНГ. "Налоговые системы стали более прозрачными благодаря консолидации налоговых законов в единый налоговый кодекс, введение современных налогов /например НДС/ и сокращению числа налоговых ставок", - считает эксперт. МВФ также отмечает, что процесс приватизации в странах СНГ стал более прозрачным. В качестве проблем эксперты называют отсутствие четкого разграничения сектора государственного управления и других секторов экономики, наличие косвенных субсидий, в том числе в деятельности естественных монополий, отсутствие четких правовых основ финансовых отношений между центром и местными органами управления. МВФ регулярно проводит обзор выполнения различными странами кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетной и налоговой сферах, который страны выполняют добровольно. В то же время, отвечая на вопрос о том, готов ли МВФ выделить дополнительные средства для повышения прозрачности налоговой и бюджетной сфер в России, Аллен отметил, что эта задача "должна быть решена в контексте национальных усилий". "Что касается МВФ, не думаю, что средства на эти цели могут быть предоставлены" , - сказал эксперт. (РИА «Новости», 11.02.2004)

Ни в одной из стран СНГ еще не достигнуто четкое разграничение сектора органов государственного управления и других секторов экономики. Об этом говорится в материалах,подготовленных к конференции Международного валютного фонда (МВФ), посвященной программе "прозрачности" в бюджетно-налоговой сфере в странах СНГ. В материалах отмечается, что многие бюджетные организации занимаются коммерческой деятельностью, и их операции не включаются в государственные доходы и расходы. Кроме того, во многих случаях не проведена консолидация финансовых операций внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования) с бюджетами центрального правительства. (РБК, 11.02.2004)

В МВФ также отмечают, что многие государственные предприятия выполняют государственные задачи, предоставляя услуги в виде жилья, энергосбережения - зачастую предоставляя косвенные субсидии, поскольку цены на эти услуги уступают рыночным. Из-за недостаточного учета данных операций бюджет не отражает полную картину общей финансовой деятельности, неясно также, кому подчиняются данные предприятия. Энергоснабжение по тарифам, не покрывающим расходы, ведет к расточительному потреблению и относится к важным участкам, на которых все еще возникают перекосы во многих странах СНГ, отмечается в материалах. (РБК, 11.02.2004)


Промышленное производство в январе выросло на 7,5%
Рост объема производства промышленной продукции в январе этого года по сравнению с январем 2003 года составил 7,5%. Об этом сообщил глава правительства РФ Михаил Касьянов на встрече с Владимиром Путиным.


По данным Госкомстата, в январе 2003 года объем производства промышленной продукции вырос по сравнению с январем 2002 на 4,9 проц и составил 623 млрд руб. "На состоявшейся в среду встрече президента России с премьером Михаил Касьянов также проинформировал главу государства о ходе законопроектной работы по разграничению полномочий между уровнями власти и о результатах заседания Совмина Союзного государства России и Белоруссии", - сообщил РИА "Новости" пресс-секретарь президента РФ Алексей Громов. (РИА «Новости». 11.02.2004)

Премьер-министр также проинформировал президента о ходе законопроектной работы по разграничению полномочий между уровнями власти и о результатах заседания Совета министров Союзного государства России и Белоруссии, сообщает пресс-служба главы Российского государства. (РБК, 11.02.2004)


Без подробностей: Правительство РФ изменит закон о страховании вкладов
Правительство России планирует внести изменения в закон о страховании вкладов, отменяющий госгарантии по тем депозитам, которые будут открыты в Сбербанке после вступления этого закона в силу. Об этом заявил первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев. Закон о страховании вкладов был принят Госдумой в конце прошлого года. Предполагается, что Сбербанк, чьи вклады гарантируются государством, вступит в систему страхования к 2007 году. До этого времени на вклады в банке распространяются государственные гарантии.


Первоначально правительство предлагало сохранить госгарантии только на "старые" вклады и распространить на вклады, открытые после вступления закона в силу, принципы системы страхования. Однако депутаты в прошлом году не поддержали это предложение.
По словам Улюкаева, правительство намерено ввести эти поправки в ходе весенней сессии.
Закон о страховании предусматривает, что все банки, желающие продолжить работу с частными вкладчиками, подают в Центральный банк соответствующие ходатайства, после чего Банк России проверяет их на соответствие ряду критериев - в первую очередь, свидетельствующих о финансовой устойчивости.
В случае, если состояние банка удовлетворяет этим критериям, он допускается к работе с частными депозитами при условии обязательного вступления в систему страхования.
Для выплат вкладчикам формируется специальный страховой фонд, в который банки делают специальные отчисления части средств, привлеченных на депозиты. В случае, если средств на выплаты не хватает, недостающие суммы выделяются из средств бюджета.
Закон гарантирует вкладчикам 100-процентную компенсацию по вкладам до 100.000 руб. Такие суммы составляют подавляющую часть вкладов физлиц в российских банках.
В отличие от других банков, которые отчисляют страховые взносы на общий счет, Сбербанк делает отчисления на отдельный до тех пор, пока его доля на рынке вкладов не снизится до 50%, но не дольше, чем до 1 января 2007 года.
В настоящее время объем привлеченных банками средств частных лиц составляет около 1.5 трлн. руб. (Финансовые известия, 11.02.2004)


У правительства гипертрофия надзорных функций
Ирина Алешина
Газета ру, 11.02.2004
В четверг правительство обсуждало стратегию развития российской банковской системы. Стратегия получилась расплывчатой. Государство обещало банкам кое в чем уступить, но о сроках умолчало. Однозначно было заявлено лишь о необходимости ужесточения надзора в банковском секторе.

То, что стратегия не очень-то согласована, стало ясно с первых минут заседания. Премьер-министр Михаил Касьянов сначала подчеркнул, что необходимо оценить роль государства в регулировании банковского сектора, и призвал правительство и Центробанк «посмотреть, а не чересчур ли мы регулируем кредитные организации» – и тут же добавил, что считает необходимым ужесточить контроль и надзор в банковском секторе.

По мнению Михаила Касьянова, качество надзора в российском банковском секторе улучшается недостаточно быстрыми темпами:
число банковских учреждений в стране по-прежнему исчисляется тысячами, в то время как в развитых странах счет идет на десятки.

На этом противоречия не закончились. Премьер, с одной стороны, выразил недовольство по поводу отсутствия хоть сколь-нибудь существенных шагов по применению административной реформы по отношению к регуляторам банковского сектора. Как известно, в ходе реформы предполагается значительную часть регуляторных функций отдать бизнесу, который для этого должен сформировать саморегулируемые организации (СРО) по отраслям.

С другой стороны, в стратегии развития банковского сектора предлагается ввести институт кураторов кредитных организаций. Минфин, позицию которого представлял первый замминистра Алексей Улюкаев, считает, что система кураторства обеспечит содержательную компоненту надзора.

В соответствии с концепцией, куратор кредитной организации будет работать в постоянном контакте с ее органами управления и сотрудниками и обладать всей доступной информацией о ее деятельности. Куратор будет давать адекватную оценку текущего состояния и перспектив развития банка, а также выявлять области повышенного риска ее деятельности.

С учетом того, что кураторов будет назначать ЦБ, можно сказать, что государство приставляет к каждому банку персонального опекуна. Формирование указанного института будет завершено в 2004 – 2005 годах.

Одну из главных интриг стратегии – величину ставки отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР), правительство успешно замяло. Сейчас по разным видам вкладов она составляет от 7 до 10 % (в развитых европейских странах ставка не превышает 3-4 %, в Новой Зеландии и Австралии – 0 %).

Банковское сообщество давно добивалось снижения ставки ФОР. В Минфине заявляют, что о снижении ставки говорить рано – пока не решены проблемы стерилизации нефтедолларов и создания стабилизационного фонда. Первый замминистра Алексей Улюкаев сообщил журналистам, что
в целом принято решение о необходимости снижения нормативов ставок ФОР.

«Но делать это надо аккуратно», – подчеркнул он. Аккуратность правительства выразилась в том, что в стратегии нет ни слова даже о приблизительных сроках снижения ФОР.

Зато правительство позаботилось о том, чтобы у банков сокращались издержки. Потому что иначе не повысить эффективность системы кредитования. Михаил Касьянов обратил внимание подчиненных на то, что в 2003 году
каждый третий кредит, привлеченный предприятиями, был из-за рубежа.

Ради снижения издержек правительство приняло решение в перспективе полностью отказаться от составления отчетности на бумажных носителях, и вообще о ее упрощении (сегодня банки вынуждены подавать в госорганы более 3,5 тысяч различных справок и документов).

Проще сделается и процедура реорганизации банка через слияния и присоединения, будет снято ограничение на выпуск облигаций по объему капитала банка и выделение залога из общей конкурсной массы.

Удовлетворена и другая многолетняя просьба, активно лоббируемая Ассоциацией российских банков (АРБ): будет введен новый вид депозитов – без права досрочного отзыва.

Комментируя одобренную в среду правительством туманную стратегию развития банковской систмы, президент АРБ Гарегин Тосунян выразил сожаление, что она практически не предусматривает налогового стимулирования капитализации банков. Речь идет об освобождение от налогов прибыли, идущей на увеличение собственных средств. Кроме того, негативно и то, что положение о снижении отчислений в ФОР до западных стандартов не было внесено в новую редакцию стратегии.

Господин Тосунян сообщил, что АРБ намерено добиваться снижения ставки ФОР к 2008 году: «Нам надо двигаться не по пути ограничения количества банков, а по пути снижения их затрат, чему и должно способствовать снижение отчислений в ФОР».

Он также с сожалением отметил, что правительство не поддержало предложение АРБ о нецелесообразности установления с 2007 года минимального размера капитала банков на уровне 5 млн евро: «принудительное завышение капитала банков не есть капитализация». По мнению главы АРБ, это приведет к тому, что крупные банки продолжат активно поглощать малые.

Аналитик банка «Зенит» Данила Левченко выделил в стратегии три основных минуса. Во-первых, стратегия не решает «стратегического вопроса» о собственности. В документе просто декларируется, что государство в лице ЦБ будет выходить из кредитных организаций, где оно акционер: «Это вопрос торга ЦБ с правительством, достаточно политический вопрос. И он в стратегии не решен».

Во-вторых, отрицательная сторона стратегии – «гипертрофированность надзорных функций». По словам господина Левченко, в ней осталось очень тревожное положение – предлагается установить правовые нормы, согласно которым ограничиваются возможности оспаривания решений ЦБ:
«Полиция, суд и исполнение приговора концентрируется в одних руках, и это очень настораживает».
Институт же кураторства, напротив, опасений не внушает.

И в-третьих, плоха общая неконкретность концепции и «расплывчатость» по срокам.

В числе плюсов Данила Левченко смог назвать только то, что концепция решает «ряд технических моментов» – в том числе по упрощению консолидации банков и составления отчетности.
 
Ведущий рассылки "Тема дня: экономика " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное